Какое предусмотрено наказание водителю, если ребенок попал в ДТП?
Содержание:
- 1 Человек или закон: сбитого ребенка обвинили в ДТП и потребовали возместить повреждения машины
- 2 Гибдд разъяснила, в каких случаях можно уехать с места дтп
- 3 Что делать, если попал в ДТП: пошаговая инструкция и полезные советы – 24 Канал
- 4 Дети-водители: за ДТП с последствиями придется отвечать по уголовному закону
- 5 Сбили пешехода: кто кому должен? Нередко компенсации друг другу выплачивают обе стороны
- 6 Дети на дорогах: каких бед могут натворить и кто за это будет отвечать
Человек или закон: сбитого ребенка обвинили в ДТП и потребовали возместить повреждения машины
Суд зачастую принимает решение, устраивающее только одну сторону. Иногда оно, следуя букве закона, противоречит жизненным понятиям. Мы привыкли, что люди и их здоровье — главные ценности. Тем более если человеку нет и 16.
Однако, как показывает случай в Ивьевском районе Гродненской области, бывает и иначе.
После столкновения несовершеннолетнего велосипедиста и Fiat Bravo родственникам ребенка, который является сиротой, придется искать деньги на восстановление автомобиля.
Эта история произошла в августе прошлого года. Минчанин 1950 г. р. — назовем его Николай — ехал на Fiat по гравийной улочке небольшой деревни Сенкенята. На перекрестке он сбил велосипедиста. Как оказалось, это был подросток.
Витя (имя изменено) оказался на пути машины, выехав перпендикулярно направлению движения автомобиля. «На пересечении нет никаких знаков, — уверяют родственники ребенка. — Асфальтного покрытия ни на одной, ни на второй дороге нет.
В данном случае не приходится говорить о главной или второстепенной».
От удара мальчик получил травмы. От госпитализации он отказался (на то были причины, о которых скажем ниже). Только позже врачи обнаружили у него обширные ссадины туловища, Вите пришлось четыре раза ходить на процедуры. У машины же оказалась разбита фара, повреждено лобовое стекло, с одной стороны отлетел бампер.
«Сразу после аварии к родственникам пострадавшего прибежали дети-очевидцы и сказали, что некий мужчина требует у них 200 долларов, — рассказали представители мальчика. — Тетя пришла на место происшествия, где водитель ей заявил: „Отдавайте две сотни и разойдемся“.
Удивило то, что состояние ребенка его абсолютно не интересовало. Пришел муж тети ребенка. На требования водителя он сказал, что ничего тот не получит, и вызвал ГАИ. Пока инспекторы приехали (спустя 1,5 часа), проезжающие мимо машины смазали тормозной путь. Изначально он составлял не менее четырех метров.
Сотрудники ГАИ тормозной путь не замеряли. Они составили протокол, измерили ширину проезжей части. Ребенка увезли в Минск и провели осмотр в медучреждении. Позже водитель Fiat перестал требовать деньги и заявил, что страховка все покроет, мол, главное, что ребенок жив.
Сторона мальчика также решила не предъявлять никаких исков о моральном или физическом ущербе».
На этом бы и закончится данной истории, но события пошли иным ходом.
«Через некоторое время водитель вновь позвонил и поставил ультиматум: если сторона ребенка не выплатит ему 200 долларов, то начнутся неприятности, — описали дальнейшие события родственники Вити. — Жена Николая как владелец автомобиля подаст в суд, и тогда деньги будут уже другими.
Кроме того, она пойдет в администрацию детского дома, после чего к данному ребенку будет совершенно другое отношение. Дело в том, что Витя — сирота. Поэтому с водителем разговаривали дядя и тетя. По той же причине ребенок не уехал на „скорой“ — боялся, что после этого его на все лето заберут обратно в приют. У тети он гостил на время каникул.
Официальным представителем мальчика является детдом, но его администрация не вникала в суть ДТП и последующего конфликта, поэтому за пострадавшего вступились родственники. Они усмотрели в телефонном звонке прямую угрозу сироте и подали заявление в милицию по поводу попытки вымогательства.
Из УВД пришел ответ: „Николаю указано на недопустимость такого поведения, с ним проведут профилактическую беседу. Для урегулирования имущественных отношений рекомендовано обратиться в суд“». Мужчина прислушался к рекомендации.
В начале января тете ребенка пришла повестка в суд, куда она должна была явиться в качестве ответчика. На заседании женщина узнала, что ГАИ признала виновным в ДТП ребенка.
В протоколе говорилось, что он нарушил пункт 150 ПДД («Вне перекрестков на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге»).
«В документе было написано, что велосипедист выезжал со двора, но это не так, — уверяет родственница сироты. — Песчаная улочка, по которой он двигался, уходит дальше, мимо домов в соседнюю деревню или в лес.
И выезжал он на такую же песчаную улочку, ее нельзя назвать „дорогой с гравийным покрытием“. Обе они являются равнозначными, а формулировка „велосипедная дорожка“ очень далека от истины. На наш взгляд, именно водитель Fiat должен был уступить дорогу, так как у него была помеха справа».
