Как быть, если произошло ДТП с причинением вреда 3 летнему ребенку?
Содержание:
Я сбил пешехода: кто виноват и что делать?
18.05.2019 | 32242 просмотра
Любое ДТП несет в себе мало приятного. Но одно дело царапины на кузове или оторванный бампер. Совсем другое — когда в «замес» попадает пешеход. Сбить человека — страшный сон для любого водителя.
Есть немаленькие шансы сесть в тюрьму, даже если ехал себе спокойно и ничего не нарушал, а пешеход внезапно вынырнул из темноты прямо под колеса. Но многое зависит от того, как поведешь себя после аварии.
Давайте разбираться.
Алгоритм действий
По Правилам дорожного движения при любом ДТП надо первым делом остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки (не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов), проверить состояние здоровья других участников движения и при необходимости оказать первую помощь.
В сети полно роликов, в которых после ДТП водитель выходит и как ни в чем не бывало начинает осматривать повреждения на своем авто. Пешеход в этот момент лежит на асфальте, корчась от боли.
Такие видео всегда вызывают праведный гнев пользователей и требование линчевать водилу. Оправданий такому поведению быть не может.
Поэтому запомните святое правило: при любом происшествии первым делом подойдите и окажите помощь пострадавшему, а уж потом разбирайтесь со своей машиной. Это правильно и с точки зрения закона, и просто по-человечески.
Поможет аптечка и знание элементарных правил оказания первой помощи. Этому учат в автошколе, но со временем многое забывается. Полезно ознакомиться с практическим пособием от МЧС России.
Тут главное не наломать дров. Если есть подозрения на перелом или другие серьезные травмы, не стоит тянуть бедолагу на обочину или сажать в свою машину. Вызовите скорую. Самостоятельно транспортировать человека в медицинское учреждение следует только в самом крайнем случае (безлюдное место, отсутствие связи) или если серьезных травм по всей видимости нет.
С пешеходом разобрались. Теперь надо вызвать полицию (тел. 02 или 112) и сообщить о случившемся. А дальше следовать указаниям дежурного. При серьезных помехах движению можно зафиксировать схему ДТП и убрать машину с проезжей части (конечно же, это не распространяется на случаи причинения тяжкого вреда пешеходу и уж тем более летальный исход).
Не поленитесь сделать фото и видео с места ДТП, зафиксировать положение машины, длину тормозного пути, состояние дороги, наличие помех, если они есть. Это поможет защитить свои права, если дело дойдет до суда. Когда будут составлять протокол, внимательно ознакомьтесь с содержанием данного документа, если есть возражения — пусть их зафиксируют.
Обменяйтесь контактами с очевидцами происшествия. Не забудьте про страхового комиссара или знакомого юриста, если таковые имеются. В таких случаях обращаться за поддержкой лучше к квалифицированным людям, а не только звонить друзьям и родственникам.
Степень вины
Начнем с наихудшего сценария — вы сбили человека на «зебре». В этом случае 99% водителей несут ответственность. Наказания прописаны в статье 12.24 КоАП РФ. Причинение легкого вреда здоровью потерпевшего — штраф в 2500–5000 руб. или лишение прав на срок 1–1,5 года. При средней тяжести — штраф в 10 000–20 000 руб.
или лишение прав на 1,5–2 года. Легкий вред — это кратковременное расстройство здоровья (менее 21 дня) и утрата трудоспособности не более 10%, а средняя тяжесть — это длительные последствия (более 21 дня) и утрата трудоспособности менее чем на одну треть.
Более серьезные последствия относятся к тяжкому вреду, а это уже уголовная статья (ст. 264 УК РФ, ч. 1 и 2), предусматривающая широкий спектр наказаний вплоть до четырех лет лишения свободы (если водитель был нетрезв).
В случае смертельного исхода водителю грозит до пяти лет тюрьмы, а если деяние совершено по пьяной лавочке, то сесть можно и на семь лет (ст. 264, части 3 и 4 УК РФ).
Если травм нет, но есть имущественный ущерб (например, порванная куртка или разбитый телефон), или в случае когда травмы совсем малозначительные (легкие ушибы, ссадины), то можно оперативно уладить вопрос с потерпевшим, расплатившись на месте.
«Год назад ехал на Логане и на “пешеходнике” зацепил парня. Вечер, пробка, рядом остановка, куча народу. Сначала здорово испугался, потому что он упал прямо перед машиной и потом с трудом встал, жалуясь на ногу. Отвез в больницу. Вышли из машины, а он говорит, что уже ничего не болит. После этого довез до дома, закинул на карту 5000 рублей за испачканный пуховик и моральный ущерб.
Пожали друг другу руки и разошлись мирно», — делится своим опытом Борис. С одной стороны, водитель быстро уладил инцидент и загладил свою вину перед человеком, не доводя дело до протокола и официального штрафа. С другой — не позаботился о банальной расписке о том, что пострадавший не имеет претензий.
Борису повезло, попался порядочный пешеход, а вот наш следующий герой оказался в менее приятной ситуации.
«Ехал после работы по своему микрорайону, сворачивал во двор. Несколько пацанов бегали, играли, один из них угодил прямо под колеса.
Спасибо шипам, моментально остановился, выскочил, вытащил пацана чуть ли не из-под бампера. Ребенок целый и невредимый, но в шоке. Вокруг уже толпа.
Через 10 минут пришел отец, все ему объяснил, он вошел в положение и не стали никого вызывать. В качестве компенсации дал ему тысячу и уехал.
Через два дня подошел тот самый отец, говорит, мол, жена хочет писать на меня заявление. Оказалось, что мать ребенка узнала про инцидент, устроила разбор полетов и вставила мужу за то, что оставил меня безнаказанным.
