Наезд на шлагбаум это ДТП
Содержание:
- 1 Штрафы ГИБДД
- 2 Сбил шлагбаум на машине — что грозит?
- 3 Содержание:
- 4 Что будет, если сбить шлагбаум и уехать?
- 5 Рубрика «вопрос – ответ»
- 6 Заключение
- 7 Оформление ДТП при наезде на препятствие
- 8 Причины наезда на препятствие
- 9 Наезд на препятствие – оформление ДТП 2022
- 10 Ответственность за наезд на препятствие, штраф
- 11 Наезд на препятствие – страховой случай КАСКО
- 12 Наезд на шлагбаум это ДТП
- 13 Считается ли удар шлагбаумом дорожно-транспортным происшествием?
- 14 Можно ли отъезжать из-под шлагбаума?
- 15 Что делать, если угрожают встречным иском?
- 16 Должен ли автовладелец читать инструкции к шлагбаумам и воротам?
- 17 Кому предъявлять претензии?
- 18 Резюме
- 19 Наезд на шлагбаум это ДТП
- 20 Считается ли удар шлагбаумом дорожно-транспортным происшествием?
- 21 Можно ли отъезжать из-под шлагбаума?
- 22 Что делать, если угрожают встречным иском?
- 23 Должен ли автовладелец читать инструкции к шлагбаумам и воротам?
- 24 Кому предъявлять претензии?
- 25 Резюме
- 26 «Ребятишки лежали на обочине»: что известно о ДТП с участием юной «лихачки», сбившей троих детей
Штрафы ГИБДД
Полная информация о сроках и размерах наказания за нарушения ПДД
Сбил шлагбаум на машине — что грозит?
Содержание:
- 1. Что будет, если сбить шлагбаум и уехать?
- 2. Рубрика «вопрос – ответ»
- 2.1. Сбил жесткий шлагбаум на платной дороге
- 2.2. Сбил шлагбаум на платной дороге и уехал с места ДТП
- 2.3. Сбил шлагбаум на платном участке, задержали, что делать?
- 2.4. Сбил шлагбаум во дворе и уехал
- 3. Заключение
- 4. Видео по теме:
Сегодня шлагбаумы можно встретить практически повсеместно. Они установлены на платных дорогах, в аэропортах и на вокзалах, у парковок магазинов, во дворах жилых домов, у въездов в гаражные кооперативы и т.д. Задеть или сбить их можно как случайно, так и преднамеренно. Например, не желающие оплачивать проезд водители подобным образом демонстрируют свою неприязнь к системам платных дорог. До определенного момента они могли делать это безнаказанно, но теперь система борьбы с “зайцами” ужесточается. Какие меры наказания полагаются за сбитый шлагбаум, стоит ли покидать место ДТП и какие последствия будут ждать виновника – расскажем в статье.
Что будет, если сбить шлагбаум и уехать?
Последствия в плане финансов будут напрямую зависеть от масштаба повреждений чужого имущества, то есть сумма причиненного ущерба определяется в индивидуальном порядке.
Если водитель покинул место ДТП и был обнаружен сотрудниками ГИБДД позднее, он будет лишен права управлять транспортным средством на длительный срок (до полутора лет) или проведет некоторое время под арестом.
Помимо этого, ему придется заплатить штраф до 10000 руб., если шлагбаум окажется элементом городской инфраструктуры, обеспечивающим дорожное движение.
Рубрика «вопрос – ответ»
По статистике шлагбаумы чаще всего сбивают именно на платных дорогах. Так, только за три дня в марте 2019 года на участке трассы М4 произошло 75 подобных происшествий, причем виновники 57 из них предпочли скрыться.
Мы рассмотрим несколько наиболее актуальных для водителей ситуаций.
Сбил жесткий шлагбаум на платной дороге
В начале 2019 года “Автодор” заявил о том, что на платных участках дорог М3 “Украина”, М4 “Дон”, М11 “Москва – Санкт-Петербург” установлены шлагбаумы нового образца.
Ранее использовались “гибкие” пластиковые шлагбаумы, стрелу которых можно было с легкостью сдвинуть кузовом автомобиля и миновать пункт оплаты, чем успешно пользовались злостные неплательщики. Подобные нарушения оставались безнаказанными, поскольку не приводили к повреждению имущества оператора платных дорог. Механизм новых шлагбаумов лишает водителей такой возможности.
