Согласно статистике с официального сайта ГИБДД за 2018 год на дорогах РФ погибло около 18214 человек. Еще 214853 получили ранения разной степени тяжести. В этой статье будет рассмотрено, что грозит виновнику ДТП с пострадавшими легкой и средней степени тяжести, и что ему делать сразу после аварии. Также здесь можно найти информацию о выплатах по страховке участникам таких ДТП.
Особенности расследования ДТП
Особенности расследования дела о ДТП зависят от его обстоятельств:
-
живы ли и могут ли давать показания его участники;
- были ли очевидцы события;
- информативен ли осмотр места аварии, автомобилей, или нужно проводить экспертизы.
Иногда уже после выезда по адресу, составления протокола картина происшествия ясна. В иных случаях (гибель или побег одного из участников, противоречивые показания оставшегося в живых, свидетелей, отсутствие последних) нужны дополнительные меры для выяснения ситуации:
- выполнение автотехнической экспертизы;
- установление и поиск сбежавшего водителя, его задержание по горячим следам;
- идентификация транспорта, участвовавшего в аварии;
- проведение повторного осмотра места аварии;
- судебно-медицинская, криминалистическая экспертизы;
- более детальное изучение вещественных доказательств;
- поиск очевидцев, если они не объявляются сами;
- повторные допросы очевидцев;
- следственный эксперимент;
- анализ данных, полученных от видевших событие, участников, в результате экспертиз.
Рекомендуем прочитать об оформлении ДТП аварийным комиссаром. Из статьи вы узнаете о том, кто такие аварийные комиссары, их обязанностях, преимуществах оформления ДТП специалистом.
А здесь подробнее о том, в каких случаях лишают прав за ДТП.
Это интересно: Совершил ДТП и скрылся с места ДТП — какое наказание ожидать
Правильное оформление ДТП с пострадавшими лицами
Для того, чтобы расследование дорожно-транспортного происшествие было успешным, необходимо соблюдать правила, предусмотренные ПДД, начиная с того момента, как водитель впервые покинул свое авто, чтобы убедиться в наличии пострадавших.
Если автомобилист и пострадавший не смогут правильно действовать из-за стресса, а сотрудник ГИБДД допустит ошибки при оформлении документов, привлечь к ответственности виновника ДТП может быть невозможно.
Любое дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадали люди, должно оформляется в присутствии представителей правоохранительных органов. Вопреки существующему мнению, оформить такую аварию по европротоколу нельзя, даже если у пострадавшего есть всего несколько царапин.
Группа разбора ГИБДД
Группа разбора формируется в ГИБДД из сотрудников, специализирующихся на расследованиях обстоятельств автоаварий. Они должны рассмотреть предлагаемые им материалы дела, добыть новые данные, чтобы установить:
- как произошло событие;
- кто в нем виновен;
- какие правила и законы были нарушены водителем.
Группа административной практики может много сделать для прояснения обстоятельств аварии. Но иногда полицейские просто уговаривают водителя признать себя виновным, хотя это не так. У автомобилиста есть шанс избежать ошибки. Ведь решение группы не является окончательным, его можно обжаловать.
Дознаватель после ДТП
Дознаватель из ГИБДД вступает в расследование после ДТП, если выезжавший на место инспектор не выявил виновного. Этот сотрудник устанавливает дополнительные обстоятельства, вызывает участников, свидетелей, беседует с ними, принимает предъявленные водителями доказательства, назначает при необходимости экспертизы. Собственно, дознаватель – один из членов группы разбора. Он может закрыть дело, выявив виновного, либо передать его в суд.
Следователь по ДТП
Следователь работает по ДТП, если в происшествии серьезно пострадали или погибли люди. Тогда им заводится не административное, а уголовное дело. В компетенцию следователя также входят:
- выезд на место с целью осмотра, изъятия вещественных доказательств;
- оформление результатов процедуры;
- установление нескольких версий события;
- их проверка, то есть допросы участников, свидетелей, назначение экспертиз, следственных экспериментов, очных ставок;
- составление обвинительного заключения;
- отправка дела в суд.
Нюансы расследования транспортных происшествий
Порядок расследования данных дел детально описан выше. Но есть некоторые нюансы.
Первый касается того, когда человек, обоснованно подозреваемый в совершении преступления, скрылся.
