Оказание первой помощи при дорожно – транспортных происшествиях
Основные причины смерти в ДТП:
— травмы, не совместимые с жизнью – 20%
— задержка скорой помощи – 10%
— неправильно оказанная первая помощь или бездействие очевидцев – 70%.
Почему так все происходит, как помочь человеку, пострадавшему в ДТП? Ведь в автошколе все изучают правила оказания первой медицинской помощи при ДТП. Но почему-то большинство остается либо равнодушным к чужому горю, либо не знают как помочь. Мы призываем всех автомобилистов не оставаться равнодушными и ознакомиться (либо повторить) с основными принципами оказания первой помощи при ДТП.
Аварии часто случаются в районах, отдаленных от больниц. Это одна из основных причин, когда скорая не может быстро доехать до места аварии. И этот догоспитальный период в наших руках. Умение оказать помощь на этом этапе очень ценится.
Обеспечение безопасности на месте ДТП.
1. Включение аварийной световой сигнализации и установление знака аварийной остановки.
2. Оценка обстановки и уверенность в собственной безопасности, иначе число жертв может возрасти. Автомобиль с бензиновым двигателем сгорает за 5-7 минут, есть вероятность взрыва. Поэтому необходимо заглушить двигатель, отключить аккумулятор (отсоединить провода от аккумулятора всеми возможными способами вырвать, обрезать, открутить). Если автомобиль врезался в столб с линиями электропередач, то возможен обрыв линий. Нужно быть осторожным.
3. Вызов скорой помощи и служб спасения. Пусть всегда в вашей телефонной книге будут занесены в память номера служб спасения:
«03» в России — служба скорой помощи
«01» в России — пожарная служба, но через нее всегда можно вызвать скорую помощь и службу спасения
Последовательность оказания помощи при ДТП.
1. Вызываем скорую помощь.
2. Необходимо извлечь пострадавшего из машины. Это очень ответственный момент, так как можно усугубить тяжесть полученных травм. Основные травмы при ДТП – это черепно-мозговая травма, травмы грудного отдела и нижних конечностей. Перед извлечением пострадавшего из автомобиля, необходимо устранить все то, что может помешать этому. Вытягивают человека, взяв его за подмышечные области.
Так как при аварии человек получает различного рода травмы, ушибы, переломы, нельзя создавать никаких резких движений. Ни в коем случае нельзя дергать и вытягивать конечности. А также ни в коем случае не сгибайте конечности и туловище. Если есть подозрение на перелом позвоночника, то такого больного укладывают на живот, чтобы место перелома оставалось в относительном покое.
3. После извлечения пострадавшего все необходимо делать максимально осторожно и максимально быстро оценивать его состояние. Для начала необходимо устранить сдавливающую одежду, чтобы обеспечить приток кислорода (убрать галстук, разорвать одежду, ослабить ремень и др). Любое неосторожное движение или надавливание может только усилить боль, будьте внимательны.
4. Оцениваем состояние пострадавшего. Для начала необходимо оценить состояние жизненно-важных функций, от этого и будет зависеть характер оказания первой помощи:
— дыхание: в норме количество вдохов в минуту у взрослого – 16-20, у детей – 20-23. У пострадавшего может развиться как учащенное дыхание (25-30), так и редкое (8-10), что может свидетельствовать о развитии шока;
— пульс: прощупывать его лучше на сонной (шея) или лучевой артерии (в месте ношения часов). В норме 60-80, у детей 80-90. Учащенный пульс или редкий (менее 60), а также неритмичный может быть признаком шока;
— реакция зрачков: у здоровых людей зрачок сужается при свете и расширяется при темноте. Если у пострадавшего зрачки расширены и не реагируют на свет – это признак опасного для жизни состояния.
— кожные покровы: в норме розовой окраска и теплые на ощупь. При обмороке и кровопотере становятся бледными и холодными. В случае тяжелого нарушения дыхания и кровопотери – синюшными. У спасателей на такую оценку должно отводиться 5-10 секунд. Потому, что в данных случаях важна каждая минута.
Реанимация пострадавшего при признаках клинической смерти.
Каждый из следующих признаков не является главным и достоверным признаком клинической смерти. Диагноз ставится при наличии всех признаков или большинства из них:
— отсутствие пульсации на крупных сосудах (сонных или бедренных). На лучевой артерии пульс лучше не проверять, так как при систалическом давлении (верхнее) 50-60 мм.рт.ст. он уже исчезает;
— изменение цвета кожи и слизистых (появление бледности или чаще выраженной синюшности).