У мальчика сразу же нашлись таинственные синяки — якобы от удара автомобиля. Я сразу подтянул хорошего адвоката, нашел свидетелей. Отец выступал в роли дипломата, долго извинялся за неадекватную жену и в одном из диалогов промелькнула заветная цифра.
Отдал я им десять тысяч, только на этот раз все официально, со всеми расписками. Вот такой урок на будущее».
В расписке должно быть четко прописано, что пострадавший не имеет к водителю никаких претензий, ущерб ему компенсирован, от вызова экстренных служб он отказывается. Личные данные, дата, подпись.
Наглость — второе счастье
Случаи вымогательства — не редкость в подобных ситуациях. Известны пешеходные автоподставы, когда пешеход буквально бросается под колеса машины и требует компенсацию на месте. Против таких деятелей помогает бороться видеорегистратор или показания свидетелей. Если вы сможете доказать, что пешеход кинулся умышленно, то с вас снимут обвинения.
Бывают случаи, когда жертва явно преувеличивает степень полученных травм. Или сперва не предъявляет никаких претензий, а потом внезапно инициирует судебные баталии. Как в следующем примере.
«Год назад на переходе сбил женщину. Протокол, полиция, скорая — все как надо. Диагноз врачей — ушиб мягких тканей. Из больницы отпустили тут же.
Однако муж и мать заставили ее повторно обратиться в медучреждение и провести там пять дней “на обследовании” в поисках переломов. Снова вердикт врачей, что все в порядке. Через месяц еще одна попытка, найденный якобы ушиб и даже мини-операция.
Дама предлагала разойтись за 220 000 рублей, я, конечно же, отказался. Суд лишил меня прав на полтора года. Основной мотив — утрата трудоспособности и отсутствие на рабочем месте в течение трех недель, пока шли эти самые “обследования”.
При этом официально она вообще не работала! Недавно семейство подало иск о компенсации вреда на сумму около ста тысяч. История длится уже год и конца-края пока не видно», — признается Дмитрий.
Если с вас требуют явно завышенную компенсацию и провоцируют на конфликт, единственное, что поможет — железные нервы. А еще хороший юрист.
Если нарушает пешеход
В случае, если пешеход попал под колеса, переходя проезжую часть в неположенном месте, водитель также несет ответственность, но шансы на оправдание повышаются. Смягчающими факторами могут стать затрудненный обзор, воздействие со стороны другого участника движения, неожиданный маневр самого пешехода. Последний пункт чаще всего и является причиной подобных ДТП.
Российские пешеходы иногда проявляют чудеса беспечности, особенно под воздействием крепких напитков. Молодежь любит пройтись через дорогу с наушниками, а прекрасный пол не оторвется от любимого Инстаграма, даже если надо перейти автомагистраль. Отдельная категория — пьяные «кегли», которым море по колено.
Суд примет во внимание факт алкогольного опьянения пешехода и сделает соответствующие выводы не в его пользу.
Существует заблуждение, что при подобных инцидентах за пределами дорог общего пользования действуют какие-то другие правила. Нет. Людей сбивают и на парковке супермаркета, и на проселочной дороге в глухой деревне. В любом случае первым делом спрос будет с водителя, вне зависимости от того, где случилось ДТП.
Казалось бы, анекдоты про аварию «шестисотого» Мерседеса и «Запорожца» ушли в прошлое, но в нашем государстве закон един не для всех, а на местах случаются перегибы.
Поэтому рассмотренные в статье меры наказания могут запросто корректироваться в ту или иную сторону, в зависимости от степени коррумпированности судьи, а также статуса и должности участников ДТП.
Даже резонансные ДТП, разлетающиеся по соцсетям и привлекающие СМИ, не являются залогом справедливого судебного вердикта.
Никто не застрахован от неприятного инцидента с пешеходом. Главное, не поддаваться панике и ни в коем случае не покидать место аварии. Соблюдайте ПДД, будьте максимально внимательны за рулем, пользуйтесь видеорегистратором.
Если столкновение неизбежно, не жалейте железо, человеческая жизнь и здоровье дороже (собственная свобода — тоже).
Лучше увести автомобиль в бордюр или ограждение, чем потом месяцами бегать по судам, оплачивать лечение пострадавшего или, не дай бог, нести уголовную ответственность.
Источник: https://www.drom.ru/info/misc/66744.html
Скрыться с места ДТП: несколько типичных историй с печальным концом – МК
«Номер мобильного телефона определился, за эту ниточку потянули»
У меня нет ни гаража, ни тем более личного шофера, вот и приходится бросать авто где придется. Поэтому сюрпризы где-нибудь на бампере оттого, что кто-то неловко к нему притерся, увы, не редкость. Относиться к этому философски, как, к примеру, во Франции, где принято парковаться впритык, не всегда удается, потому что ремонт — это дорого. Но предъявлять счет обычно некому: не пойман — не вор.
Ясным апрельским вечером, гуляя с собакой, я вдруг услышала визг тормозов, вой клаксона и звук удара в узком проезде с тыльной стороны дома, где жители, и в том числе ваша покорная слуга, паркуют своих «коней».
Первая мысль — двое не разъехались, и произошло глупейшее лобовое столкновение из-за того, что никто не хотел уступать. Но, к моему изумлению, водители, громко обменявшись «любезностями», благополучно разъехались. Нехорошее предчувствие заставило меня подойти поближе.
Незнакомый мужчина сидел на корточках рядом с моей машиной.
