Можно ли ездить на авто после ДТП
Содержание:
- 1 Можно ли пользоваться автомобилем после ДТП
- 2 Документы для водителя после ДТП
- 3 Последствия перемещения автомобиля без документов
- 4 Отмена Техосмотра для покупки полиса ОСАГО с 22 августа 2022 года
- 5 Нужно ли проходить техосмотр после 22 августа 2021 года
- 6 Чем чревато отсутствие ТО?
- 7 Что делать при ДТП: без пострадавших, с пострадавшими
- 8 Что изменилось в этом году?
- 9 Как вести себя при ДТП
- 10 Без пострадавших
- 11 Когда имеются пострадавшие
- 12 Что делать пострадавшему при аварии?
- 13 Если водитель не признает себя виновным
- 14 Оформление документов
- 15 Если виновник застрахован
- 16 Если виновник ДТП не застрахован
- 17 Действия пассажира такси после ДТП
- 18 С 1 июля сотрудники ГИБДД будут выезжать на место происшествия, только если в результате ДТП пострадали люди
- 19 Мелкое ДТП — Зацепил соседнюю машину
- 20 Как на практике?
- 21 Что делать после мелкого ДТП?
- 22 Насколько велик риск попасться?
- 23 Варианты действий после мелкого ДТП
- 24 Помощь после ДТП
Можно ли пользоваться автомобилем после ДТП
К сожалению, ни один водитель не может быть точно уверен в том, что он не попадет в дорожно-транспортное происшествие. В связи с этим у многих из них возникает вопрос: можно ли продолжать пользоваться автомобилем после аварии, и какими могут быть последствия такого использования?
- Документы для водителя после ДТП
- Нюансы заполнения извещения
- Документы, которые не выдаются участникам ДТП
- Последствия перемещения автомобиля без документов
- Нюансы оформления справки о ДТП
- Могут ли сотрудники требовать справку
- Можно ли ездить на авто после ДТП по закону
- Неисправности, при которых управление авто запрещено
- Когда использование автомобиля не запрещено
- Можно ли пользоваться автомобилем до экспертизы
- Если автомобиль на ходу, но без покраски
- Если на автомобиле не работает передняя фара
Документы для водителя после ДТП
Прежде всего, стоит помнить о том, что автомобилист обязан уведомить свою страховую компанию о наступлении страхового случая, то есть, дорожно-транспортного происшествия. Для получения компенсационной выплаты, собственник авто должен представить страховщику определенный пакет документов.
- Основное доказательство автомобильной аварии – протокол, составленный сотрудником дорожной инспекции. Этот документ может быть подписан только после тщательного изучения всех его положений обеими сторонами происшествия.
- Европротокол. Оформление этого документа происходит тогда, когда участники решили выяснить вопрос о виновности одного из них и обстоятельствах происшествия самостоятельно, без привлечения сотрудника ГИБДД.
На самом деле, этот бланк введен и стал действовать всего несколько лет назад, поэтому большинство автомобилистов не знают, как правильно оформлять ДТП таким способом. Европротокол может быть заполнен только тогда, когда в происшествии не было пострадавших. В этом случае после составления все участники могут просто покинуть место аварии и разъехаться по своим делам. - Справка о дорожно-транспортном происшествии. Этот документ выдает инспектор дорожно-транспортной службы, который прибыл на место происшествия. Причем право на получение этого документа есть у всех граждан, которые участвовали в происшествии или наблюдали.
На первый взгляд этот документ может показаться незначительным, но на практике, страховщики достаточно часто отказывают в компенсационной выплате без этой справки, поэтому стоит своевременно позаботиться о ее получении.
Также у автомобилиста должен быть на руках документ – извещение для страховой компании о наступлении страхового случая. Если не было зафиксировано угона транспортного средства, достаточно заполнить только один бланк.
Нюансы заполнения извещения
Если дорожно-транспортное происшествие имело массовый характер, то есть в нем приняло участие несколько автомобилей, и у участников есть споры относительно величины причиненного в результате столкновения ущерба, каждый водитель должен заполнить свой бланк извещения.
В бланке у каждого автомобилиста должна быть отражена причина, почему не удалось описать все обстоятельства ДТП в одном документе.
В извещении обязательно должна быть отражена следующая информация:
- Кто именно из участников ДТП не следовал правилам передвижения.
