Отказ сотрудников ГИБДД в составлении протокола о ДТП
Содержание:
- 1 Когда выдаётся протокол о ДТП: порядок оформления и документы, сроки, может ли быть отказ в этом
- 1.1 Когда нужно вызывать ГИБДД
- 1.2 Порядок оформления ДТП
- 1.3 Документы для оформления
- 1.4 Схема ДТП
- 1.5 Протокол осмотра места происшествия
- 1.6 Документы, предоставляемые участникам аварии
- 1.7 Как быть со страховой
- 1.8 Сроки оформления ДТП в ГИБДД
- 1.9 Отказ в оформлении
- 1.10 : обязательный порядок действий сотрудника ГИБДД при составлении протокола
- 2 Вс объяснил, когда протокол гибдд является недействительным
- 3 Европротокол: как оформить ДТП без полиции. Правила заполнения европротокола
- 3.1 Когда можно использовать европротокол?
- 3.2 Как оформить ДТП по европротоколу?
- 3.3 Первые восемь пунктов может заполнить любой из участников — это общая информация об аварии:
- 3.4 Схема аварии также общая, ее может нарисовать любой из участников:
- 3.5 Только после того, как заполните все предыдущие графы и внимательно прочтете, что написал второй водитель, ставьте подпись в последнем пункте:
- 3.6 Затем разделите бланк на два идентичных листа и заполните их оборотные стороны
- 3.7 Что делать с заполненными бланками?
- 3.8 Как получить страховое возмещение по европротоколу?
- 3.9 Что делать, если я не согласен с размером выплаты?
- 4 Европротокол: применять или не рисковать?
Когда выдаётся протокол о ДТП: порядок оформления и документы, сроки, может ли быть отказ в этом
ДТП — это одна из наибольших неприятностей, с которой может столкнуться каждый автомобилист. Кроме эмоциональной нагрузки, авария становится причиной сложных последствий для здоровья, а также серьёзных убытков.
Именно поэтому каждый водитель обязан в точности знать всю последовательность правильного юридического оформления происшествия на дороге.
В статье подробно рассмотрено, что необходимо для фиксации факта ДТП, а также перечислены все сопутствующие документы.
Когда нужно вызывать ГИБДД
Согласно действующему законодательству, а также правилам дорожного движения любое, даже мелкое ДТП является предлогом для вызова полиции.
Кроме того, отказ в вызове ГИБДД согласно действующим законам РФ может расцениваться как оставление места ДТП, за что статьёй 12.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность и конфискация водительского удостоверения, либо согласно статье 264 УК РФ — лишение свободы до 4 лет.
Важно! Все перечисленные условия должны соблюдаться одновременно, в противном случае отказ в вызове правоохранительных органов может рассматриваться как правонарушение для каждого участника аварии.
Однако во всевозможных нормативно-правовых и подзаконных актах предусмотрен ряд случаев, когда вызов ГАИ на место происшествия не является обязательным. В таком случае взаимная ответственность, а также юридическое оформление ложатся на плечи виновной и потерпевшей сторон. К ним относят следующие обстоятельства:
- отсутствие потерпевших на месте аварии;
- участниками транспортного происшествия стали не более 2 субъектов;
- в ДТП участвуют автомобили без прицепа (дополнительный агрегат расценивается как отдельное транспортное средство);
- каждая сторона владеет действующим полисом ОСАГО;
- потерпевший и пострадавший не имеют взаимных претензий, включая характер повреждения и пути возмещения ущерба;
- общая сумма убытков для каждой из сторон не превышает 100 тыс. рублей.
Во всех остальных случаях вызов ГИБДД-необходим
Порядок оформления ДТП
После того как сложная ситуация на дороге переросла в столкновение, каждый участник происшествия должен немедленно остановить своё транспортное средство и включить аварийные световые сигналы.
После этого обязательно необходимо обозначить место ДТП при помощи специального знака (красный треугольник).
В черте населённого пункта его устанавливают на расстоянии не менее 15 м от автомобилей, на междугородней трассе или автомагистрали этот диапазон увеличивают не менее чем до 30 м.
Дальнейшие действия водителя зависят от общей сложности ситуации. Если в ходе ДТП появились пострадавшие, необходимо обязательно оказать им первую помощь, после чего вызвать медицинскую службу.
При аварии вне черты населённых пунктов водитель обязан самостоятельно отправить пострадавших в ближайшее медицинское учреждение, зафиксировать там свои контактные данные и вернуться на место происшествия.
После этого необходимо вызвать сотрудников ГИБДД и до их приезда снять на фото или виде место ДТП, а также записать контактные данные и показания всех свидетелей.
Если автомобили перекрыли дорожный путь, после фото- и видеофиксации их по возможности необходимо переместить к обочине. До полного юридического оформления аварии необходимо заполнить бланк извещения о ДТП. После оформления происшествия сотрудниками ГИБДД нужно обязательно сообщить страховщику о наступлении страхового случая.