— Извините, что вы тут делаете? — спросила я, думая, что это он меня зацепил и как честный человек не «свинтился», а решил рассмотреть повреждения и вызвать полицию.
— Записываю номер автомобиля, который вас стукнул, — ответил он, старательно выводя пальцем на пыльной двери буквы и цифры, вплоть до региона.
— Может, вы и марку запомнили?
— Запомнил: «Шкода Октавия».
— Боюсь спросить: а на цвет тоже обратили внимание?
— Белый. И еще. За рулем была женщина, наглая такая, даже не остановилась! — наблюдательный свидетель пылал праведным гневом.
Повреждения, на мой взгляд, выглядели скромно — потертости и царапины, но на этот раз я решила довести дело до конца: зря, что ли, свидетель старался!
Экипаж ДПС прибыл довольно быстро. Составили протокол. Предупредили, что если водителя установят — он наверняка будет все отрицать, и вообще надо готовиться к мучительному хождению по инстанциям: в подразделение ГИБДД, в суд, в страховую компанию, на сервис…
По наивности я думала, что виновницу аварии найдут молниеносно. Есть госномер, цвет и марка — что еще надо? К тому же информация была передана в «02», что называется, по горячим следам, и лихачка вряд ли успела покинуть пределы района.
Увы, механизм розыска раскручивается неспешно, особенно когда речь идет о мелком ДТП. Но Ирине П. в тот день отчаянно не везло! Ровно через четверть часа она устроила новое ДТП — на этот раз уже серьезную аварию. Надо ли говорить, что в группе разбора ее ждал неприятный сюрприз, потому что злополучная «Шкода» уже числилась в базе розыска.
«Подумаешь, притерли кого-то»
В таких случаях, что бы ни говорили автоюристы, приемлемой альтернативы лишению прав — в виде, допустим, крупного штрафа — нет, и нарушителю даже в случае мелкого ДТП (та же царапина на бампере) грозит почти то же, что и пьяному за рулем. Короче, сбежал с места аварии — стань пешеходом на год или полтора!
Впрочем, иногда судьи назначают административный арест до 15 суток, и некоторые водители радостно отправляются в спецприемник мести улицы или в настольные игры играть — главное, можно будет сразу сесть за руль.
По статистике, место ДТП оставляет каждый десятый водитель. Реальные цифры, конечно, выше, потому что далеко не все потерпевшие обращаются в полицию, считая, что это бесполезно.
— Каждый день водители скрываются с места аварии. Только за пять месяцев этого года в нашем административном округе произошло 248 случаев ДТП с пострадавшими, 33 человека оставили место аварии, 21 из них удалось разыскать.
За этот же период зафиксировано 8690 мелких ДТП, скрылись 650, — рассказывает майор полиции Денис Муравьев, старший инспектор розыска Отдельного батальона ДПС ГИБДД по Западному административному округу.
— В основном это достаточно молодые водители, в возрасте 25–35 лет; в последнее время отмечаем, что среди них стало больше женщин. Не потому, что они плохие водители. Просто количество автоледи стремительно растет.
Майор полиции Муравьев: «Ежедневно кто-то скрывается с места ДТП». Денис Стихарев.
Забавно, что некоторые даже не считают, что совершили ДТП: подумаешь, притерли кого-то на дороге или на парковке. Обычные отговорки: не заметил, не услышал, опаздывал за ребенком в школу, торопился к больному родственнику…
— Многие водители лукавят и в очень редких случаях признают свою вину, — говорит мой собеседник. — Особенно если нет свидетелей.
Пытаются узнать, что у нас на них есть, в частности, интересуются видеозаписью с камер наружного наблюдения. К сожалению, часто мы сталкиваемся с плохим качеством записи, расплывчатым изображением.
В такой ситуации водитель возмущается: «А где видно, что это я за рулем?!».
Интересуюсь, к каким еще хитростям прибегают люди, чтобы скрыть свою причастность к ДТП.
Около 6 утра на Минской улице водитель совершил наезд на пешехода и скрылся. Человек погиб, машину нашли во дворах. За рулем находился бывший сотрудник полиции. Такое тоже случается, хотя и очень редко, — констатирует майор Муравьев.
— Он хотел заявить о якобы угоне своего автомобиля, но не успел: его быстро задержали. А по мелким ДТП часто бывает, что водители, которые покинули место аварии, обращаются в полицию в других округах, чтобы оформить ДТП, если у них КАСКО, и скрыть следы.
Ремонтируют даже у официальных дилеров, но тем не менее есть достаточно примеров, когда этих предприимчивых автолюбителей удавалось изобличить.
Виновника вычислили по звонку в «скорую»
Для гаишников все аварии, в которых пострадало только «железо», от едва заметных потертостей во дворе до трассовых ДТП, где другие скорости и последствия, когда машина «в хлам», считаются мелкими. Виновников ищут, но, наверное, с меньшим рвением, чем тех, кто устроил ДТП с пострадавшими. Трещина в бампере или перелом руки — комплекс мероприятий по розыску один и тот же.
Когда пострадавший в результате аварии обращается за медицинской помощью в травмопункт или больницу, информация в обязательном порядке передается в службу 02. Как правило, описываются телесные повреждения и сообщается адрес, где произошло ДТП. Естественно, медики не знают ни номера, ни цвета машины, которая совершила наезд, а пострадавшему тем более не до этого.
— Некоторое время назад произошла такая история, — вспоминает старший инспектор розыска. — Бабушка 90 лет шла из аптеки домой. Во дворе стояла машина, в которой сидели молодые люди.
Как нарочно, когда старушка проходила мимо, автомобиль двинулся задним ходом. Бабушка упала — ей много не надо. Перелом тазобедренного сустава. Кто-то из молодых людей вызвал «скорую», дождались приезда и уехали.
