Как взыскать с виновника ДТП ущерб если он не имеет водительского удостовирения?
Содержание:
- 1 Европротокол: как оформить ДТП без полиции. Правила заполнения европротокола
- 1.1 Когда можно использовать европротокол?
- 1.2 Как оформить ДТП по европротоколу?
- 1.3 Первые восемь пунктов может заполнить любой из участников — это общая информация об аварии:
- 1.4 Схема аварии также общая, ее может нарисовать любой из участников:
- 1.5 Только после того, как заполните все предыдущие графы и внимательно прочтете, что написал второй водитель, ставьте подпись в последнем пункте:
- 1.6 Затем разделите бланк на два идентичных листа и заполните их оборотные стороны
- 1.7 Что делать с заполненными бланками?
- 1.8 Как получить страховое возмещение по европротоколу?
- 1.9 Что делать, если я не согласен с размером выплаты?
- 2 Попали в ДТП без прав или страховки?
- 3 Взыскание с виновника ДТП – судебная практика, материального ущерба, морального вреда, упущенной выгоды
- 4 Александр Паутов: Как возмещается ущерб при ДТП
Европротокол: как оформить ДТП без полиции. Правила заполнения европротокола
Вы попали в мелкую аварию? Все живы-здоровы, а автомобили лишь слегка повреждены? Не нужно ждать сотрудников полиции, чтобы оформить происшествие. Вы вместе со вторым водителем можете сами задокументировать ДТП, чтобы пострадавший получил страховую выплату. Такая упрощенная процедура называется системой европротокола.
Когда можно использовать европротокол?
Есть несколько обязательных условий:
- В ДТП участвовали только два транспортных средства (ТС) и повреждены только они.
- Ничья жизнь или здоровье не пострадали.
- Участники происшествия имеют действующие страховые полисы ОСАГО. Полис должен содержать данные водителя, который был за рулем в момент аварии, или быть «без ограничений» (это значит, что транспортным средством может управлять любой обладатель водительских прав).
- Размер ущерба транспортному средству визуально, по вашей оценке, не превышает 100 тыс. рублей — это максимальная страховая выплата по европротоколу в большинстве регионов. Размер возмещения для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей может достигать 400 тыс. рублей. Но чтобы получить выплату больше 100 тыс. рублей, нужно оформить происшествие через приложение «ДТП. Европротокол» ( iOS, Android). С 1 октября 2019 года лимит выплат в 400 тыс. рублей при тех же условиях будет действовать по всей стране.
Если хотя бы одно из условий нарушено, европротокол не сработает. Звоните в ГИБДД. Сотрудники автоинспекции или прибудут на место аварии (если случай сложный), или посоветуют вам подъехать к ближайшему посту ДПС.
Европротокол можно использовать, даже если участники ДТП не могут решить, кто из них виновник аварии, а кто — пострадавший. Предполагается, что страховщики могут определить степень вины каждого из водителей, но для этого хотя бы одна из машин должна быть оборудована системой мониторинга либо водители должны оформить происшествие с помощью мобильного приложения «ДТП. Европротокол».
На самом деле страховые компании зачастую не могут однозначно установить обстоятельства происшествия, а потому просто выплачивают каждому из водителей половину возмещения.
Поэтому, если вы уверены в своей правоте и хотите получить полное возмещение, но второй водитель не признает вину, стоит отказаться от европротокола и дождаться сотрудников ГИБДД. Если же вы дорожите своим временем и готовы довольствоваться половиной возмещения, то можете воспользоваться европротоколом.
Как оформить ДТП по европротоколу?
Возможны два варианта.
Первый вариант: разногласий нет и ущерб, по вашим оценкам, не превысит 100 тыс. рублей.
В этом случае можно ограничиться всего одним шагом:
- Заполните извещение о ДТП (бланк европротокола). Бланк извещения вам выдает страховая компания в момент покупки полиса ОСАГО (пример бланка). Если вы потеряли или использовали свой бланк, нужно обратиться в любой офис своего страховщика и взять новый бланк европротокола. Он бесплатный.
Водители заполняют один бланк извещения на двоих, и чей это бланк — неважно. Он состоит из двух листов. Верхний из них — самокопирующийся. Проследите, чтобы информация с лицевой стороны четко отпечаталась на втором листе. Оборотную сторону каждый заполняет самостоятельно. - Сфотографируйте или сделайте видеосъемку места аварии до того, как убрать с дороги ТС. Это не обязательно, но желательно: так вы подстрахуете себя на случай, если второй водитель решит «творчески переосмыслить» произошедшее. Зафиксируйте положение ТС по отношению друг к другу, дорожной разметке и дорожным знакам, снимите повреждения ТС, следы от шин, отлетевшие запчасти или их детали (осколки). На кадрах должны быть видны номерные знаки обоих ТС.
- Если есть свидетели ДТП, попросите их дать письменные показания об обстоятельствах аварии и оставить свои контактные данные. Это тоже поможет вам, если у страховой компании возникнут сомнения в реальности аварии или второй водитель решит трактовать ситуацию в свою пользу.
- Скачайте приложение в App Store или Google Play (если вы не сделали этого раньше). Это может сделать любой из участников аварии. В приложении нужно зарегистрироваться и указать данные своего транспортного средства и номер полиса ОСАГО.
- Зарегистрируйте аварию. Зайдите в раздел «Регистрация ДТП». Введите данные полисов ОСАГО обоих водителей. С помощью приложения сфотографируйте заполненный бланк европротокола, а также сделайте фотографии с места аварии. Вы увидите подсказки, какие снимки необходимо загрузить. Приложение также автоматически определит координаты места аварии и время заполнения формы.
- Дождитесь, пока приложение выдаст вам номер обращения. Этот номер вы должны будете сказать своему страховщику, когда привезете заполненный бланк европротокола.
