В соответствии с Федеральным законом №196 — ФЗ «О безопасности Дорожного Движения» от 10.12.1995г., юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны анализировать и устранять причины ДТП (дорожно-транспортное происшествие), с участием эксплуатирующих ими транспортных средств (ст.20). Постановлением Правительства РФ №-647 от 29.06.1995 г. утверждены «Правила учета дорожно-транспортных происшествий». Любое ДТП, в независимости от места его происшествия, с участием автомобиля которое эксплуатирует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, подлежит учету.
Определение понятия
Обязательность фиксации сведений о произошедших дорожно-транспортных происшествиях закреплена в Постановлении Правительства Российской Федерации № 647 от 29.06.1995. Несмотря на давность этого документа, он не потерял актуальности. Вести журнал учета ДТП и нарушений ПДД обязано каждое юридическое лицо, владеющее служебным автомобилем. Постановление распространяет свое действие на все формы собственности предприятием. Книга состоит из двух глав. В первой фиксируется информация, подлежащая сопоставлению с базами ГИБДД. Вторая необходима для осуществления внутренних проверок.
Для чего нужен
Для определения значимости этого документа на предприятии следует помнить, что журнал учета аварийных ситуаций необходим для анализа транспортной безопасности. Помимо этого, изучение документа обеспечивает решение следующих задач.
- Осуществление проверки соблюдений ПДД.
- Выполнение сбора информации об аварийных участках путевого маршрута.
- Разработка комплекса мероприятий по предотвращению нештатных ситуаций на дорогах.
В книгу вносят любые виды ДТП на автомобильном транспорте, возникающие по пути следования. Не разделяют случаи по вине водителя, наличию пострадавших или погибших, погодным условиям и месту происшествия.
Анализ дорожно — транспортных происшествий. Виды анализа. Цель проведения
Основные цели анализа ДТП сводятся систематическому поиску возможностей предупреждения ДТП, а также к выявлению вины и определению меры наказания причастных к нему лиц.
Различают следующие виды анализа ДТП:
* анализ единичных ДТП (детерминированный, причинно — следственный, юридический анализ, экспертиза ДТП);
*анализ ДТП как массового явления (параметрический, вероятностный, статистический анализ).
Анализ единичных ДТП основан на детальном исследовании причин конкретного ДТП и его последствий, анализ ДТП как массового явления — на использовании учётных данных о ДТП, статистических данных о водителях, транспортных средствах и т.д.
Общая схема причинно-следственного подхода к анализу ДТП — построение модели механизма совершения ДТП, что позволяет выявить мероприятия по предупреждению ДТП.
Для анализа единичных ДТП с целью установления связи между фактом ДТП и нарушениями норм и правил, регламентирующих БДД (юридический анализ, экспертиза ДТП), возможности использования вероятностных оценок причинных связей очень ограничены, так как выводы анализа, являясь основанием для привлечения к уголовной ответственности, должны отвечать жёстким требованиям высокой степени достоверности.
При анализе ДТП как массового явления выясняется, каковы тенденции изменения показателей, характеризующих аварийность, с какими факторами сопряжен наибольший риск возникновения ДТП, на чём должны быть сконцентрированы усилия по их предупреждению.
На основании сопоставления различных показателей можно установить, какие факторы и условия повышают вероятность ДТП и насколько.
В качестве основного метода анализа аварийности применяется метод сопоставления, для использования которого нужно четко представлять, какие объекты, процессы, факторы следует сопоставлять между собой, по каким характеристикам, свойствам, показателям должно проводиться сопоставление, какая конкретная расчетная процедура должна быть положена в основу сопоставления.
Объектами сопоставления
являются:
* объединения, предприятия, организации, учреждения, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, при решении задачи по предупреждению ДТП в ДТК Российской Федерации;
* дороги различного значения и категорий, зоны обслуживания дорожных и коммунальных организаций, конкретные дороги, участки дорог, пересечения дорог и другие очаги аварийности и места концентрации ДТП при решении задачи совершенствования дорожных условий.
* категории и марки транспортных средств, характеристики их грузоподъёмности, вместимости, особенности эксплуатации и др. при решении задачи повышения активной и пассивной безопасности транспортных средств.
Для анализа аварийности используют абсолютные, удельные и относительные показатели.
Абсолютные показатели
образуются в результате накопления данных о единичных ДТП. Основное назначение абсолютных показателей — отражение масштабов аварийности, оценка ущерба от ДТП, анализ динамики аварийности. К абсолютным показателям относятся число ДТП, число погибших, число раненых, число ДТП из-за технической неисправности транспортных средств и др.
Для анализа аварийности необходимо использовать также абсолютные показатели, характеризующие условия, в которых осуществляется деятельность по ОБДД. Совокупность показателей, характеризующих эти условия, зависит от уровня управления БДД (федеральный, региональный, организаций, осуществляющей перевозочную деятельность), основными среди них являются следующие:
Это интересно: Договор на проведение аудита образец
* характеристики социально-экономического развития региона (территория, численность населения);
* численность, состояние и развитие парка транспортных средств; состояние и развитие дорожной сети (протяжённость дорог, интенсивность движения, в том числе по участкам дорог и в разные промежутки времени); наличие и эффективность системы оказания скорой медицинской помощи, контроля соблюдения требований БДД; число организаций, осуществляющих различные виды перевозочной деятельности;
* условия деятельности транспортных организаций (численность и структура парка; данные о маршрутах перевозок, численности, стаже, возрасте, квалификации водительского состава; наличие и организация предрейсовых медицинских осмотров и т.д.).
