Проверка на дороге ГИБДД: по какому праву?
Единственный документ, которым должен руководствоваться водитель, — Правила дорожного движения. Остальные он знать не обязан. Но чтобы быть во всеоружии, некоторые положения Закона о полиции лучше усвоить заранее. Ведь довольно часто инспекторы ДПС пользуются безграмотностью автовладельцев и творят, что хотят.
КОГДА СОТРУДНИК ГИБДД ИМЕЕТ ПРАВО ОСТАНОВИТЬ АВТОМОБИЛЬ: ВСЕМ СТОЯТЬ!
Для проверки документов — водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира — автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном — см. пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185). На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам: если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.
Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) — проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.
Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА ГИБДД И ВОДИТЕЛЯ: ВСЁ ПО ПРАВИЛАМ
Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД). В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить. Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.
Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола. Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления. О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.
Досмотр ТС могут проводить только в присутствии владельца автомобиля и двух понятых, обязательно составление протокола.
Примерно так же проводят досмотр транспортного средства (статья 27.9 КоАП РФ). И здесь обязательно присутствие понятых, составление протокола в письменном виде. Досматривают авто только на глазах владельца-водителя!
Если инспектор решил сам поковыряться в багажнике, это уже не досмотр, а обыск. А он возможен только с санкции суда или прокурора. Советую спокойно напомнить инспектору о порядке досмотра. Если ваше замечание не подействовало, звоните опять же по телефону доверия.
Часто инспекторов беспокоит наличие знака аварийной остановки, аптечки, огнетушителя. Здесь хочу напомнить: пункт 2.1.1 ПДД содержит исчерпывающий перечень документов, которые водитель обязан предъявить инспектору, — нет в нем никаких аптечек, аварийных знаков и огнетушителей. Всё это контролируют при техническом осмотре. Да и сам водитель, прежде чем сесть за руль, обязан проверить техническое состояние машины. Мы ведь все так поступаем, правда?
А поэтому потребовать открыть багажник «просто так, посмотреть» инспектор не вправе. Есть основания подозревать водителя в перевозке чего-то запрещенного? Пусть вызывает двух понятых и составляет протокол досмотра. Иначе — никак. К слову сказать, понятыми не могут быть напарники инспектора. Есть еще один ход, с помощью которого полицейский может попытаться заглянуть под капот или в багажник — сверка номеров двигателя и кузова. Проводить так называемую проверку технического состояния транспортного средства в соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД № 185) имеет право лишь инспектор технического контроля — на стационарных постах, с использованием специального оборудования. Впрочем, сверить идентификационные номера инспектор ДПС может, но только визуально. То есть заглянул под капот, посмотрел номер, сравнил его с тем, что указан в документах (или есть у полицейского в компьютере, в базе данных) — и всё. Заставить водителя чистить номер у него права нет!
ПСИХОЛОГ В ПОГОНАХ
Бывает, что инспектор — особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, — занимает выжидательную позицию. Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ. По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф — 20 000 рублей!
И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.
Для них подойдут любые носители. Жалобу направляем в вышестоящее подразделение ГИБДД или в прокуратуру по месту остановки транспортного средства. И лучше продублировать ее на сайте ГАИ… Но, надеюсь, в большинстве случаев до этого не дойдет. По своему опыту могу сказать: спокойствие водителя, основанное на знании нормативных актов, остудит излишне ретивых инспекторов ДПС.
Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля
Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля
При остановке транспортного средства автолюбители имеют ряд прав, а инспектор — ряд обязанностей. До этого момента мною часто обсуждались права, которые имеют водители при составлении протоколов и вынесении постановлений. Однако ряд важных прав повляется у автолюбителя уже сразу после остановки транспортного средства, то есть ещё до составления первого протокола.
Для выяснения тех прав, которые есть у водителей при останове автомобиля нужно обратиться к Административному регламенту ГИБДД от 02.03.2009г. №185 (далее — Регламент ГИБДД).
