В ГИБДД Казани напомнили, что нужно делать для получения и замены водительских прав
Содержание:
- 1 Прохождение мед комиссиимедицинской комиссии
- 2 Замена водительских прав по истечении срока в 2020 году через Госуслуги
- 3 Многофункциональный центр — Саратов
- 4 Многофункциональный центр — Саратов
- 5 Многофункциональный центр — Саратов
- 6 Многофункциональный центр — Саратов
- 7 Как пройти медосмотр и получить справку для замены в/у в Казани
- 8 Многофункциональный центр — Саратов
- 9 Отделение ГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Саратовский»
- 10 Отделение ГИБДД управления МВД России по городу Саратову
- 11 Стоимость замены водительского удостоверения
- 12 Полк дорожно-патрульной службы ГИБДД управления МВД России по городу Саратову
- 13 Документы для замены водительских прав в Казани
- 14 Регистрационно-экзаменационное отделение ГИБДД управления МВД России по городу Саратову
- 15 ГИБДД в Саратове на карте
- 16 Управление ГИБДД государственного управления МВД России по Саратовской области
- 17 Мрэо ГИБДД Саратова.
Одно из прав водителя – замена водительского удостоверения. Это может понадобиться при порче, краже, изменении личной информации, потере, окончании его действия, в иных случаях. Для замены водительских прав гражданину не требуется повторная сдача теоретических, практических экзаменов в ГИБДД, необходимо собрать документы по списку, предоставить их сотруднику Госавтоинспекции в Саратове в установленном порядке.
Сдать пакет документов можно как напрямую, в любом подразделении ГИБДД, так и через МФЦ в Саратове. Если менять права вторым способом, это может занять больше времени, что обусловлено внутренними процедурами МФЦ. Чтобы избежать очередей, гражданин может заранее записаться на удобную дату и часы через портал «Госуслуги», на сайте МФЦ или позвонив на «горячую линию».
Прохождение мед комиссиимедицинской комиссии
В феврале 2020 года были изменены требования к перечню документов, необходимых для получения водительских прав. Теперь прохождение медкомиссии требуется только, когда заявитель меняет водительское удостоверение в связи с окончанием его действия, либо по причине изменения состояния здоровья, что может сказываться на безопасности управления автомобилем.
Алгоритм получения справки для замены водительских прав следующий:
- пройти осмотр нарколога, психиатра по месту постоянной, временной регистрации в Саратове. Сдать анализы, которые укажут на отсутствие зависимостей, наличия в организме запрещённых веществ. В результате гражданину выдаётся сертификат утвержденной формы.
- пройти медицинскую комиссию, получив справку по форме 003-В/у. Перечень врачей, которых требуется посетить, может отличаться в зависимости от категории водительского удостоверения, подлежащего замене. Комиссию можно пройти как в коммерческой, так и в государственной поликлинике.
Прохождение медкомиссии для получения водительского удостоверения в Саратове
В самой востребованной категории B для оформления справки необходимо посетить следующих профильных специалистов: терапевта (который в конечном счете готовит справку по форме 003-В/у), невролога, окулиста. В редких случаях требуется сдать электроэнцефалографию.
Замена водительских прав по истечении срока в 2020 году через Госуслуги
После получения уведомления с приглашением в Личный кабинет, пользователь должен явиться в назначенное время в выбранное отделение ГИБДД с оригиналами требуемых документов.
Вот таким образом и можно подать заявку на Госуслугах на получение водительских прав!
А какие необходимы документы для замены прав по истечении срока через Госуслуги? Следует отметить, что при заполнении заявления на получения водительских прав пользователю необходимо только указать номера и данные документов, а оригиналы предоставить лишь при личном посещении отделения ГИБДД.
