ДТП — это дорожно-транспортное происшествие: причины, виды, последствия
Содержание:
- 1 Определение понятия
- 2 Последствия аварий
- 3 Кто признается участниками
- 4 Основные причины возникновения ДТП
- 5 Почему происходят аварии
- 6 Виды ДТП — классификация и характеристика
- 7 Аварии с участием детей и иные происшествия
- 8 Статистика ДТП в России и в мире
- 9 Как действовать при ДТП
- 10 Топ-6 самых распространенных причин аварий
- 11 Возможные последствия
- 12 ДТП: причины, последствия, советы
- 13 Профилактика транспортных аварий
- 14 Памятка водителю при ДТП
У каждого инцидента на дороге есть свои причины и последствия. К сожалению, в мире в результате аварий ежегодно погибают десятки тысяч водителей, их пассажиров и пешеходов. А число тех, кто получает травмы, в десятки раз больше.
Немудрено, что каждый водитель хотел бы максимально обезопасить себя и своих попутчиков от аварий и их последствий. Для этого необходимо знать основные причины ДТП на дорогах.
Определение понятия
Аббревиатура ДТП расшифровывается, как дорожно-транспортное происшествие. Определение понятия закреплено в ст. 2 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года и в п. 1.2 ПДД РФ. Дорожно-транспортное происшествие — это событие, к возникновению которого привело движение автомобиля по проезжей части и с его участием. Результатом произошедшего может стать гибель людей, нанесение вреда их здоровью или причинение материального ущерба.
Из определения вытекают основные признаки ДТП:
- ДТП признается только ситуация, в которой принимал непосредственное участие автомобиль. Так, если из окна машины была выброшена бутылка, которая попала в пешехода, это не будет являться ДТП. Однако к транспортным авариям относятся ситуации, при которых, велосипед, находящийся в движении, упал на пешехода, — случившееся будет являться ДТП.
- Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором принимает участие движущееся ТС. Так, если автомобиль наехал на пешехода, произошло ДТП. Если пешеход упал на автомобиль, случившееся дорожно-транспортным происшествием не признается.
- Ситуация является ДТП, если в ней был нанесен вред имуществу или жизни и здоровью человека. Так, если машины слегка задели друг друга, даже не поцарапав покрытие, дорожно-транспортное происшествие не произошло. ГИБДД вызывать не обязательно. Если в результате столкновения был нанесен вред автомобилям, иному имуществу или людям, считается, что произошло ДТП.
Если дословно трактовать определение, то получается, что в событии должно участвовать минимум 2 транспортных средства. Однако, если имеет место наезд на пешехода или причинение вреда имуществу, ДТП может возникнуть и при участии только одного автомобиля.
Последствия аварий
Каждый автовладелец пытается всеми возможными способами предотвратить аварию. Это обусловлено негативными последствиями дорожно-транспортных происшествий. Они могут быть представлены в разных видах в зависимости от обстоятельств ДТП. К ним относится:
- наносится значительный урон автомобилям, поэтому они теряют свою первоначальную рыночную стоимость и привлекательный внешний вид, а также требуется проводить дорогостоящий ремонт;
- может наноситься вред здоровью пассажиров, пешеходов или автомобилистов;
- нередко ДТП заканчиваются летальным исходом для участников происшествия;
- виновник аварии не получает компенсации от страховой компании, поэтому должен оплачивать ремонт своего автомобиля за счет личных сбережений;
- если перед аварией нарушались гражданами ПДД, то они привлекаются к административной или уголовной ответственности в зависимости от обстоятельств дела.
Если виновник аварии в результате нарушения ПДД или нахождения в пьяном состоянии совершает наезд на пешехода или сталкивается с другим автомобилем на полосе встречного движения, что приводит к смерти участника происшествия, то он привлекается к уголовной ответственности. Такое ДТП с пострадавшими приводит к тому, что водитель получает реальный тюремный срок, поэтому относиться к управлению автомобилем надо осторожно.
Кто признается участниками
Это положение позволяет начать поиск виновного. Поэтому, говоря об авариях, стоит выяснить, кто именно является участником ДТП по закону. В действующих нормативно-правовых актах не содержится определение понятия как таковое. Однако оно вытекает из самого термина.
