Содержание:

Какие виды штрафов предусмотрены за поворотник

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП по этой причине?

Неиспользование сигналов поворота влечет за собой небольшое наказание. Однако при повторном нарушении за плечами автомобилиста может сформироваться приличная сумма за не включенные поворотники.

Законодательство в сфере авто предусматривает следующую систему наказаний за подобные нарушения:

  • невключенный поворотник — 500 рублей;
  • водитель не применил сигнал поворота в ситуации, где это необходимо — 500 рублей;
  • автомобиль оснащен неработающим поворотником — 500 рублей;
  • штраф за передний поворотник красного цвета (штрафа за задние поворотники красного цвета непридусмотрены) — 500 рублей.

Ошибочно полагать, что легче уплатить штраф, чем соблюдать требования ПДД. Требование об использовании поворотников существует прежде всего для предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Игнорировать данную норму крайне не рекомендуется.

Рекомендуем!  Как сообщить о ДТП

Комментарии к п. 8.1 Правил

Для чего нужен рассматриваемый пункт:

  • Регулирует порядок использования указателей поворотов при совершении маневров.
  • Устанавливает, что при маневрировании необходимо уступать дорогу. Исключением будут случаи, когда отдельные пункты Правил, либо дорожные знаки не дают водителю преимущество движения.

Как использовать поворотники в обычных случаях

Порядок действий не вызывает сложностей для водителя, и он должен включать сигналы поворотов:

  1. Если поворачивает налево, то левый.
  2. Если направо, то соответственно правый.
  3. Во время перестроения включается сигнал в зависимости от направления движения.
  4. Если водитель начинает ехать от края дороги или обочины, то включается следующий поворотник по направлению движения: при отъезде от правой обочины – левый, от левой – правый (такие маневры допускаются при одностороннем движении или на двухсторонней дороге, на которой нет сплошной линии).
  5. Во время разворота в обратную сторону должен включаться левый поворот.

Что делать при обгоне

При таком маневре многие водители ошибаются, и включают левый поворот, не выключая его, пока не возвратятся в свою полосу. Однако обгон можно разделить на два вида перестроений: когда машина переезжает на левую сторону встречного движения, затем едет прямо, а потом перемещается в правый ряд.

И при этом, если соблюдать п. 8.1 ПДД, нужно дважды включать и отключать поворотники:

  1. Первый раз – включается левый поворот, когда автомобиль выезжает на «встречку». При прямом движении он выключается, чтобы другие водители не подумали, что вы решили повернуть налево.
  2. Когда решено перестроиться в правый ряд, то включается правый поворотник.

Кроме того, многие водители забывают, что указатели нужно включать заранее, а не тогда, когда маневр уже начался. После окончания маневра повороты должны быть сразу отключены. Также данный пункт обязывает не мешать другому транспорту при обгоне. Но точнее это описано в ПДД пунктах 11.1 и 11.2.

Как пользоваться указателями поворота на круговом движении

Здесь дело будет несколько сложнее. По существующим Правилам на момент 2020 года круговое движение считается перекрестком. Но движение по нему такое же, как по дороге.

Поэтому необходимо действовать следующим образом:

  1. При въезде на круг Вы выполняете правый поворот (п. 8.5), поэтому необходимо включить правый указатель.
  2. Во время движения по кругу все сигналы поворотов должны быть выключены.
  3. При выезде с кругового движения должен включаться правый сигнал поворота.

В таких требованиях кажется все понятным, но есть один нюанс. Дорожное движение на некоторых перекрестках организовано таким образом, что не сразу понятно, какой поворот происходит.

Это видно на рисунке ниже:

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП по этой причине?

В данном случае, если следовать Правилам, то можно запутать других водителей на дороге, если включить правый указатель. Кроме того, нужно знать, что въезжать на круг можно, находясь в любом ряду, но выезжать с него можно только с правой полосы.

Штраф

Штрафная санкция считается наиболее эффективной мерой борьбы с нарушениями в сфере ПДД. Так, после 2020 года размер штрафа за не включенные указатели был пересмотрен. Часть первая статьи 12.14 Кодекса об административных правонарушениях регламентирует: официальный размер штрафа за неиспользованный поворотник составляет 500 рублей.