Многофункциональный центр — Саратов
Куда обращаться
Название учреждения | Многофункциональный центр — Саратов |
В каком районе находится | Заводской |
В каком регионе РФ находится | Саратовская область |
Site | https://www.mfc64.ru |
Номер телефона | +7 (call-центр) +7 (8452) 42-60-28 |
Адрес организации | Саратовская область, Саратов, площадь Орджоникидзе, 1, корпус 2 |
[email protected] | |
Когда работает | понедельник-пятница: с 09:00 до 20:00 суббота: с 09:00 до 17:00 |
Многофункциональный центр — Саратов
Организация
Название организации | Многофункциональный центр — Саратов |
В каком районе находится | Кировский |
Адрес | Саратовская область, Саратов, улица Танкистов, 26а |
В каком регионе РФ находится | Саратовская область |
Телефон | +7 (call-центр) |
Сайт организации | https://www.mfc64.ru |
Время работы | понедельник-пятница: с 08:00 до 20:00 суббота: с 08:00 до 15:30 |
[email protected] |
Многофункциональный центр — Саратов
Учреждение
Учреждение | Многофункциональный центр — Саратов |
В каком районе | Ленинский |
Номера телефонов | +7 (call-центр) +7 (8452) 49-60-04 |
Сайт учреждения | https://www.mfc64.ru |
Режим работы | понедельник-пятница: с 09:00 до 20:00 суббота: с 09:00 до 17:00 |
В каком регионе РФ | Саратовская область |
Адрес учреждения | Саратовская область, Саратов, проспект 50 лет Октября, 107а |
[email protected] |
Извещение о ДТП в Саратове в 2020 году
Многофункциональный центр — Саратов
Где оформить
Название организации | Многофункциональный центр — Саратов |
Район | Октябрьский |
В каком регионе РФ находится | Саратовская область |
[email protected] | |
Сайт учреждения | https://www.mfc64.ru |
Номера телефонов | +7 (call-центр) |
Время работы | понедельник-пятница: с 09:00 до 20:00 суббота: с 09:00 до 17:00 |
Адрес | Саратовская область, Саратов, Советская улица, 9/30 |
Как пройти медосмотр и получить справку для замены в/у в Казани
Медкомиссия на водительское удостоверение является обязательным условием при обмене прав. В Казани выдачей водительских справок, занимается большое количество медицинских учреждений, и выбрать для медосмотра недорогое и легальное довольно непросто.
Вот несколько организаций, у которых имеется лицензия проводить медкомиссию на в/у:
- ГАУЗ «Городская поликлиника № 18» г. Казань, ул Карбышева д. 12, очень квалифицированные сотрудники. А также у них организованно «Единое окно» с наркологическими и психиатрическими службами (но при наличии казанской прописки). Без местной прописки не получиться пройти психиатра и нарколога. Стоимость справки на категории «А, Б, ВЕ, М» составит 2150 рублей. Часы работы: понедельник – четверг: 08:00-19:45, пятница: 08:00-17:45, суббота: 09:00-14:00 (без нарколога и психиатра). Телефон для справок;
- Академия здоровья «ЗВЕЗДА», отделения есть в разных частях города Казани: ул. К.Маркса 46, ул. Космонавтов 16, ул. Чистопольская 38, ул. Фрунзе,17. Можно пройти всех врачей, кроме психолога и нарколога. Стоимость справки равна 600 рублей. Часы работы: Пн-Пт с 8.00 до 20.00, Сб с 8.00 до 14.00. Тел..
Если медкомиссию будете проходить в академии здоровья «Звезда», то психиатра и нарколога можно пройти по следующим адресам:
- Приволжском, Вахитовском и Советском районе: Психиатр — Бутлерова. 41 тел. 236-47-11, Нарколог — Сеченова, 6 тел. 272-35-43;
- Кировский, Ново-Савиновский, Авиастроительный и Московский район: Психиатр- Гагарина, 77а, тел.543-42-11, Нарколог — Тунакова, 64, тел. 543-49-31;
- Иногородним жителям других регионов: Психиатр- Бутлерова, 41 (тел. 236-47-11), Нарколог- Сеченова, 6 (тел. 272-35-43).
