Непреодолимая сила при ДТП

В этой статье:

Форс-мажор в грузоперевозках

Обстоятельства непреодолимой силы или форс-мажор — то, на что любят ссылаться и перевозчики, и экспедиторы с грузовладельцами как на основание, которое, по их мнению, должно освободить их от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Является ли любое неожиданное событие форс-мажором? Как отличить непреодолимую силу от обычных обстоятельств, которые можно предотвратить или устранить? Будет ли считаться в суде то или иное обстоятельство форс-мажором и где проходит та самая грань, за которой начинаются “высшие силы” (а это буквальный перевод с французского force majeure)? Прочитав статью вы узнаете все ответы на эти вопросы.

Рекомендуем!  Правомерно ли моя СК требует возместить ущерб по ДТП, если оповещение об аварии было только по телефону?

Определение обстоятельств непреодолимой силы.

В Гражданском кодексе Российской Федерации об обстоятельствах непреодолимой силы упомянуто всего два раза: в статьях 202 и 401. Статья 202 Гражданского кодекса РФ устанавливает случаи, в которых срок пропуска исковой давности прерывается, и форс-мажорные обстоятельства к ним относятся. Намного больший интерес для нас представляет 401-ая статья ГК РФ, в которой дано определение обстоятельствам непреодолимой силы — чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. № 7 дал более развернутое толкование этому понятию:

  • Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
  • Обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
  • Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Если сказать короче, то к форс-мажору относится что-то редкое, невероятно сильное и распространяющееся на всех и каждого, кто оказался бы в месте действия этих обстоятельств. В судебной практике под обстоятельствами непреодолимой силы обычно относятся наводнения, стихийные бедствия, землетрясения, ураганы, сход снежных лавин, иные природные катаклизмы, а также военные действия и эпидемии.

В Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта также имеется ссылка на форс-мажор как на обстоятельство, освобождающее перевозчика и грузовладельца от ответственности за неисполнение обязательств, но без конкретизации таких обстоятельств (ст. 36 Устава).

Ввиду отсутствия в законодательстве сколь угодно полного перечня таких обстоятельств, рекомендуется включать его в договоры перевозки или транспортной экспедиции.

Рекомендуем!  Как написать правильно расписку при ДТП

Далее разберем наиболее часто встречающиеся обстоятельства, которые перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы ошибочно относят к форс-мажорным.

Поломка автомобиля.

Пожалуй, самое часто встречаемое заблуждение среди перевозчиков. Запомните, поломка автомобиля не является форс-мажором — нет никаких признаков чрезвычайности и неотвратимости в том, что полетела коробка передач или сгорела проводка. Это частный случай, относящийся к предпринимательскому риску перевозчика. Более того, перевозчик может устранить это последствие простым заключением договора с другим перевозчиком, который заменит его и доставит груз.

Некоторые перевозчики ссылаются на то, что не могли найти запчасти, чтобы выполнить перевозку груза как на форс-мажорное обстоятельство. Это не так — отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров законодательно не является обстоятельством непреодолимой силы.

Хищение груза.

Не является форс-мажором хищение в любой форме (грабеж, кража, разбой) перевозимого груза из автомобиля при его перевозке. Перевозчики нередко ошибочно пытаются представить действия третьих лиц и совершенное ими преступление как обстоятельство непреодолимой силы. Суды давно выработали позицию по этому вопросу: риск хищения груза в результате противоправных действий является разумно предвидимым, следовательно, перевозчик обязан учитывать это при осуществлении своей деятельности. Например, перевозчик может застраховать свою ответственность или нанять охрану.

И, конечно же, никаких признаков форс-мажора в хищении груза при перевозке нет.

Дорожно-транспортное происшествие.

