ДТП это несчастный случай

Несчастный случаи во время поездок на служебном или личном транспорте

Довольно часто несчастные случаи на производстве происходят не на рабочим месте работника, а во время поездок связанных с выполнением трудовых обязанностей, на служебном, либо на используемом для работы личном транспорте.

В таких ситуациях бывает довольно сложно квалифицировать происшествия, и их рассмотрение требует определенного внимания.

Несчастным случаем на производстве может быть признано ДТП, если авария произошла: на служебном транспорте или на личном транспорте работника.

ДТП считается несчастным случаем на производстве, если работник использовал свой автомобиль в служебных целях и по распоряжению работодателя ( ст. 227 ТК РФ). Только в таких условиях работнику выплачивается соответствующая компенсация.

Можно привести яркий пример из судебной практики 2009 года. Работник в рабочее время поехал с другим работником на личном автомобиле последнего в хозяйственный магазин. Работников сопровождал их руководитель. Он на словах попросил электромонтера оказать помощь в приобретении электротоваров для производственных нужд. На обратном пути произошло ДТП, в котором пострадал работник пассажир. Факт ДТП подтверждался:

  • справкой о ДТП;
  • протоколами опросов пострадавшего, очевидцев несчастного случая и сотрудника ДПС;
  • постановлением по делу об административном правонарушении.
Рекомендуем!  Виновник ДТП без ОСАГО что делать

После лечения пассажира ему выдали листок нетрудоспособности. В нем значилось, что причиной травмы явился несчастный случай на производстве.

Работодатель провел расследование и направил в ФСС РФ акт о несчастном случае и прилагающиеся документы. Специалисты фонда решили, что производственный характер травмы не подтвержден.

Они сослались на отсутствие документов:

  • приказ руководителя об использовании личного автомобиля для служебных поездок;
  • путевой лист;
  • документы на приобретение товаров для производственных нужд.

Три судебных инстанции заняли сторону ФСС РФ. Однако Президиум ВАС РФ признал действия фонда незаконными. Перечисленные документы подтверждают расходы в целях налогообложения прибыли. Но они не обязательны для признания несчастного случая на производстве страховым.

Несчастный случай, произошедший с работником, который перемещался на служебном автомобиле, считается связанным с производством, если:

  • управляя автомобилем, он находился на рабочем месте;
  • он ехал на работу или с работы;
  • находился на вахте;
  • находился в поездке на автомобиле, выполняя служебные обязанности по трудовому договору или распоряжению работодателя .

Здесь можно привести следующий пример. По своей инициативе два работника решили съездить на служебном автомобиле на обед в кафе, расположенное за территорией работодателя. По дороге они попали в ДТП. Один из работников получил травму и оказался временно нетрудоспособен.

В этом случае работники, хотя и находились в служебном автомобиле, свои рабочие обязанности не выполняли. Цель их поездки не была связана с трудовой деятельностью. Следовательно, данное происшествие является бытовой травмой.

Страховые выплаты при аварии на личном автотранспорте

Чтобы получить страховую выплату за несчастный случай на личном автотранспорте, необходимо подтвердить, что:

  • событие произошло в рабочее время;
  • личный автомобиль использовался по распоряжению работодателя;
  • поездка выполнялась в служебных целях.

Для подтверждения того, что случай является страховым, в ФСС РФ необходимо предоставить:

  • акт о результатах расследования несчастного случая на производстве;
  • заключение медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности и необходимости медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
  • справку о заработке пострадавшего работника за период, необходимый для расчета ежемесячных страховых выплат
  • трудовой договор ( гражданско-правовой договор, трудовую книжку);
  • другие документы, перечисленные в п. 4 ст. 15 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ .

Чтобы подтвердить, что работник выполнял распоряжение работодателя, необходимо представить письменный документ, например приказ. Если он не оформлялся, достаточно представить протоколы опроса работника и его руководителя.

Ответственность работника за ущерб в ДТП

Материальная ответственность работника может быть в размере среднего заработка или полной .

Ответственность в размере среднего заработка наступает если:

  • работник совершил ДТП, но по какой-то причине сотрудников ДПС не вызывали, происшествие не оформляли;
  • имущественный ущерб превышает размер страховки КАСКО либо данный вид страховки не заключался.

При этом работник не совершил или не виноват в административном правонарушении.

Полная ответственность может наступить, если госорганы привлекут работника к административной ответственности за нарушение (проступок). . При этом должно быть доказано, что ущерб является следствием проступка (п. 12 постановления ПВС РФ от 16.11.2006 № 52 ).

