ДТП по договору купли продажи
Содержание:
- 1 ДТП во время действия договора купли-продажи
- 2 Купили автомобиль по ДКП, не поставили на учёт и попали в ДТП – какие последствия и что делать?
- 3 Будет ли что-то грозить бывшему хозяину авто?
- 4 Что нужно делать в первую очередь, если попали в ДТП на неоформленной машине?
- 5 Я потерпевшая сторона – что мне грозит за такое ДТП в 2022 году?
- 6 Я виновник – какие последствия, если автомобиль не переоформлен, в 2022 году?
- 7 Продал машину, лишился прав
- 8 Сколько можно ездить без ОСАГО: по ДКП и не только
- 9 Сколько дней можно ездить без страховки ОСАГО
- 10 Какая предусмотрена ответственность за езду без страховки
- 11 Какие последствия в случае попадание в ДТП без страховки
- 12 Как быстро можно оформить ОСАГО
- 13 Оформление полиса онлайн
- 14 Заблуждения об ОСАГО
- 15 Я- виновник ДТП, страховки у меня не было, но был договор купли-продажи, страховая пострадавшей стороны отказалась им выплачивать, теперь они собираются подать на меня в суд. Выиграть суд возможно?
- 16 Какое время можно ездить на автомобиле без страховки по договору купли-продажи?
- 17 Сколько можно ездить по договору купли-продажи?
- 18 Манипуляции с договором купли-продажи
- 19 Чем грозит отсутствие страховки?
- 20 Штрафы при несоблюдении сроков
ДТП во время действия договора купли-продажи
Некоторые водители столкнулись с тем, что страховые компании отказывают им в выплате по полису ОСАГО на том основании, что на момент аварии машина не прошла регистрацию в ГИБДД. Страховщики посчитали, что если в ПТС стоял другой собственник, а значит, автомобилист не имеет право на получение страховой выплаты. В это дело даже пришлось вмешаться Верховному суду, который всё же подтвердил, что право собственности на автомобиль не зависит от факта регистрации машины в ГИБДД.
Согласно действующим правилам, каждому купившему автомобиль предоставляется 10 дней на то, чтобы поставить её на учёт в ГИБДД. При этом страховой полис ОСАГО должен быть оформлен сразу после покупки, так как без него нельзя выезжать на дороги. Не у всех водителей есть время, чтобы сразу же зарегистрировать машину, поэтому они некоторое время ездят без номеров. Но если в этот момент автолюбитель станет участником ДТП, то он вполне может столкнуться с отказом страховой компании компенсировать понесённый ущерб.
Автовладельцам, которые в подобных случаях обращались в страховые компании, говорили о том, что они не являются собственниками машины, так как в ПТС нет соответствующей отметки. При этом наличие договора купли-продажи они игнорировали и просто отказывали в выплате. Водителям приходилось обращаться в суд, чтобы добиться правды в этом непростом деле. В результате этим вопросом занялся даже Верховный суд, который выпустил специальное разъяснение, где указал на то, что право собственности на автомобиль никак не связано с регистрационными действиями в ГИБДД.
Для подтверждения права собственности достаточно договора купли-продажи, в котором указан предыдущий и новый собственник автомобиля. По этой причине подобные действия представителей страховых компаний совершенно не законны, считают автоюристы. Кроме того, если с автовладельцем был заключён договор страхования по ОСАГО, то он имеет полное право на получение выплаты вне зависимости от того, есть номера на его машине или их ещё нет.
Источник: https://www.drivenn.ru/journal/novosti/popal-v-avariyu-do-registracii-mashiny-v-gibdd-vyplatit-li-strahovaya-id36056
Купили автомобиль по ДКП, не поставили на учёт и попали в ДТП – какие последствия и что делать?
Кратко о самом важном:
- За ДТП на недавно купленном автомобиле бывшему его владельцу ничего грозить не должно.
- Если договор купли-продажи просрочен, то сотрудники ГИБДД выпишут вам 2 возможных штрафа.
- Если вы потерпевший в таком ДТП, то сможете получить выплату по ОСАГО (при наличии полиса у виновника).
- Отказ от страховой только на том основании, что вы не переоформили машину, неправомерен – так утверждает судебная практика.
- Если же виновным признали вас, то всё будет зависеть от того, успели вы приобрести страховку или нет.