«По закону дети, не достигшие 16-летнего возраста, не могут привлекаться к административной ответственности за нарушение ПДД (статья 4.3 КоАП), — продолжает тетя мальчика.
— По документам я не являюсь опекуном ребенка (имелся только договор о патронатном воспитании с июля по август), не имею права подать исковое заявление за моральный или физический ущерб. Но в то же время повреждения, причиненные машине, придется возместить мне — так решил суд.
О состоянии здоровья ребенка на заседании не вспоминали. Люди, назвавшие себя потерпевшими, в иске потребовали 7 миллионов рублей. Помимо этого меня обвинили в плохом досмотре ребенка. Хотя племянник контролировался каждый час, должен был появляться дома.
У него всегда был при себе мобильный телефон для дополнительного контроля. Я подала ходатайство о приостановлении дела в связи с подачей жалобы прокурору, но судья отказал».
В итоге суд принял решение, что виновником аварии является ребенок.
Якобы он, выезжая со двора дома на проезжую часть, не уступил дорогу машине, которая двигалась слева направо по ходу движения велосипеда; в сложившейся дорожной ситуации мальчик проявил невнимательность и неосмотрительность.
При этом ребенок, подчеркнем, грубо нарушил ПДД в том, что при выезде с дворовой территории не уступил автомобилю, двигавшемуся по главной дороге. В действиях водителя нарушений правил не усмотрели. В сложившейся ситуации он не располагал технической возможностью предотвратить ДТП.
Суд решил взыскать с тети сироты в пользу владельца машины 7 957 400 рублей (учитывая судебные издержки). По словам представителей ответчика, ущерб оценивался компанией, в которой и работает Николай. Решение пока не вступило в силу. У женщины есть время на обжалование до ближайшей субботы.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]
Источник: https://auto.onliner.by/2014/02/26/sud-168
Гибдд разъяснила, в каких случаях можно уехать с места дтп
Уезжать с места аварии даже по обоюдному согласию с другим участником происшествия чревато лишением прав. Как ни странно, даже если у другой стороны нет к вам претензий, они остаются у государства.
Вот конкретный пример. Некто Дмитрий Олейник выезжал из двора на своей “Тойота Аурис”. С ним случилась неприятность: он задел “Субару Форестер”. Касание было незначительно: буквально уголок бампера чиркнул по уголку другого бампера.
Дмитрий вместе с хозяином “Субару” осмотрел повреждения, которые даже обнаружить невооруженным глазом было сложно. Убедившись, что ничего страшного нет, они решили разъехаться.
Дмитрий свою вину не отрицал, но очень спешил – у его ребенка был день рождения, нужно было успеть купить подарки. Оба водителя решили, что из-за таких мелочей беспокоить ГИБДД не стоит. А страховых бланков извещений о ДТП под рукой не оказалось.
Поэтому они составили на бумажке схему ДТП, Дмитрий написал расписку, что претензий к водителю “Субару” не имеет, оставил свои координаты и паспортные данные и поехал по своим делам.
Однако водитель “Субару”, у которого машина была застрахована по КАСКО, решил на всякий случай обратиться к своему страховщику. Тот настоял на вызове ГИБДД, а иначе претендовать на оплату ремонта этого повреждения по КАСКО даже не стоит.
Через три часа на место происшествия приехали представители автоинспекции. Не обнаружив виновника, они завели на него административное дело как на оставившего место ДТП.
А за это в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность: лишение прав на год-полтора или административный арест. И это решение выносит суд.
Дмитрий объяснял, что, если бы он хотел скрыться, не оставлял бы координат, данных паспорта и страхового полиса. Кроме того, второй участник аварии заявлял, что не имеет никаких претензий, но… претензии остались у государства.
Как пояснили “РГ” в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, в правилах предусмотрено три сценария действия для аварии без пострадавших. Вызвать на место происшествия сотрудников ДПС, которые оформят ДТП.
Самим зафиксировать на схеме положение транспортных средств и подъехать на ближайший пост для оформления происшествия. Третий вариант – это действовать в соответствии с законом и правилами ОСАГО.
А они разрешают обойтись без ГАИ только при соблюдении довольно большого количества условий: если в аварии участвовали только два автомобиля, если оба они застрахованы по ОСАГО, если при этом не пострадали люди, если у обоих участников ДТП нет разногласий в обстоятельствах происшествия, если сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей.
А теперь самый важный момент: при этом оба участника должны заполнить извещение о ДТП и подписаться под ним. Только после этого участники аварии каждый со своим экземпляром могут разъехаться и никто к ним не сможет предъявить претензий, что они оставили место ДТП.
Это тот случай, которые в страховании называется упрощенная система выплат (Европротокол). К сожалению, ею не часто пользуются.
Во-первых, согласие у водителей – довольно редкий случай, во-вторых, не всегда есть уверенность, что ремонт обойдется дешевле, чем в 25 тысяч рублей.
