Виды газовых заправок

В современных автомобилях с ГБО, в зависимости от типа установленного оборудования, может использоваться два вида газа. Первым из них является сжиженный газ (LPG — Liquefied petroleum gas). Он представляет собой смесь пропана и бутана, которая сжимается на нефтеперерабатывающих предприятиях при крайне низких температурах и доставляется на заправочные станции в цистернах. Вторым видом топлива является сжатый метан (CNG — Compressed natural gas). На станции газ поступает по обычному магистральному газопроводу. Уже непосредственно здесь он сжимается при помощи специального компрессорного оборудования и заправляется в баллоны автомобилей.

Сжиженный метан в грузовиках: какие есть нюансы и сколько можно проехать на одной заправке

Соответственно, в зависимости от заправляемого топлива различают два вида газовых заправок:

  • АГЗС – автомобильная газозаправочная станция, на которой осуществляется заправка сжиженным газом;
  • АГНКС – автомобильная газонаполнительная компрессионная станция, на которой осуществляется заправка метаном.

Для каждого автовладельца необходимо выбирать тип заправочной станции в соответствии с тем, на какой газ рассчитано ГБО его автомобиля.

Сжиженный метан в грузовиках: какие есть нюансы и сколько можно проехать на одной заправке

Сжиженный метан в грузовиках: какие есть нюансы и сколько можно проехать на одной заправке

Сжиженный метан в грузовиках: какие есть нюансы и сколько можно проехать на одной заправке

Сжиженный метан в грузовиках: какие есть нюансы и сколько можно проехать на одной заправке

Сжиженный метан в грузовиках: какие есть нюансы и сколько можно проехать на одной заправке

Сжиженный метан в грузовиках: какие есть нюансы и сколько можно проехать на одной заправке

Сжиженный метан в грузовиках: какие есть нюансы и сколько можно проехать на одной заправке

Сжиженный метан в грузовиках: какие есть нюансы и сколько можно проехать на одной заправке

У транспорта, работающего на газе, большое будущее

Несколько дней назад Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, по которому в ближайшие годы половина общественного транспорта страны должна будет перейти на газовое топливо. «Комсомолка» решила выяснить, насколько у нас распространено «голубое» топливо для машин. Об использовании альтернативного горючего рассказал директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов.

Сжиженный метан в грузовиках: какие есть нюансы и сколько можно проехать на одной заправке

Директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов.

— На заправках «Газпромнефть» реализуются два вида газомоторного топлива: компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный углеводородный газ (СУГ). В чем их принципиальное отличие?

— Если сравнивать эти виды топлива с точки зрения потребителя, то по характеристикам КПГ лучше — это природный газ метан, он менее токсичен и безопаснее пропана (СУГ). В случае утечки, метан улетучивается, а не скапливается в полостях авто и сооружениях АЗС. Метан экономичнее и почти безвреден для экологии. С другой стороны, пропан более адаптирован для рынка — для него уже создана развитая инфраструктура.

В принципе, главными преимуществами газомоторного топлива являются экологичность и экономичность. В выхлопах автомобиля, работающего на «голубом» топливе, меньше вредных веществ, чем газах, остающихся от бензинового двигателя. КПГ и СУГ не образуют отложений в топливной системе, поэтому срок эксплуатации двигателя значительно больше.

— Сколько рублей за год сэкономит автомобилист, который пересядет с бензина на газ? Представим, что в год он проезжает 30 тысяч километров?

— Экономия затрат на топливо в среднем составляет 40%. По нашим подсчетам, при километраже 30 тысяч километров в год автолюбитель сэкономит порядка 35 тысячи рублей, а водитель автобуса или грузового автомобиля порядка 135 тыс. рублей.

— Перевод транспорта на газ позволяет автолюбителям не только существенно уменьшить транспортные расходы за счет снижения затрат на топливо, но и увеличить срок службы двигателей, а также улучшить экологические характеристики автомобилей.

— Как себя ведет газ зимой? Машины нормально заводятся?

— Если «голубое» топливо соответствует ГОСТ — 9 миллиграмм на кубический метр — то автомобиль заведется без проблем. Если же газ влажный, то может произойти замерзание арматуры баллонов автомобиля. Но на АЗС «Газпромнефть» стоит система, которая отслеживает влажность альтернативного горючего. Наши клиенты точно не получат топливо, которое не подходит для использования.