Участником ДТП признается субъект, который в результате действия или бездействия принял участие в дорожно-транспортном происшествии. Это значит, что, помимо водителей, в ДТП могут участвовать:
- пассажиры;
- пешеходы;
- животные.
Условно участников делят на 2 категории:
- виновные;
- потерпевшие.
ДТП всегда происходит по чьей-то вине. Обычно виновником произошедшего признается водитель одного из транспортных средств. Выявить потерпевшего сложнее. В первую очередь им признается водитель второго автомобиля. Однако пострадать во время случившегося могут пешеходы и пассажиры. Их также могут признать потерпевшими.
Основные причины возникновения ДТП
На основании статистических данных специалисты выявили причины, вызывающие дорожно-транспортные происшествия и их последствия. Около 85% ДТП происходит в результате нарушения положений ПДД РФ. При этом виновниками в 70—75% случаев являются водители. Причинами травматизма и аварий на автомобильном транспорте являются:
- езда на неисправном автомобиле;
- отвлекающие факторы;
- нарушение ПДД;
- вождение автомобиля в состоянии опьянения;
- движение на автомобиле в неблагоприятную погоду;
- плохая дорога;
- усталость водителя;
- превышение установленного режима скорости.
Условно причины ДТП разделяют на 2 категории — объективные и субъективные. В первую входят дорожные ситуации, возникшие по независящим от водителя причинам. Сюда относятся:
- плохая освещенность улиц;
- некачественное дорожное полотно;
- техническое состояние ТС;
- недостаток дорожных знаков.
К субъективным причинам, которые вызывают возникновение аварий и катастроф на дорогах, относятся ситуации, к которым привели непосредственно действия водителя. В категорию включают действия лица, управлявшего транспортным средством, стиль езды, нарушение ПДД и правил эксплуатации авто. Обычно возникновение аварий и катастроф на дорогах происходит в результате совокупности факторов. Поэтому важно четко выявить причины случившегося, чтобы понять, какую ответственность будет нести каждый участник происшествия.
Почему происходят аварии
Когда ищут виновника происшествия, сначала определяют вид ДТП. После того, как установлен вид аварии, наступает время определить причины возникновения аварий.
6 основных причин дорожно-транспортных происшествий
- Пьяная езда.
Все знают правило: выпил-за руль не садись. Но, к сожалению, не все хотят его соблюдать. Результат печальный. Больше половины аварий происходит из-за того, что водитель выпил и сел за руль. Многие водители полагают, что от одной бутылки вреда не будет, и алкоголь быстро выйдет из организма.
Но спиртные напитки пагубно воздействуют на человека, притупляется реакция. Автовладелец полагает, что с ним аварии не случится, но негативных последствий не всегда удается избежать.
- Невнимательность.
Скучно стоять в пробке или просто ехать. Поэтому водители достают смартфоны, заходят в мобильные приложения, просматриваются новости в интернете. Но невнимательность может дорого стоить. Достаточно немного отвлечься, чтобы спровоцировать возникновение опасной ситуации на дороге. Разговоры по мобильному телефону также пополняют основные причины ДТП. Сложно контролировать ситуацию на дороге, когда держишь одной рукой смартфон и разговариваешь.
Совет. Если вы сторонник безопасной езды, используйте системы Hands free для разговоров по телефону, когда садитесь за руль.
Рекомендуем слушать подсказки навигатора, а не отвлекаться на монитор, если вас интересует предотвращение случаев ДТП.
- Пристрастие к быстрой езде.
Многие водители любят получать острые ощущения от скорости. Но любовь к острым ощущениям и происшествия на дороге тесно взаимосвязаны. В результате превышения скоростного режима происходит множество аварий со смертельным исходом. Обезопасить жизнь пассажиров сложно. Удерживающие устройства и подушки безопасности не всегда помогают спасти жизнь людей, если ДТП происходит на большой скорости.
- Игнорирование дорожных знаков.
Виды ДТП — классификация и характеристика
Виды дорожно-транспортных происшествий закреплены законодательно. Чтобы узнать, на сколько типов подразделяются аварии на транспорте, стоит обратиться к Приказу МВД РФ №328 от 18 июня 1996 года. В нем содержатся основные типы происшествий и их характеристика. Согласно приказа МВД РФ, существует 9 основных видов ДТП, в список которых входят:
- Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
- Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
- Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
- Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).
- Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т. п.).
- Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
- Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
- Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП. Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
- Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.
Повреждения автомобиля в результате столкновения и травмы при ДТП могут сильно различаться в зависимости от вида произошедшей аварии. При этом на сколько бы типов ни подразделялись аварии на транспорте, последствия каждого из них могут быть очень серьезными.
Аварии с участием детей и иные происшествия
С каждым годом количество аварий, в которых участвуют дети, растет. Основная причина — невнимательность детей, незнание или несоблюдение правил движения, игры возле проезжей части. При этом виновной стороной практически всегда оказывается водитель, который не смог предотвратить ДТП. Родителей наказывают крайне редко и только в том случае, если невиновность водителя очевидна. Распространенные причины возникновения ДТП с участием детей:
- Катание на велосипедах, коньках на проезжей части;
- Пересечение улицы на запрещающий сигнал светофора;
- Самостоятельный переход дороги дошкольниками и младшими школьниками (дети в таком возрасте еще не могут реально оценить возможность наезда);
- Переход дороги в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения;
- Низкое качество преподавания ПДД в школе (только теория);
- Пример родителей, которые игнорируют правила перехода через дорогу;
- Невнимательность водителей, неадекватно оценивающих поведение детей.
Вышеупомянутая классификация не ограничивается названными случаями ДТП, однако не может охватить весь спектр аварий на дорогах. К категории «иной вид ДТП» относятся все остальные аварии, у которых нет документально зафиксированного определения. Это выпадение пассажиров, обусловленное резкой остановкой, началом движения, изменением скорости; падение грузов или отрыв частей ТС, которые причинили материальный ущерб, спровоцировали травмы. К этой же категории относятся бесконтактные аварии, когда виновник и пострадавшая сторона избежали прямого взаимодействия, но причинен ущерб и третьим лицам. Выезд на тротуар, причинение вреда лицам, которые не являются участниками дорожного движения, также относится к иным ДТП. В судебных инстанциях часто возникают споры по поводу аварий, которые произошли во время остановки ТС. Единого мнения, считать ли такие происшествия ДТП, которые предусмотрены договором автострахования, пока нет. Суд выносит решения по каждому конкретному случаю.
Статистика ДТП в России и в мире
Статистические данные позволяют оценить существующую проблему. Чтобы оценить её масштаб, рекомендуется узнать, сколько людей гибнет в автокатастрофах в мире и в РФ в год. Согласно статистике, выложенной на официальном сайте ГИБДД, число смертности людей в результате ДТП по России за 2020 год составило 16412 человек, а 192959 участника аварий получили ранения. В общей сложности за этот период произошло 151291 ДТП.
Мировая статистика ДТП довольно неоднозначна. Согласно данным ВОЗ, каждый день в автокатастрофах погибает около 3000 человек. Около 100 000 участников аварий получают тяжелые травмы. За год жертвами ДТП становится около 1,25 млн человек. Значение показателя установилось еще в 2007 году и с тех пор остается примерно на 1 уровне. Статистика ДТП по странам имеет следующий вид:
- В Германии зарегистрировано рекордно низкое количество погибших. Жертвами аварий за прошлый год стало 3177 человек. Снизилось число погибших пешеходов и водителей автомобилей. Однако смертность среди мотоциклистов продолжает оставаться на высоком уровне.
- В США приходится 11,4 смертей на 100000 человек. В 12% случаев в ДТП с летальным исходом задействован пешеход. Больше половины подобных происшествий происходит в Нью-Йорке. Это объясняется высокой плотностью населения, проживающего в городе.
- Швейцария входит в число стран, на дорогах которых происходит меньше всего аварий. Однако за последние 5 лет наблюдается увеличение числа происшествий, участниками которых стали велосипедисты.
- В Республике Беларусь наблюдается тенденция к снижению количества происшествий. За январь-сентябрь в государстве произошло 2241 ДТП, что в 1,5 раза меньше показателей 2020 года и в 2 раза показателей 2020 года. В среднем в день происходит 5—6 аварий. Больше всего происшествий приходится на среду и пятницу.