Автомобиль, на котором вы передвигаетесь только по договору купли-продажи – это всегда повышенный риск. В том числе при аварии. Но здесь у нас для вас хорошие новости, если вы потерпевший участник такого происшествия – все правила работают также, как если бы авто было оформлено в ГИБДД. А вот если виновник, то последствия могут грозить уже более печальные. Но давайте по порядку разберём ситуацию, когда владелец транспортного средства попал в ДТП, передвигаясь по ДКП, так как недавно купил машину и не успел её оформить. Все данные в этой статье актуальны на 2022 год.
Будет ли что-то грозить бывшему хозяину авто?
Нет. Говоря по-простому – предыдущий владелец данного автомобиля является именно предыдущим. Никаких прав и обязанностей в отношении отчуждённого имущества у него нет, потому как он передал право собственности вам как новому собственнику, получив за это деньги (или что-то другое – например, при договоре мены). Не будет ответственности ни за вред имуществу, ни если в происшествии оказались пострадавшие или даже погибшие люди.
В данном случае законодательство 2022 года оперирует термином «собственник». У него вся ответственность, права и обязанности в отношении конкретного имущества. В свою очередь, право собственности старый владелец машины вам в момент подписания договора купли-продажи (далее – «ДКП»). Так гласит часть 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ.
То есть бывший хозяин машины ни за что не ответственен:
- никакого наказания ему не грозит за передачу управления попавшему в ДТП на неоформленном автомобиле,
- равно как и не будет штрафа непосредственно за ваше нарушение ПДД, которое привело к аварии,
- обязанность по возмещению вреда, если вы стали виновником происшествия, передвигаясь по ДКП – пусть даже просроченному – у прежнего владельца также не возникает.
Таким образом, после подписания ДКП право собственности переходит покупателю машины. И уже вне зависимости от иных нарушений в виде пропусков сроков постановки автомобиля на учёт ГИБДД, просрочки договора и других новый владелец отвечает за все последствия использования транспортного средства. Если быть точнее, передача ответственности происходит при подписании акта приёма-передачи авто, если этот документ был в составе договора купли-продажи. Если не был, то на основании даты и времени в ДКП (часть 2 статьи 223 ГК РФ).
Впрочем, к бывшему собственнику могут приехать из полиции, если, к примеру, новоявленный владелец покинет место ДТП. Но здесь дело за малым – показать экземпляр ДКП о переходе права собственности.
Что нужно делать в первую очередь, если попали в ДТП на неоформленной машине?
Здесь порядок действий ничем не отличается от обычного происшествия: выставить знак аварийной остановки, включить «аварийку», вызвать полицию.
Однако, здесь для вас как владельца автомобиля, который ещё не оформлен в ГИБДД, может ключевую роль сыграть невиновность в ДТП, если на первый взгляд оно выглядит спорным. Поэтому нужно сразу запастись доказательствами:
- сохранить запись с видеорегистратора при его наличии,
- общаться со вторым участником и сотрудниками ГИБДД только под видеосъёмку или хотя бы аудиозапись,
- осмотреться или пройтись в округе в ожидании полиции в поисках камер наружного наблюдения – если найдёте таковые, попросите сразу их хозяина сохранить запись, а затем ходатайствуйте в документах от ДПС о запросе видеозаписей и приобщении их к делу.
Какие документы понадобятся?
Непосредственно на месте оформления ДТП, произошедшего с участием машины, которая не оформлена в ГАИ, вам нужно будет предъявить только те документы, которые прописаны в пункте 2.1.1 ПДД, в случае их наличия:
- свидетельство о регистрации (если машину вы не переоформили, то нужно предъявить СТС, которое вам передал бывший владелец; если автомобиль новый с салона, то этот документ вообще не понадобится
- ваше водительское удостоверение,
- действующий полис ОСАГО (вы всё ещё можете ездить первые 10 дней после покупки без договора страхования, но это может вылиться вам в плохие последствия).
А вот договор купли-продажи и ПТС как подтверждение того, что именно вы новый собственник не оформленного авто, на месте ДТП вам не понадобятся. Хотя, на практике 2022 года их нередко требуют инспекторы как доказательство того, что вы не просрочили обязанность по постановке автомобиля на учёт на себя.