Клиническая смерть – это период между жизнью и смертью, при котором отсутствуют клинические признаки жизни, но жизненно важные процессы в организме еще продолжаются. Это тот период, когда можно спасти человека. При оказании реанимации в первые 3 минуты вероятность спасения 75%, если время затягивается до 5 минут – вероятность спасения 25%. И если свыше 10 минут – то спасти человека уже нереально. Так как за, казалось бы, считанные минуты умирает мозг человека.
Общие принципы реанимации:
— пострадавшего необходимо положить на твердую поверхность;
— под шею подкладывается валик во избежание западания языка;
— непрямой массаж сердца с искусственным дыханием. Соотношение числа сжатий грудной клетки и искусственных вдохов – при оказании помощи одним человеком на 2 вдоха 15 сжатий, при оказании помощи двумя – на 1 вдох 5 сжатий. Общее число вдохов 12-16 в минуту, сжатий грудной клетки – 60-70 в минуту. Вдувание воздуха должно занимать 1-2 секунды. Продавливание грудной клетки должно быть на 4-5 см, у детей 2-3 см и производится основанием ладони одной руки. Массаж продолжают до полного восстановления сердечной деятельности.
Признаки эффективной реанимации:
— появление пульсации на сонной артерии;
— кожные покровы обретают розовый цвет;
— появление самостоятельного дыхания.
Общие принципы оказания первой медицинской помощи при ДТП.
— при отсутствии дыхания приступить к искусственному дыханию;
— при отсутствии пульса – вместе с искусственным дыханием делать непрямой массаж сердца;
— обработать раны, наложить повязку. При переломах – наложить шины.
Автомобильная аптечка.
В новый состав автомобильных аптечек добавлены перевязочные средства, так как входящих ранее 3-х бинтов не хватало для оказания помощи даже одному пострадавшему. Исключение лекарственных препаратов обусловлено тем, что в жару температура может достигать 40-50 градусов по Цельсию. Это очень грубое нарушение. При высокой температуре препараты могут менять свои свойства и быть опасными для жизни. Да и такие препараты, как анальгин и активированный уголь не имеют никакого отношения к спасению жизни человека.
Состав автомобильной аптечки рассчитан на оказание первой медицинской помощи при тяжелых травмах, которые могут угрожать жизни человека. Далее в Законе указано: «При этом водитель может по своему усмотрению хранить в аптечке лекарственные средства и изделия медицинского назначения для личного пользования, принимаемые им самостоятельно или рекомендованные лечащим врачом и находящиеся в свободной продаже в аптеках». Кроме самого состава автомобильной аптечки были разработаны рекомендации по её применению.
Алгоритмы первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
Автомобиль в современном обществе стал неотъемлемой частью нашей жизни. Однако наряду с увеличением числа автотранспортных средств и повышением их скоростных характеристик наблюдается рост дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и связанного с ними травматизма. Возросла тяжесть последствий полученных травм. Дорожно-транспортные происшествия угрожают здоровью и жизни людей во всём мире, наносят значительный ущерб экономике государств. Ежегодно по причине ДТП в мире погибает до 1,2 млн. человек и около 50 млн. получает травмы различной степени тяжести, приводящие к инвалидизации пострадавших. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году количество жертв ДТП достигнет 2,3 млн. человек в год.
При дорожно-транспортных происшествиях у 60-65% пострадавших преобладает тяжелая политравма, характеризующаяся высокой летальностью, требующая экстренного оказания помощи на месте происшествия. Изучение сроков смертельных исходов у пострадавших свидетельствует о том, что более 50% из них погибают до поступления в больницу, в первые 3 часа после получения травмы, часто до приезда бригады скорой медицинской помощи.
Основными причинами смерти пострадавших являются сочетание шока и кровопотери — более 40%, тяжёлая черепно-мозговая травма — более 30 %, травма, несовместимая с жизнью — около 20%. Причинами высокой летальности является неоказание первой помощи сразу после травмы и отсутствие достаточных навыков оказания первой помощи у населения. Анализ оказания помощи при ДТП, проведенный специалистами здравоохранения, показал, что сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД оказывают первую помощь пострадавшим менее чем в 1% случаев, а водители в 7-8% случаев.
В материалах Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» указано, что в 2004 году произошло 208 тысяч ДТП, в которых погибло 35 тысяч человек. По сравнению с 1997 годом летальность при ДТП выросла на 27,8%. Из числа погибших 25-46% — лица наиболее трудоспособного возраста. Ущерб от гибели людей при ДТП в России ежегодно составляет более 200 млрд. рублей.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости проведения регулярной подготовки водителей транспортных средств к оказанию первой помощи. Сегодня необходима организация эффективной системы обучения участников дорожного движения приёмам оказания первой помощи при ДТП. Предлагаемый сборник алгоритмов первой помощи является частью этой системы, он предназначен как для преподавателей, обучающих сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, так и для водителей. Авторы не ставили своей целью создание универсального пособия, изучив которое можно эффективно оказывать помощь в любых нестандартных ситуациях. Поставленные задачи более скромны: максимально согласовать взаимодействие преподавателя и слушателя в ходе учебного процесса, дать преподавателю возможность объективной оценки действий обучающихся как при решении ситуационных задач, так и во время полигонного тренинга с привлечением «интеллектуальных моделей травмы» — актеров-имитаторов. Для водителя сборник алгоритмов дает представление об установленном порядке действий при той или иной травме или их совокупности, учит принятию правильного решения в условиях острого дефицита времени.