- В Украине наблюдается увеличение числа происшествий. За 8 месяцев 2020 года количество аварий возросло на 9%. В государстве произошло больше 17000 ДТП, в которых пострадали свыше 22 000 человек.
Нередко причиной ДТП становится алкогольное опьянение. Статистика аварий на дорогах по вине пьяного водителя по разным странам показывает, что в 2020 году в России жертвами нетрезвых или отказавшихся проходить освидетельствование автолюбителей стали чуть больше 3800 человек. Еще 22900 человек получили ранения разной степени тяжести. В США и Австралии по вине пьяных водителей происходит около 33% всех ДТП со смертельным исходом, а Новой Зеландии — 31%. При этом Всемирная Организация Здравоохранения также не удовлетворена антиалкогольным законодательством в некоторых государствах ЕС — Франции, Финляндии и Испании. В среднем в экономически развитых странах на долю пьяных водителей приходится приблизительно 20% аварий со смертельным исходом.
Как действовать при ДТП
Оказавшись в ДТП, водители часто впадают в панику и не знают, как поступить. Порядок действий закреплен в п. 2.5 ПДД РФ. В нем говорится:
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Дальнейшие действия напрямую зависят от того, пострадали ли в результате аварии люди, или вред нанесен только имуществу. Порядок действий в первой ситуации фиксирует п. 2.6 ПДД РФ.
Норма содержит следующую информацию:
Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
- принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
- в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
- записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Если вред причинен только имуществу, в соответствии с п. 2.6.1 ПДД РФ водитель обязан зафиксировать произошедшее при помощи фото- и видеосъемки, а затем убрать транспортное средство с проезжей части, если оно мешает движению других автомобилей. Закон обязывает заснять:
- расположение машин по отношению друг к другу;
- положение ТС к объектам инфраструктуры;
- повреждения автомобиля;
- следы на дороге, оставленные попавшими в аварию машинами;
- предметы, имеющие отношение к ДТП.
Если участникам аварии не удается прийти к общему мнению в отношении определения виновников или иных нюансов произошедшего, необходимо записать имена и адреса проживания очевидцев произошедшего, а затем обратиться в полицию для получения дальнейших указаний.
Если обстоятельства разногласий не вызывают, необходимость в обращении в уполномоченный орган отсутствует. Схема действия в сложившейся ситуации может быть следующей:
- оформить документы о происшествии, посетив ближайший пост ДПС или отделение полиции, предварительно зафиксировав случившееся при помощи фото- и видеосъемки;
- оформить документы без привлечения уполномоченных лиц, заполнив бланк извещения о ДТП в соответствии с нормами Положений о правилах ОСАГО владельцев ТС;
- не оформлять документацию, если повреждено только имущество участников ДТП, но такой вариант может обернуться проблемами при получении компенсаций по страховке или договоренности.
При этом точный порядок действий после ДТП зависит от индивидуальных нюансов сложившейся ситуации.
Топ-6 самых распространенных причин аварий
Банальная невнимательность водителя порой может привести к беде.
Как показывает статистика, большинство аварий, в которые попадают белорусские водители, достаточно типичны. По сути, основные причины аварий можно перечислить по пальцам. Как избежать таких неприятных дорожных ситуаций, читателям «Комсомолки» поможет разобраться руководитель Школы экстремального вождения, мастер спорта, чемпион Беларуси по ралли Сергей Овчинников.
ПРИЧИНА 1. Несоблюдение дистанции
Поводов для экстренного торможения может быть много. Например, перед машиной появляется пешеход или водитель вспомнил, что ему нужно повернуть направо. Машина резко тормозит, сзади в нее врезается еще одна.
Несоблюдение дистанции.
Несоблюдение дистанции.
Совет от Овчинникова:
— Лучше всегда просматривать дорогу через стекла впереди едущего автомобиля. Если же вы двигаетесь за большегрузным транспортом и просмотреть дорогу не представляется возможным, то дистанцию нужно еще больше увеличить, чтобы при возникновении неожиданного препятствия вы успели затормозить.
