Составление схемы ДТП
Прочитав эту статью, Вы сможете самостоятельно нарисовать и правильно оформить схему места автопроисшествия.
От момента дорожного происшествия до прибытия на его место сотрудников ГИБДД в условиях городских пробок и заторов проходят часы.
За это время безвозвратно теряются следы происшествия, имеющие важное значение для определения обстоятельств аварии и установления виновного лица.
Как избежать неблагоприятных последствий в данной ситуации? Составьте самостоятельно схему места происшествия.
В предусмотренных законом случаях водители, причастные к аварии, вправе самостоятельно составить схему места происшествия, а в последующем оформить ДТП в подразделении ГИБДД (статья 2.6 ПДД РФ).
Также, действующее законодательство предусматривает возможность оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных лиц ГИБДД по правилам так называемого «Европротокола», а также в иных случаях, определенных ПДД РФ.
Подробности читайте в статьях:
При этом водители транспортных средств – участники аварии должны самостоятельно нарисовать схему дорожно-транспортного происшествия. Чтобы правильно нарисовать схему происшествия, его участникам необходимо вооружиться соответствующими знаниями.
Для более полного и доступного понимания материала, изложенного ниже, предлагаем обратиться к следующей статье:
Общие рекомендации по составлению и рисованию схемы ДТП
Выберите масштаб схемы.
Для того чтобы рисунок схемы был наглядным и удобным для восприятия следует выбрать масштаб. Размер масштаба зависит от формата листа – бланка схемы, количества элементов (предметов), имеющих отношение к происшествию, которые необходимо разместить на рисунке.
Не стоит ставить перед собой сверхзадач, исходите из того, что Вы рисуете схему, а не технический чертеж или топографическую карту.
Зарисуйте на листе бумаги общий план местности и участок дороги, на котором расположено место аварии.
При составлении схемы нанесите на лист бумаги контуры проезжей части дороги.
Нарисуйте в схеме ДТП обочины, тротуары, остановочные площадки, трамвайные пути, строения, островки безопасности, места въездов и выездов прилегающих территорий, парковочные «карманы». Не следует перенасыщать схему информацией, не имеющей отношения к происшествию.
При включении в рисунок схемы того или иного элемента, необходимо руководствоваться критерием его относимости к событию ДТП и значимости для дальнейшего расследования.
Отобразите на схеме габаритные размеры элементов дороги.
Определение понятия «дорога», дано в разделе № 1 ПДД РФ. Оно включает в себя проезжую часть, трамвайные пути, обочины и тротуары, а также разделительные полосы при их наличии.
При выполнении замеров габаритов элементов дороги, ориентирами являются бордюрные камни, линии разметки, границы дорожного покрытия и прочее.
Нарисуйте в схеме дорожно-транспортного происшествия дорожные знаки, линии дорожной разметки. Отобразите при наличии на месте ДТП светофорные объекты.
Зафиксировав в схеме указанные выше элементы, следует присвоить им порядковый номер и в графе «Условные обозначения» записать их названия и указать номера, в соответствии с Приложениями 1 и 2 к Правилам дорожного движения РФ.
Например, обозначая дорожный знак, нарисованный на схеме, указываем «Дорожный знак 2.1 «Главная дорога».
Аналогично обозначаем и расшифровываем дорожную разметку.
Нарисуйте в схеме транспортные средства участников ДТП.
В схеме зарисовывается конечное расположение автомобилей после события аварии.
«Привязку» транспортных средств необходимо выполнять к стационарным недвижимым объектам (дома, столбы ЛЭП, указатели километража), границам проезжей части дороги, линиям пересечения проезжих частей дороги в точках их схождения, максимально приближенных к центру перекрестка.
Фиксация автомобиля на месте ДТП выполняется тремя замерами в двух проекциях.
Например, от передней и задней осей автомобиля к краю проезжей части дороги (две вертикальных проекции) и один замер в горизонтальной плоскости от проекции оси автомобиля до стационарного объекта.
Зафиксировав первый автомобиль указанным способом, присваиваем ему № 1.
Остальные транспортные средства допустимо «привязывать» к осям автомобиля № 1.
Результаты замеров заносятся в схему.
Автомобилям присваиваются последующие номера, которые расшифровываются в графе «Условные обозначения».
Символично стрелками указываем направления и траектории движения транспортных средств до их столкновения. Каждому символу присваиваем порядковый номер.
В графе «Условные обозначения» делаем пояснительную запись.
Например: «Направление движения автомобиля марки ХХХ, госномер УУУ».
Обозначьте в схеме соответствующим символом место столкновения автомобилей и укажите его расположения относительно объектов привязки.
Фиксация места столкновения производится посредством двух замеров с привязкой к стационарным объектам.
Результаты замеров отражаются в схеме.
При наличии противоречий между водителями – участниками дорожного происшествия в определении места столкновения со слов каждого водителя указывается место столкновения, обозначается и фиксируется на схеме по общим правилам.
