Если виновник ДТП пассажир
Содержание:
- 1 Выплатят ли по ОСАГО, если виноват пассажир?
- 2 Автомобили на стоянке
- 3 Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен
- 4 Автомобиль у обочины
- 5 Автомобиль без водителя
- 6 Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации
- 7 ВС: попавший в ДТП пассажир может получить выплаты с двух водителей
- 8 Пассажир виноват в ДТП: какое наказание понесет
- 9 Что делать если пассажир – виновник ДТП
- 10 Кто виноват, если пассажир поцарапал машину дверью на стоянке
- 11 Кто оплачивает ущерб, если пассажир снес зеркало дверью на стоянке
- 12 Пассажир поцарапал дверью двигающееся по дороге авто – чья вина
- 13 Пассажир привел в движение авто без водителя
- 14 Как получить компенсацию с пассажира за нанесенный ущерб
- 15 Видео, что делать если в ДТП виноват пассажир
- 16 Что предпринимать, когда в ДТП вина за пассажиром
- 17 Что делать, если пассажир виновник ДТП
- 18 Выплатят ли ОСАГО, если виноват пассажир
- 19 Сложности определения вины
- 20 Заключение
- 21 Что делать при ДТП? Памятка водителя
- 22 Правила самостоятельного оформления документов при ДТП
- 23 Когда виновник скрылся с места аварии
- 24 Что делать, если у виновника ДТП нет страховки
Выплатят ли по ОСАГО, если виноват пассажир?
Страховая компания, с которой заключён договор ОСАГО , не обязана возмещать ущерб третьим лицам, если виновником ДТП стал пассажир автомобиля. Самым распространённым видом подобных случаев является повреждение движущегося транспортного средства (ТС) открытой дверью другого авто. Как правило, такая ситуация возникает при попытке пассажира выйти из только что припаркованного у обочины или остановившегося на светофоре автомобиля.
Автомобили на стоянке
Страховым случаем по ОСАГО не является и любой ущерб, возникший в момент, когда и автомобиль потерпевшего, и ТС виновника не находились в движении. Чаще всего такие курьёзы случаются на автостоянках. Порыв ветра плюс неосторожное открывание дверей авто приводят к повреждению лакокрасочного покрытия рядом стоящей машины. Автомобили не могут считаться средствами повышенной опасности, если находятся в состоянии покоя. Факт взаимодействия структурных частей не двигающихся автомобилей не является дорожно-транспортным происшествием (ДТП). Следовательно, и закон «Об ОСАГО» в такие моменты не работает. Любой ущерб, возникший во время стоянки ТС, компенсируется виновником. Пассажир ли это или водитель – не важно.
Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен
Действительно, средством повышенной опасности признается любой объект, в силу своей массы и скорости не поддающийся полному контролю со стороны владельца или водителя. Вредоносные свойства ТС как источника повышенной опасности отсутствуют во время остановки или стоянки, так как скорость автомобиля равна нулю. Дверь же авто сама по себе не является источником повышенной опасности, так как её масса и скорость весьма умерены и поддаются полному контролю со стороны среднестатистического человека.
Расследование случаев повреждения припаркованных автомобилей, как правило, ложится на участковых уполномоченных (УУ) территориальных отделов органов внутренних дел. Для вызова сотрудника полиции на место происшествия достаточно звонка по телефону «02». Данный метод обращения в органы правопорядка предпочтителен и тем, что все звонки в дежурную часть МВД фиксируются. Факт и время обращения легко подтвердить в суде, куда и придётся обратиться потерпевшему с гражданским иском к виновнику. Если тот, конечно, не согласится компенсировать ущерб в досудебном порядке. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, выданная УУ ОВД, в таком случае является основным доказательством в суде.
Автомобиль у обочины
Пострадавший автомобиль двигался по дороге общего пользования, поэтому на лицо квалифицирующая характеристика ДТП. Виновник аварии в нарушение п. 12.7. ПДД РФ открыл дверь припаркованного у обочины ТС, что привело к повреждению автомобиля потерпевшего. Как правило, подобные ДТП возникают при перевозке пассажиров автомобилями такси. Клиенты выскакивают на перекрёстках и в других неположенных местах. Установить личность виновника, если заказ был принят «с колёс», зачастую не удаётся.
