Различные виды транспорта для детей: список, описание и особенности
Содержание:
- 1 Зачем детям нужно знать о транспорте
- 2 Транспортная классификация
- 3 Характеристика наземного транспорта
- 4 Перевозка детей: автобусам снижают возраст
- 5 Особенности водного транспорта
- 6 Безопасность
- 7 Авиационный транспорт, его характеристика
- 8 До какого возраста несовершеннолетний может ездить бесплатно?
- 9 Игры для детей
- 10 Дополнительные льготы
Зачем детям нужно знать о транспорте
Полноценное развитие малышей осуществляется через знакомство с окружающим миром. Интересны такие вопросы для детей: какой бывает транспорт, зачем он нужен людям. Знакомство дошкольников с транспортной классификацией формирует у них новые знания о различных видах, их особенностях, предназначении, обогащает словарный запас, закрепляет родовое понятие «транспорт». Кроме того, детальное рассмотрение этой темы позволяет научиться следующему:
- сравнивать различные виды транспорта, для детей важно уметь находить общие и отличительные признаки;
- объединять их в группы по единым основаниям, классифицировать;
- познавать правила поведения в разнообразных типах транспорта.
Изучение нового материала способствует формированию и личностных качеств дошкольников: критичность, ответственность, развиваются мышление, память, быстрота реакции, воображение.
Транспортная классификация
Весь транспорт классифицируется по разным основаниям: способу передвижения и предназначению.
По способу перемещения выделяют следующие виды:
- наземный — движение происходит исключительно по земле или рельсам (автобус, троллейбус, поезд);
- водный — передвигается по морю или реке (теплоход, катер, баржа);
- авиационный — летает по воздуху (самолет, вертолет).
По предназначению выделяют следующие виды транспорта:
- пассажирский — перевозит людей, доставляет их в нужное место (автобус, речной трамвай, самолет);
- гужевой — для перевозки различных грузов (повозка, баржа);
- специальный — используемый в определенной деятельности, оснащенный профессиональным оборудованием (пожарная машина, скорая помощь, полицейский автомобиль);
- сельскохозяйственный — применяемый в подготовке пашни, уборке урожая и подобных работах (трактор, комбайн).
Характеристика наземного транспорта
Наземный транспорт осуществляет движение по земле при помощи колес, рельсов, животных, гусениц. Может быть пассажирским, грузовым или специализированным. Здесь необходимо описать следующие основные виды транспорта для детей:
- Автобус — перевозит пассажиров, доставляет их в нужную точку города, имеет строгий маршрут и специальные места для остановок, где производится посадка и высадка людей. Туже функцию выполняют троллейбус и трамвай, отличающиеся от автобуса тем, что работают не на бензине, а на электричестве, кроме того, трамвай ходит по рельсам.
- Поезд — железнодорожный транспорт, осуществляющий движение по рельсам, может быть как пассажирским, так и грузовым, совершает перевозки между городами и селами.
- Пожарная машина — используется для тушения огня, оснащена специальным оборудованием, имеет звуковой сигнал, предупреждающий других водителей о ее приближении.
- Скорая помощь — предназначена для перевозки больных людей, имеет все необходимое оборудование, позволяющее доставить пациента в больницу в удовлетворительном состоянии. Как и пожарная машина, имеет специальную мигалку и звуковой сигнал, оповещающий о том, что скорую помощь необходимо пропустить.
- Полицейский автомобиль — используется для патрулирования дорог, поимки преступников. Машина оборудована мощным двигателем, позволяющим развивать хорошую скорость, что так важно при погоне.
- Грузовая машина — предназначена для перевозки различных грузов: пищевых, строительных, бытовых и многих других. Может иметь желтые проблесковые маячки, говорящие о том, что машина везет опасный багаж.
Транспорт бывает и подземным, например, метро доставляет пассажиров к месту назначения, как автобус или трамвай.
Перевозка детей: автобусам снижают возраст
Введение запрета на перевозку групп детей автобусами старше десяти лет неоднократно переносили из-за неготовности рынка. Правительство в итоге решило вводить ограничения поэтапно, начиная с 1 июля нынешнего года. Удастся ли властям не обрушить рынок детских перевозок?
Ирина Зверева
В ЦЕЛЯХ БЕЗОПАСНОСТИ
Указанный запрет — один из пунктов правительственного постановления № 1177, которое было принято еще в 2013 году. Также им определялся список документов для работы в отрасли, в том числе график движения, порядок выхода на линии и даже перечень продуктов для сухого пайка детей на борту автобусов.
