Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Виды взыскания за опасную езду на дорогах

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Есть множество действий, совокупность которых создает опасную езду. Правда есть и множество спорных моментов, о которых будет сказано далее. Относительно ответственности, то:

  • на 01.01.2020 законодательством не предусмотрен штраф за опасное вождение;
  • законопроект об утверждении взыскания уже на рассмотрение, прошел первое чтение. Если его примут, то наказание составит 5000 рублей.



При каких условиях вождение считается опасным

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Несмотря на то, что определение опасного вождения было введено еще в 2020 г, не существует четких норм, определяющих границу, когда водитель совершил данное правонарушение. В законах и ПДД нет указаний по некоторым пунктам.

Так, не существует нормы бокового интервала, признанного безопасным. Сотрудникам ГИБДД предлагается определять размер и опасность бокового интервала интуитивно.

Опасное вождение классифицируется неоднократным нарушением ПДД за короткий промежуток времени. В то же время, не существует прямого указания, какой именно промежуток принято считать коротким. Возможно, правонарушения совершались с интервалом в 20 секунд, а возможно, в течение месяца.

Таким образом, применение термина опасное вождение и определение правомерности наказания определяется только сотрудниками ГИБДД и на их усмотрение. Отсутствие рамок, прописанных в нормативных документах, делает законопроект об опасной езде фактически неработающим.



Опасно вождение – это что?

Если хочется прочитать множество неясной информации, то можно воспользоваться п. 2.7 ПДД. Там очень подробно описано, что это и в каких ситуациях возникает. Вопрос в другом: наличие данного пункта не свидетельствует о четкости категории. Многие водители и далее не могут понять, что является опасной или безопасной ездой. Давайте разбираться.

Под опасной ездой следует понимать многократные маневры водителя, которые он осуществлял в процессе езды на автомобиле.

К таким действиям относятся:

  1. резкое торможение, осуществленное не во избежание аварийной ситуации;
  2. несоблюдение дистанции между ТС, в том числе несоблюдение бокового расстояния между объектами;
  3. необдуманное или неоправданное перестроение из ряда в ряд при активном движении на трассе. Интересно то, что даже при отсутствии помехи со стороны нарушителя, деяние будет расценено как правонарушение;
  4. перестроение из ряда в ряд с созданием помехи другим участникам движения;
  5. создание препятствия для обгона.

Важно понимать: само по себе осуществление указанного действия еще не приравнивается к опасной езде.
Необходимо соблюдение ряда условий:

  • все указанные маневры должны быть осуществлены минимум 2 раза. При этом многократным считается даже разный за характером поступок. Например, 1 раз резко не соблюли боковую дистанцию и один раз резко перестроились при активном движении.
  • осуществленные действия повлекли за собой аварийную ситуацию или несли в себе высокие риски ДТП.

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Нарушения, которые относятся к опасному вождению

В приведенном понятии, есть несколько нарушений, которые относятся к опасному вождению:

1. Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству при перестроении (пункт 8.4 ПДД).

2. Перестроение при интенсивном движении (пункт 9.4 ПДД).

3. Несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала (пункт 9.10 ПДД).

4. Резкое торможение (пункт 10.5 ПДД).

5. Препятствование обгону (пункт 11.3 ПДД).

Все перечисленные нарушения уже были описаны в правилах дорожного движения, поэтому для законопослушных водителей термин «Опасное вождение» не несет абсолютно ничего нового.



Что не считается?

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Но не все действия водителя, которые на первый взгляд кажутся опасными, могут быть приравнены к опасной езде.

В каких случаях езда не будет приравнена к таковой:

  • несоблюдение дистанции с впереди стоящим транспортным средством. Пример – машины стоят близко друг к другу в пробке;
  • дрифтинг;
  • перестроение из ряда в ряд, осуществленное без включения поворота;
  • поворот из второго ряда.

Другими словами, если действие не указано в пунктах опасной езды, то оно и не может быть к ней приравнено. Работает правило: что не запрещено, то разрешено.