Сбивание алюминиевого шлагбаума с жесткой конструкцией приводит к его повреждению и квалифицируется как дорожно-транспортное происшествие. Для оформления протокола на место должен быть вызван представитель ГИБДД. Виновный понесет материальную ответственность за причиненный ущерб. Если у водителя оформлен действующий полис ОСАГО, страховая покроет расходы. А вот ремонт автомобиля могут не оплатить даже по КАСКО, ввиду умышленности деяния.
Также автолюбитель, сбивший шлагбаум на платной дороге, может быть привлечен к ответственности по статье 12.33 КоАП “Повреждение дорожных сооружений”. Физлицу будет выписан штраф от 5000 до 10000 руб., юрлицу – 300000 руб., госслужащему – 25000 руб.
Сбил шлагбаум на платной дороге и уехал с места ДТП
Если автовладелец решил скрыться, он будет привлечен к ответственности за оставление места ДТП, виновником которого является, согласно ч. 2 ст. 12.27 КоАП. Данная статья предусматривает арест сроком до 15 суток либо лишение водительского удостоверения на 1,5 года. Если водитель хочет сохранить за собой право водить машину, ему стоит просить у судьи применить более жесткую, но менее длительную меру наказания – административный арест.
Не стоит думать, что если возмездие не настигло вас немедленно, то его не будет в принципе. Поиск нарушителя – вопрос времени, поскольку все происходящее у шлагбаумов фиксируется камерами видеонаблюдения и оформляется приехавшим на вызов сотрудником ГИБДД.
Сбил шлагбаум на платном участке, задержали, что делать?
Сотрудники службы безопасности, дежурящие в пункте оплаты проезда, могут задержать лицо, сбившее шлагбаум. В таком случае виновнику следует на месте договариваться о полном возмещении ущерба, причиненного собственнику, согласно ст. 1064 ГК.
Если водитель отказывается платить, собственник может вызвать сотрудников ГИБДД, которые оформят протокол и назначат нарушителю административное наказание в виде штрафа по ст. 12.33 КоАП.
Сбил шлагбаум во дворе и уехал
Здесь возможно два варианта развития событий:
- Если шлагбаум установлен во дворе незаконно, то есть не согласован с местным советом депутатов, ответственность за причиненный автомобилю ущерб падает на того, кто его установил.
- Если же шлагбаум находится во дворе на законных основаниях, сбивший его водитель обязан выплатить компенсацию за поврежденное оборудование собственнику (это могут быть ТСЖ, УК и так далее).
Обычно во дворах, где установлен шлагбаум, присутствуют и камеры видеонаблюдения, на которых будет зафиксирован момент аварии. Если машина, совершившая ДТП, не знакома лицу, ответственному за шлагбаум, у него не останется других вариантов, кроме как вызвать сотрудников автоинспекции. Он передаст им записи с камер видеонаблюдения для последующего установления личности нарушителя. Виновник будет привлечен к ответственности по уже описанной ч. 2 ст. 12.27 КоАП.
Если вы не хотите лишиться водительского удостоверения на длительный срок или провести 15 суток за решеткой – стоит немедленно связаться с собственником шлагбаума и урегулировать вопрос мирным путем, согласившись возместить причиненный материальный ущерб.
Заключение
Итак, существует категория граждан, сбивающих шлагбаумы на автомобилях преднамеренно, уверенных в своей правоте и безнаказанности. Остальные люди могут сбить шлагбаум, если он отказывается нормально функционировать, а они сильно торопятся или принимают решение под влиянием эмоций, к примеру, когда сзади собралась очередь из недовольно сигналящих машин. В этот момент следует сохранять хладнокровие и стараться решать проблему без физического воздействия на стрелу шлагбаума. Если такой возможности нет и стрела уже сбита, следует договориться с собственником поврежденного имущества до того, как он обратится в ГИБДД. Иначе Вы не только оплатите восстановительный ремонт, но и понесете дополнительные финансовые расходы в виде штрафа, а также лишитесь водительских прав на 1,5 года или проведете 15 суток в специальном приемнике.
Оформление ДТП при наезде на препятствие
К ДТП также относят аварийную ситуацию — наезд на препятствие.
Основная причина — машина ударяется или наезжает на неподвижные объекты.
К самым распространенным из них относят:
- насаждения у дороги;
- стройматериалы;
- ограждения;
- мостовые опоры;
- столбы;
- придорожные здания и различные постройки;
- незакрытая дверь другой машины.
Если водитель и пассажиры до наезда на препятствие не пристегнулись ремнями безопасности, а транспортное средство развило большую скорость, то вероятность смерти людей увеличивается в несколько раз.