Вступление запрета на старые автобусы для детских перевозок — дело решенное. Ведь кабмин, как подчеркивал его руководитель Дмитрий Медведев, руководствуется вопросами безопасности. Вопрос разве что в сроках. Норма откладывалась неоднократно: с 2014 года ее введение переносили на июль 2015-го, январь 2017-го, июль 2017-го и на январь 2020 года.
Последний на момент написания статьи перенос — на 1 июля нынешнего года с поэтапным вступлением в силу. С указанной даты запрет начнет действовать для автобусов массой до 5 тонн, которые отправляются или прибывают в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Для автобусов массой более 5 тонн с пунктами отправления или прибытия в этих же регионах — с 1 октября. У всех остальных регионов РФ времени на подготовку к изменениям больше: автобусы массой до 5 тонн старше 10 лет перестанут использовать для перевозки детей с 1 апреля 2020 года. Более 5 тонн — с 1 октября следующего года.
Организованной, согласно законодательству, считается перевозка детей в группах от 8 человек в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству. Это касается как заказных перевозок (на экскурсии, спортивные соревнования, в лагеря и базы отдыха и т. п.), так и школьных — доставка детей до мест учебы.
Срок эксплуатации техники нужно будет подтвердить документально, предоставив копии свидетельств о регистрации ТС, их паспортов, диагностических карт прохождения ТО. Отдельно потребуется подтвердить наличие в автобусах тахографа, а также оснащение спутниковой навигацией ГЛОНАСС/GPS.
За нарушение требования по возрасту ТС на перевозчика налагаются штрафы в соответствии со статьей 12.23 КоАП РФ, сумма которых, в зависимости от конкретного нарушения, может достигать 200 тыс. рублей.
Суровые требования к возрасту автобусов в правительстве объяснили тем, что аварии часто происходят из-за неисправности транспорта. А чем старше машина, тем выше риск, что у нее что-то выйдет из строя.
Согласно исследованию Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, с годами значительно увеличивается количество отказов автобуса. Это происходит при 300 тыс. км пробега во внутригородских условиях и при 500 тыс. км в междугородных. При этом 30 % отказов связано с рулевым управлением и тормозной системой.
Автобусы, перешагнувшие десятилетний рубеж, отстают от современных требований, предъявляемых к элементам активной безопасности. Причем это происходит независимо от марки производителя и страны выпуска, заявили в общественном совете при Минтрансе РФ. Запас прочности конструкции старых автобусов снижается в 1,5–2,5 раза, что в свою очередь значительно увеличивает риск внезапного выхода из строя узлов и агрегатов.
В современной системе сертификации количество требований увеличилось, а до 2007 года большинство автобусов сертифицировались без наличия систем устойчивости, предохраняющих от опрокидывания, и т. п.
Больше половины автобусного парка в РФ, по данным ГИБДД, составляет старая техника, и с каждым годом парк продолжает стремительно стареть. Что касается именно детских перевозок, то, по экспертным данным, 30–40 % парка школьных автобусов и около 80–90 % туристических автобусов старше 10 лет.
Таким образом, проблема с автобусами, выработавшими свой эксплуатационный ресурс, особенно актуальна в сфере турперевозок.
Вот как это выглядит в региональном разрезе: в Мордовии доля новых экскурсионных автобусов составляет 28 %, в Карелии — 12 %, в Ярославской области — 23 %, в Тверской области и вовсе 9 %. В столицах дело обстоит получше: новые автобусы составляют половину экскурсионного автопарка для детей в Москве и 37 % в Петербурге. Такие данные приводились в совместном исследовании Московского транспортного союза, Общероссийского народного фронта, Минкультуры и Минобрнауки.
На штрафстоянки регулярно поступают десятки автобусов с неисправностями рулевой и тормозной систем, отмечали в ГИБДД РФ.
СМЕРТЕЛЬНАЯ ПОЕЗДКА
Проблема со старой техникой усугубляется: в ходе обсуждения этой темы приводились данные о том, что в прошлом году количество смертельных случаев в результате аварий с автобусами выросло примерно на 30 % (по сравнению с 2016-м). Особенно большой резонанс приобретают аварии, где жертвами становятся дети. В связи с этим власти и общественники призывают минимизировать риск хотя бы в отношении детей, чтобы родители спокойно отправляли их в школы, на экскурсии и соревнования.