Основная причина таких аварий на трассе — банальная невнимательность водителей. Чувство скорости притупляется и не воспринимается адекватно. Чтобы не въехать во впереди идущую машину, всегда нужно прогнозировать возможность торможения впереди едущего автомобиля — контролировать не только собственное движение, а всю дорожную ситуацию в целом. Не расслабляйтесь, помните, что при движении по монотонной загородной дороге время реакции водителя может увеличиться до четырех секунд!
ПРИЧИНА 2. Обгон по встречной полосе
Кажется, что машина, которая едет навстречу, еще далеко, и водитель начинает обгон. Не успевает завершить маневр — и происходит лобовое столкновение.
Обгон по встречной полосе.
Совет от Овчинникова:
— Нужно постараться как можно точнее определять скорость движения встречного транспорта. Совершать обгон с большей скоростью для уменьшения времени обгона. Если вы только начали обгон и поняли, что можете не успеть его завершить, то лучше отказаться от маневра и вернуться на полосу своего движения. Если единственный вариант — это завершение обгона, то нужно экстренно ускориться. Если беды не миновать, то главное — не допустить лобового столкновения. Лучше направить автомобиль в сторону от дороги. Это может быть кювет, кустарник, сугроб. В любом случае удары, полученные по касательной или сзади, даже съезд с дороги с опрокидыванием менее опасны, чем лобовое столкновение. Само собой, водитель и все пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности.
ПРИЧИНА 3. Выезд со второстепенной дороги
При выезде на главную дорогу без полосы разгона водитель может переоценить возможности своего авто и не пропустить двигающий по главной в крайней правой полосе движения автомобиль.
Выезд со второстепенной дороги.
Совет от Овчинникова:
— Для скоростного выезда на перекресток нужно уметь экстренно ускоряться. При разгоне нельзя допускать пробуксовки ведущих колес автомобиля, что уменьшит как динамику разгона, так и может привести к заносу автомобиля. Для отработки правильного разгона лучше потренироваться на площадке свободного движения. Если быстро разогнаться не получается — лучше отказать от такого маневра или в крайнем случае съехать на обочину, если она присутствует.
Если вы двигаетесь по правой полосе и видите, что перед вами выезжает другая машина, — будьте готовы к экстренному торможению. Чтобы обезопасить ситуацию, можно перестроиться левее — конечно, если такая возможность есть.
ПРИЧИНА 4. Попытка проскочить на желтый
Тут все банально: один водитель на перекрестке хочет успеть проехать на мигающий желтый. Другой, подъезжая к перекрестку слева или справа, видит, что загорелся желтый, вот-вот загорится зеленый, и, не снижая скорости, проезжает перекресток.
Попытка проскочить на желтый свет.
Совет от Овчинникова:
— Чем больше размер перекрестка, тем больше времени нужно будет, чтобы его преодолеть, и вероятность попадания в ДТП таким образом увеличивается. Поэтому лучше заранее начать плавно снижать скорость и не выезжать на такой перекресток.
Водителю, который собирается пересечь перекресток раньше потока, нужно не опережать транспорт, двигающийся по другим полосам движения. Если этот транспорт стоит, то, возможно, или пешеход, или кто-то завершает движение. В экстренной ситуации нужно либо прибегнуть к экстренному торможению, либо, наоборот, ускориться, либо по возможности маневрировать.
ПРИЧИНА 5. Поворот налево
Тут может быть несколько ситуаций. Например, машины поворачивают из соседних рядов, а потом не могут поделить полосу, в которую въезжают. Еще одна частая причина ДТП — «прятки»: когда две машины хотят повернуть «внахлест». В результате задний водитель не видит встречного потока.
Поворот налево.
Поворот налево
Совет от Овчинникова:
— В ПДД не определено, в какую полосу нужно поворачивать при повороте налево, поэтому лучше двигаться не на одном уровне с соседним авто, а чуть пропустив вперед другой автомобиль или же самому двигаться чуть впереди. В таком случае можно успеть затормозить и таким образом избежать столкновения.
Аварии при боковом столкновении наиболее опасны. Поэтому лучше не совершать таких слепых маневров. А если уж решились, то внимательно наблюдайте за действиями других водителей и будьте готовы к экстренному торможению или маневру.
