Что делать, если страховая подает в суд на виновника ДТП?
Ситуация, когда страховая компания подает в суд на виновника ДТП с целью взыскания материального ущерба по выплаченной пострадавшей стороне компенсации с каждым годом встречается все чаще. Если раньше подобным грешили достаточно малоизвестные организации, имеющие тесную связь с коллекторскими агентствами, то сегодня получить иск по суброгации или регрессу можно практически от любой СК. В последнее время наблюдается повышенная активность со стороны страховой компании «Согласие», которая пытается компенсировать свои потери по договорам КАСКО или ОСАГО путем подачи судебных исков в адрес виновников аварии. Прослеживается тенденция: если ДТП было совершено в 2015 или 2016 году (вот-вот истечет срок давности), а сумма выплаченного материального ущерба превышает 100-120 тысяч рублей, можно ожидать скорой повестки из суда. Этому есть много объяснений: нестабильная экономическая обстановка в стране, резко возросшее количество транспортных средств, конкуренция на рынке, ужесточение законодательства в сфере деятельности страховых компаний. Чтобы хоть как-то сохранять активы и не стать банкротом, они вынуждены прибегать к суброгационным и регрессным искам. Что делать, если страховая компания подала в суд на виновника ДТП, в чем разница между регрессом и суброгацией, реально ли снизить размер выплат по судебному иску и как защитить свои имущественные права? Ответы на эти и смежные вопросы дают профессиональные юристы в сфере страхового законодательства и гражданского права.
Что такое суброгация и регресс?
Прежде чем выработать тактику: что делать, когда страховая подала в суд, давайте подробно разберем основные различия между типами заявленных исков.
Понятие суброгации прописано в статье 965 Гражданского кодекса, согласно которой страховая компания имеет право требовать от виновников дорожно-транспортных происшествий компенсацию средств, выплаченных клиентам согласно договорам КАСКО или ОСАГО. Важно помнить, что по суброгационному иску размер взыскиваемого ущерба не может превышать суммы, которая была выплачена клиенту по страховому договору. Фактически суброгация – это переход права требовать компенсацию за причиненный материальный ущерб от страховой компании к виновнику ДТП. Поскольку размер заявленной в иске компенсации не может превышать фактических выплат страховой компании, на практике встречаются случаи, когда виновнику предъявляются сразу 2 иска. Один со стороны страховой, которая таким образом покрывает свои финансовые потери, а второй – со стороны пострадавшего, которому не хватило полученной компенсации для ремонта транспортного средства. По закону он может взыскать недостающую сумму с виновника.
У суброгации есть одно ключевое отличие от регресса, которое связано с трактовкой исковой давности. Срок исковой давности по суброгации начинает отсчитываться с момента дорожно-транспортного происшествия. Что же касается регрессного иска, то срок исковой давности по нему начинает отсчитываться с момента совершения выплат со стороны страховой компании.
Определение регресса вытекает из текста Федерального закона РФ № 40 в редакции 2002 года. Именно в этом нормативном акте установлена возможность регресса при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Регрессный иск оставляет за страховой компанией право заявить компенсацию материального ущерба в адрес виновника ДТП. Основа регресса – это замена ответственной стороны, которая и должна выплачивать компенсацию за причиненный вред. Это очень важный момент, в котором и заключается сущность подаваемых исковых заявлений. Право на регресс страховая компания получает лишь после того, если она компенсировала причиненный виновником ДТП вред в полном размере. Например, клиент застраховал автомобиль на 100 000 рублей, столько же и получил согласно полису КАСКО, но реальный размер ущерба согласно данным технической экспертизы составляет 250 тысяч. В таком случае регрессный иск со стороны страховой компании к виновнику невозможен.
Существует еще нескольких обязательных требований, значительно ограничивающих возможности и права СК в области регресса:
- Виновник дорожно-транспортного происшествия имел умысел на причинение вреда жизни, здоровью и имуществу клиента страховой компании. Логично предположить, что наличие такового умысла еще нужно постараться доказать.
- Виновник ДТП осуществлял управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- Лицо, которое согласно расследованию ГИБДД, было признано виновником аварии, не имело права управления транспортным средством данной категории;
- Виновник дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии;
Если за рулем автомобиля находилось другое лицо, гражданская автогражданская ответственность которого не застрахована по полису ОСАГО, право подать регрессный иск в суд также не возникает.
Как правильно действовать, когда страховая компания подала иск на возмещение материального ущерба?