В СМИ прогремели немало резонансных ДТП с участием старых автобусов: так, в прошлом году древний агрегат из-за внезапно отказавших тормозов рухнул в Керченский пролив, став причиной гибели 19 человек. Или случай, когда у 26-летнего автобуса Mercedes внезапно сел аккумулятор при переезде железнодорожных путей — от столкновения с поездом погибло 16 человек.
В прессе немало подтверждений отказов старой техники: даже если никто не погиб, случаи вызывают резонанс в обществе. В конце марта этого года произошло возгорание в моторном отсеке автобуса с детьми в Кемеровской области. ЧП произошло с корейским автобусом SsangYong Istana — эта модель не выпускается уже 15 лет. Также в конце марта произошло задымление автобуса с журналистами во Владимире — на этот раз это был ПАЗ, который эксплуатировался 20 лет. Сторонники запрета ссылаются на опыт европейских странах, где автобусы старше 10 лет вообще не используются в пассажирских перевозках.
В Евросоюзе удивляются технике, используемой россиянами для дальних перевозок. Показателен инцидент с автобусом Neoplan с российскими детьми в Берлине. В ходе проверки автобуса полицейские обнаружили, что у автобуса не закреплен бензобак, не работали левый передний и правый задний тормоза, была сломана подвеска передней оси, тормозные диски полностью изношены, а выхлопная система повреждена настолько, что грозила возникновением пожара. Автобус эксплуатировался 15–20 лет.
АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ
Соображения безопасности вполне понятны, однако есть и критики идеи введения запрета. Например, член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков заявлял в прессе, что никакое из ведомств не смогло предъявить статистику зависимости количества аварий от возраста автобуса. Таким образом, внятного обоснования для запрета автобусов именно старше 10 лет нет, говорил он.
В департаменте автобусов «Даймлер КАМАЗ РУС» (ООО «ДК РУС») тоже не видели официальной статистики о причинах аварийности на основании возраста и техсостояния автобусов. «На наш взгляд, подобные решения должны быть приняты на основе статистических данных», — считают в компании.
Эксперты и игроки рынка приводят немало весомых аргументов против введения ограничений в предлагаемом виде. В частности, говорят, что в постановлении не учтена возможность того, что с момента выпуска автобус может либо длительное время не эксплуатироваться вообще, либо эксплуатироваться с небольшим ежедневным пробегом.
Особенно это актуально для школьных перевозок, ведь такие автобусы, как правило, выходят на линию не каждый день и проезжают за сутки небольшое расстояние. При этом такая техника делает мало остановок, и у них меньше нагрузки на двигатель и трансмиссию, чем у обычных маршрутных автобусов. Соответственно, их техническое состояние сохранится дольше, чем у последних (при одинаковом техническом обслуживании).
Среди аргументов противников запрета — тот факт, что устаревают именно определенные конструктивные особенности, так что привязывать ограничения надо именно к их состоянию, а не просто к возрасту автобуса. Таким образом, логично пойти на усиление контроля технического состояния, а предельный возраст — не панацея. Да и срок в 10 лет — чем он обоснован?
В частности, представители Российского союза туриндустрии заявили, что безопасность перевозок зависит не от года выпуска автобусов, а от правильного их использования.
«Здравый смысл в этих аргументах, безусловно, есть. Действительно, своевременное ТО играет большую роль, — комментирует генеральный директор ГУП МО «Мострансавто» Владислав Мурашов. — Но у каждой техники есть свой ресурс. Например, многие авиакомпании выводят из эксплуатации те самолеты, которые технически исправны, но срок их гарантированной службы подошел к концу. Даже если механизмы работают, в какой-то момент техника вырабатывает свой ресурс, заложенный производителем — это исчерпывает гарантию бесперебойной работы во время эксплуатации и безопасности».
Эксперт также приводит опыт европейских стран, где средний возраст автобусного парка редко превышает 8 лет, так как при длительной эксплуатации есть риски выхода из строя ключевых составляющих безопасности перевозок. В Великобритании средний возраст автобусов составляет 5,9 лет, в Дании — 6 лет, во Франции — 7,7. Вопросы безопасности тем более важны в летний период, когда речь идет о частых перевозках детей, уверен Мурашов.
«За 10 лет очень многое меняется, в том числе требования к уровню безопасности. Технологии не стоят на месте, и оснащение автобусов также претерпевает существенные изменения», — поддержали введение ограничений для старой техники в .