Водители имеют право пользоваться скидкой при уплате штрафа за подобного рода правонарушения. Если автомобилист успеет внести сумму в течение 20 суток с даты вынесения постановления, размер штрафа сократится на половину и составит 250 рублей.

Если собственник транспортного средства будет затягивать с уплатой штрафа, размер административного взыскания может увеличиться втрое. По истечению 70 дней с момента вступления постановления в законную силу, водитель будет обязан внести уже 1500 рублей. Эта сумма делится на две составляющие: 500 рублей — размер штрафа, 1000 рублей — взыскание за упущение срока уплаты.

Какой штраф за неправильное пользование поворотниками

Мера наказания за то, что не включен сигнал поворота и нарушен п. 8.1 ПДД, небольшая – штраф 500 рублей, либо предупреждение по ст. 12.14 Административного кодекса ч. 1. Данный штраф будет для вас льготным со скидкой 50%, если вы оплатите его в 20-дневный срок со дня подписания постановления.

Аналогично наказывают водителей, которые помешали другим участникам движения по данной статье ч. 3.

Оба вида нарушения могут быть выявлены инспектором ГИБДД визуально. Если будет подстава, то трудно аргументировать, что сигнал поворота все-таки работал. Не всегда даже на записи видеорегистратора видно, что указатель поворота был включен.

Предупреждение

В некоторых ситуациях автомобилист может избежать таких серьезных последствий, как штрафная квитанция.

Инспектор дорожной службы может ограничить наказание предупреждением в следующих ситуациях:

  • неисполнение требования не привело к каким-либо серьезным последствиям на дороге;
  • автомобилист имеет положительную историю вождения и по базе данных не имеет прочих нарушений;
  • произошедшая ситуация не входит в разряд конфликтных;
  • инспектору ГИБДД не удалось четко зафиксировать нарушение ПДД.

Порой водители сталкиваются с определенной спорной ситуацией: поворотник был включен, но водитель повернул в противоположную сторону. Например, когда автомобилист перед перекрестком указывает направление вправо, но фактически поворачивает на лево или совершает разворот.

Подобное действие дезориентирует других участников движения и создает аварийную ситуацию на дороге. Поэтому, такой проступок приравнивается к полному неиспользованию сигнала поворота и влечет за собой административную ответственность.

Какое наказание

Штраф

До конца 2020 года езда без поворотников грозила скромненьким штрафом. В настоящее время его размер составляет 500 руб. (часть 1 ст. 12.14 КоАП РФ).

Если оплатить штраф в течение 20 дней со дня составления сотрудником ГИБДД постановления по делу, то размер сокращается до 250 руб.

И, напротив, если протянуть с оплатой (свыше 70 дней), то размер может составить 1500 руб. (размер самого штрафа и денежное взыскание за просрочку 1000 руб.).

Предупреждение

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП по этой причине?

Нередко разговор с работником ДПС заканчивается легким пожурением. Такое бывает когда:

  • не произошло других серьезных последствий;
  • водитель по базе не имеет других нарушений;
  • ситуация не конфликтная;
  • нарушение не четко зафиксировано.

Часто водители спрашивают: есть ли штраф за невключенный поворотник в нужную сторону. Например, лампочка загорелась справа, а водитель передумал, развернулся по левой дуге и поехал в обратном направлении. Хоть световой прибор и моргал, но так как это был неверный сигнал, то это приравнивается к неиспользованию поворотника. За что соответствующая ответственность.

Требования ПДД

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП по этой причине?

Требования ПДД четко отражают все аспекты применения сигналов поворота. Тем не менее в условиях реального движения правила использования поворотников часто нарушаются. Происходит это по самым разным причинам: от особенностей личности водителя до полного незнания правил дорожного движения.