Читайте также Экспертиза краски автомобиля после ДТП
Настоящий сборник алгоритмов не предназначен для использования непосредственно на месте ДТП (но и не исключает этого), для этого читателю будет предложено иллюстрированное портативное руководство. Сборник должен занять свободную нишу в массе учебного материала под названием «стандартизация и унификация приемов оказания первой помощи».
Правила пользования алгоритмами
Алгоритмы первой помощи при обучении следует использовать в совокупности с учебником для водителей «Первая помощь», разработанным государственным учреждением здравоохранения «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф» и образовательно-методическим центром «Пермская краевая школа медицины катастроф».
— Первый, базовый, алгоритм указывает на порядок действий независимо от характера травм; он акцентирует внимание на обеспечении доступных мер безопасности и на своевременном вызове медицинской помощи:
Кроме алгоритмов первой помощи в сборник включены:
— Правила наложения жгута при кровотечениях из ран конечностей
— Правила вызова скорой медицинской помощи
— Порядок осмотра пострадавшего с целью выявления ведущих повреждений
— Состав Аптечки первой помощи (автомобильной)
На эти страницы в необходимых случаях также имеются ссылки в основных алгоритмах.
1.0 Алгоритм первой помощи в ДТП
1.1 Порядок вызова скорой медицинской помощи
— Назвать улицу и номер дома, ближайшего к месту ДТП; за городом — общеизвестные ориентиры места происшествия и пути подъезда к нему
— Указать время ДТП или время обнаружения последствий ДТП
— Обязательно сообщить об имеющихся дополнительных опасностях, особенно, если речь идет о ДТП с перевозчиками опасных грузов
— Назвать количество пострадавших, есть ли среди них дети и беременные
— Назвать фамилии, пол и возраст пострадавших; у неизвестных — пол и примерный возраст
— Назвать себя и сообщить свой номер телефона
— По возможности организовать встречу бригады скорой медицинской помощи
Службе скорой медицинской помощи запрещена транспортировка трупов
1.2 Алгоритм остановки кровотечений
1.2.1 Алгоритм первой помощи при травматическом шоке
1.2.1 Правила наложения жгута
Остановка кровотечения из ран конечностей чаще всего выполняется наложением табельного резинового жгута из Автомобильной аптечки или жгута, изготовленного из подручных средств.
Классические места наложения жгута:
— Раны предплечья — нижняя треть плеча
— Раны плеча — верхняя часть плеча
— Раны голени — средняя часть бедра
— Раны коленного сустава — средняя часть бедра
— Раны бедра — основание бедра, ближе к паху
Одежду с конечности не снимают; жгут сильно растягивают и делают первый виток, последующие — с меньшим натяжением; концы жгута закрепляются
1. Под жгут кладется записка с указанием времени его наложения (можно отметить время на лбу или щеке пострадавшего — быстрее заметят!)
2. Жгут держат затянутым не более 1 часа, затем его ослабляют на 10 минут, прижав артерию пальцем
3. Перетянутая конечность должна быть тепло укрыта
В качестве подручных жгутов могут быть использованы галстук, прочная ткань, скрученная в виде полосы шириной 2-3 см, неширокий брючный ремень.
— Нельзя использовать слишком широкие жгуты -они не создают достаточного давления
— Нельзя применять очень тонкие шнуры, струны, проволоку из-за опасности прорезания кожи вместе с еще не поврежденными сосудами
1.3 Алгоритм сердечно-легочной реанимации
1.3.1 Алгоритм первой помощи при механической асфиксии (обструкции дыхательных путей)
1.4 Порядок осмотра пострадавшего
1.5 Алгоритм первой помощи при черепно-мозговой травме
1.6 Алгоритм первой помощи при травме позвоночника
1.7 Алгоритм первой помощи при травме груди
1.8 Алгоритм первой помощи при травме живота
1.9 Алгоритм первой помощи при скелетной травме
2.0 Алгоритм первой помощи при синдроме длительного сдавления
Принцип оказания помощи — не допустить залпового выброса токсинов, то есть «запереть» их в освобожденной от груза конечности, чередуя наложение жгута, снятие груза и тугое бинтование одновременно с оказанием помощи при сопутствующих повреждениях и общими противошоковыми мероприятиями.