Ее представитель для примера сравнил автобусы крупнейших европейских производителей в комплектации 2007 и 2020 гг. На смену ABS пришла EBS, круиз-контролю — адаптивный круиз-контроль, экологический стандарт Евро-3 сменился на Евро-5 и Евро-6. Появились контроль полосы движения, экстренное торможение, курсовая стабилизация, алкозамок, мультиплексная система (система контроля параметров автомобиля), система контроля парка (пробеги, сроки ТО, стиль вождения, количество экстренных торможений, холостой ход и др.), ЭРА-ГЛОНАСС. «Современные автобусы гораздо технологичнее и безопаснее автобусов десятилетней давности, — уверен представитель компании. — А надлежащий сервис автобусной техники, к сожалению, встречается не так часто, как хотелось бы. Поэтому аварии со старой техникой случаются достаточно часто, в том числе с летальным исходом, независимо от бренда и страны — производителя автобуса».
В «MAH Tpaк энд Бас РУС» согласны с предлагаемым возрастным цензом. «10 лет назад автобусы (даже MAN) не могли обладать оснащением, необходимым сегодня в соответствии с современными, существенно изменившимися требованиями в области безопасности, например ECE R66.02 (жесткость кузова), ЭРА-ГЛОНАСС и т. п., — прокомментировали в компании. — Естественно, современные машины обладают существенно более высоким уровнем безопасности по сравнению с 10‑летними».
СВОЕ ИЛИ ЧУЖОЕ?
У критиков запрета есть и другие претензии. Они призывают не «стричь автобусы под одну гребенку», ведь старая иномарка мирового производителя, согласно их аргументам, безопаснее отечественных машин, даже новых.
Судить о безопасности автобусов следует не по возрасту, а по уровню оснащения (при надлежащем обслуживании), комментирует представитель ООО «ДК РУС». Он перечислил такие необходимые опции, как дисковые тормоза, антиблокировочная и противобуксовочная системы. Этим по полной программе оснащены даже не очень новые автобусы мировых брендов.
Есть и такое возражение, что российская техника не самая экономичная как по расходу ГСМ, так и по стоимости технического обслуживания и ремонта.
Современные модели автобусов ПАЗ соответствуют всем техническим требованиям по безопасности и надежности, не согласны с постановкой вопроса в .
Так, ПАЗ-3205 комплектуется двигателями нового поколения, пневматической системой торможения, системой ABS, а электропроводка укладывается специальным образом для исключения вредных контактов, которые могли бы привести к замыканию.
В сегменте туристических и междугородных автобусов Ликинским автобусным заводом выпускаются модели «Круиз», «Вояж» и «Вояж L», которые соответствуют международным стандартам безопасности, имеют широкий набор опций.
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина полагает, что именно в туристическом классе нашим производителям нечего предложить. «В России автобусы туристического класса практически не производятся. Единственная альтернатива — китайские, их ввозится 100–150 в год. Всего, вместе с европейскими, в России в год появляется максимум 200 «молодых» автобусов, — заявляла она в ходе одной из пресс-конференций на проблемную тему. — А заменить потребуется более 10 тыс. машин, на что при нынешних темпах обновления парка уйдет 50 лет. Европейские автобусы вообще непонятно, как покупать и окупать: самый дешевый Mercedes — 16 млн рублей, и это суперцена. Setra стоит под 40 млн рублей».
В первую очередь во главу угла встают экономические соображения, ведь покупку иномарок «брендовых» производителей в качестве тех же школьных автобусов городские и районные бюджеты (если речь идет о глубинке) могут просто не потянуть. Стоимость нового автобуса исчисляется десятками миллионов рублей.
Впрочем, в сфере школьных перевозок реформа идет достаточно активно: правительство РФ стимулирует интенсивное обновление парка школьных автобусов: так, в 2016–2017 годах в рамках федеральной программы парк школьных автобусов был обновлен на 4 тыс. единиц. Куда сложнее ситуация с заказными перевозками организованных групп детей — туризм, доставка до детских лагерей и т. п.
Если учитывать данные, что 80 % автобусов имеют возраст более 10 лет, ровно на столько снизится предложение услуг для перевозки детей. И для заказа автобуса выстроится очередь из образовательных учреждений, а сами мероприятия придется планировать сильно заранее. Например, по данным министерства образования Коми, сейчас не реализована потребность в доставке к дошкольным образовательным заведениям трехсот детей.
Представители отрасли подсчитали, что с учетом лизинговых или кредитных платежей на окупаемость автобуса требуется не меньше 10–15 лет. Кто будет заниматься бизнесом себе в убыток?
