Разбор ДТП в ГИБДД как себя вести?
Содержание:
- 1 Рассмотрение дела в ГИБДД
- 2 Рассмотрение административного материала
- 3 Разбор ДТП: как проводится расследование аварии
- 4 Что такое расследование причин аварии
- 5 Особенности проведения разбора ДТП
- 6 Можно ли не присутствовать на расследовании
- 7 Срок рассмотрения дела
- 8 Результаты разбора ДТП
- 9 Что делать при ДТП? Памятка водителя
- 10 Правила самостоятельного оформления документов при ДТП
- 11 Когда виновник скрылся с места аварии
- 12 Что делать, если у виновника ДТП нет страховки
- 13 Обвиняют в ДТП, которого не совершал! Что делать?
- 14 Чем чревато обвинение в ДТП?
- 15 Инцидент на дороге действительно произошел, но второй участник решил оформить его как ДТП позже
- 16 Аварии не было
- 17 Обвинение в ДТП заведомо ложное
- 18 Как на практике?
- 19 Что делать при ДТП: без пострадавших, с пострадавшими
- 20 Что изменилось в этом году?
- 21 Как вести себя при ДТП
- 22 Без пострадавших
- 23 Когда имеются пострадавшие
- 24 Что делать пострадавшему при аварии?
- 25 Если водитель не признает себя виновным
- 26 Оформление документов
- 27 Если виновник застрахован
- 28 Если виновник ДТП не застрахован
- 29 Действия пассажира такси после ДТП
Рассмотрение дела в ГИБДД
|
Результат рассмотрения дела зависит от правильности ваших действий на месте ДТП. Но не в меньшей степени суровость возможного наказания зависит от правильности вашего поведения при рассмотрении дела в органах ГИБДД. |
После оформления ДТП на месте происшествия, материалы передаются в отдел дознания ГАИ (ГИБДД), где начинается следующая стадия административного процесса — рассмотрение материала в органах внутренних дел (так называемый, «разбор» ).
ГАИ как административный орган рассматривает только вопросы виновности водителя в ДТП и его ответственности, но никак не вопросы возмещения ущерба. Материальные претензии стороны могут урегулировать в гражданском судопроизводстве, однако в основу судебного решения часто ложится постановление органа внутренних дел о виновности одного из водителей. Следовательно, от того, насколько законным и обоснованным будет это постановление, в значительной степени зависит ваше материальное благополучие, не говоря уже о перспективе административного наказания.
Отсюда ясно, что нужно активно и грамотно участвовать в разбирательстве дела, а для этого просто необходимо знать свои права и обязанности . Это в равной степени касается и виновного водителя, и потерпевшего, тем более что их процессуальные полномочия практически одинаковы. Они вправе:
— знакомиться с материалами дела,
— давать объяснения,
— представлять доказательства, заявлять ходатайства,
— выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика,
— обжаловать постановление по делу.
Еще одно неотъемлемое право — пользоваться правовой помощью адвоката . Адвокат допускается в дело уже на начальном этапе и имеет большие полномочия по защите ваших интересов, причем он может работать как на стороне виновного, так и на стороне потерпевшего. Не стоит пренебрегать правовой помощью, особенно если ваша вина в ДТП не очевидна, помните, что вам противостоит профессиональный юрист – сотрудник милиции, знающий все тонкости административного производства.
Если же вы решили положиться на собственные силы, то первое, что вам следует сделать, – выработать линию защиты , то есть в спокойной обстановке проанализировать все произошедшее, вспомнить все свои действия и действия другого водителя, перечитать Правила дорожного движения и решить, какие аргументы выдвигать в доказательство своей невиновности. Этой линии следует придерживаться в ходе всего рассмотрения дела, начиная уже с дачи объяснений. Кстати, из этих соображений лучше всего отказаться от объяснений непосредственно на месте аварии или в тот же день в помещении отдела ГАИ. Стресс и волнение — не лучшие советчики, поэтому сошлитесь на плохое самочувствие или на статью 51 Конституции РФ и предложите вызвать вас для дачи объяснений в другой день.
Справка
Статья 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. »
Конституция – документ прямого действия, то есть ее нормы не нуждаются в подтверждении или конкретизации никакими другими законами и подзаконными актами.
Следующий шаг — ознакомление с материалами дела . Как правило, его объем невелик и время, потраченное на внимательное прочтение этих нескольких страничек, в дальнейшем с лихвой окупится. Для начала проверьте, были ли вообще основания для возбуждения административного производства. Возможно, по этому факту другой орган милиции уже прекращал дело, а может быть, с момента аварии прошло более двух месяцев и истек срок давности привлечения к ответственности. Все эти случаи исключают административное производство и, следовательно, наказание.
