Оценить машину после ДТП
Содержание:
- 1 Независимая экспертиза автомобиля, автоэкспертиза и оценка ущерба после ДТП
- 2 Когда нужна независимая экспертиза автомобиля после ДТП в Москве?
- 3 Как проводится независимая оценка автомобиля после ДТП?
- 4 Преимущества «Инвест Консалтинг» при проведении независимой оценки ущерба после ДТП
- 5 Оценка ущерба автомобиля после ДТП
- 6 Законодательные основы
- 7 Экспертиза авто в страховой компании
- 8 Проведение независимой экспертизы
- 9 Онлайн калькулятор расчета ремонта на сайте РСА
- 10 Сколько стоит проведение оценки в независимой компании?
- 11 Оценка автомобиля после ДТП
- 12 Значимость экспертизы авто после ДТП
- 13 Цены на оценку автомобильного транспорта
- 14 Как проходит оценка автомобиля после ДТП
- 15 Оценка авто после ДТП для суда
- 16 Независимая экспертиза автомобиля после ДТП
- 17 Когда может быть назначено производство экспертизы автомобиля после ДТП
- 18 Возможные дефекты и повреждения автомобиля
- 19 Вопросы
- 20 Методы
- 21 Заключение
- 22 Проведение экспертизы по уголовному делу
- 23 Углубляемся в единую методику расчёта ущерба при ДТП
Независимая экспертиза автомобиля, автоэкспертиза и оценка ущерба после ДТП
- Как проводится независимая оценка ущерба?
- Независимая экспертиза автомобиля после ДТП
Для оценки ущерба автомобиля после ДТП, проводится независимая экспертиза после ДТП. Независимую автоэкспертизу после ДТП организует страховщик или независимая компания. Оценка автомобиля после ДТП выполняется по инициативе владельца автомобиля.
Когда нужна независимая экспертиза автомобиля после ДТП в Москве?
Оценка ущерба после ДТП проводится, если сотрудник страховой компании выполняет осмотр некорректно: игнорирует отдельные повреждения, не вписывает их в документы.
Оценка автомобиля после ДТП проводится, когда страховая компания неправильно рассчитала сумму ущерба, занизила его размер, стоимость запчастей или количество нормочасов для выполнения восстановительного ремонта
Независимая экспертиза ДТП наступает, когда страховщик отказывает в компенсации ущерба по формальным поводам (например, утверждает, что заявленные повреждения не относятся к произошедшей аварии).
Независимая автоэкспертиза после ДТП нужна, если страховая требует возмещение убытков с виновника аварии, и размер претензий завышен.
Как проводится независимая оценка автомобиля после ДТП?
Консультация по независимой экспертизе ДТП. Обратитесь в ближайший офис «Инвест Консалтинг» с документами по оценке ущерба после ДТП. Оценщик ознакомится с ними, ответит на ваши вопросы по оценке автомобиля после ДТП и независимой экспертизе машины.
Независимая автоэкспертиза после ДТП. Подписывается договор, вносится оплата, назначается время и место проведения осмотра. Оценщик может осмотреть автомобиль рядом с любым из офисов «Инвест Консалтинг». Если машина сильно повреждена, возможен выезд оценщика к месту ее стоянки. Если автомобиль мог получить скрытые дефекты в аварии, возможна диагностика в условиях СТО.
Оценка ущерба после ДТП Эксперт описывает выявленные повреждения, фотографирует их, собирает данные для расчетов и формирования экспертного отчета по оценке автомобиля после ДТП.
Подготовка отчета о независимой экспертизе автомобиля после ДТП и оценке ущерба. Документ содержит результаты осмотра, расчет суммы убытка. Его используют при подаче досудебной претензии в адрес страховщика, при подаче иска в суд.
