Защита виновника ДТП от требований страховой особенности
От дорожно-транспортного происшествия никто не застрахован. Попасть в автомобильную аварию может даже умелый водитель с опытом или стажем работы, поскольку во время движения транспортного средства может произойти непредсказуемое, независящее от человека. Следует понимать, что в этой ситуации важна защита виновника ДТП, если авария произошла, к примеру, из-за неисправности рабочего автомобиля.
Как защитить виновника ДТП
Ни один водитель не может с уверенностью утверждать, что он никогда не станет участником дорожного происшествия, ведь ситуации во время поездки на автомобиле могут быть разными. Виновником ДТП можно стать даже по случайной невнимательности. Как только человек оказывается в такой неприятной истории, он наверняка растеряется и будет пребывать в шоковом состоянии.
Сложно защищать свои права перед сотрудниками ГИБДД, если пропадает дар речи от увиденных последствий ДТП. Поэтому лучше позвонить компетентного юристу, который специализируется в этой области права и сможет более спокойно оценить ситуацию.
Об иске к страховой компании на возмещение ущерба узнайте тут.
Об исковом заявлении на возмещение вредя при ДТП средней тяжести узнайте из статьи: http://1avtourist.ru/vozmeshhenie-ushherba-ot-dtp/iskovoe-zayavlorovyu-pri-dtp.html
Для защиты виновника ДТП от претензий потерпевшего адвокату следует отработать стандартный порядок действий.
- Помочь виновнику ДТП оформить бланк страхового полиса, помочь со сбором доказательств, которые могут помочь смягчить наказание либо доказать вину другого человека.
- Проконтролировать заполнение работниками ГИБДД стандартной документации по случаю ДТП. Проверить правильность внесения информации в протокол, составленную схему ДТП. Юрист должен самолично убедиться, что сведения в документации корректны и правдивы, в противном случае, он имеет право оформить письменное несогласие.
- Отыскать возможных свидетелей дорожного происшествия, если их показания смогут повлиять на принятие решения судьи в момент судебного разбирательства.
- Зафиксировать поврежденные участки автомобиля, сделать фотографии либо видеозапись с места аварии.
- Проконсультировать виновника ДТП относительно выбора линии поведения.
Следует понимать, что лишь грамотный правовед, у которого имеется опыт по таким делам, сумеет дать точную оценки происходящему, учесть важные моменты при столкновении транспортных средств и, как результат, оказать содействие своему клиенту, защитить виновника ДТП в суде. Юрист должен обезопасить такого человека от неправомерных действий, к которым он может быть подвергнут со стороны страховой компании, сотрудников дорожной полиции либо других участников автомобильной аварии.
Независимого от того, насколько виновен каждый из водителей, всем участникам дорожного происшествия необходимо придерживаться порядка согласно стандартам ПДД. В первую очередь, нужно остановить движущийся автомобиль, включить световую сигнализацию и поставить у дороги аварийный знак.
Если в результате ДТП есть пострадавшие, жизни которых угрожает опасность, то необходимо оказать им немедленно первую медицинскую помощь, а затем позвонить в «скорую». В некоторых случаях допускается, что виновник ДТП может отъехать с места происшествия, чтобы отправить пострадавшего в больницу, или же посадить человека на попутный транспорт. Только после этого нужно вернуться на место аварии. Предварительно необходимо позаботиться о том, чтобы до приезда работников ГИБДД картина происшествия сохранялась в неизменном виде.
Водителю, причастному к ДТП, следует немедленно сообщить о происшествии в полицию и до ее приезда не перемещать предметы, которые имеют отношение ко всему случившемуся. Если виновник ДТП будет действовать в соответствии с установленными правилами, окажет помощь пострадавшим, то в суде это расценят как обстоятельства, смягчающие его вину.
Как защитить виновника ДТП в суде
Не впервой встречаются ситуации, когда сам виновник ДТП направляет исковое заявление в суд, поскольку причиненный ущерб транспортному средству пострадавшего должна компенсировать страховая компания. Но исходя из судебной практики, защита виновника ДТП необходима уже в момент разрешения споров со страховщиком. Несмотря на то, что виновная сторона должна сама оплатить ремонт своего автомобиля, так еще и страховая компания может затребовать от этого водителя возмещения выплаченной суммы пострадавшему в порядке регресса.