Ваша вина в совершении ДТП устанавливается на основе имеющихся в деле доказательств . Это могут быть протоколы, составленные на месте происшествия, показания свидетелей и потерпевшего, заключение эксперта, вещественные доказательства. Если какого-то протокола, акта или другого документа нет в деле, никто не вправе обвинять вас, ссылаясь на него. Более того, имеют юридическую силу только те документы, которые правильно оформлены. К примеру, протокол осмотра, подписанный только одним понятым вместо двух, должен быть исключен из числа доказательств, а значит, на него нельзя ссылаться в подтверждение вашей вины. Аналогичная судьба должна постичь и протокол допроса свидетеля, не имеющий, к примеру, даты составления или подписи самого свидетеля.
Если потребуется, вы можете заявить ходатайство о назначении экспертизы , приобщении к делу нужных документов или вызове лиц, способных пролить свет на случившееся. Все это стоит делать, если в материалах упущены какие-то факты, важные для вашей защиты, скажем, не допрошены свидетели, не исследованы изъятые осколки, не затребованы справки о состоянии освещения, дорожного покрытия и т.п. На практике грамотные и обоснованные ходатайства всегда удовлетворяют, поскольку отсутствие в материалах важных доказательств – повод для отмены принятого по делу решения.
Теперь, зная какими доказательствами подтверждается ваша вина и выработав линию защиты, вы готовы к заключительному этапу административного производства – «разбору» , то есть рассмотрению дела об административном правонарушении у должностного лица органа ГАИ.
Рассмотрение административного материала
Дело о ДТП должно быть рассмотрено в течение 15 дней с момента получения должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В начале «разбора» инспектор дознания должен представиться, объявить какое дело слушается и кто привлекается к административной ответственности. Затем он разъясняет присутствующим их права и оглашает протокол об административном правонарушении. Потом должны быть заслушаны лица, участвующие в рассмотрении дела, изучены доказательства и принято решение по заявленным ходатайствам. Признав, что материалы дела исследованы в полном объеме и вина нарушителя доказана, инспектор выносит постановление об административном правонарушении.
Так написано в законе. Но, к сожалению, эти процессуальные требования практически никогда не выполняются. Рассмотрение проходит скомкано, в течение 3-5 минут, никакие права водителю не разъясняются, никто его не заслушивает и, выйдя из кабинета инспектора, он не всегда понимает, что решение по делу уже принято и он признан виновным. А ведь с этого момента начинает течь 10-дневный срок на обжалование, после чего постановление вступит в законную силу и потерпевший сможет с полным правом предъявить к виновному гражданский иск.
Поэтому при каждом вызове в ГАИ надо интересоваться темой предстоящего разговора и требовать от инспектора разъяснения ваших прав. Чтобы не наделать ошибок, лучше взять с собой адвоката или юриста, имеющего высшее образование (никого другого просто не допустят к участию в деле).
Давая объяснения на «разборе» , надо коротко и четко изложить свой взгляд на причину ДТП и обязательно акцентировать внимание на доказательствах, подтверждающих каждое ваше слово. Нет смысла заискивать перед инспектором или делать намеки на вашу безграничную благодарность при положительном решении. Не стоит пускаться в отвлеченные рассуждения или пытаться выжать слезу из сурового милиционера рассказами о вашем материальном положении. Будь это сто раз правда, вам вряд ли поверят, а тем более, вряд ли примут все это во внимание при вынесении решения. Помните, что таких как вы перед инспектором за месяц проходят сотни и каждый второй рассказывает что-либо подобное.
Вполне может случиться, что ваши увещевания или железная логика не возымеют действия и инспектор признает вас виновником ДТП . Если ничего не предпринимать, вскоре это постановление вступит в законную силу, вам придется заплатить штраф, а потерпевший сможет в суде предъявить к вам материальные претензии.
Если вы не согласны с решением дознавателя , его можно обжаловать начальнику органа ГИБДД или в суд. Жалоба пишется в произвольной форме, однако в ней следует подробно изложить все обстоятельства ДТП, привести доказательства, оправдывающие вас или смягчающие вашу вину, и просить либо отменить вынесенное постановление, либо изменить его, уменьшив наказание. Подать жалобу можно или лично инспектору, вынесшему постановление, или в канцелярию органа ГИБДД.
По закону жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней с момента поступления, однако этот срок практически никогда не соблюдается.
Если и обжалование не принесет желаемого результата, можно написать заявление в районную прокуратуру, доказав, что постановление, признающее вас виновным в ДТП, не соответствует требованиям закона. Если это подтвердится в ходе прокурорской проверки, постановление будет отменено.