В общем случае страховая компания, с которой у виновной стороны заключён договор ОСАГО, обязана компенсировать ущерб потерпевшему в таком ДТП. Водитель несёт ответственность за соблюдение норм ПДД на «вверенной ему территории». Однако если водителю удастся доказать, что виновником ДТП является пассажир, который самовольно разблокировал и открыл дверь, то страховщик вправе отказать в выплате. Такова позиция Верховного Суда РФ.
В случае наступления такого ДТП необходимо оперативно установить личность пассажира виновного в аварии. Порой для этого требуется задержать его до приезда сотрудников ГАИ. Если этого не сделать, ущерб останется непокрытым. Постановление отдела ГИБДД о привлечении к административной ответственности виновного в ДТП пассажира является основанием для обращения потерпевшего в судебную инстанцию.
Автомобиль без водителя
ДТП, вызванное или спровоцированное самостоятельно пришедшим в движение автомобилем, не является страховым событием по ОСАГО. В данной ситуации налицо факт нарушения правил эксплуатации ТС, а именно правил остановки и стоянки. В таких случаях владелец авто несёт полную ответственность за любой ущерб причинённый его собственностью. И не важно водитель или пассажир автомобиля стали причиной ДТП. Факт не постановки ТС на стояночный тормоз водителем или умышленное снятие с «ручника» пассажиром доказать после ДТП практически невозможно.
Отметим, что в настоящее время ведутся дискуссии о расширении ответственности страховщиков ОСАГО. Правозащитники ратуют за официальное включение всех рассмотренных выше случаев ДТП в перечень страховых рисков по «автогражданке». Есть и судебные прецеденты в поддержку такого предложения. Так, Высший Арбитражный Суд РФ в 2012 году взыскал ущерб по ДТП со страховой компании, хотя органами ГИБДД виновником происшествия был признан пассажир. Тогда открытой пассажирской дверцей автомобиля «Волга» был повреждён автобус.
Пополнение перечня оснований для выплаты позволит защитить интересы и пострадавших и виновников таких курьёзных ДТП. Однако расширение ответственности страховщиков приведёт к росту убыточности и к увеличению стоимости ОСАГО . Поэтому, возможно, более внимательное поведение водителей и пассажиров на дороге и в авто избавит всех как от наступления неприятных событий, так и от лишних трат.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
ВС: попавший в ДТП пассажир может получить выплаты с двух водителей
Суть дела
До Верховного суда РФ дошла жалоба жительницы Нижегородской области, просившей обязать ОАО «Росгосстрах» выплатить ей страховку.
Согласно материалам дела, в декабре 2016 года истица в качестве пассажира попала в аварию на 450 км автодороги Дзержинск — Нижний Новгород. Виновником столкновения с машиной Лада, в которой находилась истица, оказался водитель МАЗ, выехавший на полосу встречного движения. В результате аварии заявительница получила опасные для жизни тяжкие телесные повреждения.
На момент ДТП ответственность обоих водителей была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Однако компания выплатила пострадавшей компенсацию в 187 тысяч 750 рублей только за виновника ДТП — водителя МАЗа. А в компенсации по договору страхования ответственности второго водителя, в машине которого ехала истица, Росгосстрах отказал, не признав этот случай страховым.
Такой отказ заявительница посчитала незаконным и обратилась за защитой своих интересов в Дзержинский суд Нижегородской области, но районный суд, а позднее и апелляционная инстанция областного суда в удовлетворении исковых требований пассажирке отказали.
Суды исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ с таким выводом не согласилась.
Позиция ВС
Верховный суд отмечает, что страховая ответственность в подобных случаях наступает у обоих водителей, невзирая на то, что один из них в ДТП не виноват.
Он ссылается на статью 1079 Гражданского кодекса, согласно которой юридические лица и граждане, использующие источник повышенной опасности для окружающих, обязаны возместить причинённый ими вред. К таким источникам закон относит и транспортные средства.
При этом владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причинённый в результате их взаимодействия, например, в ходе столкновения транспортных средств (пункт 3 статьи 1079).