Номер мобильного телефона определился, за эту ниточку потянули. Водитель был установлен и привлечен к ответственности.
Оставление места ДТП — тяжелая практика для водителей автобуса. Пожилого возраста пассажиры при резком торможении падают, ломают тазобедренный сустав.
Это всегда расценивается как тяжкий вред здоровью, а в таком случае неизбежно наступает уголовная ответственность.
Водитель обязан остановиться и вызвать полицию, но многие, передав пострадавшего в руки врачей, продолжают движение по маршруту, как будто ничего не случилось.
Вот человек случайно сбил пешехода и, чтобы не терять время, отвез его в больницу. Неужели это тоже расценивается как оставление места ДТП? Он ведь не просто сбежал, а действовал из лучших побуждений! Может быть, чью-то жизнь спасал. В такие моменты не до формальностей.
Так вот, инициатива наказуема. Даже если водитель лично отвез пострадавшего в медицинское учреждение, он обязан после этого вернуться на место и сообщить в полицию. Все-таки в городе лучше вызывать «скорую», потому что в некоторых случаях бывают такие повреждения, когда пострадавшего нельзя ни трогать, ни перемещать.
Записки на лобовом стекле и шантаж
Дорога в ад, как известно, вымощена благими намерениями. Моя коллега, выезжая из двора, случайно задела припаркованный автомобиль. В результате — трещина на бампере. Ждать приезда полиции журналистка не могла — опаздывала на важное интервью.
Но как порядочный человек оставила под «дворниками» на ветровом стекле записку со всеми своими координатами в расчете на то, что владелец с ней свяжется, и они урегулируют вопрос компенсации вреда.
Через несколько дней ей действительно позвонили, только из полиции, и сообщили, что она оставила место ДТП. Дальше — суд и лишение прав на год.
Так что записки лучше не писать. Очень часто пострадавшего не устраивает предложенная сумма, он начинает шантажировать честного водителя, выдвигать новые требования и в конечном счете заявляет на него в полицию.
— Я мог бы рассказать не одну историю на эту тему. Вот водитель задел пешехода. Остановился, переговорил с ним, тот махнул рукой: «Езжай, все нормально!», а потом написал заявление в полицию. По-человечески все понятно, водителю можно посочувствовать, но «лирика» в судах не применяется.
Нельзя уезжать, даже если в вашу припаркованную машину врезался на велосипеде ребенок. Вы ни в чем не виноваты, но на следующий день мать потерпевшего заявит, что машина двигалась задом.
И если происшествие не попало в камеру наружного наблюдения, доказать, что автомобиль стоял, будет практически невозможно.
Или пешеход сам налетел на машину, ушиб ногу или ударился лбом — надо обезопасить себя на месте и вызвать полицию. Лучше опоздать на работу, не успеть на свидание, пропустить визит к стоматологу, чем лишиться водительского удостоверения на год или полтора.
Помню только один случай, когда федеральный судья переквалифицировал такое правонарушение на более легкую часть, — рассказывает Денис Муравьев. — Водитель, останавливаясь на пешеходном переходе, в самый последний момент слегка задел пожилую женщину. Он довез ее до ближайшего медицинского учреждения, дождался, пока ей окажут помощь, и доставил ее домой.
Съездил в аптеку, купил лекарства, дал денег и оставил свой телефон. А через три недели старушка обратилась с заявлением в полицию. Она рассчитывала, что мужчина будет и дальше оказывать ей материальную поддержку, а он «пропал и трубку не берет!».
Мы этого водителя, конечно, установили, направили материал в суд, но судья учел все обстоятельства и назначил наказание в виде штрафа.
«Иногда машину прячут в соседнем дворе»
Если нарушитель все-таки благополучно скрылся после совершения ДТП и никаких сигналов от правоохранительных органов не получил, не стоит думать, что теперь можно расслабиться и забыть неприятный инцидент, как страшный сон. А вдруг в тот самый момент, когда он быстро сматывал удочки, его засекла местная «мисс Марпл» или чудесным образом сработала камера наружного наблюдения?..
По словам моего собеседника, в случае, когда в аварии есть пострадавшие, возможно продлить расследование на срок до 6 месяцев, потому что необходимы временные затраты на истребование медицинских документов. Потом назначается судебно-медицинская экспертиза, и тогда нарушителя могут привлечь к ответственности уже по второму составу — причинение вреда здоровью.
Через какое время информация об оставлении водителем места ДТП появляется в базе? В любом случае — не сразу. Часто это зависит от тяжести последствий.
Если на ваших глазах произошел наезд, и пешеходы полетели на крышу, а вы успели «отсканировать» госномер уходящего на скорости автомобиля, дежурная часть по вашему звонку оперативно примет информацию и передаст в управление ГИБДД.
В любой камере на дороге, а их сегодня сотни, автомобиль будет «светиться».
— Иногда машину прячут буквально в двух шагах от ДТП, где-нибудь в соседнем дворе, — рассказывает майор Муравьев. — Девушка недавно сбила женщину с собакой, которые переходили дорогу в неположенном месте, да еще и в вечернее время.
Удар пришелся на поводок, собака не пострадала, а женщину-пешехода затянуло под колеса. Девушка в панике бросила автомобиль в близлежащем дворе. Его нашли ровно через два часа по разбитому зеркалу и характерным повреждениям на капоте.
А недавно удалось разыскать водителя, который, сдавая задом во дворе, задел девочку на самокате. В полицию сообщили только цвет седана, тем не менее мы его нашли.