Когда происшествие проходит без серьёзных травм, нужно зафиксировать место аварии на фото или видео, после чего вызвать сотрудников Госавтоинспекции.
По необходимости можно переместить авто к обочине, при этом по возможности следует записать контакты всех свидетелей. Если у обеих сторон аварии нет претензий, ДТП можно оформить самостоятельно.
Сделать это можно сразу несколькими способами:
- на ближайшем посту Госавтоинспекции;
- при помощи Европротокола (в случае наличия действующего полиса ОСАГО у обеихсторон);
- без помощи правоохранительных органов (если ДТП не привело к аварии либо убыткам, а все противоречия решились благодаря словесной договорённости).
Документы для оформления
Вне зависимости от убытков и степени ответственности каждого автомобилиста любой факт столкновения транспортных средств должен быть обязательно документально зафиксирован. Для этого в Приказе МВД России №664 от 23.08.2017 года подробно описана процедура оформления любых дорожных происшествий, а также приведён перечень всех сопутствующих документов.
Заполняются они по месту ДТП либо обращения водителя, при его непосредственном участии и присутствии. Важно! Чтобы проверить наличие действующего полиса ОСАГО у противоположной стороны, можно воспользоваться электронной базой Союза автостраховщиков России. Для этого следует посетить сайт rsa.
su где в специальной онлайн форме по номерным знакам авто можно получить всю необходимую информацию.
Схема ДТП
Схема ДТП — это первый обязательный документ, к подготовке которого должен приступить сотрудник Госавтоинспекции во время посещения места аварии. Все особенности её составления закреплены во всё том же Приказе МВД №664, представляет она собой схематический рисунок, в котором указываются:
- место происшествия (отдельный участок дороги или улицы населённого пункта либо междугородней магистрали);
- характеристики проезжей части (ширина, качество покрытия и т. д.), в том числе и наличие всевозможной разметки, а также дорожных знаков;
- движение каждого транспортного средства;
- все примыкающие объекты дорожной инфраструктуры (остановки, островки безопасности, тротуары, газоны, оградительные насаждения и т. д.);
- положение автомобилей после аварии, их тормозной путь (при наличии), обломки кузова и прочие предметы, непосредственно касающиеся ДТП. Они указываются с географической привязкой к окружающей инфраструктуре (тротуар, обочина, остановка, разметка и т. д.) либо прочим стационарным объектам;
- направление движения каждого автомобиля до момента происшествия (со слов участников и свидетелей).
Схема должна быть начерчена чётко и понятно, а все нанесённые элементы иметь подписи и сноски, выполнены разборчивым почерком. В последние годы большинство сотрудников полиции применяют автоматические системы составления схемы, такие документы признаются действительными. Составленный документ подаётся на подпись каждому участнику ДТП. Если при этом у полиции с водителем возникают разногласия, последний может самостоятельно зафиксировать место аварии при помощи видеосъёмки. При этом потребуется снять общий план, положение автомобилей и все дополнительные предметы.
Протокол осмотра места происшествия
Данный документ оформляется после выявления факта нарушения закона, который и привёл к аварии. Регламентируется он статьёй 28 КоАП России и заполняется по установленной законом форме.
Создаётся протокол на основе всех собранных данных, а также дополнительных фактов, выявленных по ходу осмотра места происшествия.
Для этого сотрудник ГИБДД должен обязательно найти не менее 2 независимых понятых, в случае их отсутствия разрешено воспользоваться видеосъёмкой.
Во время составления протокола сотрудник Госавтоинспекции должен разъяснить участникам ДТП их обязанности и права, все условия осмотра места аварии, что должно отображаться в документе.
Дополнительно к протоколу прикрепляются все ценные предметы и информация, которая позволяет всесторонне оценить ситуацию.
После этого документ заверяется подписями всех участников, а затем их копии выдаются каждой стороне происшествия.
Правильно оформленный протокол должен нести в себе следующую информацию:
- очерёдность действий полицейского в хронологическом порядке;
- состояние дорожного покрытия;
- наличие и состояние дорожной разметки, в том числе специальных знаков и светофора;
- освещённость и тип участка;
- прочие обстоятельства, которые могли повлиять на наступление либо развитие ДТП.
Документы, предоставляемые участникам аварии
Став участником опасного происшествия, каждый владелец полиса КАСКО либо ОСАГО, рассчитывающий на денежное возмещение, должен обязательно позаботиться о наличии специального пакета документов.
Без этого будет практически невозможно доказать факт наступления страхового случая. Но, несмотря на это, в законодательстве России чётко не указан перечень выдаваемых на руки водителям справок.
Именно поэтому вместе с ростом количества авто с полисом возрастают и ситуации отказов в страховых выплатах.
Если авария фиксируется без участия сотрудников полиции и у каждой стороны нет претензий, достаточно правильно заполнить Европротокол. Дополнительно рекомендуется зафиксировать все обстоятельства и возникшие повреждения на фото или видео.
В случае вызова ГИБДД сотрудник полиции должен дополнительно выдавать каждой стороне:
- копию протокола осмотра места ДТП;
- постановление о наложении административной ответственности (в случае нарушения законодательства);
- копии показаний каждой из сторон и понятых.
