Медицинская справка
Её можно получить только в государственных или частных больницах, где есть лицензия на проведение обследования водителей. Согласно законодательству, те, кто рассчитывает на категории «М», «А» или «В», должны быть осмотрены терапевтом, офтальмологом, психиатром и психиатром-наркологом. Если же у водителя имеется неврологическое заболевание, ему может потребоваться заключение врача-невролога, который входит в обязательный перечень для водителей большегрузов (вместе с дополнительным осмотром лор-врача). Ряд лабораторных исследований также необходим для получения медицинской справки.
Вопрос-ответ Медсправка для получения водительских прав. Что нужно знать Некоторые водители ошибочно полагают, что если нет необходимости в замене прав, то и медицинская справка может не меняться десять лет. Это совсем не так. Согласно приказу Минздрава России, для водителей категорий «A», «B», «С», «D» и «Е» справка выдаётся на два года. Для тех же, кто занимается профессиональными перевозками, для лиц, которым не исполнился 21 год, и для тех, кто имеет определённые заболевания, – только на один год.
С какого возраста можно получить права на скутер?
Вследствие того, законодательство, регулирующее дорожное движение, регулярно пополняется поправками, молодые люди желают знать, не изменилось ли что-нибудь в разделе о вождении малых транспортных средств и со скольких лет можно получить водительские права на скутер. Также несовершеннолетних водителей интересует: положено ли наказание, если скутерист был остановлен инспектором для проверки, но управляет им без водительского документа.
Прежде, чем получить ответ на данный вопрос, необходимо выяснить категорию скутера. Обычно такое название носят легкие, мобильные, механического типа, средства передвижения. Их рабочий двигатель не превышает объем 50 куб. см.
В эту категорию входят ТС с электродвигателем, мощностью до 4 кВт. К ним относятся скутеры, мопеды, квадрациклы, с навесным мотором велосипеды. Чтобы управлять такими ТС, нужно иметь при себе удостоверение с открытой категорией «М».
А сейчас самое главное: с какого же возраста молодые люди получают возможность стать обладателями долгожданных прав, разрешающих управление этими маневренными передвижными устройствами. Ответ только один: минимальный возраст водителей на управление данной категорией ТС составляет 16 лет.
Перед тем, как взять на руки права молодой человек должен пройти обучение, сдать «на отлично» экзаменационный тест по теории и показать навыки вождения ТС. Но к экзамену будут допущены лишь те, кто прошел медицинскую проверку и имеет на руках справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для вождения скутером или квадрациклом. Нужно учитывать, что к управлению скутером допускаются и те лица, которые имеют ВУ с более высокой категорией. В том случае, если в правах поставлена категория «А1», то водитель спокойно может управлять ТС категории «М». Главное, чтобы удостоверение было получено в России.
Также внимания заслуживает такой вопрос, так со скольких лет выдаются автоудостоверения на категорию «А1». И в данном случае ответ не менее категоричен: только с 16 лет. Возраст на получение прав категории «М» и «А1» совпадает.
часть 2 абзац 1 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
«2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста»
Плохое самочувствие – повод никуда не ехать
И всё-таки даже с годной медицинской справкой и своевременным посещением докторов плохое самочувствие остаётся решающим аргументом в пользу отмены поездки. Дорога – это всегда стресс. Во время движения водитель оценивает до десяти различных факторов: качество дорожного покрытия, указания знаков, разметки, светофора, соблюдение дистанции, скорости, учёт движения соседних автомобилей и т. д. Кроме того, водитель всегда должен быть готов к нештатной ситуации, например к применению экстренного торможения или резкому развороту. А если подскочит давление? Одолеет усталость? Подведёт скорость реакции, которая с каждым годом становится ниже? В этой связи вспоминается случай с известным телеведущим Николаем Дроздовым, когда во время движения перед его машиной неожиданно появилась женщина. «Мы с супругой подъезжали к дому, – рассказывал впоследствии Николай Николаевич, – и я уже собирался поворачивать во двор за пешеходным переходом, включил поворотник и ехал небыстро. Она появилась перед машиной неожиданно и шла не оглядываясь. Я её увидел, но сначала подумал, что она остановится, – это, конечно, моя грубейшая ошибка. Когда понял, что женщина не останавливается, то сразу ударил по тормозам. Не знаю, что случилось, но машина резко дёрнулась. Может, потому, что я краем ботинка зацепил и педаль газа».
