Данную памятку советуем всегда иметь в бардачке, поскольку в случае ДТП человек обычно находится в состоянии шока и не всегда может адекватно действовать. Между тем, неправильные показания участников ДТП, незаполнение нужных документов и т.п. нюансы могут сильно повлиять на последствия ДТП. Новые правила оформления ДТП вступили в силу в 2020 году.

Итак, согласно п. 2.5 ПДД водитель в случае ДТП обязан остановится, оказать помощь пострадавшим, потом сообщить о ДТП в ГАИ, записать фамилии очевидцев, обозначить положение ТС на дороге и дожидаться прибытия машины ГАИ.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Дальнейшие действия водителей, участвующих в ДТП, прописаны в пунктах 2.6.1 и 2.6 ПДД. Чтобы не быть голословными, процитируем пункты закона, и ниже разберем их подробнее.

2.6.1 Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Рекомендуем!  Как посчитать ущерб при ДТП

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
  • не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.
Рекомендуем!  Какие бывают виды ДТП

Итак, пункт 2.6.1 предписывает действия по оформлению ДТП, если нет пострадавших лиц. Если же какому-либо человеку причинен физический вред здоровью, оформлять такое ДТП следует согласно п. 2.6 Правил дорожного движения (ниже).

Оформление ДТП без пострадавших по новым правилам 2020 г.

В отличие от ранее действующих правил, теперь первым делом следует зафиксировать на фотоаппарат или камеру мобильного телефона положение автомобилей и причастных к происшествию предметов со всех возможных ракурсов, и освободить проезжую часть. Таким образом, теперь не должно быть ситуаций, когда два слегка соприкоснувшихся автомобиля собирают за собой многокилометровую пробку, так как перегораживают проезд. Не убирать автомобили с дороги можно только в том случае, если они не создают никаких помех движению других транспортных средств. В противном случае приехавший наряд ГИБДД оштрафует обоих водителей за невыполнение ПДД.

Далее, водителям следует выяснить, сходятся ли их взгляды в обстоятельствах ДТП, повреждениях автомобилей. Если они согласны друг с другом — они записывают очевидцев проишествияи либо отправляются в ГИБДД для оформления ДТП, либо оформляют извещения для страховой компании (если выполнены требования к ДТП, по которым допускается оформление так называемого европротокола, без справки ГИБДД), либо договариваются о возмещении ущерба «на месте», без ГИБДД. Как видите, обязанность обязательно сообщать о ДТП в ГИБДД теперь отсутствует. Ранее водители боялись покидать место даже мелкого ДТП без вызова ГИБДД, т.к. за оставление места ДТП предполагалось лишение прав. Теперь же можно договориться в соответствии с п. 2.6.1. ПДД и разъехаться, все будет законно. Если виновник передает пострадавшему деньги на ремонт, это обязательно должно фиксироваться распиской.

Если взгляды водителей в обстоятельствах ДТП или повреждениях автомобилей не сходятся, им надлежит связаться с ближайшим отделением полиции, где они получат инструкции, куда им следует прибыть для оформления ДТП. Определять виновного и ущерб будет уже группа разбора ДТП ГИБДД.


Когда сотрудники ГИБДД на место ДТП не выезжают

Если в результате ДТП вред причинен только имуществу (п. 2.6.1. ПДД РФ). При этом водитель, причастный к ДТП, обязан:

— зафиксировать средствами фотосъемки или видеозаписи

а) положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры,

б) следы и предметы, относящиеся к происшествию,

в) повреждения транспортных средств,

— освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие.

Если у участников ДТП есть разногласия

Водитель, причастный к ДТП, обязан:

— записать фамилии и адреса очевидцев,

— сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления ДТП.

В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о ДТП на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции водители:

— фиксируют средствами фотосъемки или видеозаписи место ДТП,

— отправляются с места ДТП на пост ДПС или в подразделение.