«Таким образом, в последнем случае ответственность наступает для каждого из владельцев источников повышенной опасности», — отмечает ВС РФ.
Он также приводит нормы статьи 1 закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела», которыми зафиксировано, что страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату.
Читайте также Обучение оценщик авто после ДТП
«Таким образом, поскольку страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу пункта 3 статьи 1079 Гражданского кодекса наступает ответственность для каждого из владельцев транспортных средств, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО», — говорится в постановлении.
Высшая инстанция напоминает, что аналогичная позиция изложена в утверждённом 10 октября 2012 года президиумом ВС РФ обзоре судебной практики за второй квартал. В частности, в ответе на первый вопрос дано разъяснение о том, что «при причинении вреда третьему лицу взаимодействием источников повышенной опасности взыскание страховых выплат в максимальном размере, установленном законом об ОСАГО, производится одновременно с двух страховщиков, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств, в том числе и в случае, если вина одного из владельцев в причинении вреда отсутствует».
В пункте 47 постановления пленума ВС РФ 26 декабря 2017 года № 58 также разъяснено, что страховое возмещение вреда из-за ДТП производится каждым страховщиком, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств. Единственная оговорка касается суммы компенсаций: она не должна превышать 500 тысяч рублей по каждому договору (подпункт «а» статьи 7 Закона об ОСАГО).
Если же у пострадавшего в ДТП третьего лица возникли дополнительные расходы в виде конкретных материальных убытков, то они возмещаются солидарно.
«То обстоятельство, что ответственность владельцев транспортных средств застрахована в одной страховой компании, правого значения для определения размера страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО не имеет», — поясняет ВС РФ.
Он указывает, что все эти нормы и разъяснения нижегородские суды не учли. Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ находит, что судебные инстанции допустили существенные нарушения норм материального права.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, ВС РФ решил отменить апелляционное определение по делу и направить материалы на новое рассмотрение в областной суд.
Добровольные компенсации
Эксперты надеются, что решение Верховного суда РФ повлияет на страховые компании и они не будут доводить решение вопросов о компенсации пассажирам до суда.
«Радует, что спор, дошедший до высшей судебной инстанции, произошел именно со страховой компанией «Росгосстрах». Эта компания одна из самых крупных на страховом рынке. Однако эта же компания лидирует по числу безосновательных отказов в страховом возмещении.
Возможно, данное решение Верховного суда отнимет желание у страховых компаний доводить подобные споры до суда, а нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел будут значительно чаще принимать во внимание правовую позицию своих старших коллег», — отмечает член Ассоциации юристов России, председатель общества защиты прав автомобилистов «Оса» Алексей Румянцев.
Он указал, что этим решением Верховный суд закрепил свою правовую позицию по аналогичным спорам, изложенную им ранее в постановлениях пленума и в обзоре судебной практики.
Поскольку в данном случае вред здоровью был причинен третьему лицу при взаимодействии источников повышенной опасности (транспортными средствами), то в соответствии с пунктом 3 статьи 1079 ГК РФ владельцы транспортных средств обязаны нести солидарную ответственность перед потерпевшей независимо от их вины, напоминает эксперт.
Причинение вреда третьему лицу в результате взаимодействия источников повышенной опасности для каждого владельца этих источников влечёт наступление страхового случая в рамках договора обязательного страхования, а размер причинённого каждым из них вреда находится в пределах страховой суммы, добавил Румянцев.
«Взыскание денежных средств одновременно с двух страховщиков в случае, если вина одного из владельцев источника повышенной опасности отсутствует, законно и обосновано.
Солидарный должник, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины каждого из должников», — отметил член АЮР.
Пассажир виноват в ДТП: какое наказание понесет
Все чаще фиксируются случаи, когда в страховую компанию поступают заявления на выплаты в связи с тем, что пассажиры повредили чей-то автомобиль. По этому поводу ведутся разнообразные споры, и вот уже в который раз такие дела приходится разрешать через судебную инстанцию. В связи с этим требуется четко выяснить и определить: как быть, если ваш пассажир – виновник ДТП? На что можно рассчитывать и как правильно действовать?