Вполне возможно, что все ваши усилия окажутся тщетными и первоначальное решение инспектора останется в силе. В этом случае стоит готовиться к работе в суде с тем, чтобы свести к минимуму возмещение ущерба, которое вам предстоит выплатить потерпевшему.
Ищите грамотного адвоката по автотранспортным делам? Мы написали для вас подробную инструкцию, вот она: читать .
Разбор ДТП: как проводится расследование аварии
При возникновении аварийной ситуации для определения виновной стороны, а также принятия решения о мере наказания и возмещении ущерба, проводится разбирательство. Тщательным изучением обстоятельств происшествия занимается инспектор ГИБДД или сотрудник полиции. Проведение расследования ДТП зависит от последствий аварии. Разбор назначается при дорожном инциденте, в результате которого был получен вред здоровью, нанесен ущерб транспортным средствам.
Что такое расследование причин аварии
Изучение происшествия происходит на месте столкновения сотрудником ГИБДД. Цель расследования – определить причинно-следственную связь, установить, кто виноват в ДТП. Разбор предполагает проведение технической экспертизы, опрос свидетелей, участников аварийной ситуации. Инспектор на месте оценивает обстоятельства дорожного происшествия, состояние транспортных средств.
Читайте также Акт осмотра автомобиля после ДТП
В каком случае назначается
Разбор ДТП проводится при невозможности самостоятельного урегулирования конфликта между участниками аварии. Возникновение спорных ситуаций при определении суммы ущерба при отсутствии страховки, непризнание вины ни одним из водителей – являются причинами назначения расследования.
Обязательное проведение технического разбора – служебная авария с участием наемного сотрудника, управлявшего автомобилем. Тщательное изучение обстоятельств происшествия направлено на установление причинно-следственных связей, допущенных нарушений правил дорожного движения, выявление факторов риска.
Особенности проведения разбора ДТП
Этапы расследования зависят от обстоятельств аварийной ситуации: наличия пострадавших, свидетелей, технического состояния автомобилей. Причины проведения дополнительных мер для выяснения нюансов дорожного происшествия – смерть одного из участников, оставление места столкновения до приезда инспектора, отсутствие очевидцев, противоречивые показания водителей. Алгоритм действий, как происходит разбор ДТП в ГИБДД:
- Исследование материалов, собранных на месте происшествия: фотографии, видеосъемка, показания очевидцев.
- Заполнение документов.
- Опрос водителей.
- Проведение экспертизы.
- Оформление постановления.
Для определения обстоятельств дела устанавливается порядок проведения технического расследования причин инцидента аварии, осуществляется судебно-медицинский, криминалистический анализ, назначается день следственного эксперимента при ДТП.
Кто входит в состав группы
Специальная административная единица, формируемая районным отделением дорожной полиции, назначает комиссию. По законодательству возглавлять группу разбора происшествия, в результате которого пострадали граждане, обязано должностное лицо органа исполнительной власти.
Состав участников расследования:
- инспектор ГИБДД;
- судебный эксперт;
- криминалист;
- дознаватель;
- следователь.
Сотрудник дорожной полиции изучает обстоятельства происшествия, опрашивает водителей и очевидцев, составляет схему аварии, предварительно заносит в бланк решение о причинах ДТП. По запросу инспектора эксперт проводит судебно-медицинское освидетельствование участников инцидента. На этапе дознания анализируются документальные материалы, устанавливается виновник дорожного происшествия, квалифицируется степень тяжести правонарушения.
При заведении уголовного дела следователь оформляет обвинительное заключение на основании изучения вещественных доказательств, осмотра места аварии, повторного допроса участников ДТП. При составлении административного протокола ответственный представитель выносит решение о сумме штрафных выплат.
В каком случае проводится экспертиза
Для установления обстоятельств, причинно-следственной связи происшествия назначаются диагностики. Виды экспертиз на этапе разбора ДТП:
- автотехническая;
- криминалистическая;
- судебно-медицинская;
- трасологическая;
- автотовароведческая.
В рамках разбирательства назначается автотехническое исследование механизма ДТП, действий участников инцидента, нарушений правил дорожного движения. Криминалистический осмотр проводится при установлении факта незаконной эксплуатации автомобиля, попавшего в аварию. В ходе судебно-медицинской экспертизы по биоматериалам определяется состояние водителей, положение тела при управлении транспортным средством. Трасологическая проверка устанавливает скорость, траекторию движения машин. Автотовароведческое исследование осуществляется для выяснения суммы материального ущерба.
