Особое внимание, если в вас «прибежал» ребенок. Халатность часто может стоить водителю и водительских прав, и репутации.

Практически каждый водитель хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда по его вине или по вине пешехода происходил незначительный контакт пешехода с автомобилем. Выскочивший сбоку человек мог несильно удариться об вашу машину и побежать дальше или же вы, допустив ошибку, толкали пешехода зеркалом машины или другим элементом кузова.

Обычно такие инциденты разрешаются на месте. Если никакого ущерба не причинено, пешеход либо извинится (если сам виноват) либо обложит матом (если виноват водитель) и следует далее по своим делам. В ряде случаев компенсация выплачивается на месте по соглашению сторон, если у пешехода есть мелкие травмы или пострадало имущество (вымазана или порвана одежда, например).

Увы, очень часто водители в таких случаях могут лишиться водительских прав. Особенно если в роли пешехода выступает ребенок.

Рекомендуем!  Попал в ДТП без полиса ОСАГО

Причины ДТП

К сожалению, пешеходы становятся участниками каждого второго ДТП на территории страны. Человек может оказаться под колесами автомобиля при нескольких обстоятельствах:

  1. Из-за того, что водитель транспортного средства нарушил правила дорожного движения.
  2. Из-за собственной невнимательности.
  3. По намеренному умыслу (случаев, когда пешеход старается таким способом получить средства с водителя, не желающего решать вопрос с сотрудниками ГИБДД, в судебной практике много).

На первый взгляд может показаться, что проехать по ноге, не задев при этом самого человека, достаточно сложно. Однако на практике такие случаи встречаются повсеместно, поэтому удивляться им не стоит.

Обстоятельства ДТП

Чаще всего автомобилист даже не замечает, что он стал виновником дорожно-транспортного происшествия, поэтому он покидает место аварии. В этом случае в один момент ничего не подозревающему автовладельцу может прийти звонок из ГИБДД с предложением на разбор этого дела.

Так, неожиданно для себя, автомобилист узнать, что ему инкриминируют сразу два нарушения правил дорожного движения:

  1. Оставление места ДТП.
  2. Причинение физического вреда.

Как правило, автолюбитель признает свою вину сразу за оба нарушения, за что он привлекается к ответственности. Именно этим и пользуются мошенники во время своих махинаций.

Второй случай, когда водителю не дают покинуть место дорожно-транспортного происшествия, всячески обращая его внимание на то, что им был совершен наезд на ногу пешехода.

Мошенничество

Чаще всего именно такой вариант действий выбирают мошенники, чтобы на месте получить с автомобилиста денежные средства, согласившись не вызывать на место происшествия сотрудников ГИБДД для оформления факта аварии.

Как правило, в таком представлении принимают участие сразу несколько человек, чтобы заставить водителя почувствовать свою вину и согласиться выплатить компенсацию. Это могут быть как друзья пострадавшего, так и свидетели, которые увидели, как автомобиль осуществил наезд на пешехода.

Их задача – сразу же остановить водителя автомобиля, чтобы не дать ему покинуть «место аварии», а также подтвердить, что повреждения были причинены именно этим транспортом.

Даже если автовладелец укажет на то, что на машине отсутствуют вмятины, царапины или иные повреждения (от попыток человека остановить авто до или в момент наезда), это не остановит «пострадавшего» и присутствующих. Давление, оказываемое на автолюбителя, зачастую настолько велико, что он добровольно соглашается компенсировать причиненный пешеходу ущерб, причем достаточно большой суммой.

Не стоит соглашаться на такую провокацию. Если автомобилист совершил наезд на пешехода или его обвиняют в таком ДТП, необходимо сразу же вызывать на место аварии сотрудников ГИБДД для законного оформления случившегося.

Также будет полезно вызывать на место дорожно-транспортного происшествия скорую помощь, ведь в аварии есть пострадавший. Чаще всего мошенники, понявшие, что сразу же получить деньги с водителя не получится, покидают место аварии.

Привлечение водителя к ответственности

Ситуации, когда автомобилиста привлекают к ответственности за оставление места ДТП, встречаются достаточно часто. При этом водителю грозит административное наказание даже в том случае, когда у пострадавшего отсутствуют какие-либо внешние и внутренние повреждения.