В таком случае следователь обязан провести все следственные действия, вплоть до следственного эксперимента с потерпевшими, назначить и дождаться заключений всех экспертиз.
Далее проводятся неотложные следственные действия по установлению виновного, и дело приостанавливается до розыска обвиняемого.
Срок расследования ДТП если виновник скрылся, приостанавливается, и возобновляется после розыска обвиняемого. То есть двухмесячный срок начинает течь с момента розыска и задержания скрывшегося лица.
Последний нюанс касается вопроса, сколько длится расследование ДТП с пострадавшими.
По общей практике, как было указано выше, данная категория дел сначала возбуждается по факту, а после всех следственных действий, и эксперимента возбуждается в отношении конкретного лица.
Поэтому, такие дела могут расследоваться от одного месяца, до нескольких лет, в зависимости от сложности и объема работы по делу, которую необходимо выполнить следователю.
Нужно запомнить, что если следственные органы затягивают расследование, на их действия нужно писать обоснованные жалобы в прокуратуру и вышестоящему руководству. Как свидетельствует практика, после этого процесс расследования резко активизируется.
На практике различают уголовно-процессуальные и административные сроки расследования дел по ДТП. Во всех случаях расследование происшествий не должно превышать двух месяцев с момента фиксации правонарушения, или возбуждения уголовного дела в отношении лица (виновника).
Рассмотрение ДТП
Рассмотрение дела о ДТП включает в себя:
- выезд инспектора на место аварии, фиксацию и документирование обстоятельств ее совершения (протоколы осмотра, справка, выявление и опрос свидетелей, схема, фото), взятие объяснений с участников;
- анализ дознавателями информации из бумаг, составленных сотрудником ДПС, схемы происшествия, разъяснений водителей, актов медосвидетельствования;
- явку автомобилистов, попавших в аварию, для дачи показаний группе разбора ГИБДД, если на месте нельзя определить виновного и вынести постановление о нарушении, уплате штрафа;
- назначение и выполнение экспертиз, которые дадут ответы на возникшие в ходе рассмотрения вопросы (этот этап присутствует не всегда);
- оформление итогов анализа в виде постановления.
Водители-участники имеют право дополнять свои объяснения, спрашивать о непонятном, настаивать на привлечении к делу специалистов, записывать происходящее. Если кто-то не согласен с оформленным постановлением, его можно обжаловать в течение 10 дней после получения копии. За этим обращаются в суд или к вышестоящему руководству инспекции.
Это интересно: Установление виновника ДТП в судебном порядке — разбираемся вместе
Этапы оформления ДТП
Оформление аварии с пострадавшими должно проводиться в несколько этапов:
- Представители правоохранительных органов должны немедленно прибыть на место происшествия для фиксации обстоятельств ДТП.
- По приезду сотрудников дорожной инспекции на место происшествия, ими составляется схема аварии. Составление этого документа происходит на основании увиденной ими картины места, показаний свидетелей.
При этом дорожный инспектор должен уточнить точное время, когда произошло дорожно-транспортное происшествие, а также точное положение пострадавшего до и после аварии.
Все полученные сведения должны быть подтверждены показаниями свидетелей случившегося под их подпись. - На специальном бланке составляется протокол осмотра дорожно-транспортного происшествия.
- Следующий шаг – проверка транспортного средства. На этом этапе сотрудники ГИБДД должны убедиться, что машина была технически исправна на момент столкновения. Конечно, на месте аварии сотрудник может провести только поверхностный осмотр автомобиля, если инспектор сочтет нужным полностью проверить авто, оно должно быть направлено на дополнительную экспертизу.
Данный фактор имеет большое значение в тех случаях, когда речь идет о только что отремонтированном транспортном средстве или автомобиле, купленном из салона. В этом случае при обнаружении факта технической неисправности транспорта, автомобилист не будет нести ответственность. - Далее сотрудники ГИБДД ищут свидетелей случившегося. Это могут быть пешеходы, лица, находившиеся в салоне автомобиля в момент столкновения, другие водители. Также в качестве свидетелей привлекаются автомобилисты, видеорегистраторы которых зафиксировали момент столкновения.
- В некоторых случаях сотрудники ГИБДД отправляют автолюбителя для прохождения медицинского освидетельствования (если имеются основания полагать, что он находится в состоянии алкогольного или иного опьянения).
