Порядок, последовательность проверки документов, удостоверяющих личность
Содержание:
- 1 Основания для проверки документов полицией
- 2 В каких ситуациях возможна проверка
- 3 Какие документы предъявляют полиции
- 4 Реквизиты запрашиваемых документов инспекторы указывать не должны
- 5 Действия сотрудников полиции при проверке документов граждан
- 6 Нужно ли требовать у сотрудника предъявить удостоверение?
- 7 Обязан ли полицейский показывать ориентировку
- 8 Сколько времени могут держать в отделении сотрудники полиции для установления личности гражданина?
- 9 Законодательное обоснование
Основания для проверки документов полицией
Статья 13 Закона «О полиции» предусматривает права полицейских, основное из которых заключается в пресечении любого преступления или правонарушения. Для предотвращения противоправных действий полицейские проверяют документы у граждан.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона «О полиции», основанием для проверки документов граждан сотрудниками полиции являются имеющиеся сведения следующего характера:
- указывающие на лицо как на подозреваемого в совершении преступления. К примеру, если на человека указывает пострадавшее лицо — в таком случае полицейские обязаны проверить паспорт и вызвать следственно-оперативную группу, в составе которой есть дежурный следователь. Именно он будет принимать решение о задержании подозреваемого, о направлении материалов в суд об избрании меры пресечения и т.д.
- сведения о нахождении человека в розыске: если внешность человека схожа с той, что дана в ориентировках разыскиваемых лиц, у него потребуют документ, устанавливающий личность, для сверки данных.
- усматривается повод к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного КОАП РФ. К примеру, если полицейские застали граждан, распивающих спиртные напитки в общественном месте – в этом случае таких лиц могут привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст.20.20 КОАП РФ, где в качестве наказания может быть применен административный арест, о чем выносит решение суд. До принятия такого решения полицейские могут ознакомиться с документами и поместить человека в камеру для административно задержанных.
- имеются основания для задержания. Сотрудники полиции, если застали человека на месте происшествия или непосредственно в момент совершения преступления, могут задержать его до выяснения обстоятельств и приезда следственной группы. К примеру, если в процессе обхода участковый замечает, как мужчина проникает в окно жилого помещения, расположенного на первом этаже — в такой ситуации участковый вправе его задержать, тем самым пресечь преступление, и потребовать его документы.
В каких ситуациях возможна проверка
Стоит сразу оговорить, что полномочия сотрудников правоохранительных органов, в том числе полицейских, строго регламентированы и поэтому ограничены законом. Соответственно без веских причин у вас не могут потребовать предъявления паспорта. Если же имеет место такое требование без законных оснований, то можно говорить о превышении полномочий и соразмерной ответственности сотрудника правоохранительного органа.
Среди оснований для проверки документов, ФЗ «О полиции» выделяет следующие ситуации:
- когда имеются причины полагать, что гражданином могло быть совершено преступное деяние;
- когда имеются подозрения, что гражданин объявлен в розыск;
- когда есть информация о совершении лицом административного правонарушения (в т.ч. когда гражданин был застигнут на месте совершения проступка);
- когда имеются основания для применения к гражданину задержания в качестве принудительной меры.
При этом основания для задержания гражданина также перечислены в законе. Помимо лиц, подозреваемых в совершении преступления, могут быть задержаны граждане:
- объявленные в розыск;
- совершившие побег из-под стражи или из психиатрической лечебницы;
- предпринявшие попытку проникновения на находящиеся под охраной объекты;
- уклоняющиеся от административного ареста;
- признанные невменяемыми на основании решения суда и уклоняющиеся от необходимого медицинского лечения;
- совершившие попытку суицида;
- нарушившие комендантский час;
- затребованные к выдаче иностранным государством;
- имеющие явные признаки психического отклонения, создающего опасность для окружающих.
Кроме того, на фоне введения личного банкротства, многие граждане, накопившие множество долгов получают ограничение выезда из РФ. Это также является основанием для предъявления паспорта сотрудникам соответствующего органа.
Если гражданин не относится ни к одной из названных выше категорий, то для проверки у него документов (паспорта гражданина) оснований нет.
Какие документы предъявляют полиции
Сотрудники полиции имеют право проверять документы не только у граждан, но и у должностных лиц, общественных объединений, организаций (лицензии, разрешения на определенный вид деятельности и т.д.).
Что касается населения, то, по смыслу закона, проверяются документы, удостоверяющие личность, к числу которых относится:
- общегражданский паспорт. В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», основным документом, удостоверяющим личность, является паспорт или иной документ, в котором указано гражданство лица.
- заграничный, дипломатический или служебный паспорт (на основании ст. 7 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерации».
- паспорт иностранного гражданина или иной документ, установленный законом или международным договором для иностранцев – в соответствии со ст. 10 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
- разрешение на временное проживание, вид на жительство (для граждан, не имеющих гражданство).
Перечень не носит исчерпывающий характер, и на практике к документам такого рода относятся:
- временное удостоверение личности гражданина РФ на срок, в течение которого проходит оформление паспорта;
- свидетельство о рождении для лиц, не достигших 14 лет;
- удостоверение личности офицера или государственного служащего;
- военный билет солдата;
- удостоверение беженца и т.д.
Реквизиты запрашиваемых документов инспекторы указывать не должны
Налогоплательщик обжаловал требование ИФНС о представлении 1 027 счетов-фактур, товарных и товарно-транспортных накладных к ним и иных документов, подтверждающих операции с контрагентом за квартал. По мнению компании, согласно п. 2, 3 ст. 93.1 НК РФ инспекторы должны указать в требовании сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку.