Если виновник ДТП полагает, что в конкретно его ситуации можно оспорить свое положение, то ему следует непосредственно обращаться в суд, чтобы защитить свои интересы перед коммерческой структурой. Не имеет значения, когда человека признали виновным, в момент разбора ситуации с ГИБДД или на судебном заседании. Виновник ДТП может воспользоваться услугами узкопрофильного специалиста, опытного адвоката, чтобы добиться отмены уже принятого ранее решения по его делу. Также юрист может помочь с установлением вины второго автомобилиста, оспорить сумму взыскания.
Особенности защиты виновника ДТП от требований страховой включают в себя возможность обращения в суд в течении 10 дней с момента вынесения окончательного приговора, пока он не вступил в силу. При необходимости, так можно дойти и до Верховного Суда. У каждого человека есть право на обжалование вынесенного решения.
Стоит заметить, что если виноватая в дорожном происшествии сторона не согласна с ведением дела в суде, то она может подать иск о пересмотре обстоятельств аварии. Самое не приятное здесь видится для пострадавшей стороны, ведь страховая компания виновника ДТП, с которым заключен договор ОСАГО, приостановит все выплаты до тех пор, пока ситуация остаточно не разъяснится. На повторном судебном заседании может быть вынесено следующее решение:
- оставить в силе предыдущий вердикт;
- признать обоюдную вину участников ДТП, которым будет возмещена выплата по ОСАГО соразмерно степени вины каждого;
- признать виновным другого водителя, страховой компании которого придется возмещать компенсацию ущерба.
Если виновнику ДТП не удастся доказать свою версию обстоятельств ДТП, то он может понести дополнительные траты. Это может произойти в том случае, если пострадавшая сторона затребует выплаты моральной компенсации, а страховщик – уплаты по регрессу.
Не важно, кто подал повторное заявление в суд, пострадавший либо виновник, ведь в судебном процессе все материалы будут рассматриваться наново. То, что вина одного человека уже была доказана, роли никакой не играет, а потому необходимо снова готовиться к судебному процессу и собирать материалы по делу, чтобы более точно обрисовать картину происшествия. Необходима защита виновника ДТП от претензий со стороны как страховой компании, так и другого автомобилиста.
Чтобы отстоять свои интересы по весьма запутанному делу, следует хорошо разбираться в нормах ПДД и знать свои обязанности.
Как защитить виновника ДТП от претензий
Не существует единого способа защиты виновника аварии на дороге, ведь каждая ситуация рассматривается индивидуально и имеет свои особенности. Как правило, если нет в результате ДТП угрозы здоровью и жизни пострадавшего, то его претензии можно разрешить и мирным путем. Правда, не стоит забывать, что при оформлении документации можно себя обезопасить от дальнейших судебных споров, ведь для виновника ДТП, который уехал с места и не заполнил необходимые бланки документов, может последовать ответственность за этот поступок.
Не стоит забывать, что после ДТП существует необходимость проведения различных экспертиз, в том числе, и на состояние здоровья автомобилиста, которому попросту могло стать плохо за рулем. В этой ситуации лучше пригласить автоюриста, который поможет смягчить наказание и обеспечит защиту виновнику ДТП.
Что делать при ДТП? Памятка водителя
По приблизительным подсчетам в России ежемесячно фиксируются более 10 000 ДТП, это означает, что за сутки происходит более 350 аварий с различными последствиями.
Наряду с мелкими ДТП, когда машины получают незначительные повреждения, на дорогах случаются аварии с человеческими жертвами и полным уничтожением автомобилей.
В экстренной ситуации водитель должен четко понимать, что делать при аварии в первые минуты после случившегося ДТП. Как правильно оформить документы и как вести себя при общении с другими участниками аварии. Но обо всем по порядку.
Независимо от места и времени действия при ДТП нужно соблюдать следующие правила:
- Прекратить движение транспортного средства, заглушить двигатель вытащить ключи из замка зажигания;
- Поставить машину на ручной тормоз;
- Нажать кнопку аварийного сигнала;
- Осмотреть себя и узнать о состоянии остальных участников ДТП;
- Установить «аварийный треугольник» на расстоянии 15 метров от машины, если авария произошла в городе, и за 30 метров, если ДТП случилось вне населенного пункта.