Независимая экспертиза ущерба автомобилю
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
Легковые автомобили (с осмотром у офиса компании) | 5000 руб. |
---|---|
Легковые автомобили при повреждении до 3-х деталей (с осмотром у офиса) Акция!! | 4000 руб. |
Легковые автомобили (с выездом по Москве + 5 км от МКАД) | 7000 руб. |
Мотоциклы (с осмотром у офиса компании) | 6000 руб. |
Мотоциклы (с выездом по Москве + 5 км от МКАД) | 8000 руб. |
Грузовые автомобили, автобусы, спецтехника | от 6000 руб. |
Грузовые автомобили, автобусы, спецтехника (с выездом по Москве + 5 км от МКАД) | от 8000 руб. |
Легковые автомобили (с правым рулем) | 6000 руб. |
СКИДКА на экспертизу автомобилей с правым рулем при повреждении менее 3-х деталей | 4500 руб. |
СКИДКА -40% на экспертизуавтомобилей |
3000 руб. |
—>
Преимущества «Инвест Консалтинг» при проведении независимой оценки ущерба после ДТП
Работаем независимо. На результаты расчетов независимой оценки ущерба после ДТП не влияют интересы страховщика, коммерческих или банковских организаций, третьих лиц.
Точная оценка автомобиля после ДТП. Мы используем официальные методики оценки ущерба после ДТП, включаем в отчет актуальные данные о ценах, обосновываем результаты расчетов.
Правильное оформление автоэкспертизы после ДТП. По требованиям Единой методики, законодательства, методических рекомендаций. Мы составляем отчеты об оценке так, чтобы суд не отказывал в их рассмотрении.
Подтвержденная квалификация. Оценщики «Инвест Консалтинг» имеют право проводить независимую экспертизу после ДТП по ОСАГО. Экспертизу проводят эксперты-автотехники с аккредитацией от Минюста, членством в профильных СРО.
Юридическое сопровождение. Автоюристы «Инвест Консалтинг» помогут составить досудебную претензию, иск. Мы участвуем в судебных спорах, добиваемся справедливых решений, контролируем возмещение ущерба.
Компания «Инвест Консалтинг» выполняет независимую оценку ущерба, причиненного автомобилям в ДТП, оценку автомобиля после ДТП. Возможно проведение внесудебной, судебной экспертизы или рецензирование отчетов сторонних экспертов
Оценка ущерба автомобиля после ДТП
Оценка ущерба, полученного транспортным средством в ДТП, начинается еще на этапе составления протокола инспектором ГИБДД. Именно он описывает в протоколе все повреждения, которые затем будут отражены в справке о ДТП и переданы вместе с ней в страховую компанию. Поэтому стоит проследить, чтобы протокол об административном правонарушении был составлен максимально подробно и добросовестно. В общем случае оценку ТС после дорожной аварии проводят специалисты, которые сотрудничают со страховой фирмой.
Законодательные основы
Существует 2 основных закона, которые регламентируют оценку повреждений ТС, полученных в результате ДТП, равно как и деятельность страховых компаний при наступлении страховых случаев — Закон «Об ОСАГО» и Закон «Об оценочной деятельности». Последний документ содержит подробный регламент профессиональной деятельности оценщиков.
Каждый эксперт-оценщик может проводить оценку повреждений авто только после аттестации в Межведомственной аттестационной комиссии (МАК). По ее успешному прохождению он получает на руки удостоверение, а его личные данные заносятся в Госреестр техников-экспертов, который всегда можно просмотреть на официальном сайте Министерства юстиции.
По закону каждый участник ДТП, рассчитывающий на получение страховой выплаты, может доверить оценку ущерба независимым экспертам, минуя оценку специалистами, которые сотрудничают со страховой компанией. Обычно делается в том случае, если есть сомнения в их объективности.
Экспертиза авто в страховой компании
По закону страховая компания должна в полном объеме компенсировать пострадавшей в аварии стороне расходы на ремонтно-восстановительные работы, но на деле страховые выплаты далеко не всегда полностью их покрывают.