Что делать если пассажир – виновник ДТП
Конечно, в большинстве случаев пассажир не может быть признан виновным. Следовательно, если нет вины – ждать, или требовать материальную компенсацию – бессмысленно. Тем не менее, есть некоторые ситуации, в которых страховая компания не имеет права выплачивать средства. Значит, они должны быть возмещены виновным пассажиром. Когда это актуально?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понимать, по какому принципу рассматриваются такие ситуации в судах. За основу берется то, что именно причиняет вред. Страховым случаем считаются те ситуации, когда ущерб наносится непосредственно сам автомобиль. Однако, чтобы он принес существенный вред, он должен быть в движении.
Сбил пьяного человека вне пешеходного перехода.
Как составить исковое заявление на возмещение страховых выплат читайте тут.
Конечно, даже если хотя бы одно из транспортных средств находилось в момент происшествия в движении, то такой случай классифицируется как ДТП. Однако стоящее транспортное средство не может причинить сильного вреда другим автомобилям. Исходя из этого, можно сделать вывод, что страховая компания откажется выплачивать компенсацию в некоторых ситуациях. Итак, другой автомобиль был поврежден открытой дверью:
- на стоянке;
- на парковке;
- около обочины;
- на пешеходном переходе;
- во время движения.
В каких из этих ситуаций в ДТП виноват пассажир? Не всегда можно ответить однозначно. Стоит отметить, что в таких ситуациях еще нет определенной одинаковой законодательной базы, опираясь на которую суд принимает решение. В каждом отдельном случае суд может принять разное решение в зависимости от обстоятельств.
Следует подробнее рассмотреть некоторые из этих ситуаций и разобраться, когда можно требовать выплаты от своих страховщиков, а когда необходимо задержать пассажира до приезда сотрудников дорожной службы.
Кто виноват, если пассажир поцарапал машину дверью на стоянке
В этом случае придется учитывать различные факторы. Во-первых, необходимо понимать, что не всегда удастся точно установить личность пассажира, ведь многие откажутся предъявлять свои документы или постараются быстро скрыться.
Необходимо рассмотреть несколько разных ситуаций.
- Дверью была ударена движущаяся машина.
Если инцидент произошел при таких обстоятельствах, то, скорее всего, суд признает виновным пассажира и вынесет сумму, которую тот должен будет возместить. Это объясняется тем, что пассажир обязан был осторожно выходить и следить за движением вокруг. - Автомобиль зацепил автомобиль, дверь которого уже была открыта какое-то время.
Если неприятность произошла при таких обстоятельствах, то в таком случае виновен водитель автомобиля, который находился в движении. Чем это мотивировать? Он обязан был соблюдать безопасную дистанцию. Из-за того, что этот пункт не был соблюден, и произошло ДТП. Значит, виновным водитель, а не пассажир.
Кто оплачивает ущерб, если пассажир снес зеркало дверью на стоянке
Если оба автомобиля не двигались на момент происшествия, такой случай не считается ДТП. Следовательно, даже если пассажир виноват в ДТП, то такими делами не будут заниматься ни дорожные инспектора, ни страховые компании.
Если в вашем случае произошла такая неприятность, необходимо обратиться в полицию. Куда звонить при таком происшествии? Так как это не ДТП, таким делами занимаются участковые инспектора. Набрав «02», вы сможете вызвать представителя правоохранительных органов на место происшествия.
Читайте также Оценщик авто после ДТП вакансии
Очевидно, что в такой ситуации всю ответственность должен взять на себя пассажир. Если он не захочет по-доброму выплатить все издержки, водитель вправе подать иск в суд.
Пассажир поцарапал дверью двигающееся по дороге авто – чья вина
В таком случае вина может быть вменена и водителю стоящего авто, и его пассажиру. Почему это так?
- Вина водителя.
Роль водителя заключается в обеспечении безопасности всех других участников, в том числе и пассажиров. Значит, автомобиль располагался не настолько правильно, если открытая дверь смогла причинить вред. Предположим, что пассажир вышел бы на 30 секунд раньше. Что бы произошло тогда? Мог бы пострадать человек. Значит, вина водителя присутствует. - Вина пассажира.