Руководитель рабочей группы по автобусам Российского союза туриндустрии Владимир Рабинков в конце прошлого года оценил потребность в новой технике в 10 тыс. автобусов. Он также рассказывал о предполагаемом росте цен. Мягко говоря, не все перевозчики и туристические компании готовы обеспечить соответствующим транспортом всех желающих. И вложения в обновление автопарка, очевидно, скажутся на стоимости туристических поездок для детей — она может резко возрасти.
Пока цена шестичасовой поездки группы детей — это примерно полторы тысячи, сообщил Рабинков. Если едет 40 детей, то родители скидываются по 250 руб. Если же будет введено ограничение по возрасту транспорта, то родителям нужно будет сдать уже по 700 руб. «Произойдет резкое, примерно трехкратное, удорожание. Иначе ни один перевозчик не купит автобус для работы в убыток. Не будет отменена норма о возрасте автобусов — детские перевозки исчезнут», — приговорил эксперт.
Противники запрета предсказали, что из-за нехватки транспорта будут реализованы незаконные схемы обхода запрета, способствующие развитию коррупции. Самое опасное, что перевозка детей в обход требований будет полностью теневой, бесконтрольной, и всплывать это будет уже постфактум дорожных происшествий.
В ГИБДД же стали утверждать, что представители отрасли сгущают краски. «Парк школьных автобусов обновляется, шагающих по обочинам детей не будет, — обещал замначальника отдела технического надзора ГИБДД МВД России Сергей Чипурин. — Срок эксплуатации транспортных средств, установленный законом, будет влиять на обновление».
ЗАРЕГУЛИРОВАЛИ
Грядущий возрастной ценз — это, отметим, еще не все, что мешает развитию рынка детских перевозок. Его участники жалуются на зарегулированность в целом. Председатель подкомитета по туристско-экскурсионным перевозкам Московской торгово-промышленной палаты Михаил Болигузов отмечал, что надуманные требования к детским перевозкам приводят к массовому уходу туристско-рекреационных перевозчиков из бизнеса. «Если я как перевозчик везу группу детей, меня могут наказать по 40 с лишним позициям, около 128 тыс. рублей штрафа можно получить за нарушение требований, — рассказывал Болигузов. — Это может быть отсутствие списка сухого пайка, отсутствие у медработника документа о его квалификации, отсутствие копии приказа о сопровождении ГИБДД. Это приводит к тому, что люди ходят по судам, платят штрафы и просто бросают заниматься этим делом. И школы не хотят связываться с таким количеством документов».
В результате происходит массовый отказ от экскурсий, связанных с автоперевозками. В Московском транспортном союзе приводили данные, что с 2013 года количество организованных перевозок детей сократилось примерно в 4 раза. Роль сыграли формулировки в КоАП, позволяющие выписывать серьезные штрафы за самые незначительные нарушения, даже неправильно составленный список пассажиров может стоит до 100 тыс. руб. Требования к возрасту автобусов еще больше сократят привлекательность перевозок, опасаются эксперты.
КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ?
Сейчас страсти на эту тему поулеглись, потому что кабмин отчасти прислушался к мнению участников рынка и прописал постепенный ввод запрета. Эксперты полагают, что Москва, Петербург и их области справятся с нововведением. В частности, что касается Московской области, то в этом регионе как раз завершилась самая масштабная модернизация автобусного парка в России. «Все выходящие на линии автобусы оборудованы системой климат-контроля и адаптированы для проезда маломобильных групп граждан: оснащены устройствами для посадки и высадки пассажиров и специальными местами для размещения инвалидной коляски. Сейчас средний возраст нашего автопарка сократился до 3,8 лет, — сообщил генеральный директор «Мострансавто» Владислав Мурашов.
У других регионов пока есть время подготовиться к новым правилам, введение которых вряд ли можно назвать поспешным — с учетом того, сколько раз оно откладывалось. Главная проблема — медлительность частных транспортных компаний, которые занимаются организацией туристических и междугородных перевозок, считают эксперты. Такие компании практически не инвестировали в новую технику — существенно не помогли даже госпрограммы обновления парка и льготного лизинга, позволявшие экономить порядка 850 тысяч рублей при покупке каждой новой машины.
«Объективно состояние автобусов в нашей стране вызывает множество вопросов. К сожалению, транспортные и туристические компании выжимают из техники последние капли ресурсов, — признает Владислав Мурашов. — Учитывая правительственные инициативы, сейчас пришло время не только задуматься, но и реализовывать планы по обновлению автопарков».
Представитель «Мострансавто» не исключает, что, несмотря на то, что правительством уже обозначены сроки вступления в силу закона, все еще остается возможность, что возрастной ценз для детских автобусов будет отменен либо перенесены сроки.