Оценка повреждений специалистами, сотрудничающими со страховой фирмой, делается после подачи заявления на получения страховой выплаты. Вместе с заявлением подается справка из ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии и ряд других обязательных документов. После этого (обычно в течение 5 дней) с участником ДТП согласовывается место и время проведения осмотра. Сама оценка автомобиля обычно занимает не более одного часа.
После оценки эксперт составляет акт осмотра транспортного средства и составляет перечень полученных повреждений с учетом их рыночной стоимости (делает калькуляцию ущерба). Акт осмотра содержит следующие сведения:
- модель и марка автомобиля, год его выпуска, государственный номер и другие сведения о транспортном средстве;
- подробная информация о собственнике автомобиля;
- перечень повреждений, полученных машиной в результате ДТП;
- работы, необходимые для восстановления авто;
- пояснения по поводу повреждений, полученных автомобилем еще до аварии.
На основе акта осмотра делается калькуляция ущерба, которая учитывает виды необходимых ремонтно-восстановительных работ (покраска, замена деталей), их общую стоимость, износ деталей, подлежащих замене, и количество нормо-часов, требуемых для ремонта авто.
Проведение независимой экспертизы
Опишем подробней каждый этап проведения независимой экспертной оценки при наступлении страхового случая.
Шаг 1. Выбор подходящей фирмы и заключение договора
Выбирать организацию, которая оказывает услуги по оценке транспортных средств в рамках получения страховых выплат по ОСАГО, необходимо очень внимательно. Чтобы узнать, какой организации лучше всего доверить оценку, следует изучить сообщения автомобилистов на различных специализированных форумах или лично посетить несколько офисов, пообщаться со специалистами и сделать выводы об их профессиональной компетенции.
Читайте также Как правильно заполнять извещение о ДТП
Шаг 2. Оплата услуг
Если заказчиком является физическое лицо, то оплата услуг независимых экспертов обычно делается в офисе, наличным или безналичным способом. На руки клиенту выдается квитанция об оплате услуг. Организации или индивидуальные предприниматели зачастую оплачивают услуги оценщиков безналичным способом, при помощи расчетного счета.
Шаг 3. Согласование места и времени осмотра
Место и время осмотра утверждается еще на этапе составления договора. Обычно автомобиль осматривают в автосервисе оценочной фирмы, в котором имеются все необходимые для этого технические средства. Но провести осмотр можно и на территории заказчика, в гараже или даже на штрафной стоянке.
Шаг 4. Оповещение о проведении экспертизы
Перед проведением оценки следует обязательно уведомить о ее времени и месте всех участников ДТП и страховую фирму. Они вправе присутствовать на процедуре, но даже если они не придут в назначенное время, результаты экспертизы оспорены не будут.
Шаг 5. Проведение экспертизы
На предварительном этапе оценки авто специалист знакомится со всей документацией, составленной инспектором ГИБДД при оформлении протокола о ДТП, а также делает общие фотографии автомобиля и фото поврежденных мест. Обязательно фиксируется и номер кузова (VIN-номер) автомобиля, его пробег и другие важные сведения, которые будут использоваться в дальнейших расчетах.
После осмотра экспертом автомобиля составляется акт, на основании которого проводятся дополнительные расчеты (калькуляция повреждений). Для этого обычно используются специализированные программы, которые все делают самостоятельно. В них необходимо лишь ввести сведения, полученные на этапе осмотра и фотофиксации повреждений.
Шаг 6. Получение экспертного отчета
В отчете о проведенной работе дается подробная информация о степени повреждения автомобиля и причинах их появления, о предстоящем объеме восстановительных работ и технологиях, которые при этом будут использоваться, о методах расчета стоимости ремонта и замены деталей. В конце отчета дается определение рыночной стоимости полученных повреждений и стоимости восстановительного ремонта.