Как показывает практика, выбраться из этой ситуации без последующего привлечения к какому-либо виду наказания практически невозможно.

Если автомобилист все-таки совершил наезд на ногу пешехода, можно попробовать договориться с ним мирным путем. В некоторых случаях пострадавший соглашается на получение денежной компенсации за причиненный ему ущерб.

В этом случае автомобилисту необходимо взять с пешехода расписку, подтверждающую, что у последнего нет никаких претензий к виновнику ДТП. В противном случае после отъезда водителя с места дорожно-транспортного происшествия, пострадавший может вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД для оформления происшествия.

В такой ситуации автолюбитель будет дополнительно привлечен к административной ответственности за оставление места ДТП.

Однако в большинстве случаев пешеход не идет навстречу водителю и не соглашается урегулировать вопрос мирным путем.

В связи с этим большинство таких дорожно-транспортных происшествий оформляется сотрудниками ГИБДД. И если ранее у автомобилиста была возможность договориться с инспектором о том, чтобы не заводить дело, сейчас на это соглашаются только единицы сотрудников инспекции.

Дело в том, что если пострадавший впоследствии решит обратиться с постановлением об отказе в возбуждении дела в суд, то отвечать придется не только автомобилисту, но и сотруднику ГИБДД, принявшему такое решение.

Автоподставы. Как «сбитые» пешеходы разводят водителей на деньги

В Челябинске вынесли приговор банде мошенников, которая занималась автоподставами. Злоумышленники разыгрывали перед водителями целое представление, главным героем которого был якобы сбитый пешеход, имеющий влиятельных друзей. С запуганных автолюбителей бандиты требовали внушительные суммы — от 400 тыс. до 1 млн руб. Лайф расскажет о наиболее распространённых автоподставах с участием «случайных» пешеходов и о том, как не попасться на их уловки.

Пешеходные аферисты, как правило, поджидают своих жертв на узких улочках, где машины едут со скоростью не больше 50 км/ч, на перекрёстках, слепых поворотах, остановках общественного транспорта и на парковках. Самый простой приём, популярный у новичков в этом ремесле, — это прыжок на капот автомобиля на пешеходном переходе. Видя приближающуюся машину, злоумышленник неожиданно выскакивает на дорогу и бросается на авто.

— Люди, которые бросаются на капот автомобиля на пешеходном переходе, — это, как правило, начинающие мошенники. Они от кого-то услышали, что так можно легко заработать, и решили сами попробовать, прыгнув на автомобиль. Делают они это, как правило, неумело и слишком уж пафосно и убегают, увидев, что в машине есть регистратор, — рассказывает глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

По мнению правозащитника, даже не имея средства видеофиксации, водитель может раскрыть план аферистов. Если человека сбивает машина, то на автомобиле будут повреждения, причём вначале на бампере, а потом на капоте и ветровом стекле. Медики должны осмотреть пострадавшего, и если у него нет синяков на ногах, куда приходится удар в первую очередь, то это повод заподозрить в нём мошенника. Об этом же говорят и повреждения локтей: пешеход очень редко успевает сгруппироваться и выставить локти вперёд при аварии, поэтому такие травмы говорят о том, что человек целенаправленно прыгнул на машину. Эксперт, сопоставив характер повреждений авто и травм человека, сможет сказать, был ли наезд. Если имеет место подстава, то «жертва» к медикам не пойдёт.

— Чаще всего подставы происходят на узких улицах, на обочине которых припаркованы машины. Из-за этих автомобилей и выпрыгивают злоумышленники. В таких местах перед пешеходными переходами нужно быть особенно бдительным. Там, где нет перехода, аферисты работают намного реже, — поделился информацией автомобильный юрист Сергей Радько.

Если мошенники хотят сымитировать боковой удар или наезд на ногу, полигоном для инсценировки становится правая полоса дороги, остановка общественного транспорта или же поворот. Делается это так: водитель едет близко к тротуару, а пешеход, стоящий практически на проезжей части, делает вид, что машина его задела. Иногда для убедительности в дверь или крыло автомобиля аферисты могут кинуть кусок мыла или пластиковую бутылку с водой, чтобы имитировать удар.