Что делать участникам аварии
Согласно ст. 25.1 КоАП РФ водители вправе изучать материалы расследования, предъявлять собственные фотографии и видеосъемку с места дорожного происшествия, требовать проведения экспертизы. Автовладельцы могут узнавать, как проходит разбор ДТП. Участники аварии имеют право изучать заявления, документы и подписывать или опротестовывать постановление.
Можно ли не присутствовать на расследовании
Законом не определено обязательное посещение автовладельцем заседания по вынесению обвинительного приговора. Представлять интересы может адвокат или другое доверенное лицо. Водитель должен знать, что делать, если второй участник ДТП не явился на разбор в ГИБДД. Решение принимается вне зависимости от наличия или отсутствия сторон происшествия. На процедуре вынесения постановления об определении виновника столкновения нужно давать правдивые показания, доказывать невиновность.
Срок рассмотрения дела
Время проведения разбора аварийной ситуации зависит от обстоятельств инцидента. Участники происшествия обязаны быть осведомлены, в какой срок должен быть составлен акт расследования причин аварии. Согласно п.5 ст. 28.7 КоАП РФ период изучения ДТП без потерпевших — не более 30 дней с момента возбуждения дела. Процедура вынесения приговора может быть продлена на 1 месяц в исключительных случаях по решению главы группы разбора.
Важно знать! Для рассмотрения инцидента, один из участников которого скрылся с места аварии, отводится 60 дней. Если виновник не был найден в течение установленного периода, дело об административном правонарушении закрывается.
Срок разбора может быть продлен до 6 месяцев, если в результате ДТП были потерпевшие. Нормативно-правовыми актами допустимо увеличение времени расследования до года в сложных ситуациях выяснения обстоятельств инцидента.
Результаты разбора ДТП
Итог расследования – доказательство или опровержение факта несоблюдения правил дорожного движения, установление невиновной стороны или распределение ответственности между несколькими участниками происшествия. На основании вынесенного решения составляется протокол и назначается административное или уголовное наказание.
Нанесение вреда здоровью, серьезные повреждения автомобилей – причины проведения разбирательства ДТП. По результатам исследования вещественных доказательств, опроса участников аварийной ситуации, экспертизы на разборе выносится постановление об определении степени виновности каждого автовладельца. После оглашения приговора водители вправе обжаловать решение в суде на протяжении 10 дней.
Что делать при ДТП? Памятка водителя
По приблизительным подсчетам в России ежемесячно фиксируются более 10 000 ДТП, это означает, что за сутки происходит более 350 аварий с различными последствиями.
Наряду с мелкими ДТП, когда машины получают незначительные повреждения, на дорогах случаются аварии с человеческими жертвами и полным уничтожением автомобилей.
В экстренной ситуации водитель должен четко понимать, что делать при аварии в первые минуты после случившегося ДТП. Как правильно оформить документы и как вести себя при общении с другими участниками аварии. Но обо всем по порядку.
Независимо от места и времени действия при ДТП нужно соблюдать следующие правила:
- Прекратить движение транспортного средства, заглушить двигатель вытащить ключи из замка зажигания;
- Поставить машину на ручной тормоз;
- Нажать кнопку аварийного сигнала;
- Осмотреть себя и узнать о состоянии остальных участников ДТП;
- Установить «аварийный треугольник» на расстоянии 15 метров от машины, если авария произошла в городе, и за 30 метров, если ДТП случилось вне населенного пункта.
Если в ДТП нет пострадавших, то всем участникам рекомендуется:
- Оставить автомобиль на месте аварии и не менять его положение до окончания разбирательства;
- Сделать фотографии, снять на видео машины участников ДТП с разного ракурса;
- Совместно с другими участниками определить виновника аварии;
- Самостоятельно заполнить Европротокол, если возражений ни у одной из сторон не возникло. Или вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола и оформления ДТП.
Если в ДТП есть пострадавшие
- Без промедления сообщите о количестве пострадавших в Службу спасения МЧС;
- Если можете — окажите помощь раненым, но перед этим надо убедиться, что вы не навредите потерпевшему;
- По возможности организуйте отправку пострадавших в стационар на попутном транспорте.
Правила самостоятельного оформления документов при ДТП
В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.
Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:
- участников ДТП двое;
- пострадавших среди водителей, пассажиров и других граждан нет;
- у обоих участников есть полисы ОСАГО;
- стороны единогласно определили виновника и согласились, что стоимость причиненного ущерба не превышает 100 тыс. рублей.
Вносить информацию в «Извещение о ДТП» необходимо разборчивым, одинаковым почерком, предпочтительно шариковой ручкой с синими чернилами. Исправления, дополнительные отметки и зачеркивания недопустимы. Все графы должны быть заполнены, если написать в какой-либо графе нечего, поставьте прочерк или напишите слово «нет», если речь идет о пострадавших в ДТП. Европротокол с датой и временем аварии должен быть оформлен в двух идентичных экземплярах для каждого участника и подписан обеими сторонами.