- По окончании всех этих мероприятий, сотрудник ГИБДД выдает всем участникам дорожно-транспортного происшествия справку о ДТП, которая может быть передана в страховую компанию для расчета компенсационной выплаты.
Срок и порядок расследования аварии с пострадавшими
Время в таких случаях имеет большое значение. Сроки рассмотрения дела напрямую зависят от того, какое наказание хотят применить в отношении гражданина — административное или уголовное. В первом случае дело должно быть рассмотрено в течение 1 месяца с момента его возбуждения. Правило закреплено в ст. 28.7 КоАП РФ. В исключительных случаях период могут пролонгировать. Если в ДТП пострадали люди, закон позволяет продлить разбирательство на срок до полугода.
Если есть погибшие, или был нанесен тяжкий вред здоровью, расследование будет осуществляться в рамках уголовного производства. Это отразится на сроках рассмотрения дела. Процесс регламентирует статья 162 УПК РФ. Она устанавливает следующие правила осуществления разбирательства:
- дело рассматривается в течение 2 месяцев с момента открытия;
- при необходимости, срок может быть продлен еще на 3 месяца;
- в особо сложных ситуациях допускается пролонгация периода до 1 года.
Административное расследование осуществляется в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ. Если расследование осуществляется в рамках уголовного разбирательства, процесс регламентирует глава 22 УПК РФ. Наличие пострадавших при аварии приведет к возникновению необходимости в выполнении сотрудниками ГИБДД следующих действий:
- Выполняется осмотр места происшествия. Помимо изучения автомобилей и их деталей, во внимание принимаются пятна крови и части одежды пострадавших. Если имеются погибшие, изучается положение их тел.
- Проводится следственный эксперимент. На этом этапе восстанавливается картина происшествия. Эксперимент позволит выяснить, что слышали и видели участники аварии в момент её наступления. Это даст возможность определить, могли ли спровоцировать происшествие внешние факторы.
- Осуществляется экспертиза. На этом этапе к расследованию привлекаются специалисты, позволяющие установить или опровергнуть те или иные факты. С их помощью устанавливается точное место аварии, скорость движения ТС и вид автомобиля, если виновник скрылся.
На основании полученных данных принимается решение о признании одного из участников ДТП виновным и избирается мера наказания.
Срок давности при аварии с пострадавшим человеком не устанавливается. Такое правило закреплено в ст. 208 ГК РФ. Если был причинен вред жизни или здоровью гражданина, обратиться в суд можно в любой момент вне зависимости от того, сколько времени прошло с момента происшествия.
Как происходит разбор ДТП в ГИБДД
Разбор ДТП в ГИБДД с участием сформированной с этой целью группы происходит в несколько этапов:
- сотрудники сначала без участия виновной и пострадавшей сторон изучают документы по аварии;
- оповещают о дате и месте проведения дальнейшей процедуры водителей;
- в назначенное время их приглашают в кабинет, где дают возможность еще раз описать собственное видение ситуации;
- автомобилисты предоставляют доказательства своей правоты (фотографии, видео, свидетельские показания), могут требовать назначение экспертизы;
- ответ на ходатайство группа разбора должна дать тут же и в письменном виде;
- если назначается экспертиза, ждут ее заключения, после чего устанавливается виновник;
- оформляется постановление.
Водителей могут пригласить на группу разбора по одному или вместе. Второй вариант больше похож на очную ставку, но нарушения закона в этом нет. Иногда так проще и точнее устанавливается истина.
Легкая степень
Согласно п.1 ст.12.24 КоАП, водитель, виновный в совершении автоаварии, в которой участники получили легкую степень вреда здоровью, несет административную ответственность.
Легкие телесные повреждения – это те, при которых:
- здоровье утрачено на короткий срок;
- трудоспособность утрачивается малозначительно и на срок до 3 недель.
Оценкой степени повреждения занимается медицинский эксперт. Если травмированный проходит лечение в стационаре, то заключение строится на основе медицинских документов. При амбулаторном лечении пострадавший приходит на экспертизу сам.