Данные, перечисленные в пунктах 1-6, используются экспертами-автотехниками при назначении автотехнической экспертизы.
Подробности читайте в статьях:
При составлении схемы особое внимание следует уделить фиксации следов дорожно-транспортного происшествия.
Как уже отмечалось, следы на месте происшествия являются самым уязвимым объектом.
После совершения неотложных действий направленных на обеспечение безопасности на месте аварии, необходимо принять все возможные меры для обеспечения сохранности следов. Обеспечение объезда места расположения следов ДТП, их дублирование на проезжей части (мелом или другими подручными средствами).
Зарисуйте все следы, относящиеся к аварии в схему ДТП, сделайте их привязку, измерьте их габариты (длину и ширину).
Любой след привязывается к элементам дороги, недвижимым объектам посредством четырех замеров. Начало места следообразования и место его окончания измеряются в двух проекциях.
Результаты замеров вносятся в схему. По общему правилу каждому следу присваивается порядковый номер. В графе «Условные обозначения» даются пояснения.
Например: «След торможения автомобиля марки ХХХ, госномер УУУ».
В дальнейшем эти данные могут быть исследованы экспертом-трасологом при назначении автоэкспертизы.
Подробности читайте в статьях:
В символичной доступной для восприятия форме нарисуйте в схеме детали и осколки транспортных средств.
Измерьте их расположения относительно элементов дороги и транспортных средств. Результаты замеров отобразите в изложенном выше порядке.
Подлежат обязательному включению в схему дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы, элементы ограничивающие обзорность дороги с места водителя.
На обратной стороне листа – схемы ДТП опишите видимые повреждения автомобилей – участников происшествия.
Все сведения, указанные в схеме, заносятся в прокол осмотра места происшествия.
Подробности читайте в статьях:
В заключении хочу обратить внимание наших читателей на то, что схема дорожно — транспортного происшествия составляется в соответствии с установленным законом требованиями и порядком.
Схема ДТП, как правильно она должна быть составлена ?!
Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»
Абсолютно любое ДТП в нашем государстве фиксируется и оформляется согласно нормам действующего законодательства. И схема ДТП является важнейшим документом необходимым для органов ГИБДД, суда, представителей страховой компании. Она помогает полностью ознакомиться с событием и деталями произошедшего ДТП.
Вообще оформление дорожных аварий осуществляется следующими путями:
- С участием инспекторов Государственной автомобильной инспекции;
- Самостоятельно при помощи оформления европротокола.
Схема ДТП требуется в случае не только если при составлении протокола участвует ГИБДД, но и при составлении европейского протокола. Она собой представляет графическое изображение, относящееся к участку автомобильной дороги где случилось столкновение двух машин. Схема нужна в первую очередь для разбора всех обстоятельств ДТП в период рассмотрения дела в судебном органе или обращении к страховой фирме. Считается схема ДТП одним из доказательств, позволяющих доказать вину либо невиновность водителя. Также используется при получении ущерба по КАСКО и ОСАГО. Важно! Нахождение и расположение объектов на схеме дорожно-транспортного происшествия не должно противоречить фото и иным документам которые были оформлены на месте ДТП.
Кто составляет схему дорожно-транспортного происшествия ?!
Если участники ДТП оформили европейский протокол, то тогда схема составляется водителям на специальном бланке-извещении. После того как она была составлена бланк передается в страховую компанию вместе с другими документами для того, чтобы получить компенсацию материального ущерба по ОСАГО. В ситуации, когда на место ДТП вызывается представитель Государственной автомобильной инспекции схема составляется не самим автомобилистами, а инспектором. Инспектор в свою очередь для оформления схемы ДТП пользуется показаниями свидетелей, очевидцев аварии и визуальным осмотром места происшествия.
Только инспектором схема ДТП составляется в следующих случаях:
- Машина потерпевшего лица получила материальный ущерб свыше ста тысяч рублей;
- Водители, попавшие в дорожно-транспортное происшествие не имеют единого солидарного мнения о виновности и причинах случившегося;
- Оба или один из водителей находятся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения либо кто-то из них не обладает правами на управление автотранспортным средством;
- У одного или обоих водителей нет действующего страхового полиса ОСАГО;
- Виновник дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии;
- В результате ДТП есть погибшие или пострадавшие лица.
Составлять схему могут как водители, так и в особых случаях, регламентированных нормами гражданского законодательства автомобильные инспекторы ГИБДД.
Правила составления схемы ДТП.
Правила составления схемы дорожно-транспортного происшествия регламентируются Приказом МВД РФ №664 от 23 августа 2017 года.
