Травмы при ДТП: тяжесть полученных повреждений, какие бывают — сочетанные, позвоночника, черепно-мозговые, механизм получения у водителя и пассажира, средней тяжести
Содержание:
- 1 Какими бывают ДТП?
- 2 ТОП-10 схем ДТП на российских дорогах
- 2.1 ДТП при парковке и маневрировании
- 2.2 Неосмотрительно сдал задним ходом
- 2.3 Удар в зад, собрал «домино», «паровозик», въехал в …опу…
- 2.4 ДТП с пешеходами
- 2.5 ДТП при перестроении, результат «шахмат»
- 2.6 ДТП на перекрестках — проезд на красный, нарушения приоритета проезда
- 2.7 ДТП при начале движения
- 2.8 ДТП с мотоциклами
- 2.9 ДТП при обгонах
- 2.10 Превышение скорости
- 2.11 В сухом остатке
- 3 Самые опасные травмы
- 4 Последствия и осложнения
- 5 Распространенные ранения
- 6 Статистика
- 7 Виды травм
- 8 Виды повреждений у водителя и пассажира
- 9 Оказание первой помощи
- 10 Тяжесть полученных повреждений
- 11 Возмещение ущерба
- 12 Подробнее о сроке нетрудоспособности
- 13 Травма позвоночника
- 14 Остановка кровотечения
- 15 Переломы
- 16 Ожоги
- 6 Июля, 2018
- Медицинское право
- Олег Петров
Травмы при ДТП встречаются самые разнообразные. Необходимо знать их виды, а также то, какую первую помощь необходимо оказать пострадавшему. Ведь часто после аварии счет идет на минуты, «Скорая» приехать не всегда успевает, а на кону оказывается жизнь человека. Особенно это актуально для автокатастроф, которые происходят на трассах за городом, где большинство водителей мчатся с высокой скоростью. Чем она выше, тем тяжелее и сложнее характер травм. Кроме того, «Скорую» за городом ждать, как правило, приходится дольше.
Какими бывают ДТП?
Травмы при ДТП во многом зависят от того, каким было само дорожно-транспортное происшествие. Их можно разделить на несколько основных разновидностей.
- Опрокидывание автомобиля.
- Столкновение двух транспортных средств друг с другом.
- Наезд на пешехода, велосипедиста или какое-то животное.
- Столкновение движущегося транспортного средства с неподвижным.
- Падение автомобиля с высоты.
- Наезд транспортного средства на статичное препятствие.
Это основные виды ДТП, которые встречаются на дорогах России. Конечно, бывают и другие виды аварий, но их количество незначительное, поэтому в нашем обзоре мы не будем на них останавливаться.
Отметим, что исходя из перечисленных разновидностей дорожно-транспортных происшествий, можно выделить самые распространенные причины, которые приводят к травмам при ДТП. Это наезд, сжатие, удар, проникновение чужеродных предметов в организм человека, например, осколков.
Стоит отметить, что травму пострадавшему может нанести не только сам автомобиль, но и придорожные конструкции, какие-то посторонние элементы.
Например, хорошо известен случай, когда пассажир получил жуткую травму при ДТП, просто высунув руку в окно на скорости 120 километров в час. Дорожный знак, который был расположен близко к полотну, фактически оторвал руку пострадавшему, когда на огромной скорости она натолкнулась на знак.
Если ДТП произошло в результате столкновения двух транспортных средств, то самые тяжелые повреждения можно получить в результате удара о руль, дверь или лобовое стекло.
ТОП-10 схем ДТП на российских дорогах
Изо дня в день на дорогах России происходят аварии, разные по серьезности, травматизму и причинам возникновения. Drom.ru решил разобраться в том, какие из них случаются чаще, а также составить своеобразный рейтинг типичных схем ДТП. Для этого пришлось изучить терабайты видеороликов и поднять статистику ГИБДД из архивов, чтобы понять… основная масса аварий происходит по глупости.
Статистика ДТП в России за январь-июнь 2016 года:
Всего ДТП | 72 886 |
Столкновения | 30 160 |
Опрокидывания | 5 655 |
Наезд на стоящий автомобиль | 2 270 |
Наезд на пешехода | 22 050 |
Наезд на препятствие | 4 962 |
Наезд на велосипедиста | 2 059 |
Наезд на гужевой транспорт | 12 |
Падение пассажира | 2 501 |
Наезд на животное | 131 |
Иные виды происшествий (наезд на сотрудника Госавтоинспекции, дорожного рабочего, ребенка в коляске и т.п.) | 3 086 |
ДТП, вызванные неудовлетворительными условиями содержания и обустройства уличной дорожной сети (НДУ) | 34 337 |
Впрочем, ранжирование ДТП по типам, исходя из их популярности — задача не из простых. Зачастую аварии происходят из-за цепочки случайностей и пренебрежения сразу несколькими пунктами правил. Превысил скорость и не держал дистанцию — ДТП. Сел за руль в состоянии алкогольного опьянения и проехал на красный — авария. И так дальше… Показательно, что в раздел «столкновения» можно записать как легкий контакт на парковке, так и лобовой удар с фатальным исходом. Или, например, опрокидывание, причиной которого может стать удар двух автомобилей, потеря управляемости из-за аквапланирования, плохого качества дорожного полотна и массы других причин. Поэтому приведенный рейтинг происшествий и группировка аварий по типам в определенной мере субъективны и могут несколько отличаться от сухих статистических цифр.
ДТП при парковке и маневрировании
Самый популярный источник получения незначительных повреждений — легкий контакт (легче, чем в видео) по касательной в момент маневрирования, лежит вне статистических данных. Согласитесь, не каждый оформляет такую аварию должным образом. Многие и вовсе не считают получение пары царапин за ДТП, несмотря на то, что часто последствия даже такого прикосновения недешевы в устранении. Обычно кузов автомобиля ранят столбики, бордюры, пешеходы (самый рискованный случай с точки зрения ответственности за ДТП) и, конечно, другие автомобили. И не зарекайтесь, от того, что с вами этого не случится. Оставив машину на полчаса в неудачном месте, запросто можно нарваться на перекраску бампера и крыла или замену фар.