Во время служебной поездки работник попал в ДТП. Будет ли это производственной травмой?

Каждый несчастный случай, который произошел на производстве, работодатель обязан расследовать. Именно в результате расследования работодатель устанавливает, является ли тот или иной случай, происшедший с работником при исполнении трудовых обязанностей, производственной травмой.

Когда травма, полученная на работе, признается несчастным случаем

Производственная травма – это травма, которую получил сотрудник в результате несчастного случая на производстве при исполнении своих трудовых обязанностей на рабочем месте либо по пути на работу или с работы на транспорте, предоставленном работодателем. Травмой может быть, например, увечье, ожог, поражение электрическим током, укус животного или насекомого.

Чтобы травму признали производственной, она должна отвечать следующим условиям:

  • травма получена при исполнении сотрудником своих трудовых обязанностей либо задания работодателя;
  • травму получил работник или иное лицо, которое допущено к участию в производственном процессе с вашего ведома, например, студент-практикант, и при этом эти лица относятся к застрахованным по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • травма получена на территории вашей организации или другом объекте, которым вы владеете либо арендуете, либо в месте, где работник исполняет свои обязанности;
  • травма произошла в рабочее время, в том числе во время установленных перерывов на обед или отдых, сверхурочной работы или работы в выходной или нерабочий праздничный день;
  • лицо, получившее травму, понадобится перевести на другую работу. Либо если травма повлекла для него временную или стойкую утрату трудоспособности или смерть.

Когда травму по дороге на работу и обратно признают производственной

Производственную травму сотрудник может получить не только в офисе либо на производственной территории организации, но и по пути следования к месту работы или в командировке.

Несчастный случай, произошедший в дороге, признают травмой:

  • на пути в офис и обратно, если сотрудник добирается до места работы или возвращается домой пешком;
  • если сотрудник следовал к месту выполнения работы или с работы на автомашине работодателя либо на личном транспорте, если последний используется в служебных целях по распоряжению работодателя или на основании трудового договора;
  • во время поездки к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте;
  • при следовании на машине в качестве сменщика во время междусменного отдыха. Например, это относится к водителям-сменщикам, проводникам, механикам рефрижераторной секции в поезде, членам бригады почтового вагона и другим лицам.

Нередко работодатели оплачивают такси для доставки сотрудника к месту работы и обратно либо при поездках в командировке. В таком случае травмы, полученные во время поездок на такси, могут быть квалифицированы как несчастный случай на производстве. Но для этого должны выполняться условия: поездка на такси была по договоренности с работодателем и ее необходимость обусловлена исполнением сотрудником своих трудовых обязанностей. На это обращают внимание эксперты Роструда.

Но не каждое ДТП во время поездки работника о офис либо домой квалифицируют как несчастный случай на производстве.

Так, если сотрудник во время поездки на работу на служебном транспорте попал в ДТП, но никаких серьезных повреждений не получил и оформил больничный лист по общему заболеванию с кодом «1», то в таком случае, по мнению Роструда, расследовать этот случай как несчастный работодателю не надо. Об этом представители ведомства разъяснили на своем сайте.

Работник попал в ДТП: как расследовать несчастный случай

О гибели сотрудника в ДТП нужно сообщить в прокуратуру

Расследование можно продлить на срок, превышающий 15 суток, по согласованию с ГИБДД, следственным комитетом и прокуратурой

Привлечение водителя к уголовной ответственности не всегда основание для квалификации несчастного случая как не связанного с производством

В материалах расследования нужно отразить все этапы расследования

Если сотрудник в рабочее время попал в ДТП, этот несчастный случай нужно расследовать. Ведь, скорее всего, травму работника, которую он получил в аварии, комиссия признает производственной. В прошлой статье мы рассказали о первых действиях работодателя и о том, в какие органы он должен сообщить о произошедшем несчастном случае. Теперь вы узнаете, как правильно расследовать такой несчастный случай.

Действия членов комиссии

Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.

Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу.

Нужно зафиксировать погодные условия (дождь, снег, гололед, туман и т. д.), освещенность участка дороги, видимость и наличие дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, следов автоторможения.

Члены комиссии должны выяснить, кто управлял транспортным средством, попавшим в ДТП. Записать все необходимые данные о водителе, цель его поездки. Если за рулем был сотрудник предприятия, узнать, отклонялся ли он от маршрута, по назначению ли использовал транспортное средство. Нужно проверить водительское удостоверение, техталон, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.

Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Запросить в управлении ГИБДД справку о ДТП и другую информацию, необходимую для расследования несчастного случая.