— Неважно, где вы встретились с подставщиками, в любом случае необходимо сообщить о факте ДТП в ГИБДД. Даже если никакого наезда и не было, лучше перестраховаться и уведомить органы правопорядка о произошедшем, чем уехать, — это оставление места ДТП, за которое существуют серьёзные санкции, — советует Травин.

За оставление места ДТП, согласно ч. 2 статьи 12.27 КоАП, водителю грозит лишение водительского удостоверения на срок до 1,5 года или же административный арест на срок до 15 суток. Этим и пользуются злоумышленники в случае, если жертва не остановила автомобиль сразу после имитации наезда. Пока «пострадавший» на обочине изображает боль от удара, его сообщники догоняют и заставляют остановиться водителя, якобы виновного в ДТП. Потом появляется «мнимый больной», и начинается совместная атака на жертву подставы, в ходе которой аферисты апеллируют к суровому наказанию за оставление места аварии, которого можно избежать, расплатившись на месте.

Одной из самых популярных у мошенников является подстава, связанная с липовым наездом на пешехода на парковке. В тот момент, когда водитель сдаёт назад, злоумышленник прячется за автомобилем и наносит лёгкий удар по заднему бамперу. После чего подставщик падает на землю и изображает, что автомобиль его сбил. Другой вариант: аферист делает вид, что автомобилист его не заметил и отдавил ногу задним колесом.

— С точки зрения жуликов, подстава на парковке, когда водитель двигается задним ходом, — это самый эффективный способ. Дело в том, что у многих автолюбителей на ветровом стекле установлены видеорегистраторы, которые фиксируют всё, что происходит впереди. Девайсы с двумя камерами, снимающие то, что творится позади машины, также существуют, но их мало кто покупает из-за высокой цены. Обзор при движении задним ходом ограничен, тем более что мошенники предпочитают прятаться в мёртвой зоне зеркал, — рассказывает Виктор Травин.

Эксперт отметил, что формально парковка не считается дорогой — это прилегающая территория. Но по решению Верховного суда РФ все аварии с участием автомобилей и пешеходов, произошедшие на прилегающих территориях, считаются ДТП. Сделано это для того, чтобы возникала ответственность лица, причинившего ущерб, перед пострадавшим. Соответственно, страховка ОСАГО на парковках действует, об этом надо помнить.

Гаишникам нужно сообщить, что у машины повреждений нет, но есть предположение, что вред причинён здоровью или имуществу пешехода. А есть ли он, этот вред, должны разбираться гаишники, медики и эксперты. Даже если пешеход сбежал и на машине нет никаких следов столкновения, сотрудников ГИБДД всё равно нужно дождаться. Есть вероятность, что злоумышленники напишут заявление о том, что вы сбили человека и скрылись. Поэтому гаишники обязательно должны зафиксировать факт ДТП.

Как показывает практика, сразу после звонка в ГИБДД мошенники исчезают. Особенно наглые и уверенные в себе аферисты держатся до конца, вымогая у водителя деньги. Гаишники приедут не моментально, так что около получаса в среднем у них всегда есть. Но при появлении полицейского автомобиля деляги почти гарантированно ретируются. Им невыгодно светиться перед полицейскими, кроме того, при детальной экспертизе обстоятельств липового наезда может выясниться, что он был подстроен, и тогда для мошенников дело примет неприятный оборот.

Такая история произошла с Вячеславом из подмосковного Реутова. На своих «жигулях» он выезжал с парковочного места, когда услышал глухой удар по багажнику. Выйдя из автомобиля, водитель увидел подростка на роликовых коньках, который лежал на асфальте за машиной и рыдал, держась за ногу. Неожиданно появившийся крепкий мужчина, представившийся отцом ребёнка, сообщил Вячеславу, что он сбил мальчика, и в грубой форме потребовал возместить траты на лечение в сумме 10 тыс. руб. Водитель заподозрил неладное и, сообщив мошеннику, что должен занять денег у друзей, позвонил нескольким товарищам и попросил их вызвать полицию. При появлении на парковке машины ДПС мужчина и неожиданно выздоровевший мальчик скрылись из виду.