Неосмотрительно сдал задним ходом
Этот тип ДТП граничит со случайной невнимательностью и популярной схемой подстав или «наказания». В первом случае водитель впереди стоящей машины по каким-то причинам решает сдать назад, но не смотрит в зеркала, т.к. секунду назад он проехал по этой дороге передним ходом и уверен, что сзади нет препятствий. Тем не менее позади уже остановился автомобиль… ДТП. Второй вариант плачевнее. Впереди стоящий автомобиль намеренно сдает назад и ударяет машину. Это так называемые подставы, или «наказания». Доказать невиновность смогут только свидетели или видеорегистратор.
Удар в зад, собрал «домино», «паровозик», въехал в …опу…
Этот тип ДТП называют по-разному, но в подавляющем большинстве случаев авария «паровозик» происходит по причине несоблюдения безопасной дистанции (вытекает из скорости), хотя и не только. Вторая причина — рассеивание внимания. Разговор по телефону, переключение треков, секундный взгляд в боковое окно, чтение SMS. Все это удлиняет время реакции на происходящее вокруг. В итоге времени для того, чтобы остановиться, уже не хватает. Примечательно, что на безлимитных автобанах Германии полицейские засады измеряют не скорость, а дистанцию: у кого она меньше дозволенного (дистанция в метрах считается как скорость, умноженная на два), тому штраф.
ДТП с пешеходами
Как правило, ДТП с пешеходами даже при самом счастливом раскладе заканчиваются как минимум травмами. Больше того: вероятность смерти в таких ДТП весьма высока.
Особо рисковый тип аварий — наезд на пешеходов. Если на городских скоростях человек в салоне автомобиля имеет шансы не только выжить, но и не травмироваться (при использовании ремней безопасности), то пешеход рискует погибнуть даже при ударе от медленно идущего автомобиля (к примеру, он может удариться виском об асфальт при падении). Самый распространенный тип наездов — инциденты на многополосных дорогах, когда за остановившимся автомобилями не видно пешехода. Впрочем, бывают и исключения. Например, здесь мотоциклист при вполне достаточном обзоре все-таки сбил пешехода…
ДТП при перестроении, результат «шахмат»
Аварии при перестроении на многополосных дорогах условно можно разделить на два типа: как результат хулиганской езды с намеренным подрезанием и нарушением рядности движения либо при попадании объекта в слепую зону. Бывает и так, что при возникновении неожиданного препятствия водители рефлекторно уворачиваются и цепляют автомобили вокруг. Хотя по правилам они обязаны лишь тормозить.
Какой бы ни была истинная причина ДТП, помните, если физического касания кузовами с провокатором ДТП не случилось, формально он остается невиновным, поэтому виновника аварии будут определять исходя из ПДД. Единственным шансом разделить ответственность остаются свидетели или запись с видеорегистраторов.
ДТП на перекрестках — проезд на красный, нарушения приоритета проезда
Происшествия на перекрестках — весьма частый тип в рейтинге всех аварий. Причем особо не важно, какой это перекресток — регулируемый или же нет. Конечно, чаще аварии случаются на бессветофорных пересечениях, когда водители должны руководствоваться дорожными знаками или правилом правой руки. Реже аварии происходят на перекрестках со светофорами, но зато их последствия часто серьезнее, ведь водитель, едущий на зеленый, как правило, уверен в свободном коридоре.
ДТП при начале движения
Согласно ПДД водитель, начинающий движение, должен подать сигнал поворота, а главное — убедиться в безопасности совершаемого маневра. Стартуя с места вслепую и не посмотрев в зеркала, можно запросто попасть в серьезное ДТП.
ДТП с мотоциклами
Вместе с началом мотосезона начинается и сезон ДТП с мотоциклами. Двухколесные байки и автомобили не лучшим образом уживаются на дороге. Мотоцикл быстрее ускоряется и интенсивнее тормозит, не попадает в зеркала заднего вида и не защищает своего наездника в случае ДТП. Зачастую контакт автомобиля и мотоцикла заканчивается фатально.
Петр Шкуматов координатор движения «Общество Синих Ведерок»
1. Основные причины ДТП — это ошибки водителей и неблагоприятные дорожные условия. Ошибки водителей часто усугубляются дорожными условиями (примерно в 40% случаев). Также решающую роль играет состояние инфраструктуры и наличие элементов пассивной безопасности. На кривой смертности есть два характерных пика: поздней весной и ранней зимой. В первом случае это асфальт сошел со снегом, во втором случае снег выпал, а водители оказались к нему не готовы.
2. Поскольку 40% ДТП происходит не только по причине нарушения ПДД, а еще и по причине неудовлетворительных дорожных условий, связь между строгостью наказания и количеством аварий весьма условная. Катастрофическое состояние дорожной инфраструктуры резко усугубляет последствия ошибок водителей. Например, отсутствие отбойников практически на всех российских трассах приводит к смертельным последствиям в тех случаях, которые могли бы ограничиться испорченным железом.
3. Нашей стране необходимы масштабные инвестиции в дорожно-транспортную инфраструктуру. Примерно половина смертей происходит по причине ее отсталости и несоответствия современной нагрузке. Также нужно усиливать контроль за соблюдением ПДД в городах, где основная причина аварийности именно в нарушениях ПДД. Впрочем, в городе разделители потоков встречных направлений тоже должны быть, особенно на таких дорогах, как Кутузовский проспект.
ДТП при обгонах
Обгон — один из самых опасных маневров. А самый опасный его исход — лобовой удар со встречным автомобилем. ПДД определяют обгон как «опережение одного или нескольких ТС, связанное с выездом на полосу для встречного движения и последующим возвращением обратно». Ключевое здесь — выезд на встречную полосу, ведь при ударе со встречным автомобилем скорости участников ДТП складываются. Принимая во внимание, что большинство обгонов совершаются на загородных трассах, на скоростях за «сотню», последствия лобового удара чаще всего бывают фатальны.
