История зарождения автострахования

В 2020 году исполнится 120 лет со дня выдачи первого американского полиса автостраховки. Известная в штатах страховая фирма Travelers Insurance Company заключила с доктором Т. Мартином договор страхования автомобиля. Условия были просты: за 12 с четвертью доллара страхователю гарантировали выплату в 5 сотен долларов, если его автомобиль пострадает при столкновении с конным транспортом. Поскольку практически все население Америки передвигалось именно на лошадях, а автомобили приобретали состоятельные граждане, то подобная авария в 1898 г. была весьма вероятна.

На тот момент уже появились жертвы безлошадных экипажей, а одна из аварий, которая закончилась летальным исходом, попала во все газеты. Летом 1896 г. авто на скорости 6 км/ч сбило насмерть растерянную женщину. Причиной ДТП стала не скорость машины, а ограничение видимости для водителя из-за конных экипажей и шок дамы, которая впервые увидела повозку без лошади. Судьи после долгого разбирательства сошлись во мнении, что имел место несчастный случай, однако многие автолюбители задумались о безопасности на дороге.

Страхование американца было его собственной идеей, а также результатом простых подсчетов: в США на 20 млн. лошадей приходилось 4 тыс. авто. Пример находчивого доктора не стал заразительным. Потребовалось около 30-ти лет, чтобы наладился массовый выпуск машин на предприятиях Форда. В 20-х годах прошлого века автомобиль перестал быть редкостью и из предмета роскоши превратился в обычный транспорт. Власти Массачусетса в 1925 г. узаконили обязательное автострахование, причем компенсацию получала пострадавшая сторона, т.е. страховали ответственность автолюбителя перед пешеходами и другими участниками дорожного движения. Оставалась возможность застраховать и авто, но это было не обязательно. Законодательная инициатива автовладельцами была принята с энтузиазмом, поскольку машины по-прежнему стоили дорого, а опыта у водителей было мало.

Рекомендуем!  Временный полис ОСАГО

Европейские страны взяли на вооружение пример США, и к середине прошлого века практически во всех западноевропейских государствах действовал закон об обязательном автостраховании. Австрия в 1929 г. ввела страхование гражданской ответственности автолюбителей, а через год подобный законопроект одобрили и в Великобритании.

Автомобиль стал средством передвижения через границы, и возникла потребность узаконить универсальную автогражданку, которая была бы действительна во всей Европе. «Зеленая карта» стала страховым полисом, который более 50-ти лет гарантирует выплаты в любом европейском государстве. Название полис получил из-за светло-зеленого цвета бланков, которые выдаются водителям.

Как узнать свою страховую историю по ОСАГО в 2020 году

Как узнать свою страховую историю по ОСАГО в 2020 году

Как узнать свою страховую историю по ОСАГО в 2020 году

Как узнать свою страховую историю по ОСАГО в 2020 году

Как узнать свою страховую историю по ОСАГО в 2020 году

Как узнать свою страховую историю по ОСАГО в 2020 году

Преимущества и недостатки создания БСИ

Несколько лет назад страховщики хранили значения коэффициентов КБМ в собственных архивах, поэтому при переходе в новую страховую компанию водитель должен был взять специальную справку у предшествующего страховщика. В настоящее время все коэффициенты КБМ хранятся в централизованной базе данных российского союза автостраховщиков (РСА).
При этом проверить КБМ на официальном сайте РСА может любой водитель. Для этого перейдите на следующую страницу.

Введите фамилию, имя и отчество водителя, дату его рождения, а также серию и номер водительского удостоверения. Если серия удостоверения содержит буквы, то их следует вводить на английском языке.

Введите дату, начиная с которой Вы планируете заключить договор ОСАГО. Можете внести в поле текущую дату. После этого введите проверочный код и нажмите кнопку «Поиск».

Если полученная цифра совпала со значением, рассчитанным теоретически, то все в порядке. Если же проверка скидки КБМ в РСА дала неправильный результат, то придется заняться восстановлением КБМ.