Причины наезда на препятствие
Сделаем акцент на самых распространенных:
- Несоблюдение ПДД за № 1090 от 23.10.93 г., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации. К ним можно отнести: движение автомобиля на высокой скорости, неиспользование ремней безопасности, езда на неисправном автомобиле или вождение под воздействием алкоголя.
- Курение или перекусывание в процессе вождения.
- Невнимательность на дороге.
- Усталость водителя.
- Громкое звучание музыки в салоне, разговор водителя по телефону в процессе вождения.
- Плохие климатические условия.
Наезд на препятствие – оформление ДТП 2022
Регистрировать такое ДТП можно по двум формам: с участием инспектора ГАИ и без него.
Наезд на препятствие – оформление ДТП с сотрудником ГАИ
Правоохранитель ГИБДД, прибыв на место события, изучает обстоятельства, послужившие наезду на препятствие. Обязателен сбор информации:
- о водителе (его ФИО, домашний адрес, телефонный номер);
- пояснения виновника аварии, ее участников;
- очевидцев случившегося;
- о ДТП;
- о повреждениях ТС.
Затем инспектор составляет:
- Протокол осмотра территории с обязательной фиксацией места дороги, где отмечен наезд на препятствие, и ближайших улиц. Площадь и форма проезжей части являются важными элементами при расследовании ДТП. Инспектор обращает внимание на присутствие светофоров, разметки и дорожных знаков.Дорожный инспектор вносит в протокол информацию относительно наличия покрытия, тропинок для пешеходов, сараев, гаражей, киосков, растительности. Характеризует состояние тротуаров, обочин, бордюров, кюветов, неровностей асфальта и др. Дополняет протокол погодными условиями и видимостью при осмотре территории ДТП. Обзорность с места водителя зависит от положения солнца.Инспектор ГАИ обязательно вносит в протокол:
- Период проведения осмотра.
- Размеры и расстояния, имеющие значимость для предстоящего расследования происшествия.
- Список изъятых улик с места ДТП.
- Способ фиксации обстановки ДТП (слепки, съемка и т.д.).
- Заявления от пострадавших, владельцев авто, понятых, свидетелей.
- Справку о дорожно-транспортном происшествии по форме № 154, утвержденной Приказом МВД России от 1 апреля 2011 года. В ней значится вся информация относительно:
- участников ДТП, их личных данных;
- времени и даты происшествия;
- госномеров машин-участниц ДТП;
- пострадавших;
- повреждений авто.
Инспектор ГАИ может выдать водителю справку о ДТП с небольшой задержкой. Если наезд на препятствие произошел ночью, автомобилист получит документ на следующий день.
- Точные замеры месторасположения машины, совершившей наезд на препятствие.
- Предметы соударения.
- Сведения о тормозном пути автомобиля.
- Характеристику ближайших предметов, представленных в масштабе.
- Записки с пояснениями и изображение места ДТП в виде чертежа.
- Определение обстоятельств, которые ограничили видимость для участников ДТП.
- Перечень вспомогательных ориентиров (деревья, строения, столбы, указатели и др.).
- Размеры предметов относительно осевой линии дороги (параллельно и перпендикулярно).
- Значимые точки ТС (ступицы колес, буксирные крюки).
Наезд на препятствие – оформление ДТП без ГАИ
Водители-участники ДТП могут лично оформить документы относительно наезда на препятствие. Но только в том случае, если пострадавших двое и каждый из них не имеет претензий друг к другу относительно имущественного ущерба. Автомобилисты должны быть застрахованы по ОСАГО.
Если участником аварии оказался только один водитель, он обязан пригласить сотрудника правоохранительных органов для ее регистрации.
В случае самостоятельного оформления наезда на препятствие автомобилист должен заполнить бланк извещения о происшествии, а затем срочно передать его страховую компанию.
При этом водитель подробно излагает:
- ситуацию, способствовавшую нанесению ущерба;
- схему ДТП;
- размер и характер причиненного вреда.
Ответственность за наезд на препятствие, штраф
В случае совершения наезда на препятствие выявляют виновных. Ими могут быть сами водители и третьи лица. К ответственности за такое деяние привлекают автомобилиста, если ДТП произошло по его вине.
Причинами столкновения с неподвижным предметом (столбом, деревом, стеной и т.п.) могут оказаться разговоры водителя по телефону, употребление пищи, напитков и др., отвлекающие внимание от вождения.
Третьими лицами называют собственников объектов столкновения, которые «не должны там находиться». Это дорожные знаки, разделители, столбики, трубы, торчащая арматура и прочее, своевременно не убранное с дороги после ремонтных работ.