Зато эти бумаги могут быть необходимы далее для получения страхового возмещения по ОСАГО, если вас признают потерпевшей стороной, а также для суда. Поэтому позаботьтесь заранее об их сохранности.
Что будет, если ДКП просроченный?
Разумеется, автоматически виновником ДТП это вас не сделает.
Но здесь следует уяснить одну важную законодательную тонкость – договор просроченным быть не может, это не кефир. Законом установлен срок 10 дней для перерегистрации автомобиля на вас как нового собственника. И просроченным тут может быть только этот период.
И за данное нарушение может грозить целых 2 наказания:
- штраф 500-800 рублей налагается конкретно за езду с просроченным ДКП на не переоформленной машине по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ,
- если вы уже ранее в течение приблизительно года привлекались по указанной выше норме, то за повторное нарушение будет уже лишение прав на 1-3 месяца либо штраф возрастёт до 5 000 рублей (часть 1.1 этой же статьи),
- и есть ещё один штраф ГИБДД – 1 500 – 2 000 рублей за сам факт просрочки регистрации (то есть вне зависимости от факта управления такой машиной) по части 1 статьи 19.22 КоАП.
Ещё раз напомним, что «просроченный» ДКП никак не может стать ни подспорьем в определении вашей виновности в ДТП, ни отягчающим фактором при другом нарушении ПДД, которое непосредственно к этой аварии привело.
Я потерпевшая сторона – что мне грозит за такое ДТП в 2022 году?
Ровным счётом ничего, если не прошло 10 дней с даты заключения договора купли-продажи либо если сотрудники ГИБДД не узнают о том, что прошло. Иначе будет по меньшей мере один из вышеперечисленных штрафов.
И это всё, ничего более за ДТП на неоформленной машине вам в 2022 году не грозит.
Будет ли отказ в выплате по ОСАГО, если я езжу по ДКП?
Нет. Дело в том, что по ОСАГО страховой случай наступает в момент возникновения ответственности водителя транспортного средства. А если виновным признали второго участника ДТП, то нужно, чтобы его автогражданская ответственность была застрахована – то есть у него был действующий полис ОСАГО.
В вашем случае в зависимости от наличия полиса могут быть только 2 варианта:
- если вы ездите по ДКП и не оформили автомобиль в ГИБДД на себя, попав в ДТП, а также ещё не приобрели страховку ОСАГО, то вам нужно будет обращаться в страховую компанию виновника ДТП,
- если же вы успели заключить договор ОСАГО, то сможете обратиться к своему страховщику, если соблюдены иные условия для этой возможности.
Впрочем, в очень редких случаях страховщики считают иначе – якобы, если вы не переоформили машину на себя в ГИБДД, то и выплата положена не вам, а прежнему собственнику. И доля логики в отказе в страховом возмещении тут есть – ведь в списке обязательных документов для его получения при предъявлении страховой компании отсутствует и ДКП, и ПТС, где могла бы быть запись о переходе права собственности. То есть страховщик в принципе не может убедиться в том, что вы являетесь выгодоприобретателем, то есть именно вам должна быть произведена эта выплата по ОСАГО.
Ну и пусть считает так! Конечно, вы можете показать страховщику ваш экземпляр договора и/или ПТС, чтобы тот убедился. Но это будет акт вашей доброй воли, но никак не условие для получения возмещения и, тем более, не обязанность.
Судебная практика Верховного суда РФ
В подтверждение вышеописанного ещё раз приведём некоторые официальные пункты законодательства 2022 года.
- Согласно ФЗ Об ОСАГО, страховое возмещение производится потерпевшему, то есть лицу, имуществу на праве собственности которого, в том числе при использовании другим лицом, причинён вред (то есть вашим не оформленным автомобилем мог управлять и другой человек, попав в ДТП).
- Согласно ГК РФ, право собственности приобретается заключением ДКП.
- Статья 223 указывает, что момент перехода такого права случается при подписании договора (или акта приёма-передачи машины).
Однако, страховщики нередко ссылаются на пункт 2 статьи 223, которая говорит о том, что если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, то и до постановки на учёт в ГИБДД автомобиль всё ещё принадлежит прежнему владельцу. И это в корне неверно!