- Какие законы были нарушены (этот пункт должен быть описан подробно).
- Ответственность за дорожно-транспортное происшествие.
Документы, которые не выдаются участникам ДТП
Сотрудник ГИБДД отдельно составляет несколько справок об автомобильной аварии, которые не выдаются участникам происшествия. В исключительных случаях, когда страховщик по каким-либо причинам отказывается производить выплату без этих документов, автолюбитель не должен ничего предпринимать. По закону, страховая компания должны запрашивать их самостоятельно.
К таким справкам относятся:
- Схема автомобильной аварии.
- Приложение, где отображаются все повреждения всех транспортных средств, принявших участие в ДТП.
- Письма с объяснениями.
Помимо этого, отдельно стоит помнить о ситуациях, которые происходят без участия граждан. К примеру, если автомобилист наехал на бордюр, столкнулся с деревом или неправильно въехал в гаражный бокс. В таком случае перед тем, как обратиться в страховую компанию для получения страховой выплаты, автолюбитель должен:
- Составить схему дорожно-транспортного происшествия.
- Сделать снимки места аварии.
- Сообщить страховой компании о происшествии, так как причиненный в результате столкновения ущерб подлежит возмещению по договору страхования ОСАГО.
- Если автолюбитель не хочет заниматься этим самостоятельно, он может пригласить на место происшествия сотрудника полиции и комиссара.
Последствия перемещения автомобиля без документов
Еще в 2011 году была утверждена форма справки о дорожно-транспортном происшествии. По закону, этот документ должен быть выдан участникам ДТП, чтобы у них была возможность получить у страховщика выплату. Эта справка – обязательный документ, который выдается участника автомобильной аварии и иным гражданам, получившим в результате столкновения материальный ущерб.
Оформление подобного документа обязательно, за исключением тех случаев, когда водители решили оформить дорожно-транспортное происшествие самостоятельно, по европротоколу, не привлекая к этому сотрудников ГИБДД.
Если после автомобильной аварии транспортное средство остается на ходу, автомобилист может доехать на нем только до места стоянки. Специалисты не рекомендуют использовать авто до тех пор, пока представитель страховой компании не проведет экспертизу с целью оценки причиненного в результате столкновения ущерба.
В ином случае у страховой компании появится возможность избежать выплаты возмещения, к примеру, страховщик может попробовать доказать, что часть ущерба была получена уже после аварии, к примеру, во время последующих поездок автолюбителя на транспортном средстве до его оценки.
Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:
+7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)
Отмена Техосмотра для покупки полиса ОСАГО с 22 августа 2022 года
“Техосмотр — отменен”, “Диагностическая карта больше не нужна”, — такими громкими заголовками пестрит новостная лента Google и Яндекса. Что на самом деле происходит с техосмотром, расскажем сегодня.
9 июня 2021 года законодателями подписан документ, который отменяет прохождение техосмотра перед покупкой полиса ОСАГО. До настоящего времени, “Закон об автогражданке” N40-ФЗ, а также положения закона “О безопасности дорожного движения” N196-ФЗ, обязывали страховые компании проверять наличие действующей диагностической карты. Купить полис ОСАГО при ее отсутствии было нельзя. Диагностическая карта (ДК) является подтверждением, что автомобиль технически исправен, и может участвовать в дорожном движении. Принятые новшества отменяют обязанность страховых компаний проверять наличие действующего техосмотра. Купить полис ОСАГО без диагностической карты будет можно уже после 22 августа.
В Госдуме считают, что необходимость “отвязать» техосмотр от покупки полиса ОСАГО зрела давно. Полис ОСАГО — публичный договор, а поэтому необходимо обеспечить доступность его приобретения. Сейчас в регионах РФ наблюдается “дефицит” станций техобслуживания, которые соответствуют всем требованиям нового закона о “ТО”, — это вынуждает автомобилистов “покупать” диагностические карты, перед оформлением полиса. Почему, после подготовки масштабных изменений в закон о Техосмотре, которые должны были вступить с 1 марта 2021 года, депутаты “дали заднюю”? И значит ли это, что техосмотр теперь можно не проходить?