До 2017 года страховые компании требовали к вышеперечисленному списку и справку о ДТП. Сегодня она не является документом строгой отчётности, поэтому её выдача необязательна, однако часто она несёт в себе достаточно много важной и подробной информации. По необходимости получить справку можно в соответствующем отделе управления ГИБДД.
Как быть со страховой
После принятых в последние годы нововведений процедура оформления страхового случая вызывает ряд вопросов у большинства водителей. Несмотря на то что страховые компании относятся к своим клиентам максимально лояльно, достаточно часто отсутствие единого стандарта приводит к всевозможным разногласиям во время признания факта страхового случая.
Чтобы обезопаситься от этой проблемы, страховые компании России рекомендуют ещё на месте происшествия заполнить так называемое извещение о ДТП. Оформляется оно на специальном бланке согласно Федеральному закону №40 от 25.04.2002 г.
Скачать его можно на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. Извещение оформляется перекрёстно, так как оно требует данных о противоположной стороне аварии, в том числе и номер полиса ОСАГО. Здесь потребуется указать и всевозможные разногласия по возникшей ситуации либо их отсутствие.
Заменить извещение можно Европротоколом, который имеет аналогичную юридическую силу.
Для анализа факта страхового случая должным образом автомобилист обязан предоставить страховщику следующий пакет документов:
- Европротокол или извещение о ДТП;
- протокол о ДТП из Госавтоинспекции;
- медицинская справка (если авария привела к серьёзным травмам);
- паспорт;
- водительские права;
- полис ОСАГО;
- доверенность на транспортное средство (если фактический водитель не является собственником автомобиля).
Для обращения в страховую у водителя есть достаточно ограниченное время, по истечении которого страховщик вправе отказать в выплатах, даже если факт наступления страхового случая официально подтверждён.
Для этого даётся не более 5 рабочих дней. В случае, если в это время водитель не может обратиться в компанию самостоятельно, сделать это может доверенное лицо (заверенное нотариально), как альтернативу можно выслать всё необходимое заказным почтовым извещением.
Сроки оформления ДТП в ГИБДД
В законодательстве чётко не урегулированы сроки обращения для юридического оформления дорожно-транспортного происшествия, поэтому теоретически его можно зафиксировать даже через несколько дней.
Однако в правилах дорожного движения на этот счёт есть особая оговорка. Согласно пункту 2.
5 водитель обязан в кратчайшие сроки сообщить о ДТП полиции, при этом оставить неподвижными все предметы, касающиеся аварии.
До приезда ГИБДД водителю и пассажирам (в случае отсутствия серьёзных травм) запрещено покидать место происшествия.
За это согласно статье 12 КоАП России правоохранители могут наложить арест сроком до 15 суток либо конфисковать водительское удостоверение (до 18 месяцев).
Именно поэтому большинство юристов рекомендуют приступить к оформлению ДТП на протяжении нескольких часов после его возникновения.
Отказ в оформлении
Во время официальной фиксации любого дорожно-транспортного происшествия сотрудники полиции пользуются Приказом МВД России №664 от 23.08.2017 года. В нём отсутствуют какие-либо обстоятельства, которые дают возможность полицейскому отказать в оформлении ДТП.
Именно поэтому даже в случае отсутствия разногласий или небольшого ущерба, сотрудники ГИБДД обязательно должны провести юридическое оформление происшествия.
Если же инспектор Госавтоинспекции отказывается фиксировать аварию, в таком случае происходит нарушение Административного регламента, за что может последовать серьёзное взыскание. Водителю в таком случае рекомендуется написать жалобу на полицейского и его действия в Управление ГИБДД. Рассматриваются такие заявки на протяжении 30 дней после регистрации.
: обязательный порядок действий сотрудника ГИБДД при составлении протокола
Протокол о ДТП — это обязательный документ, который должен выдаваться ГИБДД каждому автомобилисту после аварии.
Оформляется он на месте происшествия, уполномоченным инспектором полиции по чётко регламентированной процедуре и в законодательно установленной форме.
В случае отказа полицейского в выдаче или оформлении протокола водитель может подать жалобу в Управление ГИБДД, а также требовать всевозможных административных взысканий с должностного лица.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, , , Instagram, Pinterest, Yandex Zen, и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Источник: https://auto.today/bok/15341-protokol-o-dtp-kogda-vydaetsja.html
Вс объяснил, когда протокол гибдд является недействительным
Верховный суд (ВС) РФ снова выступил на стороне водителей, указав инспекторам ГИБДД на необходимость составлять протоколы без ошибок и заполнять все графы документа: любой промах автоинспектора трактуется в пользу автомобилистов и является поводом вернуть им право садиться за руль.
До высшей инстанции с жалобой дошёл житель Москвы, которого сотрудники ГИБДД остановили на Рублевском шоссе.