Дорожная авария с участием автомобиля, перевозящего груз или следующего на погрузку, не является обстоятельством непреодолимой силы, даже если виновником ДТП был другой водитель. С бытовой точки зрения участие в ДТП является непредсказуемым обстоятельством, но в юридическом понимании эксплуатация транспортных средств на автодорогах общего пользования подразумевает повышенный риск аварий, который является разумно предвидимым и устраняемым путем страхования ответственности перевозчика. Поэтому ссылаться на отсутствие вины перевозчика в повреждении груза в результате ДТП либо оправдывать опоздание на погрузку или выгрузку вследствие дорожной аварии бессмысленно.

Не лишним будет упомянуть, что если вы были признаны пострадавшим в ДТП, то можете предъявить регрессное требование к владельцу транспортного средства — виновника происшествия. Рекомендуется обратиться к юристу для анализа ситуации и определения стратегии взыскания убытков.

Нехватка денег на топливо.

Притянутая за уши причина, но в практике были и такие случаи, когда перевозчик ссылался на отсутствие денег для заправки автомобиля дизельным топливом как на форс-мажор. Разумеется, это никаким форс-мажором не является, более того, законодательно установлено, что отсутствие у должника необходимых денежных средств не является обстоятельством непреодолимой силы.

Возгорание автомобиля.

Возгорание — следствие частного случая технической неисправности транспортного средства либо противоправных действий третьих лиц. Если при возгорании автомобиля сгорел и перевозимый груз, перевозчик несет за него полную ответственность, без каких-либо оговорок.

Исключением будет экстраординарный случай возгорания (например, при попадании автомобиля в зону внезапно начавшегося стихийного лесного пожара) — здесь действительно воздействие на груз и автомобиль оказала непреодолимая и чрезвычайная сила.

Поломка линии по выпуску продукции.

Грузовладельцы не отстают от перевозчиков в умении называть что угодно обстоятельством непреодолимой силы и нередко приравнивают техническую неисправность на своем производстве к форс-мажору, что, разумеется, неверно. Риск грузовладельца, не имеющего нужного запаса готовой продукции к моменту прибытия автомобиля на погрузку относится к его предпринимательскому риску.

Сложные погодные условия.

Например, просрочка доставки груза из-за резкого похолодания и обледенения дороги, экстремальных ливней, сильного ветра и т.д. Здесь есть некоторый простор для творчества. Учитывая, что погодные условия оцениваются судом, а если говорить конкретнее — судьей, здесь следует запастись большим количеством аргументов в пользу того, что конкретное погодное явление — аномальное. Также важно принимать во внимание, что перевозчик является профессиональным предпринимателем, который обязан предпринимать все меры осмотрительности и заботливости.

Но есть исключения. Например, снег в июле в Краснодаре — аномалия настолько редкая, что мало кому придет в голову специально смотреть прогноз погоды на предмет настолько резкого понижения температуры. И если МЧС не выпускало никаких предупреждений, то вполне можно предположить, что такое погодное явление относится к форс-мажору, не позволившему доставить груз вовремя.

В то же время, например, заморозки в Иркутской области в октябре — обыденное явление, перевозчик обязан предусмотреть такую возможность и при согласовании срока доставки: а) изучить прогноз погоды; б) согласовать срок доставки с учетом возможных затруднений.

Внезапное отсутствие дороги.

Россия — большая страна. Бывает так, что перевозчик не может доставить груз получателю из-за того, что неожиданно дорога заканчивается. Форс-мажор ли это? Обычно нет. Суды указывают на то, что перевозчик до заключения договора обязан проверить наличие технической возможности доставки груза в место выгрузки, благо сейчас с этим нет проблем — карты, навигаторы и спутниковые снимки позволяют ознакомиться с дорожной инфраструктурой на всем пути следования.

Если перевозчик не проверил возможность доставки груза получателю, он обязан предпринять меры по обеспечению сохранности груза и запросить переадресовку. Бросать груз на дороге нельзя (см. например дело № А19-3998/2014)!

Разрыв контракта с грузополучателем.

