Несоответствия в законе
С 2012 года в России введён запрет на тонировку передних стёкол любых автомобилей. В том числе и ведомственных. Неоднократно сообщалось, что запрет на тонировку является одной из мер, способствующих быстрому распознаванию террористов и других людей с криминальной биографией. При этом неизвестно, что стоит на первом месте — безопасность водителей или сотрудников ГИБДД.
Прежде всего нужно определиться: тонировка разрешена или нет? Полностью тонировка стекло автомобиля в России не запрещена, согласно ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ запрещено управлять автомобилем, если светопропускание установленных на нем стекол не соответствует требованиям, установленным специальным нормативным документом: техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, принятым Решением Комиссии Таможенного союза №877 от 09.12.2011г.
Требования к тонировке приведены в таблице.
Деталь | Светопропускание и иные требования |
Стекло ветровое, а также стекла, обеспечивающие переднюю обзорность водителя | 70%
60% — для бронированных автомобилей |
Задние стекла | Аналогично
Правило не применяется для ТС категории М1 только в том случае, если автомобиль оборудован двумя наружными зеркалами заднего вида |
Стекла с покрытием, создающим зеркальный эффект | Применение запрещено |
Верхняя светозащитная, затемняющая полоса на ветровом стекле | Ширина — не более 14 см, требований к светопропусканию нет |
Таким образом, зеркальная тонировка полностью запрещена.
В п. 7.3 Приложения к Правилам дорожного движения есть отсылка к ГОСТ 5727-88, по которому должна определяться светопропускание. В этом документе указано, что данный показательно для ветровых стекло не должен составлять менее 75%. Однако этот документ утратил силу с 2015 года. В КоАП упоминается новый регламент, также введен ГОСТ 32565-2013, но ссылка в ПДД на отмененный документ до сих пор остается.
Закон о техосмотре с 2020 года – новые правила начнут применяться с 8 июня
Процедура проверки транспортного средства на соответствие тонировки предъявляемым требованиям регламентирована в следующих подзаконных актах:
- Административный регламент (далее — регламент), утвержденный приказом МВД №664 от 23.08.2017г., в котором установлены полномочия ГИБДД;
- ГОСТ 32565-2013, где в п. 7.8 указано, как проводится определение светопропускания, в том числе, перечислены требования к приборам и процедура проведения испытания. Так, испытание должно быть проведено в трех разных точках образца. Действующие свидетельства о внесении в реестр измерительных приборов (с перечнем можно ознакомиться на сайте Росстандарта) имеют следующие светоизмерительные приборы: Тоник, Блик-Н, Свет.
Основанием для остановки транспортного средства согласно п. 84 Регламента является, в том числе визуально установленное сотрудником ГИБДД нарушение требований к безопасности дорожного движения. Основания проверки ТС перечислены в п. 111 и в их числе указано визуальное обнаружение признаков правонарушения, указанного в ст. 12.5 КоАП РФ.
Как и любое другое решение ГИБДД штраф за тонировку можно обжаловать. На это дается 10 дней с момента получения постановления. Для подтверждения своих доводов в качестве доказательства можно использовать результаты замеров, произведенных по инициативе водителя.
Вопрос-ответ. Правда, что Верховный суд запретил требовать документы у водителя без нарушения ПДД?
Остановить и наказать
Забегая вперёд, стоит сразу пояснить, что большинство водителей штраф за тонировку в 500 рублей никогда не пугал. Кроме того, если успеть оплатить сумму, вписанную в протокол «со скидкой», то нарушение обойдётся всего в 250 рублей. В 2012 году борьба с тонировкой вышла на новый уровень. К штрафу в 500 рублей добавилось снятие номеров.
Опыт других стран
Во многих странах мира само понятие штрафа за тонировку отсутствует как таковое. В американском штате Калифорния, который славится высокими температурами в силу своего расположения, есть такая организация, как Калифорнийский совет по воздушным ресурсам (California Air Resources Board). Ещё в 2012 году, когда губернатором был Арнольд Шварценеггер, тонирование передних стёкол было не просто разрешено повсеместно. Американские власти пошли дальше — владельцам таких автомобилей снизили налоговые выплаты и предложили скидку при оформлении страховки.
Американцы подсчитали, что обязательную тонировку следует ввести на автомобили массой до 4,5 тонны. После вступления закона в силу в Калифорнии разрешили ездить на автомобилях с тонировкой не менее 55 процентов светопропускаемости, однако в 2017 году этот показатель снизили до 40 процентов. Причины такого шага были просты — салон автомобилей в тонировке медленнее нагревается и быстрее остывает.
Депутат законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров в качестве обоснования полного запрета тонировки привел опыт некоторых стран Европы и Северного Кавказа, где затемнение стекол запрещено полностью в целях предотвращения террористических акций. В Финляндии тонировка авто не запрещена, требования по светопропускаемости стекол практически аналогичные российским (75% — для ветрового и 70 — для передних боковых), однако наказание более серьезное – штраф в размере 500 евро.
Закон о разрешении тонировки 2020 года, скорее всего, не будет принят, к этому нет предпосылок. Однако нет и никаких известий о планировании ужесточения наказания или полном запрете тонировки.
Почему водителей не пугает штраф
Размер санкции за тонировку «не по правилам» на сегодняшний день достаточно небольшой – всего 500 рублей. Многие водители используют съемную тонировку, которую можно оперативно снять и тем самым избежать наказания. При этом в статье 12.5 КоАП РФ не предусмотрено увеличение ответственности при повторном нарушении.
Однако в последние годы сотрудники ГИБДД в целях устранения «незаконной» тонировки применяют следующую схему: выписывают штраф и одновременно требование об устранении обстоятельств, послуживших основанием для совершения правонарушения, на основании норм закона «О полиции» — убрать тонировку. При повторной обстановке спустя установленный срок водителя привлекают уже по ч.1 ст. 19.