Они составили на водителя Land Rover Freelander II протокол об отказе пройти медосвидетельствование, и на основе этого документа сначала мировой суд столичного района Кунцево лишил его прав вождения и оштрафовал на 1,5 тысячи рублей, а затем Мосгорсуд признал это решение законным. Тогда автолюбитель обратился с жалобой в Верховный суд РФ, и судья Сергей Никифоров обнаружил в протоколе целый ворох нарушений, который подробно проанализировал.
Временной сбой
ВС напоминает, что к числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении, в котором, согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, должны отражаться:
– событие административного правонарушения,
– место и время совершения административного правонарушения.
«Установление места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение», – отмечает ВС.
При этом в деле московского водителя протоколы содержали разные данные о времени совершения правонарушения: согласно одному документу правонарушение произошло в 2 часа 40 минут, а согласно другому – на сорок минут позже (в 3 часа 20 минут).
Эту ошибку судья ВС РФ счёл существенной.
Разъяснение прав
Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем обязательно делается запись в протоколе.
Игнорирование этого требования приводит к тому, что доказательства по делу признаются судами недопустимыми, подчеркивает высшая инстанция. Она ссылается на пункт 18 постановления пленума от 24 марта 2005 года №5 – при рассмотрении дела собранные доказательства должны оцениваться с позиции соблюдения требований закона при их получении.
«Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ и статьей 51 Конституции», – указывает ВС.
В данном случае в протоколе не отображено, что водителю разъяснили положения статьи 25.1 КоАП: в соответствующей графе документа его подпись отсутствует. Нет в деле и расписки о разъяснении автовладельцу его прав.
«Изложенное свидетельствует о том, что привлечённый к административной ответственности не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту», – отмечает ВС РФ.
Понятые и Конституция
Высшая инстанция напоминает, что доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Эти данные устанавливаются протоколом, объяснениями привлекаемого к ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Не допускается использование доказательств, если они получены с нарушением закона, а отсутствие разъяснений норм КоАП и Конституции понятым относится к подобным нарушениям, отмечает ВС.
Он ссылается на письменные объяснения двух понятых, из которых усматривается, что им не были разъяснены положения статьи 25.1 КоАП и нормы статьи 51 Конституции, так как в документах нет их подписи об этом.
«Следовательно, протокол об административном правонарушении и письменные объяснения понятых являются недопустимыми доказательствами по делу и не могли быть использованы судом при вынесении постановления», – подчеркивает судья.
Извещение правонарушителя
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП дело должно быть рассмотрено с участием привлекаемого к ответственности, а исключение составляют случаи, когда имеются данные о надлежащем извещении правонарушителя о процессе, на который он добровольно и без уважительной причины не явился.
Но в материалах рассматриваемого дела информация о надлежащем извещении водителя Land Rover о предстоящем судебном процессе отсутствует.
«Аналогичная информация отсутствует и в отчете автоматизированной информационной системы «ПК Мировые судьи». Из истории операции доставки регистрируемых почтовых отправлений уведомление об извещении (водителя) о дате судебного заседания находилось в стадии «обработка».
Таким образом, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело рассмотрено мировым судьей в отсутствие (водителя), который не был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела», – считает ВС РФ.
Он пришёл к выводу, что все ошибки, допущенные сотрудниками ГИБДД и судами, являются существенными, а значит нельзя считать, что по делу принято справедливое и верное решение.
В связи с этим ВС не только отменил решение о лишении водителя прав и наложении на него штрафа, но и прекратил административное преследование автомобилиста в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было принято решение.
Алиса Фокс
Источник: http://www.supcourt.ru/press_center/mass_media/27576/
Европротокол: как оформить ДТП без полиции. Правила заполнения европротокола
Вы попали в мелкую аварию? Все живы-здоровы, а автомобили лишь слегка повреждены? Не нужно ждать сотрудников полиции, чтобы оформить происшествие. Вы вместе со вторым водителем можете сами задокументировать ДТП, чтобы пострадавший получил страховую выплату. Такая упрощенная процедура называется системой европротокола.
Когда можно использовать европротокол?
Есть несколько обязательных условий:
- В ДТП участвовали только два транспортных средства (ТС) и повреждены только они.
- Ничья жизнь или здоровье не пострадали.
- Участники происшествия имеют действующие страховые полисы ОСАГО. Полис должен содержать данные водителя, который был за рулем в момент аварии, или быть «без ограничений» (это значит, что транспортным средством может управлять любой обладатель водительских прав).
- Размер ущерба транспортному средству визуально, по вашей оценке, не превышает 100 тыс. рублей — это максимальная страховая выплата по европротоколу в большинстве регионов. Размер возмещения для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей может достигать 400 тыс. рублей. Но чтобы получить выплату больше 100 тыс. рублей, нужно оформить происшествие через приложение «ДТП. Европротокол» ( iOS, Android). С 1 октября 2019 года лимит выплат в 400 тыс. рублей при тех же условиях будет действовать по всей стране.
Если хотя бы одно из условий нарушено, европротокол не сработает. Звоните в ГИБДД. Сотрудники автоинспекции или прибудут на место аварии (если случай сложный), или посоветуют вам подъехать к ближайшему посту ДПС.