Если у участников ДТП нет разногласий

Водители в этом случае:

— не обязаны сообщать о ДТП в полицию,

— могут оставить место ДТП и:

а) оформить документы о ДТП с участием сотрудников полиции на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции;

б) оформить документы о ДТП без участия сотрудников полиции по Европротоколу – заполнить бланк извещения о ДТП в соответствии с правилами обязательного страхования:

— если в ДТП участвуют 2 транспортных средства,

— если гражданская ответственность автовладельцев застрахована в соответствии с законодательством об ОСАГО,

— вред причинен только этим транспортным средствам,

— нет разногласий участников ДТП;

в) не оформлять документы о ДТП, если при аварии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

Разногласия могут быть по поводу обстоятельств причинения вреда из-за повреждения имущества в результате ДТП, а также характера и перечня повреждений транспорта.

Оформление ДТП с пострадавшими по новым правилам 2020 г.

Оформление дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими производится в соответствии с п. 2.6 ПДД РФ.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Как видите, порядок оформления ДТП с ранеными иной: первым делом, оказываем помощь пострадавшим, или даже отправляем их на попутке в больницу, или даже отвозим на своей машине. Далее: убирать с проезжей части транспортные средства можно только если объезд участвующих в ДТП машин невозможен, не забыв при этом зафиксировать на фото и видео положение авто и всех причастных предметов. Если есть свободная полоса или обочина для движения — оставляем машины неподвижными до приезда ГИБДД.

Иногда вызывать и ждать сотрудников на месте ДТП не представляется возможным (отдаленность места ДТП, отсутствие свободных экипажей ГАИ). Рассмотрим вариант самостоятельного оформления ДТП без пострадавших.

Как на практике?

Как видим, Административный регламент не указывает чёткого времени прибытия на место ДТП после вызова в 2020 году: ни полчаса, ни 2 часа, ни 10 и ни сутки и более. Указано просто, что сотрудники ГИБДД должны действовать незамедлительно. А как это незамедлительно, не указано, и ждать инспекторов приходится порой по много часов. На практике же могут быть случаи, когда:

  • другие ДТП, которые ДПС оформляют в порядке очереди (а может и пропуская «особо важных персон» вперёд), и ваш вызов 20-й по порядку, к примеру, остаётся только догадываться, сколько ещё придётся ждать ДПС,
  • отсутствие свободных патрулей, так как в вашем городе проводится мероприятие, и подавляющее их большинство стянуто для охраны общественного порядка туда,
  • не все экипажи ГАИ уполномочены оформлять документы по авариям, поэтому ждать приходится часто долго.

В каких случаях сотрудники ГИБДД обязаны выезжать на место ДТП, а в каких – нет? Действия водителей при аварии в тех или иных обстоятельствах

Невозможно применить общие отрезки времени, сколько времени можно дожидаться полицию на место происшествия, так как это зависит от многих факторов даже внутри одного города. Но если заключить в целом с большим плюсом/минусом, то можно сделать такой вывод:

  • в Москве ждать сотрудников ГИБДД, как правило, приходится меньше всего – от часа до 3-4 часов,
  • в крупных городах, включая Петербург, Самару, Краснодар, Екатеринбург, Казань и другие время ожидания может увеличиваться до 8-9 часов,
  • а в мелких городах происходит чаще всего полное самоуправство и использование предписания регламента в свою пользу, поэтому были случаи промедления ГАИ вплоть до суток и более.

Дело в том, что во многих подразделениях заинтересованы в том, чтобы вы оформились по европротоколу, поэтому умышленно могут медлить, чтобы не повадно было.

Вас также заинтересует:

  • Сколько времени может сотрудник ГИБДД удерживать водителя после остановки?
  • Обязан ли водитель открывать багажник инспектору ГИБДД?
  • Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать и проверять документы у пешеходов и пассажиров?