Прочитав Регламент ГИБДД, мы узнаем что:
Во-первых, инспектор ДПС обязан уважительно относиться ко всем остановленным автолюбителям. Он обязан обращаться к автолюбителям на «Вы», быть вежливым, тактичным и объективным (пункт 19 Регламента ГИБДД).
Там же в Регламенте ГИБДД предусмотрена обязанность инспектора излагать в понятной форме все свои просьбы и требования. При этом инспектор обязан исключать из своей деятельности все ситуации, когда автолюбитель может неправильно его понять. Он не должен умалчивать какие-либо важные сведения, не должен вводить автолюбителя в заблуждение или использовать при общении уловки. Пренебрежение к автомобилисту, неправомерное «давление», завуалированные угрозы – недопустимы. Такие незаконные действия могут привести не только к дисциплинарной ответственности инспектора, но и к отмене составленного протокола.
Во-вторых, сотрудник обязан строго соблюдать закон (там же в Регламенте ГИБДД). Не должны допускаться нарушения процессуальных норм под видом необходимости привлечения «правонарушителя» к ответственности. Допущенные при получении доказательств нарушения должны приводить к исключению их из доказательной базы (часть 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В-третьих, в соответствии с пунктом 20 Регламента ГИБДД, сразу после остановки транспортного средства инспектор обязан представиться (сообщить свою должность, звание и фамилию). Сразу после этого он должен сообщить автолюбителю причину и цель обращения. Говорить инспектор должен громко и чётко.
Если автолюбитель не услышал что-то, то инспектор ДПС обязан повторить сообщаемые сведения. Он не имеет права уклоняться от исполнения вышеуказанной обязанности путём произнесения сообщаемых сведений скороговоркой, шёпотом, невнятно. Такие действия будут означать, что сотрудник не исполнил свою обязанность, а значить допустил нарушение.
Поскольку «остановка автомобиля» — принудительное действие, а значить ограничивает права автолюбителя, то инспектор обязан разъяснить остановленному автомобилисту основание и повод такого ограничения, а также права и обязанности, возникающие в связи с данными ограничениями (абзац 3 пункта 20 Регламента ГИБДД).
В-четвёртых, если автомобилист попросил автоинспектора предъявить служебное удостоверение, то он должен сделать это незамедлительно (абзац 5 пункта 20 Регламента ГИБДД). Для изучения текста служебного удостоверения автолюбителю должно быть предоставлено достаточное время. Недопустимым будет быстро взмахнуть удостоверением перед глазами автомобилиста, так чтобы он ничего не успел прочитать. Такое действие не будет считаться «предъявлением удостоверения».
В-пятых, все сигналы со стороны инспектора (например, сигнал об остановке автомобиля) должны быть четкими и понятными. Это требование пункта 22 Регламента ГИБДД. При этом недопустимыми со стороны инспектора будут любые действия, которые ставят под угрозу безопасность участников дорожного движения или провоцируют нарушение ПДД. Ведь сам смысл деятельности автоинспектора – обеспечение безопасности дорожного движения.
В-шестых, если, по мнению автоинспектора, водитель допустил нарушение ПДД, то сотрудник ГИБДД обязан подробно объяснить автолюбителю, в чём заключается якобы допущенное нарушение. Делать это нужно со ссылкой на конкретное законодательство (пункт 23 Регламента ГИБДД). При этом перед тем как требовать с автомобилиста объяснений, инспектор обязан разъяснить ему права (статью 25.1 КоАП РФ и статью 51 Конституцию РФ). Незаконным будет являться требование автоинспектора дать пояснения до момента разъяснения права. Автомобилист имеет полное право не согласиться с сотрудником ГИБДД о том, что якобы было допущено нарушение.
Читайте также Как проверить машину на ограничение регистрационных действий
В-седьмых, по требованию автолюбителя сотрудник ГИБДД обязан разъяснить порядок обжалования своих действий. В случае возникновения конфликта или предъявления водителем претензий такие разъяснения должны даваться автоинспектором без каких-либо напоминаний (абзац 2 пункта 23 Регламента ГИБДД). При этом автолюбитель имеет право попросить у сотрудника ГИБДД номер телефона и местонахождение ответственного лица. Инспектор обязан предоставить данные сведения (абзац 4 пункта 23 Регламента ГИБДД).