Европротокол можно использовать, даже если участники ДТП не могут решить, кто из них виновник аварии, а кто — пострадавший. Предполагается, что страховщики могут определить степень вины каждого из водителей, но для этого хотя бы одна из машин должна быть оборудована системой мониторинга либо водители должны оформить происшествие с помощью мобильного приложения «ДТП. Европротокол».
На самом деле страховые компании зачастую не могут однозначно установить обстоятельства происшествия, а потому просто выплачивают каждому из водителей половину возмещения.
Поэтому, если вы уверены в своей правоте и хотите получить полное возмещение, но второй водитель не признает вину, стоит отказаться от европротокола и дождаться сотрудников ГИБДД. Если же вы дорожите своим временем и готовы довольствоваться половиной возмещения, то можете воспользоваться европротоколом.
Как оформить ДТП по европротоколу?
Возможны два варианта.
Первый вариант: разногласий нет и ущерб, по вашим оценкам, не превысит 100 тыс. рублей.
В этом случае можно ограничиться всего одним шагом:
- Заполните извещение о ДТП (бланк европротокола). Бланк извещения вам выдает страховая компания в момент покупки полиса ОСАГО (пример бланка). Если вы потеряли или использовали свой бланк, нужно обратиться в любой офис своего страховщика и взять новый бланк европротокола. Он бесплатный.
Водители заполняют один бланк извещения на двоих, и чей это бланк — неважно. Он состоит из двух листов. Верхний из них — самокопирующийся. Проследите, чтобы информация с лицевой стороны четко отпечаталась на втором листе. Оборотную сторону каждый заполняет самостоятельно. - Сфотографируйте или сделайте видеосъемку места аварии до того, как убрать с дороги ТС. Это не обязательно, но желательно: так вы подстрахуете себя на случай, если второй водитель решит «творчески переосмыслить» произошедшее. Зафиксируйте положение ТС по отношению друг к другу, дорожной разметке и дорожным знакам, снимите повреждения ТС, следы от шин, отлетевшие запчасти или их детали (осколки). На кадрах должны быть видны номерные знаки обоих ТС.
- Если есть свидетели ДТП, попросите их дать письменные показания об обстоятельствах аварии и оставить свои контактные данные. Это тоже поможет вам, если у страховой компании возникнут сомнения в реальности аварии или второй водитель решит трактовать ситуацию в свою пользу.
- Скачайте приложение в App Store или Google Play (если вы не сделали этого раньше). Это может сделать любой из участников аварии. В приложении нужно зарегистрироваться и указать данные своего транспортного средства и номер полиса ОСАГО.
- Зарегистрируйте аварию. Зайдите в раздел «Регистрация ДТП». Введите данные полисов ОСАГО обоих водителей. С помощью приложения сфотографируйте заполненный бланк европротокола, а также сделайте фотографии с места аварии. Вы увидите подсказки, какие снимки необходимо загрузить. Приложение также автоматически определит координаты места аварии и время заполнения формы.
- Дождитесь, пока приложение выдаст вам номер обращения. Этот номер вы должны будете сказать своему страховщику, когда привезете заполненный бланк европротокола.
Но лучше этот шаг дополнить еще двумя действиями:
Второй вариант: вы оцениваете ущерб больше 100 тыс. рублей или у вас есть разногласия — кто виноват в аварии.
В дополнение ко всем предыдущим пунктам нужно воспользоваться мобильным приложением «ДТП. Европротокол».
Когда вы и второй водитель подпишете бланк европротокола и внесете данные в приложение, можете покинуть место аварии.
Первые восемь пунктов может заполнить любой из участников — это общая информация об аварии:
- Место ДТП. Укажите город, улицу и номер ближайшего к ДТП здания. Если авария произошла на перекрестке, напишите названия пересекающихся улиц. Если ДТП совершено не в населенном пункте, сообщите название трассы, километр и направление движения.
- Дата ДТП. Отметьте не только дату, но и примерное время ДТП.
- Количество поврежденных ТС.
Для европротокола их должно быть только два.
- Количество раненых/погибших. В ДТП, по которому может быть оформлен европротокол, их быть не должно. В извещении в этой графе ставьте прочерки.
- Освидетельствование участников ДТП на состояние алкогольного опьянения. При оформлении европротокола не проводится. Ставьте галочку в графе «Нет».
- Материальный ущерб, нанесенный другим ТС (кроме А и В), может быть только нулевым. Иначе оформить европротокол нельзя.
- Свидетели ДТП. Если они есть, укажите их ФИО и адрес фактического проживания.
- Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД.
Отметьте галочкой «Нет», так как европротокол не предполагает участия сотрудников автоинспекции.
- Данные ТС: марка, модель, госномер и другие. Возьмите их из свидетельства о регистрации вашего ТС.
- Собственник ТС. Впишите данные владельца, указанного в свидетельстве о регистрации, в том числе адрес.
- Водитель.