Критерии опасного вождения на дороге

Причиной всевозможных дорожно-транспортных происшествий является агрессивная манера вождения – это известно всем. Но как аварии случаются чаще всего? Согласно данным статистики речь идет о:

  • Наездах на пешеходов, которые ожидают на остановках общественный транспорт (такие аварии часто связаны не только с травмами, но и со смертельным исходом)
  • Выездах на обочину дороги или же на переходы для пешеходов;
  • Столкновения различной степени тяжести с другими автомобилями.

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Ежегодно на российских дорогах погибает колоссальное количество людей, еще больше случается травм. Опасным называют совершение на дорогах незаконных маневров, которые несут угрозу не только для пешеходов, но и для других шоферов.
При опасном маневре имеют место несколько вариантов действий водителя:

  • Внезапное торможение на дороге без видимых причин;
  • Резкий обгон;
  • Нарушение безопасной дистанции между автомобилями;
  • Перемещение транспортного средства с перестроением, которое не соответствует правилам;
  • Создание преград к совершению обгона;
  • Попытки перестроится в ситуации сильной загруженности трассы на всех потоках

Часто опасное вождение называют агрессивным. Сам термин «опасная езда» в официальный обиход был введен только в июне 2020 года. Такая дефиниция означает реализацию лицом всевозможных деяний, которые влекут за собой риск гибели или травмирования людей, а также приводят к материальному ущербу частных лиц, государственных или частных предприятий. Ситуация существенно усугубляется в случае, когда опасные деяния совершаются несколько раз подряд и следуют друг за другом.

Накажут ли за опасную езду, зафиксированную на камеру?

Здесь есть несколько моментов. Начнем с первого. Камера не всегда может практически даже зафиксировать опасное управление. Ведь нужно неоднократное повторение маневра в течение короткого промежутка времени, а также сама ситуация должна быть рискованной и создавать риски для участников движения.

Другой момент. Множество маневров, указанных в перечне опасной езды, должны сопровождаться изменением скорости или вектора движения. В ином случае трудно доказать резкое торможение и т.д. Но не все камеры могут это сделать.

Третий момент. Действие водителя должно создать аварийную обстановку. Камера не обладает таким интеллектом, чтобы оценить ситуацию на месте.

Вот и получается, что при опасном управлении невозможно получить штраф на основании камеры.

Мнения экспертов по поводу изменения в ПДД

“Ъ” собрал мнения различных экспертов по поводу нового термина «Опасное вождение», который должен появиться в нынешнем году в Правилах дорожного движения. Впоследствии за это будет введено наказание: обсуждается штраф 5 тыс. руб., лишение прав или даже уголовная ответственность.

Что предлагается ГИБДД?

“Опасное вождение”

— неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий, связанных с нарушением правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба». Этот вариант термина направлен в правительство РФ на анализ, впоследствии это будет оформлено в виде поправок к ПДД.

Что думают эксперты?

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

— Наталья Агре, президент экспертного :

— Формулировка охватывает большой спектр правонарушений. При этом одним из ключевых элементов является факт неоднократности осознанных действий, связанных с элементами опасного вождения, так как однократное действие может быть связано с ошибкой водителя и не подразумевать под собой опасного вождения. Важно, чтобы данная формулировка была подробно донесена до участников дорожного движения и выработаны четкие механизмы фиксации правонарушения, это позволит избежать двоякости толкования, и как следствие, конфликтных ситуаций. Введение данного термина в первую очередь является инструментом профилактики по широкому кругу проблем, связанных с правонарушениями со стороны участников дорожного движения, а не инструментом репрессивного воздействия или ущемления прав водителей.