Многофункциональный центр — Саратов
Учреждение
Учреждение | Многофункциональный центр — Саратов |
В каком районе | Фрунзенский |
Когда работает | понедельник-пятница: с 09:00 до 20:00 суббота: с 09:00 до 17:00 |
Адрес организации | Саратовская область, Саратов, улица Вавилова, 6 |
В каком регионе РФ | Саратовская область |
Почта | [email protected] |
Телефонный номер | +7 (call-центр) +7 (8452) 73-47-70 |
Website | https://www.mfc64.ru |
Отделение ГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Саратовский»
Куда обратиться
Учреждение | Отделение ГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Саратовский» |
В каком районе находится | Кировский |
Адрес | Саратовская область, Саратов, Большая Садовая улица, 158 |
Электронная почта | |
В каком регионе | Саратовская область |
Часы работы | Исполнение административного законодательства понедельник, среда, пятница: с 09:00 до 16:00, перерыв: с 13:00 до 14:00 суббота: с 09:00 до 13:00 Оформление документов о ДТП понедельник, среда, пятница: с 09:00 до 16:00, перерыв: с 13:00 до 14:00 суббота: с 09:00 до 13:00 |
Телефоны | +7 (дежурная часть) (дежурная часть) |
Website | https://www.gibdd.ru |
Отделение ГИБДД управления МВД России по городу Саратову
Организация
Название учреждения | Отделение ГИБДД управления МВД России по городу Саратову |
В каком районе | Кировский |
Когда работает | Исполнение административного законодательства понедельник, вторник: с 14:00 до 17:00 |
Почта | |
Сайт | https://www.gibdd.ru |
Адрес организации | Саратовская область, Саратов, Весенняя улица, 1 |
Телефоны | +7 (дежурная часть) +7 (8452) 75-05-66 (канцелярия) |
Регион | Саратовская область |
Как получить возмещение при ДТП без ОСАГО в Саратове в 2020 году
Стоимость замены водительского удостоверения
Итак, давайте теперь подсчитаем стоимость замены В/У и перечень документов:
- Медкомиссия (справка 003-в/у) 2300 – 4000 руб.
- Госпошлина 2000 – 3000 руб.
- Заявление на замену (скачать с нашего сайта).
Итого получается сумма от 4300 до 7000 рублей за замену прав.
В каких случаях требуется замена водительского удостоверения, какие документы необходимы для получения новых прав в Казани, адреса ГИБДД и МФЦ, размер госпошлины в 2020 году, бланк заявления для скачивания, его заполнение и отправка онлайн, запись на прием через портал Госуслуг, срок выдачи нового удостоверения и штраф за его несвоевременную замену.
Полк дорожно-патрульной службы ГИБДД управления МВД России по городу Саратову
Учреждение
Название | Полк дорожно-патрульной службы ГИБДД управления МВД России по городу Саратову |
Район | Кировский |
Какой адрес | Саратовская область, Саратов, Весенняя улица, 1 |
Site | https://www.gibdd.ru |
Режим работы | Исполнение административного законодательства понедельник-пятница: с 14:00 до 17:00 Оформление документов о ДТП вторник-пятница: с 15:00 до 18:00 |
В каком регионе РФ находится | Саратовская область |
Телефоны | +7 (дежурная часть) (канцелярия) (отделение по ИАЗ) +7 (8452) 75-05-89 (отделение по ИАЗ) (разбор ДТП) +7 (8452) 56-74-11 (разбор ДТП) (разбор ДТП) |
Документы для замены водительских прав в Казани
Документы, которые нужно предоставить в Госавтоинспекцию (ГИБДД), если у вашего в/у заканчивается срок действия, следующие:
- Старое водительское удостоверение, у которого закончился или заканчивается срок годности, если обмен прав производиться до истечения срока, они все равно подлежат сдаче,
- Паспорт или другой документ подтверждающий вашу личность,
- Заявление на замену прав (образец официального бланка можете скачать с нашего сайта, также по ссылке есть инструкция по его заполнению),
- Квитанция об уплате госпошлины, государственная пошлина за обмен в/у составляет 2000 рублей (права на пластиковой основе) и 500 рублей (права на бумажной основе), Статья 333.33 пункт 43 НК РФ. Обратите внимание, если оформление замены прав будет проходить через портал Госуслуг (www.gosuslugi.ru), можно сэкономить на пошлине 30% и она составит 1400 руб. (в/у на пластиковой основе), скидка действует с 01.01.2017г. по 01.01.2019г.,
- Медицинская справка (003-В/У), о прохождении водительской комиссии, срок действия данного документа равен 1 год с даты выдачи (взамен справки 083/у-89 – более не действует). Стоимость оформления справки в Казани будет в районе 1500-3000 рублей, и зависит о указанных категорий в правах «A» и «B» дешевле чем все остальные,
- Подтверждение оплаты просроченных штрафов за нарушение ПДД (квитанция), этот пункт не обязателен, но желателен, т.к. в случае наличия у вас просроченных штрафов вам могут отказать в замене прав, хотя это и незаконно, но поверьте инспектора так делают.