Но лучше этот шаг дополнить еще двумя действиями:
Второй вариант: вы оцениваете ущерб больше 100 тыс. рублей или у вас есть разногласия — кто виноват в аварии.
В дополнение ко всем предыдущим пунктам нужно воспользоваться мобильным приложением «ДТП. Европротокол».
Когда вы и второй водитель подпишете бланк европротокола и внесете данные в приложение, можете покинуть место аварии.
Первые восемь пунктов может заполнить любой из участников — это общая информация об аварии:
- Место ДТП. Укажите город, улицу и номер ближайшего к ДТП здания. Если авария произошла на перекрестке, напишите названия пересекающихся улиц. Если ДТП совершено не в населенном пункте, сообщите название трассы, километр и направление движения.
- Дата ДТП. Отметьте не только дату, но и примерное время ДТП.
- Количество поврежденных ТС.
Для европротокола их должно быть только два.
- Количество раненых/погибших. В ДТП, по которому может быть оформлен европротокол, их быть не должно. В извещении в этой графе ставьте прочерки.
- Освидетельствование участников ДТП на состояние алкогольного опьянения. При оформлении европротокола не проводится. Ставьте галочку в графе «Нет».
- Материальный ущерб, нанесенный другим ТС (кроме А и В), может быть только нулевым. Иначе оформить европротокол нельзя.
- Свидетели ДТП. Если они есть, укажите их ФИО и адрес фактического проживания.
- Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД.
Отметьте галочкой «Нет», так как европротокол не предполагает участия сотрудников автоинспекции.
- Данные ТС: марка, модель, госномер и другие. Возьмите их из свидетельства о регистрации вашего ТС.
- Собственник ТС. Впишите данные владельца, указанного в свидетельстве о регистрации, в том числе адрес.
- Водитель.
Здесь вы должны внести данные того, кто управлял ТС в момент аварии. Это не обязательно собственник. Но этот человек должен быть вписан в полис ОСАГО (или полис должен быть без ограничений по количеству водителей). Иначе европротокол не действует.
- Страховщик. Полное название страховой компании написано в вашем полисе ОСАГО.
Впишите также номер полиса и укажите, до какой даты он действует.
- Место первоначального удара. Даже если ТС повреждено в нескольких местах, нужно обозначить только точку первого удара.
- Характер и перечень видимых повреждений. Внимательно осмотрите и перечислите все видимые повреждения своего ТС.
- Замечания.
Здесь каждый из водителей должен написать, кем он себя считает — потерпевшим или виновником аварии.
- Обстоятельства ДТП. Выберите их из предложенных, отметьте галочками и запишите общее количество заполненных клеток.
- Схема ДТП. Обозначьте контуры проезжей части с названием улиц, а также направление движения. Укажите расположение транспортных средств, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры — все, что имеет отношение к ДТП.
- Подписи водителей. Сначала нужно отметить галочкой, есть ли у вас со вторым водителем разногласия относительно причин, обстоятельств и последствий аварии.
Если разногласий нет, то поставьте галочку в клетке «Отсутствие», если вы не смогли прийти к единому мнению — в клетке «Наличие». После этого оба водителя должны поставить свою подпись.
Это обязательное условие оформления ДТП по европротоколу.
Под этим пунктом нужно поставить свою подпись, подтверждающую верность всей предоставленной информации.
Схема аварии также общая, ее может нарисовать любой из участников:
Только после того, как заполните все предыдущие графы и внимательно прочтете, что написал второй водитель, ставьте подпись в последнем пункте:
Затем разделите бланк на два идентичных листа и заполните их оборотные стороны
На оборотной стороне своего экземпляра каждый из водителей указывает обстоятельства ДТП. Если у вас со вторым водителем есть разногласия, подробно опишите их в пункте 7.
Если места не хватает, продолжите описание на чистом листе бумаги и приложите его к бланку. При этом на бланке надо сделать отметку «С приложением». А на приложении укажите, к какому документу оно относится и кем составлено, а также заверьте его подписями обоих участников ДТП.
Что делать с заполненными бланками?
В течение 5 рабочих дней со дня происшествия вы должны передать в свою страховую компанию ваш экземпляр извещения о ДТП. Лучше прийти в офис страховой компании лично. Когда отдадите извещение, потребуйте себе копию с печатью компании и датой приема.
Если доехать до страховщика не получается, можно послать извещение по почте. Оставьте себе копию извещения, а оригинал отправьте страховой компании заказным письмом с уведомлением о вручении.
Сделайте опись вложения в двух экземплярах. На одном из них на почте поставят штамп — этот экземпляр нужно оставить себе.
Когда письмо будет доставлено, вам придет уведомление о вручении — его нужно будет забрать на почте.
Если вы застраховали свое транспортное средство от ущерба, можете передать европротокол страховщику, с которым вы заключили договор КАСКО, а не ОСАГО. В этом случае тоже возьмите копию извещения с печатью и датой.
Обязательно сохраните все документы. Они понадобятся, если возникнут проблемы с выплатами. Ведь если пострадавший не направит документ вовремя, ему могут отказать в возмещении. А если виновник ДТП не сообщит о происшествии своей страховой компании, она имеет право взыскать с него убытки в размере произведенной страховой выплаты.
Как получить страховое возмещение по европротоколу?
Обычно этот процесс занимает один-два месяца.
- В течение 5 дней вы должны предоставить в страховую компанию комплект документов:
- заполненное извещение о ДТП;
- полис ОСАГО;
- паспорт и водительское удостоверение;
- документы, подтверждающие право собственности на ТС;
- если есть — электронный носитель с фото- или видеосъемкой с места аварии: например, флешку с записью, сделанной на смартфон;
- если есть — письменные показания свидетелей ДТП;
- заявление о прямом возмещении убытков;
- доверенность от собственника ТС на получение возмещения, если в страховую компанию обращается не собственник;
- банковские реквизиты на случай, если страховая компания возместит вам ущерб не в натуральном виде, отремонтировав ваше ТС, а деньгами и вы хотите получить их не наличными, а переводом на счет.