Мальчики-мажоры тоже иногда фигурируют в сводках. Некоторые торопятся открутить номера, но это не всегда помогает. А шестнадцатилетнего студента МГИМО, который на своем квадроцикле сбил пешехода, от наказания спас возраст. Водительского удостоверения у юноши не было, а административный арест возможен только с 18 лет.
…В назначенное время мы с Ириной П. приехали в подразделение ГИБДД, где инспектор сравнил характер механических повреждений и их высоту на обоих авто — все совпало до сантиметра.
На суде Ирина свою вину признала частично, уверяла, что просто не заметила наезда, и звука удара тоже не слышала: в салоне играла громкая музыка.
И вообще во всем винила неизвестного водителя встречной машины, который якобы чуть не всадил ей в лоб.
https://www.youtube.com/watch?v=G7xtuj_Jzw4
Но суд признал женщину виновной в административном правонарушении и назначил ей наказание в виде лишения права управления транспортным средством сроком на один год.
Если бы Ирина не уехала с места ДТП, она не угодила бы в другую аварию и рулила бы себе дальше. После таких историй волей-неволей начинаешь верить в знаки судьбы, которые мы часто игнорируем…
Источник: https://www.mk.ru/social/2016/06/16/skrytsya-s-mesta-dtp-neskolko-tipichnykh-istoriy-s-pechalnym-koncom.html
Если сбил. Адвокат о том, что ждет водителя, совершившего тяжелый наезд на пешехода
Сегодня адвокат подробно расскажет о том, какую ответственность несет виновник ДТП с тяжкими телесными повреждениями, какая статья УК и какое наказание грозит водителю, который сбил человека, на какой срок суд назначает лишение прав за наезд на пешехода на пешеходном переходе, какова судебная практика по делам о ДТП и в каких случаях можно прекратить уголовное дело за ДТП с тяжкими телесными повреждениями. Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (67.13 МБ)Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Скачать аудио (15.37 МБ)Программа также доступна в HD-качестве на нашем канале на .Если в результате ДТП потерпевший получил тяжкие телесные повреждения, водитель может быть привлечен к уголовной ответственности за ДТП по части 2 (если был трезв) статьи 317 Уголовного кодекса (далее по тексту – УК) Республики Беларусь.
1. Кто занимается расследованием ДТП с тяжкими повреждениями в Минске?
Расследование ДТП с тяжкими телесными повреждениями в Минске ведут следователи отдела по расследованию преступлений против безопасности дорожного движения СУ управления Следственного комитета по городу Минску, расположенного по адресу: г. Минск, ул. Дзержинского, д. 3.
2. Кем определяется степень тяжести телесных повреждений при ДТП?
Степень тяжести телесных повреждений определяется в ходе судебно-медицинской экспертизы, которая назначается следователем. Экспертизы проводит Государственный комитет судебных экспертиз. Оспорить судебно-медицинскую экспертизу можно, заявив аргументированное ходатайство о назначении повторной экспертизы.
3. Обязательно ли возбуждается уголовное дело по факту ДТП, когда причинен тяжкий ущерб здоровью потерпевшего?
Да. Мнение потерпевшего и виновника ДТП при решении вопроса о возбуждении уголовного дела не учитывается.
4. В каких следственных действиях придется принимать участие водителю после возбуждения уголовного дела?
Водитель участвует в допросах, очных ставках, следственном эксперименте с выездом на место ДТП. Ключевым процессуальным действием по многим уголовным делам является следственный эксперимент, во время которого устанавливаются исходные данные (скорость движения автомобиля, темп движения пешехода, видимость дороги, момент возникновения опасности), на основе которых в последующем проводится автотехническая экспертиза и определяется виновник ДТП.
5. Может ли водитель отказаться от дачи показаний во время допроса?
Да. Как показывает практика, водителю целесообразно отказаться от дачи объяснений или показаний непосредственно в день ДТП, поскольку водитель, как правило, находится во взволнованном состоянии и не всегда в полной мере осознает тяжесть возможной ответственности и юридическое значение многих обстоятельств. Отказ от дачи объяснений является конституционным правом (ст. 27 Конституции Республики Беларусь), поэтому никто не должен понуждаться к даче объяснений. На более поздней стадии уголовного дела адвокаты по ДТП чаще рекомендуют водителям давать показания, поскольку по этой категории дел показания водителя могут быть единственным источником доказательств.
6. Могут ли виновника ДТП арестовать до суда?
Да, следователь может принять решение о заключении водителя под стражу. В этом случае водитель содержится в СИЗО-1 УДИН МВД Республики Беларусь или в тюрьме № 8 в городе Жодино.
На практике за ДТП с тяжкими телесными повреждениями водителей заключают под стражу, если они совершили ДТП в состоянии алкогольного опьянения или совершили ДТП с множеством пострадавших, или если виновник скрылся с места ДТП и был задержан. Под стражу может быть заключен иностранный гражданин, который совершил ДТП и не имеет постоянного места жительства в Республике Беларусь, а также виновник ДТП, который уклоняется от явки к следователю или в суд. Более распространенной мерой пресечения является подписка о невыезде и надлежащем поведении, которая обязывает водителя не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения следователя или суда, не препятствовать расследованию уголовного дела и рассмотрению его в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс
7. Какие еще ограничения могут быть установлены для водителя?
Чтобы гарантировать потерпевшему возмещение вреда в ДТП, следователь может наложить арест на имущество водителя, в первую очередь – на автомобиль, на котором водитель попал в ДТП. Кроме того, арест может быть на иное движимое и недвижимое имущество подозреваемого, а также на банковские счета. Арестованное имущество, как правило, передается на ответственное хранение его владельцу, но в отдельных случаях может помещаться и на охраняемую стоянку. Продажа, дарение и иные сделки с арестованным имуществом запрещены, утрата имущества, переданного владельцу на ответственное хранение, влечет уголовную ответственность.