К отчету независимых экспертов прилагается пакет документов, которые подтверждают сделанные выводы:
- заключение экспертов о проведенных исследованиях;
- расчет стоимости ремонтно-восстановительных работ (с учетом износа деталей или утраты товарной стоимости);
- фотографии полученных повреждений;
- акт осмотра автомобиля (на основе первичных сведений от инспектора ГИБДД);
- документы, подтверждающие квалификацию оценщика (сведения об аттестации, лицензия на проведение оценочной деятельности);
- договор на оказание услуг независимой экспертизы автомобиля;
- чеки и квитанции об оплате услуг.
Со всеми этими документами можно отправляться в страховую фирму для получения денежной компенсации или в суд, если необходимо оспорить результаты первой экспертизы, проведенной страховщиком.
Онлайн калькулятор расчета ремонта на сайте РСА
На официальном сайте РСА находится очень удобный сервис (калькулятор), при помощи которого можно проверить и среднюю рыночную стоимость запасных частей, требующих замены при ремонте автомобиля, и среднюю стоимость нормочаса работы, и среднюю товарную стоимость материалов для проведения восстановительных работ.
Для того чтобы узнать среднюю стоимость запасных частей, на главной странице сайта необходимо выбрать раздел «ОСАГО», а затем нажать на блок «Проверка средней стоимости запасных частей, нормочасов и материалов», расположенный слева от центра страницы.
Для получения сведения о стоимости запчастей в калькулятор необходимо ввести дату дорожно-транспортного происшествия, экономический регион, в котором случилась авария, марку транспортного средства и номер запасной части по специализированному перечню (можно указать одновременно до 3 запчастей). Далее нажимаем на кнопку «Отправить запрос» и получаем необходимую информацию.
Для получения сведений о средней стоимости нормочасов работ необходимо ввести в калькулятор дату аварии, экономический регион, марку транспортного средства и его тип.
Расчет средней стоимости материалов делается после ввода даты аварии, а также наименования производителя материалов и самого материала (не более 3 позиций одновременно).
Сколько стоит проведение оценки в независимой компании?
Стоимость услуг независимой автоэкспертизы будет зависеть от множества факторов, включая регион, в котором расположена фирма и ее финансовую политику. На стоимость оценки окажет влияние тип экспертной оценки и ее срочность, объем полученных повреждений и соответствующих исследований, место проведения осмотра, вариант оформления акта оценки повреждений и наличие дополнительных услуг.
Стоимость оценки ущерба легковых машин значительно ниже, чем грузового автотранспорта или специальной техники. В среднем за эту процедуру в 2018 году придется заплатить от 3 до 10 тысяч рублей. В дальнейшем, если независимая оценка покажет необъективность экспертов, присланных на осмотр автомобиля страховой фирмой, ее стоимость можно истребовать со страховщика.
Оценка автомобиля после ДТП
Оценка автомобиля после ДТП — важная процедура. В связи с ростом числа количества авто на автомагистралях нашей страны увеличивается и опасность аварий. Перегруженность трасс, а также невнимательность водителей часто приводит к непредвиденным ситуациям, в том числе и столкновениям. В результате повреждается машина, а владелец вынужден обратиться за компенсацией к страховщику.
Однако представители страховых агентств относятся к нуждам автолюбителей не особо внимательно. Часто они самопроизвольно занижают стоимость предстоящего ремонта, предлагая им незначительные суммы, которых не хватит даже на косметическую отделку.
Значимость экспертизы авто после ДТП
В любом подобном случае автовладельцу потребуется независимая оценка автомобиля после ДТП. Такая экспертиза предусматривает изучение ТС впоследствии аварии, определение поврежденных частей или же узлов, определение стоимости нанесенного ущерба и составление соответствующей документации.
Выполняется оценка ущерба автомобиля после ДТП высококвалифицированными специалистами нашего центра, обладающими профильными знаниями в сфере автотехники. На основе полученной автовладельцем заключительной документации можно на законных правах потребовать от страховщиков необходимую для ремонта сумму в судебном порядке.