Когда водитель обязан подавать сигнал поворота

Чтобы исключить возможность получения штрафной квитанции, каждому водителю следует освежить в памяти правила применения сигнала поворота. Включать поворотник необходимо в следующих случаях:

  • Водитель въезжает на перекресток с круговым направлением движения. Согласно ПДД любой въезд на кольцо должен сопровождаться включением правого указателя поворота. В случае его автоматического выключения автомобилист обязан продублировать сигнал. Смена правого поворотника на левый должна быть осуществлена только при выезде с перекрестка.
  • Автомобилист хочет совершить остановку у края проезжей части. Не имеет значения, с какой именно стороны произойдет остановка: справа или слева. Исключение составляет только прекращение движения в связи с красным сигналом светофора.
  • Подача сигнала при начале движения. При желании прекратить остановку или стоянку и вернуться на проезжую часть, водитель обязан уведомить об этом прочих участников движения. Сделать это нужно с помощью левого сигнала поворота.
  • Водитель совершает маневр поворота или разворота. Вне зависимости от наличия на светофоре перекрестка собственник ТС обязан подавать сигнал поворота. Избежать ответственности за невключенный поворотник удастся только при движении по дороге с одним поворотом, не имеющей прочих съездов или ответвлений.
  • Собственник транспортного средства хочет сменить полосу движения. Подать сигнал нужно как при обычном перестроении, так и при временном занятии полосы в случае обгона. Также важно помнить, что выезд на соседнюю полосу является маневром повышенной опасности. Это значить, что водитель должен заблаговременно убедиться в безопасности перестроения.

Приведенный список не является исчерпывающим представлением ситуаций, в которых может понадобиться указание сигнала поворота. Поворотник может понадобиться даже при выезде со двора для указания пешеходам направление движения. Однако штраф с большой долей вероятности можно получить только за представленные типы нарушений.

Санкция будет применена только при наличии явного нарушения. Стоит заметить, что езда в включенным указателем также является наказуемым проступком. Даже при отсутствии поворотов на прямой дороге сотрудник ГИБДД имеет полное право выписать штраф за горящий сигнал поворота.

Как действовать, если поворотник неисправен

При неработающем сигнале поворота автомобилист обязан всеми силами предотвратить аварийную ситуацию всеми доступными способами. Первое действие водителя в подобных ситуациях заключается в немедленной остановке и попытке устранения неисправности. Однако ремонт может быть недоступен из-за отсутствия нужных инструментов.

Если починить поворотник на месте не удалось, автомобилист должен направиться в ближайший сервис для починки. Однако неисправность указателя не освобождает водителя от необходимости информирования других участников движения о направлении дальнейшего движения. Подавать сигнал поворота в таких ситуациях нужно с помощью руки. О том, как правильно указывать направление рукой, собственник автомобиля может прочесть в ПДД.

Игнорирование требования об информировании водителей о направлении движения при неисправном поворотнике является административным правонарушением. Однако на практике водители редко привлекаются за подобные проступки. Объясняется такая статистика никой вероятностью своевременного выявления нарушения и относительно низким уровнем ответственности.

Важно знать: даже при неработающем сигнале светофора сотрудники ГИБДД не могут лишить автомобилиста права управления автомобилем из-за невозможности дальнейшей эксплуатации авто. Подобного рода действия со стороны инспекторов будут квалифицированы как непрофессиональные.

Когда следует включать указатели поворотов

Собственно говоря, всё, что касается необходимости использования указателей воротов, упоминается в двух пунктах ПДД: 8.1 и 8.2.

Первый пункт восьмого раздела гласит, что водитель автотранспортного средства обязан подавать сигналы с использованием световых указателей в следующих случаях:

  • начиная движение;
  • при осуществлении поворота с основной дороги;
  • при развороте;
  • при перестроении с одной полосы на соседнюю;
  • перед остановкой.

Исполнение этих пунктов является обязательным и не содержит исключений. Это означает, что водитель ТС, совершая любой из вышеперечисленных манёвров, должен включать поворотники всегда, независимо от того, имеются ли поблизости другие участники ДД, включая пешеходов, а также вне зависимости от того, находится ли автомобиль при совершении манёвра на участке дороги общего пользования или вне пределов дорог (например, в поле, во дворе, на автостоянке или АЗС).