Как самому составить схему ДТП

Не нужно, наверное, объяснять. что от правильности и понятности схемы ДТП будет зависеть решение ГАИ о виновности того или иного участника. Поэтому:

  • Рисуем схему понятную и четкую.
  • Обязательна привязка положения ТС к объектам на местности (перекресткам, километровым столбам и т.п.)
  • Указываем длину тормозного пути
  • Обязательно указание даты и времени ДТП
  • Если участник ДТП только один (вид ДТП — наезд на препятствие и т.п.), необходимо указать двух свидетелей ДТП, они должны подписать схему.

На схеме следует обязательно зафиксировать:

  • ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газона, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
  • положения транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным дорожным объектам, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
  • направление движения участников ДТП до момента его наступления

Если ДТП оформляется сотрудниками ГАИ, они фиксируют следующие сведения:

Сотрудник ГИБДД должен подготовить:

  • Сведения о водителях и автомобилях, участвующих в ДТП;
  • объяснения участников и свидетелей ДТП;
  • перечень повреждений автомобилей в ходе ДТП;
  • рапорт, в котором указываются дополнительные сведения, которые могут иметь значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия решения по делу;
  • всем участникам ДТП должна быть выдана справка об участии в ДТП, вне зависимости от наличия вины;
  • если имело место административное правонарушение — возбуждается производство по делу об административном правонарушении (выносится определение или составляется протокол);
  • в некоторых случаях сразу может быть вынесено постановление об административном нарушении.

К материалам дела должны быть приложены путевой лист и/или договор аренды автомобиля, доверенность — если автомобилем управлял не собственник.

Добавим, что обычно экипаж приезжает к месту ДТП и составляет схему ДТП, затем участники отправляются в ведомственный отдел ГИБДД, где в спокойной обстановке фиксируются их объяснения, чуть позже (иногда на следующий день) на руки выдается справка о ДТП.

Не лишним будет самостоятельно записать данные свидетелей происшествия, даже если второй участник ДТП признает свою вину. Также запишите все возможные данные об участниках ДТП: ФИО, адреса и телефоны, номера ОСАГО и наименования страховых компаний.

Чем регулируется время выезда и прибытия?

Как мы уже говорили время выезда и прибытия сотрудников по сути ничем не регламентировано. Даже отчасти эти нормы не затрагиваются даже Приказом МВД №185, который детально регулирует данную деятельность.

Возможно мы еще увидим, какие-либо поправки по этому вопросу, но пока это довольно сложно. При изучении административного права в области деятельности ГИБДД стоит изучать, что его законодательства, как и наука периодически меняется. Так как это устоявшаяся система, то она изменяется медленно, чаще всего это обосновывается крупными политическими, социальными и экономическими изменениями. Тем не менее, изменения даже в существующих составах происходят, и на них стоит обращать пристальное внимание, так как это от этого могут завесить многие обстоятельства административных процедур.

Кроме того, уточним, что административное само отмечает на возможность изменения законодательства, так закон не имеет обратной силы. То есть, если во время совершения ДТП не было нормы, уточняющей, что это несоответствующее поведение сотрудника. В то же время, если во время ДТП — это деяние считалось таковым, а сейчас оно таковым не считается, то тогда человек опять-таки не может считаться недобросовестным водителем в данный момент. Таким образом, стоит обращать пристальное внимание на изменения законодательства не только с позиции того, чтобы правильно квалифицировать деяния и способствовать правильному раскрытию дел по дорожно-транспортным происшествиям, но еще и для того, чтобы реабилитировать теперь уже участников ДТП, и исключить возможность обвинения невиновных лиц в совершении дорожно-транспортных происшествий.

На этом же обстоятельстве стоит обратить внимание, что изменения в административном законодательстве не такое уж частое явление и пропустить данное событие в случае работы в данной сфере практически невозможно.

Еще раз вернемся к сложности вопроса поправок. Дело в том, что если регламентировать время, то это может привести больше бед, нежели плюсов. Да, время ожидания теоретически может измениться, но какой ценой. Если установить время в данном Приказе, но не будет учитываться, например, то что в мегаполисе сотрудники могут ехать 4 часа из-за большой загруженности, а в маленьком населенном пункте они могут приехать через 20 минут, так как здесь мало машин.