Здесь вы должны внести данные того, кто управлял ТС в момент аварии. Это не обязательно собственник. Но этот человек должен быть вписан в полис ОСАГО (или полис должен быть без ограничений по количеству водителей). Иначе европротокол не действует.
- Страховщик. Полное название страховой компании написано в вашем полисе ОСАГО.
Впишите также номер полиса и укажите, до какой даты он действует.
- Место первоначального удара. Даже если ТС повреждено в нескольких местах, нужно обозначить только точку первого удара.
- Характер и перечень видимых повреждений. Внимательно осмотрите и перечислите все видимые повреждения своего ТС.
- Замечания.
Здесь каждый из водителей должен написать, кем он себя считает — потерпевшим или виновником аварии.
- Обстоятельства ДТП. Выберите их из предложенных, отметьте галочками и запишите общее количество заполненных клеток.
- Схема ДТП. Обозначьте контуры проезжей части с названием улиц, а также направление движения. Укажите расположение транспортных средств, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры — все, что имеет отношение к ДТП.
- Подписи водителей. Сначала нужно отметить галочкой, есть ли у вас со вторым водителем разногласия относительно причин, обстоятельств и последствий аварии.
Если разногласий нет, то поставьте галочку в клетке «Отсутствие», если вы не смогли прийти к единому мнению — в клетке «Наличие». После этого оба водителя должны поставить свою подпись.
Это обязательное условие оформления ДТП по европротоколу.
Под этим пунктом нужно поставить свою подпись, подтверждающую верность всей предоставленной информации.
Схема аварии также общая, ее может нарисовать любой из участников:
Только после того, как заполните все предыдущие графы и внимательно прочтете, что написал второй водитель, ставьте подпись в последнем пункте:
Затем разделите бланк на два идентичных листа и заполните их оборотные стороны
На оборотной стороне своего экземпляра каждый из водителей указывает обстоятельства ДТП. Если у вас со вторым водителем есть разногласия, подробно опишите их в пункте 7.
Если места не хватает, продолжите описание на чистом листе бумаги и приложите его к бланку. При этом на бланке надо сделать отметку «С приложением». А на приложении укажите, к какому документу оно относится и кем составлено, а также заверьте его подписями обоих участников ДТП.
Что делать с заполненными бланками?
В течение 5 рабочих дней со дня происшествия вы должны передать в свою страховую компанию ваш экземпляр извещения о ДТП. Лучше прийти в офис страховой компании лично. Когда отдадите извещение, потребуйте себе копию с печатью компании и датой приема.
Если доехать до страховщика не получается, можно послать извещение по почте. Оставьте себе копию извещения, а оригинал отправьте страховой компании заказным письмом с уведомлением о вручении.
Сделайте опись вложения в двух экземплярах. На одном из них на почте поставят штамп — этот экземпляр нужно оставить себе.
Когда письмо будет доставлено, вам придет уведомление о вручении — его нужно будет забрать на почте.
Если вы застраховали свое транспортное средство от ущерба, можете передать европротокол страховщику, с которым вы заключили договор каско, а не ОСАГО. В этом случае тоже возьмите копию извещения с печатью и датой.
Обязательно сохраните все документы. Они понадобятся, если возникнут проблемы с выплатами. Ведь если пострадавший не направит документ вовремя, ему могут отказать в возмещении. А если виновник ДТП не сообщит о происшествии своей страховой компании, она имеет право взыскать с него убытки в размере произведенной страховой выплаты.
Как получить страховое возмещение по европротоколу?
Обычно этот процесс занимает один-два месяца.
- В течение 5 дней вы должны предоставить в страховую компанию комплект документов:
- заполненное извещение о ДТП;
- полис ОСАГО;
- паспорт и водительское удостоверение;
- документы, подтверждающие право собственности на ТС;
- если есть — электронный носитель с фото- или видеосъемкой с места аварии: например, флешку с записью, сделанной на смартфон;
- если есть — письменные показания свидетелей ДТП;
- заявление о прямом возмещении убытков;
- доверенность от собственника ТС на получение возмещения, если в страховую компанию обращается не собственник;
- банковские реквизиты на случай, если страховая компания возместит вам ущерб не в натуральном виде, отремонтировав ваше ТС, а деньгами и вы хотите получить их не наличными, а переводом на счет.
- В течение 20 дней страховая компания рассмотрит ваши документы и определит размер возмещения. В большинстве случаев вам нужно будет представить свое ТС на осмотр. Страховщик или независимый эксперт проведут оценку ущерба. Виновник ДТП не может ремонтировать или утилизировать свое транспортное средство без согласия страховой компании в течение 15 дней со дня происшествия. Возможно, эксперты захотят осмотреть его. Если виновник в этот период проведет какие-то манипуляции с ТС, страховщик имеет право предъявить ему иск на сумму выплаченного возмещения. Когда размер компенсации будет определен, страховая компания направит ваше ТС на ремонт в одну из партнерских станций техобслуживания (СТО) или выплатит вам деньги — наличными либо переводом на счет.