Суды такое толкование кодекса не поддержали. Арбитры указали, что ст. 93.1 НК РФ не устанавливает обязанности налогового органа указывать в требовании реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов. При этом нормы законодательства о налогах и сборах также не содержат запрета на истребование документов по нескольким сделкам. Фемида также подчеркнула, что инспекторы не должны сообщать контрагенту проверяемого лица причины, по которым ими было принято решение о необходимости направить требование.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2022 № Ф06-42165/2018
Примечание редакции:
Не получится признать незаконным и требование, в котором не указано мероприятие налогового контроля. С точки зрения ВС РФ, главное, чтобы можно было понять, о каком контрагенте идет речь, какие документы и за какой период нужны ИФНС. Отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля носит формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования инспекции (Определение ВС РФ от 19.09.2018 № 307-КГ18-14038).
Действия сотрудников полиции при проверке документов граждан
Действия полицейских не только должны быть обоснованными, но и понятными для граждан. Из этого следует, что полицейский обязан представиться, назвать свою фамилию и должность, сообщить цель обращения и в связи с чем возникла необходимость проверки документов, удостоверяющих личность.
Сотрудник полиции не обязан показывать удостоверение, но по просьбе задержанного или иных лиц, которых попросили предоставить документы, он должен развернуть удостоверение и продемонстрировать его. Те сотрудники полиции, которые несут службу в общественных местах (ППСП), имеют специальные нагрудные знаки, по которым их идентифицируют.
Если гражданина задержали (к примеру, до приезда следственной группы), то ему должны разъяснить основания задержания.
Полицейский вправе применить силу, но только в случае сопротивления законным действиям. Невыполнение требований полиции о прекращении противоправных действий влечет административную или даже уголовную ответственность.
К примеру, по ст. 19.3 КОАП РФ гражданину за неповиновение законного требования представителя власти о прекращении противоправного поведения могут назначить наказание до 15 суток административного ареста. Если в связи с исполнением служебных обязанностей к сотруднику полиции было применено насилие или высказана угроза применением насилием, виновного ждет уголовная ответственность по ст. 318 УК РФ.
Напротив, если гражданин полагает, что в отношении него требования полицейского не были основаны на законе и необходимости в проверке документов не было, можно обратиться с жалобой в прокуратуру. Будет проведена проверка, по итогам которой виновные лица, если будет установлено явное превышение должностных полномочий, может повлечь дисциплинарную или даже уголовную ответственность в соответствии со ст. 286 УК РФ.
Нужно ли требовать у сотрудника предъявить удостоверение?
Сотрудник МВД обязан предъявить свое служебное удостоверение по первому требованию гражданина, чью личность он желает проверить. Такую просьбу гражданин должен высказать при наличии малейшего подозрения на правомочность его остановки. Он фиксирует звание, должность, отделение полиции и фамилию полицейского. Удостоверение можно не просить, если у проверяющего имеется нагрудный знак с номером. Если полицейский допустил нарушения при проверке документов, то гражданин может направить жалобу в вышестоящую инстанцию полиции, в прокуратуру, в службу собственной безопасности МВД. Действенным способом считается обращение к депутату и СМИ. При существенных нарушениях можно обратиться в суд. Закон РФ дает право сотрудникам полиции проверять документы у граждан при наличии веских оснований. При отказе от законных требований полиции могут последовать административные наказания. Если полицейский превышает полномочия, то любой гражданин может направить жалобу в соответствующую инстанцию. Проверка документов должна являться мерой обеспечения безопасности людей, а не произволом сотрудников МВД.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84 |
Обязан ли полицейский показывать ориентировку
Вопрос об обязанности показывать ориентировку является дискуссионным. С одной стороны, существуют ст. 24 ч. 2 Конституции РФ, которая гласит, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Также данная норма уточнена в ст. 5 ч. 7 № 3-ФЗ «О полиции», которая гласит, что полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Ориентировка является документом, на который ссылается полицейский при ограничении права гражданина. Следуя букве закона, сотрудник полиции обязан ознакомить с ней лицо, чьи права ограничиваются. Однако на практике сотрудники полиции чаще всего не имеют при себе ориентировки в письменном виде, а также не имеется каких-либо разъяснений судов, которые бы обязывали сотрудника полиции показывать данный документ гражданину. Исходя из данной ситуации с правоприменительной практикой, можно сделать вывод о возможности полицейского ограничивать права любого гражданина по своему усмотрению без законных оснований, а нужная ориентировка в случае чего всегда найдется. В связи с вышеперечисленным чаще всего не имеет смысла требовать от полицейского разъяснений законного основания, которым он руководствуется, когда ограничивает Ваши права, в силу невозможности проверить правдивость слов стража правопорядка.
Сколько времени могут держать в отделении сотрудники полиции для установления личности гражданина?
В соответствии с частью 1 статьи 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок административного задержания не может превышать трех часов. При необходимости установить личность или выяснить обстоятельства административного правонарушения этот период легко продляется до сорока восьми часов. Срок административного задержания начинает течь с момента доставления гражданина в отделение полиции, по факту задержания гражданина сразу же должен быть составлен протокол задержания.
Законодательное обоснование
Процедура проверки водительского удостоверения, автомобильного паспорта, страхового сертификата входит в перечень государственных мероприятий, предусмотренных пунктом 31 Административного регламента ГИБДД МВД РФ. Подраздел 63 Приказа МВД России №185 от 2 марта 2009 года указывает, что остановка транспорта для ознакомления с сопроводительными бумагами допускается только на стационарном посту патрульной службы.
Проверка документов сотрудниками ДПС вне стационарного поста осуществляется во время оперативных акций, проводимых правоохранительными органами.