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Фото: Светлана Привалова, Коммерсантъ

— Александр Шумский, глава экспертного центра Probok.net:

— Создание впервые такого термина — крайне неблагодарная задача: либо водители будут недовольны (если термин будет слишком жестким), либо гаишники (если он будет слишком расплывчатым и непонятным ). За границей все сводится примерно к одному: водитель не должен себя вести хуже, чем можно было бы ожидать от компетентного и ответственного водителя. Представить такую формулировку у нас пока возможным не представляется в силу слишком недоверия участников дорожного движения к контролирующим органам. И в то же время мы никогда не уйдем от человеческого фактора в определении опасного вождения, в любом случае человек будет принимать решение, опасное ли оно было, или нет (судья, сотрудник ГАИ и т. д.). Поэтому формулировка, которая сейчас появилась, конечно, сложная, но в будущем не вижу ничего страшного, если мы ее подкорректируем исходя из судебной практики.

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Глава департамента транспорта, вице-мэр Москвы Максим Ликсутов

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

— Департамент транспорта Москвы:

— Правительство Москвы последовательно реализует стратегию, направленную на повышение безопасности дорог города. Введение в ПДД термина «Опасное вождение», безусловно, важный шаг, необходимый для сокращения количества происшествий, вызванных этим сознательным социально-опасным поступком. Департамент транспорта поддерживает и разделяет стратегию коллег из МВД РФ в области повышения безопасности на дорогах и находится в постоянном контакте с министерством.

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

— Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов:

— Проблема в том, что гаишники будут сами решать, как трактовать то или иное нарушение. Вот я перестроился из левого ряда в правый: чтобы быть опасным или чтобы уйти на съезд с МКАД? Другая ситуация: человек не уступает дорогу скорой помощи, его останавливает инспектор. Он может это расценить нарушение на 500 руб., а может — как опасную езду с лишением прав. Все это, боюсь, приведет только к росту коррупции. Общество и ГИБДД, мне кажется, вообще не готовы еще к введению такого термина.

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

— Лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев:

— Слишком громоздкий термин получился. Не надо прописывать все до мелочей, все равно конечное решение о наказании будет решать суд. Надо внести изменения в статью «Хулиганство», чтобы этот состав распространялся и на дорожные маневры. От субъективной оценки инспектора и судьи мы в любом случае уйти не сможем, ни одна камера не сможет сама распознавать агрессию на дороге.

Нужно начать с того, чтобы разделить обычные нарушения ПДД, опасное и агрессивное вождение, введя разные виды наказания. Например, превышение скорости больше чем на 80 км/ч сделать опасной ездой, на 100 км/ч — уже агрессивной. В Канаде, к примеру, полицейские даже меряют разгон специальными приборами и решают, насколько агрессивно человек водит.

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Фото: «За рулем»

— Редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов:

— Такая формулировка очень сложная. С одной стороны, чтобы избежать разных злоупотреблений, мы не можем отказаться от конкретизированных нарушений ПДД в описании этого термина. С другой — дублировать имеющиеся положения ПДД в термине «Опасное вождение» тоже неправильно. Я бы исходил из того, что часто применяется в Европе или США. Там эти термины давно имеются.

Подробнее о том, как планируется ловить и штрафовать опасных водителей, — в материале «Опасных водителей отследят при помощи смартфонов»

Как относится население к введению термина «Опасное вождение»? Читайте в статье «Водителям дали возможность для маневра»

Водители все чаще возят с собой биты, кастеты, травматические пистолеты и другие виды оружия, популярные в 1990-х. Подробнее читайте в материале «Водители стали слишком агрессивными»

Есть ли способ, который позволяет получить взыскание?

И да, и нет. Все относительно. Выписать денежное взыскание на месте ни один инспектор не может (именно за опасное вождение). Он может только остановить нарушителя и составить протокол. И далее ситуация должна рассматриваться более детально. Изучает дело не инспектор, а начальник инспекции. Он и принимает решение о вынесении постановления.