Пункт 25 Регламента ГИБДД предоставляет водителю право использовать видео- и аудиозапись при общении с инспектором (если таковое не запрещено законодательством). Инспектор не имеет право препятствовать этому.
Все вышеуказанные действия сотрудником ГИБДД должны производиться сразу после возникновения соответствующей обязанности, без напоминания. Сам факт исполнения автоинспектором своей обязанности, но только после неоднократных напоминаний водителя или через продолжительный период времени после наступления соответствующей обязанности не исключает возможности привлечения его к дисциплинарной ответственности. Ведь обязанность должна исполняться своевременно, без попыток уклонения.
ДПС, ГИБДД – осмотр и досмотр автомобиля, остановка и требование открыть багажник. Общение. Нарушение прав водителя
При встрече с инспекторами дорожной полиции, ее работниками, важна информированность водителей о нормах и возможностях общения с полицией. О причинах, которые могут быть достаточными для того, чтобы выполнялись те или иные просьбы и требования ее работников. Мы рассказываем в подробностях о нормах в отношении разных случаев общения с ГИБДД, ДПС и полицией.
Множество ситуаций связано с остановками машин на дорогах и случаями, в которых водителей просят выйти из машины, открыть багажник, предоставить автомобиль для осмотра. В сети еще множество рассказов о том, как такие встречи кончаются несправедливыми обвинениями, или обвинениями недостаточно обоснованными. Автоводители все еще часто теряют деньги, время, нервные клетки и даже права из-за конфликтов и встреч с полицией, хотя не всегда при этом что-то нарушают.
Как избежать обвинений со стороны дорожной полиции, как четко ограничить свободу представителей закона в отношении вас и вашей машины? Как правильно вести себя в разных ситуациях – и если вы опытный драйвер, или если вы новичок. Какие правила прекрасно работают практически в любой ситуации? Об этом мы и расскажем. И для начала опишем нюансы ситуаций, связанных с осмотром и досмотром. Ситуации, в которых полицейские после остановки машины просят вас открыть багажник машины или сделать еще что-то, связанное с осмотром ваших вещей.
Общие правила в случае остановки автомобиля
Отношения между водителями и дорожной полицией в основном управляются «Кодексом об Административных Правонарушениях» – так называемым «КоАП», имеющем множество статей. В некоторых случаях дорожные полицейские могут действовать слишком энергично, и не представиться перед этим, что вами как водителем или даже как пассажиром должно пресекаться. Согласно инструкциям психологов и юристов, действовать нужно следующим образом.
Нужно при любой, пусть и резкой остановке и при каких-то требованиях инспектора – не спешить, дышать ровно и спокойно, анализировать ситуацию с точки зрения ее законности и психологической комфортности. И в первую очередь попросить предъявления сотрудником полиции удостоверения, данные с которого нужно зафиксировать – записать, сфотографировать или заснять на видео, на что вы имеете полное право. Можно сделать это позже, если возникнут какие-то разногласия.
Важное и полезное правило для всех остановок машин на российских дорогах: инспектор полиции обязан что-то начать делать уже через хотя бы 5 минут, после того, как он вас остановил. А вернее – задержал, на юридическом языке. После пяти минут бездействия задержанный водитель имеет право позвонить по телефону «02». И сообщить о нарушении пункта 12.35 КоАП. За задержание вас на дороге больше пяти минут без причин сотрудник полиции может быть оштрафован на 20 тысяч рублей. Это «Незаконное ограничение права на управление».
Не спешите открыть багажник. Обязательные правила, и разница между досмотром и осмотром
Важно: есть прецеденты, в которых полицейские подбрасывали в автомобили запрещенные предметы после разрешения провести «осмотр» каких-то из внутренностей автомобиля. Согласно российским законам, вы имеете право перед открытием капота или багажника автомобиля, бардачка или задних дверей для осмотра, потребовать приглашения понятых и составления «протокола досмотра автомобиля». Можно, и в случае конфликтов обязательно нужно, снимать процесс на видео или фото.