Метан экономичнее бензина и почти безвреден для экологии.

— Насколько газ экологичнее бензина и дизтоплива?

— Газ в 4-5 раз экологичнее бензина, так как тяжелые металлы и окись углерода в выхлопах метанового двигателя отсутствуют. Содержание углекислого газа в выхлопах мотора приближается к нулю.

— Метановых заправок в стране почти нет, да и стоят такие АЗС дорого. «Газпром нефть» потянет создание новой сети подобных заправок?

— Наша компания намерена развивать сеть МАЗК как на вновь выделяемых земельных участках, так и на месте существующих заправках, размещенных возле городских газопроводных сетей. Это позволит удовлетворить растущую потребность в газовом топливе. Конечно, это обойдется не дешево. Инвестиции в строительство многотопливного автозаправочного комплекса в среднем на 30% больше затрат на обычную АЗС.

— Насколько безопасно использование «голубого» топлива? 10 мая в Москве в «газовом» автобусе взорвался баллон с метаном. Никто, правда, не пострадал — водитель на конечной высадил всех пассажиров. Причины взрыва пока не известны, но сам факт наводит на размышления.

— Ездить на КПГ значительно безопаснее, чем на бензине. Сосуд хранения топлива для КПГ, рассчитан и изготовлен с толщиной стенки, выдерживающей рабочее давление 200 кГс / кв. см. То есть даже при очень серьезной аварии взрыва не произойдет. Кроме того, на случай повреждения трубки, отводящего газ к двигателю, арматура баллона снабжена автоматическим устройством, устраняющим утечку газа. Если сказать другими словами, использование бензинового двигателя более опасно, чем газового.

Экономия затрат на топливо в среднем составляет 40%.

— Сколько в настоящий момент у компании станций, которые продают газ, где они расположены и какой у них формат?

— Через розничную сеть АЗС «Газпромнефть» «голубое» топливо продается в Московской, Тверской, Нижегородской, Омской, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской областях, на юге Тюменской области, в Северо-Западном регионе и Краснодарском крае. Сейчас в России работает 89 наших станций, где можно заправить автомобиль газом. 85 станций реализуют СУГ и 4 — КПГ.

В конце 2012 года открылся полноценный многотопливный комплекс на Пулковском шоссе в Санкт-Петербурге.

— Может ли метан стать полноценной альтернативой бензину или его ждет участь водорода, электричества и этанола?

— Газовое моторное топливо сейчас, вообще, единственная полноценная альтернатива бензину и дизелю. Водород, электричество, этанол для этого слишком дороги. Более того, КПГ и СУГ позволяют автолюбителям существенно экономить на топливе и идеально подходят для общественного транспорта. По большинству характеристик газ, особенно метан превосходит и бензин, и дизель.

Газ в 4-5 раз экологичнее бензина, так как тяжелые металлы и окись углерода в выхлопах метанового двигателя отсутствуют.

— Как Вы оцениваете популярность пропана среди российских автомобилистов?

— Поскольку СУГ конкурирует по цене с бензином, количество машин, использующих его в качестве горючего, ежегодно растет — сейчас в стране более 1,2 млн. газобаллонных автомобилей, что составляет порядка 3,7% от всего автопарка. Основным потребителем СУГ в России является муниципальный и коммерческий транспорт.

— Каковы ваши прогнозы о развитии российского рынка автогаза?

— Развитие российского рынка автогаза возможно лишь при условии сохранения существующей экономической эффективности использования пропана в качестве газомоторного топлива. Основное преимущество пропана – конкурентоспособная цена: в настоящее время стоимость пропана почти в два раза ниже стоимости автомобильного бензина марки Аи-92. Среди частного автопарка доля автотранспорта, работающего на пропане, невысока. Основным потребителем пропана является малотоннажный грузовой автотранспорт, используемый для коммерческих целей.

Многотопливный заправочный комплекс в Санкт-Петербурге.

— Машин работающих на газе мало. Сколько стоит переоборудование автомобиля? Планируется ли как-нибудь стимулировать водителей к этому?

