Как правильно установить сабвуфер в комнате?
Содержание:
- 1 Куда поставить сабвуфер в комнате
- 2 Инсталлируем систему правильно
- 2.1 1. Ориентируем систему по длинной стороне зала
- 2.2 2. Отодвигаем АС от стен на большое расстояние
- 2.3 3. Ориентируем твитер по уровню ушей в точке прослушивания
- 2.4 4. Соблюдаем «золотое сечение» – равносторонний треугольник
- 2.5 5. Разворачиваем колонки так, чтобы слушатель не видел боковых граней спикеров
- 2.6 6. Прибегаем к несимметричной установке в случае проблем с басом
- 2.7 7. Снимаем грили
- 2.8 8. Развязываем колонки от пола
- 2.9 9. При возможности используем дополнительные антивибрационные платформы
- 2.10 10. Для кабелей тоже стоит подумать о подставках!
- 3 Как правильно расположить акустическую систему 5.1 в комнате
- 4 Куда поставить сабвуфер в комнате
- 5 Правильное расположение сабвуфера в комнате
- 6 Куда ставить сабвуфер
- 7 Как можно расположить сабвуфер в комнате
- 8 Куда поставить сабвуфер? Советы по установке и настройке
- 9 Содержание
- 10 Содержание
- 11 Проблемы с сабом
- 12 Как найти лучшую точку для саба?
- 13 Как подружить комнату с низкими частотами?
- 14 Как настроить сабвуфер?
- 15 Сабвуфер и альтернативы
- 16 Что нужно знать о домашнем кинотеатре. Часть третья. Расставляем колонки правильно
- 17 Выбор расположения сабвуфера в комнате на слух
- 18 Тип и размещение тыловых АС
- 19 Выбрать 5.1 или 7.1?
- 20 Расположение акустики: подбираем идеальное место
- 21 Правильное расположение акустики: центральный канал
- 22 Правильное расположение акустики тыла
- 23 Правильное расположение сабвуфера
Куда поставить сабвуфер в комнате
Инсталлируем систему правильно
Формат современных квартир редко когда позволяет добиться идеальных параметров при инсталляции системы. Между тем, правила размещения АС в комнате прослушивания исключительно важны. И даже очень дорогие акустические системы могут не дать того самого сверхъестественного звука, который был в салоне, при их неверной установке дома. Описанные десять шагов при расстановке колонок помогут как начинающим аудиофилам, так и продвинутым – ряд тонкостей вполне можно забыть, пытаясь не испортить интерьер.
1. Ориентируем систему по длинной стороне зала
Установка по длинной стене комнаты прослушивания – настоящее благо для качества и точности басовой линии. Как правило, при такой ориентировке волны просто не успевают развернуться и «завести» помещение НЧ-модами. Если есть такая возможность – начините установку с такого формата.
2. Отодвигаем АС от стен на большое расстояние
Чем ближе громкоговоритель размещен к стене, тем больше будет баса – но, и тем менее качественным он будет. Всего несколько моделей спикеров (например, легендарные Klipsch Klipschorn) требуют инсталляции в углах зала, остальные модели будут играть идеально лишь при выдвижении их вперед на 1/3 длины зала! При этом, если АС имеют выведенные назад большие порты фазоинвертора, их смело можно ставить и на расстоянии от стен в 1/2 от длины зала – именно такие комплексы вы часто можете лицезреть на High End выставках. «Кашу маслом» в случае жилого помещения испортить сложно.
3. Ориентируем твитер по уровню ушей в точке прослушивания
Исключительно важна и высота сидячего места – если диван сильно «провален» (или поднят) относительно высоты размещения динамиков АС, пострадают высокие частоты. Нужно подобрать оптимальную высоту – если же такое невозможно, переходим к п. 9.
4. Соблюдаем «золотое сечение» – равносторонний треугольник
Наконец, мы приблизились к выбору позиции. Идеальная конструкция зоны прослушивания – равносторонний треугольник, ориентированный углом вниз. Расстояние от ушей слушателе до АС и расстояние между колонками должны быть равны или приблизительно равны. Данный пункт является решающим в построении стереообразности, сцены, соблюдения когерентности звучания.