Приглашение понятых оговаривается в статье 27.9 КоАП. И протокол и двое понятых обязательны, законны и возможны и в том случае, когда ваше общение с полицией происходит на любом участке дороги, и на территории стационарного или иного поста дорожной полиции, и на любой другой территории.
Важно, что в том случае, если полицейский хочет заглянуть внутрь – речь идет о «досмотре», и именно «досмотр» должен быть главным героем протокола, который будет составлен. Ни о каком «осмотре» речи уже не идет, так как «осмотр» – это получение удовольствия и знаний от изучения внешнего вида автомобиля. И его салона исключительно и только через окно.
Есть еще и технический осмотр, но он проходит в специальных местах для проверки работоспособности автомобиля и соответствии его технормам. При наличии годного талона техосмотра полиция не имеет права проверять автомобиль на соответствие каким бы то ни было техническим параметрам. Это тоже оговаривается в законах.
В отношении самостоятельного досмотра полицейскими содержимого под капотом, салона, багажника, бардачка и внутренностей вашего автомобиля существует замечательное правило, а вернее статья закона (19.1 КоАП), по которой такие самостоятельные действия работников дорожной полиции называются «самоуправством». И в ответ на которые вы можете сразу же звонить «02», чтобы о таком самоуправстве там сообщить.
Для того чтобы найти понятых, которые будут присутствовать при досмотре машины, работники полиции обязаны сами предпринять какие-то действия. А проще говоря – найти их. Понятыми могут быть только люди посторонние по отношению к вам, вашему автомобилю и к дорожной полиции. Кто-то из окружающих пешеходов, пассажиров или водителей.
Осмотр, досмотр и обыск – ваши права и обязанности полиции
Как вы понимаете, мы говорим о защите водителей и машин от возможных необоснованных претензий со стороны дорожной или иной полиции. Такие ситуации уже бывали, бывают и наверное еще будут бывать – так что каждый ездок должен определить для себя, насколько быть осторожным в общении с теми или иными «дорожниками». О психологии такого общения мы рассказывали в статье «Дорожная полиция и вы. Психология, доверие, права и нормы общения». Там в общем все сказано о том, как можно заметить предвзятое отношение полицейских, и как вести себя самому.
Важно – что вы сами не должны давать полицейскому техническую возможность исследовать содержание вашего багажника. Во-первых, он должен вас об этом очень аргументированно попросить. И вы не обязаны его открывать, даже если полицейский вас об этом попросит. Такие действия, повторяем еще раз, должны происходить в присутствии свидетелей и при составлении протокола. Имеются прецеденты, когда при согласии водителей открыть багажник туда были подброшены запрещенные к перевозу и хранению вещества и объекты. Ситуации и полицейские, конечно, бывают разные.
То же относится к досмотру всех зон в автомашине – особенно в конфликтных случаях – все должно происходить по веской причине, при свидетелях, с вашим участием, и сниматься на видео. Знайте, что существуют методы и приемы, которыми пользуются полицейские, чтобы доставить водителям побольше хлопот, или получить возможность «раскрыть» несуществующее нарушение. Или получить возможность для чего-либо задержать вас дольше – возможно из-за желания пообщаться. Но не у всех оно всегда обоюдное.
Один из таких приемов – просьба показать, то есть предъявить работникам полиции предметы, которые обязательно должны быть с собой у водителя. Например, такие как огнетушитель, знак аварийной остановки – треугольный, устанавливаемый на дороге – или другие вещи, находящиеся в багажнике. Вам нужно будет открыть багажник, чтобы это сделать – но открывать его по закону вы не должны без того же протокола и понятых.
В ПДД нет пункта или статьи, которые бы делали обязательным предъявление полиции этих предметов. Вы можете испросить у инспектора статью, на основании которой он просит вас показать эти вещи или открыть багажник. При этом сообщить полиции, что эти предметы были у вас собой при отправлении. Можете попросить составить протокол досмотра по поводу открытия и исследования багажника.