Дело в том, что в указанной норме законе говорится не о регистрации транспортного средства, а именно о регистрации отчуждения права собственности. Сюда подпадает, к примеру, недвижимость, сделки по которой нужно заверять в госучреждении. Договор купли-продажи же такой регистрации не подлежит, поэтому собственность появляется у вас именно в момент подписания ДКП.
Такое положение дел подтверждает и Верховный суд, который в своём Определении №41-КГ16-25 указал буквально следующее:
При этом, регистрация транспортных средств носит учётный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.
Таким образом, именно вы являетесь выгодоприобретателем по ОСАГО – то есть вам положена страховая выплата, если есть договор купли-продажи автомобиля вам, и вне зависимости от того, успели вы оформить машину в ГИБДД или нет на момент попадания в ДТП.
Я виновник – какие последствия, если автомобиль не переоформлен, в 2022 году?
Пункт 2 статьи 4 закона Об ОСАГО даёт тот же срок 10 дней для покупки полиса при приобретении автомобиля, но до регистрации в ГИБДД. Следовательно, всё зависит от того, была ли у вас страховка на дату ДТП:
- если ОСАГО вы не успели приобрести, то увы, придётся оплачивать ущерб из собственного кармана,
- если же у вас есть действующий полис, где собственником уже указаны вы, то новости для вас хорошие – всё (или почти всё) за вас заплатит страховщик.
Если страховка только от предыдущего владельца?
К сожалению, она не работает, так как конкретно риск вашей ответственности не застрахован – только риск прежнего владельца.
Однако, некоторые автовладельцы прибегают к незаконным методам – например, если просто никому не говорить о наличии ДКП и, соответственно, переходе права собственности, и предварительно договорившись об этом с продавцом автомобиля, то полис ОСАГО может быть действующим – просто вы управляли автомобилем как водитель. Но здесь нужно быть внимательным – договор ОСАГО должен быть неограниченным, либо вы должны быть в него вписаны как допущенный водитель, иначе от этого мало что меняется: страховщик выплатит всё потерпевшему, но вам предъявит регресс на всю эту сумму.
Ещё один способ мог бы быть рабочим – договориться со вторым участником ДТП оформить его через несколько дней, и за это время приобрести страховку. Однако, имейте в виду, что это мошенническая схема, а в ряде случаев полис ОСАГО начнёт действовать не ранее, чем через 3 дня со дня покупки (в случае с электронным полисом всегда). А для приобретения страховки личным посещением офиса страховщика вашу машину сфотографируют на предмет наличия повреждения от старых ДТП. А у вас эти повреждения уже будут.
Источник: https://tonkostidtp.ru/a/kupili-avtomobil-po-dkp-ne-postavili-na-uchyot-i-popali-v-dtp-kakie
Продал машину, лишился прав
В ситуации, когда придется отвечать за то, чего не совершал, может оказаться любой автовладелец, однажды продавший свой автомобиль. Если новый собственник не зарегистрировал машину на себя, именно это и произойдет. Штрафы пойдут прежнему хозяину машины, и доказать, что транспорт выбыл из его пользования, будет крайне сложно. А если новый собственник попадет в аварию, то еще и отвечать за нее придется тому, кто к машине не имеет больше ни малейшего отношения.
Но обо всем по порядку. В марте прошлого года на Лубянской площади произошло ДТП. Автомобиль Audi стукнул такси и скрылся с места происшествия. Инспектор ГИБДД, которому материалы дела поступили на исполнение, установил по камерам автомобиль, проследил его маршрут и даже обнаружил машину во дворе дома. Под лобовым стеклом автомобиля лежала бумажка с номером телефона. По номеру инспектор установил, что телефон принадлежит некоему Маркину. Распечатав карточку операций с водительским удостоверением и сведения из базы паспортов, где были фото Маркина, инспектор предъявил фото таксисту, который опознал участника ДТП.
Далее — дело техники. В отношении Маркина составлен протокол, дело передано в суд. На суде Маркин показал, что он еще в предыдущем году продал автомобиль. А так как новый собственник машину не поставил на учет на себя, то он прекратил регистрацию автомобиля. Все это подтверждается договором купли-продажи, а также справкой из ГИБДД. Более того, он привел в суд покупательницу автомобиля, которая подтвердила его слова, указав, что на машине ездил ее сожитель. Примечательно, что сожитель также пришел в суд и также показал, что ездил в день ДТП на этой машине, был на Лубянской площади, но факта ДТП не заметил. Только на следующий день обнаружил на машине повреждения.