Во всех субъектах РФ, признает он, подогнать автопарк под новые правила быстро не получится. «Перевозчикам может не хватить времени и ресурсов, чтобы «подтянуть» возраст парка до требуемого. В такой ситуации многие рискуют лишиться лицензии и уйти с рынка, тогда как транспортные потребности нужно будет как-то закрывать, — называет риски эксперт. — При отзывах лицензий часть маршрутов останутся без обслуживания, и понадобится время на перезаключение контрактов». Но все же другого выхода нет: процесс обновления необходим, уверен Мурашов.
В «MAH Tpaк энд Бас РУС» не сомневаются, что перевозки детей должны осуществляться более современными и лучше оснащенными с точки зрения безопасности машинами. «Полагаем, что в целом политика постепенного ввода ограничений на предельный возраст эксплуатации пойдет на пользу безопасности перевозок и рынку в целом, сделав его более цивилизованным, — прокомментировали в пресс-службе компании, добавив, что состояние автобусного парка является, среди прочего, производной от государственной политики в области перевозок. И грамотное регулирование способно изменить ситуацию к лучшему».
Однако в компании признают, что у создания стимула для необходимого обновления автобусного парка будет обратная сторона медали. Вероятные последствия, если учитывать данные по возрасту парка, — это существенное снижение предложения, дефицит услуги на рынке. А за этим, в свою очередь, идет рост стоимости услуг, а также возможные попытки осуществления перевозок с нарушениями установленных ограничений.
В Hyundai Truck and Bus Rus полагают, что запрет откладывать все же больше не следует. Согласно прогнозу компании, в результате вырастут продажи новой техники, что в свою очередь приведет к росту цен на перевозку. Вырастут цены на перевозки, тоже предсказывают в ООО «ДК РУС». Вполне вероятно, что частные перевозчики откажутся от заказов, но в случае роста спроса на покупку ТС увеличится и предложение, добавили в компании.
ВРЕД ВМЕСТО ПОЛЬЗЫ?
Перспектива введения запрета сказывается уже сейчас, между тем утверждают в Российском союзе туриндустрии. Дело в том, что владельцы перестали вкладываться в капитальный ремонт старых машин. Таким образом, постановление № 1177 нанесло вред автобусному парку и никак не повысило безопасность перевозок, заявили в сообществе. Это уже и впрямь перегибание палки, отметили участники рынка.
«Исходя из опыта нашего предприятия, такое развитие событий невозможно, — комментируют в Мострансавто. — Ежедневно все наши автобусы проходят техническую проверку перед рейсом и после окончания работы. В случае обнаружения неисправностей транспортное средство не будет допущено к работе. Кроме того, дважды в год все автобусы проходят плановый техосмотр». В компании также напомнили о вступившем в силу федеральном законе № 110-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон о техническом осмотре транспортных средств…». Согласно документу, при выявлении несоответствия транспортного средства хотя бы по одному из обязательных требований безопасности должно быть выдано заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства. Кроме этого, сейчас активно обсуждается инициатива ГИБДД о возвращении под свой контроль проведения технического осмотра пассажирского транспорта.
В «MAH Tpaк энд Бас РУС» считают, что угроза безопасности преувеличена. «Учитывая необходимость регулярного прохождения автобусами инструментального контроля, такой риск, вероятно, может возникнуть лишь в последние полгода 10-летнего периода эксплуатации на детских перевозках и при условии, что дальнейшая эксплуатация ТС (для обычных пассажирских перевозок) уже не предусматривается, — отметили в компании. — Истечение 10-летнего периода не отменяет инструментальный контроль даже при условии невозможности дальнейшего использования для детских перевозок. И если планируется дальнейшая эксплуатация машины, для прохождения инструментального контроля и допуска к эксплуатации перевозчик будет все равно вынужден поддерживать автобус в исправном состоянии, независимо от возраста ТС».
В «ДК РУС» напоминают, что в РФ действует система сертификации и Технический регламент, и ТС должны производиться в строгом соответствии. При этом с января 2020 года вновь сертифицируемые ТС класс 2, 3 должны оснащаться системой ESP. «В случае правильной организации контроля рисков нет», — ответили на вопрос об угрозе безопасности в Hyundai Truck and Bus Rus.