Несмотря на то, что подобная ситуация является стрессовой для человека, который и так поучаствовал в аварии, необходимо сохранять спокойствие и рассудительность. Не совершайте поспешных действий и ни в коем случае не спешите идти на мировое соглашение. Для начала необходимо обратиться за консультацией к компетентному автомобильному юристу. Если после оценки ситуации он аргументирует, что выплачивать компенсацию добровольно до суда – единственно верный вариант, это всегда можно сделать. А до этого предпримите следующие действия:
- Отправьте письменный запрос в суд, в который представители страховой компании отправили исковое заявление, и запросите копии материалов по делу. Лишь после анализа материалов дела опытным юристом можно определить, чего конкретно добивается страховая компания, есть ли у нее для этого достаточная доказательная база и правомерны ли вообще требования по компенсации выплаченного ущерба.
- Сверьте копии документов, предоставленные страховой компанией для суда, и те материалы о ДТП, которые имеются у вас. Если при подробном сравнении обнаружатся даже мелкие несоответствия, квалифицированный адвокат легко вывернет ситуацию в вашу пользу и добьется отказа в удовлетворении иска.
- Проверьте, не истек ли срок давности для предъявления требований по регрессу.
- Свяжитесь с пострадавшей стороной и уточните, соответствует ли заявленный в исковом заявлении размер страховых выплат реальной компенсации. Напоминаем, что размер заявленных исковых требований не может превышать сумму, которая была реально выплачена потерпевшему в ДТП.
- Проверьте достоверность приложенных документов на предмет мошеннических действий со стороны страховой компании. Особенно внимательно нужно относиться к результатам автотехнической экспертизы. Для гарантии воспользуйтесь помощью независимого эксперта.
Что же касается мошенничества со стороны истца, то приведем классический пример, который до сих пор встречается в юридической практике. По документам, которые были выданы органами ГИБДД пострадавшему и виновнику в аварии, пострадала левая сторона автомобиля. В документах, представленных страховой компанией в суд, приводится перечень работ по ремонту и замене агрегатов, которые конструктивно располагаются с правой стороны автомобиля данной марки. Налицо введения суда в заблуждение. Опытный адвокат не только добьется отказа по подобному иску, но и попробует компенсировать причиненный вам моральный вред.
Реально ли снизить размер заявленного материального ущерба?
Судебная практика показывает, что при грамотно выстроенной стратегии и глубоком анализе ситуации сократить размер обязательств вполне реально. Первый шаг на пути к успеху – доказать несоответствие между заявленной в иске компенсацией материального вреда и реальными страховыми выплатами. Помните, что вся коммуникация с судебными органами и иными инстанциями должна вестись только в письменной форме. Это поможет в будущем подтвердить, что вы действительно обращались в соответствующие организации. К составлению текста обращений также следует подходить крайне внимательно и обдуманно. Оптимальный вариант – доверить представление ваших интересов юристу. Составьте нотариально заверенную доверенность, по которой адвокат от вашего имени будет отправлять необходимые запросы.
Что же касается проверки срока исковой давности, то практика показывает: если исковое заявление касается выплат, произведенным по полисам ОСАГО, то сроки обычно контролируются и соблюдаются. Стоит проверить другой момент: если речь идет о крупном дорожно-транспортном происшествии с большим количеством пострадавших, то не у всех участников ДТП могут оказаться действительные полисы обязательного страхования. Нередки случае, когда кто-то использовал фальсифицированный или просроченный полис, выплаты по которому не производились либо производились незаконно. А теперь страховая компания пытается компенсировать свои убытки за счет виновника аварии.
При обращении в суд со встречным заявлением об уменьшении заявленного ущерба нужно подготовить следующий пакет документов:
- Заключение от независимой экспертной организации;
- Постановление от органов ГИБДД, согласно которому данный гражданин признан виновником ДТП;
- Документальное подтверждение суброгации или регресса.
Если приложенное извещение о ДТП или иные документы от ГИБДД содержат информацию, подтверждающую обоюдную вину сторон, то этот факт суд обязательно учтет при рассмотрении иска. Если вина каждого из водителей подтверждена документально, регрессный иск в полном объеме не может быть удовлетворен. Необходимо изучить степень вины каждого из участников, что позволяет суду пропорционально уменьшить размер материального ущерба. Это не единственный вариант защитить свои права и снизить финансовую нагрузку по иску:
- В случае удовлетворения искового заявления виновник аварии может подать ходатайство о рассрочке платежей. Суд должен принять это во внимание и установить адекватный график выплат с учетом доходов и материального положения ответчика.