Нужно ли проходить техосмотр после 22 августа 2021 года
В марте Инзуро уже рассказывал о том, к Техосмотру “по-новому”, ничего не готово. Поэтому до сентября 2021 года, некоторым автомобилям было необязательно его проходить — подробнее об этом можно прочитать здесь. Но для автомобилей старше 4-х лет, автобусов и еще ряда категорий ТС обязательный техосмотр никто не отменял. В общество продолжало нарастать возмущение, особенно, если учесть, что в ряде регионов аккредитованных станций техосмотра вообще нет. Вносились разные предложения — сделать обязательным техосмотр только для коммерческих автомобилей, а для частных легковушек на добровольной основе. И, с одной стороны, может показаться, что законодатели услышали народ. Но это только с одной стороны.
Чем чревато отсутствие ТО?
- Во-первых, эти новшества не отменяют того, что уже с 1.03.2022 г. за отсутствие диагностической карты будут штрафовать. Размер штрафа – 2000 рублей. Они будут приходить в автоматическом режиме, но не чаще 1 раза в сутки. То есть за неделю вождения на ТС без техосмотра автовладелец заплатит государству 14 тысяч рублей. Следить за наличием действующей диагностической карты после 1 марта 2022 года должны будут камеры и сотрудники ДПС. Раньше стимулом к прохождению техосмотра были страховщики, которые не продавали полисы ОСАГО, то с 22.08.2021 по 01.03.2022 года за этим вообще никто не будет следить. И никаких санкций нет. В этот период проходить техосмотр скорее всего будут только автобусы и те, кто привык делать все по правилам. Это приведет к тому, что те операторы ТО, кто вложился в модернизацию своего бизнеса, останутся без клиентов, и рискуют вообще не дожить до 1 марта 2022 года. Такие непоследовательные действия наших законодателей в отношении реформирования системы техосмотра ведут к транспортному коллапсу. Который пока удается “отодвинуть”.
- Кроме штрафов, автовладельцев ждет еще один “сюрприз” от страховщиков. Уже вступили в силу поправки к действующему “Закону об ОСАГО”, которые позволяют страховым компаниям предъявлять регрессные требования к виновнику ДТП, если он управлял автомобилем без действующей диагностической карты. То есть продавать полисы ОСАГО без ТО можно, а вот выплачивать деньги в случае аварии не обязательно.
Читайте также Если виновник ДТП не явился на разбор
Как будут дальше развиваться события вокруг реформирования системы технического осмотра. Удастся ли законодателям учесть интересы всех участников системы: СТО, страховщиков, ГИБДД, и простых автовладельцев, покажет время. А мы будем держать Вас в курсе событий.
ОСАГО онлайн
Гарантируем подлинность полиса и его наличие в РСА
Используйте кириллицу (русские буквы), указывая рег. номер
Забыли или ещё не получили номер
Что делать при ДТП: без пострадавших, с пострадавшими
Даже опытные водители, которые длительное время совершают поездки в разные регионы страны, могут попасть в аварию. При этом многих интересует вопрос о том, что делать, если попал в ДТП.
Что изменилось в этом году?

С 1.06.19 вступила в силу обновленная редакция ПДД, полностью изменяющая регламент оформления ДТП. Не всегда для оформления протокола, согласно изменениям, необходимо присутствие правоохранительных органов. Водители могут сами заполнить и подписать протокол, который в дальнейшем должна принять страховая компания.
Европротокол содержит в себе 15 пунктов, среди которых имеется:
- персональные данные участников ДТП,
- номерные показатели ву и полиса страхования,
- vin-номер кузова авто,
- данные свидетельств о регистрации,
- модели участвующего в ДТП авто.
Важно правильно составить схему ДТП, а также заверить ее всеми участниками аварии.
При несогласии одного или нескольких участников, осуществляется вызов сотрудников ГИБДД. Транспорт в этом случае можно убрать с проезжей части, если предварительно все аспекты ДТП были засняты на видео или фото.
Как вести себя при ДТП
Каждая из аварий может значительно отличаться от ряда других. Она может быть без пострадавших, с причинением ущерба транспорту или людям, а также со смертельным исходом. Порядок оформления при этом несколько отличается.
Без пострадавших
Когда при аварии отсутствуют пострадавшие, а водители отделались «легким испугом», ситуация решается очень просто. Инспектор, вызванный на место происшествия, будет стремиться убрать ТС с проезжей части, не всегда правильно заполняя документы при этом. В первую очередь не стоит терять самообладания. Паника тут ничем помочь не сможет.