А в КАСКО такой системы вообще не предусмотрено, поэтому у таких застрахованных вообще нет альтернативы, кроме оформления ДТП автоинспектором.
Надо сказать, что, несмотря на существование ОСАГО, при незначительных повреждениях многие водители стремятся разобраться, что называется, на месте. То есть заплатить, чтобы, с одной стороны, не терять времени, а с другой – при оформлении нового полиса обязательного страхования платить придется больше в полтора раза, с учетом коэффициента 1,5.
Однако такой расчет на месте может грозить тем, что вашу машину объявят в розыск, и, даже если у вас будет на руках расписка второго участника, что он к вам претензий не имеет, закончиться эта история может для вас однозначно – лишением прав.
Именно так она закончилась и для Дмитрия. Суд второй инстанции подтвердил решение мирового судьи, и Дмитрий лишился прав на один год.
Правозащитники считают, что это довольно суровое наказание за, казалось бы, нарушение, которое и нарушением сложно назвать. Это тот самый случай, когда дух закона подменяется его буквой. Лидер движения автомобилистов “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков предлагает переписать нормативные акты таким образом, чтобы предоставить право страховым компаниям решать, кого считать оставившим место ДТП.
Впрочем, вряд ли это решение удовлетворит всех.
Источник: https://rg.ru/2010/06/22/pdd.html
Что делать, если попал в ДТП: пошаговая инструкция и полезные советы – 24 Канал
Дорожно-транспортное происшествие – это всегда шок для водителя, каким бы опытным он ни был. Особенно такая неприятность сбивает с толку тех, кто попал в ДТП впервые. Журналисты сайта “24” подготовили для вас подробную инструкцию и важные советы, как действовать в случае ДТП.
Эти же советы пригодятся, если в ДТП попали ваши близкие или друзья, или даже если вы стали свидетелем аварии.
Жизни и здоровье людей, попавших в ДТП — приоритетные. Поэтому это первое, что нужно сделать. Конечно, если сам водитель не пострадал.
Если в вашем авто есть пассажиры — сначала убедитесь, все ли с ними в порядке. Затем выясните, не травмированы ли другие участники ДТП. Вызовите “скорую помощь”.
Ни в коем случае не убегайте с места события — это только ухудшит ситуацию, станет отягчающим обстоятельством.
По правилам дорожного движения, если есть пострадавшие в ДТП и нет возможности вызвать “скорую” (например, во время аварии разбился телефон) — нужно отвезти травмированного человека в больницу, предварительно зафиксировав следы ДТП (фото или видео). Затем вернуться на место происшествия.
Заглушите двигатель авто, включите аварийный сигнал, установите знак аварийной остановки. Не перемещайте транспортное средство (средства — если участников ДТП несколько) — оно должно оставаться на том же месте, где произошла авария. Это облегчит работу по выяснению обстоятельств и причин ДТП.
Позвоните родным или друзьям, чтобы они приехали к вам. Это будет психологическая поддержка, а также ваш свидетель по делу детального описания всех обстоятельств происшествия. “Ваш” человек может даже фиксировать весь процесс оформления ДТП на видео (на телефон, например).
По номеру 102 можно бесплатно позвонить дежурному полиции с мобильного. Нужно сообщить о ДТП, указать место аварии. Заметьте, что в зависимости от того, где именно произошло происшествие, полиция может добраться до места за время от 15 до 60 минут (или даже больше, например, если это участок дороги далеко от населенных пунктов).
Если в результате аварии получили повреждения только транспортные средства — ДТП оформляет патрульная полиция. Если есть пострадавшие люди — вызывается следственно-оперативная группа.
Документы, которые должны составить полицейские по ДТП:
1. Протокол об административном нарушении. Включает в себя: 1) схему места ДТП, которое подписывают участники ДТП и полицейский; 2) объяснения участников происшествия и свидетелей (в случае их наличия); 3) показания технических приборов (при их наличии); 4) показания средств фото- и/или видеонаблюдения (в случае их наличия); 5) другие материалы, необходимые для принятия решения по делу.
2. Справка о дорожно-транспортном происшествии.
Заметим, согласно закону о полиции, выдачу первичной справки о повреждении транспортных средств в ДТП полицейскими отменено.
Законодательством не предусмотрено урегулирование вопроса с пострадавшими в ДТП на основе устной договоренности. Даже если вы признаете свою вину и готовы ее возместить — лучше составить соответствующий документ с участием юриста.
Ведь устная “договоренность” не гарантирует, что на вас потом не подадут в суд с тем, чтобы взыскать деньги еще раз.
Кроме того, не стоит спешить признавать свою вину, ведь может оказаться, что виноваты обе стороны, или даже коммунальные службы, которые оставили дорожное покрытие в ненадлежащем состоянии, или автосервис, который не устранил неисправность в вашем автомобиле.
Если потерпевшая сторона вы, и вас уговорили взять деньги на месте и не обращаться в полицию, вы не застрахованы от того, что вас впоследствии могут обвинить в вымогательстве или даже ограблении.