И в любом случае при досмотре багажника вы можете после этого в течении 10 дней отправить жалобу на действия дорожной полиции. Специалисты АНО «Судебный эксперт» могут в удобное для вас время рассказать, на предварительных бесплатных консультациях, о том, как и кому, и в каких случаях, вы можете, и даже должны, направлять жалобы. На ту работу сотрудников дорожной полиции и детали этой работы, которые нарушили ваши права, отняли у вас время, деньги, внимание. И как за это можно и нужно получать компенсации.
Законодательство России сегодня развивается, и существует ряд способов защиты от бесполезной и беспричинной активности полицейских. Все их вам объяснят наши специалисты. АНО «Судебный эксперт», работающая уже давно и активно на всей территории РФ, защищает права наших организаций и граждан в массе различных случаев. Ваши безопасные и законные отношения с дорожной полицией – относятся к сфере нашей работы. А теперь не только в России, но и в СНГ.
Инспектора или работники дорожной полиции не имеют права самостоятельно открывать какие-то отделы и места в автомобиле, самостоятельно досматривать какие-то области или участки. Например, открывать капот без вашего наблюдения и присутствия. Или отодвигать вещи, или накидки на сидениях в салоне, для того, чтобы исследовать его пространство. Все, что делается самими полицейскими, без вашего непосредственного участия и наблюдения – все это классифицируется как «обыск», а на него уже нужно иметь специальное постановление суда. А досмотр – только в вашем присутствии и при вашем контроле, как сообщает статья 29.7 КоАП.
Читайте также Как проверить лицензию на такси на подлинность
Мы уже писали о психологических правилах общения с дорожной полицией в статье «Дорожная полиция и вы. Психология, доверие, права и нормы общения». Там довольно подробно и принципиально изложены законы общения между сторонами. Оттуда можно добавить в данном случае то, что водитель, даже новичок, уверенно оперирующий фактами о законодательстве, задающий наводящие вопросы, произведет на полицию впечатление осведомленного человека. И будет в большинстве случаев защищен лучше.
Психологические аспекты. Общение с лицами, слишком требовательно, неадекватно ведущими себя. Взаимопонимание с дорожной и иной полицией – простой метод
Труднее найти общий язык с агрессивно или слишком требовательно, неадекватно настроенными работниками правоохранительных органов, о встречах с которыми можно найти свидетельства на страницах российской интернет печати. Или с теми лицами, которые не относятся к дорожной полиции, но находят «причины» для того, чтобы предъявлять вам какие-то претензии, и требования. В этом отношении мы можем дать вам советы из области базовой практической психологии. Главное – даже если вам встретились лица, явно тяготеющие к нарушению ваших прав, помнить, что дважды два – четыре. Нервничать и волноваться по этому поводу нет смысла, ведь вы правы. Не выходите из равновесия, это главное.
Важный вопрос еще и в том, чтобы находить общий язык с дорожной полицией и теми, кто находится в состоянии возбуждения на работе, в процессе поимки преступников, усиленного контроля движения, его безопасности, «чистоты пользователей» и так далее. Достаточно попросить себя немного понять этих людей и их напряженную работу, включиться в это настроение – и общаться станет значительно легче. Не стоит жестко отгораживаться от них – в данном случае от дорожной или иной полиции. Отгороженность только затруднит и усложнит общение и создаст вам всем неудобства. Проявите понимание, выскажите что-то по этому поводу, «поймайте волну», как радиоприемник – и вы увидите, как упростится общение. По крайней мере, в добром большинстве случаев.
Общие рекомендации по досмотрам автомобилей, и помощь независимой экспертизы
Этими общими правилами вы можете воспользоваться в любой ситуации попыток досмотра или задержания автомобиля. Мы продолжим более подробный рассказ об этом в другой статье. И предлагаем вам по всем общим или отдельным, даже необычным и узким вопросам из области общения с дорожной полицией или ПДД и ДТП, обращаться в АНО «Судебный эксперт». И предлагаем все виды экспертизы вашего общения с полицией, протоколов, досмотров, задержаний, судебных дел и процессов. Мы надежно защищаем права граждан, и ждем вашего обращения.