2.1 Алгоритм первой помощи при ожогах
2.1.1 Алгоритм первой помощи при термических ожогах
2.1.2 Алгоритм первой помощи при химических ожогах
Химические ожоги возникают в результате воздействия на кожу или слизистые едких жидкостей, концентрированных кислот, щелочей и солей некоторых тяжелых металлов. Среди веществ, которые могут вызывать ожоги — серная, соляная, азотная, гидрофтористая, фосфорная, хромистая, уксусная, карболовая (фенол), щавелевая, таниновая, пикриновая кислота, фосфор, соли ртути, аммоний, едкий кали, едкий натр, негашеная известь, йод, марганец.
2.2 Алгоритм первой помощи при электротравме
2.3 Алгоритм первой помощи при утоплении
2.4 Алгоритм первой помощи при гипотермии
2.5 Алгоритм первой помощи при перегревании
2.6 Алгоритм первой помощи при острых заболеваниях
2.7 Транспортные положения
ABCD-схема транспортных положений
2.8 Аптечка первой помощи (автомобильная)
Действительна до 1 июля 2010 года, допускается использование ранее приобретенной Аптечки с неистекшим сроком годности до 1 декабря 2011 года.
Аптечка первой помощи (автомобильная)
1. Обезболивающие, противовоспалительные и противошоковые средства при травме (ушибы, переломы, вывихи), ранениях, шоке.
1.1. Анальгин 0,5 N 10 (или аналог); Аспирин 0,5 N 10
1.2. Портативный гипотермический (охлаждающий) пакет — контейнер
1.3. Раствор сульфацила натрия
2. Средства для остановки кровотечения, обработки и перевязки ран
2.1. Жгут для остановки артериального кровотечения с дозированной компрессией (сдавлением) для само- и взаимопомощи
2.2. Бинт стерильный 10×5
2.3. Бинт нестерильный 10×5
2.4. Бинт нестерильный 5×5
2.5. Атравматичная повязка МАГ с диоксидином или нитратом серебра 8 х 10 см для перевязки грязных ран
2.6. Лейкопластырь бактерицидный 2,5×7,2 или 2×5
2.7. Салфетки стерильные для остановки капиллярного и венозного кровотечения Колетекс ГЕМ» с фурагином 6 х 10 см, 10 х 18 см
или Статин (порошок) 1,0 г
2.8. Раствор йода спиртовой 5% или бриллиантовой зелени 1 %
2.9. Лейкопластырь 1х 500 или 2 х 500 или 1 х 250 см
2.10. Бинт эластичный трубчатый медицинский нестерильный N 1, 3, 6
3. Средства при болях в сердце
3.1. Нитроглицерин таб. N40 или капе. N20; (тринитролонг)
3.2. Валидол таб. или капе.
4. Средства для сердечно-легочной реанимации при клинической смерти
4.1. Устройство для проведения искусственного дыхания «рот-устройство-рот»
5. Средства при обмороке (коллапсе)
5.1. Аммиака раствор (нашатырный спирт)
6. Средства для дезинтоксикации при отравлениях пищей т.д.
6.1. Энтеродез 2 уп. или уголь активированный в таб. N 10
7. Средства при стрессовых реакциях
8. Ножницы тупоконечные
10. Футляр пластмассовый
Не допускать произвольной замены указанных в перечне лекарственных средств и изделий медицинского назначения
Не применять средств с поврежденной маркировкой и просроченным временем использования
При использовании любого средства аптечку срочно нужно дополнить
Начальник управления организации
медицинской помощи населению
2.8.1 Аптечка первой помощи (автомобильная)
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 8 сентября 2009 г. N 697н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 20 августа 1996 г. N 325» Вступает в силу: 1 июля 2010 г.
Приложение N 1
к приказу Минздравмедпрома России от 20.08.1996 г. N 325
Состав аптечки первой помощи (автомобильной)
Средства для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран
Первая помощь при ДТП: спасти жизнь
Поделиться:
Может сложиться так, что в этот момент вы будете выглядеть красиво, молодо, в хорошем пиджаке или платье. А может, и не очень красиво, например, без нижней челюсти, с раздробленным черепом, со сшитым криво скальпом. И будут вас хоронить в закрытом гробу, быстро и без лишнего пафоса.
Хотя я уверен — нет, у вас нет таких извращенных фантазий, как у меня. А у меня есть, поскольку я насмотрелся на людей, которых привозят после автодорожной аварии. Я, уже стоя на остановке могу представить непристегнутого водилу в момент, когда машина валится на бок в обрыв, а он вытряхивается в окно, и вся полуторатонная махина давит его, выпуская кишки. Я и такое видел.