Мошенники, которые не хотят подставляться сами и рисковать здоровьем, покупают в Интернете за бесценок разбитые ноутбуки и другую неисправную технику и используют её в своих «представлениях». В результате мнимого наезда пешеход роняет на землю или (что ещё лучше) под колёса сумку с техникой и требует от водителя возместить ущерб.

— Людей, которые используют при таких подставах различные предметы, которые якобы сломались или разбились в результате наезда, юристы называют «продавцы сервизов». Когда подобный тип подстав только зарождался, аферисты выдавали осколки от бутылок в коробке за дорогостоящий сервиз, который разбился по вине водителя, и требовали от жертвы оплатить стоимость этого сервиза. Сейчас вместо сервизов используют ноутбуки и зеркальные фотокамеры, — продолжает автомобильный юрист Радько.

По словам эксперта, это такое же повреждение имущества, как и в случае с ДТП с участием нескольких автомобилей. Если «продавцу сервиза» действительно нужно получить стоимость якобы повреждённого имущества, он должен доказать, что это произошло по вине водителя. Пусть заказывает экспертизу, идёт в суд — в случае успеха он может рассчитывать на выплату по ОСАГО. Водителю ничего платить не придётся: его ответственность застрахована.

Доказать, что гаджет пострадал именно в результате наезда, очень сложно: для этого требуется специальная дорогостоящая автотехническая экспертиза. Только с помощью неё можно определить, что устройство было повреждено именно в указанное время, в указанном месте и произошло это по вине водителя. Добиться компенсации стоимости ремонта через суд можно, только имея на руках данные этой экспертизы, которую придётся оплачивать пострадавшему. Ни один аферист на это не пойдёт: слишком долго, сложно и дорого, да и перспективы очень туманные.

Профессиональные подставщики — тонкие психологи и действуют по отработанной методике. Преимущество аферистов в эффекте внезапности: на человека сразу же наседают, иногда вдвоём-втроём, при этом он не успевает опомниться. Многие отдают деньги, не поняв толком, что произошло.

Жертву такие мошенники выбирают с психологической точки зрения и отдают предпочтение людям старшего возраста на бюджетных автомобилях. Такие граждане зачастую не очень хорошо знают законы, проблемы с полицией им не нужны, поэтому таких жертв проще склонить к тому, чтобы решить всё на месте.

— Дорогие автомобили злоумышленники стараются не трогать: водителя такого авто не запугаешь мифическими связями в полиции и не растрогаешь картинным изображением дикой боли после наезда. Идеальный клиент для них — это женщина старше 45 лет на бюджетном авто, — говорит Сергей Радько.

Ответственность за наезд на ногу пешеходу

Ответственность за наезд на ногу пешеходу напрямую зависит от размера причиненного ущерба.

  1. Так, к примеру, за причинение пострадавшему легкого вреда здоровью, виновник ДТП привлекается к ответственности в виде штрафа в размере от 2,5 тысяч до 5 тысяч рублей. Также за такое нарушение автомобилист может быть лишен своего водительского удостоверения на срок до полутора лет.
  2. За среднюю тяжесть причиненного вреда, автолюбителю придется заплатить штраф в размере от 10 тысяч до 25 тысяч рублей, или лишиться своего водительского удостоверения на срок до двух лет.

Под легким ущербом подразумевается причинение такого вреда, при котором:

  1. Пострадавший полностью излечивается в течение 21 дня.
  2. Пострадавший теряет свою производственную работоспособность на непродолжительный промежуток времени.

К категории причинения среднего вреда здоровью пострадавшего подразумевается вред, при котором:

  1. Пешеход получает повреждения, не опасные для жизни, но требующие продолжительного времени для восстановления.
  2. У пешехода характеризуется длительная дееспособность, невозможность нормально осуществлять свою рабочую деятельность.

Одна из самых серьезных ситуаций, которая может обернуться для автомобилиста уголовной ответственностью – наезд на ногу полицейского.

В этом случае сотрудник правоохранительных органов может расценить произошедшее в качестве умышленного причинения вреда работнику полиции (не имеет значения, находился он в момент происшествия при исполнении или нет).