Что касается пункта 8.2, то он содержит фразу, уточняющую трактовку первого пункта: сигнал, подаваемый водителем при совершении манёвров, указанных в первом пункте, должен трактоваться однозначно, не вводя в заблуждение остальных участников ДД.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать два вывода:

  • водитель всегда должен предупреждать окружающих о своих намерениях изменить направление движения автомобиля;
  • подаваемые им сигналы должны трактоваться исключительно однозначно, чтобы они были поняты другими водителями правильно.

Многие из опытных и начинающих водителей вправе спросить, почему в пункте 8.1 не указаны другие манёвры, ведь кроме начала и остановки, поворотов. Разворота и перестроения, существует обгон, съезд автомобиля с разгонной или тормозной полосы, объезд препятствия.

Отвечаем: никаких противоречий здесь нет, поскольку все эти действия являются разновидностями перестроения транспортного средства.

А теперь давайте разберёмся, что же имеется в виду, когда говорится, что при использовании поворотника водитель не должен вводить в заблуждение кого-либо. Если всё однозначно, то как такое может быть?

Оказывается, всё-таки полной однозначности нет.

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП по этой причине?

Мы перечисляли, когда следует включать указатели поворота, и там одним из случаев был поворот. Вот здесь и прячется неоднозначность. Представьте себе, что вы движетесь по прямому участку дороги, но впереди виднеется довольно крутой поворот направо. Нужно ли включать поворотник? В свете пункта 8.2 – нет. Дело в том, что только на первый взгляд кажется, что включение сигнала поворота будет действием совершенно безобидным. Если за вами движутся другие транспортные средства, они воспримут это как намерение повернуть направо, то есть съехать с основной дороги. И, предугадывая ваш поворот, начнут тормозить. При интенсивном потоке транспорта это может стать причиной возникновения ДТП, так что нужно всегда помнить, что если вы следуете изгибам дорожного полотна, не собираясь с него съезжать, включать световую сигнализацию не нужно, поскольку это может быть воспринято другими участниками ДД неоднозначно.

Рассмотрим другой случай. Вы подъезжаете к перекрёстку, но планируете ехать прямо и сразу же за перекрёстком припарковаться. Включение поворотника до проезда перекрёстка – это ошибка, которая может обойтись вам дорого: водители транспортных средств, находящихся справа на перпендикулярной дороге, подумают, что вы планируете повернуть на перекрёстке направо, и без опаски начнут движение. Чем это может закончиться, догадаться не трудно.

Можно привести и другие ситуации, когда с точки зрения пункта 8.1 включение поворотников соответствует духу ПДД, но противоречит пункту 8.2.

Кстати, второй пункт мы привели не полностью, и сделали это сознательно, ибо часть, касающаяся не введения в заблуждение остальных участников ДД, достаточно удачно дополняется следующим требованием: подача сигнала, предупреждающего о совершении манёвра с применением световых указателей поворота должна выполняться заблаговременно, до начала разворота, поворота или перестроения, и прекращаться сразу же после окончания манёвра.

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП по этой причине?

При разборке второго случая предупредить возникновение опасной дорожной ситуации позволяет именно это требование.

Впрочем, в отличие от других пунктов правил, где при наличии каких-либо ограничений указывается их номинал (например, в метрах), здесь понятие «заблаговременности» не уточняется. Другими словами, за сколько метров или секунд до манёвра нужно включать поворотник, решает водитель.

Кстати, предлагаем вашему вниманию одну из задач, входящих в билеты ГИБДД:

Когда нужно включать поворотник:

  • непосредственно перед поворотом/разворотом;
  • до начала манёвра, заблаговременно;
  • по собственному усмотрению, с учётом первых двух пунктов.

Практически все задачки в Билетах можно назвать провокационными, поскольку часто предлагаемые неправильные ответы могут показаться на первый взгляд вполне очевидными. К данной задачке это тоже относится, но здесь фокус в другом: логически правильный ответ – третий, но почему-то в системе запрограммирован в качестве такового второй. Так что будьте внимательны и запомните этот случай.