После ДТП такого типа желательно урегулировать спорные вопросы с участием инспектора ГИБДД. Он выезжает на место инцидента и оформляет документы согласно законодательству, определяет виновных происшествия.
Обе стороны могут нести уголовную или административную ответственность. К уголовной привлекают, если:
- в результате инцидента ухудшилось здоровье человека;
- произошел срыв беременности;
- констатирована смерть человека;
- полученные увечья сделали человека инвалидом.
Если наезд на препятствие не привел к летальному исходу пострадавшего и произошел по неосторожности, водитель будет наказан лишением свободы на два года. Будучи за рулем под воздействием алкоголя, автомобилист понесет наказание до четырех лет.
При дорожном происшествии, повлекшем за собой смерть пострадавшего, наказание ужесточается. Срок лишения свободы повышается до пяти лет, а при управлении транспортным средством в нетрезвом состоянии — до семи лет.
Если в результате такого ДТП пострадали два и более человека, водитель будет привлечен к уголовной ответственности на семилетний срок лишения свободы, а будучи за рулем под воздействием алкоголя – на девятилетний.
Независимо от срока, водитель лишится прав на период до трех лет.
Согласно законодательству, к административной ответственности может быть привлечен водитель, если наезд на препятствие не связан с тяжкими последствиями. Такое правонарушение происходит в случае:
- невнимательного вождения;
- несоблюдения ПДД;
- вождения машины, непригодной к эксплуатации;
- нанесения материального ущерба третьим лицам.
Внимание! Если на момент ДТП водитель находился за рулем под воздействием алкоголя, но к счастью, пострадавших нет, он заплатит штраф в виде 30 тысяч рублей и лишится водительских прав на два года.
К тому же, водитель должен возместить ущерб третьему лицу — владельцу объекта. В данной ситуации, чтобы избежать спорных вопросов со страховщиками, важно срочно оформить ДТП. Тогда собственнику объекта будет назначена компенсация по полису ОСАГО. В противном случае, владелец машины оплатит лично нанесенный ущерб.
Наезд на препятствие – страховой случай КАСКО
Собственники полиса КАСКО, оказавшись в такой ситуации, облегченно вздыхают, потому что незначительный ущерб страховщики этой компании покроют без проблем. Необходимо четко знать условия договора по такому страховому случаю.
Если у Вас на руках отличная программа страхования со всем набором условий и рисков, 100% вероятность того, что вам возместят последствия наезда на препятствие, и даже без наличия справок. Этот принцип в силе, если в числе повреждений — поцарапанный бампер.
В том случае, когда справка все-таки нужна, после ДТП надо вызвать представителя ГИБДД и запротоколировать происшествие. Когда будут взяты все справки, законная страховая выплата — уже у Вас в кармане.
Бывают случаи отказа страховщиков от выплат положенных сумм после наезда на препятствие. Происходит это в случаях:
- нахождения водителя за рулем под воздействием алкоголя, наркотиков или токсических веществ;
- нахождения за рулем постороннего человека;
- в страховом договоре такой риск не предусмотрен;
- обратились в страховую компанию с большим опозданием.
Наезд на шлагбаум это ДТП
Рассказываем, как правильно оформить подобную аварию
Шлагбаумы на парковках иногда опускаются и поднимаются непредсказуемо
Фото: кадр видео
Оказаться зажатым в автоматических воротах или получить по крыше шлагбаумом — известная фобия автомобилистов. Эти устройства управляются либо человеком, либо автоматикой, но в любом случае не должны закрываться, когда под ними проезжает автомобиль (железнодорожные шлагбаумы мы здесь не рассматриваем).
Вот одна из таких ситуаций: въезд на парковку офисного центра преграждает автоматический шлагбаум, который поднимается после предъявления магнитного пропуска. А вот опускается он непредсказуемо: проезжая под ним на работу, Михаил услышал глухой удар, а когда вышел из машины, шлагбаум лежал на крыше.
— Я обратился в администрацию комплекса и попросил запись происшествия, — рассказывает Михаил. — За предоставление видео с меня потребовали 500 рублей, сказав, что в комплексе работает две тысячи человек и, если каждому давать записи просто так, работа остановится. Какое-то скотское отношение. На мои претензии ответили, что правила запрещают въезд за другой машиной без прикладывания пропуска. Понятия не имею, где находится эта инструкция и кем она утверждена.
Редактор раздела «Авто» разбирался, что делать в такой ситуации.