Договорные отношения продавца и покупателя, несмотря на всю задокументированность и регламентированность договорами, контрактами и дополнительными соглашениями к ним, нередко зависят от общения двух-трех человек (например, менеджера по продажам и закупщика). И если взаимодействие этих людей начинает хромать, вполне возможен разрыв контракта между продавцом и покупателем. Событие весьма неприятное, и перевозчик тоже может пострадать из-за того, что несколько человек не смогли найти общий язык.

Из-за расторжения контракта ранее запланированные перевозки могут отмениться и грузоотправитель может заявить о форс-мажоре. На самом деле разрыв договорных отношений с покупателем не имеет ничего общего с обстоятельствами непреодолимой силы. Законом прямо предусмотрено, что нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника не является обстоятельством непреодолимой силы.

Читайте также  Как найти свидетеля ДТП

Непреодолимая сила при ДТП

Все чаще на дорогах приходится сталкиваться с ситуациями, когда у виновника ДТП нет страховки. В данном случае не работает созданный государством правовой порядок возмещения ущерба по ОСАГО и необходимо решать вопрос в судебном порядке. Не стоит обращаться к первому же юристу – доверьте дело адвокату, специализирующемуся на делах о ДТП.

Содержание статьи:

Непреодолимая сила при ДТП

Ответственность владельца транспортного средства

В рамках действующего законодательства ответ на вопрос о том, кто возместит ущерб при ДТП, в котором у виновника нет страховки, звучит в следующих вариациях:

— законный владелец транспортного средства;

-законный владелец и виновный водитель в долевом порядке.

Сегодня достаточно распространен миф о том, что при ДТП ответственность несет водитель, нарушивший правила дорожного движения в конкретной дорожно-транспортной ситуации.

Однако нормы действующего законодательства и судебная практика опровергают данное утверждение.

В большинстве случаев при ДТП с участием виновного водителя, не застрахованного по правилам ОСАГО, ответственность за причиненный потерпевшей стороне вред в полном объеме несет собственник транспортного средства.

Данное утверждение основано на нормах действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Статья 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и тому подобное, осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Непреодолимая сила при ДТП

Ответственность водителя

С учетом изложенной выше позиции законодателя, отраженной в нормах материального права, можно сделать следующие выводы о том, в каких случаях потерпевшая сторона может требовать возмещения ущерба с виновного водителя.

Основополагающим будет является ответ на вопрос, является ли в данной конкретной ситуации водитель автомобиля его законным владельцем (не путайте с понятием собственником).

Согласно действующему законодательству, указанному выше, законным владельцем транспортного средства является гражданин, эксплуатирующий источник повышенной опасности в момент причинения вреда в силу принадлежащего ему права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления, либо в силу иного законного основания.

Таким образом, водитель может быть субъектом ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности, если обладает гражданско-правовыми полномочиями по использованию соответствующего транспортного средства и имел транспортное средство в своем реальном владении, использовал его на момент причинения вреда.

Следовательно, для возложения на водителя обязанности по возмещению вреда, причиненного транспортным средством, необходимо установление его юридического и фактического владения источником повышенной опасности, на основании представленных в суд доказательств, виды которых перечислены в ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом стоит разбить еще один миф. Указание в договоре обязательного страхования гражданской ответственности на допуск к управлению автомобиля неограниченного круга лиц не может свидетельствовать о законности владения данным автомобилем другим лицом в отсутствие соответствующего юридического оформления передачи полномочий по владению автомобилем (как правило речь идет о доверенности).

Следовательно, если водитель не указан в договоре ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством, и нет доверенности на управление транспортным средством от собственника – водитель не является законным владельцем и не несет ответственности при ДТП перед потерпевшей стороной.

Исключением являются ситуации, в которых водитель является лицом, противоправно завладевшим транспортным средством помимо воли его собственника. При этом доказывать данный факт в суде обязан владелец транспортного средства – п. 2 ст. 1079 ГК РФ.