В данном документе должны быть отображены следующие моменты такие как:
- Место ДТП. Это обычно участок автомобильной дороги, населенного пункта или улицы;
- Ширина проезжей части дороги, дорожная разметка, общее количество полос;
- Светофоры и дорожные знаки в зоне которых случилось столкновение машин;
- Разделительные полосы, тротуары, газоны, дорожные ограждения, пункты остановки общественного транспорта, здания вместе с их номерами;
- Расположение машин которые столкнулись, подтеки техжидкости, следы шин на дороге, рассредоточенность оторванных и поврежденных деталей, выпавший груз;
- Направление движения по автомобильной дороге двух машин по словам, как водителей, так и очевидцев аварии.
Читайте также Платит ли страховая виновнику ДТП
Четкое представление о том, как надо составить схему дорожно-транспортного происшествия обязан иметь каждый автомобилист. Эти знания могут потребоваться абсолютно в любой момент, так как от аварий никто не застрахован. Никто не требует точно изображать схему, но важно чтобы все объекты на ней были максимально отчетливыми и понятными чтобы в ходе разбора ДТП не было вопросов.
Инспекторы Государственной автомобильной инспекции обычно составляют схему ДТП на листе офисной бумаги формата А4 или используют особые бланки в клетку. Сам документ обязан иметь заголовок. Над рисунком схемы дорожно-транспортного происшествия указывается дата и время. Авто обозначаются цифрами или буквами которые расшифровываются внизу схемы ДТП. Точно также схему могут составить при наличии оснований водители. При наличии более двух участников дорожно-транспортного происшествия схема составляется в порядке очереди. Например, если одна машина столкнулась сразу с двумя другими автотранспортными средствами, то тогда водителю надо составлять две отдельные схемы непосредственно с каждым из участников автомобильной аварии.
А что делать, если дорожно-транспортное происшествие произошло непосредственно на дворовой территории ?!
Тут надо опираться на положения статьи 1 Федерального закона №40 от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности собственников автотранспортных средств». Под аббревиатурой «использование машины» подразумевается не только участок автомобильной дороги, но и парковки, автозаправочные территории, дворовые территории жилых домов. Следовательно, любые аварии на дворовых территориях также могут считаться страховым случаем и при ДТП можно получить страховые выплаты ОСАГО.
Если один из автомобилистов не хочет подписывать схему дорожно-транспортного происшествия, то тогда оформление аварии по закону производится только с участием государственного автомобильного инспектора. В схеме должно быть отмечено, что второй участник отказывается ставить свою подпись, с указанием причины такого поступка. В завершении надо сказать о том, что если случилось дорожно-транспортное происшествии паниковать не надо. Лучше пригласить опытного автомобильного юриста, который поможет вам составить схему ДТП грамотно.
Как составить схему ДТП: образец и бланк
Схема ДТП – графический план произошедшего автомобильного происшествия, рисуемый от руки. Он является одним из приложений к протоколу, составляемому автоинспектором в ходе оформления аварии, и к извещению о ДТП в адрес компании-страховщика. Для правильного составления схемы, чтобы она смогла служить юридически значимым документом, следует соблюдать ряд обязательных правил.
- Схема ДТП – что это?
- Кто должен рисовать схему
- Для кого необходима
- В ГИБДД
- Страховая
- Как нарисовать схему ДТП: правила
- Информация, включаемая в схему
- Спецсимволы
- Основные рекомендации по оформлению
- Скачать бланк для составления плана ДТП
- Типовые схемы ДТП
- Ошибки при составлении схемы и их последствия
- Заключение
Схема ДТП – что это?
Главное предназначение план-схемы ДТП заключается в наглядном отображении особенностей произошедшей аварии. Составляется данный графический документ от руки, и заверяется росписью инспектора ДПС, оформлявшего аварию. В случае заполнения Европротокола, без привлечения сотрудников ГИБДД, схема подлежит заверке обоими участниками автомобильной аварии. Только после этого она получает статус юридического документа, и может служить доказательной базой при разборе обстоятельств ДТП.
Основное назначение схемы заключено в предоставлении для рассмотрения сотрудникам страхового агентства, решающим вопрос о назначении выплат по договору ОСАГО или КАСКО. Кроме того, составленные и заверенные по всем правилам схемы, подлежат рассмотрению в судебных органах в случае возникновения тяжбы между участниками столкновения, или при отказе в выплате страховых компенсаций.
Кто должен рисовать схему
Как нарисовать схему ДТП, зависит от нескольких факторов:
- Обстоятельства произошедшего ДТП.
- Серьёзность наступивших последствий аварии.
- Число лиц, участвовавших в происшествии.
При выезде на место ДТП инспектора ДПС, вся ответственность по правильному составлению и регистрации плана аварии ложиться на него. Он же заверяет составленную схему собственноручной росписью. В дальнейшем этот документ будет рассматриваться в ходе установления вины сторон в произошедшем ДТП. При заполнении графической схемы, инспектором отображаются сведения, полученные при визуальном осмотре места аварии, опросе свидетелей и участников.