Что грозит за наезд на пешехода во дворе

Чаще всего пострадавшими в ДТП с пешеходами становятся пожилые люди и дети. Причинами для таких дорожно-транспортных происшествий может быть как несоблюдение водителем правил передвижения по придомовым территориям, так и невнимательность.

В соответствии с правилами дорожного движения, автомобилист должен ехать по двору со скоростью не выше 20 километров в час. Зачастую водители нарушают данную норму законодательства, считая, что пешеход должен самостоятельно позаботиться о своей безопасности.

Однако в случае с дворами стоит понимать, что из-за автомобиля могут пострадать не только взрослые, но и дети. Так, к примеру, достаточно часто под колесами машины оказываются малыши, которые, заигравшись, выскочили на дорогу за своим мячом или другой игрушкой.

Конечно, пешеход должен быть внимательным и осторожны, передвигаясь во дворе. В случае с детьми, за их поведением и безопасность окружающей обстановки должны следить родители. Следует сразу же учить ребенка тому, что автомобиль – источник повышенной опасности, поэтому его стоит опасаться и не бросаться на дорогу необдуманно.

Поиск виновного

Как показывает практика, найти виновного в дорожно-транспортном происшествии, который покинул место аварии, по горячим следам достаточно сложно. В большинстве случаев у водителя вообще отсутствует факт нарушения правил дорожного движения, а пострадавшему причинен только небольшой ущерб.

Кроме того, в некоторых случаях пешеход сам необдуманно выходит на дорогу, не убедившись в безопасности своего движения. Наезд на ногу может произойти в случаях, когда пострадавший резко вышел на проезжую часть или сделал это в темное время суток.

Чтобы определить обстоятельства ДТП, необходимо понять, была ли у водителя возможность своевременно среагировать на данный маневр и избежать аварии, была ли соответствующая техническая возможность?

Для того чтобы установить такие обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, сотрудники ГИБДД или суд назначает проведение автотехнической экспертизы. В ходе проведения такого исследования, специалист уточняет, была ли у автомобилиста возможность вовремя увидеть человека, замеряет тормозной путь.

Исходя из этих данных, высчитывается скорость движения транспортного средства виновника ДТП, после чего она сравнивается со скоростью, разрешенной на данном участке дороги.

Мнение эксперта

Карпова Екатерина Васильевна

В 2006 году закончила Амурский государственный университет по специальности «юриспруденция». 2006-2013 — Арбитражный суд Амурской области. 2013 по настоящее время — юрист в Амурском областном онкологическом диспансере.

Следует различать дворовую территорию и жилую зону. К первой относят участок, прилегающий непосредственно к многоквартирному дому. Обычно на нем размещают детскую площадку либо газон с лавочками. Ко второй относят дорогу, разделенную на тротуары и проезжую часть. Водитель должен помнить, что проезжать и парковаться на дворовой территории запрещено.

○ Что делать если сбил пешехода?

Самой страшной для автомобилиста является ситуация, когда под удар его машины попал человек. Даже в том случае, если все требования ПДД были соблюдены, тщательно выдерживался скоростной режим, а автомобиль был абсолютно исправен – пешеход может переходить дорогу в неположенном месте, внезапно выйти на проезжую часть из-за припаркованного автомобиля, либо каким-то иным способом оказаться сбитым. К сожалению, автомобиль всегда был и остаётся источником повышенной опасности, который владелец не может полностью контролировать, и неприятные случайности могут произойти в любой момент.

Как поступать водителю в этом случае?

✔ Как действовать после ДТП?

С точки зрения закона действия водителя после столкновения описаны в п. 2. 6 ПДД. Правила требуют от автомобилиста:

  1. Немедленно оказать помощь пострадавшему.
  2. Вызвать скорую и полицию, а самому оставаться на месте в ожидании их прибытия. Лишь в экстренном случае дозволяется покинуть место ДТП, но лишь для того, чтобы доставить пострадавшего в больницу.
  3. Освободить проезжую часть для движущегося транспорта, если машина мешает проезду. Перед этим нужно зафиксировать (в том числе и с помощью фото- либо видеосъёмки) положение машины, пострадавшего, следы торможения и другие обстоятельства имеющие отношения к делу. В том же случае, если оставленный на проезжей части автомобиль можно объехать, действует п. 2.5 ПДД, по которому водителю достаточно выставить знак аварийной остановки и ждать прибытия сотрудников правоохранительных органов.
  4. Записать данные очевидцев и передать их прибывшим сотрудникам полиции.
  5. Связаться со своей страховой компанией и адвокатом. Этих требований нет в ПДД, однако они необходимы, чтобы возместить ущерб пострадавшему и избежать несправедливого наказания.