  • Проверить КБМ Физических и Юридических лиц
  • Проверка КБМ полиса без ограничений списка водителей
  • Показывает предыдущий полис, страховую компанию и количество убытков

Как узнать свою страховую историю по ОСАГО в 2020 году

Данные о страховой истории всех водителей (автовладельцев) содержатся в единой автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА). Инструмент обеспечивает доступ к сведениям как страховщикам, так и страхователям. Тем не менее, ряд особенностей этой базы приводит к многочисленным случаям её некорректного использования.

«Обхитрить» электронный алгоритм

Потерянные скидки по ОСАГО

Невозможно полностью исключить ошибки при внесении сведений по десяткам миллионов договоров, оформляемым ежегодно.

Этот сервис рассчитан на пострадавших в ДТП лиц, которые желают выяснить, застрахован ли автомобиль участника аварии по договору ОСАГО. Любой посетитель сайта может проверить свой страховой полис, чтобы узнать, не стал ли он жертвой мошенников.

Автокод предлагает проверить полис ОСАГО по базе РСА. Наш сервис позволит:

  • Узнать номер страховки и серию полиса;
  • Проверить, до какого времени полис является действительным;
  • Узнать страховую компанию, которая оформила ОСАГО;
  • Узнать стоимость ОСАГО и налога.

Чтобы проверить страховку, необходимо указать VIN или государственный регистрационный номер авто. Информация предоставляется согласно данным из базы РСА.

Поддельная страховка ОСАГО не принадлежит страховой компании или числятся как потерянная. Естественно, такой полис не будет считаться действительным. Сервис «Автокод» позволит обнаружить проблемную ситуацию и вычислить недобросовестного страховщика. Эта информация будет полезна не только потенциальным покупателям машины, но и страховым агентам.

Пробить страховой полис ОСАГО по вину или номеру автомобиля можно прямо сейчас в окне вверху страницы.

Помимо информации об ОСАГО, в отчете будут данные:

  • из ПТС;
  • о пробеге;
  • о тех. осмотрах;
  • об ограничениях ГИБДД;
  • о штрафах;
  • о работе в такси;
  • о таможенной истории и многое другое.

Стоимость одного отчета составляет 349 рублей.

Автокод даёт ряд преимуществ желающим пробить данные полиса ОСАГО перед покупкой авто:

  • Возможность пробить страховой полис по ВИНу или рег.номеру;
  • Круглосуточная служба поддержки по бесплатному номеру;
  • Функционал сервиса доступен без регистрации;
  • Получение необходимой информации о номере полиса, месте страховки в режиме онлайн;
  • Оперативное предоставление данных в течение 5 минут;
  • Возможность проверить информацию о полисе самостоятельно, без помощи страхового агента;
  • Возможность узнать полную историю автомобиля.

Сервис «Атвокод» осуществляет проверку страхового полюса только через достоверный источник – базу РСА (Российский Союз Автостраховщиков). Другую информацию об автомобиле сервис получает также, только из официальных источников: ГИБДД, ЕАИСТО, Реестры такси, ФНС, ФТС, ФНП и др.

Проверить подлинность ОСАГО прямо сейчас!

Проверка КБМ может быть осуществлена в отношении любого водителя. Достаточно знать его инициалы, дату рождения и данные, которые идентифицируют его удостоверение. Такая проверка бесплатная и занимает 20-30 секунд.

Осуществляя проверку, необходимо убедиться, что вы даете правильную оценку изменениям своего потенциального КБМ. Он изменяется по следующим правилам:

  • Каждый год без аварий приносит увеличение скидки на 5%. Если вы пользовались полисом полгода и в середине срока его действия вписали в него свою супругу или другого водителя, скидка не положена.
  • Действие скидки продолжается в течение года, после того как полис ОСАГО окончится, она сгорит, если не продлить страхование.В этом случаенакапливать скидку придется заново.
  • Максимальная скидка может составлять 50%, а последний класс, который может быть присвоен водителю 13. Достигнув этого класса, в следующий класс вы уже не перейдете.

https://www.youtube.com/watch?v=3D4detWmrVw

Существует также возможность проверить коэффициент сразу для нескольких водителей и распечатать результаты проверки.