5. Разворачиваем колонки так, чтобы слушатель не видел боковых граней спикеров
Иногда можно увидеть АС установленные параллельно боковым станам зала. Это – ошибка, по всем канонам акустические системы должны разворачиваться «лицом на слушателя». Правило при такой установке очень простое – сидя в точке прослушивания пользователь не должен видеть ни левой, ни правой грани колонок (это даст более четкую прорисовку сцены и создаст эффект настоящей голографии звуковых образов).
6. Прибегаем к несимметричной установке в случае проблем с басом
Если конфигурация вашей мебели, наличие окон и дверей в зале дают басовые моды – даже при соблюдении всех описанных выше условий можно попробовать несимметричную установку, разворачивая линию размещения акустических систем к углам зала. Или даже выдвигая и поворачивая одну колонку. Конечно же, при соблюдении пп. 2, 3, 5.
7. Снимаем грили
Любые грили чуть-чуть замыливают звук. Прежде всего, падение детализации заметно на высоких частотах. Если в комнату прослушивания не ходят маленькие дети или домашние животные – грили с колонок лучше снять.
8. Развязываем колонки от пола
Как правило в комплекте с напольными АС идут шипы (для полочных громкоговорителей придется купить специальные стойки). Лучше всего менять систему развязки от пола, приобретая более массивные опоры и шипы, так звучание станет более точным по части баса. Улучшится и общая достоверность саунда.
9. При возможности используем дополнительные антивибрационные платформы
Дополнительные антивибрационные системы не только помогут увеличить высоту акустики и идеально сориентировать высоту твитера. Это станет еще и дополнительным усилением п. 8, благоприятно сказавшись на качестве звучания! Если бюджета нет на фирменные плиты, развязку можно организовать, заказав обычные 5 см. алюминиевые или стальные плиты в размер оснований АС. А вот решения из мрамора зачастую могут навредить.
10. Для кабелей тоже стоит подумать о подставках!
Финальный штрих – кабели. Толстые провода, висящие из акустических терминалов АС, могут не только вибрировать сами – они еще и нарушают стабильность самих колонок. Особенно если речь идет о полочных моделях. Позаботьтесь о подставках для кабелей – если нужно сэкономить, отлично подойдут пластиковые хозяйственные решения для настенного хранения пакетов. В них много отверстий и кабели, проложенные через такие системы, не будут висеть в воздухе.
Денис Репин
17 октября 2019 года
Как правильно расположить акустическую систему 5.1 в комнате
Начнем с азов. Избегайте квадратных комнат, ищите помещение, близкое к идеалу. Идеальной же считается прямоугольная комната, короткая стена которой не должна быть менее 4 метров, и с потолками высотой 3,5 м. Очень хорошо для акустики не параллельные стены, наличие эркера тоже приветствуется. Не ставьте акустическую систему по диагонали прямоугольной комнаты. Эффект «Рупора» исказит стереоэффект. Для звукового отражения хороши и препятствия. Ими могут быть стеллажи, мягкая мебель, портьеры из тяжелых тканей
Но важно и не переборщить. Если вы перегрузите подушками и коврами комнату, то она будет ничуть не лучше пустой, где эхо гуляет, как в горах
Расстояние от стен – еще один важный момент
Две колонки, поставленные вдоль короткой стены комнаты на расстояние 1/3 длины комнаты и около 0,7 м от длинных стен. Конечно, такие условия соблюсти практически невозможно, важно просто стремиться к идеалу. Это правило не касается тыловой акустики домашних кинотеатров, размещаемой в углах
Последнее условие, не менее важное, чем предыдущие, — высота размещения колонок. Лучше, чтобы высокочастотный динамик (меньший из всех) был выше уровня ушей сидящего человека примерно на 10 см
Чтобы отрегулировать высоту колонок, используйте подставки и постаменты. Передние панели колонки разверните в сторону слушателей.