Что касается бумажки с номером телефона, то Маркин при продаже автомобиля просто забыл ее убрать. Не сделали этого и новые хозяева. Казалось бы, аргументы железные, и даже есть тот, кто действительно находился за рулем в момент аварии. Но не для мирового судьи.
Судья отклоняет показания свидетелей, мотивируя это тем, что они примерно одного возраста, проживают на одной улице, могли быть раньше знакомы, хотя и утверждают обратное, а значит, заинтересованы в исходе дела.
А доверяет судья записям с камер и показаниям инспекторов, и потому лишает прав Маркина. Все остальные инстанции оставляют это решение в силе. И только Верховный суд посчитал иначе.
Он указал, что, несмотря на то что в ПТС в качестве собственника указан Маркин, при наличии договора купли-продажи, а также справки о том, что регистрация машины прекращена, данные ПТС не могут свидетельствовать о том, что автомобиль не выбыл из его пользования. Эти документы никакой судебной оценки не получили.
Записи камер не показывают, кто находился за рулем. Показания инспекторов не противоречат показаниям Маркина. Таксист на судебное заседание не явился и не указал, кто из двоих участников процесса находился за рулем. А под сделанное им описание подходят оба.
Что же касается заинтересованности свидетелей, то это лишь ничем не подкрепленное предположение судьи, которое не может свидетельствовать о виновности Маркина. Доводы Маркина и свидетелей ничем не опровергнуты. А любые сомнения толкуются в пользу обвиняемого. Поэтому ВС отменил решения нижестоящих судов, а дело прекратил из-за недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены решения.
Как пояснил «РГ» адвокат Лев Воропаев, судебная практика длительное время держится на таком постулате: чтобы старому собственнику доказать то, что автомобиль был продан и нарушителем является иное лицо, предоставить в суд только договор купли-продажи будет недостаточно. На день нарушения должна быть доказана фактическая передача транспортного средства новому собственнику. Для этого как минимум машина должна быть снята с регистрационного учета в ГИБДД с прежнего собственника.
Для доказывания факта выбытия из владения транспортного средства необходимо, чтобы новый собственник прибыл в ГИБДД или суд и подтвердил, что им действительно автомобиль был приобретен по данному договору. А также, в идеале, показал, кто именно был за рулем в момент нарушения. Только данные обстоятельства могут способствовать оправданию прежнего собственника. Но, как видно, не всегда. Или только уже в Верховном суде.
Сколько можно ездить без ОСАГО: по ДКП и не только
После принятия соответствующего законопроекта автолюбителям предписано заключать договор ОСАГО. В связи с этим возникает много вопросов, в частности — сколько можно ездить без страховки. Спорным этот момент стал после снятия льгот отсрочки времени. До 2009 года период после окончания действия страховки составлял 30 дней. Как обстоит дело сейчас? Попробуем разобраться вместе.
Читайте также Продать авто на запчасти после ДТП
Сколько дней можно ездить без страховки ОСАГО
Понятие договора ОСАГО включает не страхование непосредственно имущества, а ответственности для всех участников дорожного движения. Оформление договора проводится в обязательном порядке после приобретения авто, но и здесь есть некоторые важные нюансы.
В каких случаях можно ездить без страховки:
- С момента приобретения транспортного средства у владельца есть 10 суток с момента покупки для оформления правоустанавливающих документов.
- Штрафы за езду без ОСАГО в этом периоде не взимаются (при документальном подтверждении сроков). С другой стороны, в случае ДТП по вине незастрахованного участника, материальные расходы оплачиваются виновником и никак не покрываются страховыми выплатами.
- Срок десятидневной льготы считается с момента заключения ДКП (договора купли – продажи), а не со дня фактического владения автомобилем.
- В период вступления в наследство также есть 10 дней для оформления прав собственности на авто.
Подытожив, можно сформулировать информацию следующим образом. Если владельца нового автомобиля заинтересует, сколько можно ездить без страховки после покупки, то ответ — 10 дней. В этом случае никаких штрафов инспекторы выписать вам не смогут, но и финансовые затраты в случае ДТП никак не компенсируются.