Члены комиссии должны проверить, как в организации обеспечена безопасность дорожного движения, в том числе:

  • соответствует ли техническое состояние, комплектация транспортных средств требованиям нормативных документов;
  • соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок;
  • был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транспортного средства;
  • проходил ли водитель медицинское предварительное (периодическое) освидетельствование;
  • имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения трудовой дисциплины;
  • как организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
  • есть ли на предприятии наглядная агитация, информация водителей об условиях движения, погоды и опасных участках;
  • как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех причастных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.

Все этапы расследования комиссия должна отразить в материалах расследования. Для этого она использует утвержденные формы документов из постановления Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 :

  • осмотр места происшествия — форма № 7 ;
  • опрос очевидцев происшествия и при возможности пострадавшего — форма № 6 ;
  • акт об обстоятельствах и причинах ДТП — форма № 2 ;
  • заключение государственного инспектора труда — форма № 5 ;
  • запись о ДТП на производстве в журнале регистрации несчастных случаев — форма № 9 .

Если в ДТП один или несколько сотрудников получили легкие повреждения здоровья, комиссия должна провести расследование в течение 3 дней . Если в аварии один или несколько работников погибли или получили тяжелые повреждения здоровья, на расследование отведено 15 дней .

На практике эти сроки могут существенно увеличиваться. На то, чтобы получить от сотрудников ГИБДД необходимые для расследования документы, уходит немало времени. По согласованию с этими органами время расследования несчастного случая можно продлить, в том числе неоднократно и на сроки, превышающие 15 дней ( ст. 229.1 ТК РФ). Главное, приобщить к материалам расследования обоснованное решение о продлении расследования.

Приостановка расследования несчастного случая на производстве

Если в момент несчастного случая в действиях пострадавшего сотрудника есть признаки уголовного правонарушения, комиссия приостанавливает расследование и ждет официального постановления (решения) правоохранительных органов, которые квалифицируют указанные действия. О своем решении члены комиссии обязаны сообщить руководителю предприятия (если комиссию возглавляет его представитель) и в прокуратуру, куда направлено извещение о несчастном случае.

Выводы комиссии

Нарушение сотрудником ПДД не может стать основанием для квалификации несчастного случая как не связанного с производством

На основании собранных материалов комиссия:

  • устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;
  • выявляет виновных, допустивших нарушения требований охраны труда;
  • вносит предложения по устранению выявленных нарушений, причин и предупреждению аналогичных случаев;
  • определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с предприятием;
  • квалифицирует происшествие как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Сроки расследования несчастных случаев исчисляют в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая

Если комиссия квалифицировала несчастный случай в результате ДТП как не связанный с производством, она оформляет два акта по форме 4 — для работника и работодателя.

В течение трех дней копии акта и материалов расследования нужно отправить в ФСС, ГИТ, прокуратуру (тяжелый несчастный случай или со смертельным исходом).

Один документ вместе с материалами расследования работодатель обязан хранить у себя в течение 45 лет.

Если ДТП признано как производственный несчастный случай, то члены комиссии оформляют акты:

  • в трех экземплярах по форме Н-1 — для работника, работодателя и ФСС;
  • в двух экземплярах по форме 4 — для работодателя и прокуратуры.
  • Несчастный случай фиксируют в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

В случае группового, тяжелого или со смертельным исходом несчастного случая на производстве работодатель в течение трех дней отправляет:

  • в прокуратуру (при тяжелом несчастном случае и со смертельным исходом) оригинал акта по форме 4 и копии акта Н-1 и всех материалов расследования;
  • ФСС — оригинал акта Н-1 и копии всех материалов расследования;
  • ГИТ, территориальное отделение профсоюза и Ростехнадзор (при необходимости) — копии всех материалов расследования.

Несчастный случай на производстве. Водитель перевозил груз с одного склада предприятия на другой. По пути нарушил правила дорожного движения. В результате автомобиль вылетел на обочину. Водитель получил многочисленные переломы и сотрясение головного мозга. После расследования всех обстоятельств дела комиссия приняла решение, что этот несчастный случай нужно квалифицировать как производственный с установлением степени вины пострадавшего.

Несчастный случай, не связанный с производством. Водитель молокозавода повез продукцию на базу. По дороге заехал домой. Выезжая из своего двора, попал в ДТП. В результате водитель получил черепно-мозговую травму и многочисленные ушибы. Комиссия установила, что сотрудник использовал транспортное средство не по назначению и отклонился от маршрута следования в личных интересах. Поэтому квалифицировала несчастный случай как не связанный с производством.