А теперь о положении слушателя. Если представить себе равносторонний треугольник, в углах основания которого находятся колонки, то место слушателя – вершина этого треугольника. При установке системы 5,1 угол между парой тыловых колонок и слушающим должен составлять 120 градусов, а в вершинах равностороннего треугольника остаются фронтальные. Если провести прямую через ухо слушателя, то он должен видеть тыловые АС под углом примерно 30 градусов к этой прямой. Воспользуйтесь режимом компенсации неточностей в расположении колонок и слушателей, поскольку многие производители облегчаю жизнь пользователя таким режимом.
На полу
По качеству звука лидируют напольные акустические системы. Их современный образ – высокие, узкие корпуса передним размещением динамиков. Сзади находятся контакты для подключения. Это помогает получить довольно мощные басы, позволяющие обходиться без сабвуфера в домашних кинотеатрах (5.0 называется такая конфигурация).
Если колонки незаметные и элегантные, это, как правило, не гарантия хорошего звука. Хотя бывают и исключения.
Часть паразитных отражений устраняют колонки со скругленными боковыми стенками.
Если задумаете поставить на АС, например, светильники, посмотрите, чтобы поверхность была плоской, сверху чтобы не было стальных пластин, выполняющих роль акустического зеркала.
В более высокой ценовой категории есть акустика, при оформлении которой используются ценные породы дерева, натуральная кожа, вставки из антрацитового стекла. Любителям ультрамодерна подойдут варианты в ярко-красном цвете. Колонки могут играть роль колонн, внушительно поднимаясь к самому потолку. Таким образом, напольная акустика может выступать как самостоятельный элемент дизайна.
…И на полке
Более экономным вариантом будут полочные колонки. Располагать на полке книжного шкафа или или на стене можно лишь в случае, если других вариантов нет, или это тыловые колонки домашнего кинотеатра.
В остальных случаях рассматривать акустику следует только вместе со специальными стойками. Стойки могут быть того же производителя, что и колонки. Но если конструкция или модель другой фирмы задела ваше сердце, смело можете исполнять самые смелые фантазии в дизайне. Выбор таких стоек необычайно интересен и обширен.
Очень удачно вписываются в дизайн помещения «электростаты» Это плоские колонки с большой мембраной и корпусом в форме доски. Электостаты, или планары, относятся к аудиофильской акустике, в которой высочайшее качество сочетается с не менее высокой же ценой.
А еще на потолке и в стене
Самой незаметной в помещении будет встраиваемая акустика. Чаще всего это передняя панель и динамик, закрепленный на ней. Такую систему можно встраивать в потолок, стены, а также размещать в саду.
Закрывает динамики так называемый «гриль» — ткань, цвет которой можно подобрать под отделку стен.
Акустика для потолков еще более плоская. Круглый фланец, ободок вокруг динамика, — вот и весь корпус, прекрасно интегрируемый в потолки.
В современный интерьер можно легко вписать любую акустическую систему – все зависит от ваших предпочтений и возможностей.
Куда поставить сабвуфер в комнате
Отдельная акустическая система, предназначенная только для воспроизведения самых низких частот, входит в любые комплексы звуковой аппаратуры. Это могут быть системы 2.1, 5.1 и 7.1, в которые кроме широкополосных колонок входит сабвуфер.Расположение сабвуфера в комнате зависит от целого ряда факторов. Это количество колонок сателлитов, выходная мощность системы, конфигурация помещения иналичие мебели и мягких покрытий. Каждая полоса звуковых частот распространяется по своим законам, поэтому от правильного расположения акустических колонок зависит вся звуковая картина при прослушивании музыкальных произведений.