Порядок расследования ДТП по административному и уголовному нарушению
Порядок расследования дела о ДТП по административному нарушению состоит из:
- осмотра инспектором ГИБДД места, автомобилей;
- составления протоколов;
- оформления постановления о нарушении, если один из автомобилистов признал вину;
- передачи документов в группу разбора или дознавателю, когда оба водителя считают себя потерпевшими;
- изучения этой инстанцией обстоятельств аварии;
- вынесения постановления;
- исполнения его виновником или обжалования им решения.
Если есть погибшие или тяжело пострадавшие, сотрудник ДПС вызывает на место следственную группу, так как уже рассматривают уголовное дело. Осмотр и фиксация обстоятельств аварии производятся криминалистом, следователем. Последний открывает уголовное дело, в рамках которого допрашивает участников, свидетелей, назначает экспертизы. По его поручениям работают дознаватели. Когда виновный в аварии установлен, дело передают в суд.
Кто обязан оплачивать эвакуатор
Часто автомобили, пострадавшие во время аварии, не могут самостоятельно покинуть место ДТП из-за полученных повреждений. Чтобы доставить транспортные средства в мастерскую, необходимо вызвать эвакуатор. Услуга платная. Однако в критической ситуации стороны могут начать разбираться, кто оплачивает эвакуатор при ДТП. В таких случаях лучше не спорить, так как расходы можно истребовать по ОСАГО. Так, в п. 4.12 Правил говорится:
При причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежат:
- в случае полной гибели имущества потерпевшего — действительная стоимость имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков, в случае повреждения имущества — расходы, необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая;
- иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом (в том числе эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в медицинскую организацию).
Из вышеуказанного следует, что обязанность по оплате эвакуатора лежит на виновнике происшествия.
Сроки расследования
На расследование обстоятельств происшествия закон дает один месяц. Срок отсчитывается с момента вынесения определения. В ряде случаев указанный период увеличивается. Если в ДТП нет пострадавших, то срок рассмотрения могут удвоить.
Запомните! Если в результате происшествия людям причинен вред здоровью средней и тяжелой степени, то срок может увеличиться до полугода.
Продление срока сопровождается составлением акта следователем.
В бумаге он указывает:
- причину продления расследования и точную дату продления;
- должность и фамилию лица, который продлил время рассмотрения;
- дату и место принятия решения;
- подпись руководителя структурного подразделения.
Копия бумаги передается всем участникам ДТП. До окончания следственных действий страховые компании выплаты не производят.
Посмотрите видео. Кто компенсирует ущерб здоровью при ДТП с пострадавшими:
Служебное расследование ДТП
В аварии попадают не только водители на личных авто, но и те, что управляют служебным транспортом. В таких случаях расследованием в рамках административного или уголовного дела не ограничиваются. Проводят и служебное, которое не отменяет необходимости участия полиции или следователя. Его цель – выяснить обстоятельства аварии и роль в ней работающего в фирме водителя. Это нужно потому, что часть ответственности за ДТП может пасть и на руководство предприятия.
Процедура регламентируется Приказом Минавтотранса РСФСР №49 от г. и имеет определенный порядок:
- Водитель служебного автомобиля может позвонить на место работы сразу после ДТП. Сотрудник организации приезжает прямо туда.
- Он может опросить свидетелей, увидеть подробности места аварии. Ему разрешается выполнить фотосъемку и видео обстановки, автомобилей.
- По результатам этих действий уполномоченным сотрудником оформляется часть акта расследования ДТП на предприятии. Помочь ему обязаны и сотрудники ГИБДД информированием об относящихся к случившемуся сведений. От них же представитель организации, которой принадлежит один из автомобилей-участников, получает копии протокола, справок и других документов по делу.
- Материалы направляются в комиссию, созданную в организации.
В него вносят сведения о членах комиссии и участниках аварии, а также транспортных средствах. В документе описывают обстоятельства происшествия, состояние дороги, относящейся к ней инфраструктуры. Учитывают также погодные условия, в которых произошла авария, освещенность участка.
Не менее важны сведения о водителе, пройденном им до поездки медосмотре, квалификации работника, дисциплинированности или ее отсутствии. Это тоже указывают в акте вместе с описанием состояния служебного авто, годом выпуска.
- На основании выводов расследования устанавливают причину ДТП. Затем необходимо определить перечень действий, которые помогут избегать подобного в будущем. Это тоже указывают в акте.