ПРИЧИНА 6. Нарушение правил проезда пешеходных переходов
Очень типичное ДТП для городских условий. Автомобиль подъезжает к перекрестку по правой полосе и пропускает пешехода, который ступает на переход справа. Едущий по соседней полосе водитель перехода не видит, скорость не сбрасывает, в результате чего происходит наезд.
Нарушение правил проезда пешеходных переходов.
Совет от Овчинникова:
— При подъезде к переходу нужно вначале оценить обстановку как на самом пешеходном переходе, так и на тротуарах. Важно убедиться в том, что никто не подходит, не подбегает, не подъезжает (велосипедисты, роллеры) к переходу. Все внимание должно быть направлено на правую сторону дороги. Если там припаркован транспорт, закрывающий обзор, то стоит оценивать ситуацию через стекла стоящего автомобиля, а если стоит грузовик, то просмотреть можно под автомобиль — в таком случае можно увидеть ноги пешеходов, собирающихся перейти проезжую часть. Если же впереди едущий автомобиль замедляется, то однозначно нужно снижать скорость и ни в коем случае не опережать его.
Если вы остановились, а в зеркало видите, что сзади кто-то несется, — вы тоже можете попытаться спасти пешеходу жизнь. Быстро включите аварийку (ее увидит другой водитель и среагирует) и привлеките внимание пешехода гудком клаксона.
Благодарим Школу экстремального вождения Сергея Овчинникова и за помощь в подготовке материала.
Возможные последствия
Если водитель стал виновником ДТП, его могут привлечь к 1 из 3 видов ответственности. Гражданская ответственность наступает вне зависимости от того, был ли нанесен вред жизни и здоровью людей. В соответствии с нормами статьи 1079 ГК РФ, виновник происшествия должен компенсировать нанесенный ущерб. Обязанность в возмещении может быть наложена сразу на несколько лиц — на человека, находившегося за рулем, и на гражданина, предоставившего транспорт. Владелец машины может избежать гражданской ответственности только в том случае, если автомобиль был угнан.
Если действия гражданина стали причиной создания угрозы безопасности движения, а также жизни или здоровью человека, виновника происшествия могут привлечь к административной ответственности. В соответствии со статьей 12.24, за нанесение легкого вреда полагается штраф в размере 2500-5000 руб. или лишение прав на 1—1,5 года. Если был нанесен вред средней степени тяжести, размер взыскания возрастет до 10000-25000 руб. Альтернативой может стать лишение прав. Гражданин не сможет управлять автомобилем 1,5—2 года. В п. 6 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, говорится:
Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения врачом — судебно-медицинским экспертом.
Если пострадавший получил тяжелые телесные повреждения или погиб, виновника происшествия привлекут к уголовной ответственности. Наказание зафиксировано в статье 264 УК РФ. В ней говорится:
Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Нахождение в момент аварии в состоянии алкогольного опьянения повышает суровость наказания. В соответствии с п.2 статьи 264 УК РФ, водителя привлекут к принудительным работам на срок до 3 лет или лишат свободы на срок до 4 лет. Если действия гражданина повлекли за собой гибель человека, продолжительность отработки увеличится до 4—5 лет. Альтернативой станет лишение свободы на срок до 5—9 лет. Во всех ситуациях водителя лишат прав на управление авто на 3 года.
ДТП: причины, последствия, советы
30-09-2012 в 12:09
Причины различны: от недисциплинированности других участников движения до рокового стечения обстоятельств.
Причины
Главная причина аварий – несоблюдение требований ПДД. Причем недисциплинированностью грешат не только водители, но и пешеходы.
Огромное количество ДТП происходит по вине пьяных водителей. Заторможенная реакция, неспособность адекватно воспринимать действительность, необоснованное желание лихачить и рисковать – то, что приводит к страданиям и гибели неповинных людей.
Многие серьезные аварии случаются по причине переутомления водителя. Он рассеян, не в силах сосредоточиться, контролировать ситуацию и оперативно реагировать на изменение дорожной обстановки. Уставший человек недооценивает возможные опасности, но при этом твердо убежден в том, что он ведет машину не хуже, чем всегда.