- Правильное расположение сабвуфера в комнате
- Куда ставить сабвуфер
- Как можно расположить сабвуфер в комнате
Читайте также Поцарапал машину и уехал что будет
Правильное расположение сабвуфера в комнате
Во всём спектре звуковых волн, воспринимаемым органами слуха человека, низким или басовым частотам отводится особая роль. Средние и высокие частоты имеют чётко выраженное направление, поэтому легко можно определить место источника звуковых колебаний. Низкие частоты, находящиеся в диапазоне 20-200 Гц распространяются от источника звука равномерно во все стороны. Поэтому от расположения сабвуфера в комнате зависит не очень много.Басовые звуковые волны обладают очень мощной энергетикой. Это позволяет им не только огибать препятствия, но и частично «проникать» через кирпичные стены и бетонные перекрытия. Считается, что ставить сабвуфер в комнате можно в любое место, но это не совсем так. Низкие частоты почти не заглушаются мебелью и посторонними предметами, но звуковые волны будут искажены. Кроме того от многократного отражения низких частот от предметов возникнет эффект реверберации, который полностью испортит звуковую картину.
Правильно поставить или расположить сабвуфер в комнате нужно справа или слева от музыкального центра, немного в стороне от фронтальных колонок. Если широкополосные сателлиты можно устанавливать на подставки или вешать на стену, чтобы динамики располагались на уровне головы слушателя, то для басовых акустических систем этого не требуется. Сабвуфер в комнате лучше поставить на пол. Чтобы мощные низкие частоты не вызывали скольжение колонки по гладкому полу, под неё можно подложить плотную ткань или установить на акустику резиновые ножки. Как правильно установить сабвуфер в комнате при сложной конфигурации помещения. Целью правильной расстановки акустических систем является получение полного погружения в звуковую картину. Для домашнего кинотеатра или компьютерных игр, правильное расположение сабвуфера и других колонок позволит полностью почувствовать замысел автора на основании смикшированной на студии звуковой дорожки.
Куда ставить сабвуфер
При размещении сабвуфера в комнате существуют определённые нюансы, которые нужно знать:
- Самое худшее место для установки сабвуфера – центр комнаты
- Самая «плохая» форма комнаты – квадрат
Если расположить сабвуфер в центре помещения, то амплитудно-частотная характеристика низкочастотной акустической системы будет самой худшей. Она отличается нелинейностью, большим числом «горбов» и «впадин», что негативно сказывается на качестве звука. При перемещении басовой колонки из центра комнаты к стене, уровень басов и его разборчивость будет возрастать.Максимальная отдача низкочастотной акустической системы будет, когда она установлена в углу комнаты. При этом место для прослушивания звука не должно находиться у стены. Диван или кресло должно быть отодвинуто минимум на 60-70 см.
Установить сабвуфер у стены можно произвольно, но лучше, если между ним и слушателем нет каких-либо предметов, а динамик развёрнут в сторону слушателя. Чтобы определить, куда лучше поставить сабвуфер в комнате можно действовать от противного. Не передвигать тяжёлую акустическую систему с места на место, а поставить её на кресло или диван, то есть в точку прослушивания, а самому, перемещаясь по комнате, найти самое удачное, по звучанию низких частот, место. Затем на это место поставить сабвуфер.
Как можно расположить сабвуфер в комнате
Мощная поддержка широкополосных акустических модулей со стороны низкочастотного канала придаёт звуку глубину, сочность и эффект присутствия, поэтому многие системы звуковоспроизведения оснащены двумя басовыми колонками. Куда лучше поставить сабвуферы в комнате, если их два. По классической схеме оба НЧ блока располагаются по бокам фронтальных колонок. Для установки двух сабвуферов в комнате можно воспользоваться следующими рекомендациями:
- В углах у передней стены помещения
- У передней стены на расстоянии 1/3 ширины комнаты
- В середине фронтальной и тыловой стены
Последний вариант размещения сделать не всегда удаётся, так как в центре фронтальной стены обычно находится стойка со звуковой аппаратурой. Тем не менее, специалисты по акустике предлагают именно эту схему расположения, так как она обеспечивает линейную АЧХ и самое однородное звучание. Установка сабвуферов в комнате должна осуществляться симметрично. Поскольку звук низкой частоты распространяется не направленно, а равномерно во все стороны, некоторые схемы размещения сабвуферов в комнате предполагают их установку симметрично, но не у фронтальной стены, а сзади слушателя. Интересным считается расположение сабвуферов в комнате в углах фронтальной и тыловой стены, но по диагонали. Угловое размещение заметно повысит мощность низкочастотного канала, а некоторые искажения АЧХ будут не слишком заметны.