Алгоритм получения постановления о нарушение выглядит следующим образом:

  • субъект осуществляет агрессивную езду на дороге, неоднократно нарушая правила;
  • инспектор фиксирует ситуацию на месте и останавливает водителя, составляя на месте протокол;
  • протокол направляется на рассмотрение начальнику инспекции. Тот может принимать решение как при присутствии субъекта, так и без его присутствия;
  • если решение принято не в пользу водителя, то ему направляется по почте постановление.

Фиксация и доказательство правонарушения

Чтобы наказание за данное правонарушение было применено, необходимы доказательства:

  • Видео и фото подтверждения факта нарушений;
  • Визуальные вещественные подтверждения того, что нарушения были совершены последовательно и многократно;
  • В случае присутствия пострадавших или свидетелей, используются их показания.

В связи с необходимостью подтвердить многократность и последовательность правонарушений, доказательство вины «лихача» сильно усложняется. В большинстве случаев доказать факт опасной езды не представляется возможным. Водители, совершившие правонарушение, могут остаться безнаказанными, а статья приобретает характер номинальной.

Номинальный закон существует в законодательстве, однако его применение становится невозможным в связи с недостаточно четкими формулировками и иными обстоятельствами.

По каким критериям необходимо оценивать опасную езду?

Относительно опасной езды до сих остается множество неточностей и спорных моментов.

И вот несколько неразрешенных вопросов:

  • опасная езда считается таковой, которая повлекла за собой несколько маневров в течение короткого времени. Какой же промежуток времени считается коротким? Это может быть минута, час, неделя и т.д. Ни один нормативный документ не дает ответа на этот вопрос.
  • что принято считать интенсивным движением на трассе. Это сколько машин на дороге? Вопрос открытый. До сих пор нет ответа на него. Не стоит и забывать о том, что перестраивание из ряда в ряд можно объяснить и необходимостью осуществить поворот. Это вообще уже не нарушение.
  • все слышали о безопасной дистанции, но никто не знает, а сколько это в сантиметрах, метрах. Как водитель должен понять, а с какой дистанцией он должен ехать от впереди движущегося ТС.

Но самым спорным вопросом остается вопрос о рисках. Что считать угрозой для аварии, а что не считать таковой? Вопрос также не решен. Все остается на усмотрение инспектора. С камерой вообще все понятно.

Недостаток данной сферы в том, что в каждом индивидуальном случае решение принимает инспектор, составляющий протокол, и начальник, рассматривающий дело. Вот и все. Такие нормы утверждены в КоАП. А то, что может быть сугубо субъективный человечески фактор, никого не волнует.

Каким образом квалифицируется опасное движение?

Как именно фиксируется согласно норм ПДД опасное движение? Определение непосредственно связанных с опасным движением случаев проводится теми же службами, что и типичные аварийные ситуации. Среди таковых – ГИБДД. Другими словами, если случилось нарушение правил движения на дороге (при этом не имеет значение, виновен или не виновен водитель), такой случай рассматривать могут только полицейские.

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Только специалист способен утверждать, какой именно маневр авто представляет повышенную опасность на дороге. Так что водители могут либо вовсе не нарушать правила дорожного движения, либо надеяться на порядочность и грамотность сотрудников ГИБДД.

Какой штраф?

Всё, что необходимо знать водителям об опасном вождении

Главная новость – на текущую дату, февраль 2020 года, нет ни единого документа, который утверждал бы размер взыскания за опасную езду. Поэтому на текущий момент ни один инспектор не может выписать штраф за такие деяния.

Но не стоит радоваться тем, кто любит нарушать. Сейчас есть разработанный законопроект, в котором предусмотрена норма за опасную езду. Согласно законопроекта в действующий КоАП внесут правки. Эти корректировки внедрят в практику новый вид штрафа – за опасное вождение на дорогах. За это предусмотрено денежное взыскание в размере 5000 рублей.

Получается, что ответственность за такие деяния находится только в плоскости материальной составляющей. За правонарушение водитель не будет лишен прав.