- В течение 20 дней страховая компания рассмотрит ваши документы и определит размер возмещения. В большинстве случаев вам нужно будет представить свое ТС на осмотр. Страховщик или независимый эксперт проведут оценку ущерба. Виновник ДТП не может ремонтировать или утилизировать свое транспортное средство без согласия страховой компании в течение 15 дней со дня происшествия. Возможно, эксперты захотят осмотреть его. Если виновник в этот период проведет какие-то манипуляции с ТС, страховщик имеет право предъявить ему иск на сумму выплаченного возмещения. Когда размер компенсации будет определен, страховая компания направит ваше ТС на ремонт в одну из партнерских станций техобслуживания (СТО) или выплатит вам деньги — наличными либо переводом на счет.
Возмещение по европротоколу не может превышать 100 тыс. рублей (или в некоторых регионах — 400 тыс. рублей). Если ущерб будет оценен в большую сумму, вы можете доплатить за ремонт на СТО страховщика или получить деньги и поискать другой автосервис.
- В течение 30 дней с момента поступления вашего транспортного средства на СТО страховой компании оно должно быть отремонтировано.
С документами, которые оформлены в рамках европротокола, также можно обращаться в страховую компанию за получением страховых выплат по полису добровольного страхования — КАСКО.
Подробнее о возмещении ущерба можно прочитать в статье об ОСАГО.
Что делать, если я не согласен с размером выплаты?
Если страховая компания занижает страховую сумму, не выплачивает вам деньги вовремя, вообще отказывает вам в возмещении, хотя вы предоставили все необходимые документы, для начала подайте письменную претензию в страховую компанию. Страховщик должен рассмотреть ее и дать вам ответ в течение 10 календарных дней с момента получения.
Если компания не ответит вовремя или ответ вас не устроит, еще один вариант — обратиться к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.
Если вам кажется, что страховщик нарушает ваши права, направьте письменное обращение в Банк России, который контролирует работу всех страховых компаний.
Последняя инстанция — суд. Вы можете подать иск на страховую компанию с требованием выплатить возмещение. Главное — сохранить и затем представить на суде все документы, включая копию извещения со штампом компании (или с уведомлением о вручении от почты) и отказ страховой компании (если она ответила).
Дополнительную информацию о европротоколе можно получить на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).
Источник: https://fincult.info/article/evroprotokol/
Попали в ДТП без прав или страховки?
В вас по воле случая въехали на дороге и у виновника отсутствует ВУ? В этой ситуации виновник ответит по статье 12.7 КОАП (Управление ТС лицом, не имеющим право на управление ТС, исключение составляет учебная езда). В данном случае водителя без ВУ оштрафуют на сумму от 5000 до 15000 т.р.
, это если у него в принципе нет ВУ, т.е. он не сдавал на права, но так получилось, что сел за руль, угнал авто, или взял покататься. Другая ситуация, если человек лишен права на управлений ТС, в этом случае лицо отвечает по статье 12.7 КОАП по части 2., на него наложат штраф в тридцать т.р.
, также есть вариант схлопотать административный арест, его срок 15 суток, также можно получить от ста до двухсот часов исправительных работ. Обязательно помните, что если вы передали управление ТС лицу не имеющему на это право, либо ранее лишенному такого права, то вас вполне законно ожидает наказание по части 3 статьи 12.
7 КОАП, наказание в виде штрафа, размер которого составляет 30000 т.р.
Как можно получить скидку на оплату штрафа ГИБДД?
Но я думаю вас еще интересует вопрос, как быть вам потерпевшему? В ситуации когда у виновника нет ВУ и он не вписан в (страховку) полис ОСАГО, то стоит ли вам претендовать на прямое возмещение убытков в страховой компании? В этом случае вполне справедливо и на основании закона ваша страховая откажется возмещать какой бы то ни было ущерб, ведь у виновника отсутствует полис и вашей СК (страховой компании) по сути не с кого будет взыскивать сумму ущерба, которую причинили вашему АМ. Вам являющимся потерпевшим в такой ситуации придется после полного сбора документов, сразу же подать исковое заявление на виновника и весь ущерб по закону должен уплачивать лично виновник ДТП, но нужно очень внимательно отнестись к подготовке доказательств.
Все о ремонте по ОСАГО после ДТП
Для начала нужно вызвать на место ДТП сотрудников ГИБДД, они обязаны составить постановление об административном правонарушении и заполняют справку о ДТП, где конечно же указывается виновник (вам обязательно нужно попросить сотрудников ГИБДД указать в спарвке о ДТП, что у виновного лица отсутствует полис ОСАГО и ВУ), также обязательно нужно составить схему ДТП, ее необходимо отдать на проверку сотрудникам ГИБДД, далее она подписывается участниками ДТП, если одни из участников отказывается подписывать настоящую схему, то необходимо пригласить двух понятых, у них необходимо взять регистрационные данные, т.е. номер и серию паспорта, они указываются в схеме, обязательно ФИО и место проживания, не путайте с местом регистрации, далее понятые после ознакомления со схемой ДТП подписывают ее, также схему подписывают сотрудники ГИБДД и соответственно вы. Далее обязательно запишите адрес проживания, или прописки виновника, также запишите его номер телефона, это очень важно, советую не забывать об этом.