Непреодолимая сила при ДТП

Долевая ответственность владельца транспортного средства и виновного водителя

Действительно, согласно сложившейся судебной практике не исключаются случаи возложения ответственности при ДТП перед потерпевшей стороной и на законного владельца транспортного средства, и на виновного водителя.

Из разъяснений, содержащихся в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», следует, что при наличии вины владельца транспортного средства в противоправном изъятии этого источника повышенной опасности из его обладания ответственность по возмещению вреда может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее транспортным средством, в долевом порядке в зависимости от степени вины каждого из них (например, если владелец транспортного средства оставил автомобиль на неохраняемой парковке открытым с ключами в замке зажигания, то ответственность может быть возложена и на него).

По смыслу приведенных выше положений ГК РФ, подлежащих истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в ст. 1 ГК РФ, с учетом указанных разъяснений ВС РФ, законный владелец транспортного средства может быть привлечен к ответственности за вред, причиненный данным источником повышенной опасности, наряду с непосредственным причинителем вреда, в долевом порядке при наличии вины.

Вина законного владельца может быть выражена не только в содействии противоправному изъятию транспортного средства из обладания законного владельца, но и в том, что законный владелец передал полномочия по владению транспортным средством другому лицу, использование транспортного средства которым находится в противоречии со специальными нормами и правилами по безопасности, содержащими административные требования по его охране и защите.

Выводы

При ДТП, в котором у виновного лица нет страховки, по общему правилу требования предъявляются к собственнику автомобиля, сведения о котором Вы можете узнать при ознакомлении с материалом по факту ДТП в ГИБДД. В исключительных случаях требования предъявляются напрямую к виновному водителю либо одновременно к законному владельцу и водителю транспортного средства.

Как уменьшить и доказать сумму ущерба при ДТП: практические советы

Непреодолимая сила при ДТП

Сегодня мы расскажем Вам о тех необходимых действиях, которые нужно предпринять, чтобы доказать сумму ущерба при ДТП.
К сожалению, многие жители РФ зачастую сталкиваются с ситуацией, когда взыскиваемые со страховой компании размеры денежной компенсации за причиненный ущерб заметно занижены по сравнению с реально необходимой на ремонт транспортного средства суммой. Встречаются и ситуации, когда с виновника требуют дополнительные денежные средства, превышающие выплаты по ОСАГО.
Во всех случаях очень важно знать, как доказать сумму ущерба при ДТП законными методами.

Что можно считать ущербом при ДТП?

Ущербом называется тот вред, который причинен незаконным действием или бездействием одного лица, по отношению к другому. В случае с ДТП он может быть как имущественного, так и неимущественного характера:

  • расходы на замену или ремонт утраченного/поврежденного имущества из-за аварийной ситуации;
  • порча или потеря ТС, ценного груза или вещей;
  • причинение вреда здоровью потерпевшего;
  • моральный ущерб;
  • причинение урона репутации, чести;
  • судебные расходы.

Какую ответственность и в каких случаях несет виновник аварии за причинение ущерба?

В соответствии со статьями 1064 и 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный виновником аварии, должно возмещать полностью лицо, собственно причинившее вред. Однако закон предусматривает и ситуацию, когда обязанность по компенсации ложится на плечи лица, непосредственно не являвшегося виновником аварии. В том числе, на страховые компании.
В соответствии с юридической практикой, пострадавший может требовать от ответчика сумму компенсации, превышающую максимальное возмещение по ОСАГО. В таком случае потерпевший подает исковое заявление, а в суд отправляются результаты независимой экспертизы, определяющей окончательную сумму ущерба.
Ответчик освобождается от ответственности, если вред причинен по просьбе и с согласия потерпевшего, а также в тех случаях, когда он сможет доказать, что ущерб возник в силу непреодолимых обстоятельств, умысла или грубой неосторожности заявителя.
В спорных ситуациях необходима оценка ущерба при ДТП третьей стороной.
В случае доказательства вины закон предусматривает компенсацию в размере причиненного вреда или выше, а также административную ответственность за нарушение.
Если нанесен тяжкий вред здоровью потерпевшего или наступила смерть в результате аварии, виновнику грозит уголовная ответственность.