Самой сложной системой высококачественного воспроизведения звука является комплект, включающий 13 акустических систем. Кроме колонок «Main» и«Center», которые обеспечивают фронтальное звучание в систему входят левый и правый низкочастотные каналы, четыре колонки«Presence», отвечающие за эффект присутствия и две колонки«Surround» или звуковой окружение. В этом комплекте аппаратуры семь колонок размещаются на передней стороне комнаты. Система обеспечивает очень высокое качество воспроизведения звука, но не подходит для помещений с маленькой площадью.
Куда поставить сабвуфер? Советы по установке и настройке
Содержание
Содержание
Жирный бас любят все, кроме соседей. В аудиосистемах, домашних кинотеатрах и саундбарах источником баса служит сабвуфер. Куда его поставить и как настроить так, чтобы получить самый густой и читаемый бас, не став при этом врагом всея подъезда?
В низких частотах есть нечто грандиозное и даже мистическое. Мало того, что бас улавливается не только ушами, но и ощущается всем телом, так еще и источники басовых волн в природе — масштабные события вроде гроз и землетрясений. В музыке низкочастотная составляющая — это фундамент трека, который формирует грув и кач. В фильмах и играх бас дает львиную долю вау-эффекта в экшн-сценах: взрывы, выстрелы, разрушения будут плоскими и невыразительными без низких частот.
Чтобы воспроизводить частоты от 20–30 Гц, нужны динамики по 8–10 дюймов — ящики размером с комод. Сабвуфер же позволяет сохранить низкие частоты и уменьшить габариты колонок. По сути, саб — это большой динамик в отдельном ящике. Человеческое ухо не способно уловить направление низкочастотных звуков, поэтому аудиосистемы комплектуются всего одним сабвуфером.
Проблемы с сабом
Несомненный плюс сабвуфера в том, что его не нужно располагать строго в определенной точке, как колонки. Теоретически, его можно приткнуть, куда угодно, и отовсюду будет одинаково слышно. На практике же именно с ним чаще всего и возникают проблемы: поставишь в угол — бубнит и гудит, аж стены трясутся, поставишь в центр — бас вообще пропадает. Если поставить саб на стеллаж, в шкаф, в антресоль, под стол или диван, то баса будет больше, однако он станет более гудящим и мутным.
Многое зависит от помещения: его размеров, формы и даже количества мебели. Звуковые волны — реальный физический объект, который взаимодействует с окружающим пространством, а низкие частоты несут больше всего энергии. Если комната маленькая, то энергии сложно рассеяться в замкнутом пространстве. В итоге образуются стоячие волны. Их называют комнатными модами, есть калькуляторы, позволяющие их рассчитать, исходя из габаритов комнаты.
В большой комнате моды могут быть ниже 20 Гц, такие не будут мешать. Но чем комната меньше, тем выше частоты, на которых образуются стоячие волны. Причем если проблема есть на 50 Гц, то она будет и на кратных им 100 Гц и 200 Гц.
Чтобы обнаружить моды самостоятельно, достаточно включить несколько тестовых сигналов на басовых частотах и походить по комнате. В некоторых точках (например, в углах) баса будет очень много, а в некоторых (обычно по центру) словно не будет вообще. Оно и понятно — часть волн складывается с волнами из саба, усиливая друг друга, а другая часть входит с источником в противофазу и образует пустоты. Имеет смысл запомнить эти точки, не ставить туда саб и не делать точку прослушивания.