Самостоятельное составление плана происшествия его участниками допускается при оформлении ДТП без привлечения работников Госавтоинспекции. Такое допускается, когда ущерб от столкновения не превышает 100 тыс. руб. (для Москвы и С-Петербурга – до 400 тысяч). В бланке Европротокола даже имеется специально отведённое место для графического изображения автомобильной аварии. Если участники происшествия не знают, как правильно нарисовать схему ДТП, они могут обратиться за содействием к сотруднику своей страховой фирмы, или к инспектору ГИБДД, получив консультацию по телефону.
Для кого необходима
Схема автомобильного происшествия, имея полную юридическую силу, может рассматриваться в самых разных инстанциях. Чаще всего, она составляется для предъявления в ГИБДД и в страховую фирму, которой предстоит производить компенсационные выплаты.
В ГИБДД
Сотрудниками Госавтоинспекции план-схема ДТП используется в качестве дополнительного подтверждающего материала при рассмотрении обстоятельств аварии. Опираясь на этот документ, члены комиссии смогут установить истинного виновника аварии, либо определить степень вины каждого участника ДТП.
Страховая
Для предъявления страховщику, план составляется на бланке Европротокола, где для него имеется специальная графа. Места здесь не так много, поэтому нужно обозначить только наиболее значимые факты: дорогу, разметку, положения ТС до и после столкновения. Когда схему составлял сотрудник ДПС, её копия прикладывается к подаваемому страховщику протоколу о ДТП.
Как нарисовать схему ДТП: правила
Если водители для самостоятельного составления план-схемы столкновения могут использовать только бланк Европротокола, то сотрудник ГИБДД может применять любой бумажный лист. Это может быть тетрадный листок, бумага формата А-4, либо миллиметровка для масштабирования. Вместе с Европротоколом, при оформлении страховки ОСАГО, водителю выдаётся памятка о порядке его заполнения. Следуя этой инструкции, автолюбители смогут правильно заполнить документ, отобразив в нём все необходимые сведения.
Информация, включаемая в схему
Схема места ДТП должна содержать в себе определённые данные, позволяющие наглядно разобраться в нюансах происшествия. При составлении плана, водитель должен особое внимание уделить таким сведениям:
- Нахождение обоих автомобилей непосредственно до столкновения.
- При наличии препятствий на дорожной полосе, отметить их.
- Места расположения светофоров, дорожные ограждения, знаки и разметка.
- Местоположения других ТС, если они оказали влияние на произошедшую аварию. Например, ограничивали видимость, или создавали препятствия движению.
- Сведения о ширине дороги, числе полос.
- Указать знаком «Х» место столкновения автомобилей и точку удара.
- Расстановку столкнувшихся авто после ДТП.
Спецсимволы
В процессе составления план-схемы, для лаконичности нужно использовать общепонятные символы. Они помогают расшифровать рисунок и нагляднее понять нюансы ДТП. Ими обозначаются грузовики и легковые авто, мотоциклы, разметка и прочие дорожные объекты. Стрелками указываются траектории движения обоих машин, их тормозной путь. Дорожные знаки либо рисуются наглядно, либо обозначаются их порядковыми номерами, согласно положениям ПДД.
Основные рекомендации по оформлению
Конкретные стандарты составления схемы места ДТП не регламентируются правилами ПДД или иными правовыми актами. Но, при этом нужно соблюдать ряд общепринятых рекомендаций по оформлению. Не следует рисовать схему карандашом, поскольку он может со временем стереться. Лучше использовать шариковую ручку чёрного или синего цвета. Изображение даётся в формате «вид сверху». Не приветствуется наличие разнообразных исправлений и помарок. По возможности, соблюдайте масштабы, для большей наглядности составляемого плана.
Скачать бланк для составления плана ДТП
Типовые схемы ДТП
На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.
Когда столкновение происходит на придворовой территории (парковка, стоянка, въезд/выезд со двора), схема составляется по тем же правилам, что и при ДТП на трассе. Когда схема составляется работником автоинспекции, водителям следует следить за правильностью её оформления, своевременно давая пояснения и поправляя возможные ошибки.
Ошибки при составлении схемы и их последствия
При выявлении в составленной схеме ошибок и несоответствий, она может быть признана недействительной. В результате пострадавшему отказывается в выплате компенсации, виновником признаётся не тот водитель, суд не принимает схему в качестве вещественного доказательства. Поэтому, прежде, чем заверить графический документ своей росписью, внимательно проверьте правильность его оформления.
Заключение
Правильно составленная схема при ДТП позволяет установить обстоятельства ДТП, выявив настоящего виновника. Поэтому, столь важно водителям знать общие правила и конкретные нюансы её оформления.
Как рисовать схему ДТП?
К несчастью, дорожно-транспортные происшествия в повседневной жизни – далеко не редкость, а для работников ГИБДД ежедневная реальность.
В крупных городах с каждым годом увеличивается автомобильный поток, с каждым годом все больше и больше водителей садятся за руль новеньких и не очень транспортных средств, поэтому даже небольшое ДТП может создать огромную пробку.