Когда авария без пострадавших оформляется с участием инспектора ГАИ необходимо:
- активировать сигнализацию авто,
- установить аварийный указатель не ближе 15 метром от места ДТП,
- не покидать место аварии,
- не убирать осколки или выпавшие предметы,
- связаться с госавтоинспекцией, сообщить о случившемся,
- связаться со страховой компанией, уведомить ее о ДТП,
- зафиксировать все повреждения и место ДТП на камеру,
- составить схему ДТП,
- освободить проезжую часть,
- записать данные свидетелей и участников ДТП.
Прибывший инспектор составит протокол о ДТП на основании предоставленной информации. К нему прикрепляется схема ДТП, справка с описанием повреждений, свидетельские показания и данные с видеокамеры. Когда один из участников аварии не уверен в причине столкновения, ему не стоит вдаваться в мельчайшие подробности, описывая случившееся инспектору. Эксперты сами определят причину и виновного в ДТП.
ВАЖНО . Не стоит подписывать незаполненный протокол или заполненные не до конца документы. В противном случае такой неосторожный водитель может стать из потерпевшего виновником ДТП.
После оформления протокола, его копию под расписку вручают виновной стороне. При желании потерпевшая сторона может также получить копию.
При этом выдается:
- постановление об отказе возбуждения дела,
- постановление о наложении административного взыскания.
При «полюбовном» решении спорных вопросов, участие сотрудника Госавтоинспекции не требуется. Если сумма ущерба объективно невелика, можно рассчитаться с пострадавшей стороной на месте, взяв расписку о получении денег и свидетельство об отсутствии претензий. Когда в ДТП задействованы только 2 стороны, то можно оформить европротокол, благодаря которому участникам происшествия страховая компания возместит ущерб. Это возможно, если сумма его не превышает 50 000 рублей.
В некоторых случаях можно обойтись без выезда инспектора. При этом даже если обе стороны не нашли компромисса, они могут сообщить о случившемся в ГИБДД, получить от инспектора разрешение на зарисовку схемы ДТП и опрос свидетелей. С полученными данными оба участника являются в отделение Госавтоинспекции.
Когда имеются пострадавшие
Алгоритм действий при такой ситуации аналогичен предыдущему, но пострадавшему человеку понадобится оказание первой помощи. Для этого нужно вызвать медиков. Если они не могут быстро приехать, а жизни человека угрожает опасность, допускается оставление места ДТП для транспортировки больного в медучреждение. Вначале нужно сообщить об этой другой стороне, участвующей в ДТП. После доставки пострадавшего в ближайшее отделение, необходимо незамедлительно вернуться на место происшествия. Сотрудник Госавтоинспекции должен будет осмотреть место аварии, составить схему авто происшествия и вынести постановление об этом ДТП.
ВАЖНО . С участников аварии берется объяснительная, фиксируются показания свидетелей, а также водителей могут направить на освидетельствование на предмет вменяемого состояния.
При аварии со смертельным исходом без участия инспектора и экспертов не обойтись. В этом случае все водители ожидают прибытия машины Госавтоинспекции, никуда не отлучаясь.
Что делать пострадавшему при аварии?
Иногда при ДТП могут пострадать не только машины, но и водитель, его пассажиры или пешеходы. В этом случае все зависит от состояния водителя. Если он в сознании, то перечень действий будет таким же, как и в первом случае. Покидать место аварии при этом нельзя. У виновной стороны нужно взять все персональные данные, в том числе и номер полиса. Можно попробовать потребовать направить виновную сторону на освидетельствование. При наличии признаков невменяемости, инспектор может удовлетворить просьбу пострадавшей стороны.
Если требуется от виновной стороны только материальное возмещение, то необходимо обезопасить авто, включив «аварийку» и выставив соответствующий знак, взять данные виновного водителя и запастись свидетельскими показаниями. После этого стоит позвонить страховому агенту. Представитель страховой компании должен будет осмотреть машину. Эту процедуру стоит производить в присутствии виновной стороны. При масштабных повреждениях может потребоваться проведение более дорогостоящей и тщательной экспертизы, чтобы правильно определить сумму ущерба.
Если водитель не признает себя виновным
Не всегда при ДТП виновная сторона признает свою вину. В этом случае нужен такой алгоритм действий:
- авто оставляют на месте ДТП в исходном положении с включенной сигнализацией,
- устанавливается указатель, свидетельствующий об аварии,
- вызвать представителей госавтоинспекции,
- сообщить своему страховому агенту о случившемся,
- при прибытии автоинспектора, необходимо обратится к нему с просьбой, зафиксировать все факты аварии,
- собрать данные свидетелей происшествия, для обращения в органы правопорядка.