Отдельно нужно оговорить оказание первой помощи. Сейчас она уже не называется медицинской: никто не требует от каждого водителя наличия медицинских знаний. Однако есть некоторый минимум того, что сделать может каждый. В него входят:

  • Остановка кровотечений, в том числе и с помощью жгута.
  • Искусственное дыхание, если пострадавший не дышит.
  • Закрытый массаж сердца, если отсутствует сердцебиение.
  • Наложение шин на места переломов, если планируется доставка пострадавшего в медицинское учреждение своими силами.

Однако если ожидается прибытие скорой, лучше предоставить это профессиональным медикам. Первую помощь оказывать можно только в том случае, если есть серьёзный риск для здоровья или жизни пешехода.

✔ Фиксация обстоятельств и оформление.

Фиксировать все следы на том месте, где произошло ДТП, обязаны сотрудники полиции. Однако и сам водитель может кое-что сделать.

Прежде всего, необходимо воспользоваться фотосъёмкой. Поскольку сейчас мобильные телефоны есть практически у всех, а на большинстве моделей предусмотрена камера, имеет смысл тщательно сфотографировать:

  • Положение пострадавшего и автомобиля.
  • Повреждения автомобиля.
  • Тормозные следы на асфальте.
  • Осколки, если при ДТП были разбиты стёкла или пластиковый бампер автомобиля.
  • Состояние асфальта (сухой, мокрый, покрытый снегом, грязью и т. д.).

Съёмку можно (и нужно!) производить и во время осмотра места происшествия сотрудниками полиции. Крайне желательно настроить аппаратуру так, чтобы на снимке печатались дата и время, когда он был сделан.

При составлении протокола необходимо проследить, чтобы все обстоятельства и данные замеров были внесены в документ точно. Если водитель не согласен с тем, что зафиксировано в протоколе, он вправе сделать об этом отметку в специальной графе, а позднее – указать это сначала в объяснениях, а позднее, если будет возбуждено дело – в протоколе допроса.

Последствия, если наехал на ногу пешехода на зебре

В соответствии с нормами российского законодательства, ответственность за наезд на человека на пешеходном переходе может различаться в зависимости от обстоятельств данного происшествия. Основное значение имеет сигнал светофора в момент аварии.

По правилам дорожного движения, водитель транспортного средства обязан предоставить преимущество пешеходу, который начал переходить дорогу или уже вступил на проезжую часть. Этот же нормативный правовой акт содержит требование о том, что водитель должен снизить скорость и остановиться в случае, если транспорт, осуществлявший движение перед ним, остановился перед зеброй.

Данные правила должны быть не только заучены автомобилистом, но и доведены им до автоматизма во время практического движения. В противном случае, несоблюдение требований ПДД может привести к дорожно-транспортным происшествиям с пострадавшими.

В соответствии с требованиями законодательства, за наезд на ногу пешехода на пешеходном переходе, водитель привлекается к ответственности, вид и размер которой напрямую зависит от тяжести последствий.

Однако если наезд на ногу пешехода произошел вследствие того, что человек переходил дорогу на запрещающий сигнал светофора, то ответственности за ДТП будет возложена именно на этого человека, так как своими действиями, он нарушил правила дорожного движения.

В этом случае автомобилисту требуется найти свидетелей произошедшего. Желательно получить записи с видеорегистраторов проезжающих мимо автомобилей (при отсутствии данного устройства в своем авто).

Можно ограничиться и получением показаний свидетелей случившегося. Лучше всего, если их показания будут записаны в письменной форме, чтобы впоследствии у водителя была возможность прикрепить их к протоколу или к исковому заявлению.