Превышение скорости
Зачастую потеря управления автомобилем происходит из-за превышения допустимой скорости. Не вписался в поворот, потому что превысил скорость, и сила инерции протащила автомобиль прямо. Превысил скорость на мокрой дороге, и автомобиль всплыл на водяной пленке, став неуправляемым. Превысил скорость, проиграл в борьбе за прямолинейное движение и в результате убрался в столб.
Вячеслав Лысаков депутат Госдумы РФ, лидер всероссийской политической партии «Автомобильная Россия»
Есть статистика: около 7% — пьяные ДТП; 23-25% — состояние дорожного полотна; 70%, то есть две трети всех ДТП — человеческий фактор, грубые нарушения ПДД — невнимательность, случайность, глупость.
Задача законодателей — обеспечить неотвратимость наказания, что крайне актуально для злостных нарушителей ПДД, «отморозков», которых надо либо убрать с дороги, либо замотивировать на адекватное поведение на дороге: таковых 5%, то есть около пяти миллионов! Не менее важно воспитание и пропаганда, формирование стереотипа законопослушного поведения. Например, социальная реклама в прайм-тайм не менее эффективна, чем репрессивные меры (повышение штрафов и жесткое регулирование запретами).
В сухом остатке
Самолет статистически считается самым безопасным транспортом. Взгляните на общедоступные авиарадары: ежедневно в небе висят сотни авиалайнеров, и разбиваются они редко, но если такое случается, то погибают обычно все поголовно. Вот и мелких ДТП, где страдает исключительно техника, происходит несравнимо больше, чем серьезных аварий с травмами и погибшими. Просто во втором случае приходится платить куда большую цену…
Статистика ДТП за последние четыре года:
Год | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Всего ДТП | 199 868 | 203 597 | 204 068 | 199 720 | 184 000 |
Погибло, чел. | 27 953 | 27 991 | 27 025 | 26 963 | 23 000 |
Ранено, чел. | 251 848 | 258 618 | 258 437 | 251 785 | 231 000 |
Самые опасные травмы
Специалисты центра медицины катастроф, которые в своей ежедневной практике сталкиваются с большим количеством травм после ДТП, выделяют самые распространенные причины летального исхода. В 52% случаев смерть в результате аварии наступает из-за деформации кузова автомобиля. Еще около 40% смертей наступает после удара человека о внутренние части салона. Часто к гибели приводит черепно-мозговая травма после ДТП.
На характер и тяжесть травм (кроме скорости самого транспортного средства) оказывает влияние форма столкновения. Оно может быть лобовым (пожалуй, самое опасное), боковым, по касательной. Также значение имеет масса и марка автомобиля, наличие в салоне подушек безопасности, использование ремней.
Согласно статистическим исследованиям, при использовании ремней безопасности даже в тяжелых дорожно-транспортных происшествиях при лобовых столкновениях смертельно опасных травм в три раза меньше. 46% участников ДТП, которые не пользуются ремнями безопасности, получают травмы. Из них 3% гибнут. Среди тех, кто пристегивается, всего 19% травмированных, а смертность составляет около 1%.
Последствия и осложнения
Осложнения со стороны ЦНС делятся на:
- инфекционные: менингоэнцефалит;
- энцефалит;
- абсцесс головного мозга;
- артериальные аневризмы;
Клинические последствия могут носить временный или постоянный характер. Определяются объемом и локализацией альтерации. К ним относятся:
- Общемозговая симптоматика – головные боли и головокружения – вызванная нарушением иннервации ТМО, альтерацией вестибулярного аппарата или мозжечковых структур, стойким повышением внутричерепного и/или системного АД.
- Возникновение патологических доминант (гиперактивности нейронов) в ЦНС, которые могут проявляться судорожными припадками (посттравматическим эписиндромом) либо изменениями паттернов поведения.
- Симптомокомплексы, обусловленные повреждением областей, связанных с двигательной, чувствительной и когнитивной сферой: снижение памяти, нарушение ориентации во времени и пространстве;
- изменения психики и замедление психического развития;
- разнообразные нарушения в работе анализаторов (например, обонятельного, зрительного или слухового);
- разные по площади изменения восприятия чувствительности кожных покровов (дизестезии);
- нарушения координации, снижение силы и объема движений, утрата приобретенных профессиональных навыков, дисфагия, различные формы дизартрии (нарушения речи).
Нарушения в работе двигательного аппарата проявляются парезами конечностей, значительно реже – плегиями, нередко сопровождающимися изменением, снижением или полной утратой чувствительности.
Помимо осложнений, вызванных нарушениями в работе головного мозга, патологические изменения могут носить соматический характер и отражаться на работе внутренних органов вследствие нарушения иннервации. Так, при затруднении глотания пища может попадать в трахею, что чревато развитием аспирационной пневмонии. Повреждение ядер блуждающего нерва приводит к нарушению парасимпатической иннервации сердца, органов пищеварения и желез внутренней секреции, что негативным образом сказывается на их работе.
Распространенные ранения
Самыми распространенными и многочисленными травмами, полученными в ДТП, являются:
- Раны шеи.
- Груди.
- Головы.
- Ребер.
- Брюшной полости.
- Травмы позвоночника.
- Повреждение органов грудной клетки.
К летальному исходу чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, сочетание сильного шока с обильным кровотечением, повреждения, которые можно охарактеризовать, как несовместимые с жизнью. Подробная характеристика травм при ДТП приведена в этой статье.
К смерти часто приводит не только тяжесть ранений, но и низкий уровень медицинской подготовки сотрудников правоохранительных органов и других водителей, которые, порой, не имеют ни малейшего представления о том, как оказать пострадавшему первую помощь. При ДТП большую роль играет фактор времени.
В широком смысле травмы, полученные в ДТП, — это повреждения, причиненные наружными или внутренними элементами транспортного средства, либо ранения, полученные в результате выпадения из салона автомобиля. Основываясь на этом, выделяют несколько видов повреждений организма.