Действия виновника ДТП по ОСАГО
Чтобы вам определить реальную сумму ущерба, незамедлительно проведите независимую оценку, она необходима для определения размера ущерба причиненного вашему АМ, но перед этим обязательно отправить телеграмму виновнику ДТП которая отправляется с уведомлением, в телеграмме обязательно укажите место и время осмотра вашего ТС, получит виновник ее, прочтет, или сделает что то другое, будет ли присутствовать при осмотре авто это уже не важно, важен факт отправки телеграммы, все чеки после отправки обязательно сохраняем. Отнеситесь внимательно к выбору компании которая должна проводить независимую оценку, у них обязательно должна быть лицензия разрешающая им предоставление таких услуг, если ее нет, в случае проведения оценки (экспертизы), она не будет представлять какой либо ценности в суде и вы выбросите деньги на ветер и все придется переделывать.
Вы также в праве требовать с виновника (возмещения) компенсации утраты товарной стоимости вашего авто, она рассчитывается разницей между ценой авто до ДТП и ценой авто после ДТП, ведь даже если авто восстановлено, то рыночная стоимость такого автомобиля значительно ниже авто, ни разу не попадавшего в ДТП.
Какая будет разница, также определит независимая.
Также виновник возмещает все затраты связанные с судебным разбирательством, в них входит стоимость проведения экспертизы, госпошлина, также затраты на юридические услуги, также в затраты может входить причинение морального вреда, эвакуация авто или затраты на хранение.
Есть конечно при ДТП альтернативный вариант, к примеру если у виновника нет страховки (полиса ОСАГО, он в него не вписан) и отсутствует ВУ, обязательно попробуйте договориться, чтобы приехал владелец авто вписанный в страховой полис и конечно же имеющий при себе ВУ, ведь редки случаи когда у авто нет хозяина и он не застрахован.
Возможно найдется такой человек, который приедет и возьмет всю вину на себя, это конечно же снимет с вас волокиту с документами и вам проще будет взыскать ущерб со страховой компании, чем с физического лица.
Если такой вариант не прошел, то в случае если и у виновника нет ВУ и он не вписан в полис ОСАГО, попробуйте после того как станут известны результаты независимой оценки (экспертизы) договориться с виновником на месте, о возмещении ущерба, ведь в таком случае он заплатит только за независимую оценку, которую проводили за свои деньги вы и конечно за ущерб нанесенный авто. Если он не соглашается, то смело подавайте на него исковое заявление, нужные доказательства вы собрали и не забудьте предупредить виновника о том, что в случае судебного разбирательства плюсом к независимой экспертизе и ущербу авто, он оплатит все судебные издержки, в общем если это не подействует, то смело подаем в суд и если он является собственником авто, то можно наложить арест на его АМ, с целью обеспечения компенсации ущерба.
Что делать если виновник ДТП иностранец?
Если у виновника нет ВУ (лишен) но есть действующий полис ОСАГО
Нередки случаи когда виновник не так давно был лишен ВУ, но все же сел за руль и совершил ДТП, но при этом у него есть полис ОСАГО, у которого не закончился срок действия. В этой ситуации вы имеете законное право на прямое возмещение убытков.
Ведь виновник имеет полис, значит его ответственность застрахована и вы после составления справки о ДТП смело идете в свою СК и подаете документы и ждете возмещения ущерба. Также бывают случаи когда у виновника в принципе нет ВУ, но авто застраховано, а полис распространяется на неограниченный круг лиц.
В этом случае вы также имеете полное право на возмещение убытков СК (страховой компанией).
Если вы виновник и на момент ДТП не имели право управлять ТС но был полис и вы него вписаны, то после произведения выплаты потерпевшему вашей страховой компанией, она имеет полное право взыскать с вас в порядке регресса выплаченную сумму ущерба.
То есть по сути вы сами будете возмещать стоимость ремонта для потерпевшей стороны, но уже своей страховой компании и в судебном порядке. То что страховая взыщет с вас деньги, вполне законно и это прописано в законе об ОСАГО в статье 14 настощего ФЗ, также регресс наступает в случае если виновник ДТП прибывал в состоянии опьянения.
Как происходят выплаты по ОСАГО при обоюдной вине?
Виновник ДТП был пьян, или находился в состояний наркотического опьянения, у него нет прав и полиса
В данном случае ситуация может развиваться сразу в нескольких направлениях, но одно можно сказать точно, если он не вписан в ОСАГО и нет ВУ, то на возмещение ущерба СК, потерпевшему претендовать не стоит, ведь страхуется ответственность определенного лица, а не само транспортное средство и страховым случаем признается не причинение вреда, а причинение вреда опдреленным лицом управлявшим транспортным средством и вписанным в полис ОСАГО (то есть гражданская ответственность которого была застрахована), поэтому если автомобиль угнан и совершено ДТП, то такой случай страховым не признается (это относится к владельцам полиса ОСАГО). Для начала нужно понять, каким образом виновник завладел ТС, доверили ли ему владелец авто, или он просто его угнал. Ведь ответственный за источник повышенной опасности не может отвечать за него если он выбыл из его владения в случае неправомерных действий других лиц, статья 1079 ГКРФ. То есть если авто угнали и совершили ДТП, то отвечать будет не собственник, а лицо совершившее угон и соответственно ДТП. Также есть еще один момент, виновен ли сам владелец авто в противоправном изъятии у него транспортного средства, к примеру противоправное завладение произошло по причине неосторожности самого владельца, тогда ущерб после ДТП может быть взыскан как с угонщика, так и с владельца угнанного ТС, все зависит от ситуации по которой произошло неправомерное завладение ТС. Если вины собственника нет, то также ущерб взыскивается с угонщика в судебном порядке. Ну а если угонщик испарился после ДТП, то потерпевшему и вовсе не с кого будет взыскивать материальный ущерб.
Какие выводы?
Какой можно сделать из всего вышеизложенного вывод? Решать каждому, но все же, если у вас нет права на управление ТС, или вы не вписаны в ПОЛИС, возможно вас потянуло за руль после принятия спиртных напитков, подумайте, а стоит ли оно того? Поэтому призываю не нарушать закон, ведь и вам легче будет жить и проблем будет гораздо меньше. Текст данной статьи нельзя назвать полным руководством к действию, если вы не сильны в законах, то в любом случае обратитесь к опытному специалисту и получите квалифицированную консультацию и помощь. Удачи вам на дорогах.