Читайте также  Как нарисовать схему ДТП самому пример

Оценка ущерба после ДТП: кто может проводить.

Первое, что происходит после случившейся аварии — приглашенный инспектор ГИБДД составляет протокол. Это обязательная процедура, и не стоит ею пренебрегать, сославшись на решение проблемы «полюбовно». Убедитесь, что в полученной справке зафиксированы все повреждения, полученные в ДТП, все изложено точно и без расхождений.
Если транспортное средство застраховано, то проводится дополнительная оценка представителем страховой компании по всем правилам установленного порядка. При необходимости проводится независимая экспертиза.

Когда перед виновником возникает прямая обязанность возместить урон?

Предусмотрены несколько вариантов:

  • после вступления в силу решения суда;
  • в результате заключения мирового соглашения;
  • в случаях прямого указания закона на необходимость возмещения.

Как уменьшить или доказать сумму ущерба при ДТП

Изучаем материалы дела

Помимо искового заявления, потерпевший обязан предоставить комплект документов, подтверждающих вину ответчика. Если виновник аварии не получил их копии, то ему стоит обязательно ознакомиться со всеми материалами и сделать собственные дубликаты документов.

Сравниваем исходные данные

Если потерпевшего не устраивает сумма, предложенная страховой компанией, то зачастую возникают случаи, когда разрешается повторное обращение к инспектору ДПС для пополнения списка повреждений, незафиксированных изначально. Если Вы – ответчик, обязательно сравните полученную первоначально справку ДПС с предоставленной в суде. И если Вы обнаружили расхождения, обязательно уведомите об этом судью и правоохранительные органы. Повторная справка составляется с нарушением Законодательств РФ и не может быть приобщена к делу.

ВАЖНО: Вносить изменения в справку ДПС, полученную на месте аварии, возможно только в случаях допущения опечаток по обращению любой из сторон аварии и с обязательным уведомлением второй стороны.
Заказываем независимую экспертизу обстоятельств ДТП

Независимую экспертизу, как и оценку ущерба при ДТП, должен проводить профессиональный техник. Перед обращением к эксперту, проверьте его уровень образования и разрешительные документы. Если оценка ущерба после ДТП проводилась специалистом (относится и к страховым компаниям), не имеющим необходимые сертификаты, результат ее не будет принят в качестве доказательной базы судом.
Независимая экспертиза должна проводиться на основе подтверждающих ДТП документов. Заранее побеспокойтесь о наличии фотосъемки места аварии и вовлеченных в нее транспортных средств со всех ракурсов. Если было проведено несколько экспертиз с различными итогами по необходимой сумме возмещения ущерба, суд склонится к результатам той оценочной компании, чей представитель пришел на заседание. Заранее договоритесь о такой возможности с экспертом.

Проверяем документы

Убедитесь, что у Вас есть действующий полис ОСАГО, который не был изменен после ДТП. Факт изменения полиса после аварии говорит о произведенных работах по ремонту и уменьшает сумму искового требования.

Совет

Если Вы стали виновником аварии неумышленно, Вы можете уменьшить требуемую с Вас сумму ущерба при ДТП подтверждением невысокого уровня дохода. Подготовьте все документы, подтверждающие Ваши доходы и расходы: справки по форме 2-НДФЛ на себя и прямых родственников, договоры по выплате кредитов, справки об отсутствии имущества. Это поможет снизить сумму взыскиваемых с Вас средств.

И помните, самый лучший способ сэкономить личные средства, время и нервы – это быть осторожным на дорогах!

Защита прав в суде

17.04.2019г.