— Каждый год количество машин на природном газе увеличивается на 26%. Существуют более 180 моделей газовых автомобилей ведущих мировых автопроизводителей: Audi, BMW, Cadillac, Ford, Mercedes-Benz, Chrysler, Honda, Kia, Toyota, Volkswagen. Среди российских производителей – ЛИАЗ, ПАЗ, КАМАЗ, автобусы НЕФA3, модель Лада Приора.

В среднем переоборудование легкового автомобиля для работы на КПГ стоит примерно 40 тысяч рублей, а стоимость переоборудования для работы на СУГ в два раза дешевле. В настоящий момент сеть АЗС «Газпромнефть» разрабатывает различные маркетинговые акции для того, чтобы стимулировать наших автомобилистов к переходу на газ.

Кроме этого, компания прорабатывает вопрос сотрудничества с крупными коммерческими перевозчиками, обсуждает возможность поддержки транспортных компаний, заинтересованных в переоборудовании своего автопарка на метан.

— На сколько в России за год увеличиваются продажи газа?

— Потребление «голубого» топлива в нашей стране и в мире растет примерно одинаково. Реализация метана увеличивается на 18%, пропана — на 3-4%

Различия газовых станций

АГНКС и АГЗС представляют собой два принципиально разных типа газозаправочных станций. На них используется разное оборудование. Поэтому отличить их внешне довольно легко, даже не читая название. АГЗС занимает сравнительно небольшую территорию и очень часто может размещаться на обычной автозаправке в городской черте или на трассе. Такая станция представляет собой резервуар со сжиженным газом, который может быть размещен под землей или на поверхности, и компрессор, подающий газ в колонку.

АГНКС – это настоящее мини-предприятие, на котором осуществляется производство товарного газа для заправки в авто. Для этой цели используется сложное и дорогостоящее компрессорное оборудование. Соответственно, такие станции занимают намного больше места. Кроме того, они не размещаются в городской черте по требованиям безопасности.

Вам сжать или налить?

Десятидневный автомобильный пробег «Газ в моторы — 2024» стартовал в Краснодарском крае и завершился в Санкт-Петербурге. В нем приняли участие Лады, автобусы четырех классов, включая туристический Volgabus Марафон, и грузовики — от УАЗа Профи до магистральных тягачей. И весь маршрут (2760 км) караван прошел исключительно на метане. Мы оказались в числе участников пробега.

Как найти нужную станцию

Собираясь в длительную поездку, необходимо планировать маршрут с учетом расположения станций соответствующего типа. Это позволит своевременно заправлять автомобиль.

В случае поездки по дорогам стран ЕС достаточно иметь в телефоне Google Maps. В строку поиска необходимо ввести LPG или CNG, и вы получите расположение необходимых вам заправочных станций на карте. В России такой способ поиска сегодня будет малоинформативным. Поэтому для поиска необходимых газовых заправок можно использовать навигатор, в который должны быть загружены файлы POI (Point of interes). Существуют также специальные интернет-сервисы по поиску газовых заправочных станций, информация в которые добавляется обычно самими пользователями.

Брать будете?

С 2014 по 2020 год в России куплено 15 тысяч метановых автомобилей заводского исполнения. Поскольку ежегодно у нас продается около 200 тысяч единиц коммерческой техники — показатель неплохой.

Запас хода у газовых машин разный: Веста проезжает 350 км, туристический Volgabus Марафон и фуры на сжатом метане — до 450–600 км. По европейской части страны уже вполне можно передвигаться исключительно на метане, дотягиваясь от одной заправки до другой. Но есть еще одна проблема: львиная доля АГНКС расположена неудачно — на городских окраинах (это неудобно жителям города) либо в стороне от трассы (а это неудобно перевозчикам).

Сжиженный метан в грузовиках: какие есть нюансы и сколько можно проехать на одной заправке

Разношерстная колонна пробега «Газ в моторы — 2024» заезжала в городá по маршруту следования.

Разношерстная колонна пробега «Газ в моторы — 2024» заезжала в городá по маршруту следования.

Я проехал с колонной газовых машин от Ростова-на-Дону до Москвы. На 500‑кило­метровом перегоне от Воронежа до столицы непосредственно на трассе ни одной метановой заправки нет. Есть только в Новомосковске, в 16 километрах от М4. Пришлось делать крюк, иначе многие машины не дотянули бы.

Рекомендуем!  Требования к машине в Яндекс Такси: что подходит?