Часто опытные водители, застревая в таких заторах по причине мелких «стукашек», очень нервничают, ведь можно оформить аварию самостоятельно, пожать друг другу руки и переложить все хлопоты на страховую компанию.
Читайте также Если нет извещения о ДТП что делать
Почему так важно уметь составить схему ДТП?
Каждый, кто садится за руль, должен знать правила поведения во время дорожного инцидента и уметь, при возможности, оформить самостоятельно европротокол и составить схему.
Пример схемы.
В первую очередь, это нужно и самим участникам дорожно-транспортного происшествия. Ведь, если не ждать работников ГИБДД, которые могут ехать 2 и 3 часа, попадая в такие же тягучки, то можно в течение часа освободиться и поехать по своим делам.
Во-вторых, стоит задуматься о других участниках дорожного движения. Часто на узких дорогах поврежденные автомобили загромождают проезжую часть полностью или оставляют лишь одну полосу для проезда.
В результате образуется пробка, где стоят люди, которым надо на работу, по важным делам, встречам и прочему.
Иногда бывают и критические ситуации, когда карета скорой помощи попадает в такую тянучку, и нет возможности проехать быстрее, и тогда уже от двух водителей зависит жизнь человека.
В конце концов, большие пробки сильно вредят окружающей среде и часто являются причиной смога в крупных городах.
Поэтому каждый водитель должен понимать свою ответственность перед обществом, даже если не он виновник ДТП, и быть в состоянии решить небольшую проблему самостоятельно.
Отметим, что правильно составленная схема дорожно-транспортного происшествия является важнейшим доказательством ответственности того или иного водителя, для тех, кто будет рассматривать данное дело.
Как оформить мелкое ДТП самостоятельно?
Небольшое происшествие на дороге можно оформить самостоятельно. Однако, при этом следует внимательно оценить ситуацию, так как под нормы Европротокола подходят не все ДТП.
Оформление аварии самостоятельно возможно в таких случаях:
- в ДТП нет пострадавших, ущерб нанесен только автомобилю;
- виновник признал свою вину, и у участников нет других разногласий;
- оба участника происшествия имеют действующие полисы ОСАГО или Грин-карту.
Если все условия соблюдены, то можете приступить к оформлению неприятной ситуации на дороге для страховой компании.
Если у вас нет инструкции, то скачать и распечатать её можно с официального сайта ГИБДД. Если же вы полагаетесь на свою память, то наши рекомендации можно легко запомнить.
Действуем по плану:
- Вас ударили! Немедленно остановите автомобиль и включите аварийную сигнализацию. Выйдите из машины и обозначьте место происшествия аварийными знаками. Если ситуация произошла в темное время суток на плохо освещаемой дороге, не поленитесь и наденьте светоотражающий жилет.
- Если есть очевидцы вашей аварии, обязательно запишите их фамилии, адреса и телефоны. Возможно, другие водители остановятся помочь вам, поинтересуйтесь, не был ли у них в машине включен видеорегистратор.
- Проверьте наличие действующих полиса ОСАГО или Грин-карты у второго участника ДТП. Для оформления Европротокола второй участник должен быть согласен с обстоятельствами аварии.
- Ущерб, который на сегодняшний день покрывает ОСАГО по Европротоколу, в большинстве случаев составляет 100 тысяч рублей. Поэтому, оценивая повреждения автомобиля в большую сумму, вам нужно понимать, что для этого придется вызывать работников дорожного патруля.
- Участникам необходимо заполнить Извещение о ДТП, которое является доказательством произошедшего, а также составить схему происшествия в данном документе.
- Европротокол вместе с другими документами направляется в страховую компанию виновника для назначения выплаты компенсации. Однако, потерпевший может обратиться и за прямым возмещением ущерба к своему страховщику.
Водители должны понимать, что в ходе разбирательства страховой компанией может быть произведен осмотр транспортных средств обоих участников, даже если они использовали упрощенную систему оформления ДТП.
Также, важно правильно заполнить все разделы извещения, поскольку ошибки и неточности могут стать поводом для отказа в выплате. Страховщики делают все возможное, чтобы не возмещать ущерб, поэтому документы все смотрят самым тщательным образом.
Статистика страховщиков показывает, что на сегодняшний день правом оформления европротокола пользуется лишь 5-8% автомобилистов, прежде всего, по причине относительно невысокого лимита выплаты, а также многие водители беспокоятся о последствиях и сомневаются в том, что смогут правильно все оформить.
Составляем схему ДТП правильно
На сегодняшний день, к счастью или к сожалению, не существует единых норм, как составлять схему ДТП правильно.
Как правило, это делается в буквальном смысле, «на коленке», но есть некоторые правила, которые следует соблюсти, чтобы не допустить спорных ситуаций с сотрудниками страховой компании и ГИБДД.
Схема аварии.
Что должно быть в правильной схеме:
- Внешнее оформление.