Второй момент — сабвуфер ощутимо вибрирует при работе, а если поставить его прямо на пол, да поближе к стене, то вибрировать будет весь подъезд. Аналогично со столом или шкафом: звук распространяется в твердом веществе намного лучше и быстрее, чем по воздуху, поэтому деревянная мебель лишь усилит дрожание и вибрации. Многие сабы уже снабжены резиновыми ножками, но если дополнительно поставить его на виброизолирующую подставку, она поглотит большую часть вибраций. Такие продаются в готовом виде, но можно сделать и самому из плотного поролона.
Как найти лучшую точку для саба?
Некоторой опорной точкой можно назвать золотое сечение. Расстановка акустических систем согласно пропорции золотого сечения уменьшает влияние комнатных мод и дает наилучшие результаты. Например, можно в каждом углу отмерить прямоугольник с соотношением сторон 1:1.618, в два фронтальных угла поставить колонки, а сзади в углу — саб.
Однако лучшим способом найти идеальную точку для сабвуфера является метод научного тыка. Например, можно выделить 10 возможных вариантов для расположения саба и поочередно проверять их, таская саб туда-сюда.
Но есть лайфхак, который сэкономит силы и время:
Поставить сабвуфер в точку прослушивания и походить по комнате в поисках места, где звук будет самым жирным, детальным и разборчивым. Туда и нужно поставить саб.
Иногда такую точку найти не удается. Какие-то частоты, скажем, 40 и 80 Гц, звучат хорошо, а, например, 30 и 60 проваливаются. Решением может быть покупка второго сабвуфера, который располагается в точке, где хорошо звучат проваливающиеся частоты.
Читайте также Как аннулировать штрафы ГИДББ после продажи автомобиля?
Как подружить комнату с низкими частотами?
Проблема с низкими частотами — самая большая головная боль меломанов и хоум-продюсеров. Самый простой способ обуздать бас — поглотить его большой массой пористого материала. Обычно это делают с помощью минеральной ваты. Для этого по углам комнаты (там бас накапливается сильнее всего) устанавливают басовые ловушки из минваты. Однако в небольшой комнате эти ловушки будут съедать по полметра от каждого угла. Не каждый решится на такой шаг.
Если проблема с какой-то одной частотой или диапазоном частот, который звучит заметно громче, более эффективными будут резонаторы. К примеру, диафрагмальный резонатор имеет не очень большие размеры, вешается на стену и представляет собой глухую коробку с фанерой спереди. Внутри находится кусок минваты. Мембрана из фанеры входит в резонанс с нужным диапазоном частот и поглощает их энергию. Рассчитать такой можно с помощью специального калькулятора.
Резонатор Гельмгольца — многие слышали этот термин, а некоторые автолюбители даже используют такую штуку для подавления гула прямотока. В домашней и студийной акустике резонаторы Гельмгольца примеряются, чтобы ювелирно вырезать определенную частоту в басовом диапазоне. Резонатор выглядит как полый ящик или сосуд с дыркой, в нее попадает аудиоволна, прибор входит с ней в резонанс и «съедает» ее. Если сделать полый ящик и обить его спереди досками, между которыми оставить щели в 0,5–3 см шириной (или просто просверлить дырки разного диаметра), то получится резонатор Гельмгольца, работающий в определенном диапазоне частот.
Все это профессиональные методы, которые отнимут много сил и времени. Есть и простые, хоть и менее эффективные способы:
- Поставить в комнате как можно больше мягкой мебели (массивный диван, тахта, кресла).
- Поставить шкаф с одеждой и открыть в нем дверцы. Одежда отлично поглощает звук, получится довольно неплохая басовая ловушка.
Как настроить сабвуфер?
Если даже в наилучшей точке сабвуфер звучит «грязно», а звук словно рассыпается на составляющую колонок и саба, то дело может быть в настройке. Параметров немного, но они важные.
Кроссовер
Эта та точка на АЧХ, с которой сигнал будет становиться тише в колонках и громче в сабвуфере, проще говоря — эдакая склейка частот. Здесь все зависит от того, какие динамики установлены в колонках. Если это маленькие сателлиты, склейку можно сделать в районе 150–200 Гц, но если это большие напольные колонки с динамиками 4–6 дюймов, то в районе 60–80 Гц, а если 8–10 дюймов — то в районе 40–50 Гц.