Поскольку не все ТС оснащаются световыми указателями поворота (в качестве примера можно назвать велосипед или гужевую повозку, светоотражатели не являются световыми приборами), то их водители должны подавать соответствующие предупреждающие знаки рукой. Впрочем, поворотники могут выйти из строя и в автомобиле непосредственно в дороге, в этом случае водитель также должен сигнализировать о начале выполнения манёвра рукой.

При этом различают две возможные ситуации с разным способом подачи сигнала.

Водители авто с левым расположением руля и велосипедисты, использующие для подачи сигнала левую руку, должны сигнализировать о совершении манёвра следующим образом:

  • вместо включения левого поворота – вытянуть руку в сторону;
  • вместо включения правого поворота – согнуть руку в локте под прямым углом;
  • при торможении – поднять руку вертикально вверх.

В случае автомобиля с правым рулём и велосипедистов, подающих сигнал правой рукой, о манёвре нужно сообщать несколько иначе:

  • вместо включения левого поворота – согнуть руку в локте под прямым углом;
  • вместо включения правого поворота – вытянуть руку горизонтально;
  • при торможении – поднять руку вертикально вверх.

Отметим также, что все остальные правила в этом случае остаются в силе. Нужно только учитывать, что подача сигнала рукой на двухколёсном ТС может быть сопряжена с временной потерей управления.

Когда включать и выключать поворотники

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП по этой причине?

Кодекс об административных правонарушениях не располагает точными формулировками относительно того, когда именно автомобилисты должны показывать сигнал поворота. Единственное требование заключается в том, что указатель должен быть включен заблаговременно до совершения маневра.

Понятие «заблаговременно» можно толковать по-разному. Однако стоит придерживаться установленного на практике мнения. Заблаговременная подача сигнала предполагает, что автомобилист должен подать сигнал так, чтобы другие участники движения беспрепятственно поняли намерения включившего поворотник водителя. При заблаговременном включении указатели другие автомобилисты не будут вынуждены экстренно изменять траекторию движения.

Включение поворотных сигналов по ПДД

О своевременном включении поворотников сказано в статье 8 ПДД:

  • часть 1 говорит о том, что перед началом движения водитель обязан включить поворотники. Если они неисправны, то показать руками свое направление;
  • в части 2 сказано о необходимо заблаговременной подачи сигнала и его прекращении сразу после завершения маневра.

Но главное — это не только включенные поворотники, но и безопасность маневра. Поэтому первое, что нужно сделать — убедиться в отсутствии опасности при повороте или развороте.

Единственный случай, когда включать поворотник не требуется — это при повороте автомобиля вместе с направлением дороги. То есть подавать сигнал нужно всех ситуациях, когда предполагается совершение маневра в виде ухода с основной полосы движения.

Включение поворотника: нюансы

Подача сигнала поворота имеет определенные нюансы, с которыми должен считаться каждый участник движения. Нельзя использовать поворотник только в соответствии с личными убеждениями и представлениями.

Важно помнить следующее:

  • Сигнал поворота подается вне зависимости от наличия или отсутствия на дороге других транспортных средств. Это объясняется тем, что водитель может попросту не заметить других участников движения. Согласно правилам даже при движении по лесной дороге автомобилист должен подавать сигналы поворота.
  • Включать нужно именно поворотник, который соответствует направлению движения автомобилиста. Нельзя подавать сигнал наобум, это вводит прочих собственников ТС в серьезное заблуждение, которое может привести к ДТП. Подача неверного сигнала приравнивается к полноправному нарушению. В некоторых случаях дезориентация является куда более серьезным проступком, чем полное отсутствие предупреждающего сигнала. В подавляющем большинстве случаев за такое нарушение водители получают штраф без предупреждения.
  • Включать поворотник стоит не позднее, чем за 6-9 секунд до совершения маневра. Такого временного промежутка вполне достаточно для заблаговременного информирования автомобилистов и пешеходов. Однако важно помнить, что эти значения являются усредненными. Конкретная ситуация может потребовать более ранней или поздней подачи сигнала.

Эти три негласных правила позволят водителю своевременно проинформировать других водителей о дальнейших действиях и предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Стоит помнить, что перед включением поворотника водитель каждый раз должен анализировать дорожную обстановку и действовать в соответствии с ПДД.

Когда нужно включать поворотники по ПДД 2024 года?