Проверку можно осуществить в любое время суток совершенно бесплатно. Данная база даст возможность также проверить подлинность полиса ОСАГО с целью выявить подделки и страховки, выполненные на украденных бланках.

Все сведения о выданных полисах ОСАГО хранятся в базе РСА. И если раньше, поменяв страховщика, можно было утаить сообщение, например, об аварии, то на сегодняшний день эти данные доступны.

Как узнать по полису, была ли машина в ДТП? При расчете страховки используются различные коэффициенты, в том числе КБМ (бонус-малус), который варьируется от 1 до 15 класса. Гражданин, который только сел за руль машины, получит 3 класс и коэффициент 1. В последующем, при безаварийной езде это значение обязательно будет понижаться, а класс расти.

То есть через год у него будет 4 класс, а коэффициент 0,95. Когда водитель становится участником ДТП, а вернее, его виновником, то класс автоматически снижается, так же, как и коэффициент. Обязательно между делом расспросите продавца, какая у него скидка по ОСАГО — это косвенно подтвердит или опровергнет ваши опасения.

Узнать по ОСАГО информацию о том, попадал ли автомобиль в аварию можно, но для этого нужно знать:

  • данные о водительском удостоверении;
  • ФИО гражданина;
  • дату его рождения.

Для проверки в нужной форме, выбранной на сайте РСА, во вкладке ОСАГО, раздел «Сведения для страхователей и потерпевших», необходимо заполнить предлагаемые пустые поля и нажать кнопку поиска.

VIN машины является ее идентификатором и располагается, как правило, в следующих местах:

  • под капотом;
  • в районе ветрового стекла (в нижней части);
  • на дверцах;
  • в салоне.

Найти его можно и в документации на автомобиль. Для этого попросите владельца машины предоставить вам ПТС или СТС, а после возьмите отсюда нужную информацию.

Проверка по номеру используется в случае приобретения транспорта, бывшего в употреблении. Если внешние признаки повреждений определить невозможно, но сомнения все же остались, то заинтересованный гражданин вправе воспользоваться сервисом ГИББД «Проверка транспортного средства». При введении идентификационных данных машины будет проведен контроль, в том числе, на участие в дорожно-транспортном происшествии.

  • Узнать номер страховки и серию полиса;
  • Проверить, до какого времени полис является действительным;
  • Узнать страховую компанию, которая оформила ОСАГО;
  • Узнать стоимость ОСАГО и налога.
  • из ПТС;
  • о пробеге;
  • о тех. осмотрах;
  • об ограничениях ГИБДД;
  • о штрафах;
  • о работе в такси;
  • о таможенной истории и многое другое.
  • Возможность пробить страховой полис по ВИНу или рег.номеру;
  • Круглосуточная служба поддержки по бесплатному номеру;
  • Функционал сервиса доступен без регистрации;
  • Получение необходимой информации о номере полиса, месте страховки в режиме онлайн;
  • Оперативное предоставление данных в течение 5 минут;
  • Возможность проверить информацию о полисе самостоятельно, без помощи страхового агента;
  • Возможность узнать полную историю автомобиля.
  • Правильный статус для действущей страховки — «находится у страхователя» (но если сразу после покупки статус всё ещё «находится у страховщика», то это может быть нормально — агент мог не успеть внести в базу изменения, подождите пару дней и только потом бейте тревогу). Однозначно «плохие статусы» полиса ОСАГО — это «утратил силу» (почему именно утратил силу можно будет подробнее посмотреть по проверке ниже) или «утерян».Получив ответ на запрос, страховая компания на основании полученной информации рассчитывает окончательную стоимость ОСАГО. Дело в том, в соответствие с законодательством и правилами страхования, водитель, который имеет безаварийный стаж вождения, каждый год имеет 5 процентную скидку на стоимость полиса. К сожалению, скидка не может составлять больше 50 процентов от базового тарифа ОСАГО.Сразу озвучили точный тариф.Убедитесь в наличии печати страховой компании на бланках.Этот вариант не самый информативный, он практически не изменился с того времени как РСА ввел онлайн проверку подлинности ОСАГО.