- В некоторых ситуациях возможна отсрочка первого платежа на пару месяцев.
- Если вы не можете компенсировать заявленный ущерб в установленный срок, документы направляются в службу судебных приставов. Принудительное удержание из заработка ответчика не может превышать 50 % от его ежемесячного дохода.
Читайте также Как вести себя после ДТП
Обращение за помощью к опытным адвокатам нашей компании поможет вам отклонить поданное исковое заявление, признав его ничтожным по причине нарушений или истечения срока давности. Даже если суд удовлетворит требования истца, можно постараться снизить размер выплат. В крайнем случае юрист может порекомендовать заключить мировое соглашение со страховой и не доводить дело до суда. Он возьмет на себя коммуникацию с представителями СК и поможет существенно уменьшить размер компенсации.
Порядок действий при ДТП, когда все учасники без страховки
Законодательство Российской Федерации обязывает всех собственников транспортных средств приобретать полис обязательного страхования. По различным причинам данный закон нарушается.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25 . Это быстро и бесплатно !
Встречаются случаи того, что водители используют транспортное средство без страховки. Известно, что выплата по страховому полису наступает при наступлении страхового случая. Как будет выглядеть порядок действий участников ДТП при отсутствии ОСАГО.
Действия при ДТП
Хорошо, когда ничего не происходит, и водитель спокойно проездил без ОСАГО без наступления страхового случая. Но никто не может с уверенностью сказать, что он не станет участником дорожного происшествия.
Что делать, если оба участника без страховки?
Встречаются случаи, когда при ДТП оба участника являются не застрахованными:
- Прежде всего, следует определить, кто является виновником транспортного происшествия. Если участники ДТП приходят к единому мнению, то можно решить ситуацию самостоятельно без ГАИ. В случае, когда ситуация является спорной, то следует вызвать ГАИ.
- После того, как компетентными органами будет установлено, кто виноват, участникам будет выдано постановление.
- Так как отсутствует полис ОСАГО, то возмещать ущерб виновнику придётся самостоятельно.
- Оценить ущерб пострадавшего автомобиля можно самостоятельно и выплатить денежные средства на его ремонт. Такой вариант возможен, если ущерб небольшой.
- В случае больших повреждений, лучше обратиться к независимым экспертам для профессиональной оценки.
- После оценки пострадавшему будет выдана калькуляция со стоимостью ущерба.
- Виновник должен выплатить данную сумму.
- В случае, если виновник отказывается от выплаты, пострадавший имеет право взыскать ее в судебном порядке. При этом судебные издержки будут возложены на виновника.
- Виновник, у которого отсутствует полис ОСАГО, помимо ущерба, будет обязан заплатить штраф.
Что делать виновнику аварии без страховки?
Виновнику аварии без страховки будет лучше, если он договориться с пострадавшим о выплате ему возмещения в добровольном порядке. Если договориться не удаётся и сумма ущерба большая, то следует быть готовым к тому, что пострадавший будет требовать денежную сумму через суд.
Что делать потерпевшему в аварии без страховки?
- Если у потерпевшего в ДТП нет ОСАГО, то ему придётся заплатить штраф за езду без полиса обязательного страхования.
- Следует обратиться в компетентные органы для того, чтобы они зафиксировали факт ДТП.
- Затем нужно дождаться постановления.
- После этого следует обратиться в страховую компанию виновника и подать документы для выплаты.
- Далее будет назначена экспертиза транспортного средства и произведена выплата, либо автомобиль будет поставлен на ремонт.
Что делать, если у пострадавшего нет страховки, а у виновника есть?
Если у пострадавшего в ДТП нет страхового полиса обязательного страхования, а у виновника полис есть, то это является не самым плохим вариантом. Так как выплата производится с полиса того, кто виноват в дорожно-транспортном происшествии.
Что говорит закон о страховании водителей?
Закон ОСАГО вступил в силу в 2003 году. Его действие направлено на то, чтобы были защищены права тех, кто является потерпевшим при наступлении страхового случая. Компенсируется нанесение вреда жизни, здоровью и имуществу.
Данный закон имеет федеральное значение и обязывает страховаться всех владельцев транспортных средств. В случае, если человек уклоняется от заключения договора, то он должен будет заплатить штраф.