К серьезным ДТП нередко приводит техническая неисправность транспортных средств.
Невнимательность водителей – еще одна распространенная причина аварий. Не лучше ведут себя и пешеходы, излишне увлеченные разговором по телефону или чем-то еще.
Часто аварии происходят по причине неудовлетворительного состояния проезжей части, когда дороги изобилуют выбоинами, ямами и иными дефектами. Небольшого размера яма или ухаб может стать причиной опрокидывания автомобиля либо самопроизвольного выезда его на встречную полосу.
Нельзя не отметить также климатический фактор: мокрая или покрытая гололедом поверхность проезжей части может сделать автомобиль полностью неуправляемым.
Причиной серьезных аварий иногда становится неисправность технических средств организации дорожного движения (светофоров).
Много аварий случается по вине неопытных водителей: слабый уровень как теоретической, так и практической подготовки является еще одной причиной ДТП. Как показывает практика, такие водители зачастую неспособны быстро сориентироваться в сложной ситуации, оперативно принять единственно верное решение. В связи с этим предполагается отменить возможность сдачи экзамена в ГИБДД экстерном и обязать всех кандидатов в водители проходить обучение в автошколах, имеющих соответствующую лицензию.
Последствия
В зависимости от тяжести последствий все ДТП принято классифицировать на три вида:
– со смертельным исходом;
– с телесными повреждениями;
– с нанесением материального ущерба.
Самыми тяжкими считаются аварии, в которых имеются человеческие жертвы, и это неудивительно.
Что касается телесных повреждений, которые не повлекли за собой гибель людей, то они делятся на три группы: легкие, средние и тяжкие.
Если пострадавший в ДТП получил незначительное расстройство здоровья или утратил трудоспособность на непродолжительное время, то считается, что он получил легкие повреждения.
Когда полученные травмы повлекли за собой продолжительное расстройство здоровья или значительную утрату трудоспособности менее чем на 1/3 и при этом безопасны для жизни – они квалифицируются как повреждения средней тяжести.
Тяжкие телесные повреждения влекут за собой причинение серьезного ущерба здоровью пострадавшего, представляющее опасность для его жизни. Кроме того, к таким повреждениям относится и иной нанесенный здоровью пострадавшего вред, который послужил причиной значительной стойкой утраты трудоспособности более чем на 1/3 или повлек за собой прочие тяжелые последствия для здоровья.
По данным Всемирной организации здравоохранения, от травм, полученных в ДТП, в мире ежегодно погибает 1,2 млн человек и чуть меньше 50 млн травмируются. В России погибает более 36000, в Беларуси – более 1500.
Основная часть дорожно-транспортных происшествий (81,5%) состоит из аварий с участием МТС и пешеходов. Остальные 13,3% – транспортных средств. По вине пешеходов – 58,4% происшествий. В состоянии опьянения находилось 35,2% пешеходов, пострадавших в ДТП. По вине водителей произошло 41,6% аварий. В состоянии алкогольного опьянения были замечены 8,1% водителей.
Дорожные аварии происходят чаще всего с 16.00 до 20.00.
Лидирующий день недели – пятница (18,5%), минимум – в выходные (воскресенье – 9,5% и суббота – 11,2%).
Советы
Если после ДТП вам трудно контролировать себя, вы не можете сосредоточиться – позвоните близкому человеку и попросите его приехать к вам. Во-первых, вы получите моральную поддержку, во-вторых, он поможет вам разобраться в происходящем.
Постарайтесь успокоиться, потому что в подобного рода ситуациях это необходимо для вас в первую очередь.
После того как немного успокоитесь, как можно внимательнее оцените ситуацию: при каких обстоятельствах случилась авария, что делается после нее на проезжей части и в непосредственной близости. Помните, что ДТП может быть обусловлено не только виной конкретного человека, но и целым рядом внешних факторов, о которых многие водители не знают или забывают. Если отразить их в протоколе, то авария, причины ее возникновения и сопутствующие обстоятельства могут предстать в совершенно ином свете. Поэтому особое внимание обратите на нижеследующее.
– В каком состоянии находится поверхность проезжей части. Не исключено, что на ней имеются ямы, трещины, выбоины, ухабы и прочие подобные дефекты. В таком случае нужно их измерить по длине, высоте и ширине и внести полученные данные в протокол.