Возникновение автострахования в РФ

В конце 20-х годов прошлого века в России было слишком мало машин, чтобы инициатива об автостраховании могла претендовать на рассмотрение и утверждение на законодательном уровне. Лишь в конце 60-х число автомобилей возросло настолько, что вопрос о страховании рассматривался на уровне Совета Министров. В 1984 г. утверждено Постановление «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов», которое стало базой для создания «авто-комби». Это страховой договор, заключаемый гражданином на добровольной основе, при этом объектом страхования выступает не только авто, но и пассажиры, их имущество.

Дальнейшее развитие автострахование получило уже в России. В 1991 г. на добровольной основе внедрялось КАСКО, однако широкого распространения не получило. С 1993 г. в Госдуму стали поступать проекты законов об обязательном автостраховании. Сотрудниками Российского страхового надзора, Департамента транспорта готовился проект соответствующего законодательного акта. Период рассмотрения, изучения и модификации закона об автогражданке был длительным, акт вступил в силу только летом 2003 г., а внедрение проводилось в несколько этапов.

Как узнать свою страховую историю по ОСАГО в 2020 году

Как узнать свою страховую историю по ОСАГО в 2020 году

Как узнать свою страховую историю по ОСАГО в 2020 году

Как рассчитать КБМ?

Узнать КБМ любого водителя можно с помощью таблицы, приведенной выше:

  1. Начните расчет со строки, содержащей класс 3 (выделена красным).
  2. Каждый безаварийный год спускайтесь на одну строку ниже.
  3. Каждый аварийный год переходите на строку, соответствующую количеству страховых возмещений.
  4. Если водитель не был вписан в ОСАГО в течение года, то его класс становится равен 3.
  5. При использовании открытого полиса ОСАГО (с неограниченным числом водителей), КБМ меняется только для владельца автомобиля. Все остальные водители считаются не вписанными в ОСАГО.

Обратите внимание, таблица позволяет получить теоретическое значение КБМ. На практике значение КБМ зачастую может быть выше, чем при теоретическом расчете. Дело в том, что хитрые страховщики могут намеренно не вносить КБМ в базу данных РСА, чтобы получить больше денег за тот же самый страховой полис. При этом водители, плохо разбирающиеся в теме и предварительно не рассчитавшие стоимость ОСАГО, легко попадаются на удочку менеджера.

Отмечу, что при покупке ОСАГО мне неправильно рассчитывали стоимость страхового полиса в каждом втором случае. Если рассматривать каждый из случаев по отдельности, то кажется, что менеджер всего лишь допустил случайную ошибку. Однако на практике подобный обман, судя по всему, носит систематический характер.

  • В случае если водитель делал замену водительского удостоверения, страховая компания могла ошибочно не указать его новый номер в базе АИС РСА, что повлечет за собой обнуление КБМ и прировняет его к начальному уровню – 1
  • Человеческий фактор, к примеру, сотрудник страховой фирмы ошибся при вводе данных в АИС РСА. Такая ошибка, к сожалению, не редкость
  • Также, в случае ликвидации фирмы, последние данные по полису ОСАГО могут быть не внесены в РСА
  • Всю неверную информацию, внесенную в РСА, может исправить только страховая компания. Союз автостраховщиков выступает только как посредник между фирмой страхового рынка и водителем.


    Внедрение Закона об ОСАГО

    В 2000 г. депутаты Госдумы впервые заслушали законопроект, который регламентировал введение обязательного страхования гражданской ответственности в России. Принципиально новым фактором стало то, что страховой договор защищал не самого страхователя, а пострадавшего. Депутаты, рассматривая законопроект, ориентировались на статистику, согласно которой многие автолюбители были уверены, что никогда не спровоцируют ДТП. Это обусловило неготовность собственников автомобилей добровольно страховать риски пешеходов и других участников дорожного движения. Будущий закон предусматривал заключение договора ОСАГО для каждого владельца транспортного средства.