Ответственность владельцев источников повышенной опасности за вред, причиненный третьим лицам в результате столкновение транспортных средств. Разъясняет аппарат прокуратуры области

Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры области А.А. Губина.

Согласно ст.1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (пункт 1).

При этом владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам. Таким образом, в последнем случае ответственность наступает для каждого из владельцев источников повышенной опасности.

В силу Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены данным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

Вместе с тем нередки случаи, когда страховые организации не в полном объеме выплачивают страховые возмещения лицам, пострадавшим в результате взаимодействия источников повышенной опасности (например, пассажирам автотранспортных средств или пешеходам, пострадавшим в результате столкновения двух и более автомобилей и т.д.), полагая, что ответственность перед потерпевшим должен нести только тот страховщик, у которого застрахована гражданская ответственность виновника ДТП, а если ответственность обоих участников ДТП застрахована в одной страховой организации, то страховой случай возникает также только у виновника ДТП, а поэтому потерпевшему должна производиться только одна выплата.

Однако в силу п. 1 и п. 3 ст. 1079 ГК РФ в случае отсутствия вины владелец источника повышенной опасности не освобождается от ответственности за вред, причиненный третьим лицам в результате взаимодействия источников повышенной опасности, в том числе если установлена вина в совершении дорожно-транспортного происшествия владельца другого транспортного средства. При причинении вреда третьему лицу взаимодействием источников повышенной опасности страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, а потому взыскание страховых выплат в максимальном размере, установленном Законом об ОСАГО, должно производиться одновременно с двух страховщиков, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств.

Такие разъяснения содержатся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (далее – ВС РФ) за второй квартал 2012 года, утвержденном Президиумом ВС РФ 10.10.2012.

Аналогичная правовая позиция изложена и в п. 47 постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а также в определениях ВС РФ по конкретным гражданским делам, пересмотренным высшей судебной инстанцией в кассационном порядке.

Так, в определении от 10.07.2018 № 9-КГ18-9 по гражданскому делу по иску Калинкиной Г.В. к публичному акционерному обществу «Страховая компания «Росгосстрах» о взыскании страховой выплаты Верховный Суд РФ еще раз разъяснил, что при аварии имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО и ответственность за ДТП наступает у обоих водителей, даже если один из них в столкновении не виновен, в связи с чем пассажир имеет право получить «двойные компенсации».

Согласно материалам дела, в декабре 2016 г. Калинкина Г.В. в качестве пассажира попала в аварию на 450 км автодороги Дзержинск — Нижний Новгород. Виновником столкновения с машиной Лада, в которой находилась истец, оказался водитель МАЗ, выехавший на полосу встречного движения. В результате аварии заявительница получила опасные для жизни тяжкие телесные повреждения. На момент ДТП ответственность обоих водителей была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Однако компания выплатила пострадавшей компенсацию в сумме 187 750 руб. только за виновника ДТП — водителя МАЗа. А в компенсации по договору страхования ответственности второго водителя, в машине которого ехала истец, страховая компания отказала, не признав этот случай страховым. Такой отказ заявительница посчитала незаконным и обратилась за защитой своих интересов в Дзержинский суд Нижегородской области, но районный суд, а позднее и суд апелляционной инстанции в удовлетворении исковых требований пассажирке отказали.

Читайте также  Можно ли объехать ДТП по встречке

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ с таким выводом не согласилась, отменив апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 28.11.2017 и решение Дзержинского суда Нижегородской области от 21.08.2017 и направив дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

ДТП с пострадавшими ответственность

Дорожно-транспортным происшествием считается событие, в котором участвовало хотя бы одно движущееся транспортное средство и в результате которого был нанесен вред имуществу или здоровью других лиц.

Перед тем как вызывать инспектора ГИБДД для оформления аварии, необходимо предпринять все возможные действия по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, вызвать скорую помощь или отвезти других участников ДТП лично в больницу (если дожидаться «скорую» нельзя). В последнем случае после перемещения пострадавших в больницу необходимо сразу вернуться на место аварии.