Существует определённый алгоритм расчёта стоимости полиса:
- Базовая ставка, которая может иметь разное значение в зависимости от типа транспортного средства.
- К тазовой ставке применяются коэффициенты, такие как, территориальный, возраста и стажа, допущенных к управлению и так далее. Из этого складывается стоимость полиса.
Действия водителей при ДТП
Дорожно-транспортное происшествие является страховым случаем ОСАГО, поэтому нужно действовать по порядку, чтобы получить страховое возмещение:
- Так как ДТП является стрессовой ситуацией, то существует вероятность возникновения паники и принятия необдуманных решений. Для этого существуют аварийные комиссары. Они могут приехать на место происшествия и помочь участникам аварии совершить все необходимые действия. Некоторые страховые компании предоставляют данную услугу бесплатно.
- Стоит оценить размер ущерба, если он не превышает 50000 рублей, то можно воспользоваться европротоколом и не вызывать представителей полиции.
- Стоит знать, что если один из участников находится в неадекватном состоянии, то лучше вызвать полицию.
- В случае, когда ущерб выше 50000 рублей необходимо вызвать ГАИ для оформления ДТП.
- Если есть пострадавшие, то нужно обратиться в медицинское учреждение для того, чтобы были зафиксированы повреждения и назначено лечение,
- После подачи документов, следует дождаться их получения и тогда, можно обращаться в страховую компанию.
- Если нет пострадавших, то следует подавать документы о наступлении страхового случая в ту компанию, где заключался договор ОСАГО.
- Когда есть пострадавшие, то обращение должно быть сделано к страховщику виновника.
- Далее назначается экспертиза транспортного средства, производится осмотр. Если есть скрытые дефекты, то делается повторный осмотр.
- После того, как ущерб будет оценён пострадавшему делается выплата, либо транспортное средство ставиться на ремонт.
- Следует знать, что при несогласии с размером возмещения, пострадавший может обратиться в независимую оценочную компанию и затем требовать дополнительную выплату со страховщика.
Калькулятор ОСАГО онлайн
Как возместить ущерб при ДТП?
Как действовать для возмещения ущерба со страховой компании было рассмотрено выше. А вот если у виновника отсутствует полис ОСАГО, тогда порядок действий будет другой:
- Следует сказать, что если у пострадавшего есть полис КАСКО, то переживать ему нечего. Так как он будет обращаться за возмещением ущерба к своему страховщику. А тот в свою очередь, станет взыскивать деньги с виновника ДТП.
- Некоторые страховые компании разработали и используют в своей работе полисы, которые включают в себя риск отсутствие ОСАГО у виновника. Данный полис довольно популярен среди клиентов страховых компаний. Его стоимость невысокая. Если у потерпевшего есть такой полис, то он также обращается к своему страховщику за выплатой
- Когда нет дополнительных полисов и у виновника нет ОСАГО, тогда ситуация усложняется, так как придётся обращаться к виновнику за выплатой возмещения.
- Ситуации встречаются разные и возможно, что виновник ДТП будет отказываться от выплаты. В этом случае, у пострадавшего есть право взыскивать сумму ущерба через суд.
Поэтому, лучше обезопасить себя и сделать дополнительные полисы добровольного страхования, которые в случае необходимости позволят получить выплату у своего страховщика.
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !
Бесплатная онлайн-консультация автоюриста
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)
КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО
11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.
Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.
Читайте также Как увеличивается стоимость ОСАГО после ДТП
В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.
Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.
Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.
КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.
Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.
В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.
Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.
Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.
Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.
КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.
Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден. «В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда. Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.
Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.
По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО. «Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.
Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.
«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина. – Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»
Что делать виновнику ДТП, чтобы не пришлось платить из своего кармана?
При оформлении ДТП нужно учитывать все тонкости отечественного страхового законодательства, иначе придётся возмещать ущерб из своего кармана. Этого легко избежать при соблюдении ряда простых рекомендаций. Итак, что следует предпринять, чтобы не пришлось самостоятельно оплачивать ремонт машины пострадавшего?
Оставайтесь на месте ДТП
Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.
Факт перевозки пострадавшего в больницу должен быть подтвержден документально. Для этого нужно взять соответствующую справку в медицинском учреждении.
Если в процессе транспортировки пришлось прибегнуть к услугам такси, в дополнение к справке от медиков нужно приложить документы, подтверждающие оплату поездки.