Человек, который сидит в автомобиле, также должен быть предельно внимательным и бережным к чужому имуществу. Сюда можно отнести и автомобили, проезжающие мимо. Перед тем, как открыть дверь, необходимо внимательно смотреть по сторонам. - Вина водителя, двигающегося авто.
Этот водитель также может быть привлечен к ответственности. Суть в том, что он обязан придерживаться безопасной дистанции при движении.
При таких обстоятельствах нельзя выделить одно правило, которое будет актуально во всех ситуациях. В каждом отдельном случае будут свои нюансы, на основании которых суд вынесет решение. Если со стороны обоих водителей нарушений н было и это будет доказано, то компенсацию должен заплатить пассажир – виновник ДТП. Наказание и его степень также назначается судом.
Пассажир привел в движение авто без водителя
Практически во всех случаях, которые связаны с происшествиями без присутствия водителя, ответственность возлагается на него. С чем это связано?
Чтобы пассажирам не приходилось самостоятельно заботиться о своей безопасности, водитель должен строго следовать всем правилам стоянки и остановки. Очевидно, что возможности доказать невиновность водителя и местонахождение автомобиля до того, как пассажир привел его в движение, нет. В связи с этим фактором, суд обычно принимает решение не в пользу водителя.
Кто виноват в ДТП при повороте налево узнайте из статьи.
Как получить компенсацию с пассажира за нанесенный ущерб
Обычно с такими проблемами сталкиваются таксисты. Вот некоторые рекомендации, которые помогут этой категории водителей защищать свои права.
- Не подбирайте людей, которые не вызывали вас через службу такси.
- Если произошло такое ДТП – постарайтесь задержать виновника до приезда сотрудников полиции.
- Постарайтесь записать личные данные пассажира.
Следуя этим простым советам, вы убережете себя от ненужных разбирательств и неоправданных трат.
Видео, что делать если в ДТП виноват пассажир
Видео, приведенное на нашем сайте, поможет вам увидеть, что можно предпринять, если по вине пассажира был причинен какой-либо вред автомобилю. Также можно узнать, какие из этих происшествий могут быть покрыты за счет страховки, а какие нет.
Грамотное поведение изначально поможет не допустить промахов и избежать ненужной ответственности перед другими водителями.
Что предпринимать, когда в ДТП вина за пассажиром
На дорогах могут случаться разные ситуации, в которых виновником не всегда оказывается человек, находящийся за рулем. В последнее время участились случаи, когда ДТП произошло из-за каких-то неправильных действий пассажиров. Происшествие может быть связано как с общественным видом транспорта, так и с легковыми авто.
Что делать, если пассажир виновник ДТП
Большинство подобных ситуаций решается в судебном порядке. Но не во всех случаях пострадавшие отправляются в суд, так как предполагают, что при небольшом ущербе временные, финансовые и иные затраты могут не оправдаться.
Когда имеются явные причины в случившемся ДТП на дороге по вине какого-то пассажира, то автовладелец может сэкономить свои средства на ремонте авто. Деньги можно будет взыскать с виновного гражданина, особенно, когда страховая компания не желает осуществлять возмещение.
Понять ответственность при ДТП всех сторон помогает знание принципа, каким образом рассматриваются подобные дела в судах. Основой разбирательств является причина нанесения автомобилю ущерба.
Важно! Страховой случай – ситуация, во время которой ущерб причинялся каким-либо транспортным средством, а на машине имеются подтверждающие повреждения от движения.
Когда водителю необходимо доказать, что в конкретном ДТП оказался виноват не он, а пассажир, то необходимо срочно установить личность гражданина. В некоторых ситуациях такую персону приходится задерживать до приезда правоохранителей. В противном случае ущерб не удастся покрыть за счет виновного пассажира.
Выплатят ли ОСАГО, если виноват пассажир
Машины, которые не двигаются, вряд ли могут причинить механический ущерб без сторонней помощи окружающим. В таком случае большинство страховых компаний законно может отказаться возмещать какие-либо повреждения. Данная ситуация признается ими в качестве нестрахового случая.