И все из-за того, что некоторые так до сих пор и не поняли, что машина — это не взрослая игрушка, а средство повышенной опасности.
Так как же уберечься от дорожно-транспортных происшествий? Во-первых, правила дорожного движения — та библия, которая убережет ваше здоровье и здоровье ваших близких. Главное, что нужно сделать, пристегнуть ремни безопасности. И уж тем более, если вы хорошие родители, то пристегните ребенка в машине! Конечно, нужно соблюдать скоростной режим. А еще однажды мой друг, полицейский, сказал: «Володь, помни — на дороге все дураки! У любого человека бывают периоды, когда его клинит, когда он невнимательный, когда он путает педали газа и тормоза. Поэтому никогда не отвлекайся от происходящего на дороге и всегда будь готов среагировать на неадекватные действия очередного дурака».
Читайте также Возмещение после ДТП
А что делать, если вы увидели автодорожную аварию, — обязаны ли вы помогать? Обязаны! За неоказание помощи и оставление в опасности существует уголовная ответственность. И даже если уголовный кодекс вам не указ, просто будьте людьми, остановитесь, узнайте — нужна ли помощь. Как вы можете помочь?
Порядок оказания помощи при ДТП
1. Первое, что необходимо сделать, — обеспечить безопасность пострадавшим и спасателям. Обязательно установите знак аварийной остановки и световую сигнализацию. Знак ставят на расстоянии не менее 15 метров в населенных пунктах и 30 метров вне.
Нередко пострадавшие в шоке вылетают под колеса проезжающих автомобилей, в надежде, что те остановятся. А бывают случаи, когда самих спасателей ночью сбивает машина.
2. Второе — вызвать спасателей: 0911 либо 112, бригаду скорой помощи — 03 (с мобильного: 003 или 030).
Во время переговоров необходимо кратко описать ситуацию, количество, пол, примерный возраст пострадавших, видимые повреждения и место аварии. Оставьте свои координаты, чтобы позже знали, кому вручить медаль за помощь, и могли перезвонить для уточнения места аварии.
3. Третье — непосредственная помощь. Она начинается с эвакуации травмированного из автомобиля. Вот тут вы должны помнить вечное правило: НЕ НАВРЕДИ!
Откройте дверь, а если не получается — аккуратно выбейте стекло и отожмите створку. Помогите пострадавшему выбраться. Если его зажало, не выдергивайте! Не получилось — значит, ждите спасателей, у них больше возможностей. В этом случае — обеспечьте пожаро- и электробезопасность автомобиля: отключите зажигание, уберите клеммы с аккумулятора. Пострадавшего укутайте, дайте таблетку анальгина из аптечки.
Если вы один, подхватите за пострадавшего со стороны спины, проведя руки под его подмышками, ухватитесь за предплечья, вытаскивайте пострадавшего так, чтобы его голова лежала у вас на груди (делайте всё спокойно, без суеты, не переусердствуйте). Уложите его на жесткую поверхность, без камней и лишних предметов, под голову положите небольшой валик.
Оцените степень сознания. Если в сознании, спросите о его самочувствии, что беспокоит, не тяжело ли дышать, чувствует ли он конечности. Пусть подвигает руками, ногами.
Дыхание и пульс
Если пострадавший без сознания, определите — дышит ли? Дыхание определяется по ритмичным движениям живота, ухом послушайте движения воздуха у рта. Пощупайте пульс на шее (указательным и средним пальцем начиная от угла нижней челюсти двигайтесь вниз, попадете в ямку, где пульсация наиболее явная. Давить сильно не нужно, не перекрывайте кровоток).
Если есть пульс, но страдает дыхание. Запрокиньте голову назад (нельзя при подозрении на перелом позвоночника!), откройте рот, выдвиньте вперед нижнюю челюсть. Таким образом в подавляющем большинстве случаев облегчится проходимость дыхательных путей. Если во рту есть сгустки крови, слизи, инородные тела, оберните палец чистой тканью и попытайтесь убрать все. Кроме того, в аптечке вы найдете воздуховод. Благодаря ему можно улучшить проходимость дыхательных путей. Когда будете вставлять воздуховод в рот, убедитесь, что этим прибором вы не запрокидываете язык.
Если нет дыхания, но есть пульс, сделайте вдох в пострадавшего, предварительно зажав его нос и наложив повязку на рот. Убедитесь, что во время вдоха поднимается грудная клетка, а пассивный выдох чувствуется по шуму и движению воздуха.