Если в ДТП нет пострадавших, то всем участникам рекомендуется:
- Оставить автомобиль на месте аварии и не менять его положение до окончания разбирательства;
- Сделать фотографии, снять на видео машины участников ДТП с разного ракурса;
- Совместно с другими участниками определить виновника аварии;
- Самостоятельно заполнить Европротокол, если возражений ни у одной из сторон не возникло. Или вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола и оформления ДТП.
Если в ДТП есть пострадавшие
- Без промедления сообщите о количестве пострадавших в Службу спасения МЧС;
- Если можете — окажите помощь раненым, но перед этим надо убедиться, что вы не навредите потерпевшему;
- По возможности организуйте отправку пострадавших в стационар на попутном транспорте.
Читайте также Разбор ДТП в ГИБДД как себя вести?
Правила самостоятельного оформления документов при ДТП
В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.
Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:
- участников ДТП двое;
- пострадавших среди водителей, пассажиров и других граждан нет;
- у обоих участников есть полисы ОСАГО;
- стороны единогласно определили виновника и согласились, что стоимость причиненного ущерба не превышает 100 тыс. рублей.
Вносить информацию в «Извещение о ДТП» необходимо разборчивым, одинаковым почерком, предпочтительно шариковой ручкой с синими чернилами. Исправления, дополнительные отметки и зачеркивания недопустимы. Все графы должны быть заполнены, если написать в какой-либо графе нечего, поставьте прочерк или напишите слово «нет», если речь идет о пострадавших в ДТП. Европротокол с датой и временем аварии должен быть оформлен в двух идентичных экземплярах для каждого участника и подписан обеими сторонами.
Чтобы страховая компания приняла документ в качестве основания для оплаты ремонта, необходимо, чтобы «Извещение о ДТП» содержало следующие сведения:
- Точный адрес места происшествия с указанием названий шоссе, улицы, номеров близлежащих домов и любых построек, позволяющих определить положение на карте;
- Количество участников аварии с повреждениями (один или два);
- Список свидетелей (если есть) их адреса и номера телефонов;
- Подробности аварии и рисунок-схему расположения автомобилей в момент происшествия;
- Фотографии и видеозапись, в том числе и с видеорегистратора, указывающие на виновность одной из сторон;
- Информацию об автомобилях и личные данные владельцев.
После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.
Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.
Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.
Когда виновник скрылся с места аварии
По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?
- Выполнить все правила поведения при ДТП;
- Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
- Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
- Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
- Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.
Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.
Что делать, если у виновника ДТП нет страховки
К сожалению, более трети всех водителей личного автомобильного транспорта не оформляют полис ОСАГО регулярно. Штраф за езду без страховки намного меньше, чем стоимость полиса, поэтому многие автомобилисты не считают нужным страховать собственную автогражданскую ответственность. Тем самым, граждане попросту не задумываются, что в любой момент могут стать виновниками ДТП.
Если вы все же попали в ДТП, где у виновной стороны отсутствует полис ОСАГО, возместить причиненный ущерб можно тремя путями:
Первый вариант
Участник ДТП признает свою вину и согласен компенсировать ущерб собственными средствами. В подтверждение этого виновник пишет расписку в которой изложены все детали ДТП. В ней должны быть указаны:
- наименование документа;
- дата и место составления;
- паспортные данные обоих участников ДТП;
- список повреждений автомобиля пострадавшего;
- данные об автомобилях (госномер, марка и модель, вин-номер, номер ПТС);
- сумма ущерба и срок за который признавший вину виновник обещает ее выплатить;
- подписи обеих сторон.
Второй вариант
Виновная сторона не признает свою ответственность. Потерпевшему необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для грамотного оформления ДТП. В протоколе должны быть паспортные данные виновника и пометка об отсутствии у виновника ДТП страховки. Далее нужно обратиться к оценщику для проведения независимой экспертизы. На основании отчета эксперта составляется досудебная претензия и отправляется по адресу виновника аварии с целью взыскания суммы ущерба
В случае, если виновник отказался платить после полученной досудебной претензии, потерпевшая сторона имеет право подать в суд с исковым заявлением.
Для суда надо подготовить:
- справку о ДТП,
- заключение эксперта, осмотревшего автомобиль,
- все чеки, подтверждающие оплату сопутствующих делу издержек (самая главная трата на эксперта),
- постановление об административном правонарушении,
- экземпляр уведомительного письма в котором виновника аварии приглашали на независимую экспертизу (письмо должно быть с маркой),
- все документы на автомобиль.