Стать жертвой постороннего повреждения авто может в разных местах:
- стоя на обочине;
- во время стоянки на платной парковке;
- на бесплатной стоянке;
- около пешеходного перехода;
- при выполнении маневра.
Популярными ситуациями являются случаи, когда пассажир самовольно открыл переднюю или заднюю дверь автомобиля, и далее произошло какое-то ДТП. Действия могут быть произведены по неосторожности или по невнимательности.
В судебной практике ситуация не определена действующим законодательством. Подобные пробелы права вызывают определенные сложности разбора в судебных инстанциях. Судьям приходится выносить вердикты, опираясь на конкретные обстоятельства дела. Это относится и к авариям, когда дверь открыл пассажир.
По факту события могут происходить, когда пассажир распахнул дверь движущейся машины. Подобные события трактуются против такого гражданина. Закон обязывает перед совершением определенных действий убедиться в том, что последствия не мешают окружающим участникам движения.
Также ДТП может произойти, когда машина была открыта какое-то время, а проезжающий рядом транспорт задел ее и повредил. При таком положении дел виновником должен обязательно оказаться водитель движущейся машины. Согласно действующему законодательству он обязан контролировать безопасную дистанцию, обеспечивающую свободный проезд. Пассажир окажется невиновен, а рассчитывать на ОСАГО вряд ли приходится.
Сложности определения вины
Главным вопросом событий является определение виновной стороны, кто же в итоге должен покрывать расходы на восстановление. Назначен может быть как водитель, так и пассажир. Одной из ситуаций является практика, когда случилось ДТП с машиной, а водителя в салоне не было, только пассажиры.
В таких условиях люди в салоне будут не виноваты, даже когда кто-то случайно затронет ручник или снимет машину со скорости. Пассажир будет оправдан, а водитель окажется наказан, так как по закону должен соблюдать безопасность всех лиц, находящихся в салоне. Доказать невиновность водителя на практике бывает весьма проблематично, поэтому в таких случаях нужно соблюдать максимум осторожности.
Когда на стоянке при открытии двери пассажир сносит или повреждает зеркало стоящего авто, то вызывать ГИБДД не нужно. Этот факт подпадает под компетенцию полиции. Нужно вызывать сотрудника для составления протокола.
Заключение
В любой ситуации важно четко выявить вину каждой стороны. Похожие случаи с разными внешними факторами могут трактоваться в суде по-разному. При явном совершении ДТП по вине пассажира, его необходимо задержать до приезда ГИБДД.
Что делать при ДТП? Памятка водителя
По приблизительным подсчетам в России ежемесячно фиксируются более 10 000 ДТП, это означает, что за сутки происходит более 350 аварий с различными последствиями.
Читайте также Как узнать когда суд по ДТП
Наряду с мелкими ДТП, когда машины получают незначительные повреждения, на дорогах случаются аварии с человеческими жертвами и полным уничтожением автомобилей.
В экстренной ситуации водитель должен четко понимать, что делать при аварии в первые минуты после случившегося ДТП. Как правильно оформить документы и как вести себя при общении с другими участниками аварии. Но обо всем по порядку.
Независимо от места и времени действия при ДТП нужно соблюдать следующие правила:
- Прекратить движение транспортного средства, заглушить двигатель вытащить ключи из замка зажигания;
- Поставить машину на ручной тормоз;
- Нажать кнопку аварийного сигнала;
- Осмотреть себя и узнать о состоянии остальных участников ДТП;
- Установить «аварийный треугольник» на расстоянии 15 метров от машины, если авария произошла в городе, и за 30 метров, если ДТП случилось вне населенного пункта.
Если в ДТП нет пострадавших, то всем участникам рекомендуется:
- Оставить автомобиль на месте аварии и не менять его положение до окончания разбирательства;
- Сделать фотографии, снять на видео машины участников ДТП с разного ракурса;
- Совместно с другими участниками определить виновника аварии;
- Самостоятельно заполнить Европротокол, если возражений ни у одной из сторон не возникло. Или вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола и оформления ДТП.
Если в ДТП есть пострадавшие
- Без промедления сообщите о количестве пострадавших в Службу спасения МЧС;
- Если можете — окажите помощь раненым, но перед этим надо убедиться, что вы не навредите потерпевшему;
- По возможности организуйте отправку пострадавших в стационар на попутном транспорте.