При правильном выполнении всех вышеперечисленных действий, сложностей с отстаиванием своей правоты в суде возникнуть не должно. Если виновная сторона отрицает свою виновность, то лучше всего воспользоваться юридической помощью соответствующего специалиста. Не стоит идти на поводу у своих чувств и относится с пониманием к другому водителю.
При просьбе не оформлять протокол и договориться о выплате в течение пары месяцев, не стоит соглашаться. При таких раскладах потерпевшая сторона будет долго доказывать свою правоту, а на возмещение от страховой компании в этом случае рассчитывать будет глупо. Очень часто вначале виновная сторона признает создание аварийной ситуации на дороге, но потом отказывается от своих слов, подавая иск на потерпевшую сторону.
Читайте также Как правильно написать объяснение при ДТП
Оформление документов
Чтобы получить возмещение от страховика, необходимо правильно оформить документы по ДТП. Фиксация факта аварии возможна с участием инспектора ГАИ или без него. Согласно правилам страхования, документ о случившейся аварии необходимо направить в 5-тидневный срок на адрес страховика.
Страховой компании нужно предоставить такие сведения:
- количество человек, участвующих в ДТП,
- место, дата и время аварии,
- данные по авто, задействованных в происшествии,
- при наличии пострадавших, сведения о них.
Если виновник застрахован
После аварии в 5-тидневный срок нужно обратиться к своему страховику. Если водитель был трезв и не виноват, как получить страховку ему нечего волноваться.
Страховщику предоставляются документы:
- протокол или европротокол,
- техпаспорт,
- документы страхователя,
- реквизиты для оплаты.
Компенсация может быть выплачена наличными деньгами или безналичным расчетом.
Если виновник ДТП не застрахован
При отсутствии полиса у виновной стороны ситуация может значительно усложниться. Что же делать пострадавшей стороне, когда водитель и не виноват? Как получить страховку в этом случае? Когда водитель без страховки и виноват, по закону, он должен возместить потери пострадавшей стороне самостоятельно. На практике такие случаи случаются очень редко. Встреча в аварийной ситуации, когда машина разрушена, а у виновника нет страховки и прав, может обернуться для пострадавшей стороны настоящей катастрофой. Правонарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности, что совсем не облегчает взыскание с него задолженности.
ВНИМАНИЕ . Водители могут договориться между собой, если пострадавший без страховки и не виноват. 2021 год принес многим водителям много полезных и удивительных новостей в области ПДД. Если у обоих участников ДТП нет страховки, то вопрос может быть решен в судебном порядке. Дело это сложное и длительное, но в результате потерпевшая сторона получит полную компенсацию ущерба.
Действия пассажира такси после ДТП
Клиент такси тоже может пострадать при ДТП на дороге. Если авария случилась, когда он перемещался в такси, то алгоритм действий будет несколько иным. Не стоит покидать места ДТП. Даже если после аварии по истечении какого-то времени он обратится за медицинской помощью, доказать получения травм в ДТП будет довольно сложно. Пассажиру стоит дождаться приезда инспектора и убедиться в занесении в протокол факт своих увечий. Протокол может быть составлен в присутствии страховика. В этом случае при проведении всех необходимых экспертиз, клиент такси сможет получить компенсацию за полученные травмы.
С 1 июля сотрудники ГИБДД будут выезжать на место происшествия, только если в результате ДТП пострадали люди
С 1 июля вступают в силу поправки в ПДД – нововведения в том числе конкретизируют порядок действий водителей при ДТП (постановление Правительства РФ от 6 сентября 2014 г. № 907).
Как и сегодня, участники ДТП обязаны будут немедленно остановить автомобили после столкновения, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию (п. 2.5 ПДД).
Если машины мешают движению, водителям по-прежнему надо будет освободить проезжую часть. Но здесь есть один нюанс. Водители при любом ДТП, как и сейчас, обязаны будут освободить проезжую часть, если движение по ней стало полностью невозможным. Если же в аварии нет пострадавших, отогнать машину с места ДТП необходимо будет не только при полностью парализованном движении, но и когда для него создаются препятствия. ПДД не разъясняют, что именно понимается под такой ситуацией – например, будет ли препятствием движению ДТП на средней полосе, если на крайних левой и правой полосах движение продолжается, но немного замедлилось. Очевидно, это предстоит решать самим водителям в каждом конкретном случае.