Призвать виновника к ответственности можно в течение 3-х лет после случившегося. Само рассмотрение дела занимает около 3-х месяцев, но все индивидуально. В любом случае придется запастись терпением, тем более если ответчик не будет появляться в суде.
Будьте внимательны на дороге, берегите свою жизнь и здоровье!
Как вести себя после ДТП?
В сложные моменты на дороге хочется дать волю эмоциям. Однако, это может усугубить последствия ДТП и добавить к полученному ущербу административную (реже уголовную) ответственность.
- Попали в ДТП — первые действия
- Виновник аварии скрылся, что делать?
- Я виноват в аварии, что делать?
- Оформление ДТП
- Ошибки водителей при ДТП
Попали в ДТП — первые действия
Если вы попали в аварию необходимо выполнить следующее:
- Заглушить мотор;
- Включить стояночный тормоз;
- Включить аварийные сигналы;
- Если вы находитесь в населенном пункте — необходимо установить аварийный знак на расстоянии 15 метров сзади авто или 30 метров сзади, если остановка произошла на трассе;
- Проверить состояние всех участников ДТП;
- Сфотографировать с разных ракурсов место происшествия, возможна видеосъемка;
- После того, как ДТП было зафиксировано на камере, уберите автомобили с дороги, чтобы не затруднять другим автомобилям движение.
Последующие действия зависят от того, кто является виновником ДТП, какой вред причинен, и как владельцы автомобилей договорятся оформлять происшествие.
Виновник аварии скрылся, что делать?
В том случае, если виновник решил уйти от ответственности и сбежал с места аварии, необходимо выполнить все пункты, описанные выше, к ним добавляется:
- Поиск свидетелей;
- Если удастся, запишите все, что запомнили касательно виновника: модель, цвет автомобиля, номер, направление движения;
- Обратитесь в полицию или ГИБДД.
Виновник аварии рано или поздно точно найдется, а скрытие с места аварии грозит лишением прав сроком на 1-1,5 года или арестом на 15 суток.
Я виноват в аварии, что делать?
Исходя из пункта выше, ни в коем случае нельзя бежать с места происшествия. Если ущерб незначительный, стоит попытаться урегулировать конфликт с другим участником ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД. Если не получилось все сделать на словах, то стоит дождаться постановления ГИБДД и страховой компании.
Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас
и перестань уже переплачивать страховщикам!
Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее
Оформление ДТП
Оформление аварии происходит двумя методами: по европротоколу и при участии ГИБДД.
Европротокол подразумевает под собой оформление без участия ГИБДД. Оба водителя самостоятельно фиксируют детали аварии и сообщают о ней в страховую компанию, ГИБДД в данном случае получает только извещение.
Порядок действий при участии сотрудников ГИБДД:
- Осмотр места происшествия;
- Вызов сотрудников ГИБДД;
- Составление схемы аварии;
- Заполнение протокола.
Читайте также Не дают справку о ДТП что делать
Ошибки водителей при ДТП
Нередко случается такое, что водитель получает отказ в компенсации ущерба от страховой компании, получает штрафы и прочие наказания после ДТП. С чем это связано?
ДТП – ситуация достаточно стрессовая, именно из-за этого многие водители, находясь под влиянием чувств совершают множество ошибок:
- Многие вносят некорректные данные в документы: протокол, извещение о страховом случае и т.д.;
- Не фотографируют, не снимают место ДТП;
- Неверно заполняют форму европротокола;
- Не берут расписку с водителя, которому самостоятельно возместили ущерб;
- Подписываются, не смотря на содержание;
- Под влиянием чувств срываются на необдуманные поступки – скрытие с места, угрозы и даже драки с другими участниками ДТП.
Для водителя главное хладнокровие и трезвый взгляд на ситуацию. Удачи на дорогах!
Как не попасть в ДТП советы опытных водителей
Когда у новичка-автолюбителя возникает вопрос, как не попасть в ДТП, советы опытных водителей могут помочь в его решении. Дело в том, что даже неукоснительное соблюдение Правил дорожного движения не гарантирует отсутствие аварийных ситуаций. В дорожном движении много участников (водителей и пешеходов), а потому могут возникать непредвиденные обстоятельства. Несмотря на всю сложность обеспечения безаварийного вождения, существует ряд неписаных правил, которые позволяют снизить вероятность, а то и полностью избежать ДТП.