Также рекомендуем всем казанцам не откладывать обмен прав, а производить его заранее (до 2020 года это нужно было делать за 1 месяц до окончания их срока действия), т.к. новые поправки в законодательство разрешили заменять в/у хоть сразу после получения, и причиной может быть даже непонравившееся вам фото на документе.
Регистрационно-экзаменационное отделение ГИБДД управления МВД России по городу Саратову
Где оформить
Название | Регистрационно-экзаменационное отделение ГИБДД управления МВД России по городу Саратову |
Район | Заводской |
Адрес учреждения | Саратовская область, Саратов, площадь Орджоникидзе, 1 |
В каком регионе РФ | Саратовская область |
Телефонный номер | +7 (телефон для справок) (телефон для записи) |
Часы работы | Прием экзаменов, выдача ВУ вторник-пятница: с 08:00 до 17:00 суббота: с 08:00 до 16:00 Регистрация транспортных средств и прицепов к ним вторник: с 08:00 до 19:30 среда-пятница: с 08:00 до 17:00 суббота: с 08:00 до 16:00 воскресенье: с 10:00 до 14:00 |
Сайт | https://www.gibdd.ru |
ГИБДД в Саратове на карте
загрузка карты…
Список отделений
РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову(Код:1163018)
Адрес:
г Саратов, пл Им Орджоникидзе Г.К., д 1
Услуги:
Экзамены на права
центр ИАЗ
Постановка на учет
выдача ВУ
замена ВУ
Телефоны:
Наименование отделения | Телефон |
Телефон для справок: | (8452) 96-07-40 |
Телефон для записи: | (8452) 96-07-43 |
Подробнее
Важным этапом в жизни каждого человека является сдача на водительские права, однако многие люди в Саратове не знают где сдавать на права и как вообще весь этот процесс проходит. Сдача экзамена в Саратове проходит в три этапа – сдача теоретической части экзамена, сдача площадки и сдача экзамена на вождение в городе. Каждый из этапов позволяет оценить навыки вождения экзаменующегося в той или иной степени. Как правило все три части проходят в одном месте, а сдача города, как правило проходит в непосредственной близости от ГИБДД. Ниже представлен список ГИБДД, которые принимают экзамены на права.
Перед тем, как идти сдавать экзамен в Саратове, Вам необходимо пройти обучение в специализированной автошколе – это обязательное условие перед сдачей экзамена, однако нужно понимать, что обучение в автошколе не дает Вам никаких гарантий, то что вы сдадите все три экзамена. Если говорить честно, то 90% автошкол в Саратове не дают необходимого уровня знаний, чтобы сдать на права, поэтому придется готовиться самостоятельно, и если с подготовкой к теоретической части экзамена проблем в принципе никаких, то вот с вождением возникают сложности.
Также у граждан в Саратове может возникнуть необходимость поменять водительское удостоверение, которое было выдано ранее, наример, из-за истечения срока годности этого ВУ, так как права выдаются на 10 лет. Это вы можете также сделать в вышеупомянутых отделениях ГИБДД. Также иногда водители теряют свои права, в этом случе необходимо восстановить водительское удостоверение, эти действия в Саратове также производит вышеупомянутое отделение ГИБДД.