Отметим, что специальной ответственности за нарушение этой обязанности поправки не установили. Однако водитель может быть наказан по общей норме за невыполнение обязанностей в связи с ДТП, участником которого он является. Размер штрафа за такое нарушение составляет 1 тыс. руб. (ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ).
Перед тем, как отогнать свои автомобили с места происшествия, водители должны будут также, как и сейчас, предварительно:
- зафиксировать с помощью средств фотосъемки или видеозаписи положение автомобилей по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры (в настоящее время достаточно зафиксировать положение машины без увязки с объектами дорожной инфраструктуры и расположением по отношению к другим автомобилям);
- запечатлеть на фото и видео все следы и предметы, относящиеся к происшествию;
- принять все возможные меры к сохранению следов ДТП и организации объезда места аварии.
Однако с завтрашнего дня, фиксируя детали происшествия на фото и видео, водителям не нужно будет заручаться показаниями свидетелей.
Кроме того, с 1 июля сотрудники ГИБДД будут выезжать на место происшествия, только если в результате ДТП пострадали люди.
Законодателем предусмотрены три различные ситуации, в зависимости от которых автомобилистам предстоит выбрать ту или иную модель поведения (п. 2.6, п. 2.6.1 ПДД в новой редакции). Рассмотрим их подробнее.
Ситуация 1. В результате ДТП ранены или погибли люди . В данной ситуации требования к действиям участников ДТП не изменились. Как и сейчас, водитель, причастный к аварии, будет обязан:
- оказать первую помощь пострадавшим, вызвать скорую помощь и полицию;
- в экстренных случаях отправить пострадавших в больницу на попутном или, если это невозможно, на своем автомобиле (в последнем случае в медицинском учреждении нужно будет предъявить свой паспорт или водительское удостоверение и регистрационный документ на машину), а затем возвратиться к месту ДТП;
- записать фамилии и адреса очевидцев аварии и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Ситуация 2. В результате ДТП причинен вред только имуществу, между водителями есть разногласия относительно обстоятельств происшествия . С 1 июля водитель, причастный к аварии, будет обязан:
- записать фамилии и адреса очевидцев аварии;
- сообщить о случившемся в полицию для получения указаний о месте оформления ДТП;
- оставить место происшествия, если сотрудник полиции даст указание об оформлении документов на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции. Если таких указаний нет – оформлять документы на месте.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Ситуация 3. В результате ДТП причинен вред только имуществу, между водителями нет разногласий относительно обстоятельств происшествия . Участники такого ДТП не обязаны по новым правилам сообщать о нем в полицию и могут выбрать один из следующих вариантов.
Во-первых, автомобилисты, как и сейчас, смогут оформить документы без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о ДТП по правилам европротокола и оставить место происшествия.
Однако для оформления ДТП в этом случае должны быть соблюдены дополнительные условия:
- в ДТП участвуют два транспортных средства;
- у обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО;
- вред причинен только автомобилям;
- обстоятельства причинения вреда не вызывают у водителей разногласий.
БЛАНКИ И ОБРАЗЦЫ
Обращаем внимание, что максимальная сумма страхового возмещения при европротоколе составляет 50 тыс. руб. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей действуют повышенные лимиты – страховая компания может выплатить до 400 тыс. руб. Правда, для того, чтобы ими воспользоваться, надо выполнить дополнительные условия: зафиксировать данные о ДТП с помощью средств навигации, использующих систему ГЛОНАСС. Но если полис ОСАГО получен хотя бы одним из водителей до 1 августа 2014 года страховая выплата вне зависимости от региона, в котором произошло ДТП, составит 25 тыс. руб.
Во-вторых, участники ДТП смогут оставить место происшествия и оформить документы о ДТП с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции (предварительно звонить в полицию для получения указаний при этом не нужно).
В-третьих, водители могут не оформлять документы о ДТП, если повреждено только их имущество и у каждого из них отсутствует необходимость в оформлении указанных документов, и покинуть место происшествия.
Не все так просто
Несмотря на то, что положения ПДД достаточно детально прописывают обязанности водителей, на практике автомобилисты могут столкнуться с рядом вопросов. Редакция портала ГАРАНТ.РУ разобралась, как следует действовать, если.