Естественно, простая забывчивость по выключению указателей поворота не может автоматически стать причиной виновности в ДТП. Потому необходима скрупулезная оценка всех фактов, приводящих к аварии, где одну из ключевых ролей может сыграть поворотник.

Для начала вспомним Главу 8 из ПДД, где перечислены все маневры:

  1. начало движения,
  2. остановка,
  3. перестроение – смена полосы,
  4. обгон – связан с перестроением на встречную полосу,
  5. объезд неподвижного транспортного средства или препятствия, связанный с перестроением,
  6. поворот, когда водитель одну дорогу покидает на другую въезжает,
  7. разворот – смена направления движения на противоположное в пределах одной дороги,
  8. въезды и выезды с кругового движения (правые повороты),
  9. въезды и выезды с прилегающей территории (повороты).

Все их объединяет общий признак: «Маневрирование ТС – это любое (сознательное) изменение режима его движения водителем», – Судебная автотехническая экспертиза. Часть вторая. Ответственный редактор докт.техн.наук В.А.Иларионов. Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз (ВНИИСЭ), 1980 г.

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП по этой причине?

При любом маневре водитель обязан:

  • не создавать опасность для движения, то есть угрозу ДТП;
  • не создавать помех другим участникам движения, то есть из-за маневра водителя никакие другие автомобили или пешеходы не должны изменить направление движения или скорость.

Вас также заинтересует:

  • Всё об электросамокатах в вопросах и ответах: правила, штрафы и последние новости
  • ДТП с превышением скорости и помеха – кто виноват и как доказать?
  • Сбил лося — все тонкости ДТП и какой штраф?

Ответственность за неисправный поворотник

Часть первая статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях постановляет, что использование транспортных средств при наличии неисправностей в Российской Федерации запрещено. Неработающий поворотник также является основанием для прекращения эксплуатации авто.

При езде с неисправным указателем поворота водитель может получить предупреждение от инспектора ГИБД в случае отсутствия серьезных последствий. Если же проступок способствовал появлению общественной опасности, автомобилист получить штраф в размере 500 рублей.

Ответственность за нарушение требований оповещения о маневре

Что касается законодательства, на которое опираются сотрудники ГИБДД, наказывая водителей за несоблюдение правил маневрирования, то в случае с нарушением требований подачи сигнала о запланированном маневре, они опираются на статью 12.14 часть 1 КоАП. В ней указано, что в случае несоблюдения требований ПДД в части не включения указателя поворота, водитель понесет одно из таких наказаний:

  • Будет предупрежден;
  • На его имя будет составлен протокол, предусматривающий штраф 500 рублей.

Иногда может возникнуть ситуация, при которой на автомобиле указатель поворота не работает. В таком случае инспектор ГИБДД, при составлении постановления, будет опираться на статью 12.5 часть 1 КоАП, которая определяет, что управление автотранспортом при неработающем сигнале поворота запрещено.

Штрафные санкции за нарушение данной статьи:

  • Предупреждение;
  • Штраф 500 рублей.

Некоторые владельцы автотранспорта меняют лампы указателей поворотов на красные. За такие действия их ждет наказание, поскольку часть 3 статьи 12.5 КоАП говорит о том, что за поворотники красного цвета водитель может быть лишен права управлять своим автомобилем на срок до 12 месяцев. Поэтому к подобным изменениям конструкции своего автомобиля нужно подходить ответственно.

Можно ли использовать поворотники красного цвета

Установка поворотников красного цвета нередко вызывает множество вопросов.

Ответить на большинство из них можно с помощью двух положений:

  • Согласно ПДД наличие поворотников красного цвета возможно только сзади. Установка красных сигналов спереди неправомерна.
  • Технический регламент запрещает установку сигналов красного цвета на поворотниках, вне зависимости от их расположения (сзади или спереди).

Часть первая статьи 12.5 административного кодекса страны на 2020 год предусматривает взыскание в размере 500 рублей за поворотники красного цвета сзади и белые по кругу. Установка красных сигналов спереди санкционируется особым наказанием.