    Одной из главных проблем при утверждении закона стали тарифы. Длительное обоснование и согласование вопроса привело к тому, что закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40 был утвержден Госдумой и завизирован Президентом только 25 апреля 2002 г. Катализатором для принятия стали:

    • требования к потенциальным государствам-участникам, которые хотят стать членами Всемирной торговой организации. Одно из условий членства – наличие системы обязательного автострахования;
    • опыт государств Европы, в которых автострахование доказало свою эффективность в качестве системы финансового возмещения убытков;
    • рост рынка страхования в 90-е.

    Вступление в силу закона об автогражданке было отложено на 15 месяцев, чтобы автовладельцы смогли привыкнуть к новым реалиям страхования. При этом страховщики уже в 2003 г. почувствовали наплыв клиентов, поскольку многие водители, имеющие полисы добровольного страхования, шли в свою страховую компанию и за обязательной автогражданкой.

    В 2005 г. Закон об ОСАГО обсуждался в Конституционном суде. Заседание КС инициировали депутаты Государственной думы, Курултая Республики Алтай, Областной Думы Волгоградской области. Народные избранники указывали на незаконность обязательного автострахования, высокую стоимость полиса, который не по карману пенсионерам, а также на суммы страховых выплат, не покрывающие убыток. К депутатам присоединился и ростовчанин, который посчитал незаконным требование страховать несколько машин, если они находятся в собственности у одного владельца. Судьи отказали в исках и подтвердили законность автострахования, право государства формировать тарифы, однако обязали внести незначительную поправку в одну из статей. Страховые компании, потратившие солидные суммы на рекламу, обучение специалистов и страховые полисы, были удовлетворены решением суда.

    К проблемам, которые решает автогражданка, относятся:

    • гарантирование возмещения убытков пострадавшей при ДТП стороне;
    • страхование автовладельца от солидных сумм компенсации, которую он не в состоянии выплатить самостоятельно;
    • мотивация соблюдать правила дорожного движения.

    С 2020 г. оформление договора возможно по интернету, а распечатка полиса является действительной при проверке сотрудниками дорожной полиции. На сегодня законодательный акт дополняли и меняли более 25-ти раз, причем поправки 2020 г. не являются окончательными.

    В.А. Тарачев, презентовавший Закон об ОСАГО Госдуме в 2000 г. и занимавший пост заместителя главы Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, считает поправки к закону естественным процессом становления автострахования в России. Практическая реализация законодательных норм осложняется, по мнению депутата, отсутствием стандартов оценки убытков после аварии. Это дает возможность страховщикам занижать сумму компенсации. Также необходима база с информацией обо всех страховых случаях. Без нее любой водитель может избежать применения повышающего коэффициента, обратившись за полисом в новую страховую фирму. Что касается тарифов, то разработчик закона утверждает, что они не завышены, поскольку более 80% от собранных сумм страховые компании тратят на выплату компенсаций.

    Коэффициенты, используемые при расчете стоимости автогражданки

    Мнение эксперта

    Наталья Алексеевна

    Как было уже сказано, стоимость полиса зависит преимущественно от размера коэффициентов, участвующих в расчете. В соответствие с ФЗ «Об ОСАГО» именно эти коэффициенты и определяют конечную цену автогражданки.

    При оформлении полиса, точнее при его расчете, базовая тарифная ставка умножается на такие коэффициенты:

    1. Кт – коэффициент территориальности. Зависит от места регистрации автомобилиста. Так, для крупных населенных пунктов Кт выше, нежели в случае расчета ОСАГО для водителя небольшого городского поселка.
    2. Квс – коэффициент, учитывающий возраст и стаж водителя/водителей, вписанных в договор страхования.
    3. Км – коэффициент мощности ТС легкого типа. У машин с высокой мощностью этот коэффициент больше.
    4. Кс – коэффициент, учитывающий время эксплуатации автотранспорта.
    5. Кбм – коэффициент, учитывающий период безаварийно езды автомобилиста/автомобилистов.