Чтобы страховая компания приняла документ в качестве основания для оплаты ремонта, необходимо, чтобы «Извещение о ДТП» содержало следующие сведения:
- Точный адрес места происшествия с указанием названий шоссе, улицы, номеров близлежащих домов и любых построек, позволяющих определить положение на карте;
- Количество участников аварии с повреждениями (один или два);
- Список свидетелей (если есть) их адреса и номера телефонов;
- Подробности аварии и рисунок-схему расположения автомобилей в момент происшествия;
- Фотографии и видеозапись, в том числе и с видеорегистратора, указывающие на виновность одной из сторон;
- Информацию об автомобилях и личные данные владельцев.
После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.
Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.
Читайте также Калькулятор ремонта автомобиля после ДТП онлайн
Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.
Когда виновник скрылся с места аварии
По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?
- Выполнить все правила поведения при ДТП;
- Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
- Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
- Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
- Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.
Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.
Что делать, если у виновника ДТП нет страховки
К сожалению, более трети всех водителей личного автомобильного транспорта не оформляют полис ОСАГО регулярно. Штраф за езду без страховки намного меньше, чем стоимость полиса, поэтому многие автомобилисты не считают нужным страховать собственную автогражданскую ответственность. Тем самым, граждане попросту не задумываются, что в любой момент могут стать виновниками ДТП.
Если вы все же попали в ДТП, где у виновной стороны отсутствует полис ОСАГО, возместить причиненный ущерб можно тремя путями:
Первый вариант
Участник ДТП признает свою вину и согласен компенсировать ущерб собственными средствами. В подтверждение этого виновник пишет расписку в которой изложены все детали ДТП. В ней должны быть указаны:
- наименование документа;
- дата и место составления;
- паспортные данные обоих участников ДТП;
- список повреждений автомобиля пострадавшего;
- данные об автомобилях (госномер, марка и модель, вин-номер, номер ПТС);
- сумма ущерба и срок за который признавший вину виновник обещает ее выплатить;
- подписи обеих сторон.
Второй вариант
Виновная сторона не признает свою ответственность. Потерпевшему необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для грамотного оформления ДТП. В протоколе должны быть паспортные данные виновника и пометка об отсутствии у виновника ДТП страховки. Далее нужно обратиться к оценщику для проведения независимой экспертизы. На основании отчета эксперта составляется досудебная претензия и отправляется по адресу виновника аварии с целью взыскания суммы ущерба
В случае, если виновник отказался платить после полученной досудебной претензии, потерпевшая сторона имеет право подать в суд с исковым заявлением.
Для суда надо подготовить:
- справку о ДТП,
- заключение эксперта, осмотревшего автомобиль,
- все чеки, подтверждающие оплату сопутствующих делу издержек (самая главная трата на эксперта),
- постановление об административном правонарушении,
- экземпляр уведомительного письма в котором виновника аварии приглашали на независимую экспертизу (письмо должно быть с маркой),
- все документы на автомобиль.
Призвать виновника к ответственности можно в течение 3-х лет после случившегося. Само рассмотрение дела занимает около 3-х месяцев, но все индивидуально. В любом случае придется запастись терпением, тем более если ответчик не будет появляться в суде.
Будьте внимательны на дороге, берегите свою жизнь и здоровье!
Обвиняют в ДТП, которого не совершал! Что делать?
Ситуации, когда водителя обвиняют в ДТП, которого он не совершал — не редкость. Последствия таких обвинений зависят от правильности действий и от конкретной ситуации. В ряде случаев можно отстоять свои финансовые интересы и сохранить водительские права.
Чем чревато обвинение в ДТП?
Такое обвинение предъявляют в ходе административного разбирательства. Возможные последствия:
- лишение права на управление ТС на срок 1-1,5 года либо административный арест на срок до 15 суток, если будет доказано, что водитель скрылся с места ДТП;
- необходимость компенсировать ущерб, причиненный другому автомобилю. Даже если такую компенсацию выплатит страховая, позже она может предъявить регрессный иск;
- если водитель имел большой стаж безаварийной езды, отмена скидки за «безаварийность» и увеличение стоимости ОСАГО.
Обвиненному в аварии водителю нужно быть готовым защищать свои права с помощью независимой экспертизы и в суде. Алгоритм такой защиты зависит от конкретной ситуации.