Одна из самых распространенных травм после ДТП — удар каким-либо элементом конструкции транспортного средства, полученный человеком при столкновении. Также смертельно опасным может стать выпадение из автомобиля, переезд пострадавшего, зажатие тела между посторонними предметами и элементами автомобиля, удар, полученный о поверхность авто или сдавливание тела частями машины внутри салона. Особенно тяжелыми становятся комбинированные ранения.
Из-за травм в результате ДТП в 60% случаев пострадавшие получают повреждения головы, а в 10% — ног, например, переломы. На третьем месте травмы рук.
Смертельную опасность представляют удары при ДТП о ветровое стекло, приборную панель автомобиля или рулевую колонку. Такие ранения часто оказываются смертельными. Если человек остается жив, его здоровью наносится значительный ущерб.
Важно знать, что тяжесть травмы в результате ДТП напрямую зависит от того, в каком месте салона автомобиля находится пострадавший. Чем больше рядом с ним различных элементов, который могут нанести вред, тем выше вероятность получить тяжелое повреждение. По этой причине самыми опасными в автомобиле считаются передние места.
Статистика
Но вначале немного статистики. Все ДТП можно разделить по видам:
- Столкновение ТС друг с другом.
- Опрокидывание автомобиля.
- Наезд одного ТС на неподвижный другой.
- Наезд на пешехода, велосипедиста, животных.
- Наезд автомобиля на статичное препятствие.
- Падение транспортного средства с высоты.
- Прочие дорожно-транспортные инциденты.
Основными причинами, наносящими травму человеку, можно назвать:
- переезд (или наезд);
- сжатие (сдавливание, деформация);
- удар;
- проникновение чужеродных предметов (осколков) в организм человека.
При этом травму может нанести не только сам автомобиль, но и элементы дороги или придорожные конструкции.
Например, широко известен случай, когда пассажир на скорости в 120 километров в час ехал с вытянутой в открытое окно рукой, а близко стоящий к проезжему полотну дорожный знак практически оторвал руку пассажира, когда протянутая рука на большой скорости столкнулась с этим знаком.
Ранения при ДТП бывают разнообразными, порой достаточно сложными, по чаще всего существует закономерность: чем выше скорость автомобиля, тем сложнее и тяжелее травмы.
Самыми тяжелыми при ДТП являются повреждения, полученные при ударе об:
- дверь;
- руль;
- лобовое стекло транспортного средства при лобовом столкновении.
Согласно статистике ДТП, при анализе травм, явившихся причинами смертельного исхода, сотрудники судебной медицины выяснили, что:
- более 52% повреждений, приведших к смерти пострадавшего от аварии, получены в результате деформации кузова автомобиля;
- около 40% — от удара пострадавшего о внутренние части салона.
Кроме скорости ТС, на тяжесть и характер травмы может повлиять форма столкновения:
- по касательной;
- боковое столкновение;
- лобовое;
- марка и масса транспортного средства;
- наличие или отсутствие подушек и ремней безопасности.
Согласно статистическим исследованиям, при использовании ремней безопасности в тяжелых авариях с лобовым столкновением, особенно на большой скорости, количество травматических повреждений, несовместимых с жизнью, зарегистрировано в три раза меньше, чем без ремня безопасности.
Среди участников аварии, не использующих страховочные ремни, ранения по статистике получают около 46 процентов, а гибнут 3 процента участников ДТП.
Картина с использованием ремня совершенно другая – девятнадцать процентов травмированных и около одного процента смертельных исходов из общего числа попавших в аварию.
Самыми многочисленными и особенно опасными являются:
- раны шеи;
- головы, в том числе – тяжелые сотрясения мозга;
- груди;
- ребер;
- органов грудной клетки;
- брюшной полости;
- травмы позвоночника.
Среди основных причин смерти пострадавших при аварии статистика называет:
- сочетание острого обильного кровотечения и шока;
- черепно-мозговая травма;
- повреждения, не совместимые с жизнью.
Кроме тяжелых травм, нередко причиной смертельного исходя становятся:
- временной фактор (правило «золотого часа»);
- невысокий уровень подготовки сотрудников полиции, а также водителей, порой не умеющих и не понимающих, как оказать первую помощь пострадавшему.
Что представляет собой повреждение от дорожно-транспортного происшествия? Это повреждение, причиненное внутренними или наружными элементами движущегося ТС, либо травма, возникшая при выпадении и автомобиля.
Есть несколько видов автотравм:
- удар любым элементом конструкции ТС при столкновении с человеком;
- переезд пострадавшего одним или несколькими колесами;
- выпадение из ТС при движении;
- удар о внутреннюю поверхность автомобиля или сдавливание частей тела частями машины в салоне;
- сдавливание (зажатие) тела между элементами ТС и посторонними предметами;
- комбинированные.
По результатам исследований статистика травматизма при авариях показывает, что различные части тела травмируются по-разному:
- чаще всего пострадавшие получают различные травмы головы (около 60% случаев);
- следующими по частоте повреждений идут переломы или ушибы ног (примерно 10%);
- третьими названы травмы рук (каждая двенадцатая).
Основные причины получения тяжелого вреда здоровью и летальных исходов названы удары о:
- приборную панель;
- ветровое стекло;
- рулевую колонку.
Тяжесть повреждения зачастую зависит от месторасположения пострадавшего в салоне – чем больше рядом конструктивных элементов, о которые человек может удариться, тем большая вероятность получить повреждение, поэтому самыми травмоопасными в автомобиле являются передние места.
Виды травм
В этой статье вы подробно расскажем, какие травмы при ДТП может получить человек. К самым распространенным относятся ушибы, переломы и иные повреждения костей.
Намного реже встречаются мышечные травмы, вывихи конечностей. Переломы нередко сопровождаются сильными кровотечениями, а при значительной кровопотере резко падает артериальное давление. Если экстренно не оказать первую помощь, человек может погибнуть от потери крови. Может возникнуть остановка сердца из-за резкого удара грудной клетки о твердую поверхность. Обычно такие травмы представляют опасность при отсутствии ремней и подушки безопасности.