    ОСАГО в Европе

    Европейские страховщики ориентированы на прибыль от размещения финансовых средств, полученных от страхователей. Проценты от вкладов – чистая прибыль страховых компаний. Около 90% взносов от клиентов идет на компенсации по страховым случаям, причем лимиты выплат в Европе намного выше, чем в РФ, а по некоторым пунктам сумма компенсации не ограничена. С 2002 г. в европейских странах государство перестало регулировать размер тарифов, данная функция выполняется страховщиками. Европейская автогражданка, которая изначально была ориентирована на транспортные средства (эта практика актуальна для РФ), на сегодня базируется на персонифицированном страховании, когда стоимость полиса определяется данными владельца авто.

    Страховой рынок Германии лидирует среди европейских по величине сбора премий. Обязательное страхование ответственности здесь узаконили в 1939 г. На сегодня полис немцам обходится недешево: собственник машины среднего класса, который в течение 3-х лет эксплуатировал авто без аварий и нарушений ДТП, должен платить от 1,2 тыс. до 1,5 тыс. евро ежегодно. Страховая фирма вправе снять деньги со счета клиента без его согласия, если полис просрочен и требуется переоформление. В качестве возмещения материального ущерба страховщик выплатит максимум 511 тыс. евро, а при нанесении вреда здоровью – до 2,5 млн. евро каждому пострадавшему. После аварии сотрудники полиции приезжают только при наличии пострадавших пассажиров или водителей. Вопросы материального ущерба находятся в ведомстве страховых компаний.

    Англия занимает вторую позицию по сумме ежегодных страховых сборов, автострахование стало обязательным с 1930 г. Столичному английскому таксисту приходится выплачивать 2 тыс. фунтов, чтобы покрыть ежегодную страховку, но в нее включены 2 полиса – ОСАГО и КАСКО. Материальный урон страховая компания компенсирует максимум на 250 тыс. фунтов, а за ущерб здоровью лимит не предусмотрен: сумма может быть любой, вплоть до нескольких миллионов. Выезжать на дорогу без полиса запрещено, причем в документе обязательно указаны все ДТП, в которые попадал водитель.

    Как узнать свою страховую историю по ОСАГО в 2020 году

    В Италии за полис обязательного автострахования потребуют до тысячи евро, окончательная стоимость зависит от ряда факторов, которые касаются автовладельца. Страховые выплаты при ущербе здоровью не ограничены, а материальные убытки страховщик покроет, если величина компенсации не превышает 775 тыс. евро. Амортизация авто при расчете суммы выплат не учитывается.

    Во Франции водитель, попавший в аварию, обязан правильно составить схему ДТП и отправить грамотное извещение в страховую компанию. Если пострадавших нет, то ждать и вызывать полицейских не нужно. Взнос по страхованию колеблется от 700 до 1000 евро, а максимальная компенсация убытка составит 460 тыс. евро. Выплаты за ущерб здоровью не ограничены, пострадавший, получив инвалидность из-за аварии, может рассчитывать на пожизненную пенсию от страховой фирмы.

    Испания с 2008 г. узаконила проверку полисов по ходу движения, причем штрафы за просроченный документ, его отсутствие сравнимы с полной годовой стоимостью страховки. Например, мотоциклиста оштрафуют на 1,25 тыс. евро, а водитель грузовой машины заплатить 2,6 тыс. евро.

    В Европе автовладельцы уже давно оформляют заявку на полис по интернету, а оригиналы документов получают по почте.

    Компенсационные выплаты

    Не производит «Росгосстрах» выплаты по делу компенсационного плана. Этим занимается РСА. Для компенсаций требуются следующие основания:

    • банкротство СК;
    • окончание срока ее лицензии;
    • не определен виновник в причинении ущерба потерпевшему;
    • у виновника отсутствует страховой полис любой СК, в том числе и «Росгосстрах».

    Выплата компенсаций касается страховки по ОСАГО. Они зависят от зарплаты и другого дохода потерпевшего лица, а также от расходов на лечение увечий, полученных при ДТП. Компенсационные выплаты, касающиеся жизни и здоровья застрахованных лиц, варьируются от 24 до 60 000 рублей.