Права водителя при остановке ГИБДД
Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.
Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах
Право не выходить из машины, когда остановил инспектор
Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.
Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.
Право узнавать причину остановки или ограничений движения
Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.
Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.
По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.
Право объяснить свои действия или не давать показания
Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил. Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя. В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.
Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.
Право снимать инспектора на камеру
Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили. На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского. А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.
Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.
Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах
Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию
Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.
Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.
Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии
Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы. В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол. Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.
В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.
Право не подписывать протокол и указывать разногласия
Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.
Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет. Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине. Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.
Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.
Право ничего не платить на месте
Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.
Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.
Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.
Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.
Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах
Право требовать понятых или видеозапись при досмотре
Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.
Читайте также Техосмотр автомобиля что проверяют
При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно. Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.
Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.
Право не отдавать водительские права без решения суда
Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.
На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.
Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.
Право на медицинское освидетельствование
Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.
Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол. Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы. Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.
Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков
Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.
Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.
Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.
Где и когда сотрудники ГИБДД могут останавливать водителей ?!
Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»
Многие автомобилисты полагают, что для проверки автомобиля инспектор имеет право остановить машину только на предусмотренных для этих целях стационарных постах. Но в тоже время в приказе под номером 185 нет никакой информации о том, что инспекторы могут это делать.
Где могут остановить вашу машину сотрудники ГИБДД ?!
Согласно последним внесенным изменениям инспекторы Государственной автомобильной инспекции могут останавливать машины вне стационарных постов или проще говоря фактически в любом месте и в любое время. Также исключена проверка документов без причины на стационарных постах ГИБДД. Был введен так называемый единый список оснований, которые могут быть предусмотрены для проверки водителя и его авто сотрудником инспекции.
Основаниями для проверки документов могут служить следующие факторы:
- Имеющиеся признаки дорожно-транспортного происшествия;
- Проведение специальных мероприятий, связанных с безопасностью дорожного движения, таких как «безопасность ребенка», «трезвый водитель;
- Наличие у сотрудников ГИБДД ориентировки о причастности автомобиля или водителя к дорожно-транспортному происшествию.
Иметь надо в виду то, что перечисленные выше факторы могут служить основаниями для того, чтобы ваши документы были проверены. Помимо прочего могут быть и основания для остановки и самого автомобиля, такие как:
- Визуальные или зафиксированные камерами признаки нарушения правил дорожного-движения;
- Организация органами ГИБДД регулировочных действий (часто требуется остановка всего движения на магистрали);
- Когда нужно произвести опрос свидетелей и пассажиров о том, как произошло дорожно-транспортное происшествия;
- Для проверки достоверности ориентировок на автотранспортное средство либо водителя машины;
- При необходимости организации помощи другим лицам;
- Для привлечения в качестве понятных лиц пассажиров авто либо же непосредственно самого водителя;
- При необходимости остановки авто для организации проезда машинам оперативных служб или автомобилям скорой медицинской помощи.
Исходя из сказанного можно обозначить то, что инспектор может остановить вашу машину фактически где угодно, будь то шумная магистраль или пустая сельская дорога для того, чтобы проверить документы. Отказ от проверки может привести к административному наказанию со стороны водителя.
Должен ли сотрудник автомобильной инспекции предоставлять документ или ориентировку, подтверждающие наличие специального мероприятия? Согласно имеющемуся административному регламенту сотрудник Государственной автомобильной инспекции не может препятствовать ознакомлению автомобилиста со специальными мероприятиями или ориентировками на автомобиль или человека за рулем. Конечно, если вас остановят можно возразить и потребовать предоставить какой-либо документ, подтверждающий требования представителя власти.
Между тем, это не обязывает инспектора держать при себе документ и по первому требованию водителя предъявлять сведения, подтверждающие такие мероприятия или ориентировки. Документы могут храниться как раз на стационарном посту или в отделении ГИБДД. В этом случае задача сотрудников Государственной автомобильной инспекции заключается лишь в том, чтобы не препятствовать ознакомлению с ними. То есть предъявить их водителю по месту непосредственного нахождения этих документов.