Если автомобилист захочет поэкспериментировать с установкой световых приборов, он должен быть готов лишиться права управления автомобилем на период от 6 месяцев до одного года. Подобное наказание предусмотрено за наличие на транспортном средстве любых световых приборов, цвет или режим которых отличается от установленного регламента. Красные поворотники спереди авто не считаются исключением.

Важно знать, что оборудование автомобиля ксеноном не подходит под статью 12.5, которая предполагает лишение водительского удостоверения за нарушение регламента. Привлечение к ответственности со ссылкой на данное положение законодательства считается неправомерным действием сотрудников ГИБДД.

В каких случаях тот, кто не включил указатель, виноват?

Для определения виновности нам нужно понимать, как именно воздействует включение поворотников на причину ДТП.

Итак, в целях исполнения указанных выше обязанностей водитель в первую очередь включает поворотники, чтобы предупредить окружающих о своих намерениях, и чтобы его действия не были неожиданностью для других водителей или пешеходов.

Вполне логично, что указатель поворота должен сработать минимум 3-4 раза, лучше 5-6.

«Моргает» указатель поворота с периодичностью одна секунда. Следовательно, от момента, когда водитель с помощью сигналов сообщил другим участникам движения о своих намерениях и до начала выполнения маневра имеет место пауза в несколько секунд.

Среднее время реакции водители при спокойном движении по городу 0,8-1,0 секунды. Если водитель заблаговременно увидел включенный у другого автомобиля указатель поворота, то он однозначно будет готов к его маневру.

Теперь обратимся к экспертам, которые выделяют 3 стадии на пути к аварии.

Простая дорожно-транспортная ситуация

Она не требует от водителя повышенного внимания, и быстрых действий. Именно в такой ситуации водителю ПДД разрешается начинать движение. Правда, формулировка в Правилах иная – и в них указано, что водитель обязан уступить дорогу всем, чью траекторию он пересечет, начиная перемещение в пространстве.

Сложная дорожно-транспортная ситуация

Ее отличие – большой поток информации, которую сознание водителя должно успеть обработать. Человек на основании информации должен быстро принять решение и претворить его в жизнь. Причем, допускается действовать двумя основными способами: тормозить или маневрировать.

Апофеоз сложной ситуации – опасность для движения. В ПДД прямо указано, что при возникновении опасности для движения (угрозе ДТП) водителю запрещено думать. Ему запрещено вертеть головой, смотреть в зеркала, принимать решения. На данные действия в совокупности уйдет уйма времени, а его нет. При возникновении опасности для движения водитель обязан тормозить, и это не обсуждается. Маневр исключен.

Аварийная ситуация

Она имеет место, когда от ДТП никакое торможение не спасет. И здесь внимание! В аварийной ситуации, в отличие от опасности для движения, маневрирование не запрещено.

Если водитель прохлопал «сложную дорожно-транспортную ситуацию» с заключительной стадией «опасность для движения», его виновность в создании аварийной ситуации сомнений не вызывает. И если он, ликвидируя аварийную обстановку, попадет в ДТП, то он и будет в ней виноват.

На практике 2020 года в 97% случаев водитель выходит сухим из воды из созданной им аварийной ситуации.

Его огрехи подчищают другие водители. В том числе за счет маневрирования.

В первый раз водитель, создавший аварийную обстановку, чувствует себя неуютно – он сделал гадость окружающим. А через год такого поведения на дороге он становится хамом, и ему плевать на то, что о нем думают другие. Хочет – метнется от правой обочины в левый ряд, выигрывая у потока доли секунды, хочет – остановится посреди дороги, болтая по телефону.

Но дурные привычки на дороге рано или поздно приводят к ДТП.

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП по этой причине?

И яркий пример – маневрирование без включения указателей поворота.

  • Во-первых, если указатель поворота не включен, то отсутствует пауза в действиях водителя, которая позволяет окружающим подготовится к его маневру.
  • Во-вторых, у водителя, перед которым резко перестроились, нет времени на то, чтобы успеть среагировать, и в первую очередь, нет времени оттормозиться. Следовательно…
  • В-третьих, сразу имеет место аварийная ситуация. И создал ее тот, кто резко перестроился. По мнению Верховного суда в ДТП виновен тот, кто изначально создал аварийную обстановку. И не важно, сам он участвовал непосредственно в ДТП или нет. Вот один пример, а вот второй.