Какая предусмотрена ответственность за езду без страховки
Штрафные санкции к подобным автолюбителям строго регламентируются. За отсутствие страховки или вышедший срок действия предусмотрено 800 рублей административного штрафа. В том случае, когда полис ОСАГО не был предъявлен инспектору, но оформлен и не прострочен, владельцу авто придется заплатить 500 рублей. Вождение ТС по доверенности без полиса также предусматривает штраф в 800 рублей.
Слухи о том, что без полиса или его прострочке авто могут эвакуировать на штрафплощадку, либо снять номерные знаки, полностью неверное. Применять подобные методы к нарушителям инспектор не имеет права, поэтому подобные «наказания» можно легко оспорить в суде.
Какие последствия в случае попадание в ДТП без страховки
Если произошло ДТП по ДКП без страховки и виновен владелец простроченного или отсутствующего полиса, он несет полную материальную ответственность.
Что если попал в ДТП в первые 10 дней со дня покупки авто с договором ДКП и без страховки
Постановление Верховного суда РФ (апрель 2012 года) о том, что можно ездить без страховки по ДКП распространяется только на 10 дней с момента оформления сделки. При этом даже непросроченный полис покрывает только материальные расходы перед другим участником ДТП, но не включает ремонт авто виновника.
Если владелец авто с неоформленным полисом пострадал от другого участника ДТП, возмещение убытков проводится страховой компанией виновной стороны. Сделать это бывает затруднительно, например, второй участник скрылся с места ДТП. Для защиты своих прав обязательно необходимо зафиксировать номер и обратиться к инспектору.
Как быстро можно оформить ОСАГО
Заключение нового договора обычно не занимает много времени и проводится непосредственно в офисе страховой компании.
Что для этого требуется:
- Предоставить паспорт и водительские права. При оформлении доверенности необходимо также вписать в полис других водителей. Для этого также необходимы документы, подтверждающие личность.
- Документы на ТС. Это свидетельство о регистрации, технический паспорт.
- Диагностическая карта. Выдается СТО после прохождения стандартной процедуры ТО для проверки технического состояния машины. Для авто, выпущенных менее трех лет назад этот документ не нужен.
Все данные клиента заполняются на оригинальном бланке договора. Обязательно проверяйте правильность внесения информации, даже незначительная ошибка может стать причиной отказа возмещения затрат.
Оформление полиса онлайн
Что для этого требуется:
- Зарегистрироваться на официальном сайте выбранной вами страховой компании.
- После этого откроются возможности «Личного кабинета».
- В этом разделе необходимо внести все данные о владельце авто, заполнив все указанные поля формы.
- Оплату можно произвести при помощи банковской карты или внесению налички через терминал.
- После оплаты счета на указанный e – mail будет выслан страховой полис, имеющий официальную силу.
- Полис необходимо распечатать и возить с собой вместе с другими необходимыми документами.
При решении, сколько можно ездить без страховки по ДКП, важно учитывать, что подобные действия противозаконны, а получить новый полис гораздо проще, чем компенсировать убытки в случае ДТП.
Также, вы можете воспользоваться формой поиска актуальных предложений по ОСАГО. Поиск по множеству страховых компаний. Актуальные предложения и самые выгодные цены.
Заблуждения об ОСАГО
В первую очередь важно отметить, что езда по ДКП без страховки — это безответственно и опасно. ДТП случаются постоянно, часто по независящим от водителя причинам (погодные условия, техническая неисправность авто), поэтому страхование поможет обезопасить себя от возможных проблем и материальных обязательств. Вместе с тем, всегда находятся любители играть не по правилам, обмануть систему в свою пользу.
Среди автолюбителей существует много теорий и «работающих» схем, как сэкономить на оформлении страховки:
- Управление авто по доверенности. Застраховать свой автомобиль придется в любом случае даже на доверенное лицо. При оформлении договора важно указать в полисе возможность передачи управления авто другим лицам.
- Передача авто по наследству. Вступить во владение ТС можно через полгода и только при отсутствии заявленных прав других наследников. Управлять ТС разрешается после прохождения необходимых процедур передачи наследства, до этого времени это незаконно.
- Подделка полиса или изменение срока действия. Подобные нарушения приводят к административной ответственности и штрафам. Установить подлинность документа — дело на пять минут, поэтому такой риск неоправдан. Особенно трудно будет использовать поддельную страховку при ДТП, что грозит владельцу нешуточными штрафами и даже судебным разбирательством.