Если будет строго регламентировано время, то опять-таки многие сотрудники будут торопиться и делать свою работу некачественно. Подобные явление были в других сферах, как правило это приводило к немалому количеству бед. Так дела будут оформляться формально без разбора ситуации и должной оценки, а учитывая, что ДТП бывает достаточно спорными, то это приведет к большому количеству жалоб на сотрудников и саму систему.

Таким образом, нерегламентированное время возможно стоит расценивать не как отрицательное явление, а как целеустремлённое неурегулированные законодательными органами.

В то же время, если законодатель придумает возможность регулировки этого вопроса таким образом, чтобы, урегулировав время это не принесет никаких негативных последний, то это, естественно, будет положительным явлением.

В теории даже предлагаются, например, варианты установить данную норму следующим образом:

При выезде на место дорожного-транспортного происшествия сотрудник государственной автоинспекции должен явиться на место незамедлительно с учетом нагрузки. Максимальное время прибытие не может превышать:

  • — В городах от 1 миллиона человек – 2 часа;
  • — В городах до 1 миллиона человек – 1.5 часа;
  • — В городах до 500 тысяч человек – 1 часа;
  • — В городах до 100 тысяч человек – 40 минут часа;
  • — В городах до 50 тысяч человек – 30 минут часа;
  • — В населенных пунктах до 20 тысяч человек – 20 минут.

Даже при такой градации нельзя быть уверенным в просрочке. Во-первых, при подсчете могут возникнуть проблемы при граничных населениях. Например, если в городе 990 тысяч человек, то время на прибытие у сотрудника 1.5 часа, хотя по сути режим езды ничем не отличается от города, у которого 1 миллион человек, в котором дается 2 часа на прибытие. Кроме того, опять-таки сложно учесть обстоятельства, когда в один день может быть 100 аварий, а в другой 1000. Также нельзя забывать о климатических и погодных условиях, когда в дождь и снег движение замедленно, а значит сотрудникам более затруднительно попасть на место ДТП.

Таким образом, совершенствования законодательства, конечно же, требуется, тем не менее, это должно быть продумано и обоснованно, в ином случае отсутствие нормы о времени гораздо лучше, чем ее неграмотное присутствие.

В каких случаях сотрудники ГИБДД обязаны выезжать на место ДТП, а в каких – нет? Действия водителей при аварии в тех или иных обстоятельствах

Чтобы не проворонить возмещение ущерба по «ОСАГО»

Составление бланка извещения о ДТП

По Правила ОСАГО для получения возмещения по ОСАГО обязательно должен быть заполнен бланк извещения о ДТП. Такие бланки выдаются при заключении договоров об ОСАГО. Бланк заполняется либо один при двух участниках ДТП, либо каждый участник заполняет свою копию бланка.

В течение пяти рабочих дней эти бланки должны быть отправлены заказным письмом страховщику. Потерпевший одновременно с этим бланком направляет заявление о страховой выплате. К заявлению необходимо приложить справку о ДТП, выданную органами милиции, копию протокола и постановления об административном правонарушении, если таковое было в действиях виновника ДТП.

Что делать во время ожидания приезда ГИБДД

Ожидание приезда на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников ГИБДД выматывает. Многие водители начинают пытаться искать себе отвлеченные занятия, забывая, что во многом именно от их действий зависит результат разбора обстоятельств произошедшего ДТП.

Вне зависимости от того, какой именно способ оформления выбрал водитель авто, он обязательно должен заполнить Извещение о ДТП, которое позднее передается в страховую компанию.

Заполнение извещения

В соответствии с нормами законодательства, бланк извещения о ДТП должен выдаваться автомобилисту месте с полисом обязательного страхования ОСАГО. Данный документ представляет собой два скрепленных листа, один из которых самокопирующийся.