После того как у пострадавшего закончилась временная нетрудоспособность, работодатель обязан направить информацию о последствиях несчастного случая и мерах, которые он принял для снижения производственного травматизма в ГИТ (в некоторых ситуациях в территориальные органы Ростехнадзора или Ространснадзора).

Если несчастный случай был со смертельным исходом сотрудника, то сообщение работодатель направляет в течение месяца, после окончания расследования.

Если пострадавший водитель привлечен к уголовной ответственности, означает ли это, что несчастный случай можно признать не связанным с производством?

Нет, не означает.

Статья 229.2 Трудового кодекса РФ позволяет квалифицировать как не связанный с производством несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим уголовно наказуемых деяний ( ст. 264 УК РФ).

Некоторые специалисты по охране труда уверены, что если пострадавший в ДТП водитель будет привлечен к уголовной ответственности, то комиссия по расследованию несчастного случая должна автоматически признать такое происшествие несчастным случаем, не связанным с производством.

Однако это не совсем справедливо. Многие не обращают внимание на одну фразу в статье: «Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии… в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством…».

Комиссия по расследованию должна убедиться, что со стороны работодателя выполнены все требования, возложенные на него ст. 212 ТК РФ по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Возможно, с работником не был проведен предрейсовый медосмотр, и он сел за руль с температурой или повышенным давлением? Или водитель только что вернулся из одного рейса, не успел отдохнуть положенное время перед следующим.

Исправен ли был автомобиль перед поездкой? Может быть, водитель неоднократно указывал на технические неисправности, например, с тормозной системой, но до несчастья никто на его слова внимания не обращал?

Комиссия в ходе расследования должна поднять все документы: журналы предрейсовых и послерейсовых медосмотров, технического осмотра транспортного средства, рабочие графики и т. п. Если откроется факт невыполнения работодателем своих обязанностей перед работником, то такой несчастный случай нельзя будет признать не связанным с производством.

Расследование несчастного случая при ДТП

Действия членов комиссии по расследованию несчастного случая

ДТП это несчастный случай

Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.

Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу.

Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Запросить в управлении ГИБДД справку о ДТП и другую информацию, необходимую для расследования несчастного случая.

Члены комиссии проверяют, как в организации обеспечена безопасность дорожного движения:

  • соответствует ли техническое состояние, комплектация транспортных средств требованиям нормативных документов;
  • соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок;
  • был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транспортного средства;
  • проходил ли водитель медицинское предварительное (периодическое) освидетельствование;
  • имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения трудовой дисциплины;
  • как организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
  • есть ли на предприятии наглядная агитация, информация водителей об условиях движения, погоды и опасных участках;
  • как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех причастных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.

Если в ДТП один или несколько сотрудников получили легкие повреждения здоровья, комиссия должна провести расследование в течение 3 дней. Если в аварии один или несколько работников погибли или получили тяжелые повреждения здоровья, на расследование отведено 15 дней.

На практике эти сроки существенно увеличиваются. На то, чтобы получить от сотрудников ГИБДД необходимые для расследования документы, уходит немало времени. По согласованию с этими органами время расследования несчастного случая можно продлить, в том числе неоднократно и на сроки, превышающие 15 дней (ст. 229.1 ТК РФ). Главное, приобщить к материалам расследования обоснованное решение о продлении расследования.

Приостановка расследования несчастного случая на производстве

Если в момент несчастного случая в действиях пострадавшего сотрудника есть признаки уголовного правонарушения, комиссия приостанавливает расследование и ждет официального постановления (решения) правоохранительных органов, которые квалифицируют указанные действия. О своем решении члены комиссии обязаны сообщить руководителю предприятия (если комиссию возглавляет его представитель) и в прокуратуру, куда направлено извещение о несчастном случае.

Нарушение сотрудником ПДД не может стать основанием для квалификации несчастного случая как не связанного с производством

На основании собранных материалов комиссия:

  • устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;
  • выявляет виновных, допустивших нарушения требований охраны труда;
  • вносит предложения по устранению выявленных нарушений, причин и предупреждению аналогичных случаев;
  • определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с предприятием;
  • квалифицирует происшествие как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Важно!

Если комиссия квалифицировала несчастный случай в результате ДТП как не связанный с производством, она оформляет два акта по форме 4 — для работника и работодателя.
В течение трех дней копии акта и материалов расследования нужно отправить в ФСС, ГИТ, прокуратуру (тяжелый несчастный случай или со смертельным исходом).
Один документ вместе с материалами расследования работодатель обязан хранить у себя в течение 45 лет.