Статья по теме
Рулим без вреда. Секреты комфортной поездки Фразу «не знаю, что случилось» дорожный инспектор слышит практически при каждой аварии. Однако в случае с пожилыми людьми такое оправдание часто свидетельствует о несвоевременно выявленных когнитивных расстройствах, считает
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА Андрей Ильницкий: «Вопрос о возможности управления автомобилем лицами преклонного возраста сейчас широко дискутируется в мире. Однако все исследователи сходятся в том, что, если человек здоров, он в любом возрасте несильно теряет скорость реакции: здоровые пожилые люди способны нормально реагировать и обеспечивать нормальную безопасность на дороге. Но есть другая проблема. У пожилого человека могут быть различные когнитивные расстройства, что по факту означает и снижение памяти, и снижение способности концентрировать внимание, и снижение реакции на нештатные ситуации. Когнитивные расстройства возникают на фоне разных заболеваний, например, на фоне повышенного давления или так называемых нейродегенеративных заболеваний головного мозга. Повторюсь, естественные возрастные процессы, такие как, например, снижение содержания миелина – оболочки нервных волокон, – замедляют проведение импульса по нервным волокнам, но не снижают качество жизни и не являются противопоказанием к вождению. Коварство же когнитивных расстройств – это возможность скрытого течения. Они могут проявиться внезапно, при любой стрессовой ситуации. Поэтому вопрос о возможности управления автомобилем в пожилом возрасте должен решаться на основании не только анализа физического здоровья, но и когнитивных нарушений». Андрей Ильницкий рекомендует водителям-пенсионерам с большим стажем и тем, кто в силу различных обстоятельств только получает права в «третьем» возрасте, всегда обращать внимание не только на физическое состояние здоровья, но и на психологические признаки. После 65 лет врач рекомендует проходить ежегодное обследование на наличие когнитивных расстройств.
За рулём ученик! Как освоить машину в зрелом возрасте Подробнее
Кстати
Простым способом определить начинающуюся деменцию является «рисование часов». На пустом циферблате нужно нарисовать стрелки, обозначающие десять минут двенадцатого. Многие пенсионеры не справляются с этим простым заданием, хотя внешне выглядят вполне здоровыми и адекватными. Если рисунок не получается, это повод пройти диагностику когнитивных расстройств, которая покажет, может человек управлять автомобилем или нет.
Будут ли ограничивать пожилых людей за рулем?
«Пускать пожилых людей за руль или нет?» – этот вопрос уже давно стоит перед законодателями западных стран. Чуть менее остро, но все же вырисовывается схожая проблема и для российских законодателей и участников дорожного движения.
Смотрите также: Замена прав для пожилых водителей: в каких случаях не пройти комиссию
Не сказать, что людей почтенного возраста мы часто видим за рулем автомобилей, но тем не менее граждане, активные в 70-, 80- и даже 90-летнем возрасте, нет-нет да выезжают на дороги.
Вот один из свежих примеров, опубликованный на страницах «РГ.ру»:
«Своеобразный рекорд установил житель Азова Василий Павленко. Он получил новые пластиковые водительские права в 90 лет».
Также в материале «Российской газеты» о, об этом сообщили в отделе информации Главного управления министерства внутренних дел региона.
Тем не менее со временем проблема будет только усугубляться, поскольку в связи с возрастающим количеством граждан, получивших право управления транспортными средствами, через десяток-другой лет мы получим на дорогах ситуацию, схожую с той, что наблюдается сейчас в США, где автомобилями управляют миллионы пожилых людей.
Почему мы обозначили подобную перспективу «проблемой»? Мы, безусловно, не против реализации потребностей прошедших экзамен на право управления граждан, но следует учитывать и физиологическую специфику людей в возрасте 70 лет и выше.
По мнению врачей, пожилые люди медленнее ориентируются в загруженном автомобильном потоке, чаще подвержены болезненному или утомленному состоянию, хуже концентрируют внимание, а также иногда непредсказуемо реагируют на стрессовую дорожную ситуацию.
Согласно пункту 2.7 ПДД РФ водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения
Да и здоровье может ухудшаться достаточно внезапно. Вот и получается, что вроде медицинская справка еще действует и по документам человек имеет право управлять автомобилем, но по факту ему этого делать нельзя. Благотворно влиять на безопасность такое дело точно не будет.