Управление ГИБДД государственного управления МВД России по Саратовской области
Куда обратиться
Название | Управление ГИБДД государственного управления МВД России по Саратовской области |
В каком районе находится | Кировский |
Адрес организации | Саратовская область, Саратов, 6-й Соколовогорский проезд |
В каком регионе | Саратовская область |
Время работы | нет информации |
Сайт учреждения | https://www.gibdd.ru |
Телефон | +7 (дежурная часть) +7 (8452) 99-55-62 (телефон доверия) (канцелярия) +7 (регистрационно-экзаменационное подразделение) |
Как утилизировать транспортное средство в Саратове в 2020 году
Мрэо ГИБДД Саратова.
Василий, здравствуйте! Возможно, Вы ищите именно этот документ…
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 7-П город Санкт-Петербург «по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Костенко»
Опубликовано: в «РГ» — Федеральный выпуск №5495 3 июня 2011 г.
Именем Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Барановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиков ой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева, руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47 [1] , 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина В.В. Костенко. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Г. Ярославцева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
1. Гражданин В.В. Костенко оспаривает конституционность следующих положений Таможенного кодекса Российской Федерации: пункта 1 статьи 15, согласно которому никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным Кодексом, и пункта 1 статьи 164, согласно которому товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
1.1. В декабре 1998 года гражданином В.В. Костенко было приобретено и зарегистрировано в установленном порядке транспортное средство — автомобиль «Тойота».
В 1999 году в отношении ряда лиц, осуществлявших ввоз на территорию Российской Федерации транспортных средств иностранного производства, в том числе автомобиля, приобретенного В.В. Костенко, было возбуждено уголовное дело в связи с выявлением факта неуплаты ими таможенных платежей. Приговором Центрального районного суда города Челябинска от 15 октября 2001 года эти лица привлечены к уголовной ответственности, и решением Советского районного суда города Челябинска от 27 августа 2002 года с одного из них взыскана сумма неуплаченных таможенных платежей за ввоз указанного автомобиля.
Поскольку судебное решение от 27 августа 2002 года исполнено не было, 30 сентября 2008 года регистрация принадлежащего В.В.Костенко автомобиля, как не прошедшего таможенное оформление, аннулирована.
Решением Курчатовского районного суда города Челябинска от 10 февраля 2009 года, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, В.В. Костенко отказано в удовлетворении требований к Челябинской таможне об обязании выдать паспорт транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль и к Управлению ГИБДД ГУВД по Челябинской области — об обязании произвести его регистрацию. Суды, исходя из того, что никто не вправе пользоваться и распоряжаться транспортными средствами до уплаты таможенных пошлин (пункт 1 статьи 15, пункт 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации), указали, что для выдачи паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля не имеет юридического значения факт его добросовестного приобретения, — юридически значимым обстоятельством является факт выпуска автомобиля в свободное обращение на территории Российской Федерации (уплата таможенных платежей). При этом не были приняты во внимание ссылки В.В. Костенко на решения Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 14 мая 1999 года N 8-П и Определение от 12 мая 2006 года N 167-О) на том основании, что в них речь идет о реализации юридической ответственности за неуплату таможенных платежей и о возможности сохранения у добросовестного приобретателя права собственности на приобретенное транспортное средство, не прошедшее в установленном порядке таможенное оформление.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, препятствуют лицу, не являвшемуся участником таможенных правоотношений, в реализации правомочий собственника имущества, не прошедшего таможенное оформление в установленном порядке, а потому противоречат статьям 2, 8 (часть 2), 15 (часть 1), 17 (часть 1), 35 (части 1-3), 45 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.
1.2. Как следует из части второй статьи 43, статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации проверяет по жалобам граждан и объединений граждан конституционность законоположений, примененных в деле заявителя и затрагивающих конституционные права и свободы, на нарушение которых он ссылается; Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм; в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.