Для того, чтобы корректно оформить расположение автомобилей, можно, конечно, нарисовать все схематично на самом бланке извещения, тем более пункт для этого имеется. Но такой размер не позволит страховой компании детально рассмотреть все особенности сложившейся ситуации, поэтому лучше использовать лист бумаги А4 формата. Схема должна быть прорисована ручкой, чтобы невозможно было ничего подделать. - Заголовок.
Обязательно, если вы будете рисовать схему на отдельном листе, озаглавьте её. При этом в самом Извещении укажите, что Схема изложена в дополнении к протоколу. - Начните зарисовывать схему дорожно-транспортного происшествия не с конкретного места, а именно с окружающей среды.
Обозначьте сначала расположение улиц, дорожные знаки, светофоры и прочие опознавательные знаки. Укажите адрес ближайшего дома, схематично обозначьте объекты, которые имеются на этой локации. И лишь после того, как вы детально нарисовали местность, можете приступать к зарисовке непосредственно аварии.
Не упускайте детали. Зарисовывайте все объекты и ситуацию, которая имела место быть. Какой свет был на светофоре, какие знаки есть на этой дороге, какая дорога главная и т.д. Одним словом, должно быть зафиксировано все, что имеет отношение к происшествию и все, что могло повлиять на поведение водителей.
Самое главное.
Зарисовывая непосредственную аварию, необходимо наиболее точным образом обозначить положение машин в момент столкновения, указать стрелками направления движения обоих водителей.
Также следует отметить:
- буквой Х – место удара;
- тормозной путь;
- обломки ДТП.
Одним словом, схема дорожно-транспортного происшествия должна быть прорисована максимально подробно и правдиво. Она не должна вызывать сомнений и споров у страховой компании, а также у работников ГИБДД и в суде.
В случае, если вы не можете достичь взаимопонимания с виновником ДТП, то дождитесь работников патрульной службы и доверьте решение этих проблем им.
При каких обстоятельствах нельзя самостоятельно зарисовывать схему ДТП
Несмотря на упрощение правил регистрации ДТП, существуют обстоятельства, при которых вызывать работников ГИБДД все же придется.
Сделать это нужно в таких ситуациях:
- если один из водителей не имеет при себе или в принципе действующего полиса ОСАГО, если его страховка недействительна или неподлинна;
- если один из участников ДТП не имеет при себе или в принципе водительских прав;
- если кто-то из участников аварии находится в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотиков;
- если в дорожно-транспортном происшествии есть пострадавшие, нанесен вред жизни или здоровью;
- в ситуации, если ущерб, нанесенный транспортному средству потерпевшего превышает лимит по ОСАГО, а именно 100/400 тысяч рублей.
Если хотя бы одно обстоятельство из вышеописанных – это ваш случай, оформлять самостоятельно Европротокол нельзя.
В противном случае, водитель может быть наказан штрафными санкциями в крупном размере, а также есть риск лишиться прав и в ближайшие 1,5-2 года перейти в категорию пешеходов.
Мы искренне желаем вам не попадать в дорожно-транспортные происшествия!
Как нарисовать схему ДТП, чтобы не возникло проблем со страховой и ГИБДД
В ряде случаев при возникновении на дороге аварийной ситуации с причинением незначительного ущерба транспортным средствам законодательством предусмотрен вариант оформления дорожно-транспортного происшествия без участия аварийных комиссаров или работников ГИБДД. Возможность нарисовать схему ДТП самостоятельно экономит время водителей на ожидании сотрудников ДПС, позволяет максимально быстро удалить пострадавшие ТС с проезжей части и разгрузить дорожную ситуацию. Однако чтобы документ, составленный на месте происшествия, имел юридическую силу и в дальнейшем способствовал определению виновника аварии, а также назначению страховых выплат – он должен соответствовать установленным требованиям. Поэтому каждому автолюбителю необходимо четко представлять, как нарисовать схему ДТП и какие сведения должны быть указаны в пояснениях к ней.
Когда допустимо составление схемы ДТП без участия ГИБДД
В определенных ситуациях водители могут в отсутствие наряда ДПС сами оформить протокол и начертить схему ДТП. Чтобы подобные действия не квалифицировались как оставление места происшествия и не влекли за собой административной ответственности в отношении участников аварии, нужно учитывать насколько обстоятельства, сопутствующие ДТП, подходят для самостоятельного оформления. Необходимыми условиями для этого являются:
- аварийная ситуация с участием только двух автомобилей;
- наличие у обоих автовладельцев действующих полисов ОСАГО (КАСКО);
- отсутствие пострадавших или жертв происшествия (самих водителей, пассажиров, пешеходов), а также вреда или ущерба, причиненного имуществу других лиц;
- обоюдное согласие сторон с оценкой стоимости, характера повреждений ТС и степенью вины каждого из водителей;
- предварительная суммарная оценка затрат на ремонт транспорта не превышает 50 тыс. рублей.