Очень опасны колотые раны в районе плевральной полости, когда воздух во время вдыхания начинает поступать в саму полость через образовавшееся отверстие в теле. Вот какие травмы при ДТП встречаются чаще всего.
Вред здоровью в результате аварии может быть легким, средним, тяжелым, либо человек умирает. Стоит подчеркнуть, что любой вред здоровью приводит к долгосрочным последствиям. Чем тяжелее они, тем дольше и сложнее период реабилитации. От тяжести травмы зависит, насколько суровое наказание ожидает водителя, которого признают виновным в дорожно-транспортном происшествии.
Классификация травм при ДТП приведена в таблице.
Степень тяжести травмы | Признаки | Последствия |
Тяжкий | Тяжкие последствия, угроза для жизни. | Вероятность полной глухоты, слепоты, немоты, потери органа или постоянные нарушения в его работе.
Тяжелое патологическое состояние, утрата способности к рождению детей, травмы лица, уродующие его. |
Средний | Отсутствует опасность для жизни, высока вероятность полного восстановления здоровья (около 70%). | На восстановление здоровья уходит не менее трех недель, утрата трудоспособности примерно на треть. |
Легкий | Полное восстановление здоровья возможно в 95%. | На полное восстановление здоровья требуется менее трех недель, утрата трудоспособности не выше 5%. |
Виды повреждений у водителя и пассажира
Авария может стать причиной травмирования любой части тела или нескольких сразу. Отличить вид повреждения можно визуально, но охарактеризовать его точнее сможет только специалист после обследования. Тем не менее и очевидец происшествия способен распознать вид травмы, чтобы помочь пострадавшему.
Черепно-мозговая
В ДТП очень часто страдает голова. Ведь при резкой остановке автомобиля человек резко наклоняется вперед, и может травмироваться о стекло, руль, Голова ничем не закреплена, поэтому ударяется о твердую поверхность, в результате чего возникает черепно-мозговая травма. Нанести ее может и поздно сработавшая подушка безопасности.
Пассажиры, сидящие на задних сиденьях, получают сотрясение или ушиб мозга ударом о передние кресла. Если столкновение боковое, голова бьется о стойку авто или дверь. Распознать черепно-мозговую травму можно по ране на лбу или темени, затылке, разбитому лицу. Если она тяжелая, возможно истечение жидкости из ушей, носа, видимый перелом костей черепа. Свидетельствует об ударе головой треснувшее стекло машины.
Наиболее тяжелые черепно-мозговые травмы бывают у тех, кто не пристегнулся ремнем. Еще один фактор получения такого повреждения – высокая скорость авто, его падение с большой высоты.
Позвоночник и ребра
Резкая остановка автомобиля способна привести к вывиху либо перелому позвоночника. Особенно часто страдает шейный отдел. Голова резко наклоняется вниз, потом ее сразу отбрасывает назад, что и становится причиной травмы. Больше рискуют те, кто сидит с согнутой спиной и плохо отрегулированным подголовником.
Позвоночник страдает и в случае, когда человек не пристегнут. Резкие рывки тела приводят к деформации связок, ударам. Травму может нанести сидящий сзади пассажир. Его бросает вперед с огромной силой. И удар приходится как раз на спину расположившегося впереди.
О травмах шеи и позвоночника свидетельствует усиление боли при попытке изменить положение тела, повернуть голову, подвигать руками. Иногда заметна деформация. Локализация ощущений зависит от того, какой отдел позвоночника травмирован.
Переломы и ушибы ребер вызываются контактом с рулем. Деталь может вдавить их внутрь, в результате чего возникает деформация костей. Опасен для ребер и ремень. Он удерживает тело на месте, а оно рвется вперед. Следствием становится резкое сжатие и повреждение тканей.
О хлыстовой травме шеи при ДТП смотрите в этом видео:
Органы
Труднее всего распознать повреждение внутренних органов, так как на теле может не быть никаких следов. Тем не менее если у человека отсутствуют внешние признаки травм, это не значит, что все в порядке. Повреждение внутренних органов- опасное состояние, при котором возможно кровотечение.
Ещё на AutoLex.Net:
Спорное ДТП на железнодорожном переезде: всегда ли виновен водитель, можно ли наказать машиниста или дежурного?
Понять, что они травмированы, можно по жалобам пострадавшего на боли в животе, которые со временем усиливаются и захватывают все большую площадь. Человек бледнеет, ощущает слабость, его тошнит и рвет. На коже в области повреждения могут быть гематомы.
Возникают травмы внутренних органов из-за удара о руль животом, грудью или при выбрасывании человека из машины. Причиной повреждений бывает также неправильно зафиксированный ремень безопасности.
Конечности
Опасности при аварии подвергаются также руки и ноги. Нижние конечности страдают чаще, поскольку могут быть травмированы педалями и приборной доской автомобиля. Ноги бывают переломанными, иногда их невозможно освободить из обшивки салона. Последнее опасно тем, что сдавливаются мягкие ткани, сосуды, могут возникнуть некротические изменения. И конечность придется ампутировать.
При сильном ударе, неудачной конструкции автомобиля (когда при столкновении двигатель выносит в салон) ноги может просто оторвать.
Травмы верхних конечностей при авариях случаются реже. Чаще это переломы пальцев, кисти, вызванные взаимодействием с рулем. Возможны также травмы локтевых костей, предплечий при боковом ударе или опрокидывании автомобиля, выбрасывании человека из салона.
Сочетанные
При множестве повреждений различного характера говорят, что пострадавший получил сочетанные травмы. Так бывает, если автомобиль перевернулся, либо находящегося в нем человека выбросило из салона от удара. Более вероятно получение сочетанных травм, когда водитель или пассажир не пристегнуты. В этих случаях поврежденными могут оказаться разные части тела. И степень тяжести травм тоже отличается.
Распознать сочетанные повреждения можно по совокупности признаков. Пострадавший обычно испытывает сильную боль, бывает не в состоянии назвать ее источник, или говорит, что их несколько. У человека нарушается дыхание. От нестерпимых ощущений и интоксикации он может впасть в шок. У некоторых наблюдается сильная кровопотеря.