Пока ждете приезда полиции, стоит составить описание обстоятельств аварии (сведения о месте, освещение, дорожное покрытие, расположение дорожных знаков и т.п.). Это описание можно приложить к другим материалам дела.
Настаивайте на подробном описании повреждений транспортных средств, дорожного покрытия, даже погоды, если она может быть причиной аварии. Перечитайте все, записанное полицией.
Если участниками ДТП являются несколько транспортных средств — проследите, чтобы они также обратились к своим страховщикам.
Если по каким-то причинам представитель страховой компании не прибывает на место ДТП, водителю необходимо в течение 3 рабочих дней со дня аварии письменно сообщить свою страховую компанию о наступлении страхового случая. Иначе страховая компания выплатит средства пострадавшему, но затем в порядке регресса имеет право взыскать выплаченные средства с виновного водителя.
Часто свидетели готовы дать показания, но не могут по каким-то причинам ждать приезда полиции. Поэтому до приезда полиции и страховщиков запишите контакты очевидцев ДТП. Эти сведения также впоследствии могут быть использованы при рассмотрении дела.
Для эффективного решения проблемы ДТП стоит обратиться к юристам, которые занимаются этой сферой. Для этого уместно всегда иметь их контакты в автомобиле (например, в аптечке), позаботьтесь об этом заранее. Это не трудно сделать, а польза от этого бесспорна.
Опытный юрист сможет даже заранее примерно оценить ситуацию и степень сложности ДТП и посоветует, как действовать. Ведь каждое отдельно взятое дорожное происшествие имеет множество нюансов, присущих только ему. Обязательно юрист (лучше — адвокат) нужен, если в ДТП есть пострадавшие, а значит — предусмотрена уголовная ответственность.
Если полицейский предложит вам пройти тест на алкоголь в крови — пройдите его. После прохождения требуйте справку об отсутствии алкоголя в вашей крови. Если кто-то из участников аварии отказывается проходить проверку на алкоголь в крови, обязательно требуйте от полиции, чтобы отказ был внесен в протокол.
После оформления схемы ДТП, у водителей, которых есть основания полагать виновными, могут быть удалены водительские права.
Зато выдается временное разрешение на управление транспортными средствами, которое действует 3 месяца (это разрешение распространяется только при наличии документа, который может подтвердить личность водителя (например, паспорта).
Далее все материалы отправляются в суд и суд будет устанавливать вину водителей и решать, какую санкцию к ним применять (лишение прав или штраф).
Если в ДТП никому не причинен вред здоровью, жизни, все участники аварии не находятся в состоянии алкогольного или иного опьянения, у всех участников есть действующий полис обязательного страхования ответственности (ОСАГО), а виновный водитель признает себя таковым и вред, причиненный транспортному средству невиновного водителя не превышает 25 тысяч гривен, водители имеют право самостоятельно составить сообщение о ДТП, так называемый “европротокол” (бланк выдается при заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, его также можно бесплатно получить в страховой компании) . В таком случае вызывать полицию для оформления ДТП не нужно, и никто из водителей не будет привлечен к административной ответственности.
Источник: https://24tv.ua/ru/chto_delat_esli_popal_v_dtp_poshagovaja_instrukcija_i_poleznye_sovety_n650582
Дети-водители: за ДТП с последствиями придется отвечать по уголовному закону
В середине октября двое несовершеннолетних, севших за руль, стали виновниками ДТП. В Мстиславле 14-летний ученик 8 класса катал в Citroen Xsara приятелей – один погиб, второй в больнице. В Гродно 17-летний парень “одолжил” Ford Focus сестры и на первом же повороте протаранил пять припаркованных автомобилей.
Citroen Xsara, которым управлял 14-летний водитель из Мстиславля. УГАИ УВД Могилевского облисполкома |
По данным УГАИ МВД, в 2011 году по вине несовершеннолетних водителей произошло 9 ДТП, в которых один ребенок погиб, 8 – получили ранения. В 2012 году в “детских” ДТП погибло два ребенка (24 марта, не справившись с управлением Audi 100, переданной ее знакомыми, 15-летняя девочка вылетела на закруглении автодороги Олтуш – Орехово – Зеленица и скончалась на месте происшествия).
“Эта проблема актуальна для сельской местности, – сообщила нам инспектор УГАИ МВД Анна Банадык,–где родители нередко сами учат детей управлять транспортным средством. Некоторые находятся в полной уверенности, что их ребенок умеет ездить и не попадет в неприятности. Видя такое отношение, несовершеннолетние берут автомобиль без спроса”.
Доходит до курьезов. В истории, которую рассказал начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ Гродно и Гродненской области Евгений Дудко, виновником ДТП стал 6-летний мальчик из Лиды, сумевший завести отцовский автомобиль. “Машина американская, – пояснил Дудко, – с коробкой-автоматом.
Мальчик посмотрел, как это делает папа, сел в машину, завел и – поехал. На выезде со двора многоэтажного дома он зацепил припаркованный автомобиль. На мой вопрос, куда направлялся, мальчик честно ответил: “В город покататься!”. А в аварию попал потому, что “на девочку засмотрелся, она мне понравилась”.