– Исправность технических средств организации дорожного движения (знаки, светофоры и другое), их внешний вид и порядок расположения (высота, место и другое), наличие и состояние дорожного оборудования. Например, если ДТП произошло по причине поломки светофора – все участники могут быть признаны невиновными.
– Специфические особенности места, где случилась авария. Возможно, это произошло в низине, где в момент происшествия был туман, или на недостаточно просматриваемом участке проезжей части.
– Наличие в месте аварии и непосредственной близости от него льда, луж, грязи, пятен масла и иных нефтепродуктов: если таковые имеются, следует их измерить и внести точные размеры в протокол.
– Наличие следов и факторов, имеющих непосредственное отношение к аварии: тормозной путь транспортных средств, обломки деталей и осколки стекол, вылетевшие из автомобилей предметы и вещи и другое.
– Вы вправе инициировать проведение дополнительных мероприятий, которые помогут установить истинную картину происшедшего.
– Если у вас имеется видеокамера или фотоаппарат, сделайте несколько снимков или небольшой видеосюжет, зафиксировав все подробности: место аварии, положение транспортных средств и пострадавших, особенности дорожного покрытия и другое.
– Проверьте, чтобы в протокол были включены данные об очевидцах происшедшего: нередко их показания играют решающую роль при определении виновника ДТП.
Никогда не стоит забывать о мелочах, потому что именно они могут сыграть решающую роль в сложившейся ситуации.
Профилактика транспортных аварий
Государство старается предупредить возникновение некоторых аварийных ситуаций. В уполномоченных органах неоднократно поднимался вопрос о том, как можно снизить влияние человеческого фактора на возникновения ДТП и уменьшить число аварий. В соответствии с положениями ФЗ №196 от 10.12.1995 года, ИП и юр. лица обязаны допускать к управлению транспортом только водителей, имеющих соответствующую квалификацию. Дополнительно организации должны принимать участие в обеспечении безопасности дорожного движения с целью предотвращения ДТП.
В приказе Минтранса №7 от 15.01.2014 закреплен перечень требований, предъявляемых к профессионализму водителей. Дополнительно утверждена Программа занятий с водителями транспортных компаний. План мероприятий по предупреждению и профилактике аварийности на автотранспорте в обязательном порядке должен включать проведение соответствующих уроков. Итогом обучения становится проведение зачета.
Различные формы и методы профилактики дорожно-транспортного травматизма позволяют существенно уменьшить количество аварий. К их числу относится проведение семинаров и лекций сотрудниками ГИБДД среди взрослых и особенно детей, а также организация оперативно-профилактических мероприятий «Пешеход» и широкомасштабных социальных кампаний.
Памятка водителю при ДТП
В первую очередь нужно заботиться лично о себе и собственной семье, а также окружающих. Для этого водителю необходимо знать, как не попасть в ДТП и не создать аварийную ситуацию. Эксперты советуют строго соблюдать ПДД РФ, выезжать только на исправном автомобиле и проявлять максимальную внимательность на дороге. Употребление алкоголя за рулем недопустимо. Риск аварии существует всегда. Однако соблюдая правила, водитель максимально обезопасит себя от возникновения подобной ситуации.
Если человек все же стал участником аварии, не стоит паниковать. Оценка ситуации и первые действия на месте ДТП должны выполняться на основании п. 2.5 ПДД РФ. Закон четко регламентирует, какие манипуляции обязан осуществить водитель.
Инструкция действий при аварии имеет следующий вид:
- Участники происшествия оказывают первую помощь раненым, если они присутствуют, и способствуют их доставке в медицинские учреждения.
- Водители оценивают состояние пострадавших в аварии машин.
- Осуществляется вызов сотрудников ДПС, если требуется.
- Подготавливаются документы для обращения к страховщику.
- Водитель дожидается решения о возмещении.
Скачать памятку водителю при ДТП
Эксперты советуют контролировать каждый этап оформления аварии. Виновник происшествия должен не допустить неправильной трактовки своих действий и преувеличения нанесенного ущерба.
Обязательно поделитесь с друзьями!