Какими обязанностями и правами обладает инспектор ГИБДД ?!
При остановке машины инспектор ГИБДД обязан представиться водителю, назвав свое ФИО и звание. Также он должен предупредить гражданина о том, что будет вестись видеозапись, устройство для проведения которой находится на инспекторе или же в служебной машине представителя Государственной автомобильной инспекции. Инспектор может записывать как видео, так и разговор на диктофон, поэтому нужно следить за тем, что вы говорите ему. Водитель в свою очередь по требованию инспектора обязан предъявить свое водительское удостоверение без обложки вместе с документами на машину.
Помимо прочего инспектор может попросить автомобилиста выйти из машины в следующих ситуациях:
- При подозрении на совершение ДТП;
- При наличии подозрения на состояние алкогольного либо наркотического опьянения водителя;
- Для устранения неисправности в авто или нарушений, связанных с транспортировкой грузов;
- Для проверки соответствия государственных автомобильных номеров, которые указаны в водительских документах с фактическими номерными знаками;
- Когда инспектору требуется помощь автомобилиста в качестве свидетеля или понятного лица.
Если машина требуется инспектору ГИБДД для служебных целей, регламентированных законодательными нормами, то тогда он должен заполнить путевой лист для автотранспортного средства, принадлежащего организации или выдать справку водителю. По требованию инспектора Государственной автоинспекции водитель машины может предъявлять документы не только на право управления автомобилем, но и документацию на груз, если он везет его. Просят при остановке инспекторы также и страховой полис ОСАГО, если он имеется.
Остановить машину может инспектор и в темное время суток и даже на безлюдной трассе. Но это делается только для предупреждения преступления или для устранения угрозы совершения правонарушений. Используется обычно для осуществления этих целей специализированный транспорт, оборудованный спецсигналами. А как быть, если вы переживаете и думаете, что инспектор ненастоящий? Бывают случаи, когда преступники таким образом грабили и даже угоняли машины. Вы можете не останавливаться по первому требованию на остановке, но при этом следует обязательно по телефону сообщить об этом факте в органы полиции или же доложить о происшествии на ближайшем стационарном посту ГИБДД.
В любом случае, если вы считаете, что вас незаконно остановил инспектор, то тогда обязательно обжалуйте примененные санкции к вам. Делать это лучше не самостоятельно, а при помощи обращения к опытному юристу, который прекрасно разбирается в тонкостях и нюансах административных правоотношений.
Когда инспектор не имеет права останавливать водителя ?!
Мы обозначили выше то, что порядок остановки автотранспортных средств регламентирован нормами автомобильной инспекции. Согласно установленным законодательным нормам сотрудник ГИБДД не имеет права останавливать автомобили в следующих случаях:
- Если это отрезки автомобильных дорог, где нельзя прекращать движение;
- На трамвайных путях и участках автомобильных дорог, которые плотно прилегают к ним;
- В области локации пешеходных коммуникаций;
- В мостах, тоннелях, эстакадах, которые имеют одну или две полосы для перемещения автомобильного транспорта;
- В местах, где имеются переезды, оборудованные для движения автомобиля на железнодорожных путях;
- На перекрестках автомобильных дорог;
- На отрезках автомобильных шоссе с ограниченным обзором на расстоянии меньше ста метров;
- В районе дорожек для велосипедистов и в тех местах, где останавливается общественный транспорт в виде автобусов, троллейбусов, маршрутного такси.
Опять же из правил есть и исключения. Автомобильным инспекторам можно останавливать автотранспортные средства в неустановленных выше обозначенных местах, если это требуется при пресечении уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения. Потребоваться принудительная остановка может для того, чтобы урегулировать поток транспорта, когда иными методами осуществить разъезд машин не предоставляется возможным. При подаче сигнала об остановке в неустановленном месте полицейский обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности остальных водителей и пешеходов. Также он должен обратиться к водителю разъяснив ему причины возможной принудительной остановки.