Если хотя бы один пункт не соответствует действительности – водители обязаны дождаться патрульного экипажа, не предпринимая никаких действий по освобождению проезжей части и изменению положения ТС. Это особенно актуально, когда есть сомнения в адекватном состоянии одного из участников ДТП (признаки агрессии, алкогольной или наркотической интоксикации), в подлинности его страхового полиса (тем более при отсутствии такового), отказе представить водительские права или при наличии людей, пострадавших в результате аварии.
Читайте также Как меняется КМБ после ДТП
За самостоятельное оформление европротокола в данных случаях водитель не только не получит страховую выплату, но и может быть оштрафован или лишен права управления ТС на срок, предусмотренный законом.
Основные правила составления схемы ДТП
Если причин для отказа от самостоятельного оформления ДТП не наблюдается, владельцы пострадавшего автотранспорта могут приступать к фиксации обстоятельств происшествия. Ключевыми правилами при этом являются:
- отражение достоверной информации;
- четкость рисунка и читабельность пояснений к нему;
- соответствие имеющимся требованиям к оформлению (по наличию исправлений, незаполненных граф, ошибок в персональных и иных сведениях о владельцах ТС и т.п.);
- подтверждение изложенной информации свидетельскими показаниями очевидцев или видеоматериалами с регистратора (персональные данные свидетелей записываются с их согласия).
Строгих требований к качеству изображения не существует, каждый может начертить схему происшествия в меру своих способностей. Для СК и ГИБДД основополагающим показателем является информативность рисунка и учет всех обстоятельств, сопутствующих возникновению аварийной ситуации. В случае неполных, искаженных или заведомо ложных сведений, указанных в протоколе, СК вправе отказать страхователю в предоставлении компенсации (несмотря на то, что страховая фирма имеет возможность восстановить недостающую информацию через портал РСА).
Информативность рисунка во многом зависит от умения автовладельца передать всю картину происшествия в деталях. Для этого важно, чтобы при начертании схемы учитывались следующие факторы:
- события, предшествующие ДТП (они впоследствии помогут установить степень вины обоих водителей);
- местоположение ТС до и после столкновения;
- виды разметки полотна, дорожные знаки, сигналы светофора.
Кроме того, в протоколе не должны присутствовать исправления и нечитаемые слова (а если они есть – оба участника аварии заверяют исправленное своими подписями). Оптимальным вариантом считается переделка испорченной схемы, поскольку разные неточности и разночтения в рисунке могут послужить причиной для отказа в выплате компенсации страховой компанией.
Для чертежа используется белая бумага формата А4, тетрадный лист или приложения к страховому полису, специально для этого предназначенные. Графическое изображение и пояснения к нему делаются шариковой ручкой во избежание истирания рисунка. Объекты, имеющие отношение к ДТП наносятся схематично в горизонтальной проекции без лишней деталировки (если она не имеет значения для разбора аварийной ситуации).
В бланке заполняются все необходимые поля и графы, а пустые строки помечаются перечеркнутой буквой Z. Завершив заполнение протокола, обе стороны должны проверить правильность указанной в нем информации (сверив данные паспорта, водительских прав, номер страхового полиса и т.д.), и заверить оба экземпляра своими подписями.
Применение типовых схем
Управлением ГИБДД на основании анализа ДТП был разработан набор типовых схематических изображений наиболее распространенных аварийных ситуаций, допускающих самостоятельную зарисовку места происшествия. Автолюбители могут использовать их в качестве образца. Чтобы получить представление о том, как нарисовать схему ДТП самому, пример типового чертежа послужит идеальным вариантом для разбора стандартных случаев и будет иметь хороший обучающий потенциал.
Для простоты использования на портале РСА схемы подразделяются по категориям на основании типа ДТП и вектора движения автомобилей, участвовавших в аварии (попутно, по встречному маршруту, задним ходом, в момент остановки).
Типовые шаблоны представлены в виде таблиц, где:
- в первой колонке расположена картинка;
- во второй описаны основные характеристики происшествия;
- в третьей цифрой обозначена степень вины первого ТС.
- далее – второго автомобиля.
Шаблоны с определенной периодичностью обновляются и модифицируются, но на практике применение таких схем не всегда целесообразно, поскольку каждое ДТП сугубо индивидуально и имеет целый ряд особенностей, отличающих его от других, что значительно затрудняет стандартизацию графического изображения происшествия. Однако в качестве образца правильного описания места происшествия такие схемы незаменимы.
Оформление схемы для ГИБДД
В отсутствие сотрудников ДПС запротоколировать и зарисовать место ДТП могут сами автовладельцы. В последующем документ, составленный участниками аварии, будет представлен уполномоченным представителям ГИБДД и даст возможность получить от страховой компании материальную компенсацию понесенного ущерба. Чтобы ни у страховщика, ни у полиции не возникло претензий к оформлению схемы, в ней должна присутствовать информация, отражающая следующее:
- Полные координаты места происшествия (с указанием района, населенного пункта, улицы, километра и т.п.).
- Подробное описание места ДТП.