Между тем над рынком висит перспектива введения полного запрета эксплуатации автобусов старше 10 лет при осуществлении маршрутных перевозок. В ряде регионов к этому уже привыкают. В Московской области законом установлен единый стандарт возраста рейсовых автобусов. Для автобусов малого класса определен порог в 5 лет, а для автобусов большого и среднего класса — 7 лет. «Эта мера направлена на обновление автопарка перевозчиков, что позволит повысить безопасность и качество перевозок пассажиров. Все подмосковные автобусы должны соответствовать указанным стандартам к 1 августа 2020 года», — рассказали в Мострансавто.
Вектор развития намечен, не исключено, что тенденция Подмосковья будет внедряться по всей России, считают в компании. Вряд ли это, впрочем, произойдет в ближайшей перспективе — сначала рынку в любом случае предстоит адаптироваться к новым правилам в сегменте детских перевозок.
Новости СМИ2
Обсуждение Отменить
Хочу получать самые интересные статьи
Особенности водного транспорта
Рассматривая разные виды транспорта, для детей интересным будет и водный, передвигающийся по морю, озеру или реке. Как и наземный, этот транспорт бывает пассажирским и грузовым:
- Теплоход — может перевозить людей до места назначения или использоваться в качестве прогулочного судна на реке, знакомя жителей с живописными местами водного пространства. Пароход выполняет те же функции, что и теплоход, основные отличия этих судов заключаются в технических характеристиках.
- Катер — имеет различные предназначения: применяется в качестве спасательного судна, для осуществления прогулок по водоему, для проведения экскурсий.
- Баржа — используется для перевозки различных грузов. Характеризуется удобством, быстротой доставки, экономичностью.
Безопасность
Новые требования позволят сделать групповые перевозки детей более безопасными, считают власти Москвы и области. «Мы поддерживаем изменение в законодательстве — большинство стран Европы и Америки уже давно перешли на подобные нормы. Часто причиной аварии становятся неисправности, а чем старше автобус, тем выше вероятность, что у него что-то выйдет из строя», — сказали ТАСС в пресс-службе столичного департамента транспорта. Замминистра транспорта Московской области Анна Кротова соглашается, что возраст пассажирского транспорта напрямую влияет на аварийность с его участием. «Чем моложе автобусы, которые возят детей и других пассажиров, тем для пассажиров это лучше», — отметила она.
В Ленинградской области инициативу федерального центра поддерживают и уверены, что такая мера повысит безопасность перевозок. «Когда родители, заказывают экскурсию для детей, они будут знать, что их повезет транспорт, полностью отвечающий всем необходимым требованиям. Такая мера положительным образом скажется и на регулировании рынка заказных перевозок, так как с него начнут уходить те компании, которые не в состоянии работать по современным стандартам», — сказал ТАСС советник вице-губернатора Ленинградской области по вопросам транспорта Михаил Присяжнюк.
Авиационный транспорт, его характеристика
Авиационный транспорт осуществляет движение по воздуху, при этом может перевозить пассажиров, грузы, участвовать в спасательных операциях или в тушении лесных пожаров. Наиболее интересные будут следующие виды транспорта для детей:
- Самолет — в зависимости от размеров и предназначения он может выполнять различные функции: перевозить людей и разнообразные грузы, обрабатывать поля, тушить огонь в лесу, участвовать в военных действиях.
- Вертолет — поднимается в воздух при помощи специальных лопастей, которые достаточно сильно раскручиваются. Этот вид транспорта также может быть пассажирским, грузовым или военным.
- Дирижабль — его особенностью является развитие относительно небольшой скорости и подъем на маленькую высоту, используется для туризма, в спасательных операциях, для патрулирования местности.
До какого возраста несовершеннолетний может ездить бесплатно?
Правила и особенности проезда детей в общественном транспорте закреплены в статье 786 ГК РФ и в ст. 21 ФЗ №259 от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Рассмотрим первый документ.
Пункт 3 статьи 786 ГК РФ о, – и таким образом бесплатный проезд закреплен на законной основе и сомнению не подлежит. Детали описаны во втором документе.
Чтобы воспользоваться льготами, ребенка до двенадцати лет обязан сопровождать взрослый. Им может выступать любой дееспособный гражданин старше 18 лет.
В первой части статьи 21 ФЗ №259 есть четкое разграничение того, что в разных видах транспорта – междугороднем и пригородным (городским) – правила бесплатного провоза детей отличаются:
- Пригородный или городской транспорт: за ребенка не нужно платить, если он не старше семи лет и не претендует на отдельное сиденье. Так провозить можно хоть двоих, хоть десятерых малолетних детей – в этом пункте нигде не указано их точное число, за которое не нужно платить.
- Междугородний: бесплатно можно провести только одного ребенка, если он не старше пяти лет и не претендует на сиденье.