Услуги, которые могут Вам потребоваться в данной ситуации
- Трасологическая экспертиза
- Экспертиза лакокрасочного покрытия
- Защита виновника ДТП от претензий потерпевшего
Инцидент на дороге действительно произошел, но второй участник решил оформить его как ДТП позже
Ситуация нестандартная: одно авто зацепило другое на парковке или в плотном потоке, водители осмотрели автомобили, решили, что повреждения несущественны, и «разошлись миром». Оппонент же изменил свое решение, вызвал ГИБДД и оформил ДТП. Доказать свою невиновность в этом случае будет очень сложно. Для этого не имеет смысла проводить экспертизу, чтобы уточнить обстоятельства аварии, ведь она покажет что повреждения соответствуют друг другу. В этом случае поможет запись с видеорегистратора или расположенных в месте аварии уличных камер видеонаблюдения, а также показания свидетелей, полезной услугой будет Защита виновника ДТП от претензий потерпевшего. Если, например, один водитель передавал другому деньги, и сохранилась расписка об этом, она поможет доказать невиновность.
Если повреждений у автомобилей не было, дорожную ситуацию нельзя рассматривать как ДТП, и претензии к водителю неправомерны.
Аварии не было
Во время предполагаемого ДТП водитель находился в другом месте и точно не участвовал в нем. Доказать это помогут показания свидетелей, любые материалы, которые подтверждают, что ни водитель, ни его автомобиль не находились в указанное время в районе, где произошла авария. Это могут быть фотографии, парковочные талоны, чеки из магазинов и т.п.
В этом случае целесообразно провести трасологическую экспертизу с ответом на вопрос: «Соответствуют ли повреждения на автомобиле А, повреждениям на автомобиле Б, и могли ли они возникнуть в результате взаимного контакта в результате ДТП».
Обвинение в ДТП заведомо ложное
Так бывает, когда автовладелец хочет отремонтировать свежую царапину или вмятину на авто за счет страховой или другого человека. Обычно на парковке у дома или у работы он находит автомобиль с «подходящими» повреждениями и обращается в ГИБДД, утверждая, что именно он задел его машину. В этой ситуации поможет трасологическая экспертиза с ответом на вопрос: «Соответствуют ли повреждения на автомобиле А, повреждениям на автомобиле Б, и могли ли они возникнуть в результате взаимного контакта в результате ДТП» (на обоих авто должны остаться сопоставимые повреждения и, возможно, следы краски), показания свидетелей, записи с камер наблюдения, видеорегистраторов, любые другие доказательства того, что обвиняемый водитель в ДТП не участвовал.
Как на практике?
Водителя могут обвинить в ДТП только после возбуждения административного дела. Вызов в ГИБДД должен быть оформлен определенным образом: не просто телефонный звонок, а телеграмма, заказное письмо с уведомлением и т.п. Формально, телефонный звонок инспектора можно проигнорировать, однако на практике делать этого не стоит: машину могут объявить в розыск и отправить на штрафстоянку, когда она будет найдена.
Во время разбора нужно уточнить предполагаемое время и место совершения ДТП. Инспектор может осмотреть автомобиль, проверить его на предмет повреждений. Даже если их нет, это не означает конца разбирательства: заявитель может утверждать, что виновник аварии успел отремонтировать машину. В этом случае имеет смысл провести экспертизу лакокрасочного покрытия с ответом на вопрос «Подвергалась ли спорная деталь Х ремонту и/или замене».
Почти во всех случаях требуется заказать независимую экспертизу. Трасологическое исследование выполняется, чтобы сопоставить повреждения на автомобилях, проверить, могли ли они возникнуть в результате их столкновения. На царапинах, вмятинах ищут следы краски второй машины. Если кузов ремонтировался, проверяют, какие именно элементы были заменены (могли ли они быть повреждены в конкретной аварии).
Чтобы не лишиться водительских прав уже во время разбора ДТП, лучше заранее проконсультироваться у автоюриста или приехать в ГИБДД вместе с ним. Если водитель действительно не виноват в аварии, не мог в ней участвовать и может это доказать, проблема будет решена уже на этапе разбора. В худшем случае придется обращаться в суд и доказывать свою правоту.
Компания «Инвест Консалтинг» выполняет независимую трасологическую экспертизу автомобилей после ДТП, проводит исследования других видов. У нас работает собственный правовой отдел с грамотными автоюристами. Если вас обвиняют в аварии, которую вы не совершали, позвоните по тел. +7 (495) 255-08-90 или обратитесь в любой из наших филиалов в Москве или Московской области.
Что делать при ДТП: без пострадавших, с пострадавшими
Даже опытные водители, которые длительное время совершают поездки в разные регионы страны, могут попасть в аварию. При этом многих интересует вопрос о том, что делать, если попал в ДТП.
Читайте также Как забрать заявление о ДТП из ГИБДД
Что изменилось в этом году?