С нарушителями постарше Дудко встречается чаще. “Как-то раз, выступая в лидской школе с лекцией по безопасности дорожного движения, я выставил из зала школьника, который шумел, заметив – как человек ведет себя в жизни, так будет и на дороге. И точно – в следующую нашу встречу все произошло именно так.
Во время дежурства в новогоднюю ночь я начал преследование автомобиля, водитель которого не подчинился команде остановиться. За городом он увеличил скорость до 140 км/час и вылетел в кювет.
Можете представить мое удивление, когда из машины высыпало 7 несовершеннолетних, а водителем оказался тот самый парень! Как оказалось, машину он взял украдкой, когда родители сидели за новогодним столом, чтобы подвезти компанию на елку”.
Какое наказание дети-водители несут в случае ДТП с последствиями – телесными повреждениями или смертью? Мнения пользователей, принявших участие в нашем опросе “Кто должен отвечать за ДТП, совершенное несовершеннолетним, где пострадал (погиб) человек?” разделились. 79 процентов считают, что это водитель, 17 процентов – его родители, 3 процента уверены, что виновника нет, поскольку несовершеннолетний не может отвечать за свои поступки.
Как пояснила, официальный представитель управления Следственного комитета по Могилевской области – ведомства, возбудившего уголовное дело в отношении 14-летнего водителя из Мстиславля, Оксана Соленюк, действия лиц в возрасте от 14 до 16 лет, допустивших нарушение ПДД или эксплуатации транспортных средств, в результате которых наступила смерть человека, следует квалифицировать как причинение смерти по неосторожности. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 317 УК (“Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств”), является лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16–летнего возраста и управлявшее транспортным средством. При этом не имеют значения наличие у лица навыков вождения, водительского удостоверения на право управления транспортным средством, а также место, где были допущены нарушения ПДД или эксплуатации транспортных средств.
Определяя наказание несовершеннолетнему водителю-нарушителю, суд может применить ст. 117 уголовного закона (“Осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера”). В этом случае суд выносит обвинительный приговор, применяя “принудительные меры воспитательного характера”.
Наиболее тяжелая из таких мер – направление в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение на срок до двух лет. “Это закрытое учреждение, – пояснила инспектор отдела агитации и пропаганды УГАИ ГУВД Мингорисполкома Юлия Голубовская. – Если виновному исполнится 18 лет до освобождения, его переводят в места лишения свободы для взрослых”.
В случае привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности за нарушение ответит только он. Если же водителю, совершившему ДТП с последствиями, меньше 14 лет, его родители могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 9.
4 КоАП (“Невыполнение обязанностей по воспитанию детей”).
Как отмечено в законе, за “невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние” предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа до 10 базовых величин. Если несовершеннолетний опять нарушит закон в течение года, штраф составит от 10 до 20 базовых величин.
Источник: https://auto.tut.by/news/exclusive/316761.html
Сбили пешехода: кто кому должен? Нередко компенсации друг другу выплачивают обе стороны
В редакцию обратился человек, два года назад угодивший под колеса автомобиля по собственной вине. Он не отрицал вины, как и не имел претензий в адрес автомобилиста.
Каково же было его удивление, когда неожиданно он оказался должен тому почти 100 тысяч рублей! Просто автомобилист обратился в суд с целью взыскать с пешехода ущерб, нанесенный машине, и, согласно статье 1064 ГК РФ, он имел основание это сделать.
Кто виноват и кто платит
Что интересно, суд, с одной стороны, удовлетворил требования автомобилиста, с другой — «приговорил», в свою очередь, его самого к выплате 10 тысяч рублей компенсации вреда здоровью пешеходу (покрывается ОСАГО). Водитель, еще раз подчеркнем, был в ДТП не виноват.
Эта несколько парадоксальная ситуация в целом вполне согласуется с нынешним Гражданским кодексом. Не углубляясь в юридические дебри, отметим два интересных аспекта.
Во-первых, в случае наезда на пешехода водитель обязан компенсировать вред его здоровью или жизни вне зависимости от своей виновности (ст. 1079 ГК РФ). Подобная норма применяется к автомобилистам, как владельцам средства повышенной опасности, и ее вескость зачастую становится сюрпризом.
Есть несколько исключений, освобождающих автомобилиста от полной ответственности, скажем, если пешеход прыгнул под колеса намеренно или попал под автомобиль вследствие своей грубой неосторожности. Впрочем, на практике доказать подобное удается далеко не всегда.
Таким образом, даже если водитель признан полностью невиновным в самом ДТП, пострадавший может взыскать через суд компенсацию расходов на лечение и реабилитацию.
Но есть и «во-вторых»: это обратная ответственность пешеходов перед водителями. Правда, в этом случае пешеход должен быть признан виновным и возместить автомобилисту материальный ущерб.