Читайте также Как считает страховая компания ущерб при ДТП?
ДТП произошло на двухполосной дороге, где отсутствует обочина. На двухполосной дороге любая авария становится причиной пробки, часто многочасовой. Новая редакция обязывает водителей освободить проезжую часть, если их автомобили мешают проезду, но как быть, если нет обочины? Управляющий партнер компании «Антистраховщик», руководитель портала «Антистраховщик.РФ» Илья Афанасьев пояснил порталу ГАРАНТ.РУ, что в такой ситуации водителю следует переместить свой автомобиль максимально близко к правому краю проезжей части.
Автомобиль причастного к ДТП водителя в результате аварии не на ходу. В данном случае водитель не сможет самостоятельно освободить проезжую часть по объективным причинам, но ПДД не содержит никаких исключений из нормы, закрепляющей такую обязанность. «Надо постараться по максимуму переместить авто к обочине или к правому краю проезжей части при помощи буксирующего троса, попросив помощи у проезжающих водителей», – советует Илья Афанасьев.
Водители договорились не оформлять документы о ДТП и разъехаться, однако один из них впоследствии обвинил другого в том, что тот оставил место происшествия. Чтобы этого не произошло, участникам ДТП следует обезопасить себя заранее. Например, обменяться расписками о том, что оба участника добровольно уехали с места происшествия. Кроме того, желательно указать, что участники ДТП претензий имущественного или иного характера друг к другу не имеют, или составить соглашение об условиях выплаты компенсации за возникшие повреждения. При этом нужно обязательно указать время и адрес места ДТП, паспортные данные обоих участников и сведения об автомобилях и документах на них.
Мелкое ДТП — Зацепил соседнюю машину
Дворы, парковки у офисных центров и магазинов, открытые стоянки в Москве заняты автомобилями настолько плотно, что маневрирование на них становится очень сложным. Мелкие ДТП в таких условиях случаются постоянно: при заезде на парковочные места и выезде с них водители задевают соседние автомобили, притираются к ним, повреждают детали кузова или светотехнику. Каждая такая ситуация считается полноценным ДТП. Чтобы не лишиться страховки или водительских прав, после мелкой аварии важно действовать правильно.
Как на практике?
Опросы показывают, что водители не всегда ответственно относятся к мелким ДТП:
- 40% водителей стараются как можно быстрее покинуть место аварии, не уведомляя владельца поврежденного автомобиля, сотрудников ГИБДД и представителей страховой компании;
- 25% стараются найти владельца поврежденного автомобиля;
- 25% вызывают на место аварии представителей ГИБДД;
- 15% информируют сотрудников стоянки о происшествии;
- 10% не знают, что делать в случае мелкого ДТП, и спрашивают совета у знакомых.
Такие данные получены после опроса 2,5 тыс. водителей.
СКИДКА -40% на экспертизу автомобилей |
3000 руб. |
Заказать независимую экспертизу
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
Что делать после мелкого ДТП?
Порядок действий должен быть таким же, как и после любой другой аварии. Свяжитесь с сотрудниками страховой компании, и они вызовут на место представителей ГИБДД. Вы можете вызвать сотрудников ГИБДД самостоятельно. Дополнительно страховая компания может прислать на место аварийного комиссара.
Оформление мелкого ДТП позволяет избежать проблем с компенсацией ущерба потерпевшему (он будет выплачен в рамках страхования по ОСАГО). Страховое возмещение по КАСКО также выплачивается только при условии, что авария была зарегистрирована в ГИБДД.
Если виновник аварии самовольно покидает ее место, это чревато следующими проблемами:
- лишение водительских прав на срок от 1 года;
- административное наказание (арест на срок 15 суток);
- возмещение ущерба владельцу поврежденного автомобиля в добровольном порядке либо через суд после регрессного иска от страховой компании.
Насколько велик риск попасться?
Ежегодно статистика по поиску водителей, скрывшихся с места ДТП, улучшается. На парковках рядом с магазинами, офисами, бизнес-центрами, на улицах, платных паркингах устанавливаются видеокамеры, которые фиксируют мелкие ДТП, даже если вы зацепили соседнюю машину. По этим записям после находят виновников аварий.