С 1 июля 2010 года на территории Российской Федерации в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 года N 114-ФЗ) оспариваемые положения статей 15 и 164 Таможенного кодекса Российской Федерации не применяются. Это подтверждено и в письме Федеральной таможенной службы от 29 июня 2010 года N 01-11/31847. Кроме того, Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», вступившим в силу 29 декабря 2010 года, Таможенный кодекс Российской Федерации, а соответственно, и оспариваемые положения признаны утратившими силу. Между тем, поскольку гражданин В.В. Костенко обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение его конституционных прав данными нормами в марте 2010 года, производство по настоящему делу в соответствии с частью второй статьи 43 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» прекращению не подлежит.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации в той мере, в какой ими регулируются отношения по поводу реализации лицом, не являвшимся участником таможенных правоотношений, правомочий собственника принадлежащего ему транспортного средства, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации, в отношении которого не уплачены ввозные таможенные пошлины.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации признание, соблюдение и защита права частной собственности, относящегося к основным правам, неотчуждаемым и принадлежащим человеку от рождения, составляет обязанность государства (статья 2; статья 8, часть 2; статья 17, часть 2).
Будучи одной из основ конституционного строя Российской Федерации, право частной собственности, как следует из статьи 18 Конституции Российской Федерации, наряду с другими непосредственно действующими правами и свободами человека и гражданина определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Исходя из этого статья 35 Конституции Российской Федерации предписывает, что право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3). При этом данная статья, закрепляя гарантии охраны частной собственности законом, распространяет их как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 мая 1997 года N 8-П).
Приведенным положениям Конституции Российской Федерации, выражающим один из основополагающих аспектов верховенства права — общепризнанный в демократических государствах принцип неприкосновенности собственности, выступающий гарантией права собственности во всех его составляющих, корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод: каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом; никто не может быть лишен своего имущества кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права; государство вправе обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами и для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов (статья 1 Протокола N 1).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно подчеркивал: в силу таких фундаментальных принципов, как верховенство права и юридическое равенство, вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению. Конституция Российской Федерации, наделяя федерального законодателя определенной дискрецией при регулировании права собственности и связанных с ним отношений по владению, пользованию и распоряжению имуществом (статья 71, пункты «в», «о»), закрепляет в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из данной нормы Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 и 35 вытекает, что ограничения права собственности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо данного конституционного права (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2008 года N 9-П и от 31 января 2011 года N 1-П).
2.1. По смыслу статей 8 (часть 1), 19 (часть 1), 34 (часть 1) и 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, принимая законы в области таможенного регулирования, обязан исходить не только из публичных интересов государства, связанных с его экономической безопасностью, но и из частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений и внешнеэкономической деятельности.
В целях защиты суверенитета и экономической безопасности Российского государства, прав и законных интересов граждан, обеспечения единого экономического пространства законодатель, устанавливая таможенную территорию Российской Федерации, таможенную границу и соответствующий порядок перемещения, контроля и оформления товаров и транспортных средств, а также обложения таможенными платежами, их уплаты и т.п., может предусматривать административные меры принудительного характера, конкретные составы правонарушений и соответствующие санкции, однако все такого рода меры, как связанные с ограничением права собственности, должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерны конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния; такие меры допустимы, если они основываются на законе, служат общественным интересам и не являются чрезмерными (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года N 8-П и от 27 апреля 2001 года N 7-П).
Осуществляя в названных целях таможенное регулирование, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации относится к предметам ведения Российской Федерации (статья 71, пункт «ж»), федеральный законодатель установил основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также таможенные режимы (глава 2 раздела I; подразделы 2 и 3 раздела II Таможенного кодекса Российской Федерации).
Так, в соответствии со статьей 15 Таможенного кодекса Российской Федерации никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным Кодексом (пункт 1); после выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом (пункт 2).
В отношении таможенного режима выпуска для внутреннего потребления в статье 164 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что товары приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (пункт 1).
2.2. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации признал, что положение пункта 1 статьи 15 Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года аналогично положению части первой статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года (определения от 12 мая 2006 года N 167-О, от 19 мая 2009 года N 487-О-О и N 488-О-О), конституционность которого проверялась им в Постановлении от 14 мая 1999 года N 8-П и в отношении которого была сформулирована следующая правовая позиция.