Страховка ОСАГО является обязательным документом для владельцев ТС, без полиса вас легко могут оштрафовать и даже привлечь к административной ответственности. Ранее после окончания срока действия договора можно было выждать 30 дней, но сейчас эти нормы значительно ужесточились. После приобретения нового авто льготный период составляет 10 дней, для владельцев «со стажем» подобных поблажек не предоставляется.
Я- виновник ДТП, страховки у меня не было, но был договор купли-продажи, страховая пострадавшей стороны отказалась им выплачивать, теперь они собираются подать на меня в суд. Выиграть суд возможно?
Адвокат Антонов А.П.
Согласно ст.ст.1064,1072,1079 Гражданского кодекса, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.
Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.
Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно ст.ст.10,15 Гражданского кодекса, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064).
Согласно п.4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П “По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других”, давая в Постановлении от 31 мая 2005 года № 6-П оценку Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в целом исходя из его взаимосвязи с положениями главы 59 ГК Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам: требование потерпевшего (выгодоприобретателя) к страховщику о выплате страхового возмещения (об осуществлении страховой выплаты) в рамках договора обязательного страхования является самостоятельным и отличается от требований, вытекающих из обязательств вследствие причинения вреда; выплату страхового возмещения обязан осуществить непосредственно страховщик, причем наступление страхового случая, влекущее такую обязанность, само по себе не освобождает страхователя от гражданско-правовой ответственности перед потерпевшим за причинение ему вреда; различия в юридической природе и целевом назначении вытекающей из договора обязательного страхования обязанности страховщика по выплате страхового возмещения и деликтного обязательства обусловливают и различия в механизмах возмещения вреда в рамках соответствующих правоотношений; смешение различных обязательств и их элементов, одним их которых является порядок реализации потерпевшим своего права, приводит к подмене одного гражданско-правового института другим и может повлечь неблагоприятные последствия для стороны, в интересах которой он устанавливался, в данном случае — потерпевшего (выгодоприобретателя), и тем самым ущемление его конституционных прав и свобод.
Приведенные правовые позиции, из которых следует, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства, получили свое развитие в последующих решениях Конституционного Суда Российской Федерации.
В частности, как следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года № 855-О-О, от 22 декабря 2015 года № 2977-О, № 2978-О и № 2979-О, положения Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», определяющие размер расходов на запасные части с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, а также предписывающие осуществление независимой технической экспертизы и судебной экспертизы транспортного средства с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, не препятствуют возмещению вреда непосредственным его причинителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, если размер понесенного потерпевшим фактического ущерба превышает размер выплаченного ему страховщиком страхового возмещения.
С этим выводом согласуется и положение пункта 23 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которому с лица, причинившего вред, может быть взыскана сумма в размере части требования, оставшейся неудовлетворенной в соответствии с данным Федеральным законом.
Таким образом, требования потерпевшего законны, Вы можете только оспаривать из размер.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Какое время можно ездить на автомобиле без страховки по договору купли-продажи?
Приобретение нового автомобиля во многих семьях является знаменательным событием, в котором участвует чуть ли не вся семья.
При этом радость момента может усугубить не знание правил дорожного движения. ПДД устанавливают период времени, в течении которого разрешается использовать транспорт без оформленного договора страхования ОСАГО.
Сколько можно ездить по договору купли-продажи?
Согласно законам Российской Федерации, разрешается не продолжительная эксплуатация любого вида автомобиля без оформленного страхового полиса. При этом срок такого вождения автомобиля не может превышать десяти суток. Момент начала исчисления данного срока, начинается с даты подписания договора купли-продажи.
Предоставленный отрезок времени дается для подготовки владельцем своего авто к постановке на учет в ГИБДД. Это и сбор необходимых документов, и непосредственное приготовление автомобиля к осмотру экспертом.
Сколько можно ездить без страховки?
На этот вопрос каждый автолюбитель и тем более сотрудник ГИБДД ответит что нисколько. И, по сути, будут правы, ввиду того что каждый из них знакомился с Федеральным законом об обязательном страховании автогражданской ответственности.