Резкое увеличение подобных исков было зафиксировано с конца 2012 года, когда Конституционный суд РФ постановил, что на виновных пешеходов в равной мере распространяется действие статьи 1064 ГК РФ, определяющей основания для возмещения ущерба.
Разбирательство в Конституционном суде было инициировано страховой компанией, клиент которой совершил наезд на пешехода, признанного виновником аварии.
Так вот, страховая выплатила клиенту компенсацию за разбитый автомобиль, а затем отстояла в суде право предъявить пешеходу претензии в рамках суброгации.
Напомним, подобная практика предусмотрена статьей 965 ГК РФ, и подразумевает право страховых взыскивать ущерб с виновников происшествий на сумму, которая страховая компания перечислила своему не виновному клиенту.
С тех пор количество суброгационных претензий в адрес пешеходов возросло, причем доходит дело и до вопиющих случаев, когда иск предъявляют семье погибшего пешехода-виновника. Подобная практика спровоцировала серьезную дискуссию в обществе, поскольку считается многими несправедливой. Тем не менее, она имеет место быть.
Кто рискует больше
У кого больше риск оказаться крайним в ДТП, у водителя или пешехода? С общечеловеческой точки зрения у пешехода, потому что повреждения, полученные в ДТП, как правило, коварны.
Нередки переломы бедер и травмы головы, которые делают человека неполноценным до конца жизни — чем компенсировать такой ущерб? Поэтому каждый раз, оказываясь вблизи проезжей части, нужно отчетливо понимать свои перспективы, и не лезть на рожон «назло водителям».
А заодно провести ликбез с домочадцами, поскольку люди, которые сами не водят автомобиль, нередко отличаются бесшабашным поведением на дорогах.
Кроме того, мы помним, что у пешехода, в отличие от водителя, нет ОСАГО, поэтому в случае признания виновным компенсировать ущерб придется из своего кармана. А представьте, что пешеход спровоцировал не только наезд, но и повреждение других автомобилей — суммы компенсации могут быть весьма внушительными.
Однако с точки зрения легальных последствий вероятность стать крайним все же больше у водителя. Помимо описанного выше, водитель гораздо чаще признается виновным, даже если очевидная доля вины есть и на пешеходе.
Классический пример: ребенок кинулся через дорогу в неположенном месте. Можно давить? Да ни в коем случае! Даже помимо моральных аспектов такого деяния при разборе ДТП виновность во многом будет определяться своевременностью торможения.
Эксперты определят момент обнаружения опасности (появления ребенка у проезжей части или его выхода из-за препятствия) и выяснят, когда именно вы начали тормозить. А согласно п. 10.
1 ПДД, тормозить вы должны сразу же при обнаружении опасности с учетом времени реакции и срабатывания механизмов.
Сам собой, каждое из подобных исследований имеет множество «люфтов» и допущений, тем не менее, слишком позднее или отсутствующее торможение — один из поводов объявить виновным водителя.
Отдельная дилемма связана с маневрированием в момент опасности: когда торможение уже не помогает избежать наезда, стоит ли пытаться увернуться? Правила не требуют от водителя в таком случае делать «лосиные переставки», более того, водитель несет ответственность за любые новые ДТП, спровоцированные маневром.
И даже отворот в столб с целью спасти виновного пешехода может оставить крайним самого водителя, ведь все тот же п. 10.1 требует в первую очередь тормозить вплоть до полной остановки. Впрочем, чаще всего у водителей просто нет времени проанализировать возможные последствия, и маневр совершается рефлекторно.
А успешный ли он или «отягчающий» — нередко дело случая.
Не будь крайним
И водителям, и пешеходам следует отчетливо понимать возможные последствия их безалаберности на дороге. А последствия, как вы убедились, могут быть разнообразными и «долгоиграющими»: скажем, суброгационная претензия в адрес виновника-пешехода может прилететь в течение трех лет!
Набившее оскомину требование соблюдать ПДД обретает совсем иной смысл, когда дело доходит до разбора полетов. Ведь соблюдение оных позволяет если не избежать аварии, то хотя бы снизить последствия и, главное, не оказаться крайним.
Источник: https://svpressa.ru/auto/article/142536/
Дети на дорогах: каких бед могут натворить и кто за это будет отвечать
13.09.2017 | 31781 просмотр
Когда в ДТП страдают дети — это всегда горе. Но в этой статье мы рассмотрим обратные ситуации: когда несовершеннолетние сами становятся причиной различных бед на дорогах. Что будет грозить им и их родителям за нарушение Правил дорожного движения и причинение вреда?
Любые участники движения в соответствии с пунктом 1.3 ПДД «обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил…».
В данном случае работает презумпция знания закона, то есть его незнание не освобождает от ответственности.
И если вы разрешаете маленьким детям гулять одним, пускаете ребенка за руль, покупаете ему скутер или квадроцикл, нужно понимать, какие правила должны соблюдать вы сами и ваши дети.
Статистика показывает, что дети — самая незащищенная категория участников дорожного движения.
Ежегодно на дорогах России происходит более 22 тысяч ДТП, в которых гибнут и получают ранения около 24 тысяч детей и подростков в возрасте до 16 лет.