Подобная документация отличается абсолютной правовой силой и предъявляется в качестве доказательств в суде.
Поэтому оценка автомобиля после ДТП считается обязательной процедурой, без которой доказать свою правоту автовладелец не сможет. Потребуется оценка авто после ДТП и представителям правоохранительных или же следственных органов, чтобы они смогли определить виновника и назначить взыскание. Получив результаты подобной экспертизы, они смогут составить протокол в соответствии с действующим законодательством, который затем может быть использован заинтересованными сторонами в качестве доказательств на любом судебном процессе.
Оценка ремонта автомобиля после ДТП — это вид экспертизы, предусматривающий полноценное изучение транспортного средства. Поэтому доверить подобную экспертизу следует высококвалифицированным специалистам нашего центра. Дилетанты такую работу не смогут выполнить.
Следовательно, независимая оценка ущерба автомобиля после ДТП непременно должна быть проведена профессионалами, услуги которых предлагает наш экспертный центр.
Цены на оценку автомобильного транспорта
Независимая оценка автомобиля после ДТП | от 3 дней | от 6000 руб. |
Как проходит оценка автомобиля после ДТП
Начинается независимая оценка авто после ДТП с детального консалтинга. Заинтересованная сторона получает от специалистов центра исчерпывающую информацию правового характера. Затем выполняется оценка повреждений автомобиля после ДТП, определяется характер повреждений и поломок, вызванных столкновением машин.
Важными моментом при подобной экспертизе является и изучение места происшествия. Поэтому необходимо воспользоваться услугой независимой экспертизы аварий сразу же после аварии. Независимые эксперты центра смогут внимательно осмотреть место, изучить обстоятельства, вызвавшие столкновение, определить виновника. Поэтому независимая оценка автомобиля после ДТП в Москве или же в любых иных городах требует моментального реагирования со стороны участников. Наш столичный офис предоставит услуги соответствующих специалистов сразу же после обращения. Также мы имеем собственные представительства по всей стране.
Читайте также Обстоятельства ДТП что писать
Оценка авто при ДТП — процесс достаточно сложный, требующий максимального внимания и точности со стороны специалистов. Выполняя подобную экспертизу, независимые специалисты должны учесть множество нюансов и факторов. Кроме этого требуется спецоборудование, помогающее в точности определить состояние отдельных узлов или же деталей авто. Полученные в результате таких исследований данные грамотно заносятся в соответствующую заключительную документации, которая впоследствии передается автовладельцам. Следовательно, если оценка стоимости ремонта автомобиля после ДТП делается профессионалами, можно легко урегулировать любые споры со страховщиками.
Оценка авто после ДТП для суда
Если же они опять откажут, тогда можно прямо обратиться с исковым заявлением в суд. Полученная в нашем экспертном центре отчетная документация в подобных случаях используется как доказательство. Однако оценка авто после ДТП для суда выполняется по соответствующему судебному предписанию. Разные искажения или же просчеты в процессе экспертизы недопустимы. Это прекрасно понимают наши сотрудники, стараясь добиться максимальной точности получения требуемых данных экспертизы. Поэтому оценка машины после ДТП, выполненная ими, отличается грамотностью и полным соответствием действующим стандартам законодательства.
Осуществляется оценка ущерба авто после ДТП специалистами центра оперативно. Данная экспертиза требует не более суток. Поэтому оценка автомобиля ДТП независимыми экспертами центра позволяет автовладельцам еще и экономить драгоценное время. Они работают с применением инновационных подходов и высокотехнологичного оборудования, помогающего выявить даже малейшие повреждения. Собранные подобным образом данные экспертизы используются для составления точной сметы предстоящих ремонтных работ.