Источник: https://yurist174.ru/autopravo/dokumenty/popali-v-dtp-bez-prav-ili-strahovki
Взыскание с виновника ДТП – судебная практика, материального ущерба, морального вреда, упущенной выгоды
Не стоит отчаиваться, если страховая не выплатила необходимую сумму для проведения ремонта авто или лечения пострадавшего после ДТП. Ведь можно обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании ущерба с виновного лица.
Часто возмещения, выплачиваемого страховой компанией после ДТП, не достаточно для покрытия причиненного ущерба. Если вы желаете добиться справедливости, можете взыскать необходимую сумму с виновного в аварии лица.
Что может стать основанием для того, чтобы потребовать возмещения от виновного участника:
- Страховые выплаты не могут возместить ущерб в полной мере.
- СК отказалась выплачивать компенсацию вовсе.
- Участник ДТП не имеет страховки.
- Вред, который нанесен человеку, не считается объектом страхования.
Допускается взыскание с виновника ДТП и страховой компанией, которая выплатила своему клиенту компенсацию.
Виды
В ст. 1072 Гражданского кодекса говорится, что субъектом, причинившим вред имуществу или здоровью человека, выплачивается недостающая сумма, которая покроет разницу.
Взыскание материального ущерба с виновника ДТП
Рассмотрим, что стоит знать для взыскания средств за нанесение материального ущерба.
Под упущенной выгодой стоит понимать неполученные средства, которые могли быть получены лицом при других обстоятельствах (если бы не произошло дорожно-транспортного происшествия).
Если лицом, что нарушило права второго участника, было получено сумму возмещения, потерпевший имеет право потребовать возмещения вместе с иными убытками упущенных выгод.
Размер такой выплаты не должен быть меньше доходов, которые лицо могло получить.
Чтобы взыскать упущенную выгоду, истец должен представить доказательства того, что:
- права были нарушены;
- причинено убытки (и в каком размере);
- существует причинно-следственная связь нарушения прав и убытков.
Судебный процесс в таком случае будет достаточно продолжительным. Сложность вызвана необходимостью представить доказательства неполучения прибыли.
Виновник обязан возмещать убытки, к которым относится и не полученная прибыль (ст. 1082 ГК, 15 ГК).
Без учета износа
В соответствии со ст. 1072 ГК компании и граждане, что застраховались по ОСАГО, при получении недостаточного возмещения от страховой компании, могут возместить недостающую разницу, о чем говорилось выше.
Размер возмещения – затраты на восстановление транспортного средства (часть 18 – 19 ст. 12 Закона об ОСАГО). Величина затрат на запасные детали будет определена с учетом износа комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), что должно заменяться при проведении ремонта.
То есть, нормативными актами предусмотрено выплату страховой компанией суммы в установленном размере, что определяется с учетом износа. А его степень определяет эксперт.
Опять же, если суммы, выданной страховой фирмой, не достаточно для восстановления ТС, можно взыскать с виновного лица недостающие средства. Но вот практика в отношении того, допускается ли взыскание без учета износы, достаточно противоречивая.
В п. 13 Постановления Пленума ВС России от 23 июля 2020 № 25 говорится, что реально нанесенный ущерб – это не только затраты, которые понесены истцом, но и затраты, которые будут понесены при восстановлении нарушенных прав.
Если повреждения устранялись путем использования новых материалов, то все расходы будут включаться в состав реального ущерба в полной мере.
И не имеет значения то, что цена имущественного объекта увеличивается или может увеличиваться, если сравнивать с его ценой до ДТП.
Величина возмещений может уменьшаться, если ответчик докажет, что есть более подходящий способ исправить повреждения.
В соответствии с Постановлением, вы можете потребовать виновника выплатить сумму возмещения свыше установленных лимитов (что выплачиваются страховщиками) без учета износа.
Расходов на погребение
В ст. 1064 ГК сказано, что вред, который причинен человеку или его имущественным объектам, должен возмещаться в полной мере виновником.
Если лицо представить доказательства своей невиновности, то оно будет освобождено от выплаты возмещения. Но есть случаи, при которых гражданин должен возмещать ущерб даже тогда, когда нет его вины.
О том, что лицо может освобождаться от ответственности в полной или частичной мере, говорится в п. 2 – 3 ст. 1083 ГК.
Участник ДТП должен нести ответственность в том случае, если потерпевший умирает. Он обязан выплатить сумму, которую было потрачено на погребение (ст. 1094 ГК).
Пособия, что были получены родственниками погибшего, в счет возмещения не должны засчитываться.
Франшизы
Многие имеют страховку, которая постепенно дорожает. Чтобы сэкономить, водители используют такой метод уменьшение цены – КАСКО с франшизой.
При условной франшизе убытки по страховым случаям, которые не превысят ее величину, страховая фирма ничего не выплатит. Если же убытки превышают величину франшизы, они будут возмещены в полной мере.
При безусловной франшизе имеет место часть убытков, которые не будут возмещаться страховой компанией и учитываться при определении суммы компенсации, что должна выплачиваться застрахованному лицу, из общего возмещения.
К примеру, страховая сумма составляет 100 тыс. Установлено безусловную франшизу – 15 тыс. Если убыток составит 10 тыс., он не будет возмещен, так как убытки меньше размера франшизы. Если ущерб будет составлять 20 тыс., то страховая возместит 5 тыс.
Если вы не можете получить необходимую сумму для устранения последствий ДТП, можно обратиться в компанию виновного лица по ОСАГО.
Франшиза уменьшает стоимость страховки, но заявить по ней можно не больше 1 убытка в году. Если обращений по страховым случаям будет несколько, сэкономить уже не получится.