Другие водители во внезапно сложившейся обстановке пытаются, как было сказано выше, выйти из аварийной ситуации. И в 97% им это удается. Но, увы, в 3% случаев ДТП все равно случается.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Можно ли ставить светодиодные LED-лампы в противотуманные фары?
  • Штраф за неработающую подсветку заднего номера в вопросах и ответах
  • Как правильно водители обязаны пропускать пешеходов на переходе по новым правилам?

Как фиксируется нарушение

Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП по этой причине?

Нарушения, связанные с подачей сигнала поворота, не фиксируются автоматикой. Дорожные камеры пока не могут регистрировать такого рода правонарушения. Привлечь к ответственности за поворотник может только инспектор дорожной службы.

Сотрудник ГИБДД должен лично составить протокол и выписать водителю соответствующий штраф. Стоит заметить, что водитель имеет полное право поинтересоваться, каким именно способом нарушение было зафиксировано.

Если инспектор утверждает наличие нарушения без существенных доказательств (на словах), водителю имеет шанс на успешное обжалование решения уполномоченного сотрудника. Если же протокол был составлен на основании более серьезных доводов, оспаривание будет нерациональным действием.

Можно попытаться уговорить инспектора ГИБДД на вынесение предупреждения. Однако если сотрудник дорожной службы все же выписал штраф на основании видеозаписи или показаний свидетелей, водитель может лишь сэкономить при своевременной уплате штрафа.

Платить или обжаловать

Если вас привлекли к ответственности за нарушение правил использования сигналов поворота, то придется заплатить штраф. Дело в том, что доказать свою правоту очень тяжело.

Основаниями для пересмотра протокола могут стать показания свидетелей или запись с видеорегистратора, установленного в машинах других участников движения, либо с камер наружного видеонаблюдения, висящих на ближайших зданиях.

Возможен еще один вариант, документ оформлен с нарушениями.

На основе анализа практики судебных споров по данному вопросу, можно сделать вывод, что практически во всех случаях, конечно, при отсутствии у истца веских доказательств против, суд принимает сторону инспекции.

Дело по привлечению к ответственности рассматривается на основе данных, указанных в протоколе, а у суда нет оснований не доверять этим сведениям. Помимо этого, в качестве свидетеля может быть привлечен другой инспектор, находящийся в момент нарушения рядом.

Оплатить штраф потребуется в течение 60 дней. Если выполнить обязательство в срок — 20 дней, то можно получить скидку. По правилам ст. 32.2 она равна 50%.

Обратите внимание, что на штраф, выписанный за причинение вреда здоровью потерпевшего, скидка не действует.

Как избежать штрафа

Избежать ответственности возможно с помощью наличия смягчающих обстоятельств. При остановке за неиспользование сигналов поворота водитель для снижения меры ответственности может:

  • признать свою вину;
  • указать на отсутствие штрафов за последние полгода (при наличии положительной истории вождения).

Если уполномоченный сотрудник не воспринимает данные обстоятельства в качестве смягчающих, водитель получает штраф с возможностью уплаты со скидкой. Данное положение закона регламентируется статьей 32.2 Кодекса об административных нарушениях.

При наличии неисправного поворотника автомобилист избежит ответственности только в случае правильного использования жестов, предназначенных для обозначения маневров.

Водитель должен знать следующее:

  • вытянутая левая рука в левую или правую сторону — автомобилист будет поворачивать в указанном направлении;
  • согнутся в локте рука (угол 90 градусов) — водитель будет поворачивать в направление, противоположное выставленной руке (если сигнал показан правой рукой, согнутой в локте, водитель повернет налево);
  • рука, вытянутая вверх — водитель собирается совершить остановку.

Стоит заметить, что движение вперед не сопровождается жестами. Если водитель ошибочно применит какой-либо из сигналов, он спровоцирует аварийную ситуацию. За подобную невнимательность инспектор ГИБДД также привлечет собственника ТС к ответственности.