Независимая экспертиза автомобиля после ДТП
Независимая экспертиза автомобиля после ДТП представляет собой разновидность автотехнической экспертизы. Данную экспертизу возможно провести как по определению суда или следователя, так и по запросу частного лица. Федеральный закон № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года контролирует деятельность эксперта (или комиссии экспертов) во время проведения оценки состояния машины после аварии. Статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность эксперта, осуществляющего производство автоэкспертизы, за намеренное написание ложного экспертного заключения, а также за осознанную дачу им заведомо ложных показаний во время судебного заседания. Стоимость проведения подобной экспертизы устанавливается определением суда или обсуждается с заказчиком в ходе заключения договора.
Когда может быть назначено производство экспертизы автомобиля после ДТП
Экспертиза состояния автомобиля после случившейся аварии может проводиться в нескольких случаях.
Необходимость в проведении независимой автоэкспертизы после аварии может возникнуть, если заказчик не согласен с суммой нанесенного ущерба, установленной страховой компанией.
Виновник дорожно-транспортного происшествия имеет возможность потребовать проведение независимого осмотра поврежденного транспортного средства, если хочет оспорить стоимость возмещения ущерба, установленную решением суда.
После дорожно-транспортного происшествия автомобиль может быть повреждён настолько, что потеряет свою рыночную стоимость. Владелец пострадавшей в ДТП машины может заказать независимую экспертизу в целях расчёта утраты товарной стоимости автомобиля.
Ещё один повод назначения подобной экспертизы – несогласие с проведенной ранее автоэкспертизой. Проведенное в «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований АНО «Судебный эксперт» исследование может подтвердить или опровергнуть выводы, данные экспертами в оспариваемом заключении.
Привлечение эксперта в области автотехнических экспертиз может потребоваться в том случае, когда нужно установить повреждения в автомобиле, вызвавшие аварию. Эксперт-автотехник определяет, присутствовали ли данные повреждения в машине до случившейся аварии, а также выясняет, могли ли обнаруженные им в ходе проведенного осмотра дефекты послужить причинами произошедшего дорожно-транспортного происшествия и мог ли владелец автомобиля заблаговременно их обнаружить и устранить.
Данная автоэкспертиза может быть проведена и для того, чтобы установить стоимость устранения имеющихся повреждений транспортного средства. Эксперты в ходе осмотра устанавливают имеющиеся на автомобиле повреждения и дефекты, а затем рассчитывают цену восстановительного ремонта путем замены неисправных деталей, перекраски машины и т.д. Для данных расчетов может быть привлечен эксперт в области оценочной экспертизы. Деятельность экспертов-оценщиков контролируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Также возможно включение эксперта в состав комиссии экспертов в области инженерно-технических экспертиз для более подробного описания имеющихся дефектов и возможности их устранения.
Возможные дефекты и повреждения автомобиля
В результате случившегося дорожно-транспортного происшествия могут возникнуть следующие повреждения транспортного средства:
- Дефекты кузова (вмятины, царапины, трещины, следы горения);
- Повреждения ходовой части (двигателя, тормозной системы, подвески, амортизаторов и т.д.);
- Повреждение бензобака (при наезде сбоку);
- Разбитые стекла (лобовое, боковые, заднее, зеркала заднего вида);
- Повреждения салона (передних кресел, торпедо, заднего ряда, багажника).
В зависимости от тяжести полученных повреждений комиссией экспертов делается вывод о том, может ли транспортное средство быть восстановлено или нет.
Вопросы
Список вопросов, которые могут быть заданы эксперту (или комиссии экспертов) при проведении независимой экспертизы автомобиля после ДТП, формируется в каждом отдельном случае назначения подобной экспертизы судом или заказчиком, зависит от цели предполагаемого исследования. Вопросы могут быть такими:
- Имеются ли в исследуемом автомобиле какие-либо неисправности (поломки, заводской брак)?
- Была ли у водителя (владельца) автомобиля возможность заблаговременно обнаружить выявленную поломку (неисправность, заводской брак)?
- Является ли исправной тормозная система исследуемого автотранспортного средства?
- Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля?
Методы
При проведении экспертизы машины после аварии эксперт (комиссия экспертов) для ответов на поставленные вопросы использует следующие методы:
- Изучение предоставленной документации на автомобиль с целью изучения его технических характеристик;
- Визуальный осмотр поврежденного в результате ДТП транспортного средства с фиксированием всех обнаруженных дефектов и недостатков;
- Проверка работоспособности автомобиля после аварии (включается ли двигатель, работают ли фары, электроника, возможно ли передвижение на данном транспортном средстве);
- Расчет стоимости устранения всех обнаруженных в ходе экспертного осмотра дефектов;
- Подготовка заключения экспертизы состояния автомобиля после ДТП.
Эксперт-оценщик при расчете стоимости восстановительного ремонта машины использует методы оценочных экспертиз. Согласно Федеральному стандарту оценки (ФСО) №1, выделяются три основных подхода, которыми пользуется оценщик при осуществлении оценки объекта недвижимости: сравнительный, затратный и доходный. Выбор того или иного подхода во время осуществления оценки делает сам эксперт-оценщик, основываясь на предоставленных в его распоряжении материалах и собственном экспертном опыте.
Заключение
Проведение независимой экспертизы автомобиля после ДТП в организации «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований АНО «Судебный эксперт» в г. Москва позволит выяснить, какие повреждения автомобиля привели к произошедшей аварии, мог ли владелец машины их заметить до происшествия, а также поможет установить стоимость приведения транспортного средства в рабочее состояние.
Проведение экспертизы по уголовному делу
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.
Читайте также Отсутствие полиса ОСАГО у виновника ДТП
Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.
Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.
Углубляемся в единую методику расчёта ущерба при ДТП
Министерство транспорта вроде как намерено до 1 сентября издать приказ, в котором будет заложена единая система оценки ущерба при ДТП. Но страховщики со своей методикой явно подсуетятся раньше.
Нынешнее положение дел напрягает всех. Вот случилось ДТП. Потерпевший обращается в страховую за возмещением по полису ОСАГО. Эксперты страховщиков изо всех сил занижают выплату, предлагая лишь 30–50% от реальной суммы ущерба. Разъярённый автовладелец обращается к автоюристу, тот сумму виртуозно завышает, получает цессию (уступку прав) и подаёт в суд. Результат выгоден этому самому юристу, которому достаётся львиная доля выигранных в споре денег, включая моральный ущерб. Владелец машины в лучшем случае получает ровно те средства, что нужны на ремонт, но и этому рад. Страховщики же терпят убытки, а суды завалены описанными выше исками. Пат.
Между тем Минтранс, который давным-давно, лет десять назад, должен был разрулить ситуацию, бездействует. По этой причине ношу решили взвалить на себя продавцы полисов ОСАГО — Российский союз автостраховщиков. Эксперты РСА признаются, что их инициатива — не панацея, а лишь попытка сработать на опережение, пробный шар. «Упрёмся — разберёмся», — говорят они, делая шаги по неизведанной дороге. Но, возможно, плоды их трудов можно будет увидеть уже этим летом: страховщики начнут выплачивать автовладельцам реальный ущерб, побитые машины отремонтируются, судьи облегчённо вздохнут, а ушлые юристы останутся с носом.
В РСА уверены, что выход из положения — это «Единая методика определения размера восстановительных расходов в отношении повреждённого транспортного средства». Проще говоря, это единый для всей России способ расчёта ущерба при автомобильной аварии. Страховщики взяли на себя разработку этой методики, для чего организовали экспертный совет, в который вошли сами, а также Центробанк, Ассоциация по защите прав автострахователей и независимые экспертные организации.