8. Что такое тяжкие телесные повреждения и как определяется тяжесть вреда здоровью?
Тяжкими считаются повреждения, имеющие хотя бы один из следующих признаков:
Признаки | Описание | Примеры |
опасность для жизни | повреждения, которые сами по себе угрожают жизни человека или при обычном их течении без оказания медицинской помощи заканчиваются смертью. | проникающие ранения черепа, позвоночника, глотки, живота, грудной клетки; открытие костей: плечевой, бедренной, большеберцовой костей. |
потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа, либо утрата органом его функций | полная стойкая слепота на оба глаза или такое состояние, когда имеется понижение зрения до счета пальцев на расстоянии 2 метров и менее | острота зрения 0,04 и ниже; потерпевший не слышит разговорной речи на расстоянии 3 – 5 см от ушной раковины. |
душевная болезнь | диагностика душевного заболевания и его причинная связь с полученной травмой устанавливается психиатрической экспертизой | психическое расстройство |
расстройство здоровья, связанное с травмой костей скелета на срок свыше 4 месяцев | лечение потерпевшего продолжается свыше 4 месяцев | перелом шейки бедра |
расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой трудоспособности не менее чем на одну треть | размеры стойкой утраты общей трудоспособности при повреждениях устанавливаются после определившегося исхода повреждения | стойкая утрата трудоспособности свыше 35% |
прерывание беременности | независимо от ее срока, является тяжким телесным повреждением, если оно не связано с индивидуальными особенностями организма, а состоит в прямой причинной связи с повреждением | выкидыш |
неизгладимое обезображение лица и шеи | если для устранения требуется оперативное вмешательство (косметическая операция), то повреждения лица и шеи считаются неизгладимыми | нарушение мимики; рубец. |
9. Какую ответственность водителя и наказание за ДТП предусматривает статья 317 УК Республики Беларусь (ДТП с тяжкими последствиями)?
Вид наказания | Размер наказания | Сущность |
Основноенаказание | ||
Исправительные работы | от 6 месяцев до 2 лет | удержание из заработка в размере от десяти до двадцати пяти процентов, но не менее одной базовой величины ежемесячно |
Ограничение свободы | от 6 месяцев до 5 лет | в народе наказание более известно под названием – “химия” и бывает двух видов: “домашняя химия” и “химия с направлением” |
Лишение свободы | от 6 месяцев до 5 лет | в народе наказание более известно под названием “Горки” по названию местонахождения одной из колоний-поселений открытого типа |
Дополнительноенаказание | ||
Лишение прав (лишение права заниматься определенной деятельностью) | от одного года до пяти лет | Лишение прав назначается дополнительно к одному из основных наказаний. |
10. Какое наказание за ДТП с тяжкими повреждениями чаще всего назначают суды Республики Беларусь? В практике нашего адвокатского бюро самым частым наказанием за ДТП с тяжкими телесными повреждениями (статья 317 УК) является ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа (в народе “домашняя химия”). Сущность этого наказания состоит в том, что осужденный обязуется в свободное от работы, учебы время постоянно находится в своем жилище (с 19 до 06 часов), периодически являться в орган внутренних для регистрации, иметь постоянное место работы и т.д. (ст. 48 -1 УИК Республики Беларусь).
11. Обязательно ли назначается дополнительное наказание в виде лишения прав за ДТП с тяжкими телесными повреждения (статья 317 УК Республики Беларусь)?
В судебной практике по статье 317 УК Республике Беларусь дополнительное наказание в виде лишения прав назначается в большинстве случаев, хотя санкция статьи предусматривает возможность и не применять к водителю лишение прав. В последнее время в Минске и Минской области судебная практика меняется в сторону увеличения срока лишения прав, который может достигать 5 лет, даже для водителей, не находящихся в состоянии алкогольного опьянения в момент ДТП, признавших вину, раскаявшихся в содеянном, возместивших моральный вред в результате ДТП в полном объеме. В этом дополнительном наказании есть один момент – лишение прав начинает исчисляться с момента отбытия основного наказания в ограничения или лишения свободы.
Пример. Водителю, совершившему ДТП во дворе жилого дома, назначено основное наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года и дополнительно назначено лишение права управления всеми видами транспортных средств сроком на 3 года. Общий срок фактического лишения прав составит 5 лет.
12. Может ли водитель избежать уголовной ответственности за ДТП с тяжкими телесными повреждениями в связи с примирением с потерпевшим?
Да, может. Для этого водителю необходимо соблюсти одновременно три условия (статья 89 УК Республики Беларусь): – совершение преступления впервые; – примирение с потерпевшим; – возмещение вреда потерпевшему. Однако на практике соблюдение всех трех условий не гарантирует прекращения уголовного дела и освобождения от ответственности – это право, а не обязанность следственных органов, прокуратуры или суда. В последнее время все реже прекращаются за примирением уголовные дела по ДТП, где водитель сбил ребенка, и ДТП на пешеходном переходе, поскольку считается, что в такого рода происшествиях существенным образом страдают общественные интересы. Редко примиряют и бесправников. В рамках данного выпуска не рассмотрены вопросы, которые волнуют потерпевших, а именно: возмещение вреда при ДТП, моральный вред и моральная компенсация при ДТП, возмещение ущерба здоровью при ДТП, получение страховки после ДТП. Мы поговорим об этом позже.