Но законом также установлено, что отсутствие страховки возможно только при приобретении права на машину. При этом, законом не поясняется в какой способ приобретается данное право.
Следовательно, к моментам приобретения права относятся:
- Приобретение автомобиля по договору купли-продажи.
- Получения права владения транспортом в порядке наследования (с момента вступление в наследство).
- Получение транспорта на основании других прав (договора хозяйственного ведения, оперативного управления имуществом и других).
При этом, отсчет будет начинаться с ноль часов дня, следующего за днем, в течении которого было получено данное право.
Если договор оформлен на покупку бу авто
При покупке автомобиля на вторичном рынке может возникнуть вопрос, можно ли новому владельцу использовать полис страхования, который приобретался прежним? И тут закон суров и дает все те же 10 суток на покупку страхового полиса на свое имя.
Законодатель не просто так предоставил данное время, он его отвел для того, чтобы автолюбитель успел:
- Пройти технический осмотр транспортного средства и получить документальное подтверждение его проведения.
- Получить диагностическую карту.
- Оформить страховой полис по договору обязательного страхования.
- Поставить авто на учет в ГАИ.
Если приобретено новое авто
Поскольку приобретение нового автомобиля осуществляется на основании заключения договора купли-продажи, то срок установленный для покупки полиса составляет тоже 10 дней.
При этом, срок может исчисляться:
- От даты заключения договора.
- От даты указанной в акте приема-передачи авто.
В связи с чем так происходит? Так как между датой заключения договора на приобретение транспортного средства и фактической передачей транспортного средства владельцу может пройти определенный промежуток времени.
Ведь никто не может знать сколько займет по времени, например, установка дополнительного оборудования. Поэтому факт получения транспорта от продавца к покупателю подтверждается актом приема передачи. Ведь так, счастливый автовладелец ожидая установки доп оборудования может прождать и больше десяти дней.
Манипуляции с договором купли-продажи
Исходя из жесткости требований, предъявляемых законом, а также с постоянно растущей стоимостью услуг страховых компаний, автолюбители могут прибегать к манипуляции с договором купли-продажи.
Поскольку договор о покупке транспортного средства больше не является строгой сделкой — он не подлежит обязательному нотариальному заверению.
Для этого существуют такие способы:
- Регулярное переподписание договора (осуществляется каждые 10 дней и позволяет уйти от необходимости покупать страховой полис).
- Подписание договора без последующих переподписаний, при этом не указывать дату в договоре. (данный способ позволяет уйти от покупки полиса, ведь остановившись по взмаху палочки инспектора можно быстро вписать необходимую дату).
Но используя оба способа важно помнить:
- Не каждый собственник согласится повторять данную процедуру постоянно.
- Реализация обоих способов возможна в пределах действия страховки предыдущего владельца.
- До перерегистрации авто является собственностью продавца.
- Любой из способов не реализуем в случае если страховка имеет ограничения.
Чем грозит отсутствие страховки?
Отсутствие страховки в движущемся автомобиле — не обязательно может повлечь какие-либо санкции со стороны государства. Привлечение к ответственности возможно только в случае, когда произведена остановка инспектором ГИБДД и им установлен факт отсутствия действительного полиса.
Основания отсутствия страховки могут быть различными:
- Новый владелец забыл о дате заключения договора о покупке и превысил срок, в который должен приобрести полис.
- Забыл оформленный полис дома.
- Утеря страхового полиса.
- Повреждение полиса страхования и другие.
Штрафы при несоблюдении сроков
По мнению государства, штраф является действенной мерой наказания. При этом с помощью штрафов пополняется государственный бюджет. Также наложение штрафа не отменяет обязанности застраховать свою автогражданскую ответственность.
Согласно нормам КоАП возможно взыскание штрафов по таким нарушениям:
- Неисполнение водителем своей обязанности в страховании ответственности (штраф 800 руб.).
- Страховка куплена, но ее нет с собой (штраф 500 руб.).
Эксплуатация автомобиля возможна и без страхового полиса. При этом государством строго отведен срок, в который полис, все же, необходимо приобрести. В противном случае, выезжая на дороги общего пользования — лучше не попадаться инспекторам ГИБДД.
Ведь проверяя документы их обязательно заинтересует наличие полиса. И даже получив его в руки, они непременно проверят его на предмет видимых признаков подделки и конечно же срок действия.