Сам собственник далеко не всегда является непосредственным участником таможенных правоотношений, — его участие часто опосредовано действиями других субъектов, которым он вверяет свое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в управление, владение или пользование (в том числе на основе договора транспортной экспедиции) и которые от своего имени совершают в отношении него соответствующие действия. В таких случаях при совершении таможенного правонарушения имущество становится непосредственным объектом нарушения таможенных правил со стороны лица, которому оно вверено собственником. Таким образом, субъектом нарушения таможенных правил и, следовательно, субъектом административной публично-правовой ответственности за неправомерные деяния в отношении перемещаемого имущества является не собственник, а лицо, которому такое имущество вверено, прежде всего декларант, т.е. лицо, перемещающее товары, и таможенный посредник (брокер), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспорт ные средства от собственного имени. Нередко установить лицо, совершившее таможенное правонарушение, невозможно, при том что сам факт правонарушения установлен.
Давая официальное разъяснение данного Постановления, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что содержащееся в части первой статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года предписание общего характера не означает, что обязанность выполнить требования по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, в том числе по уплате таможенных платежей, может быть возложена на лиц, которые не могли каким-либо образом влиять на соблюдение требуемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенных формальностей, поскольку не были в тот период участниками каких-либо отношений, включая таможенные отношения, по поводу такого имущества, при том что, приобретая его, они не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации (Определение от 27 ноября 2001 года N 202-О).
В развитие приведенной правовой позиции Конституционный Суд Россий ской Федерации в Определении от 12 мая 2006 года N 167-О применительно к пункту 1 статьи 15 Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года уточнил, что для лиц, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на территорию Российской Федерации и которые не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление соответствующих транспортных средств, включая уплату таможенных платежей, поскольку на момент ввоза на территорию Российской Федерации не состояли в каких-либо отношениях по поводу указанных транспортных средств, действующее таможенное законодательство не исключает возможность осуществления правомочий собственника в отношении приобретенных ими законным образом транспортных средств.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации, признавая соответствующим Конституции Российской Федерации законоположение, запрещающее пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, исходя прежде всего из необходимости исключения такого правового порядка, при котором имелась бы возможность легализации незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств (поскольку тем самым наносился бы ущерб таким конституционным ценностям, как суверенитет и экономическая безопасность Российского государства, права и законные интересы граждан, и не достигалась бы цель обеспечения единого экономического пространства), вместе с тем — учитывая недопустимость создания каких-либо неблагоприятных правовых последствий для лица, которое приобрело транспортное средство, незаконно ввезенное на таможенную территорию Российской Федерации, о чем оно не знало и не должно было знать, — подчеркнул, что такое лицо является полноправным собственником данного транспортного средства.
Из этого следует, что реализация добросовестным приобретателем правомочий собственника должна осуществляться независимо от того, установлено ли лицо, ответственное за таможенное оформление незаконно ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации транспортного средства, а также от того, взысканы с него фактически таможенные платежи или нет.
3. Особенностью правового режима эксплуатации (использования) транспортных средств является установленная действующим законодательством обязательность их государственной регистрации. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации (за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов; регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос об обязательности государственной регистрации транспортных средств в подразделениях ГИБДД и опираясь на правовые позиции, сформулированные им в постановлениях от 17 декабря 1996 года N 20-П и от 31 мая 2005 года N 6-П, указал, что отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; государственная регистрация как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования автомобилей в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности, однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов (определения от 7 декабря 2006 года N 544-О, от 1 октября 2008 года N 670-О-О и от 26 января 2010 года N 124-О-О).
Министерство внутренних дел Российской Федерации во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и от 11 ноября 2005 года N 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения не могут рассматриваться как препятствующие добросовестному приобретателю (собственнику) ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации транспортного средства, в отношении которого не уплачены таможенные платежи, реализовать принадлежащие ему правомочия собственника указанного имущества.
Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации на основе правовых позиций, сформулированных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
2. Правоприменительные решения по делу гражданина Костенко Виктора Владимировича, вынесенные на основании пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня его опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».
Конституционный Суд
Российской Федерации
С уважением,
Харченко О.В.