В следующем выпуске программы “Хотите по закону?” адвокат Колтунович Павел Игоревич расскажет о юридических последствиях ДТП со смертельным исходом (часть 2 статьи 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Вопросы принимаются на адрес [email protected] с пометкой “Хотите по закону?”.
Источник: https://auto.tut.by/news/exclusive/445769.html
Дети на дорогах: каких бед могут натворить и кто за это будет отвечать
13.09.2017 | 31781 просмотр
Когда в ДТП страдают дети — это всегда горе. Но в этой статье мы рассмотрим обратные ситуации: когда несовершеннолетние сами становятся причиной различных бед на дорогах. Что будет грозить им и их родителям за нарушение Правил дорожного движения и причинение вреда?
Любые участники движения в соответствии с пунктом 1.3 ПДД «обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил…».
В данном случае работает презумпция знания закона, то есть его незнание не освобождает от ответственности.
И если вы разрешаете маленьким детям гулять одним, пускаете ребенка за руль, покупаете ему скутер или квадроцикл, нужно понимать, какие правила должны соблюдать вы сами и ваши дети.
Статистика показывает, что дети — самая незащищенная категория участников дорожного движения.
Ежегодно на дорогах России происходит более 22 тысяч ДТП, в которых гибнут и получают ранения около 24 тысяч детей и подростков в возрасте до 16 лет.
Чаще всего дети попадают в ДТП, когда находятся на дороге в качестве пешеходов. Но в последнее время участились случаи аварий по вине детей-водителей.
ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД водителями, январь–июль 2017 г.*
72 954 (–8,6) | 7902 (–9,4) | 98 387 (–7,3) | |
С участием детей в возрасте: | |||
От 0 до 10 лет | 9 (12,5) | 10 (–11,1) | |
От 10 до 14 лет | 82 (–25,5) | 6 (100) | 102 (–23,9) |
От 14 до 16 лет | 256 (8) | 9 (–59,1) | 342 (11,4) |
От 16 до 18 лет | 481 (–12,4) | 26 (–59,4) | 665 (– 7,5) |
*В скобках приведены изменения показателя в процентах по отношению к тому же периоду прошлого года
Кому и для какой техники нужно водительское удостоверение?
В соответствии с Правилами дорожного движения водительское удостоверение должен иметь любой водитель механического транспортного средства (п. 2.1). К таковым относится все, что движется, за исключением ТС с объемом двигателя менее 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя менее 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью менее 50 км/ч.
А вот возраст для получения прав и их категории регулируются Федеральным законом «О безопасности дорожного движения». На управление большинством ТС можно получить водительские права с 18 лет, а для перевозки более 8 пассажиров нужно достичь 21 года. Удостоверение категории М для управления мопедом или квадроциклом объемом двигателя менее 50 куб. см или мотоциклом с объемом двигателя до 125 куб.
см можно получить уже в 16 лет.
Тут возникает некоторое разночтение: с одной стороны, маломощная техника не признается транспортным средством, с другой — для управления ею нужно получать права.
Это противоречие исчерпывается статусами законодательных актов: федеральный закон «круче» постановления Правительства, а именно им утверждаются ПДД.
Значит, требование получения водительского удостоверения категории М значительнее того, что маломощные мопеды, скутеры и квадроциклы не относятся к транспортным средствам.
Возрастная градация при получении водительских прав — это международная практика, когда молодых или неопытных людей допускают к участию в движении на таких транспортных средствах, которые могут причинить минимум вреда как самому водителю, так и окружающим.
В России популярно несоответствие реальной и заявленной в документах мощности ради расширения круга потенциальных покупателей, которые под видом маломощной техники получают вполне себе адекватный аппарат.
Но нужно понимать, что чем быстрее такая «игрушка», тем больше шансов у ее неопытного водителя не справиться с управлением.
Некоторые взрослые пускают детей за руль автомобиля под видом учебной езды (п. 21 ПДД).
Но в таком случае машина должна иметь значок «У» и быть оборудованной дублирующим комплектом педалей, у обучающего должен быть при себе документ на право обучения вождению и водительское удостоверение, а «ученик» должен достичь возраста 16 лет и самое главное — знать и выполнять требования ПДД. Если эти условия не соблюдаются, то вождение считается нарушением.
Основные нарушения
Отсутствие водительских удостоверений — самое распространенное нарушение среди подростков за рулем. Оно квалифицируется по п. 1 статьи 12.7.
КоАП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством» и грозит штрафом от 5000 до 15 000 рублей.
А если рядом с ребенком сидит взрослый водитель, то ему грозит штраф в 30 000 рублей за передачу управления лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (п. 3 статьи 12.7. КоАП).
Следствием отсутствия прав является и другое нарушение — ребенка нет в списке допущенных к управлению лиц в полисе ОСАГО. Штраф за это небольшой, всего 500 рублей (п. 1 статьи 12.37. КоАП). А вот если в такой ситуации было совершено ДТП (даже не по вине несовершеннолетнего водителя), то в выплате компенсации будет отказано.
На втором месте — несоблюдение требований безопасности: юные водители не пристегивают ремни, ездят сами и перевозят пассажиров без мотошлемов. Это влечет наложение штрафа в размере 1000 рублей.
Третьим по популярности среди водителей-подростков является вождение в состоянии алкогольного опьянения.
Несмотря на юный возраст, к ним применяется совершенно «взрослое» наказание: лишать их нечего, а вот наложить штраф в размере 30 000 рублей или предписать административный арест на срок от 10 до 15 суток суд может.
Опять же, если рядом находится взрослый, пустивший пьяного подростка за руль, то он будет наказан таким же штрафом с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (ст. 12.8. КоАП).