Какова же ответственность виновника аварии в ДТП с пострадавшими? Это зависит от степени ущерба здоровью других лиц, а также от ряда отягчающих и смягчающих факторов.

Виды наказания при ДТП с пострадавшими

Существует 3 вида ответственности, которую может понести водитель, если в результате ДТП был нанесен вред имуществу или здоровью других людей:

  • Гражданская ответственность (ст. 1079 Гражданского кодекса РФ). Применяется в случае, когда не было нанесено вреда здоровью человека или вред незначительный (синяки, ссадины). В основном же гражданская ответственность наступает тогда, когда необходимо возместить пострадавшему лишь материальный или моральный ущерб;
  • Административная ответственность (ст. 12.24 КоАП РФ). Наступает в случаях причинения вреда здоровью легкой и средней тяжести (административные правонарушения). В качестве наказания может выступать, к примеру, административный штраф в размере от 2500 до 25000 рублей или лишение водительских прав на срок до 2 лет;
  • Уголовная ответственность (ст. 264 Уголовного кодекса РФ). Применяется при нанесении другим людям тяжкого вреда здоровью, а также в случае смерти участника ДТП. Итоговую меру наказания будет определять суд с учетом всех обстоятельств происшествия, а также смягчающих и отягчающих признаков.

Особенность гражданской ответственности в том, что нередко ее несут сразу несколько человек, разделяя между собой сумму денежной компенсации за причиненный ущерб (например, водитель автомобиля и его владелец). Когда собственник авто передает машину другому лицу по доверенности, он все равно продолжает нести ответственность за свое транспортное средство. Просто потому, что оно само по себе является объектом повышенной опасности.

Административная ответственность при ДТП

Наказание в соответствии с КоАП РФ наступает только в случае, если в результате ДТП был нанесен материальный ущерб, а также причинен вред здоровью легкой, средней тяжести. Степень тяжести вреда здоровью определяет судебно-медицинский эксперт на основании осмотра и длительности периода восстановления пострадавшего, но в ст. 12.24 КоАП РФ дается некоторое пояснение по поводу различий между этими двумя степенями:

  • Легкий вред — это кратковременное расстройство здоровья или незначительная стойкая утрата работоспособности человека (легкое сотрясение мозга, вывихи и гематомы, ушибы). Потеря трудоспособности, подтвержденная больничным листом, составляет промежуток времени от 1 до 20 дней;
  • Вред средней тяжести — длительное, но неопасное для жизни расстройство здоровья, а также значительная стойкая утрата работоспособности менее чем на одну треть (сотрясения мозга средней тяжести, серьезные травмы и переломы). Потеря трудоспособности по больничному листу составляет 21 день и более.

Какова же административная ответственность при ДТП, в котором пострадал человек?

  • За легкий вред здоровью — штраф в размере от 2500 до 5000 рублей или лишение ВУ на срок от 1 года до 1,5 лет;
  • За вред здоровью средней тяжести — штраф в размере от 10000 до 25000 рублей или лишение ВУ на срок от 1,5 до 2 лет.

Получить компенсацию за материальный ущерб или ущерб здоровью пострадавший в аварии вправе на основании страховки ОСАГО. Сумма страхового возмещения находится в пределах 500 тысяч рублей (на лечение). На восстановление автомобиля в 2018 году выделяется не более 400 тысяч рублей.

Причинение тяжкого вреда здоровью

Тяжкие телесные повреждения — это уже серьезный вред здоровью, поэтому наказание наступает в рамках Уголовного кодекса РФ. Тяжкий вред несет угрозу самой жизни пострадавшего в ДТП, его результатами зачастую являются следующие проблемы со здоровьем:

  • нарушение зрительной функции (полная или частичная потеря зрения);
  • проблемы со слухом и речью;
  • беременность, прерванная в результате ДТП;
  • потеря общей трудоспособности более чем на одну треть (вплоть до полной ее потери);
  • серьезные повреждения лица, которые нельзя исправить операцией;
  • проблемы с психикой и нервами, обозначившиеся после попадания в аварию.