Заполнение лицевой части этого документа должно производиться шариковой ручкой. Почерк должен быть разборчивым, чтобы у сотрудников страховой компании не возникло никаких проблем с разбором написанного.

В соответствии с требованиями страхового законодательства, автомобилисты должны заполнять извещение о ДТП, вне зависимости от варианта оформления аварии. То есть, во время ожидания приезда сотрудников дорожной инспекции, автомобилисты могут заполнить лицевую часть документа.

Все пункты этого документа должны быть заполнены. В противном случае, страховщик может отказать в приеме извещения, а значит, автомобилист не сможет рассчитывать на получение страховой выплаты для восстановления своего автомобиля.

Вопреки существующему мнению, сотрудник ГИБДД, прибывший на место аварии, не будет заниматься заполнением извещения о ДТП. У полицейского есть ряд своих документов, составлением которых может заниматься только он (справка об аварии, протокол об административном правонарушении, постановление о привлечении к ответственности).

Поиск свидетелей

На самом деле, дорожно-транспортных происшествий, у которых не было хотя бы одного свидетеля, практически не бывает. Как показывает статистика, большая часть аварий случается в крупных городах, где весь транспорт движется в одном потоке. Соответственно, всегда есть очевидцы случившегося, которые при необходимости могут дать свои показания.

В большинстве европейских страх, свидетели ДТП самостоятельно звонят в полицию и сообщают о том, что они стали свидетелями аварии. Однако в Российской Федерации такое поведение практически не встречается.

Именно по этой причине участникам дорожно-транспортного происшествия приходится уговаривать свидетелей дать показания о том, то они видели. Зачастую, добиться свидетельских показаний можно только за вознаграждение.

Это очень неприятный подход, который ставит участников дорожно-транспортного происшествия в унизительное положение, которое итак отягчено нервным напряжением после столкновения.

Во время поиска свидетелей можно проверить припаркованные рядом автомобили. Возможно, на каком-то из них был работающий видеорегистратор, который зафиксировал ДТП. В случае судебного разбирательства, эта запись может быть приобщена к делу в качестве доказательства.

Фотофиксация

Еще одно полезное дело, которым может заняться автомобилист во время ожидания приезда сотрудников ГИБДД – фотофиксация места дорожно-транспортного происшествия.

Делая фотоснимки, автовладелец должен придерживаться некоторых правил. В частности:

  1. Все объекты на снимках должны быть сделаны с привязкой к месту, где произошло дорожно-транспортное происшествие, к номерному знаку автомобиля.
  2. Все фотографии должны быть четкими и понятными.
  3. Если у автомобилиста нет возможности четко сфотографировать обстоятельства случившегося, лучше отказаться от идеи сдать в страховую компанию получившиеся снимки, так как это решение может иметь обратный эффект, ведь страховщик может усомниться в помыслах автолюбителя и заподозрить мошеннические действия.
  4. Е сли водитель осуществляет съемку места дорожно-транспортного происшествия на смартфон, то необходимо включить геолокацию. В этом случае на снимке будет автоматически определяться конкретное место, в котором производится фотосъемка.

Оказание помощи пострадавшим

Если в результате ДТП есть пострадавшие, то первоочередная задача автолюбителя – оказать им первую помощь, вызвать на место происшествия скорую медицинскую помощь. Только после этого можно будет приступать к оформлению документов об аварии.

В соответствии с требованиями законодательства, если кто-либо из участников ДТП получил повреждения любой степени тяжести, оформление аварии по европротоколу не допускается.

Если дорожно-транспортное происшествие произошло в отдели от населенного пункта или у водителя по каким-либо причинам отсутствует возможность вызвать на место аварии скорую помощь, он может воспользоваться своим исключительным правом на оставление места ДТП, чтобы доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.

После этого автомобилист должен вернуться на место ДТП и дождаться приезда сотрудников ГИБДД.