Считается ли удар шлагбаумом дорожно-транспортным происшествием?
Это важный вопрос. Например, если автомобилист не уведомил о произошедшем полицию или ГИБДД, его могут впоследствии лишить прав за оставление места аварии, если инцидент будет признан ДТП.
— Если шлагбаум ударил стоящую машину сверху, то, по моему мнению, ДТП это не является, — считает юрист Дмитрий Крисько. — На место такого происшествия необходимо вызывать сотрудников полиции, которые оформят акт, отражающий причинение вреда. Он ляжет в основу иска о возмещении ущерба.
Но юрист отмечает, что ситуация пограничная, то есть при определённых обстоятельствах может быть расценена как ДТП.
— Происшествие является ДТП, если возникло в процессе движения автомобиля, — объясняет представитель комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области Дмитрий Ларионов. — Если шлагбаум опустился на стоящий автомобиль — это не ДТП, если на движущийся — то да. Если есть сомнения, лучше исходить из того, что это дорожно-транспортное происшествие.
Другими словами, если автомобиль «боднул» шлагбаум или нырнул под него в момент, когда автоматика уже не успевала предотвратить закрытие, случай может считаться ДТП. Тогда необходима регистрация инцидента в ГИБДД: даже если нет претензий у автомобилиста, они могут возникнуть у владельцев шлагбаума, который тоже мог пострадать от аварии.
Можно ли отъезжать из-под шлагбаума?
Раз существует риск нарваться на лишение прав, многие предпочитают остаться на месте до приезда ГИБДД. На самом деле так сильно перестраховываться не нужно.
Пункт 2.6.1 Правил дорожного движения требует от водителя освободить проезжую часть, если его автомобиль создаёт помехи для движения: а в нашем случае, скорее всего, так и есть. Предварительно нужно сделать хорошие фото и видео с разных ракурсов, чтобы по ним можно было опознать место действия, госномер и повреждения.
После этого автомобиль можно отогнать. Кстати, даже если событие будет признано ДТП, сам по себе отъезд от точки удара не влечёт лишения прав — этой страшилкой часто пользуются мошенники. На самом деле статья 12.27 КоАП наказывает водителей, который скрылись с места ДТП, а не просто переставили машину в безопасное место.
— Если инцидент является ДТП, регистрировать его в ГИБДД обязательно, если не ДТП — то обязательна регистрация в отделе полиции, иначе перспектив возмещения нет, — добавляет Дмитрий Ларионов.
Что делать, если угрожают встречным иском?
Излюбленная тактика владельцев стоянки — обвинить во всём автомобилиста и пригрозить ему иском за порчу шлагбаума: стоит он порядка 60 тысяч рублей, но есть и более дорогие модели.
Если автомобилист в самом деле налетел на закрывающийся шлагбаум, его могут признать виновным и взыскать ущерб, но это не относится к ситуациям, когда «шлагбаум первый начал».
Если отношения обострились, обеим сторонам придётся убеждать в своей невиновности гражданский суд, где пригодится максимум доказательств в пользу вашей версии: видеозаписи, фотографии, показания очевидцев.
Например, если шлагбаум «приземлился» в центральную часть крыши, а на записи видно, что автомобиль стоял, претензии владельцев стоянки не будут поддержаны судом.
Должен ли автовладелец читать инструкции к шлагбаумам и воротам?
Если был инструктаж по технике безопасности или собрание жильцов, где пользователям популярно объяснили повадки автоматических ворот и шлагбаумов, их необходимо выполнять. Но сам факт инструктажа должен подтверждаться документально.
В остальном автомобилисты обязаны соблюдать ПДД (и законы РФ), а они не подразумевают изучения тонкостей шлагбаумостроения.
Впрочем, пункт 10.1 ПДД требует тормозить при появлении опасности, которой в данном случае является закрывающийся шлагбаум. Но если он огрел машину сверху, очевидно, автомобилист не в состоянии предвидеть такую угрозу.
Кому предъявлять претензии?
— По статье 1064 Гражданского кодекса возмещать ущерб должен тот, кто причинил вред, в данном случае это арендатор или владелец территории, въезд на которую блокировал шлагбаум, — объясняет Дмитрий Присько. — Определить владельца или арендатора можно через запрос в администрацию города или, в частности, комитет по управлению имуществом и земельным отношениям.
Впрочем, как обычно, есть масса нюансов. Помимо встречного иска за порчу имущества, собственник может переложить ответственность, например, на производителя шлагбаума, если выяснится, что инцидент произошёл из-за сбоя электроники.