Чаще всего дети попадают в ДТП, когда находятся на дороге в качестве пешеходов. Но в последнее время участились случаи аварий по вине детей-водителей.
ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД водителями, январь–июль 2017 г.*
72 954 (–8,6) | 7902 (–9,4) | 98 387 (–7,3) | |
С участием детей в возрасте: | |||
От 0 до 10 лет | 9 (12,5) | 10 (–11,1) | |
От 10 до 14 лет | 82 (–25,5) | 6 (100) | 102 (–23,9) |
От 14 до 16 лет | 256 (8) | 9 (–59,1) | 342 (11,4) |
От 16 до 18 лет | 481 (–12,4) | 26 (–59,4) | 665 (– 7,5) |
*В скобках приведены изменения показателя в процентах по отношению к тому же периоду прошлого года
Кому и для какой техники нужно водительское удостоверение?
В соответствии с Правилами дорожного движения водительское удостоверение должен иметь любой водитель механического транспортного средства (п. 2.1). К таковым относится все, что движется, за исключением ТС с объемом двигателя менее 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя менее 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью менее 50 км/ч.
А вот возраст для получения прав и их категории регулируются Федеральным законом «О безопасности дорожного движения». На управление большинством ТС можно получить водительские права с 18 лет, а для перевозки более 8 пассажиров нужно достичь 21 года. Удостоверение категории М для управления мопедом или квадроциклом объемом двигателя менее 50 куб. см или мотоциклом с объемом двигателя до 125 куб.
см можно получить уже в 16 лет.
Тут возникает некоторое разночтение: с одной стороны, маломощная техника не признается транспортным средством, с другой — для управления ею нужно получать права.
Это противоречие исчерпывается статусами законодательных актов: федеральный закон «круче» постановления Правительства, а именно им утверждаются ПДД.
Значит, требование получения водительского удостоверения категории М значительнее того, что маломощные мопеды, скутеры и квадроциклы не относятся к транспортным средствам.
Возрастная градация при получении водительских прав — это международная практика, когда молодых или неопытных людей допускают к участию в движении на таких транспортных средствах, которые могут причинить минимум вреда как самому водителю, так и окружающим.
В России популярно несоответствие реальной и заявленной в документах мощности ради расширения круга потенциальных покупателей, которые под видом маломощной техники получают вполне себе адекватный аппарат.
Но нужно понимать, что чем быстрее такая «игрушка», тем больше шансов у ее неопытного водителя не справиться с управлением.
Некоторые взрослые пускают детей за руль автомобиля под видом учебной езды (п. 21 ПДД).
Но в таком случае машина должна иметь значок «У» и быть оборудованной дублирующим комплектом педалей, у обучающего должен быть при себе документ на право обучения вождению и водительское удостоверение, а «ученик» должен достичь возраста 16 лет и самое главное — знать и выполнять требования ПДД. Если эти условия не соблюдаются, то вождение считается нарушением.
Основные нарушения
Отсутствие водительских удостоверений — самое распространенное нарушение среди подростков за рулем. Оно квалифицируется по п. 1 статьи 12.7.
КоАП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством» и грозит штрафом от 5000 до 15 000 рублей.
А если рядом с ребенком сидит взрослый водитель, то ему грозит штраф в 30 000 рублей за передачу управления лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (п. 3 статьи 12.7. КоАП).
Следствием отсутствия прав является и другое нарушение — ребенка нет в списке допущенных к управлению лиц в полисе ОСАГО. Штраф за это небольшой, всего 500 рублей (п. 1 статьи 12.37. КоАП). А вот если в такой ситуации было совершено ДТП (даже не по вине несовершеннолетнего водителя), то в выплате компенсации будет отказано.
На втором месте — несоблюдение требований безопасности: юные водители не пристегивают ремни, ездят сами и перевозят пассажиров без мотошлемов. Это влечет наложение штрафа в размере 1000 рублей.
Третьим по популярности среди водителей-подростков является вождение в состоянии алкогольного опьянения.
Несмотря на юный возраст, к ним применяется совершенно «взрослое» наказание: лишать их нечего, а вот наложить штраф в размере 30 000 рублей или предписать административный арест на срок от 10 до 15 суток суд может.
Опять же, если рядом находится взрослый, пустивший пьяного подростка за руль, то он будет наказан таким же штрафом с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (ст. 12.8. КоАП).
Далее следует целая палитра обычных нарушений: превышение скорости, проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение правил маневрирования, опасное вождение и т. п. Привлечение к ответственности происходит по соответствующим статьям административного кодекса.
Отдельная группа детей-нарушителей — велосипедисты. Водители велосипедов в соответствии с разделом 24 ПДД РФ «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов» должны соблюдать следующие правила. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет может осуществляться по правому краю проезжей части, обочине и тротуару.
Детям в возрасте до 14 лет Правила дорожного движения выезд на дорогу запрещают. Велосипедистам и водителям мопедов нельзя пересекать дорогу по пешеходным переходам. Если велосипедист движется по проезжей части, то он так же, как водители автомобилей либо мототранспорта, обязан соблюдать требования сигналов светофора и знаков приоритета.