Мера ответственности за причинение тяжкого вреда здоровью в ДТП с пострадавшими установлена в ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ:

  1. при отсутствии отягчающих обстоятельств — ограничение свободы на срок до 3 лет, принудительные работы до 2 лет с лишением водительского удостоверения на срок до 3 лет, арест до 6 месяцев, заключение под стражу на срок до 2 лет;
  2. если виновник аварии был в состоянии алкогольного опьянения — принудительные работы до 3 лет с лишением водительских прав на такой же срок или заключение под стражу на срок до 4 лет с лишением прав до 3 лет.

Дорожные аварии со смертельным исходом

Наказание виновника ДТП в случае смерти одного, двух и более лиц (участников аварии) устанавливается также в соответствии со ст. 264 УК РФ (части 3-6). Мера наказания будет зависеть от того, сколько человек погибло в аварии (один или два и более), а также от того, находился ли виновник ДТП в момент столкновения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если в результате ДТП пострадал (погиб) один человек:

  1. нет отягчающих обстоятельств — принудительные работы на срок до 4 лет и лишение прав управления транспортными средствами до 3 лет, тюремное заключение на срок до 5 лет с лишением прав до 3 лет;
  2. водитель был нетрезв — лишение свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением водительских прав до 3 лет.

Если в результате ДТП пострадали (погибли) 2 и более человек:

  1. нет отягчающих обстоятельств — принудительные работы на срок до 5 лет с лишением прав до 3 лет или заключение под стражу на срок до 7 лет с лишением прав до 3 лет;
  2. водитель был нетрезв — лишение свободы на срок от 4 до 9 лет и лишение водительских прав на срок до 3 лет.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства

В процессе судебных разбирательств будут выяснены все обстоятельства совершения ДТП, которые повлияют на итоговый приговор благоприятным или неблагоприятным для подсудимого образом. Судом будет определено, было ли вызвано ДТП нарушением Правил дорожного движения и кто именно виноват в аварии — водитель транспортного средства, пострадавший в ДТП или третьи лица (например, дорожные службы, которые не следили за качеством дорожного полотна).

На возникновение аварии могут оказать влияние самые разные факторы, начиная неблагоприятными погодными явлениями, неправильной установкой дорожных знаков или обстоятельствами непреодолимой силы и заканчивая неосторожными действиями или умыслом пострадавшего (к примеру, имела место попытка самоубийства).

Смягчающие обстоятельства при ДТП с пострадавшими, которые способны повлиять на приговор суда положительным образом:

  • виновник аварии предпринял все возможные действия для оказания пострадавшему первой медицинской или иной помощи, а также признал свою вину;
  • авария произошла вследствие малозначительного нарушения ПДД;
  • на попечении виновника происшествия есть малолетние дети или взрослые лица, которые нуждаются в постоянном уходе;
  • нарушение ПДД, которое спровоцировало аварию, было совершено в первый раз;
  • беременность (если виновник аварии — женщина).

При наличии ряда обстоятельств приговор может быть значительно ужесточен, вплоть до максимально возможного наказания:

  • управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
  • скрытие с места происшествия (или попытка скрытия);
  • неоказание посильной помощи пострадавшим людям;
  • неоднократные грубые нарушения Правил дорожного движения.

Для выяснения всех обстоятельств виновника ДТП могут задержать на срок до 3 часов, если необходимо выяснить его личность или получить иную информацию (административное задержание). При подозрении в совершении уголовного преступления (тяжкий вред здоровью, смерть других людей) участник аварии может быть задержан на срок до 3 суток, для предъявления обвинения и заведения уголовного дела (уголовно-процессуальное задержание).

Autozona74.ru