Бесплатная консультация при ДТП по Крыму
Общий подход
Чем отличается опытный водитель от новичка? И тот, и другой прекрасно знают ПДД, но ведут себя на дороге не одинаково. У водителя со стажем вырабатывается интуиция – он способен предугадать поведение других участников движения и пешеходов в сложных и простых ситуациях. С годами вырабатывается быстрота реакции, когда решение принимается мгновенно, на уровне рефлекса.
«Новоиспеченный» владелец приобретет со временем необходимые навыки, а в начальный период помогут некоторые рекомендации. Прежде всего, необходимо четко усвоить, что начинать движение можно только на автомобиле, находящемся в идеальном техническом состоянии. Перед выездом следует тщательно его проверить, особенно тормоза и освещение.
Садясь за руль автомобиля, следует помнить о таких основных правилах:
- Уверенность. Не следует себя «накручивать» своей неопытностью. Водительские права получены честно, а значит, можно смело управлять машиной, соблюдая все ПДД. Излишняя неуверенность в своих способностях создает опасность для других водителей.
- Физическое состояние. Не следует садиться за руль во время болезни, после приема лекарств, способных снизить реакцию, а также в состоянии повышенного возбуждения.
- Уважение ко всем участникам дорожного движения. Особое внимание уделяется пешеходам, велосипедистам, мотоциклистам.
- Внимательность. Во время движения нельзя отвлекаться от дороги. Крайне опасно пользоваться мобильным телефоном. Могут отвлекать разговоры с пассажирами и громкая музыка.
Важно понимать, что в общем движении участвуют водители разного типа. Здесь могут встретиться чрезмерно осторожные люди или лихачи, такие же неопытные водители и т.д. Надо стараться заранее предугадать поведение их и своевременно принимать собственные меры. Нельзя надеяться, что по дороге едут только опытные водители.
Как избежать аварий
Никто не застрахован от ДТП, но и считать, что оно является неизбежным злом для любого автомобилиста нельзя. Достаточно много водителей, которые десятки лет ездят без серьезных происшествий. В этом им помогают нехитрые, но эффективные правила, которые просто необходимо знать начинающим автолюбителям.
Общий поток
Многие неопытные водители боятся потока машин, который характерен для современных городов. Однако опасность представляет не большое количество автомобилей, а различие в скорости движения отдельных участников. Мнение о том, что медленное перемещение убережет от ДТП совершенно неверно, также как и попытки прижиматься к обочине. Движение с малой скоростью, вызывает необходимость маневра со стороны других водителей, что достаточно сложно обеспечивать в автомобильном потоке.
Движение близко к обочине не снижает риска аварий, а скорее наоборот. На краю дороги больше вероятность повстречать недисциплинированных пешеходов и велосипедистов, кроме того помехи создает стоящий транспорт. Вывод напрашивается простой – двигаться надо в общем потоке со средней скоростью автомобилей в нем. Другими словами, первый совет – действуй в потоке, как все.
Дистанция
Безопасная дистанция до впереди идущего автомобиля – это азбука для начинающего водителя. Ее не зря называют воздушной подушкой безопасности. Эта дистанция должна позволить своевременно остановиться при экстренном торможении. Зависит она от скорости передвижения. На мокрой дороге ее следует увеличить минимум на треть.
Неадекватные водители
На дороге можно повстречаться с самыми разными автолюбителями. Огромную опасность представляют пьяные и просто неадекватные водители. Если впереди идущий автомобиль «рысчет» по шоссе, то надо быть крайне осторожным. Такой транспорт, по возможности, надо быстрее обогнать и удалиться от него. Однако, данный вариант опасен при совершении обгона. Чаще неопытный водитель, наоборот, притормаживает, давая возможность удалиться «неадеквату за рулем».
Не менее опасны лихачи и простые автомобильные хулиганы. Не стоит соперничать с ними в скорости. Для этого контингента важно занять крайнюю левую полосу дороги, а потому не следует вылазить на нее. Лучше всего движение совершать по центральной полосе.
Зеркала
Зеркала в автомобиле установлены не для красоты. Они помогают оценить обстановку сзади и сбоку от машины. Перед совершением любого маневра следует воспользоваться ими. Особенно важно посмотреть в левое зеркало при попытке совершить левый поворот. Даже на пустынной дороге может появиться неожиданно лихач, идущий на обгон.