О том, что собой представляет сочетанная травма, проведении лечебно-диагностических мероприятий на начальных этапах, смотрите в этом видео:
Оказание первой помощи
Тяжесть травмы при ДТП можно многократно снизить, если вовремя оказать необходимую медицинскую помощь. Если с этим промедлить, то это может привести к самым печальным последствиям, даже смерти пострадавшего. Сразу определимся, что первую помощь, которую могут оказать при аварии, разделяют на взаимопомощь и самопомощь.
Специалисты выделяют три этапа оказания помощи при ДТП, на которые способны и водители, и пассажиры, и простые очевидцы. Это экстренные действия на месте происшествий (извлечение из автомобиля), вызов скорой помощи, а также самостоятельная транспортировка пострадавшего в больницу.
Чтобы свести к минимуму возможный вред от получения травм, рекомендуется выполнить несколько обязательных действий:
- По возможности исключить травмирующее воздействие на пострадавшего, то есть вытащить его из автомобиля, оттащить в сторону от горящего транспортного средства, извлечь его из-под обломков. Однако делать это нужно, если человек в сознании, если он способен двигаться. Ели у вас есть подозрения на то, что у пострадавшего поврежден позвоночник, лучше оставить его до прибытия «Скорой» в машине и постараться обеспечить неподвижность.
- До приезда медиков всеми средствами поддерживать жизненно важные функции организма человека — дыхание, сердцебиение. Желательно, чтобы пострадавший оставался в сознании.
- Как правило, раненые всегда испытывают сильные боли. При любой травме (за исключением зияющих ранений в области грудной клетки и желудка) человеку нужно дать выпить 2 таблетки болеутоляющего средства, которое должно быть в аптечке водителей, находящихся рядом с местом ДТП.
- Заранее встретить машину скорой помощи, чтобы врачи не тратили время на поиск места аварии.
- Если врачи задерживаются, то при возможности самостоятельно доставить раненого в медицинское учреждение.
При возникновении критических ситуаций, когда под угрозой оказывается жизнь и здоровье окружающих людей, среди которых могут быть ваши близкие, не все способны адекватно оценивать действительность, принимать взвешенные и правильные решения. Поэтому будет полезным знать последовательность действий, которой вы должны придерживаться, оказывая помощь пострадавшему на месте происшествия до прибытия профессиональных медиков.
- Остановить кровотечение.
- Определить, дышит ли пострадавший. Если дыхание отсутствует, начать делать искусственное дыхание, пока не появятся первые признаки жизни или не приедет реанимационный автомобиль.
- Определить, есть ли пульс у раненого в ДТП. В случае его отсутствия начать непрямой массаж сердца.
- При переломах самостоятельно наложить шину (хотя бы зафиксировать конечность подручными средствами).
- Обработать раны и наложить повязку.
Во время проведения неотложных мероприятий старайтесь не причинять раненому дополнительных страданий.
Тяжесть полученных повреждений
Возможность спасти пострадавшего в ДТП зависит также от того, насколько сильны полученные травмы. Степенью их тяжести определяется и размер компенсационных выплат за ущерб здоровью. А она, в свою очередь, устанавливается в зависимости от последствий повреждений.
Легкая
Легкими считаются повреждения, которые проходят за период до 21 дня и не вызывают потери трудоспособности больше, чем на 5%. Обычно при них можно заранее определить, что пострадавший восстановится, и негативных последствий для его здоровья не возникнет. К легким, относят, например, несложные вывихи, переломы 1 — 2 ребер, разрывы связок, синдром сдавления (если оно не вызвало сильных нарушений функций организма).
Ещё на AutoLex.Net:
Опасное ДТП на круговом: как не растеряться, кто виновен в столкновении, как избежать аварии
Средняя
Вред здоровью средней тяжести квалифицируется по двум признакам:
- у человека зафиксировано нарушение работы органов или систем продолжительностью до 21 дня;
- его трудоспособность утрачена не более чем на 30%.
Подобное бывает при повреждениях, не угрожающих жизни. А степень восстановления можно спрогнозировать, она будет от 70% и выше. Это, например, переломы трех ребер, травмы мягких тканей, утрата пальца на руке или ноге, снижение слуха на одно ухо. Но вообще степень тяжести должна оценивать экспертная комиссия.
Тяжелая
Тяжкий урон здоровью наносят травмы, представляющие угрозу для жизни, или вызывающие серьезные последствия. Их список более обширен, чем при средней степени. Он есть в Приказе Минздрава РФ № 194н от 24.04.2008 г. Это, например:
- раны головы, в том числе при сохранении в неприкосновенности мозга;
- травмы черепа и переломы;
- повреждения шеи, затрагивающие гортань, глотку, пищевод, трахею, щитовидку;
- перелом позвоночника;
- ушиб спинного мозга;
- раны грудной клетки с повреждением внутренних органов или без него;
- проникающие травмы живота;
- раны таза;
- повреждения внутренних половых органов;
- кома, сепсис;
- потеря какого-либо органа или утрата его функций.
Список серьезнейших травм гораздо обширнее. Но устанавливать, что это именно тяжкая степень, тоже должна судмедэкспертиза.
Возмещение ущерба
Когда опасность для жизни миновала, потерпевшие доставлены в медицинское учреждение, где их состояние удалось стабилизировать, самое время озаботиться составлением иска о возмещении нанесенного ущерба здоровью.
В иск необходимо включить ваши траты на лечение (сюда, помимо медицинского обслуживания, включаются траты на лекарственные препараты, дополнительное питание, средства, необходимые для ухода за раненым), потерянный доход из-за временной нетрудоспособности, затраты на профессиональное переобучение (если из-за полученных травм вам приходится получать новую специальность), расходы на протезирование, сиделок и санаторно-курортное лечение.
Если не удается договорить с виновником происшествия мирным способом, то возместить ущерб можно через суд. Чтобы начать процесс, необходимо отправить иск о возмещении ущерба, нанесенного здоровью, а к нему приложить копии всех медицинских и прочих документов, которые способны подтвердить приведенные вами факты.