Читайте также Срок обращения по КАСКО после ДТП
В остальных случаях оставление места происшествия будет расцениваться как нарушение ПДД. Конечно, это не повод для отказа в возмещении ущерба, так что потерпевший всё равно получит страховое возмещение. Однако впоследствии страховщик непременно предъявит виновнику аварии регрессное требование.
Свяжитесь со страховой компанией
При оформлении дорожного происшествия в соответствии с условиями «Европротокола» виновнику аварии необходимо незамедлительно связаться со своей страховой компанией. При этом следует узнать, как именно можно направить страховщику заполненное извещение о ДТП. По закону на передачу этого документа отводится пять рабочих дней (кроме выходных праздников).
При нарушении упомянутого условия страховая компания получает право на взыскание с виновника аварии всей суммы возмещения, выплаченного пострадавшему. Если не удается дозвониться до менеджеров или они избегают контакта, следует переслать извещение заказным письмом (с уведомлением и описью вложений).
Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен
Не ремонтируйте автомобиль
Страховая компания вправе осмотреть не только машину пострадавшего, но и транспорт виновника дорожного происшествия. При этом менеджеры обязаны организовать осмотр в течение пятнадцати дней с момента аварии (кроме выходных праздников). Если отремонтировать машину раньше, страховщик получает право на регресс.
В некоторых случаях страховая компания может счесть осмотр автомобиля виновника аварии напрасной тратой времени. При этом не стоит полагаться на устные заверения сотрудников страховой компании. Ремонтировать машину раньше упомянутого срока можно только после получения письменного разрешения от страховой компании.
Возьмите у потерпевшего расписку
Порой столкновение транспортных средств обходится без видимых повреждения каких-либо деталей. Как правило, после такого события водители предпочитают просто разъехаться. При этом всегда есть риск, что другой водитель вернется на место аварии и обратится в ГИБДД. Если машина второго участника аварии получила скрытые повреждения, подобная ситуация может обернуться серьёзными проблемами со страховой компанией.
Чтобы гарантированно обезопаситься от возможного регресса, следует получить расписку об отсутствии имущественных претензий вследствие дорожного происшествия.
При этом в документе должна быть указана следующую информацию:
- Время, дата, координаты места аварии.
- Марка, модель и регистрационный знак каждой машины.
Также нужно указать сведения обо всех участниках инцидента. При возникновении разногласий между водителями такой документ поможет доказать, что действия виновника аварии были согласованы с пострадавшим.
Кроме того, расписка понадобится при оформлении происшествия по «Европротоколу». В такой ситуации максимальная выплата составляет пятьдесят тысяч рублей, а весь ущерб сверх этой суммы возмещает водитель-виновник. Как известно, всегда есть риск ошибки при оценке размера ущерба на месте аварии.
Соответственно, в такой расписке должна быть фраза «не имею финансовых претензий к виновнику ДТП в части, превышающей пятьдесят тысяч рублей». Наличии этого документа позволит без опасений оформить происшествие в рамках «Европротокола».
Контактируйте с потерпевшим
Если стоимость ремонта превысит размер максимальной выплаты по ОСАГО , недостающую сумму оплачивает виновник аварии (если у него нет полиса ДСАГО). При малейших сомнениях относительно итоговой стоимости ремонта машины пострадавшего нужно непременно поддерживать с ним связь.
Это позволит заблаговременно узнать о необходимости дополнительных затрат. Естественно, расходы потерпевшего должны быть подтверждены заключением независимого эксперта. В любом случае стоит перепроверить заключение экспертизы на предмет ошибок.
Иногда для завышения размера ущерба оценщики включают в отчёт лишние детали или используют прочие хитрости. Конечно же, можно оспорить такое заключение в судебном порядке, что позволит уменьшить расходы на компенсацию ущерба сверх максимальной выплаты по договору ОСАГО.
Только правда
Последний совет вряд ли поможет виновнику ДТП, но нельзя его не коснуться, ведь это одно из оснований для регресса. Речь о достоверности сведений при оформлении электронного полиса ОСАГО. Если автовладелец при заключении договора через Интернет указал в анкете заведомо ложные сведения, которые привели к занижению платежа, то страховая компания вправе предъявить регресс.
Например, некий гражданин застраховался по ОСАГО через сайт страховой компании. При этом он занизил мощность двигателя своего автомобиля. Некоторое время спустя гражданин спровоцировал дорожную аварию. В такой ситуации его страховая компания оплатит восстановление транспорта пострадавших, а затем потребует у виновника ДТП компенсации понесённых расходов.