Чтобы получить возможность бесплатного проезда, подготовьте свидетельство о рождении маленького пассажира или любой другой документ, по которому можно определить его возраст. Предъявлять его нужно по первому требованию контроллера.
Чтобы все нами отмеченное выглядело более наглядно, сведем данные в таблицу.
Вид поездки | Бесплатный проезд для детей |
Городская (внутри населенного пункта) | Не старше 7 лет в любом количестве |
Пригородная (не более 50 км от населенного пункта) | |
Междугородняя (более 50 км от населенного пункта) | Не старше 5 лет, но только один ребенок |
Конечно, если вам обязательно требуется место, то никто не запрещает купить билет – сделать это можно со скидкой в 50% для двух детей не старше двенадцати лет.
До скольки лет в автобусе, троллейбусе и трамвае?
Правила передвижения на автобусе очень сильно завязаны на то, в каком радиусе относительно населенного пункта он следует. Городские автобусы, трамваи и троллейбусы относятся к пригородному транспорту, а значит, бесплатно там может находиться сколько угодно детей не старше семи лет с сопровождающим их взрослым.
Если мы говорим о междугородних перевозках – например, об автобусах дальнего следования, где предполагается нахождение пассажиров в сидячем положении, – то бесплатно можно провести только одного малыша, не старше пяти лет.
В метро
Метро – это также городской вид транспорта, а значит бесплатно можно провозить детей не старше 7 лет. Тут принцип тот же, что и для автобуса городского и пригородного следования.
В самолете
Все вышеназванные льготы справедливы только в отношении наземных видов перевозок.
Что касается авиаперевозок, тот тут ситуация существенно отличается. Иметь право на бесплатный полет могут только очень маленькие пассажиры – до двух лет, которых родитель обязан держать на руках и не занимать лишнее место. Так что здесь действует еще и правило: один ребенок на одного взрослого. Это справедливо только для внутренних перелетов. Зарубежные отправления оплачиваются со скидкой до 90% в зависимости от авиакомпании.
Если детей больше, то покупка отдельного сиденья обязательна. Для пассажиров не старше двенадцати лет стоимость билета снижена на половину.
РЖД
Снова все решает тип перевозок – пригородный или междугородний. В электричках бесплатный проезд положен детям не старше семи лет с сопровождающим их взрослым. В поездах дальнего следования – бесплатно едет один ребенок не старше пяти лет. И там, и тут без права на отдельное место.
Несмотря на то, что малыш может пройти по льготной категории, билет на него все равно обязательно оформляется у кассира.
Об услугах РДЖ и правилах их оказания мы рассказывали в отдельном материале.
Игры для детей
Чтобы лучше запомнить виды транспорта, для детей стоит организовать разнообразные игры, среди которых можно привести следующие:
- Загадки — помогут выделить отличительные черты, классифицировать транспорт, кроме того, разовьют логику, мышление, сообразительность.
- Подвижная игра «Найди мой домик» — детям раздаются карточки с каким-либо видом транспорта, определяются для них домики: воздушному — аэродром, наземному — гараж, водному — пристань. Задача дошкольников — после сигнала встать возле нужной базы.
- Пазлы — разрезанные на небольшие части картинки с самолетом, поездом, автобусом, пароходом — перемешиваются, детям предлагается найти нужные элементы, собрать рисунок и сказать, что на нем изображено, для чего используется.
- Игра «Виды транспорта». Для детей подготавливаются различные роли — пассажиры, водитель, капитан, летчик. Руководители судов набирают себе пассажиров, задача которых продемонстрировать правильное и неправильное поведение в автобусе, на корабле или в самолете.
Таким образом, получая сведения о видах транспорта, дети узнают об их особенностях, отличительных признаках, знакомятся с правилами поведения в них, обогащают свой словарный запас.
Дополнительные льготы
Дополнительные льготы, которые позволяют перемещаться по городу бесплатно, предусмотрены для:
- Детей-инвалидов.
- Детей из многодетных семей.
- Сирот или детей без родительского попечения.
- Подростки из семей без кормильца.
На такси никакие льготы не распространяются, так как это частный вид перевозок.
Для того чтобы иметь право на льготу по междугороднему отправлению, придется получить соответствующий статус. Следует обратиться в орган социальной защиты населения с пакетом документов и получить там специальную бумагу, которая дает право на бесплатный проезд в автобусе, метро, трамвае и троллейбусах. Такая возможность закрепляется за человеком до достижения им совершеннолетия, либо до двадцати трех лет, если он является очным студентом вуза.