С 1.06.19 вступила в силу обновленная редакция ПДД, полностью изменяющая регламент оформления ДТП. Не всегда для оформления протокола, согласно изменениям, необходимо присутствие правоохранительных органов. Водители могут сами заполнить и подписать протокол, который в дальнейшем должна принять страховая компания.
Европротокол содержит в себе 15 пунктов, среди которых имеется:
- персональные данные участников ДТП,
- номерные показатели ву и полиса страхования,
- vin-номер кузова авто,
- данные свидетельств о регистрации,
- модели участвующего в ДТП авто.
Важно правильно составить схему ДТП, а также заверить ее всеми участниками аварии.
При несогласии одного или нескольких участников, осуществляется вызов сотрудников ГИБДД. Транспорт в этом случае можно убрать с проезжей части, если предварительно все аспекты ДТП были засняты на видео или фото.
Как вести себя при ДТП
Каждая из аварий может значительно отличаться от ряда других. Она может быть без пострадавших, с причинением ущерба транспорту или людям, а также со смертельным исходом. Порядок оформления при этом несколько отличается.
Без пострадавших
Когда при аварии отсутствуют пострадавшие, а водители отделались «легким испугом», ситуация решается очень просто. Инспектор, вызванный на место происшествия, будет стремиться убрать ТС с проезжей части, не всегда правильно заполняя документы при этом. В первую очередь не стоит терять самообладания. Паника тут ничем помочь не сможет.
Когда авария без пострадавших оформляется с участием инспектора ГАИ необходимо:
- активировать сигнализацию авто,
- установить аварийный указатель не ближе 15 метром от места ДТП,
- не покидать место аварии,
- не убирать осколки или выпавшие предметы,
- связаться с госавтоинспекцией, сообщить о случившемся,
- связаться со страховой компанией, уведомить ее о ДТП,
- зафиксировать все повреждения и место ДТП на камеру,
- составить схему ДТП,
- освободить проезжую часть,
- записать данные свидетелей и участников ДТП.
Прибывший инспектор составит протокол о ДТП на основании предоставленной информации. К нему прикрепляется схема ДТП, справка с описанием повреждений, свидетельские показания и данные с видеокамеры. Когда один из участников аварии не уверен в причине столкновения, ему не стоит вдаваться в мельчайшие подробности, описывая случившееся инспектору. Эксперты сами определят причину и виновного в ДТП.
ВАЖНО . Не стоит подписывать незаполненный протокол или заполненные не до конца документы. В противном случае такой неосторожный водитель может стать из потерпевшего виновником ДТП.
После оформления протокола, его копию под расписку вручают виновной стороне. При желании потерпевшая сторона может также получить копию.
При этом выдается:
- постановление об отказе возбуждения дела,
- постановление о наложении административного взыскания.
При «полюбовном» решении спорных вопросов, участие сотрудника Госавтоинспекции не требуется. Если сумма ущерба объективно невелика, можно рассчитаться с пострадавшей стороной на месте, взяв расписку о получении денег и свидетельство об отсутствии претензий. Когда в ДТП задействованы только 2 стороны, то можно оформить европротокол, благодаря которому участникам происшествия страховая компания возместит ущерб. Это возможно, если сумма его не превышает 50 000 рублей.
В некоторых случаях можно обойтись без выезда инспектора. При этом даже если обе стороны не нашли компромисса, они могут сообщить о случившемся в ГИБДД, получить от инспектора разрешение на зарисовку схемы ДТП и опрос свидетелей. С полученными данными оба участника являются в отделение Госавтоинспекции.
Когда имеются пострадавшие
Алгоритм действий при такой ситуации аналогичен предыдущему, но пострадавшему человеку понадобится оказание первой помощи. Для этого нужно вызвать медиков. Если они не могут быстро приехать, а жизни человека угрожает опасность, допускается оставление места ДТП для транспортировки больного в медучреждение. Вначале нужно сообщить об этой другой стороне, участвующей в ДТП. После доставки пострадавшего в ближайшее отделение, необходимо незамедлительно вернуться на место происшествия. Сотрудник Госавтоинспекции должен будет осмотреть место аварии, составить схему авто происшествия и вынести постановление об этом ДТП.
ВАЖНО . С участников аварии берется объяснительная, фиксируются показания свидетелей, а также водителей могут направить на освидетельствование на предмет вменяемого состояния.
При аварии со смертельным исходом без участия инспектора и экспертов не обойтись. В этом случае все водители ожидают прибытия машины Госавтоинспекции, никуда не отлучаясь.
Что делать пострадавшему при аварии?