Чтобы избежать подобной ситуации, нужно тщательно проверить достоверность сведений в полисе и заявлении ещё на стадии оформления страховки.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
Как судиться, если у виновника ДТП не ОСАГО?
Информация о том как судиться с виновником ДТП, у которого нет ОСАГО
В предыдущем материале мы говорили о том, как вести себя, если вы попали в ДТП, виновник которого не имеет ОСАГО (прочитать об этом можно здесь). В этом продолжении объясним, что делать, если урегулировать ситуацию до суда так и не удалось.
Важно: Иск подаётся по месту жительства виновника. Исключение: случаи, когда причинён вред здоровью потерпевшего. Тогда иск о возмещении вреда (причинённого здоровью) может предъявляться по месту жительства потерпевшего.
Цена иска не превышает 50 000 рублей? Тогда необходимо адресовать заявление в мировой суд, если сумма больше – в районный. При обращении в суд в первую очередь важно доказать, что ваш оппонент виновен в нарушении ПДД и, как следствие, в причинении вреда вашему ТС.
Важно: Если вред причинён жизни и здоровью, обратитесь в РСА. Союз осуществляет компенсационные выплаты в рамках закона об ОСАГО.
Важно собрать все необходимые для подачи заявления и доказательства своей правоты документы:
Цена иска
Размер госпошлины по иску имущественного характера
4% от цены иска, но не менее 400 ₽
от 20 001 до 100 000 ₽
800 ₽ + 3% от суммы, превышающей 20 000 ₽
от 100 001 до 200 000 ₽
3 200 ₽ + 2% от суммы, превышающей 100 000 ₽
от 200 001 до 1 млн ₽
5 200 ₽ + 1% от суммы, превышающей 200 000 ₽
13 200 ₽ + 0,5% от суммы, превышающей 1млн ₽, но не более 60 000 ₽
Вы можете требовать возмещения не только ущерба, причиненного автомобилю, но и расходов на проведение экспертизы, хранение автомобиля на стоянке, судебных расходов, а также компенсации морального вреда.
Важно: выплаты ущерба, возмещение морального вреда и судебных расходов не облагаются НДФЛ.
Даже если вина ответчика для вас очевидна, будьте готовы к тому, что взыскание денег через суд может растянуться надолго. Гражданские дела рассматриваются судом в течение 2 месяцев со дня поступления заявления, а мировым судьёй – в течение 1 месяца, если не возникает никаких заминок. Назначение дополнительных экспертиз может существенно повлиять на сроки. После вступления в законную силу решения суда, получение присужденного порой растягивается на годы.
Одержали победу в суде – забирайте исполнительный лист после вступления решения в силу. Передайте исполнительный лист судебным приставам.
Для того, чтобы потерпевшая сторона получила свои деньги, на виновного накладываются определённые санкции. Способы взыскания бывают разными: с зарплаты, арест на автомобиль, запрет на выезд за границу, наложение ареста на расчётные счета. Давайте поговорим подробнее о каждом из них:
- Взыскание с зарплаты не всегда приносит результат. Ответчик может оказаться официально не трудоустроен, или «белая» зарплата будет гораздо ниже фактической. В таком случае даже принятое судом решение не гарантирует полноценное возмещение ущерба: процесс растянется на годы, так как ежемесячные выплаты будут незначительными.
- Арест на автомобиль кажется вполне работающим решением, однако не стоит забывать, что транспортное средство может быть оформлено на другого человека. В таком случае этот рычаг воздействия теряет свою силу.
- Запрет на выезд за границу тоже не самый действенный способ: у 72% россиян даже нет заграничного паспорта (по данным соцопроса, проведённом Левада-центром). Поэтому подобное ограничение может легко оказаться просто неактуальным.
- Приставы редко решают прибегнуть к наложению ареста на расчётные счета. Скорее всего эта мера будет признана крайней и прибегнуть к ней удастся, только если остальные не дадут результат. Настоять на её применении можно, обратившись к судебному приставу через опытного адвоката или юриста.
Если виновник ДТП не имеет ОСАГО, взыскание выплаты на восстановительный ремонт вашего автомобиля даже через суд связано с множеством трудностей. Подумайте заранее о том, как можно избежать подобных проблем: выбирая страховку для себя, следите за тем, чтобы приобретённый полис покрывал такие неприятные – но весьма распространённые – инциденты.