— На стоянках часто бывает, что шлагбаумом управляет охранник, и когда происходит конфликт, владельцы стоянки возлагают ответственность на него, а потом выясняется, что охранник даже не трудоустроен, — говорит Дмитрий Присько. — На самом деле это не более чем уловки: не устроенный официально сотрудник — это повод обратиться в прокуратуру, и в любом случае ответственность за работника несёт его работодатель. Если же виноват всё же конкретный человек, компания может переложить на него ответственность в порядке регресса.
Резюме
Итак, если вашу машину треснуло шлагбаумом, остановитесь и зафиксируйте происшествие на смартфон. Затем уберите автомобиль с проезда и тщательно сфотографируйте повреждения. Если они вас беспокоят — вызывайте полицию. Кстати, уведомление полиции снимает с вас ответственность за оставление места событий, даже если инцидент в итоге признают дорожно-транспортным происшествием.
Попросите видеозапись, если шлагбаум попал в поле зрения камер. Имейте в виду, что частные компании не обязаны предоставлять вам собственные видео — только по запросу полиции или суда.
Проведите оценку повреждений и направьте досудебную претензию собственнику участка земли, на который вы пытались заехать. Самый простой вариант — найти компромисс. Если же владелец отказывается идти навстречу, подавайте иск в гражданский суд.
Наезд на шлагбаум это ДТП
Рассказываем, как правильно оформить подобную аварию
Шлагбаумы на парковках иногда опускаются и поднимаются непредсказуемо
Фото: кадр видео
Оказаться зажатым в автоматических воротах или получить по крыше шлагбаумом — известная фобия автомобилистов. Эти устройства управляются либо человеком, либо автоматикой, но в любом случае не должны закрываться, когда под ними проезжает автомобиль (железнодорожные шлагбаумы мы здесь не рассматриваем).
Вот одна из таких ситуаций: въезд на парковку офисного центра преграждает автоматический шлагбаум, который поднимается после предъявления магнитного пропуска. А вот опускается он непредсказуемо: проезжая под ним на работу, Михаил услышал глухой удар, а когда вышел из машины, шлагбаум лежал на крыше.
— Я обратился в администрацию комплекса и попросил запись происшествия, — рассказывает Михаил. — За предоставление видео с меня потребовали 500 рублей, сказав, что в комплексе работает две тысячи человек и, если каждому давать записи просто так, работа остановится. Какое-то скотское отношение. На мои претензии ответили, что правила запрещают въезд за другой машиной без прикладывания пропуска. Понятия не имею, где находится эта инструкция и кем она утверждена.
Редактор раздела «Авто» разбирался, что делать в такой ситуации.
Считается ли удар шлагбаумом дорожно-транспортным происшествием?
Это важный вопрос. Например, если автомобилист не уведомил о произошедшем полицию или ГИБДД, его могут впоследствии лишить прав за оставление места аварии, если инцидент будет признан ДТП.
— Если шлагбаум ударил стоящую машину сверху, то, по моему мнению, ДТП это не является, — считает юрист Дмитрий Крисько. — На место такого происшествия необходимо вызывать сотрудников полиции, которые оформят акт, отражающий причинение вреда. Он ляжет в основу иска о возмещении ущерба.
Но юрист отмечает, что ситуация пограничная, то есть при определённых обстоятельствах может быть расценена как ДТП.
— Происшествие является ДТП, если возникло в процессе движения автомобиля, — объясняет представитель комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области Дмитрий Ларионов. — Если шлагбаум опустился на стоящий автомобиль — это не ДТП, если на движущийся — то да. Если есть сомнения, лучше исходить из того, что это дорожно-транспортное происшествие.
Другими словами, если автомобиль «боднул» шлагбаум или нырнул под него в момент, когда автоматика уже не успевала предотвратить закрытие, случай может считаться ДТП. Тогда необходима регистрация инцидента в ГИБДД: даже если нет претензий у автомобилиста, они могут возникнуть у владельцев шлагбаума, который тоже мог пострадать от аварии.
Можно ли отъезжать из-под шлагбаума?
Раз существует риск нарваться на лишение прав, многие предпочитают остаться на месте до приезда ГИБДД. На самом деле так сильно перестраховываться не нужно.
Пункт 2.6.1 Правил дорожного движения требует от водителя освободить проезжую часть, если его автомобиль создаёт помехи для движения: а в нашем случае, скорее всего, так и есть. Предварительно нужно сделать хорошие фото и видео с разных ракурсов, чтобы по ним можно было опознать место действия, госномер и повреждения.