Моральный вред
Вы можете также взыскать средства за нанесение морального вреда.
Для того необходимы выполнить такие условия:
- устанавливается виновное в аварии лицо. Вызовите представителя ГИБДД, и он отразит все необходимые факты в документации;
- подайте документацию на автомобильную техническую экспертизу, где будет определено серьезность повреждений и установлено стоимость восстановления;
- вызовите скорую при наличии травм. Это будет доказательством того, что по вине второго участника ДТП нанесено ущерб здоровью;
- соберите показания свидетелей;
- сохраняйте все платежные документы, что подтвердят ваши расходы на лечение;
- подайте иск, в котором опишите, какие моральные страдания у вас были после аварии;
Сумму взыскания за моральный ущерб может определить только судья, и не во всех случаях требования истца удовлетворяются в полной мере. Величина такого ущерба будет определена с учетом доводов, которые представят стороны.
В списке моральных страданий можно вписать то, что действия виновного лица негативно отражаются на психическом и физическом здоровье.
Как и кем определяется сумма
После ДТП машина осматривается независимым техническим экспертом, который установит характер повреждений и определит стоимость ущерба. При этом специалист будет опираться на правила, что утверждены Банком РФ.
Используется единая методика установления суммы расходов:
- Правила расчета величины затрат, необходимых для ремонта.
- Правила определения размера затрат на комплектующие и работу лица, которое займется восстановлением.
- Правила расчета цены годных остатков, если ТС полностью гибнет.
- Справочная информация о среднегодовом пробеге ТС.
При определении величины страховой выплаты проводится судебная экспертиза. Если все правила будут соблюдены, судом выносится положительное решение об удовлетворении требований истца.
То есть, если вы желаете взыскать сумму возмещения со страховой или физического лица, нужно обращаться в суд, где и будет установлено размер выплат.
В каком порядке происходит
Как происходит взыскание страхового возмещения с виновника ДТП?
Если вы являетесь потерпевшей стороной, вы можете:
Для взыскания компенсационной выплаты с виновного лица через суд, представляют:
- заключение эксперта;
- справки о ДТП;
- расчеты сумм.
Далее ваше заявление будет принято и рассмотрено в судебном порядке. После вынесения решения вам будет выдан исполнительный лист, с которым необходимо отправиться в службу судебного пристава, которая займется исполнением решения суда.
Если виновник не согласен с вынесенным решением суда, он может обжаловать его.
Не всегда дело может доходить до суда. Бывает, что участникам аварии удается договориться о добровольной выплате возмещения. Но и такие договоренности стоит отражать на бумаге.
Если вы пишете претензию, укажите:
- ваши требования;
- даты, когда возмещение должно быть уплачено;
- размер компенсации;
- расчеты, которые являются обоснованными;
- аргументы, почему виновник должен платить.
Примеры из судебной практики
Рассмотрим несколько ситуаций из судебной практики.
Ситуация 1
В суд Омска обратился мужчина в отношении виновного лица в аварии, при которой умер его родственник. Компенсация за моральный ущерб – 500 тыс. (это заявленная сумма истцом). Суд не смог установить меньший размер.
Дело в том, что при вынесении решений о размере морального ущерба (где есть гибель человека), почти всегда требования пострадавших удовлетворяются в полной мере.
Ситуация 2
Водитель автомобиля совершил наезд на пешехода. В результате такого ДТП он был травмирован, и ему дана 2 группа инвалидности. Кроме того, пешеход утрачивает свою трудоспособность на 85%.
В иске выражено требование взыскать с виновника пособие, которое будет выплачиваться каждый месяц, оплату за лечение, и возместить моральный вред в размере 10 тыс. судом такие требования были удовлетворены в полном объеме.
При желании взыскать с виновного лица определенные средства помните, что суд обычно назначает сумму ниже заявленной в иске на 30 – 50%.
Поэтому при обращении в уполномоченный орган потребуется основательная подготовка, если вы желаете выиграть дело. Если сомневаетесь в своих силах – воспользуйтесь услугами адвоката.
: ДТП взыскание ущерба
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник: http://provodim24.ru/vzyskanie-s-vinovnika-dtp.html
Александр Паутов: Как возмещается ущерб при ДТП
По данным МВД, в собственности белорусов на конец 2017 года было около 3 млн легковых автомобилей. За год произошло более 3,3 тыс. ДТП. О том, как возмещается ущерб, причиненный здоровью или имуществу граждан при ДТП, а также о судебной практике по таким делам накануне Пленума Верховного суда корреспонденту БЕЛТА рассказал судья, секретарь пленума Александр Паутов.
– Александр Михайлович, что показало изучение и обобщение практики рассмотрения судами дел этой категории?
– В судебной статистике дела, связанные с возмещением вреда, причиненного в ДТП, отдельно не выделяются. Поэтому для обобщения судебной практики было истребовано более 500 дел – как гражданских, так и экономических.
Анализ показал, что иски потерпевших к причинителям вреда или владельцам транспортных средств единичны. В большинстве случаев (более 90%) участниками споров являются страховые организации.
Поэтому тема возмещения вреда, причиненного в ДТП, неразрывно связана с вопросами страхования ответственности владельцев транспортных средств.
– Какие нормативные акты регулируют отношения по возмещению вреда в таких случаях? Затронет ли пленум последние изменения, произошедшие в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств?
– При рассмотрении дел этой категории суды опираются на Гражданский кодекс и Положение о страховой деятельности. Не всегда страховая организация обязана возместить вред в полном объеме.
Но это не значит, что интересы потерпевших в ДТП будут ущемлены.
Если по каким-то причинам вред остался не возмещенным страховой организацией, на основании норм Гражданского кодекса это ложится на плечи или причинителя вреда, или владельца источника повышенной опасности.