Достаточно часто пешеход, который понимает, что в этом дорожно-транспортном происшествии есть го вина, а он не получил серьезных повреждений, покидает место аварии до приезда сотрудников ГИБДД.

○ Советы юриста:

✔ Совершил наезд на животное, возместит ли страховая ущерб причиненный авто?

Как уже было сказано, такое возмещение возможно только по КАСКО – и только в случаях, предусмотренных договором со страховщиком. Если договор такого пункта не включает – возмещение придётся требовать со владельца через суд.

Поэтому водитель должен действовать так:

  • Зафиксировать все обстоятельства случившегося, сохранив запись в памяти видеорегистратора, сделав несколько снимков с телефона и т. д.
  • Вызвать ГИБДД. Если не получается дозвониться или же инспектор отказывается приехать – нужно будет позднее подать официальный запрос на получение материалов. Даже письменный отказ в их предоставлении (если никто не выезжал – то и протоколов нет) поможет в общении со страховщиком.
  • Связаться со страховой компанией и сообщить о случившемся.
  • Подать в страховую заявление о возмещении вреда. Сделать это необходимо в срок, установленный договором.
  • Предоставить страховщику необходимые документы (их перечень автовладельцу должны сообщить в компании).
  • Получить либо выплаты – либо официальный отказ от них. Отказ можно обжаловать в суде.

Действия, если переехал ногу пешеходу

Что делать водителю, который совершил наезд на ногу пешехода? От правильности действий автомобилиста может зависеть вид и размер ответственности, так как за отказ от оказания помощи он может быть привлечен к уголовной ответственности.

  1. Прежде всего, автолюбитель должен прекратить движение и остановить свое транспортное средство.
  2. Второй обязательный шаг – вызвать на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников ГИБДД. В случае мошенничества, мнимый пострадавший вряд ли захочет связываться с полицией, поэтому поспешит покинуть место аварии. Водитель, который дождется приезда на место столкновения сотрудников дорожной инспекции, исполнит свои обязанности по правилам дорожного движения. В дальнейшем его нельзя будет привлечь к ответственности за оставления места ДТП.
  3. Сразу же после вызова полиции, необходимо немедленно позвонить в скорую помощь. До приезда камеры, автомобилист должен самостоятельно оказать первую помощь пострадавшему.
  4. Еще один важный момент, о котором забывают большинство автолюбителей – звонок юристу. Зачастую, именно опытный специалист может подсказать, как правильно действовать, чтобы не усугубить ситуацию.

Конечно же, пострадавший пешеход может обратиться с исковым заявлением в суд, чтобы получить компенсацию за причиненный материальный и моральный ущерб. В большинстве случаев потерпевший выигрывает такое дело.

○ Сбил животное на дороге.

Отдельно надо разобраться с куда более частыми, но, к счастью, менее тяжёлыми случаями, когда под колёса машин попадают животные. Здесь тоже есть свои нюансы, связанные с определением статуса животных и порядком оформления ДТП.

✔ Пошаговая инструкция что делать.

В том случае, если под колёса угодил зверь, от водителя требуются следующие шаги:

  1. Остановиться, включив аварийную сигнализацию.
  2. Осмотреть машину и животное. Оказывать помощь законодательство не требует.
  3. Вызвать ГИБДД.
  4. Попытаться найти владельца, погонщика или иное лицо, отвечающее за животное (если оно сельскохозяйственное или домашнее). Если животное дикое – сообщить в местный природоохранный комитет.
  5. После прибытия на место ДТП инспекторов – провести оформление ДТП.

На практике, конечно, этот порядок соблюдается лишь в случаях, если или животное было крупным, и автомобиль оказался помят, либо когда оно было хозяйским – и хозяин сразу же начал предъявлять претензии. Тем не менее, даже если на пустой загородной дороге сбит заяц – лучше подстраховаться и оформить всё по правилам.

✔ Животное с точки зрения ПДД.

Перечисленные выше шаги необходимы, поскольку для целей ПДД наезд на животное, даже дикое, всё-таки рассматривается как ДТП. Согласно п. 1.2 ПДД происшествием считается любая ситуация, когда при движении ТС не только пострадали люди, но и был причинён материальный ущерб.