Удельные показатели
представляют собой процентную долю одного абсолютного показателя аварийности от другого. Наиболее часто используют удельный вес ДТП, совершённых водителями, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, в общем числе ДТП по вине водителей; удельный вес ДТП по вине водителей транспортных средств отдельных типов в общем числе ДТП по вине водителей; удельный вес ДТП отдельных видов в общем числе ДТП; удельный вес ДТП в городах, других населённых пунктах, на автомобильных дорогах в общем числе ДТП; удельный вес ДТП из-за определённого вида нарушений ПДД в общем числе ДТП; удельный вес пострадавших (погибших, раненных) разных категорий участников дорожного движения в общем числе пострадавших (погибших, раненных) и др.. Удельные показатели применяют для описания структуры аварийности.
Относительные показатели
образуются делением одного абсолютного показателя на другой. Наиболее часто используют такие относительные показатели, как число ДТП, погибших или раненных на 1млн км пробега транспортных средств, на 10 тыс. транспортных средств, на 10 тыс. водителей, на 100 тыс. населения, на 100км автомобильных дорог и т.д.
К основным методам анализа динамики аварийности относят оценку изменения показателей аварийности:
* по отношению к предшествующему периоду времени;
* отношению к базовому периоду времени;
* средним показателям, например, по средним за два последних пятилетних периода;
Изучение и сопоставление динамики изменения показателей аварийности производят для оценки результатов деятельности по ОБДД, выявлению неблагоприятных тенденций, являющихся основанием для дальнейшего анализа, направленного на выяснение причин этих неблагоприятных изменений с целью принятия необходимых предупредительных мер.
Анализ и предупреждение аварийных ситуаций
Особенностью журнала является то, что он предоставляет возможность проанализировать случившееся. Изучая эти сведения, собственник или уполномоченное лицо решает следующие вопросы:
- выявляет причины произошедших дорожно-транспортных происшествий;
- понимает аварийность состояния автомобилей;
- находит всевозможные неблагоприятные участки на пути следования транспорта;
- обнаруживает водителей, склонных к нарушению ПДД;
- создает мероприятия, повышающие уровень безопасности.
В качестве предупредительных мер водитель перед выездом обязан пройти инструктаж по соблюдению ПДД и охраны труда. Каждая проведенная беседа фиксируется подписью сотрудника в специальном бланке.
Общие требования к учету и анализу ДТП на предприятии.
В дальнейшем может оказаться так, что незначительная с виду фотография может потом оказать реальную помощь при разборе ДТП в органах ГИБДД или суде, т.к. на ней зафиксированы определенные доказательства невиновности (или вины) водителя Вашего предприятия. Конечно, на месте ДТП также будут работать и сотрудники ГИБДД, которые так же будут составлять схему ДТП, опрашивать участников ДТП, составлять Протоколы осмотра и т.п. Советую Вам лично присутствовать при составлении Схемы ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы Вы могли проконтролировать правильность ее составления, т.к. второй участник ДТП может быть их знакомым, рулетка у них может начинаться не с «нуля» и т.д. Если что-либо для Вас будет не ясно в их Схеме, то следует потребовать исправить неточности. Только после этого разрешаете водителю Вашего предприятия расписываться в ней.
Сверка с ГИБДД
Правила оформления журнала учета требуют сверки с ГИБДД по нарушениям ПДД и ДТП. Рекомендованная регулярность проверки — каждый месяц. В процессе изучения сведений можно выявить неточности во внесенной информации.
Для контроля Госавтоинспекция проверяет первый раздел журнала учета ДТП, где находятся сведения, подлежащие сверке с ГИБДД. При отсутствии этого документа организация может получить наказание за административное правонарушение. На нее налагается штраф в размере не менее 30 минимальных заработных плат.
Наказание за отсутствие журнала
Учитывая тот факт, что документ не просто должен быть на фирме по закону, но необходим и для ежемесячной сверки с ГИБДД, следует ожидать, что наказание за его отсутствие будет серьезным.
Читать также: Как штрафуют за разговор по телефону за рулем
Так и есть, ведь это является административным правонарушением, в наказание за которое грозит штраф от 30 минимальных оплат труда. Конечно, решение может быть и обжаловано, но если журнала и вправду нет, то это не имеет смысла.
Как фиксируется несоблюдение ПДД
Вносить данные о возникшей аварийной ситуации следует очень внимательно. Неточное или неполное заполнение журнала может быть расценено проверяющими органами как несоблюдение требований к ведению документа. Кем должны фиксироваться нарушения правил дорожного движения, рассмотрим далее.
Водителями
Чаще всего шоферы не привлекаются для оформления этих документов. В их ведении находятся только путевые листы. Заполняется журнал учета ДТП владельцами транспортных средств. Если водитель автомобиля является индивидуальным предпринимателем и единственным работником своей фирмы, то заполнением журнала он занимается самостоятельно.
Организациями
Чаще всего заполнение журнала учета ДТП организацией подразумевает наличие специалиста, отвечающего за соблюдение транспортной безопасности. В его задачи должно входить безошибочное оформление всей путевой документации. На основании таких записей производится анализ возникновения опасных ситуаций, а также подготовка комплекса мероприятий по их предотвращению. Журнал регистрации ДТП хранится на предприятии 3 года. При его отсутствии компания наказывается штрафом. Помимо бумажной версии, журнал учета ДТП на предприятии может быть в электронном виде.
Читать также: Статистика