После этого автомобиль можно отогнать. Кстати, даже если событие будет признано ДТП, сам по себе отъезд от точки удара не влечёт лишения прав — этой страшилкой часто пользуются мошенники. На самом деле статья 12.27 КоАП наказывает водителей, которые скрылись с места ДТП, а не просто переставили машину в безопасное место.
— Если инцидент является ДТП, регистрировать его в ГИБДД обязательно, если не ДТП — то обязательна регистрация в отделе полиции, иначе перспектив возмещения нет, — добавляет Дмитрий Ларионов.
Что делать, если угрожают встречным иском?
Излюбленная тактика владельцев стоянки — обвинить во всём автомобилиста и пригрозить ему иском за порчу шлагбаума: стоит он порядка 60 тысяч рублей, но есть и более дорогие модели.
Если автомобилист в самом деле налетел на закрывающийся шлагбаум, его могут признать виновным и взыскать ущерб, но это не относится к ситуациям, когда «шлагбаум первый начал».
Если отношения обострились, обеим сторонам придётся убеждать в своей невиновности гражданский суд, где пригодится максимум доказательств в пользу вашей версии: видеозаписи, фотографии, показания очевидцев.
Например, если шлагбаум «приземлился» в центральную часть крыши, а на записи видно, что автомобиль стоял, претензии владельцев стоянки не будут поддержаны судом.
Должен ли автовладелец читать инструкции к шлагбаумам и воротам?
Если был инструктаж по технике безопасности или собрание жильцов, где пользователям популярно объяснили повадки автоматических ворот и шлагбаумов, их необходимо выполнять. Но сам факт инструктажа должен подтверждаться документально.
В остальном автомобилисты обязаны соблюдать ПДД (и законы РФ), а они не подразумевают изучения тонкостей шлагбаумостроения.
Впрочем, пункт 10.1 ПДД требует тормозить при появлении опасности, которой в данном случае является закрывающийся шлагбаум. Но если он огрел машину сверху, очевидно, автомобилист не в состоянии предвидеть такую угрозу.
Кому предъявлять претензии?
— По статье 1064 Гражданского кодекса возмещать ущерб должен тот, кто причинил вред, в данном случае это арендатор или владелец территории, въезд на которую блокировал шлагбаум, — объясняет Дмитрий Присько. — Определить владельца или арендатора можно через запрос в администрацию города или, в частности, комитет по управлению имуществом и земельным отношениям.
Впрочем, как обычно, есть масса нюансов. Помимо встречного иска за порчу имущества, собственник может переложить ответственность, например, на производителя шлагбаума, если выяснится, что инцидент произошёл из-за сбоя электроники.
— На стоянках часто бывает, что шлагбаумом управляет охранник, и когда происходит конфликт, владельцы стоянки возлагают ответственность на него, а потом выясняется, что охранник даже не трудоустроен, — говорит Дмитрий Присько. — На самом деле это не более чем уловки: не устроенный официально сотрудник — это повод обратиться в прокуратуру, и в любом случае ответственность за работника несёт его работодатель. Если же виноват всё же конкретный человек, компания может переложить на него ответственность в порядке регресса.
Резюме
Итак, если вашу машину треснуло шлагбаумом, остановитесь и зафиксируйте происшествие на смартфон. Затем уберите автомобиль с проезда и тщательно сфотографируйте повреждения. Если они вас беспокоят — вызывайте полицию. Кстати, уведомление полиции снимает с вас ответственность за оставление места событий, даже если инцидент в итоге признают дорожно-транспортным происшествием.
Попросите видеозапись, если шлагбаум попал в поле зрения камер. Имейте в виду, что частные компании не обязаны предоставлять вам собственные видео — только по запросу полиции или суда.
Проведите оценку повреждений и направьте досудебную претензию собственнику участка земли, на который вы пытались заехать. Самый простой вариант — найти компромисс. Если же владелец отказывается идти навстречу, подавайте иск в гражданский суд.
«Ребятишки лежали на обочине»: что известно о ДТП с участием юной «лихачки», сбившей троих детей
Рафаэль Залян
В столичном районе Солнцево произошло страшное ДТП. Водитель автомобиля Mazda сбила троих детей в возрасте девяти месяцев, четырех и пяти лет на нерегулируемом пешеходном переходе. Инцидент произошел на улице Авиаторов около дома 2. Пострадавших доставили в больницу в тяжелом состоянии. «Вечерняя Москва» узнала подробности случившегося и выяснила, какая мера наказания ждет виновницу аварии.