Правила самостоятельного оформления документов при ДТП
В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.
Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:
- участников ДТП двое;
- пострадавших среди водителей, пассажиров и других граждан нет;
- у обоих участников есть полисы ОСАГО;
- стороны единогласно определили виновника и согласились, что стоимость причиненного ущерба не превышает 100 тыс. рублей.
Вносить информацию в «Извещение о ДТП» необходимо разборчивым, одинаковым почерком, предпочтительно шариковой ручкой с синими чернилами. Исправления, дополнительные отметки и зачеркивания недопустимы. Все графы должны быть заполнены, если написать в какой-либо графе нечего, поставьте прочерк или напишите слово «нет», если речь идет о пострадавших в ДТП. Европротокол с датой и временем аварии должен быть оформлен в двух идентичных экземплярах для каждого участника и подписан обеими сторонами.
Чтобы страховая компания приняла документ в качестве основания для оплаты ремонта, необходимо, чтобы «Извещение о ДТП» содержало следующие сведения:
- Точный адрес места происшествия с указанием названий шоссе, улицы, номеров близлежащих домов и любых построек, позволяющих определить положение на карте;
- Количество участников аварии с повреждениями (один или два);
- Список свидетелей (если есть) их адреса и номера телефонов;
- Подробности аварии и рисунок-схему расположения автомобилей в момент происшествия;
- Фотографии и видеозапись, в том числе и с видеорегистратора, указывающие на виновность одной из сторон;
- Информацию об автомобилях и личные данные владельцев.
После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.
Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.
Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.
Когда виновник скрылся с места аварии
По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?
- Выполнить все правила поведения при ДТП;
- Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
- Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
- Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
- Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.
Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.
Что делать, если у виновника ДТП нет страховки
К сожалению, более трети всех водителей личного автомобильного транспорта не оформляют полис ОСАГО регулярно. Штраф за езду без страховки намного меньше, чем стоимость полиса, поэтому многие автомобилисты не считают нужным страховать собственную автогражданскую ответственность. Тем самым, граждане попросту не задумываются, что в любой момент могут стать виновниками ДТП.
Если вы все же попали в ДТП, где у виновной стороны отсутствует полис ОСАГО, возместить причиненный ущерб можно тремя путями:
Первый вариант
Участник ДТП признает свою вину и согласен компенсировать ущерб собственными средствами. В подтверждение этого виновник пишет расписку в которой изложены все детали ДТП. В ней должны быть указаны:
- наименование документа;
- дата и место составления;
- паспортные данные обоих участников ДТП;
- список повреждений автомобиля пострадавшего;
- данные об автомобилях (госномер, марка и модель, вин-номер, номер ПТС);
- сумма ущерба и срок за который признавший вину виновник обещает ее выплатить;
- подписи обеих сторон.
Второй вариант
Виновная сторона не признает свою ответственность. Потерпевшему необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для грамотного оформления ДТП. В протоколе должны быть паспортные данные виновника и пометка об отсутствии у виновника ДТП страховки. Далее нужно обратиться к оценщику для проведения независимой экспертизы. На основании отчета эксперта составляется досудебная претензия и отправляется по адресу виновника аварии с целью взыскания суммы ущерба
В случае, если виновник отказался платить после полученной досудебной претензии, потерпевшая сторона имеет право подать в суд с исковым заявлением.
Для суда надо подготовить:
- справку о ДТП,
- заключение эксперта, осмотревшего автомобиль,
- все чеки, подтверждающие оплату сопутствующих делу издержек (самая главная трата на эксперта),
- постановление об административном правонарушении,
- экземпляр уведомительного письма в котором виновника аварии приглашали на независимую экспертизу (письмо должно быть с маркой),
- все документы на автомобиль.
Призвать виновника к ответственности можно в течение 3-х лет после случившегося. Само рассмотрение дела занимает около 3-х месяцев, но все индивидуально. В любом случае придется запастись терпением, тем более если ответчик не будет появляться в суде.
Будьте внимательны на дороге, берегите свою жизнь и здоровье!