Поворотники
Множество аварий происходит при повороте автомобиля, его перестраивании и остановке. Достаточно часто причина вполне банальна – маневр совершался без включения поворотника. Нельзя рассчитывать, что у машины сзади отменные тормоза, а водитель обладает мгновенной реакцией. Предупредить его о маневре с помощью подфарников необходимо своевременно. Часто ДТП происходит при перестройке машины для остановки или выезде после нее без включения поворотников.
Пешеходы
В городе, независимо от скорости передвижения, большую опасность вызывают непрогнозируемое поведение пешеходов, особенно детей. Водитель должен всегда быть готовым к тому, что человек на обочине может неожиданно начать пересечение дороги, выскочить на проезжую часть, побежать. Зона повышенной опасности – остановка общественного транспорта. Пешеходы могут выскочить из-за автобуса с любой стороны, а потому при приближении к стоящему транспорту лучше перестраховаться, и снизить скорость.
К сожалению, слабой дисциплиной отличаются и другие водители. Трудно быстро остановиться, когда из припаркованного автомобиля на проезжую часть выходит хозяин или пассажир. Особо внимание «зебре». Здесь пешеход чувствует себя хозяином и может позволить себе любые действия.
Светофор
Многие автолюбители знают, сколько ДТП происходит у светофора и на перекрестке. При подъезде к нему надо сбавить скорость. Впереди едущий автомобиль может затормозить резко при переключении света или появлении недисциплинированного пешехода. Неопытный водитель часто не успевает среагировать и въезжает в него.
Подъезжать к светофору лучше всего по средней полосе, где шансов встречи с нерадивым пешеходом значительно меньше, да и среагировать проще, увидев начало его движения. Нежелательно пересекать зону светофора в числе первых или последних, т.к. повышается риск столкнуться с нарушителями. В первом случае велика вероятность «встречи» с теми, кто решил проскочить перекресток уже после переключения зеленого света, а во втором – с теми, кто слишком торопится и начал движение на желтый свет.
Вообще, совет для начинающего водителя – не следует вообще находиться на перекрестке при желтом свете светофора. Может просто не хватить опыта для оценки реальной дорожной ситуации. Лучше переждать еще один светофорный цикл.
Интуиция
Вождение автомобиля требует включения интуиции. Человек должен постоянно контролировать поведение других участников движения, предвидеть их возможные маневры. Например, небольшие метания автомобиля указывают на то, что он может начать перестройку, т.к. ему что-то не нравится впереди. Решительное выражение лица водителя в машине сзади может указывать на стремление обязательно обогнать (возможно, с нарушением ПДД).
Для неопытных водителей существует важный совет – берегитесь таксистов. В городских условиях они способны совершать умопомрачительные, непредсказуемые маневры. Для них ничего не стоит «подрезать» автомобиль, увидев потенциального клиента на обочине. Это движение следует особо опасаться.
Наиболее распространенные ситуации
Можно выделить несколько ситуаций, в которых необходимо быть особенно внимательным:
- Обгон. Наиболее сложный вариант – отсутствие дорожной разметки. В этом случае необходимо оценить скорость обгоняемого автомобиля и его размеры, а также расстояние до встречной машины и ее скорость. При обгоне не следует слишком сближаться с обгоняемым транспортом, чтобы не спровоцировать его водителя на резкие движения (он тоже может быть начинающим). Нельзя обгонять вместе с другим автомобилем («за компанию»). Он мешает контроль движения встречного транспорта. Не следует мешать и обгоняющему автомобилю. Более того, при возможности рекомендуется «посторониться», уступая место.
- Выезд на главную дорогу. Достаточно распространенное ДТП – движение следом за другим автомобилем при выезде на главную магистраль. Дело в том, что впереди идущая машина перекрывает видимость. Если она по каким-то причинам резко тормозит, то нередко приходится «въезжать» в него сзади. Лучше дождаться окончания ее маневра, и только после этого трогаться самому.
- Задний ход. К сожалению, у любого автомобиля при таком движении есть «мертвая зона», которую трудно контролировать, находясь за рулем. Совет – попросите знакомого или просто пешехода присмотреть за ситуацией.