Еще в 2010-м году статистика по стране была следующей:
- за первые 5 месяцев произошло 11 тыс. ДТП (без пострадавших), виновники которых скрылись с места происшествия;
- 17% виновников позже было найдено.
В 2016-м году статистика улучшилась. Так, в Московской области за первые 7 месяцев 2016-го года зафиксированы следующие показатели:
- всего произошло 1703 столкновения ТС;
- 14% водителей скрылись с места происшествия;
- из них 65,2% водителей позже были найдены.
Количество найденных после мелких ДТП водителей увеличивается и из-за оснащения мест стоянок камерами наблюдения, и за счет помощи свидетелей столкновения, других участников движения, водителей припаркованных рядом автомобилей.
Варианты действий после мелкого ДТП
Вызов инспекторов ГИБДД. Сразу после столкновения виновник должен остановить автомобиль, заглушить двигатель, включить аварийную световую сигнализацию, установить перед авто знак аварийной остановки. При выключенной аварийной сигнализации или отсутствующем знаке дополнительно инспектор наложит на водителя штраф (1000 руб.).
Европротокол. Если водитель поврежденной машины находится рядом с ней, участники аварии могут договориться, не вызывая ГИБДД. Для этого составляется европротокол. Обойтись без ГИБДД можно, если в аварии никто не пострадал, а сумма ущерба составляет менее 50 тыс. руб. Европротокол составляется для автомобилей, застрахованных по ОСАГО.
При страховании по КАСКО. Если один из автомобилей застрахован по КАСКО, вызывать инспекторов ГИБДД придется. Для выплаты компенсации по КАСКО страховщик потребует справку из ГИБДД. Сотрудники «Инвест Консалтинг» рекомендуют дополнительно связаться с сотрудниками страховой и уведомить их о происшествии сразу же после аварии.
Если владельца поврежденного автомобиля нет рядом. Оптимальный вариант — вызвать инспекторов ГИБДД. Они оформят происшествие, составят протокол, зафиксируют, что виновник аварии не пытался скрыться.
Оставить визитку и уехать? Если у виновника столкновения нет времени на то, чтобы дожидаться водителя поврежденного автомобиля или сотрудников ГИБДД, он может оставить на лобовом стекле авто визитку и уехать. Многие делают так, рассчитывая, что позже второй водитель свяжется с ними для урегулирования вопроса. На практике часто происходит по-другому. Если у второго водителя оформлено КАСКО, он будет вынужден вызвать ГИБДД, чтобы получить компенсацию. Кроме того, нет никаких гарантий, что второй водитель не решит обратиться в ГИБДД «из принципа». В итоге виновник ДТП лишится прав. Компания «Инвест Консалтинг» окажет юридическую помощь при возникновении проблем.
Компенсация по КАСКО без привлечения ГИБДД. Ряд страховых компаний выплачивает водителям компенсации по КАСКО, даже если документы об аварии не оформлялись в ГИБДД или ОВД. Такие выплаты возможны 1 или 2 раза в год, при определенных повреждениях и на ограниченную сумму. Если страховой полис позволяет обойтись без оформления ДТП, водители могут решить проблему полюбовно. Лучше составить расписку о том, что у участников аварии нет претензий друг к другу.
Не все повреждения автомобиля относятся к мелким ДТП. Вызывать сотрудников ГИБДД следует только при условии, что столкновение произошло во время движения хотя бы одного из автомобилей. Если авто получило повреждения от удара открывающейся дверцей, такое происшествие фиксируется сотрудниками ОВД. Ущерб в этом случае не будет компенсироваться по ОСАГО.
Помощь после ДТП
То, на какую помощь могут рассчитывать участники аварии, зависит от условий договора страхования. Если он предполагает оказание услуг аварийного комиссара, нужно связаться со страховой компанией и вызвать такого специалиста. Вызвать аварийного комиссара можно и в частном порядке, за отдельную плату. Он поможет:
- предварительно определить размер ущерба;
- решить, необходим ли вызов ГИБДД;
- оформить европротокол правильно;
- урегулировать спор между участниками аварии на месте.
Если в отношении размера ущерба или обстоятельств аварии возникают споры, дополнительно вы можете заказать независимую экспертизу. Автоэксперт может выехать на место аварии либо выполнить осмотр и оценку повреждений авто в ДТП позже. В компании «Инвест Консалтинг» для мелких ДТП на такие экспертизы действуют специальные цены.