Если ДТП признано как производственный несчастный случай, то члены комиссии оформляют акты:

  • в трех экземплярах по форме Н-1 — для работника, работодателя и ФСС;
  • в двух экземплярах по форме 4 — для работодателя и прокуратуры.

Несчастный случай фиксируют в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

Читайте также  Статистика гибели людей в ДТП

После того как у пострадавшего закончилась временная нетрудоспособность, работодатель обязан направить информацию о последствиях несчастного случая и мерах, которые он принял для снижения производственного травматизма в ГИТ.

Если несчастный случай был со смертельным исходом сотрудника, то сообщение работодатель направляет в течение месяца, после окончания расследования.

Отказы выплатах по страхованию жизни, если произошло ДТП

Решение суда №2. Отказ в выплате по страховке жизни от несчастного случая в результате ДТП (виновник страхователь)

Спор между родственником и «АК БАРС СТРАХОВАНИЕ» (от 15.01.2018, дело №2-15/2018, Республика Татарстан)

Суть спора. Застрахованная взяла ипотеку в банке «АК БАРС», полис ипотечного страхования оформила в страховой компании этого же банка. Произошло ДТП, в результате которого заемщик получила смертельные травмы. Виновником ДТП была признана она же. Родственники обратились к страховщику за выплатой, но получили отказ. Мотив отказа, что это не страховой случай, поскольку погибшая сама стала виновницей аварии.

Позиция истца . Согласно Правил страхования, страховым случаем является смерть в результате несчастного случая. Застрахованная, управляя автомобилем, выехала на полосу встречного движения, где допустила лобовое столкновение с движущимся во встречном направлении транспортным средством. В результате ДТП застрахованная получила смертельная травма. В возбуждении уголовного дела было отказано.

Истцу было отказано в выплате в связи с тем, что страховой случай не наступил, поскольку смерть произошла в результате ДТП, виновником которого являлась сама. В письме указано, что в Правилах страхования есть пункт о праве отказать в возмещении убытков, возникших вследствие того, что Страхователь умышленно не принял разумных и доступных ему мер, чтобы уменьшить возможные убытки.

Данный отказ считает незаконным, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих факт наступления страхового случая вследствие умысла страхователя, страховщиком не приведено. Более того, закон устанавливает исчерпывающие основания, по которым страховщик освобождается от выплаты. Просит взыскать:

  1. В пользу выгодоприобретателя – банка — 945330,32 руб.
  2. Разницу между страховой суммой по договору и долгом — 30067,87 руб.
  3. Моральный вред — 5000 руб.
  4. Штраф 50%.

Позиция ответчика. В соответствии с договором личного страхования не признаются страховыми случаями события, наступившие в результате управления застрахованным лицом транспортным средством (то есть мотив отказа немного изменился).

Наш комментарий. Такой отказ страховой компании – это за гранью и этики, и норм закона. Произошел настоящий страховой случай, по которому любая компания должна 100% осуществить выплату. В общем-то само наличие отказа по такой причине много говорит об «уровне» компании.

Позиция суда. Удовлетворить требования родственников. Обоснование:

  • Согласно Правил страхования, несчастный случай это внезапное кратковременное внешнее событие, повлекшее за собой телесное повреждение и нарушение внутренних и внешних функций организма, или смерть застрахованного. Причина смерти – несчастный случай, что подтверждается справкой.
  • Из смысла закона следует, что действия (бездействия) самого страхователя не могут рассматриваться как страховой случай. Эти действия влияют на наступление страхового случая, но не являются самим страховым случаем и не могут служить основанием к освобождению от выплаты.
  • Доказательств, подтверждающих факт страхового случая вследствие умысла не представлено.
  • Отказывая в выплате, ответчик исходил из того, что страхователь умышленно не принял разумных и доступных ему мер, чтобы уменьшить возможные убытки. Аналогичные положения содержатся в п. 3 ст. 962 ГК РФ. Между тем этот пункт предусматривает основания для освобождения страховщика от возмещения убытков, возникших в момент наступления страхового события, и после него.
  • Отказ незаконный и необоснованный.
  • Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать всю страховую сумму. Моральный вред снижен до 3000 руб.
  • Расчет суммы штрафа составит 489199,09 руб. (50% от взыскиваемых с ответчика 978398,19 руб. + 3000 руб). Исходя из обстоятельств дела размер штрафа подлежит снижению до 250000 рублей.

Autozona74.ru