Возмещение по европротоколу не может превышать 100 тыс. рублей (или в некоторых регионах — 400 тыс. рублей). Если ущерб будет оценен в большую сумму, вы можете доплатить за ремонт на СТО страховщика или получить деньги и поискать другой автосервис.
- В течение 30 дней с момента поступления вашего транспортного средства на СТО страховой компании оно должно быть отремонтировано.
С документами, которые оформлены в рамках европротокола, также можно обращаться в страховую компанию за получением страховых выплат по полису добровольного страхования — каско.
Подробнее о возмещении ущерба можно прочитать в статье об ОСАГО.
Что делать, если я не согласен с размером выплаты?
Если страховая компания занижает страховую сумму, не выплачивает вам деньги вовремя, вообще отказывает вам в возмещении, хотя вы предоставили все необходимые документы, для начала подайте письменную претензию в страховую компанию. Страховщик должен рассмотреть ее и дать вам ответ в течение 10 календарных дней с момента получения.
Если компания не ответит вовремя или ответ вас не устроит, еще один вариант — обратиться к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.
Если вам кажется, что страховщик нарушает ваши права, направьте письменное обращение в Банк России, который контролирует работу всех страховых компаний.
Последняя инстанция — суд. Вы можете подать иск на страховую компанию с требованием выплатить возмещение. Главное — сохранить и затем представить на суде все документы, включая копию извещения со штампом компании (или с уведомлением о вручении от почты) и отказ страховой компании (если она ответила).
Дополнительную информацию о европротоколе можно получить на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).
Источник: https://fincult.info/article/evroprotokol/
Европротокол: применять или не рисковать?
Когда случается ДТП, важно не пропустить ни одного шага по оформлению происшествия. Рассказываем по порядку.
Итак, после ДТП одно из первых решений, которое нужно принять, — как его оформлять: с привлечением сотрудников ГИБДД или без них (в упрощенной форме), ехать ли в отделение или сразу в страховую.
Часто, впрочем, это решение принимают за водителей — «гаишники» все чаще отказываются выезжать на аварии без человеческих жертв (если нет ущерба здоровью и жизни людей).
Если кто-то пострадал, сотрудник ГИБДД выехать обязан, а европротокол оформить невозможно.
Имеют ли правоохранители право игнорировать ДТП без жертв? В теории — нет: если попавший в аварию настаивает на приезде сотрудника ГИБДД, тот должен выехать на место происшествия.
На практике, однако, они даже на серьезные ДТП выезжают через 5—6 часов — однажды мы из окна офиса наблюдали много часов столкнувшиеся на перекрестке автомобили, один из них был буквально всмятку.
ГИБДД появилась после обеда, хотя все случилось до начала рабочего дня.
По статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), в ноябре 2018 года доля происшествий, оформляемых в упрощенной форме, превысила 50%, хотя в январе 2017 года составляла всего 32%. И вряд ли это все добровольные решения попавших в аварию, так как с европротоколом можно «попасть».
Что нужно знать, принимая решение, дожидаться ГИБДД или оформлять европротокол?
Главное, что нужно выяснить, — есть ли у обоих участников действующий полис ОСАГО. Сделать это можно, либо введя данные полиса на сайте РСА, либо через мобильное приложение «ДТП. Европротокол», разработанное РСА именно для этих целей. Наличие полисов «автогражданки» у всех участников столкновения является вторым непременным условием применения европротокола при отсутствии жертв.
Третий важный момент — сумма ущерба автомобилю пострадавшего. В определении суммы ущерба и кроется главная опасность: нужно «вписаться» в отведенный упрощенной формой лимит. Далеко не всегда можно на глаз оценить стоимость ремонта, к тому же могут быть скрытые повреждения, которые выявятся только на СТО.
Так что при наличии сомнений лучше все-таки вызвать работников ГИБДД и подождать их, пусть даже полдня. А вот автомобиль с дороги лучше убрать, чтобы не получить штраф за загромождение проезжей части.
Только не забудьте предварительно зафиксировать все произошедшее, в том числе с помощью камер смартфонов и в извещении, где нужно обязательно зарисовать положение машин на дороге.
Нервопротокол
Будучи водителем с двадцатилетним стажем, я, к своему стыду, лишь недавно выучила, что делать, если попала в аварию. Вызывать ли ГАИ? Ждать ли инспектора? Звонить ли в страховую, если ты не виновата? Но положение обязывает — пришлось идти учиться.
Если вы понимаете, что удар был не сильным, например слегка помято крыло или поцарапан бампер, то смело оформляйте «упрощенку». А если повреждения явно серьезные, то лучше не рисковать. Точнее оценить стоимость ремонта (страховую сумму) можно на сайтах станций техобслуживания или позвонив знакомому автослесарю.
Стоит иметь в виду, что с 1 июня 2018 года вступили в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, расширяющие лимит стоимости ущерба с 50 тыс. до 100 тыс. рублей по всей стране. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях проводится эксперимент с «безлимитным европротоколом» (в рамках 400 тыс.