Положение о страховой деятельности было принято в 2006 году. Сегодня действует его новая редакция от 2014 года. Новации, произошедшие в этой сфере четыре года назад, во многом легли в основу изменений, которые Верховный суд вносит в действующее постановление пленума.
Есть как технические (полностью изменилась нумерация глав и статей), так и сущностные изменения. Среди наиболее значимых, например, увеличение с 200 евро до 400 евро размера страховых выплат при оформлении ДТП без вызова сотрудников ГАИ по так называемому европротоколу.
Сняты ограничения в размере трехкратного лимита ответственности при причинении ущерба в ДТП нескольким потерпевшим. То есть ранее с учетом лимита в 10 тыс. евро сумма страхового возмещения не могла превышать 30 тыс. евро на всех потерпевших – не важно, было их трое или пятеро.
Сейчас этот порог снят: каждому потерпевшему вред будет возмещаться в пределах установленного лимита, то есть до 10 тыс. евро. Если потерпевших будет, к примеру, пятеро, общая сумма страховых выплат не должна превысить 50 тыс. евро.
У потерпевших есть возможность получить страховое возмещение в размере фактических расходов, понесенных на ремонт поврежденного транспортного средства, за вычетом стоимости обновления деталей. Таким образом, если в дальнейшем при ремонте автомобиля выяснится, что стоимость затрат выше первоначальной оценки ущерба, страховщик выплатит разницу в пределах своего лимита.
– Расскажите, когда вред, причиненный потерпевшему, возмещает страховщик, а когда виновник ДТП? Подлежит ли страховому возмещению моральный вред?
– Есть четкий перечень видов вреда, который будет возмещать страховая компания. Речь идет о вреде, причиненном жизни, здоровью и имуществу. Всех остальных видов, например морального вреда или упущенной выгоды, это не касается.
Аналогичная ситуация и в случае утраты товарной стоимости транспортного средства. Но это не означает, что потерпевший вообще не получит выплату.
В этом случае возмещение происходит по общим нормам Гражданского кодекса – потерпевший предъявляет иск причинителю или владельцу транспортного средства.
Нормы страхования будут действовать, если вред причинен транспортным средством, владелец которого застраховал свою ответственность или обязан был это сделать. Не подлежит страхованию, в частности, гужевой транспорт, велосипеды. Приведу пример.
В автомобиль водителя, который застраховал свою ответственность, врезался велосипедист.
В этом случае водитель будет требовать возмещение ущерба не у страховой компании, а у велосипедиста, потому что ответственность последнего не подлежит страхованию.
Если виновный в ДТП водитель не застраховал ответственность, потерпевший все равно получит страховое возмещение. Таким образом государство защищает своих граждан. Далее страховая организация обратится с суброгационными требованиями к причинителю вреда или владельцу транспортного средства, чтобы взыскать с них выплаченную сумму в судебном порядке.
В Положении о страховой деятельности перечислены случаи (ст.158), когда ДТП не будет являться страховым случаем. Наиболее явный пример – когда не были вызваны сотрудники ГАИ или не составлен европротокол. Участникам в этом случае предстоит выяснять отношения друг с другом без привлечения страховых организаций.
– Как возмещается вред, причиненный в ДТП, после того как исчерпан лимит в 10 тыс. евро по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств? Есть ли в судебной практике иски о возмещении вреда на сумму, которая составляет разницу между страховым возмещением и фактически понесенными затратами?
– Если вред в совокупности составил, допустим, 12 тыс. евро, то 10 тыс. евро выплатит страховая организация, а за остальной суммой потерпевший будет обращаться к виновнику или владельцу автомобиля.
Обращу внимание на важный нюанс. Если реальная стоимость ремонта оказалась выше, чем было первоначально рассчитано, потерпевший может получить разницу со страховщика, но только в пределах лимита.
Для этого ему нужно доказать сумму реально понесенных расходов: сначала отремонтировать автомобиль, а затем представить доказательства, свидетельствующие о размере затрат. Если первоначальная расчетная стоимость составила свыше 10 тыс.
евро, но реальные затраты оказались еще выше, в этом случае потерпевший, получив страховое возмещение, может обратиться к виновнику за разницей, не проводя до этого ремонт. Однако и в этом случае нужны достоверные доказательства стоимости работ.
В судебной практике незначительное число исков, когда потерпевший вынужден обращаться к виновнику ДТП за возмещением ущерба, превышающего лимит в 10 тыс. евро.
– Какой порядок действий, если виновник ДТП не согласен с суммой, которая предъявляется ему к возмещению, и считает, что реальный ущерб был меньше? Могут ли быть назначены дополнительные экспертизы?
– Безусловно, это будет судебный спор. Если виновник не согласен, то добровольно, разумеется, он не выплатит деньги – и потерпевшему придется идти в суд с исковыми требованиями. В судебном заседании будет проверяться обоснованность расчетов, в том числе на основании каких документов запрашивается определенная сумма.
– Рассмотрим ситуацию, когда договор страхования ответственности владельца транспортного средства не заключен. Допустим, не успел автовладелец этого сделать или срок страховки истек на момент ДТП. Как тогда решается вопрос о возмещении вреда?
– В любом случае потерпевший получит страховое возмещение. Поэтому добросовестные участники дорожного движения могут не переживать по этому поводу. В этой ситуации оплатит всю сумму причиненного ущерба в пределах лимита Белорусское бюро по транспортному страхованию, но после этого предъявит иск к владельцу транспортного средства о возмещении выплаченной потерпевшему суммы.
В некоторых случаях виновник уже после аварии заключает договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Но он не будет учтен, потому что договор должен действовать на момент ДТП.
– Есть ли случаи, когда потерпевший может не получить страховое возмещение?