Нет дыхания, нет пульса — медлить и ждать помощи от медиков нельзя! Это состояние называется «клиническая смерть». Вам немедленно нужно проводить комплекс реанимационных мероприятий, о котором я напишу отдельно.
Телесные повреждения
Если дыхание и сердцебиение на данный момент не страдают, пора обратить внимание на кожные покровы. Есть ли признаки внешнего кровотечения? Оно бывает трех видов: капиллярное, венозное и артериальное.
1. Капиллярное кровотечение характерно диффузным пропитыванием тканей темной кровью, оно не интенсивное, не угрожающее. Останавливается простой давящей повязкой (не забудьте обработать рану раствором йода или бриллиантовой зелени).
2. Венозное кровотечение характеризуется постоянным, достаточно интенсивным истечением темной крови. После обработки раны наложите давящую повязку. Кровотечение легко остановить легким сдавлением тканей ниже раны.
3. Артериальное кровотечение интенсивное, пульсирующее алой кровью. Здесь промедление смерти подобно! Как только увидели такую рану, сильно пальцами прижмите сосуд. Если поврежденный сосуд поверхностный, то вам удастся остановить кровотечение, сильно сжав ткани чуть выше раны. Кстати говоря, в этой же аптечке возьмите перчатки, инфекцию еще никто не отменял. Достаньте жгут.
Жгут при артериальном кровотечении накладывают выше раны, с силой обматывая вокруг конечности. Обязательно запишите время установки жгута!
Часто бывает так, что по запаре спасающие забывают, что необходимо через каждые полчаса зимой и не более чем через час летом расслаблять жгут, дать кровотоку временно восстановиться и подпитать ткани, — привозят таких пациентов уже готовых к ампутации конечности.
Во время расслабления жгута применяйте пальцевое прижатие раны.
Нет жгута — применяйте закрутки из ткани (бинт, косынка, мягкая ткань), с фиксацией палочкой. Нельзя делать закрутки из веревок, шнурков.
Раны головы следует обработать антисептиком и наложить повязку. Снятый скальп уложить обратно, как получится, и зафиксировать круговой повязкой.
Проникающее ранение в грудную клетку. При этом во время вдоха больного в плевральную полость с шумом всасывается воздух. Воздух начнет заполнять плевральную полость, сдавливать легкие, сердце, аорту и другие органы, резко нарушая их функцию. Чтобы этого не допустить, нужно немедленно закрыть рану либо герметизирующей тканью из аптечки, либо пакетом, полиэтиленом, лейкопластырем. Фиксировать повязку лучше на выдохе.
Ранение в живот. Таким пациентам легче, когда они приводят колени к туловищу (так их и транспортируйте). Если открытая рана — обработайте из аптечки антисептиком и наложите повязку. Все проникающие инородные тела (ножи, стекла, осколки) оставляем на месте, фиксируем их повязкой, чтоб не нанести большего вреда, и отправляем в больничное учреждение. Хирурги разберутся, что к чему.
Пить, есть пациентам с травмами нельзя, как бы они ни просили! Только врач может дать разрешение на принятие пищи. Это связано с риском анестезии, риском аспирации рвотными массами, при ранах кишечника — истечением содержимого в брюшную полость.
Переломы конечностей. Боль, неестественное положение травмированной конечности, осколки кости в ране говорят о травме кости. Без фиксации такой конечности транспортировать пациента нельзя, поскольку осколками можно повредить окружающие рану ткани.
Используют специальные медицинские шины, но можно обойтись и подручными материалами (лыжи, лыжные палки, доски), в месте соприкосновения с костью под них подкладывают вату или ветошь. Нужно фиксировать не менее двух суставов, дабы конечность была обездвижена полностью. Шину накладывают поверх одежды, после обработки раны. Синюшная, холодная конечность может говорить о избыточном сдавлении тканей бинтом.
При подозрении на перелом шеи — а сейчас уже при любых автоавариях — накладывают воротник на шею. Нет специального — можно соорудить из полотенец. Вообще, пациентов с травмой позвоночника транспортируют на жесткой поверхности, вроде двери, на спине или на животе.
Сегодня я вам изложил базовые знания и умения очень сжато и кратко, но и они вам дадут возможность не растеряться и не навредить пострадавшему, а при правильном выполнении — даже помочь.
Товары по теме: [product](аптечка первой помощи)
Последовательность оказания первой помощи пострадавшему при ДТП
Особенности травмы при ДТП:
- высокая тяжесть повреждений
- 60-75% — сочетанные и множественные повреждения
- 65-70% — погибают на месте происшествия
- 65- 90% — нуждаются в стационарном лечении
Алгоритм действий на месте ДТП:
- Убедитесь в отсутствии опасности для себя, пострадавшего и окружающих.
- Определите количество пострадавших, наличие детей, беременных; зажатие пострадавших.