Что случилось
За рулем иномарки в момент аварии находилась 18-летняя Валерия Башкирова — студентка факультета журналистики РАНХиГС (однако в самом учебном заведении «ВМ» не подтвердили эту информацию). Водительское удостоверение девушка получила в прошлом году. При этом иномарка, в которой Башкирова мчалась по улице Авиаторов, принадлежит не ей, а ее матери.
Сама авария произошла днем в пятницу, 16 июля. Двое взрослых и трое детей переходили дорогу по пешеходному переходу. Внезапно в них влетел автомобиль Mazda. Взрослые в результате ДТП не пострадали, основной удар пришелся на детей.
Пострадавшим 4 года, 5 лет и 9 месяцев. Все они получили травмы различной степени тяжести. Мальчик пяти лет — перелом основания черепа. Он находится в коме. Его транспортировал вертолет ЦЭМП в медучреждение.
У второго мальчика, которому четыре года, медики обнаружили перелом голени и закрытую черепно-мозговую травму. Его также госпитализировали.
Самому младшему — девятимесячному малышу — тоже понадобилась помощь врачей. У него диагностировали закрытую черепно-мозговую травму.
В Сети появились кадры происшествия. На них видно, как люди с детьми начинают переходить двухполосную дорогу. Следующий по ближней к тротуару полосе автомобиль останавливается, чтобы их пропустить. Как только пешеходы минуют половину пути, в них врезается иномарка, которая едет по дальней полосе движения.
Что видели прохожие
Как рассказал «Вечерней Москве» очевидец случившегося Олег Севастьянов, во время аварии иномарка, за рулем которой была женщина, въехала в толпу из семи человек:
— За рулем была дама лет 20, как мне показалось. Она влетела на пешеходный переход и смела детей, — вспомнил собеседник «ВМ». — Позже сказали, что один из детей скончался, но точно не знаю. Этот ребенок лежал без чувств, второго малыша понесли в машину скорой помощи. А сбившая детей дама стояла и рыдала, разговаривая с кем-то по телефону. Она объясняла, что произошло, судя по всему.
По словам собеседника «ВМ», коляска, в которой перевозили одного из детей, была рядом с пешеходным переходом, а «ребятишки лежали на обочине».
Фото: Прокуратура Москвы
Возбуждено дело
По факту случившегося правоохранители возбудили уголовное дело по части 1 статьи 264 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Об этом «Вечерней Москве» сообщила официальный представитель прокуратуры города Людмила Нефедова. По ее словам, на место происшествия прибыл первый заместитель прокурора ЗАО Сослан Хубулов.
Нефедова отметила, что пострадавшим детям оказывается необходимая медицинская помощь. Прокуратура взяла расследование данного ДТП под свой контроль.
Она отметила, что на момент аварии дети находились с мамой и бабушкой. Их состояние оценивается как тяжелое.
В свою очередь ГСУ СК России по Москве запросило передачу дела из органов полиции в собственное производство, сообщается на сайте СК. Водитель прошла медицинскую экспертизу, которая показала, что девушка не была в состоянии алкогольного опьянения.
Что грозит водителю?
По словам юриста Григория Горяева, поскольку состояние детей, которых сбила водитель иномарки Mazda, крайне тяжелое, ей может грозить серьезная статья УК РФ. Об этом он сообщил корреспонденту «Вечерней Москвы».
Что же касается ответственности за содеянное правонарушителем, по словам Горяева, речь в данной истории может идти исключительно об уголовной ответственности:
— Мы знаем, что за рулем была неопытный водитель. Но она своими действиями нанесла тяжкий вред здоровью сразу нескольких несовершеннолетних лиц. За такое преступление ей, скорее всего, инкриминируют часть 1 статьи 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». То есть причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности. За такое деяние нарушителю может грозить лишение свободы на срок до двух лет.
В том случае, если кто-то из пострадавших умрет, по словам эксперта, в действие вступает третья часть упомянутой статьи:
— К большому сожалению, мы обязаны рассмотреть и самый драматичный исход. Итак, если нарушение правил дорожного движения влечет за собой по неосторожности смерть одного человека, то водителя лишают свободы на срок до пяти лет. Кроме того, у правонарушителя отбирают водительское удостоверение.
Фото: Прокуратура Москвы
Если жертв больше, соответственно, ужесточается и мера наказания, заметил юрист:
— Деяние, приведшее по неосторожности к смерти двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Горяев также отметил, что при определении меры наказания будут учитываться и другие факторы.