Самое распространенное нарушение ПДД несовершеннолетними — переход проезжей части в неположенном месте. Подростки чаще всего не пользуются переходами, двигаются на запрещающий сигнал светофора, передвигаются по проезжей части дороги при наличии тротуара и т.д. При этом они создают аварийные ситуации на дорогах, вынуждая водителей нарушать правила и подвергать опасности себя и других людей.
Кто отвечает?
В зависимости от возраста ребенка и вида ответственности, к которой его привлекают, понести наказание может как он сам, так и его родители.
Полностью пользоваться своими правами и отвечать за свои действия может только совершеннолетний гражданин. В соответствии с Конституцией РФ совершеннолетие наступает в 18 лет.
До этого возраста по российскому законодательству родители или другие законные представители несут материальную ответственность за ущерб, причиненный преступными деяниями своего ребенка, и являются гражданскими ответчиками.
Отвечать за свои поступки несовершеннолетние начинают с 16 лет.
Именно этот возраст Кодекс об административных нарушениях считает точкой отсчета, с которой человека можно привлекать к ответственности, в том числе и в сфере дорожного движения.
Подросток, нарушивший ПДД, может наравне со взрослыми нести наказание в виде выплаты штрафа, выполнения обязательных работ или отбывания административного ареста.
«При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей». Пункт 2 статьи 32.2 КоАП РФ.
К уголовной ответственности также могут привлечь лиц, достигших к моменту совершения преступления 16 лет. Необходимо отметить, что если в результате ДТП наступила смерть по вине несовершеннолетнего водителя, а также при угоне или за приведение в негодность транспортных средств уголовное наказание может грозить детям, достигшим 14 лет.
Последствия нарушений
Хорошо, когда ребенок за рулем спокойно доехал до дачи или когда он с друзьями благополучно вернулся из поездки на речку. Но что будет, если его поймают сотрудники ГИБДД?
Произойдет оформление нарушения с соблюдением всех требований регламента, но из-за специфики нарушителя не всегда это происходит на месте выявления. Обычно ребенка доставляют в органы внутренних дел, где он может провести не более трех часов, а о задержании в обязательном порядке сообщают его законным представителям.
Если у подростка нет с собой документа, удостоверяющего его личность, полицейским придется эту самую личность устанавливать, что не очень просто сделать по свидетельству о рождении без фотографии.
Если оказалось, что водителю нет 16 лет, то к нему принимаются меры в соответствии с законодательством об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Более того, родителей дополнительно могут привлечь к ответственности по ст. 5.
35 КоАП «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию».
«Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 настоящего Кодекса, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии». Пункт 2 статьи 23 КоАП РФ.
Но обычно родители появляются на месте происшествия быстрее и принимают на себя часть груза ответственности.
Если среди них есть человек, который имеет право управлять транспортным средством, то машину, скутер или квадроцикл удастся забрать сразу.
Если же нет, то транспортное средство задержат и поместят на специализированную стоянку, откуда его придется вызволять по принятым в конкретном субъекте РФ правилам.
Если же во время управления транспортным средством произошло ДТП, то ответственность с несовершеннолетнего водителя не снимается.
Помимо вышеперечисленных штрафов ответчикам (подростку или его представителям) придется самим восстанавливать свою технику, даже если она застрахована по каско — во многих договорах допуск к управлению лиц, не имеющих на это право, приравнивается к вождению в пьяном виде и служит основанием для отказа в выплате.
А в случае виновности нужно будет еще и оплатить восстановление имущества пострадавшего.
Несмотря на то, что Верховный суд обязал страховщиков расплачиваться по ОСАГО за водителей, не вписанных в полис, страховая компания скорее всего подаст на недобросовестного клиента регрессный иск в суд или откажет в выплате, поскольку транспортное средство использовалось против правил. Если же в аварии есть потерпевшие, то они могут в гражданском порядке обратиться в суд с иском о возмещении вреда здоровью.
ДТП с участием детей-водителей механических транспортных средств:
ДТП (всего) | 727 | 538 | 327 |
Погибло | 32 | 19 | 15 |
Ранено | 700 | 521 | 313 |
Основная причина всех несчастных случаев с несовершеннолетними на дороге — несоблюдение ПДД, незнание этих правил, а также низкая культура поведения как детей, так и взрослых. Происшествий на дорогах с участием детей все еще очень много, но с каждым годом их количество уменьшается.
Отчасти это происходит благодаря активной работе с детьми сотрудников ГИБДД и общественных организаций — она начинается с детских садов и продолжается в виде социальной рекламы и других профилактических мероприятий, направленных на снижение детского травматизма.
Задача же взрослых, причем не только родителей, а вообще всех граждан — на собственном примере демонстрировать соблюдение правил. Ведь именно это в дальнейшем сохранит жизни и здоровье детей.
Источник: https://www.drom.ru/info/misc/54977.html