- Вызовите оперативные службы по телефонам: 112, 101, 102, 103
- Примите возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим
- Не извлекайте пострадавших из транспортных средств, если нет угрозы для их жизни
- Наблюдайте за пострадавшими до прибытия помощи
- Поддерживайте с пострадавшими постоянный словесный и визуальный контакт
- По возможности защитите пострадавших от неблагоприятного воздействия окружающей среды
Правила вызова помощи на место ДТП:
- Указать по возможности точный адрес происшествия и время ДТП
- Четко обозначить причину вызова и охарактеризовать происшествие
- Обязательно информировать об особенностях подъезда к месту ДТП
- Назвать количество пострадавших, есть ли среди них дети и беременные
- Где находятся пострадавшие
- Обязательно сообщить о дополнительной опасности
Если пострадавший находится в сознании следует получить согласие (информировать его) на оказание вами первой помощи (расскажите что вы делаете или собираетесь предпринять). Если пострадавший отказался не следует оказывать помощь насильно. Исключение – дети, если рядом нет родителей и сопровождающих их взрослых. При отсутствии дополнительной угрозы не перемещать пострадавшего (не извлекать из автомобиля) до приезда скорой медицинской помощи!
Извлекать пострадавших из автомобиля до приезда СМП следует только в случаях непосредственной угрозы для их жизни:
- Стойкий запах бензина в автомобиле, угроза возгорания, угроза отравления парами
- Задымление ТС
- Возгорание (язычки пламени на капоте)
- Угроза опрокидывания
- Невозможность оказания помощи внутри салона
- Погодные условия (угроза замерзания)
Последовательность действий по оказанию первой помощи:
1) Оцените наличие или отсутствие сознания у пострадавшего
Окликните, аккуратно встряхните его за плечи и громко спросите: «С вами все в порядке?» Что с вами? “Вы меня слышите?”
Читайте также Разбор после ДТП
Если он отвечает, то пострадавший в сознании.
- Оставьте его в прежнем положении, убедившись, что ему не угрожает опасность
- Попробуйте выяснить, что с ним случилось и вызовите помощь, если это необходимо
- Окажите необходимую посильную помощь (остановка кровотечения и т.д.)
- Периодически повторно оценивайте его состояние
Если он не отвечает, то пострадавший без сознания: громко зовите на помощь, вызывайте скорую помощь
2) Определение наличия дыхания
Дыхание проверяется одновременно с проверкой сознания. При наличии дыхания выполнить поворот в стабильное боковое положение.
В стабильное боковое положение должны быть уложены все пострадавшие, находящиеся без сознания с сохранённым дыханием.
Если пострадавший не дышит или дышит ненормально непрофессиональный спасатель должен запрокинуть голову и приподнять подбородок для освобождения дыхательных путей, даже если у пациента предполагается спинальная травма.
Если дыхание восстановилось, поддерживайте голову в прежнем положении до прибытия СМП или поверните в стабильное боковое положение под контролем сохраняющегося дыхания.
Если дыхание не восстановилось, начинайте компрессии грудной клетки. Компрессии грудной клетки проводится на спине на жёстком основании. Глубина компрессий: не менее 5 см (и не более 6 см). Частота компрессий: не менее 100 в минуту (и не более 120). Грудная клетка должна полностью расправляться после каждого сжатия. Если спасатель не обучен проведению искусственной вентиляции лёгких, или обучен, но не имеет опыта – он проводит только компрессионные сжатия.
Продолжайте реанимацию
- пока пострадавший не начнет нормально дышать
- пока не прибудут квалифицированные спасатели
Что делать при ДТП? Памятка водителя
По приблизительным подсчетам в России ежемесячно фиксируются более 10 000 ДТП, это означает, что за сутки происходит более 350 аварий с различными последствиями.
Наряду с мелкими ДТП, когда машины получают незначительные повреждения, на дорогах случаются аварии с человеческими жертвами и полным уничтожением автомобилей.
В экстренной ситуации водитель должен четко понимать, что делать при аварии в первые минуты после случившегося ДТП. Как правильно оформить документы и как вести себя при общении с другими участниками аварии. Но обо всем по порядку.
Независимо от места и времени действия при ДТП нужно соблюдать следующие правила:
- Прекратить движение транспортного средства, заглушить двигатель вытащить ключи из замка зажигания;
- Поставить машину на ручной тормоз;
- Нажать кнопку аварийного сигнала;
- Осмотреть себя и узнать о состоянии остальных участников ДТП;
- Установить «аварийный треугольник» на расстоянии 15 метров от машины, если авария произошла в городе, и за 30 метров, если ДТП случилось вне населенного пункта.