Читайте также Как найти свидетеля ДТП
Вождение автомобиля требует особого внимания и навыков. Со временем приходит интуиция и уверенность в своих силах. Однако и начинающий автолюбитель может набираться опыта на чужих ошибках и ездить без аварий. Для этого надо строго соблюдать правила дорожного движения и учитывать советы опытных водителей.
Правила поведения водителя при ДТП
Что делать при ДТП на дороге знает далеко не каждый водитель. Однако соблюдение установленного порядка действий является необходимостью. Это позволяет избежать ошибок в протоколе и возникновения спорных ситуаций в будущем. Азы заключаются в правилах оформления документации, определения положения транспорта после столкновения, включении аварийных сигналов и установке знаков. Когда пострадавших нет, ДПС не выезжает на место и в этой ситуации крайне важно знать, как оформить ДТП без них.
Порядок действий при ДТП
Первые действия при ДТП состоят в полной остановке машины для визуальной оценки характера и масштаба повреждений. После этого обязательное включается аварийная сигнализация и устанавливается специальный знак на расстоянии 15 м. Если есть пострадавшие, то в первую очередь нужно вызвать скорую помощь, после чего оповестить сотрудников ГИБДД о случившемся. Что важно предусмотреть:
-
Зафиксировать все обстоятельства на видео или фото до приезда правоохранительных органов.
- Не покидать место аварии и не перемещать транспорт.
- Оповещение страховой компании. Сделать это можно по номеру телефона, указанного на бланке полиса.
- Поиск свидетелей. Определить их количество, записать номер телефона, личные контакты, адреса, взять краткие письменные показания.
- Скопировать и сохранить записи видеорегистратора.
После оформления ДТП сотрудником ГИБДД надо ознакомиться с представленным текстом протокола, и подписать документ, но только при отсутствии противоречий. Внимательно следует относиться к следам аварии, особенно если происшествие произошло в непогоду (снег, грязь, туман).
Важно! Установить аварийный знак следует до приезда ДПС, так как в противном случае водителя ждет штраф в 1000 рублей.
Оформление аварии с участием сотрудника ГИБДД
Действия при ДТП по ОСАГО в 2019 году зависят от того, есть ли пострадавшие. Если одна из сторон получила травмы, опасные для жизни или даже в легкой степени, в обязательном порядке вызывается сотрудник ГИБДД. Что делать в этом случае:
- Полностью прекратить движение, покинуть транспортное средство и оценить масштабы происшедшего ДТП.
- Определить наличие пострадавших и необходимость оказания первой помощи. Незамедлительно вызвать скорую.
- Доставить потерпевшего в больницу, если бригада скорой помощи задерживается или не может доехать до места из-за образовавшегося затора.
- Оставить второй стороне или очевидцам аварии, которые будут дожидаться прибытия инспекторов ГИБДД, свои личные данные. Пояснить обстоятельства оставления места ДТП. В качестве уважительной причины это может быть угроза прерывания беременности, необходимость доставки лица в травмпункт (оторванная конечность или палец). Вернуться обратно.
- Составить схему и дать объяснения сотрудникам полиции. Подписать протокол.
Если необходимости покидать место аварии нет, то следует зафиксировать положение транспорта после удара. Для этого часто используются обычные мобильные телефоны, видеорегистраторы, фотоаппараты. Обратить внимание стоит на все ключевые детали, подтверждающие или опровергающие вину.
Важно знать, какие документы предоставляются водителю после оформления происшествия. Обязанностью сотрудников полиции является выдача копии протокола, в котором описаны все зафиксированные события. Если есть разногласия, то подписывать его не стоит. Следует попросить исправить неточности или внести дополнительные сведения.
Самостоятельное оформление ДТП (европротокол)
Новые правила оформления ДТП в 2019 году позволяют не вызывать сотрудников полиции, если нет погибших. В этом случае стороны по обоюдному согласию самостоятельно заполняют европротокол. Это специальное извещение, предусмотренное в рамках страхования ОСАГО. Обязательным условием его использования является незначительный ущерб, который был нанесен другой стороне и наличие не больше 2-х участников. Если ДТП без пострадавших, в 2019 году порядок действий водителя следующий:
- Полная остановка после столкновения, осмотр места происшествия.
- Зафиксировать произошедшее на фото или видео: для этого можно использовать камеру мобильного телефона.
- Оформить извещение о случившемся самостоятельно, последовательно внеся все данные.