Пожилой человек пожилому человеку – рознь. Кого-то в 80 лет можно запускать в космос, а кто-то в 60 лет уже с трудом реализует свои потребности.
Впрочем, в защиту пенсионеров скажем, что, по сведениям мировых страховых компаний, процент попадающих в ДТП пенсионеров от 100% имеющих ВУ не превышает 5%. Это минимум в два раза меньше, чем у их более молодых коллег. Не зря после введения новых тарифов ОСАГО с 9 января 2020 года коэффициент бонус-малус для водителей возрастом более 59 лет был даже снижен до 0.93: В России с 9 января 2020 года начали действовать новые тарифы ОСАГО
Работать на пенсии… за рулём
Пенсии по возрасту были введены в СССР в 1932 году и предназначались женщинам от 55 лет, мужчинам от 60. Для большей категории граждан этот пенсионный возраст не изменился и сегодня, но оплата «старости» не всегда устраивает пенсионера, да и часто ещё хватает сил для того, чтобы продолжать трудовую деятельность. Ведущий аналитик экспертного Елена Борисенко рассказала «АиФ. Здоровье» о том, что в 2020 году в рамках программы тренингов «Академии безопасного вождения» для водителей школьных автобусов был проведён опрос среди почти 500 участников, где выяснилось, что большинство из респондентов‑участников находится в пенсионном и предпенсионном возрасте: 48% – от 51 до 60 лет, 16% – старше 60. При этом общий стаж вождения у многих из этих водителей варьировался между 30 и 40 годами: «Фактически все эти люди находятся за рулём постоянно. Перед тренингом они говорили, что их многолетнего опыта вполне достаточно для управления автомобилем и никаких дополнительных знаний им не нужно. Однако по окончании курсов 97% опрошенных отметили, что получили массу новых навыков, которыми раньше не обладали. Например, с заданием применить экстренное торможение с первого раза справились единицы, а ведь это один из важнейших навыков на дороге! Даже в пенсионном возрасте водитель должен оставаться в системе непрерывного обучения. Это очень важно, особенно если речь идёт об организованных перевозках автобусами. За первые полгода 2017‑го в этом сегменте, увы, наблюдается увеличение количества ДТП почти на 5%, а погибших в них – на 33%».
Статья по теме
ТЕСТ: Автомобиль Вам скорее слуга или Ваш хозяин? Работа в такси – ещё один популярный вид занятости для пенсионеров. И у него есть свои преимущества: это индивидуальный график, возможность выборочно принимать заказы ну и приличный остаток времени на внуков и огородные дела. Но и тут не всё просто. Особенно в части популярных сегодня агрегаторских служб такси. Они, конечно, принимают на работу всех желающих, в том числе и пенсионеров, но ответственности ни за что не несут. Все возможные «форс-мажоры» разруливает таксист. Пенсионеру, решившему получать дополнительный заработок с помощью агрегаторов, надо быть предельно внимательным: пока владельцев таксобизнеса не обязали устанавливать в рабочие машины тахографы – приборы, контролирующие режим труда и отдыха водителя, контролировать себя нужно самостоятельно. Засыпание водителя за рулём сегодня тоже большая проблема.
Запрет на оставление одного в машине ребёнка до 7 лет
Дошкольника нельзя оставлять в салоне в одиночестве более чем на 5 минут
Законодатель указывает не только правила, со скольки лет нужно ездить с детским креслом и без него, но и правило оставления ребенка в машине. Оно было законодательно оформлено с 2020 года, начало действовать с Постановлением Правительства РФ № 761 от 28.06.2017 г. В п. 12.8 ПДД добавлен новый абзац: категорически запрещено уходить из машины и оставлять малыша в возрасте до 7 лет без присутствия иного совершеннолетнего человека.
В настоящее время отдельной статьи, предусматривающей ответственность за оставление малыша, нет. Здесь нужно обратиться к статье 12.9 КоАП РФ, она предусматривает возможность назначения штрафа в размере 500 рублей или предупреждения. Если в отсутствие совершеннолетнего возникла опасность для жизни, здоровья ребенка, водитель может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 125 УК РФ – оставление человека в условиях, опасных для жизни и здоровья.