Если в ДТП нет пострадавших, то всем участникам рекомендуется:
- Оставить автомобиль на месте аварии и не менять его положение до окончания разбирательства;
- Сделать фотографии, снять на видео машины участников ДТП с разного ракурса;
- Совместно с другими участниками определить виновника аварии;
- Самостоятельно заполнить Европротокол, если возражений ни у одной из сторон не возникло. Или вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола и оформления ДТП.
Если в ДТП есть пострадавшие
- Без промедления сообщите о количестве пострадавших в Службу спасения МЧС;
- Если можете — окажите помощь раненым, но перед этим надо убедиться, что вы не навредите потерпевшему;
- По возможности организуйте отправку пострадавших в стационар на попутном транспорте.
Правила самостоятельного оформления документов при ДТП
В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.
Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:
- участников ДТП двое;
- пострадавших среди водителей, пассажиров и других граждан нет;
- у обоих участников есть полисы ОСАГО;
- стороны единогласно определили виновника и согласились, что стоимость причиненного ущерба не превышает 100 тыс. рублей.
Вносить информацию в «Извещение о ДТП» необходимо разборчивым, одинаковым почерком, предпочтительно шариковой ручкой с синими чернилами. Исправления, дополнительные отметки и зачеркивания недопустимы. Все графы должны быть заполнены, если написать в какой-либо графе нечего, поставьте прочерк или напишите слово «нет», если речь идет о пострадавших в ДТП. Европротокол с датой и временем аварии должен быть оформлен в двух идентичных экземплярах для каждого участника и подписан обеими сторонами.
Чтобы страховая компания приняла документ в качестве основания для оплаты ремонта, необходимо, чтобы «Извещение о ДТП» содержало следующие сведения:
- Точный адрес места происшествия с указанием названий шоссе, улицы, номеров близлежащих домов и любых построек, позволяющих определить положение на карте;
- Количество участников аварии с повреждениями (один или два);
- Список свидетелей (если есть) их адреса и номера телефонов;
- Подробности аварии и рисунок-схему расположения автомобилей в момент происшествия;
- Фотографии и видеозапись, в том числе и с видеорегистратора, указывающие на виновность одной из сторон;
- Информацию об автомобилях и личные данные владельцев.
После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.
Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.
Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.
Когда виновник скрылся с места аварии
По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?
- Выполнить все правила поведения при ДТП;
- Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
- Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
- Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
- Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.
Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.
Что делать, если у виновника ДТП нет страховки
К сожалению, более трети всех водителей личного автомобильного транспорта не оформляют полис ОСАГО регулярно. Штраф за езду без страховки намного меньше, чем стоимость полиса, поэтому многие автомобилисты не считают нужным страховать собственную автогражданскую ответственность. Тем самым, граждане попросту не задумываются, что в любой момент могут стать виновниками ДТП.
Если вы все же попали в ДТП, где у виновной стороны отсутствует полис ОСАГО, возместить причиненный ущерб можно тремя путями:
Первый вариант
Участник ДТП признает свою вину и согласен компенсировать ущерб собственными средствами. В подтверждение этого виновник пишет расписку в которой изложены все детали ДТП. В ней должны быть указаны:
- наименование документа;
- дата и место составления;
- паспортные данные обоих участников ДТП;
- список повреждений автомобиля пострадавшего;
- данные об автомобилях (госномер, марка и модель, вин-номер, номер ПТС);
- сумма ущерба и срок за который признавший вину виновник обещает ее выплатить;
- подписи обеих сторон.
Второй вариант
Виновная сторона не признает свою ответственность. Потерпевшему необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для грамотного оформления ДТП. В протоколе должны быть паспортные данные виновника и пометка об отсутствии у виновника ДТП страховки. Далее нужно обратиться к оценщику для проведения независимой экспертизы. На основании отчета эксперта составляется досудебная претензия и отправляется по адресу виновника аварии с целью взыскания суммы ущерба
В случае, если виновник отказался платить после полученной досудебной претензии, потерпевшая сторона имеет право подать в суд с исковым заявлением.
Для суда надо подготовить:
- справку о ДТП,
- заключение эксперта, осмотревшего автомобиль,
- все чеки, подтверждающие оплату сопутствующих делу издержек (самая главная трата на эксперта),
- постановление об административном правонарушении,
- экземпляр уведомительного письма в котором виновника аварии приглашали на независимую экспертизу (письмо должно быть с маркой),
- все документы на автомобиль.
Призвать виновника к ответственности можно в течение 3-х лет после случившегося. Само рассмотрение дела занимает около 3-х месяцев, но все индивидуально. В любом случае придется запастись терпением, тем более если ответчик не будет появляться в суде.
Будьте внимательны на дороге, берегите свою жизнь и здоровье!