Вероятность принятия данного законопроекта огромна, поскольку он уже принят в первом чтении. Нужно пройти еще несколько чтений и водителей начнут штрафовать.

Подача жалобы

При возникновении ситуации, когда гражданином был зафиксирован факт правонарушения водителем, о его опасном вождении некоторые хотят сообщить в соответствующие органы.

Здесь рекомендуется обратиться в ближайшее отделение ГИБДД. Процедура предусматривает написание заявления и передачу доказательств лично уполномоченному сотруднику автоинспекции. Но также можно отправить заказное письмо или обратиться с жалобой по электронной почте.

В зависимости от конкретной ситуации, свидетеля, который представил доказательства, могут вызвать в отделение, чтобы уточнить информацию. Хотя иногда все дополнительные вопросы решаются в телефонном режиме.

Если вы решили отправить жалобу с доказательствами через официальный сайт ГИБДД, тогда тут потребуется дополнительно заполнить специальный бланк.

В случае с письменным заявлением допускается его заполнение в свободной форме. При этом крайне важно, чтобы в обращении присутствовали определённые сведения:

  • дата происшествия;
  • время;
  • информация о нарушителе (номерной знак, марка и модель авто);
  • описание ситуации, связанной с нарушением ПДД;
  • описание статьи, по которой предусмотрено наказание.

После принятия заявления его рассмотрят, и уже будут разбираться с правонарушителем.

Понесёт человек ответственность за своё опасное вождение или нет, зависит от ряда факторов и окончательного решения, которое могут принимать в суде. Но тянуть с жалобами на опасное вождение не стоит, если вы действительно зафиксировали такой факт и считаете справедливым наказать водителя за его деяния.

Инспектор обязан доказать опасное вождение?

Если отойти от плоскости опасного вождения, а рассмотреть судебную практику, то получается следующее: инспектор не должен доказывать, что водитель осуществлял правонарушение. В судах почти всегда доверяют инспекторам, которые же работают на благо общества. Людей лишают водительских прав или выписывают постановления на взыскания лишь на основании слов инспектора. Доказательной базы никто не просит.

С другой стороны, не так давно Верховный Суд опроверг такую безапелляционную правоту ГИБДД. Он постановил, что нельзя привлекать к ответственности водителя только на основании протокола. Обязательно должна быть доказательная база.

Работает ли решение Верховного Суда? Не совсем. Суды и далее выносят постановления на основании взаимодействия с ГИБДД. Пока прецедентов доверия к водителям мало.

Ситуация с опасным вождением будет примерно такой же. Есть множество спорных вопросов, есть критерии, которые невозможно оценить и соизмерить. Следовательно, нет доказательств, которые реально будут работать на благо граждан.

Конечно, должна быть ответственность за опасные маневры, нарушения и т.д., но должна быть и система оценок, на основании которых можно реально оценить ситуации. Но может со временем эти критерии оценки доработают.

Как ГИБДД доказывает опасное вождение

По презумпции невиновности водитель не обязан доказывать, что он что-то нарушил. Это должны сделать сотрудники ГИБДД. Исключение — когда нарушение попало на камеру видеофиксации. Случаи опасного вождения сфотографировать невозможно, поэтому ГИБДД доказывает их в обычном порядке.

Протокол. Инспектор останавливает нарушителя и составляет протокол, чтобы зафиксировать нарушение. Копия остается на руках у водителя.

Постановление. Позднее ГИБДД вместе с водителем или в его отсутствие проводит разбор. По итогам автоинспекция отправляет водителю постановление об административном нарушении. Оно приходит по почте, но не всегда — лучше проверять свои штрафы.

Как оспорить. Если водитель не согласен с постановлением, он может подать жалобу на имя начальника подразделения ГИБДД, которое выписало штраф. Заявление можно отправить через сайт автоинспекции, на странице приема обращений. На это есть 10 дней с даты постановления. Другой вариант — подать жалобу в суд.

Рекомендуем!  Правила и хитрости при установке номерного знака
Autozona74.ru