С последним иногда возникают возражения: понятно, что принадлежащее владельцу животное имеет стоимость, и потому его гибель или травма вводят хозяина в лишние расходы. Но что, если животное было диким или бродячим? Здесь нужно учитывать нормы ФЗ «О животном мире». Согласно ст. 4 этого закона дикие объекты живой природы, находящиеся на территории страны, относятся к государственной собственности. Таким образом, даже если сбита бродячая собака или перебегавший дорогу заяц – ущерб всё равно нанесён, хотя бы и минимальный, а потерпевшим будет выступать непосредственно государство. Поэтому сбитое животное – это однозначно ДТП, и здесь должны действовать все нормы, предусмотренные ПДД.

Здесь, конечно, возможны проблемы с нижней границей. Понятно, что ДТП с участием полутонного лося или даже косули оформлять надо: столкновение с ними, как правило, корёжит автомобиль так, что требуется ремонт – да и «стоимость» крупного животного может достигать 200 и более тысяч рублей. Но формально ФЗ «О животном мире» касается всех живых объектов – и тогда получается, что за раздавленную мышь или червяка-выползка водитель тоже будет нести ответственность, если скроется с места ДТП.

✔ Административная ответственность.

Дополнительной ответственности за то, что водитель сбил животное, нет. Более того, любая ответственность в этом случае возможна лишь в том случае, если водитель нарушил ПДД. К примеру, лихач, задавивший кошку, отвечать будет не за то, что её задавил, а за превышение скорости – если она была превышена.

Однако поскольку наезд всё-таки рассматривается как ДТП – то в случае, если водитель просто поехал дальше, он будет отвечать за оставление места аварии по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Виновному тут грозит наказание в виде лишения прав на полтора года, либо арест на 15 суток.

Кроме того, нужно учитывать: если не оформлять ДТП по правилам, не удастся получить страховку по ОСАГО или КАСКО.

Кроме того, если сбито крупное животное, пригодное в пищу – водителю не стоит пытаться забрать тушу себе. В этом случае его может ждать штраф ещё и за незаконную охоту, особенно если охотиться на этот вид запрещено.

✔ Гражданско-правовая ответственность.

Животное по ГК РФ является имуществом, имеющим определенную ценность. Поэтому если оно погибло в ходе ДТП, виновный будет оплачивать его стоимость. Однако произойдёт это лишь в том случае, когда в столкновении виновен именно водитель. В тех случаях, когда вина лежит на владельце или ином контролирующем лице, не исполнившим свои обязанности (например, пастух не уследил за стадом коров – и одна выбежала на трассу, или хозяин спустил собаку с поводка в неположенном месте – и пёс кинулся под колёса), ответственность будет лежать уже на нём.

В результате чтобы определить, кто несёт гражданскую ответственность, необходимо изначально разобраться с ответственностью административной и правомерностью действий водителя. Если не было нарушения ПДД, то виноватым будет владелец животного, а если животное дикое или бродячее – то никто. Вероятность взыскать стоимость ремонта автомобиля с государства в этом случае равна нулю.

✔ Выплата возмещения за животное по ОСАГО, КАСКО.

Вопрос о возмещении ущерба по ОСАГО остаётся спорным. С одной стороны, законодательство утверждает, что ущерб в результате наезда на домашнее животное должен быть возмещён – и страховые компании его возмещают. С другой стороны, при столкновении с участием диких зверей компании под любым предлогом отказываются от выплат. Кроме того, любые выплаты увеличивают КБМ – и потому имеет смысл, оформив ДТП, всё-таки не обращаться в страховую компанию, а возмещать ущерб по соглашению с владельцем.

Что же касается убытков самого автомобилиста на ремонт машины – то ОСАГО их по определению не покрывает: эта форма страховки нужна лишь для отношений с третьими лицами. Здесь нужно использовать полис КАСКО – но и здесь возможны определённые нюансы. В частности, далеко не все страховщики включают действия безнадзорных животных в договор в качестве страхового случая. Поэтому прежде чем обращаться в компанию, следует проверить, на каких условиях был приобретён полис.