рублей, отведенных по закону об ОСАГО на возмещение по «железу»). Однако стоит иметь в виду, что непременным условием «безлимитности» в этих четырех регионах является фотофиксация обстоятельств без возможности внесения в данные изменений (есть соответствующие требования Банка России).
Обстоятельства ДТП в теории могут быть зафиксированы либо с помощью устройств контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые пока не функционируют, либо с помощью мобильного приложения РСА «ДТП. Европротокол», которое Банк России в прошлом году разрешил применять.
Приложение поможет проверить полисы участников, а также даст рекомендации, какие фото необходимо сделать для фиксации обстоятельств ДТП. Эксперты советуют обязательно делать фотографии таким образом, чтобы была привязка к местности — номер дома с названием улицы или неперемещаемые объекты.
Приложение лучше скачать заранее. Делать это после аварии, находясь в состоянии шока, гораздо сложнее. К тому же сигнал Интернета может быть слабым или вовсе отсутствовать в нужное время в нужном месте. Заблаговременно стоит запастись и бланками извещений о ДТП, которое стороны обязаны заполнить и отправить в страховую компанию в любом случае.
Эти бланки выдаются страховщиком вместе с полисом, также их можно скачать на сайте любой страховой компании. Однако с июня прошлого года бланки несколько изменились: в них появилось место для записи разногласий об обстоятельствах ДТП, если таковые имеются у участников.
Теперь европротокол можно оформить и при наличии разногласий, но нужно иметь под рукой правильные бланки.
В будущем планируется отказаться от бумажных бланков — в 2019 году ожидается выход постановления правительства РФ, которое даст старт эксперименту по использованию электронного извещения в ряде регионов России.
Процедура проверки и заполнения извещения станет более простой и надежной: идентификация участников ДТП — пользователей мобильного приложения будет проводиться на основании регистрационных записей водителей на Едином портале государственных услуг. Итоги этого эксперимента будут анализироваться только в 2020 году, сообщал РСА.
Полностью переход на электронные извещения произойдет еще позже, так что пока запасаемся правильными бумажными бланками.
С сентября 2019 года появится еще один способ фиксации — запланирован запуск второго «легитимного» мобильного приложения «Помощник ОСАГО», которое разработано Банком России, сейчас происходит его передача Российскому союзу автостраховщиков. Об этом заявил недавно IT-директор РСА Алексей Самошин.
В течение какого-то времени приложения будут работать параллельно, однако впоследствии РСА планирует сформировать единое мобильное приложение для оформления электронного извещения по европротоколу, на которое будут ориентироваться участники страхового рынка.
Существующие приложения страховщиков, помогающие оформить европротокол, скорее всего, будут интегрированы с приложением РСА.
В 2019 году должны наконец заработать и устройства контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые будут еще более надежны, чем приложение.
Использование таких устройств открывает большие перспективы, поскольку они позволяют не только надежно фиксировать и передавать в РСА и в компанию данные о ДТП.
«ЭРА-ГЛОНАСС» также фиксирует телематические данные, которые позволят страховщикам оценить стиль вождения водителя и дать ему справедливый индивидуальный тариф по ОСАГО и по автокаско.
«Жертв нет? Разбирайтесь сами!»
С 1 июня вступают в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, облегчающие жизнь сотрудникам дорожной инспекции — они смогут еще чаще отказываться от выезда на место происшествия.
Итак, что необходимо сделать при ДТП:
1. Убедиться, что все живы и здоровы.
2. Проверить полисы ОСАГО участников ДТП.
3. Сфотографировать (лучше через приложение РСА) автомобили и место происшествия с разных сторон. Если есть приложение, то надо, следуя инструкциям, заполнить формы и отправить их в РСА. Он передаст данные в компанию.
4. Заполнить бумажные извещения, зарисовав картинку на дороге, внеся данные обоих водителей и обеих машин. Описать разногласия относительно произошедшего, если они есть. На каждом из двух бланков (обычно они самокопирующиеся) должны стоять обе подписи участников ДТП.
5. Сообщить страховщику о случившемся.
6. Оценить приблизительно сумму ущерба. Если она меньше 100 тыс. рублей (400 тыс.
рублей для четырех экспериментальных регионов при наличии устройств «ГЛОНАСС» или приложения РСА), можно не вызывать ГИБДД и спокойно разъезжаться. Если есть опасения, что сумма больше, — ждать ГИБДД, настаивая на их приезде.
Самая распространенная ошибка — поехать в отделение в надежде, что они выдадут протокол о ДТП там, без выезда на место. Не выдадут. Не имеют права.
7. Если остановились на европротоколе, то спокойно разъезжаетесь, подписав бумаги. Важно в установленный срок — в течение 15 рабочих дней — отнести извещение в страховую компанию. Даже в том случае, если вы все отправили через приложение РСА.
8. Если европрокотол по каким-либо параметрам может не подойти, ждете ГИБДД — до победного, не стесняясь названивать и напоминать о себе.
Источник: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=10881712