Совет трудится ударно, и собственно методика уже готова. Она состоит из двух частей. Первая часть — правила проведения технической экспертизы, осмотр и фиксация повреждений. Ну, это всё-таки для специалистов. Вторая часть представляет определённый интерес для простых смертных, хотя тоже непростая для изложения и понимания. Речь идёт о наших с вами деньгах, а именно — о ценах на ремонт пострадавшей в ДТП машины. В РСА считают, что расценки можно сделать едиными по всей стране. Смело! Чтобы оценить затею, осмыслите такой факт: в Европе разница в стоимости запчастей у официальных продавцов вряд ли превысит 10%, у нас отклонение дилера от рекомендованной поставщиком цены может составить… ну угадайте… 300–400%!
Для борьбы с этим грабежом в РСА решили создать единый стоимостной справочник, дающий представление о реальной средней цене. В нём будет три раздела: запчасти, нормо-часы и лакокрасочные материалы. Страховщики понимают, что никогда не смогут установить средние цены под конкретный автомобиль, но под марку и модель — да. Планируется, что справочник охватит 50-70 миллионов позиций, 80% брендов и моделей!
Очевидно, что собрать такой колоссальный массив данных вручную, да ещё и с нуля невозможно. Но частично такие справочники, созданные по другой методике, есть и применяются. Например, существует каталог по средней стоимости отечественных автомобилей. И вообще создатели нового справочника всё, что можно взять готовое, охотно берут. Потому что к концу июня их мегабаза, пусть и не в полном объёме, но должна работать — такова позиция Центробанка, который контролирует страховщиков и должен будет дать оценку их работе.
Чтобы собрать данные, РСА разработает техническое задание, проведёт конкурс и на свои деньги наймёт специалистов — речь о некой компании, о сотнях человек. Путей для сбора информации у них много: тут и проведение опросов, полевых исследований, и сложные автоматизированные системы обработки статистических данных. Одним из основных факторов для определения стоимости будет розничная цена. Сборщики соберут данные только у официальных поставщиков и производителей, то есть за китайским неоригиналом на базаре следить никто не станет.
Ценовой справочник будет иметь региональное деление на 12 экономических районов, которые определены Госстандартом в 1998 году. Делить страховые случаи на районы решено исключительно по месту ДТП. Справочник планируется использовать в двух вариантах: массово для экспертов-техников (во встроенных расчётных программах) и для рядовых потребителей в Интернете (можно будет пробить по номеру детали её среднюю цену). Обновлять базу по результатам полномасштабной проверки эксперты РСА намерены раз в полгода. Быстрее пока не получится, но в перспективе ожидается внесение изменений в режиме реального времени.
Весь массив, разделённый на полугодия, отправят храниться в архив на два-три года минимум. Это необходимо в первую очередь судебной экспертизе, ведь расчёт цен и дальше будет производиться на дату ДТП. Сейчас без справочника это происходит непонятно как: страховщик рассчитал, потерпевший подал в суд, года через два происходит судебное заседание, эксперт должен всё посчитать на дату ДТП, а данные ему взять неоткуда. Так что системе судебной экспертизы, которой вскоре грозит реформа (законопроект в Госдуме), тоже очень пригодятся ценовые справочники.
Создатели отдают себе отчёт, что справочники не будут идеальными. Единой методикой установлен предел статистической погрешности в 10%. Страховщики называют эту цифру сложно достижимой, хотя сами недавно подняли планку — было 15%. Если же будет зафиксировано завышение цен, к примеру, на 30%, то страховая компания либо организует, проведёт и оплатит ремонт автомобиля, либо начнётся судебное разбирательство с привлечением к ответственности эксперта-техника (которому сегодня эта кара не грозит).
Судьба единой методики расчёта ущерба при ДТП со всеми справочниками уготована такая. РСА к лету всё в общих чертах разработает, передаст в Центробанк, и если тот одобрит, то инициатива станет законодательной в виде поправок к федеральному закону № 40 об ОСАГО, который и обяжет всех участников процесса использовать методику и справочник. Перечить нововведениям будет себе дороже — придётся проводить собственное исследование и доказывать всем сторонам свою правоту.