- Перечисление особенностей разметки полотна и дорожных знаков.
- Специфику дорожной ситуации (расположенные в пределах видимости объекты дорожной инфраструктуры, прилегающие здания и другие объекты).
- Сведения о последствиях произошедшего ДТП в привязке к указанному месту.
Последовательность действий при оформлении графического изображения места аварии включает в себя такие пункты:
- вверху пишется заглавие – «Схема ДТП»;
- обозначается место, дата произошедшего и время с точностью до минуты;
- воспроизводится план местности с указанием названий прилегающих улиц (в обязательном порядке должны присутствовать изображения перекрестков, сигналов светофора на нем, трамвайных или ж/д путей, мостов, пешеходных переходов, островков безопасности и т.д.);
- обозначаются объекты, расположенные рядом с дорожным полотном (дома, столбы, заборы, газоны, зеленые насаждения);
- в виде простых геометрических фигур зарисовывается местоположение ТС в момент ДТП, они обозначаются заглавными буквами («А», «Б»), при этом должна присутствовать информация об их ориентации и направлении движения;
- место удара (соприкосновения) ТС помечается крестиком;
- изображается иной транспорт, который был причастен к ДТП (служил препятствием для движения или не позволил избежать столкновения);
- отмечаются дополнительные важные детали (тормозной путь, траектория заноса, площадь разлета осколков или деталей ТС);
- прилагается расшифровка условных знаков (какой букве соответствует тот или иной автомобиль с указанием его марки и госномера);
- указываются персональные данные очевидцев происшествия (по необходимости) за их личной подписью;
- размещается информация о составителе схемы (Ф.И.О.), а также всех участниках ДТП.
В качестве дополнения к рисунку может присутствовать более подробная схема расположения ТС (в момент столкновения и при окончательной остановке), описание погодных условий, других факторов, способствовавших возникновению аварийной ситуации, а также материалы фото- и видеофиксации происшествия.
Документ подписывается обоими владельцами пострадавших автомобилей, после чего они имеют возможность покинуть место ДТП. Если у одного из участников происшествия имеются замечания по сути схемы, он должен сделать пометку об этом в пояснении к рисунку или сделать свой вариант чертежа. Чтобы уже после подписания протокола в него не были внесены изменения – рекомендуется сфотографировать готовый вариант.
Заполнение европротокола
При получении полиса ОСАГО каждому автовладельцу выдается несколько экземпляров «Извещения о ДТП», или европротоколов с подробным руководством по их заполнению. Чаще всего, подобные извещения используются в случаях когда:
- ущерб ТС настолько незначителен, что их владельцы не планируют обращаться за компенсацией к страховщику;
- полученные повреждения минимальны и для выплаты страховки не потребуется предоставлять в СК другие справки.
Последовательность заполнения европротокола и сведения о том, как нарисовать схему ДТП для страховой прописаны в инструкции по действиям автовладельцев в случае аварии. Они практически идентичны составлению рукописного варианта подобного документа для ГИБДД.
Различия состоят в следующем:
- используется печатный шрифт;
- не допускаются исправления и ошибки;
- отметки в графах проставляются в виде галочек или крестиков;
- в незаполненных строках ставится прочерк;
- вносить изменения в один из экземпляров после их заверения подписями, и разъединения запрещается.
К оформлению европротокола нужно подходить ответственно. При отсутствии важных сведений в нем СК придется заниматься сбором недостающей информации самостоятельно, что может значительно увеличить срок рассмотрения заявления о выплате компенсации или стать причиной отказа в ее предоставлении.
В правильно оформленном извещении для страховщика должна присутствовать информация:
- о месте аварии (с датой и временем);
- о поврежденных ТС, их владельцах и лицах, управлявших автомобилями в момент ДТП;
- о страховщиках водителей, участвовавших в происшествии, номерах полисов страхования, сроках их действия;
- о повреждениях ТС (полный и подробный перечень);
- об обстоятельствах ДТП (выбирается из имеющегося списка или описывается иное).
На бланке рисуется схема расположения транспорта в момент столкновения со всеми необходимыми пояснениями.
Под схемой водители расписываются в том, что не имеют разногласий относительно причин ДТП, а справа и слева подтверждают своей подписью достоверность сведений о действующем полисе и транспортном средстве.
При этом в случае обоюдного согласия, бланк заполняется совместно, затем разъединяется на две части и каждый автовладелец заполняет и подписывает его оборотную сторону. Если присутствуют разногласия, то оба водителя заполняют и подписывают свой вариант извещения, а принимать решение о виновности каждого из них будет СК.
Подводя итоги
Самостоятельное изображение схемы ДТП не требует от автолюбителей особых художественных навыков или иных специфических умений. Чтобы документ имел юридическую силу — достаточно соблюдать требования к его оформлению и придерживаться основных правил. В интернете можно найти множество вариантов того, как нарисовать схему ДТП самому, пример которых поможет избежать автовладельцу грубых ошибок.