Иногда при ДТП могут пострадать не только машины, но и водитель, его пассажиры или пешеходы. В этом случае все зависит от состояния водителя. Если он в сознании, то перечень действий будет таким же, как и в первом случае. Покидать место аварии при этом нельзя. У виновной стороны нужно взять все персональные данные, в том числе и номер полиса. Можно попробовать потребовать направить виновную сторону на освидетельствование. При наличии признаков невменяемости, инспектор может удовлетворить просьбу пострадавшей стороны.
Если требуется от виновной стороны только материальное возмещение, то необходимо обезопасить авто, включив «аварийку» и выставив соответствующий знак, взять данные виновного водителя и запастись свидетельскими показаниями. После этого стоит позвонить страховому агенту. Представитель страховой компании должен будет осмотреть машину. Эту процедуру стоит производить в присутствии виновной стороны. При масштабных повреждениях может потребоваться проведение более дорогостоящей и тщательной экспертизы, чтобы правильно определить сумму ущерба.
Если водитель не признает себя виновным
Не всегда при ДТП виновная сторона признает свою вину. В этом случае нужен такой алгоритм действий:
- авто оставляют на месте ДТП в исходном положении с включенной сигнализацией,
- устанавливается указатель, свидетельствующий об аварии,
- вызвать представителей госавтоинспекции,
- сообщить своему страховому агенту о случившемся,
- при прибытии автоинспектора, необходимо обратится к нему с просьбой, зафиксировать все факты аварии,
- собрать данные свидетелей происшествия, для обращения в органы правопорядка.
При правильном выполнении всех вышеперечисленных действий, сложностей с отстаиванием своей правоты в суде возникнуть не должно. Если виновная сторона отрицает свою виновность, то лучше всего воспользоваться юридической помощью соответствующего специалиста. Не стоит идти на поводу у своих чувств и относится с пониманием к другому водителю.
При просьбе не оформлять протокол и договориться о выплате в течение пары месяцев, не стоит соглашаться. При таких раскладах потерпевшая сторона будет долго доказывать свою правоту, а на возмещение от страховой компании в этом случае рассчитывать будет глупо. Очень часто вначале виновная сторона признает создание аварийной ситуации на дороге, но потом отказывается от своих слов, подавая иск на потерпевшую сторону.
Оформление документов
Чтобы получить возмещение от страховика, необходимо правильно оформить документы по ДТП. Фиксация факта аварии возможна с участием инспектора ГАИ или без него. Согласно правилам страхования, документ о случившейся аварии необходимо направить в 5-тидневный срок на адрес страховика.
Страховой компании нужно предоставить такие сведения:
- количество человек, участвующих в ДТП,
- место, дата и время аварии,
- данные по авто, задействованных в происшествии,
- при наличии пострадавших, сведения о них.
Если виновник застрахован
После аварии в 5-тидневный срок нужно обратиться к своему страховику. Если водитель был трезв и не виноват, как получить страховку ему нечего волноваться.
Страховщику предоставляются документы:
- протокол или европротокол,
- техпаспорт,
- документы страхователя,
- реквизиты для оплаты.
Компенсация может быть выплачена наличными деньгами или безналичным расчетом.
Если виновник ДТП не застрахован
При отсутствии полиса у виновной стороны ситуация может значительно усложниться. Что же делать пострадавшей стороне, когда водитель и не виноват? Как получить страховку в этом случае? Когда водитель без страховки и виноват, по закону, он должен возместить потери пострадавшей стороне самостоятельно. На практике такие случаи случаются очень редко. Встреча в аварийной ситуации, когда машина разрушена, а у виновника нет страховки и прав, может обернуться для пострадавшей стороны настоящей катастрофой. Правонарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности, что совсем не облегчает взыскание с него задолженности.
ВНИМАНИЕ . Водители могут договориться между собой, если пострадавший без страховки и не виноват. 2021 год принес многим водителям много полезных и удивительных новостей в области ПДД. Если у обоих участников ДТП нет страховки, то вопрос может быть решен в судебном порядке. Дело это сложное и длительное, но в результате потерпевшая сторона получит полную компенсацию ущерба.
Действия пассажира такси после ДТП
Клиент такси тоже может пострадать при ДТП на дороге. Если авария случилась, когда он перемещался в такси, то алгоритм действий будет несколько иным. Не стоит покидать места ДТП. Даже если после аварии по истечении какого-то времени он обратится за медицинской помощью, доказать получения травм в ДТП будет довольно сложно. Пассажиру стоит дождаться приезда инспектора и убедиться в занесении в протокол факт своих увечий. Протокол может быть составлен в присутствии страховика. В этом случае при проведении всех необходимых экспертиз, клиент такси сможет получить компенсацию за полученные травмы.