Далее следует целая палитра обычных нарушений: превышение скорости, проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение правил маневрирования, опасное вождение и т. п. Привлечение к ответственности происходит по соответствующим статьям административного кодекса.
Отдельная группа детей-нарушителей — велосипедисты. Водители велосипедов в соответствии с разделом 24 ПДД РФ «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов» должны соблюдать следующие правила. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет может осуществляться по правому краю проезжей части, обочине и тротуару.
Детям в возрасте до 14 лет Правила дорожного движения выезд на дорогу запрещают. Велосипедистам и водителям мопедов нельзя пересекать дорогу по пешеходным переходам. Если велосипедист движется по проезжей части, то он так же, как водители автомобилей либо мототранспорта, обязан соблюдать требования сигналов светофора и знаков приоритета.
Самое распространенное нарушение ПДД несовершеннолетними — переход проезжей части в неположенном месте. Подростки чаще всего не пользуются переходами, двигаются на запрещающий сигнал светофора, передвигаются по проезжей части дороги при наличии тротуара и т.д. При этом они создают аварийные ситуации на дорогах, вынуждая водителей нарушать правила и подвергать опасности себя и других людей.
Кто отвечает?
В зависимости от возраста ребенка и вида ответственности, к которой его привлекают, понести наказание может как он сам, так и его родители.
Полностью пользоваться своими правами и отвечать за свои действия может только совершеннолетний гражданин. В соответствии с Конституцией РФ совершеннолетие наступает в 18 лет.
До этого возраста по российскому законодательству родители или другие законные представители несут материальную ответственность за ущерб, причиненный преступными деяниями своего ребенка, и являются гражданскими ответчиками.
Отвечать за свои поступки несовершеннолетние начинают с 16 лет.
Именно этот возраст Кодекс об административных нарушениях считает точкой отсчета, с которой человека можно привлекать к ответственности, в том числе и в сфере дорожного движения.
Подросток, нарушивший ПДД, может наравне со взрослыми нести наказание в виде выплаты штрафа, выполнения обязательных работ или отбывания административного ареста.
«При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей». Пункт 2 статьи 32.2 КоАП РФ.
К уголовной ответственности также могут привлечь лиц, достигших к моменту совершения преступления 16 лет. Необходимо отметить, что если в результате ДТП наступила смерть по вине несовершеннолетнего водителя, а также при угоне или за приведение в негодность транспортных средств уголовное наказание может грозить детям, достигшим 14 лет.
Последствия нарушений
Хорошо, когда ребенок за рулем спокойно доехал до дачи или когда он с друзьями благополучно вернулся из поездки на речку. Но что будет, если его поймают сотрудники ГИБДД?
Произойдет оформление нарушения с соблюдением всех требований регламента, но из-за специфики нарушителя не всегда это происходит на месте выявления. Обычно ребенка доставляют в органы внутренних дел, где он может провести не более трех часов, а о задержании в обязательном порядке сообщают его законным представителям.
Если у подростка нет с собой документа, удостоверяющего его личность, полицейским придется эту самую личность устанавливать, что не очень просто сделать по свидетельству о рождении без фотографии.
Если оказалось, что водителю нет 16 лет, то к нему принимаются меры в соответствии с законодательством об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Более того, родителей дополнительно могут привлечь к ответственности по ст. 5.
35 КоАП «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию».
«Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 настоящего Кодекса, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии». Пункт 2 статьи 23 КоАП РФ.
Но обычно родители появляются на месте происшествия быстрее и принимают на себя часть груза ответственности.
Если среди них есть человек, который имеет право управлять транспортным средством, то машину, скутер или квадроцикл удастся забрать сразу.
Если же нет, то транспортное средство задержат и поместят на специализированную стоянку, откуда его придется вызволять по принятым в конкретном субъекте РФ правилам.
Если же во время управления транспортным средством произошло ДТП, то ответственность с несовершеннолетнего водителя не снимается.
Помимо вышеперечисленных штрафов ответчикам (подростку или его представителям) придется самим восстанавливать свою технику, даже если она застрахована по каско — во многих договорах допуск к управлению лиц, не имеющих на это право, приравнивается к вождению в пьяном виде и служит основанием для отказа в выплате.
А в случае виновности нужно будет еще и оплатить восстановление имущества пострадавшего.
Несмотря на то, что Верховный суд обязал страховщиков расплачиваться по ОСАГО за водителей, не вписанных в полис, страховая компания скорее всего подаст на недобросовестного клиента регрессный иск в суд или откажет в выплате, поскольку транспортное средство использовалось против правил. Если же в аварии есть потерпевшие, то они могут в гражданском порядке обратиться в суд с иском о возмещении вреда здоровью.
ДТП с участием детей-водителей механических транспортных средств:
ДТП (всего) | 727 | 538 | 327 |
Погибло | 32 | 19 | 15 |
Ранено | 700 | 521 | 313 |
Основная причина всех несчастных случаев с несовершеннолетними на дороге — несоблюдение ПДД, незнание этих правил, а также низкая культура поведения как детей, так и взрослых. Происшествий на дорогах с участием детей все еще очень много, но с каждым годом их количество уменьшается.
Отчасти это происходит благодаря активной работе с детьми сотрудников ГИБДД и общественных организаций — она начинается с детских садов и продолжается в виде социальной рекламы и других профилактических мероприятий, направленных на снижение детского травматизма.
Задача же взрослых, причем не только родителей, а вообще всех граждан — на собственном примере демонстрировать соблюдение правил. Ведь именно это в дальнейшем сохранит жизни и здоровье детей.
Источник: https://www.drom.ru/info/misc/54977.html