– Да, такие ситуации оговорены в Положении о страховой деятельности. Назову наиболее распространенные. Не будет возмещен вред, который причинен самому себе. То есть виновник ДТП не получит возмещение, если вред причинен его транспортному средству. Аналогично, если ДТП произошло с участием двух машин, каждая из которых принадлежит виновнику.
Страхового возмещения не будет, если ДТП по каким-то причинам не было зарегистрировано в ГАИ. Исключения составляют случаи, когда заполняется европротокол, но в этом случае лимит ответственности снижается до 400 евро.
При этом если выяснится, что ущерб на самом деле больше, потерпевший недополучит от страховой организации (хорошо, если виновник возместит добровольно, а если нет – придется идти в суд).
Определенный риск есть и для виновника: при вызове сотрудника ГАИ возмещение в пределах 10 тыс.
евро выплатит страховая организация, свои деньги ему тратить не придется (если он не был пьян, имел страховку, водительское удостоверение), а при оформлении европротокола все, что свыше 400 евро, придется взять на себя. Риск связан с тем, что на первоначальном этапе порой довольно сложно просчитать ущерб.
Не будет возмещаться вред, если столкнулись транспортные средства, которые были сцеплены друг с другом при буксировке. Это же касается ущерба, причиненного во время спортивных соревнований и гонок.
В каждом случае приходится очень скрупулезно вникать в суть произошедшего. В судебной практике была ситуация, когда снегоуборочный трактор повредил автомобиль прикрепленной щеткой.
Суд первой инстанции посчитал, что повреждение причинило работающее оборудование, а это не является страховым случаем. Но в данном случае трактор двигался задним ходом и просто задел машину. Щетка в этом случае была конструктивным элементом транспортного средства.
Поэтому вышестоящий суд пришел к выводу, что это все же был страховой случай.
– В какие сроки потерпевший может обратиться за возмещением страховых выплат?
– В настоящий момент в соответствии с действующим порядком в страховую организацию можно обратиться в течение пяти суток с момента страхового случая. Хотя в целом пропуск этого срока не лишает права на возмещение вреда.
Сейчас готовятся изменения в указ о страховой деятельности, в соответствии с которыми планируется убрать указание на пятидневный срок.
– Если ДТП совершил человек, которому авто продано по генеральной доверенности, кто будет отвечать?
– Есть такое выражение “продал автомобиль по доверенности”. Но оно полностью не согласуется с законодательством. Продать автомобиль по доверенности нельзя. Автомобиль можно продать только по договору купли-продажи, зарегистрированному в ГАИ.
Передавая авто другому человеку без заключения такого договора, нужно понимать, что можно оказаться заложником недобросовестных действий водителя и понести ответственность за причиненный автомобилем вред при отсутствии вины.
Полностью обезопасить себя от предъявления требований со стороны потерпевших или страховых организаций, передав автомобиль по доверенности, невозможно.
Любая передача транспортного средства другому лицу так или иначе несет риск, потому что в Гражданском кодексе есть положение о том, что владелец источника повышенной опасности может отвечать при отсутствии вины.
– При подготовке к заседанию пленума выявлены ли недочеты в работе судов при рассмотрении этой категории дел? На какие из них в первую очередь обратит внимание пленум? Какими положениями будет дополнено его итоговое постановление?
– Из вопросов, которые мы затронем и которые могут быть интересны широкому кругу читателей, хотелось бы обратить внимание на разъяснения, касающиеся определения круга ответчиков.
Если речь идет о причинении вреда транспортным средством, ответственность владельца которого должна быть застрахована, суду необходимо принять меры по привлечению к участию в деле страховщика. Даже если по каким-то причинам потерпевший хочет предъявить иск непосредственно к причинителю вреда, суд в любом случае должен рассматривать этот вопрос.
На страховщиках лежит обязанность по возмещению вреда в пределах лимита и, если они ее не выполнили, рассмотрение исковых требований без их участия может привести к вынесению незаконного решения.
Вторая группа разъяснений касается наиболее распространенных споров, когда страховые организации взыскивают с виновных или ответственных за причиненный вред выплаченное потерпевшему возмещение.
Здесь стоит заметить: лицо виновное и лицо ответственное за причинение вреда не всегда один и тот же субъект. В первом случае речь идет о водителе транспортного средства, во втором – о законном владельце авто.
Суброгационные требования могут предъявляться в зависимости от ситуации к обоим либо кому-то одному из них. Например, если транспортное средство выбыло из законного владения человека по независящим от него причинам (угон, кража), то суброгационные требования будут предъявляться к причинителю вреда.
Если владелец не обеспечил надлежащую сохранность авто (были случаи, когда владельцы не закрывали дверь автомобиля), здесь есть и его вина. В этом случае требования будут предъявляться к обоим.
Такая же ситуация, если причинен вред человеком, управлявшим транспортным средством в состоянии опьянения. Есть ситуации, когда законный владелец не знал и не мог знать при передаче автомобиля, чем в будущем это обернется. А бывают ситуации, когда он знал или мог знать, но все равно умышленно передал управление человеку в состоянии опьянения. В этом случае будут отвечать оба.
Порой суды допускают ошибки, когда привлекают к ответственности по суброгационным требованиям в солидарном порядке владельца и причинителя вреда. Солидарный порядок означает, что сумма взыскивается с обоих до полного возмещения. То есть с одного может быть взыскано даже 100% ущерба, в то время как со второго – ничего, если у него нет имущества.
Однако в соответствии с Гражданским кодексом к солидарной ответственности привлекаются лица только тогда, когда они причинили вред вместе. Но в этом примере один причиняет вред, а второй – ответственный за него. В таких ситуациях предусмотрена долевая ответственность: суд назначает каждому ту долю, которую он должен выплатить самостоятельно.
Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,
БЕЛТА.-0-
Источник: https://www.belta.by/interview/view/kak-vozmeschaetsja-uscherb-pri-dtp-6320/