Если водитель виновен, наказанию могут подвергнуться и ответственные лица предприятия. Им инкриминируют соответствующие статьи КоАП или УК РФ.
Служебная процедура должна завершиться в течение 5 дней. О ее результатах оповещают каждого работника предприятия.
Кто ведет расследование по факту ДТП
Сначала ДТП оформляют сотрудники ДПС, следователь и эксперты-криминалисты. По завершении процесса дознания дело передается следователю. Водителя, скрывшегося с места аварии, разыскивают сотрудники уголовного розыска.
Расследование ДТП на предприятии
Расследование ДТП, проводимое на предприятии, должно начаться сразу после того, как о событии станет известно, по письменному приказу руководителя. Процедура длится до 5 дней. Если пострадали люди, период служебного выяснения может быть увеличен. Как это происходит:
-
представитель организации, сотрудник которой попал в аварию, приезжает туда, где она случилась;
- он должен поговорить со свидетелями, полицией, сделать фото места происшествия;
- сотрудники ГИБДД передают ему копии документов, имеющих отношение к событию;
- дальше к делу приступает комиссия предприятия по расследованию, которая рассматривает обстоятельства аварии, выявляет соблюдение или нарушение водителем ПДД, учитывает погодные, дорожные условия, прочие нюансы;
- ею составляется акт, который может быть использован потом в суде, если до него дойдет дело.
Водителю служебного авто следует сообщить на службу о ДТП сразу после произошедшего, чтобы сотрудник фирмы мог приехать и осуществить необходимые для расследования действия. Это важно для самого участника аварии. Ведь предприятие заинтересовано в объективном рассмотрении и не позволит напрасно обвинить своего водителя.
Административное расследование ДТП
Административное расследование по поводу ДТП – это действия полиции, направленные на выяснение его обстоятельств, когда:
- нанесен вред имуществу;
- установлен легкий либо средней тяжести урон здоровью участников;
- между последними есть разногласия в определении виновного.
Оно начинается после оформления определения о деле. А этот документ составляется, когда место происшествия осмотрено инспектором, опрошены участники, очевидцы, сделаны фото и видеосъемка. Определение представляет собой заполненный бланк, где указывают:
- дату и должность составившего его сотрудника;
- причину возбуждения дела;
- обстоятельства, вызвавшие эту необходимость;
- статью закона, которая должна быть применена в данном случае.
Копии документа получают потерпевший и виновник ДТП.
Дальше расследованием занимается отдел дознания. Из его сотрудников формируется группа разбора, которая изучает протоколы, акты, показания свидетелей, беседует с ними. Это подразделение может назначить экспертизы, обязательно вызывает для объяснений участников аварии. Если в ходе ДТП причинен вред здоровью, полицейские обращаются за справками и заключениями в медучреждение. На все это нужно от 3 суток до 30 дней.
В исключительных случаях период административного расследования может быть продлен по ходатайству ведущего дело в адрес вышестоящего руководителя. Если в ДТП нет раненых, период увеличивают еще на 1 месяц.
При наличии пострадавших административное расследование может длиться до полугода. Его итогом становится протокол о соответствующем нарушении закона, если оно было совершено водителем. Документ направляют в суд. При отсутствии административного проступка выносится постановление о прекращении дела.
Как вести себя в ГИБДД при разборе
Водителю следует вести себя при разборе аварии в ГИБДД так, как позволяет ему ст.25.1 КоАП РФ:
-
требовать материалы дела для рассмотрения;
- объяснять свое видение ситуации, причины аварии, иные имеющее к ней отношение нюансы;
- предъявлять выполненные на месте фотоснимки, видео с регистратора, другие доказательства, настаивать на их рассмотрении;
- явиться на разбор с адвокатом;
- требовать проведения экспертизы или привлечения к разбирательству свидетелей;
- ознакомиться с постановлением административной группы и подписать его;
- опротестовать документ у руководства ГИБДД или в суде.
Можно также прийти на разбор, но не давать показаний против себя. Право предоставляется ст.51 Конституции РФ. Игнорировать необходимость явки не следует. Разбор может состояться без участника аварии, как и принятие решения, но в этом случае он не повлияет ни на то, ни на другое. В целом важно вести себя не как наблюдатель или заранее виновный, а как полноправный участник процедуры, не поддаваться давлению полицейских.