Данную компенсацию обязано выплатить лицо, которое в результате расследования дорожно-транспортного происшествия было признано виновным. Иск подается в районный суд, который выберет сам заявитель. Есть три варианты: обращаться по месту жительства ответчика или истца, а также по месту (район, область), где произошло само дорожно-транспортное происшествие.
Ответственными за вред, причиненный в ДТП, считаются сам виновник происшествия и его страховая компания. Примечательно, что до апреля 2020 года пострадавший был обязан собирать и хранить документы и чеки, которые подтверждают понесенные им расходы на восстановление здоровья. При этом страховую премию он мог получить только после окончания лечения, когда была известна конечная сумма. При травме в ДТП больничный пострадавшего, получившего средний или тяжелый вред здоровью, назначают весьма продолжительный, поэтому хранить документы на протяжении всего этого времени становится проблематичным.
Сейчас потерпевшему достаточно предъявить справку в следственный комитет медицинского учреждения. В этом документе должны быть указаны все полученные повреждения.
Если в аварию с пострадавшим попал автомобиль, принадлежащий предприятию или организации, то считается, что водитель получил производственную травму в ДТП. В этом случае он имеет право обратиться с дополнительным иском в адрес работодателя. При этом рассчитывать на какие-либо льготы, если здоровье удалось восстановить полностью, он не может.
Подробнее о сроке нетрудоспособности
Период нарушения трудоспособности человека называют длительностью расстройства здоровья.
При временной трудоспособности эксперт анализирует всю предоставленную медицинскую документацию с целью:
- установления характера нанесённых повреждений, их степени выраженности;
- вычисления стандартной продолжительности лечения;
- установление срока восстановительного периода.
Судмедэксперт критически оценивает полученную информация – он вычисляет только те повреждения, которые имеют причинно-следственную связь с произошедшей аварией.
Комиссия оценивает только полученные травмы, и длительность именно их лечения и восстановления. Если человек имел проблемы со здоровьем до аварии, то их лечение не будет оценено.
Учитываются многие факторы, в их числе:
- общий уровень здоровья потерпевшего;
- иммунитет; возрастной диапазон;
- образ жизни – имеет ли вредные привычки и прочее.
Судмедэксперты выявляют причину, если состояние потерпевшего стало хуже после аварии или он получил дополнительные осложнения. Если самочувствие потерпевшего ухудшено неквалифицированной медпомощью, то экспертная комиссия обязана указать это в заявлении.
Если состояние больного ухудшилось после ДТП из-за некачественной медпомощи, то изначально присвоенная степень причинённого вреда не изменяется в большую сторону. Комиссию интересуют исключительно травмы, полученные исследуемым объектом в дорожно-транспортном происшествии. Именно от этой информации будет зависеть полученное виновником наказание и последующие выплаты, например, по ОСАГО.
Ориентируясь на общую клиническую картину, выявляют три степени потери трудоспособности:
- Нанесение тяжёлого вреда. Будет стойкая нетрудоспособность – по таблице оценивается более 30%. Длительная потеря здоровья требует превышающего 120 дней лечения.
- Получение средней тяжести. Утрата трудоспособности получает оценку от 10% до 30%. Временная нетрудоспособность длится менее 21 дня.
- Нанесение лёгкого вреда. Потеря трудоспособности небольшая, не превышает 10%. Потерпевшему присваивают временную нетрудоспособность длительностью менее 21 дня.
Еще по теме Франшиза в страховании — что это простыми словами
Комиссия не оценивает ссадины, кровоподтёки, ушибы, т. е. небольшие телесные повреждения поверхностного характера. Если эти явления не являются препятствием к возвращению на рабочее место и не провоцируют проблемы со здоровьем.
Травма позвоночника
Для предупреждения бытовых травм, ДТП, отравлений, ушибов и пожаров важно соблюдать все правила безопасности. Если травма случилась, необходимо уметь оказать первую помощь пострадавшим. Всегда помните, что вы не поможете пострадавшему лучше и эффективнее, чем это сделает квалифицированный специалист. Поэтому сразу же вызывайте на место происшествия сотрудников «Скорой». Сделать этот может любой свидетель ДТП или непосредственный участник аварии.
Исключение касается только водителей. Согласно правилам дорожного движения, они должны сначала оказать первую помощь пострадавшим, а только потом вызывать медиков на место происшествия.
Если вы вызываете «Скорую», то сообщите им место и обстоятельства аварии, точное число потерпевших и примерный характер их травм. От этого может зависеть количество бригад, которые отправит диспетчер. Также будет понятно, нужен ли реанимобиль. Важно также отметить, есть ли среди пострадавших дети, сколько человек находится в сознании, четко и максимально полно отвечать на дополнительные вопросы, которые может задавать диспетчер, например, о видах травм при ДТП. Бригада скорой помощи на такие вызовы приезжает в первую очередь. Как правило, на место происшествия отправляется ближайший экипаж.
Пока медики не прибыли на место, вы можете самостоятельно оказать самую элементарную помощь, которая в результате может спасти жизнь человека. Весьма распространена травма позвоночника в ДТП, особенно опасны повреждения шейного отдела. Если отсутствует угроза возгорания или взрыва, то не старайтесь достать человека из искореженного автомобиля. Неправильные действия при эвакуации могут только усугубить состояние пострадавшего, в частности, есть риск нанести дополнительные травмы при повреждении позвоночника. Поэтому рекомендуется оставлять таких раненых на месте до прибытия медиков. Стараться, чтобы они сами не двигались, не пытались подняться. Симптомами травмы позвоночника могут быть сильная боль в покое или при движении, онемение, потеря чувствительности, невозможность совершить движение.
Если необходима срочная эвакуация пострадавшего из автомобиля, например, есть угроза взрыва или возгорания, а человек при этом не зажат никакими деталями транспортного средства, необходимо его доставать предельно осторожно. Если раненый пассажир или водитель находится в сознании, нужно ему обязательно сообщить, что его необходимо эвакуировать, попросить не шевелиться и не делать никаких резких движений.