- Отметить нанесенный ущерб и отсутствие необходимости вызова полиции, в виде согласия сторон на компенсацию вреда.
После всех действий транспорт можно убирать с трассы, что позволяет не создавать заторы на дороге из-за незначительных столкновений, в которых нет пострадавших. Если оригинального бланка нет, заполнять протокол по еврообразцу придется в двух экземплярах.
Если при ДТП есть пострадавшие
Порядок действий при ДТП, в которых есть жертвы, будет совсем другим. В этой ситуации оформление европротокола недопустимо, и в обязательном порядке вызываются сотрудники полиции. Категорически запрещено уезжать с места, так как это приведет к ужесточению наказания. Что делать участникам такой аварии:
- Остановить транспорт и включить аварийную сигнализацию.
- Выйти из машины и узнать, есть ли травмированные пассажиры или второй водитель.
- Не менять положение предметов, имеющих отношение к ДТП.
- Не пытаться скрыться с места или отъезжать на обочину до момента фотофиксации.
- Вызвать скорую и постараться оказать первую медицинскую помощь.
- Оповестить Госавтоинспекцию о том, что случился наезд на пешехода или столкновение.
По прибытии на место аварии, сотрудники полиции фиксируют информацию обо всех участниках происшествия, предварительно устанавливают виновника. Далеко не всегда это тот, кто врезался, так как бывают бесконтактные ДТП, когда другое авто подрезало на вороте или перекрестке. Инспектора также ищут очевидцев, опрашивают их, собирают контакты.
Чего нельзя делать при аварии
Когда происходит ДТП, многие пугаются серьезных последствий и пытаются скрыться. Это становится причиной оформления постановления и привлечения виновника к ответственности. Определяет наказание суд, на основании предоставленных доказательств, показаний очевидцев и экспертизы. Если человек испугался, уехал, но потом сразу вернулся и выполнил оповещение ДПС о случившемся, санкция будет лояльнее. Чего еще нельзя делать в случае ДТП:
-
Нервничать и пытаться скрыть следы или доказательства. Такое часто случается, когда авария повлекла за собой смерть одного из участников.
- Нападать на виновника и пытаться нанести ему травмы.
- Перемещать транспорт, тело или другие предметы, имеющие отношение к аварии до приезда ГИБДД или страховых комиссаров (если пострадавших нет).
- Не выполнять предусмотренные действия при аварии.
Часто ошибки допускают люди, у которых просроченное ОСАГО или виновники аварии. В такой ситуации наказание может быть ужесточено. Не следует также подписывать чистые бланки документов или пытаться решить вопрос «вне закона».
Чем поможет аварийный комиссар?
Если нет уверенности в своих силах или не получается оформить документы после ДТП самостоятельно, следует вызвать квалифицированного специалиста. Занимаются этими вопросами страховые комиссары. Что они делают:
- Осматривают место происшествия и вызывают скорую помощь, если в этом есть необходимость.
- Предоставляют доврачебную и техническую помощь.
- Оказывают содействие сотрудникам полиции, объективно фиксируют случившееся, фотографирует ДТП, записывает все на видео.
- Помогают в оформлении документов, подаче заявлений в страховую.
- Составляют аварийный сертификат.
Аварийные комиссары достаточно новое явление в России, и многие о них просто не знают. Аваркомы являются своеобразными помощниками, которые содействуют автомобилистам в сложной ситуации, не принимая ни одну сторону.
Если виновник скрылся
Если виновник скрывается с места аварии, тем самым создается дополнительная опасность. Об этом факте свидетель или пострадавший обязан сообщить во время звонка в полицию. Они в свою очередь используют все имеющиеся инструменты для поиска виновника. Ему грозит ответственность за само ДТП и, помимо этого, за оставление места аварии, которая заключается в лишении прав до 1,5 года.
Зная, что делать, если попал в ДТП, легко не растеряться в самый ответственный момент и соблюсти все процедуры, предусмотренные законом. Если потерпевших нет и ни одна из сторон не получила травмы, то вызывать сотрудников полиции нет необходимость. Урегулировать все споры можно на месте в рамках полиса ОСАГО или КАСКО, самостоятельно заполнив европротокол. Он является специальным извещением о произошедшем и предполагает компенсацию не более 100 тысяч рублей.