Если есть подозрения на травму шеи при ДТП, например, человек жалуется на боль именно в этой зоне, необходимо предварительно соорудить для него конструкцию по типу воротника. При этом его голова, плечи и сама шея не должны двигаться, поэтому их нужно максимально плотно зафиксировать.
Если есть подозрение на травму позвоночника у пострадавшего пешехода, его нельзя ставить на ноги, сажать или поворачивать голову, это может привести к повреждению спинного мозга. При отсутствии кровообращения или дыхания начините сердечно-легочную реанимацию и искусственную вентиляцию легких.
Остановка кровотечения
Предупреждение бытовых травм, ДТП, отравлений, ушибов, пожаров во многом зависит от поведения человека, но пострадать можно и от действий других людей. Важно знать, что делать, если возникла травма, например, сильное кровотечение. Это повреждение встречается достаточно часто, относится к разряду тех, которые необходимо предотвратить незамедлительно, до приезда врачей. В противном случае летальный исход может наступить в результате потери большого количества крови.
Этому обучают всех водителей на курсах оказания первой медицинской помощи в автошколе, но оказавшись в критической ситуации, не каждый может сориентироваться и все сделать правильно. Важно знать, как поступить в такой ситуации и пассажирам, обычным прохожим, которые на таких курсах не бывали. Ваша помощь в критической ситуации может спасти человеку жизнь.
Способ оказания помощи зависит от вида возникшего кровотечения. Оно может быть артериальным или венозным, а также капиллярным или паренхиматозным. Когда начинается внутреннее кровотечение, пострадавший очень быстро бледнеет, у него учащается дыхание, появляется слабость во всех конечностях, усиливается сердцебиение. В этом случае важно не нанести человеку никаких дополнительных травм, чтобы не увеличить кровопотерю. Нужно минимизировать его передвижения, обеспечить покой, а к поврежденной зоне приложить что-нибудь холодное, чтобы уменьшить кровотечение, сузив сосуды. При возможности введите кровоостанавливающие средства и доставьте пострадавшего в больницу, где ему окажут квалифицированную медицинскую помощь.
Капиллярное кровотечение образуется из мелких ран и ссадин. Эти места нужно обработать, чтобы не возникло бактериального заражения. Обрабатывать можно любым спиртосодержащим средством (йодом, водкой, духами), но наносить его требуется не на саму рану, а вокруг нее. Если требуется остановить кровотечение, на рану накладывается тугая повязка, также можно нанести гемостатические пленки или губки. Когда поражены вены, кровь вытекает темная и густая. Остановить ее можно только наложением жгута ниже места травмы. Жгут можно использовать готовый (он должен быть в аптечке) или сделать его из подручных средств (веревки, куска ткани).
Самым опасным считается артериальное кровотечение. При этом кровь алого цвета бьет струей под высоким давлением. Чтобы предотвратить сильную кровопотерю, артерию нужно придавить выше места образования раны, наложить жгут, а на теле рядом с ним обязательно указать время наложения любым пишущим предметом. Эта информация необходима для врачей, чтобы они смогли правильно провести дальнейшую терапию.
Переломы
Очень распространены травмы конечностей при ДТП. Чаще всего классический перелом сопровождается деформацией кости и сильной болью. При открытом переломе из раны могут торчать осколки костей, как правило, наблюдается кровотечение. Также место вокруг перелома значительно опухает.
Если рассчитывать на врачей в ближайшее время не приходится, то необходимо предпринимать меры самому. Это весьма частные травмы при ДТП и первая помощь при них должна быть хорошо знакома всем опытным водителям. Если у пострадавшего открытый перелом, то нужно первым делом остановить кровотечение путем наложения жгута выше места ранения. Далее на рану нужно наложить стерильную повязку, чтобы избежать дополнительного загрязнения. Характерны такие травмы при ДТП для пешеходов, которых сбивают на мостовой.
Ни в коем случае не пытайтесь вправлять пострадавшему конечности или суставы. Это должен делать только профессионал, а вы рискуете только спровоцировать сильный болевой шок. Не стоит промывать рану, это также чревато дополнительными травмами и усилением боли.
При закрытом переломе необходима иммобилизация конечности, чтобы исключить нанесение дополнительных травм. Для этого накладывают шину, которую в походных условиях может заменить палка или самый обычный кусок деревяшки. Дальнейшее лечение оставьте профессионалам, которые окажут всю необходимую помощь уже в клинике.
Ожоги
Часто во время аварий пострадавшие получают ожоги. В салоне автомобиля может возникнуть пожар. Кроме того, существует риск взрыва и отравления пострадавших продуктами горения. Если огонь вспыхнул в непосредственной близости от бензобака, то всех пострадавших нужно немедленно вытаскивать из машины и эвакуировать на безопасное расстояние. Если начавшееся возгорание не несет в себе угрозы потенциального взрыва, то огонь нужно потушить с помощью огнетушителя и подручных средств, а после оказать пострадавшим необходимую первую помощь. Самое главное — обеспечить доступ воздуха в салон автомобиля и осмотреть тело потерпевшего на предмет обнаружения ожогов.
При ожоге первой или второй степени с образованием красноты, пузырей небольшого размера травмированный участок тела необходимо охладить. Например, с помощью пакетов со льдом или водой. В идеале использовать специальную пену против ожогов. В том случае, когда ожог глубокий, а края раны успели обуглиться, нельзя его промывать, чтобы не занести в поврежденное место грязь, вредные частицы. Необходимо кожу вокруг раны обработать антисептиком, а саму рану прикрыть стерильной повязкой. Не забывайте поить пострадавшего водой, так как из-за ожога происходит быстрое обезвоживание организма. Также обязательно дайте ему выпить болеутоляющее средство.
Ни в коем случае не отдирайте обгоревшую одежду от кожи потерпевшего. Также нельзя промывать пораженные участки тела растворами, содержащими спирт, или маслом, посыпать порошками, наносить какие-либо другие средства, которые, как вы считаете, могут облегчить страдания раненого.
Обязательно поделитесь с друзьями!