Производители профессиональной аудиотехники также рекомендуют найти минимальную воспроизводимую частоту и умножить ее на полтора. К примеру, колонки могут звучать до 40 Гц, тогда срез нужно сделать на 60 Гц.
Громкость
Отвечает за количество низкочастотной составляющей в сигнале. Начать можно с 12 часов, а потом крутить по вкусу. Также можно использовать измеритель шума на смартфоне: с помощью тестового сигнала измерить уровень колонок, затем отключить и подогнать под это значение саб.
Чтобы получился хороший звук, динамики колонок и сабвуфера должны двигаться одновременно друг с другом в одном и том же направлении. Поэтому на сабе есть регулятор полярности фазы. Если расположить его напротив колонок, нужно развернуть фазу на 180 градусов, чтобы звуковые волны от обоих источников усиливали друг друга, а не взаимовычитались.
Иногда фазу можно не только развернуть, но и регулировать реостатом, что позволяет настроить ее идеально точно. Для этого есть лайфхак: нужно встать посередине между сабом и одной из колонок (вторую можно выключить) и попросить друга покрутить регулятор фазы. На треке, насыщенном низкими частотами, будет заметно, как эти низкие частоты смещаются то к колонке, то к сабвуферу. Ручку фазы нужно оставить в положении, когда бас будет посередине между колонкой и сабом.
Если в арсенале есть шумомер, можно применить другой способ. Для этого надо запустить тестовый сигнал на частоте стыка колонок и саба (к примеру, 50 Гц), расположить шумомер в точке прослушивания и подвигать саб, пока прибор не покажет ноль — волны будут в противофазе. Остается только щелкнуть тумблером, развернув фазу на 180 градусов.
Сабвуфер и альтернативы
Чтобы подобрать саб, стоит ориентироваться на размеры комнаты:
- Для небольших комнат есть маломощные сабы до 100 Вт с небольшим диаметром динамика, который не будет бубнить в малом пространстве.
- Для комнат среднего размера можно смотреть в сторону моделей до 200 Вт с диаметром динамика до 10 дюймов.
- Для больших помещений есть монстры от 200 Вт с динамиком 12 дюймов.
Но прежде, чем выбирать, стоит посмотреть на комнатные моды и задать себе вопрос о том, нужен ли саб в принципе. Не все меломаны любят сабвуферы: кто-то считает, что он годится лишь для того, чтобы долбить дабстепом в соседей, кому-то не удается подружить его с комнатой, а кто-то вообще находит больше красоты в средних и высоких частотах, ведь именно там лежит большинство инструментов, включая самый важный — вокал. Здесь также стоит помнить, что большая часть музыки сводится на мониторах ближнего поля, которые редко играют ниже 50 Гц. Так что поиск треков с жирным и разборчивым басом может стать проблемой (здесь — небольшая подборка).
Альтернативой сабвуферу могут стать колонки с динамиками от 7-8 дюймов — они воспроизводят частоты до 30–40 Гц. В большинстве своем это напольные стереосистемы, но бывают и полочные. И, конечно, не стоит забывать про студийные мониторы с восьмидюймовыми динамиками. Они дают нейтральный, но очень детализированный звук, без горбов и провалов на АЧХ.
Заключение
Так или иначе, сабвуфер сегодня остается самым популярным способом получить впечатления от низких частот. И если у меломанов еще есть альтернативы, то домашний кинотеатр или саундбар невозможно представить себе без саба. Правильный подбор, установка и настройка этой простой, на первый взгляд, коробки многократно усилит производимый ею эффект и избавит от конфликтов с соседями и домочадцами.
Что нужно знать о домашнем кинотеатре. Часть третья. Расставляем колонки правильно
Читайте также две предыдущие статьи цикла, посвященные азам компоновки ДК и акустической обработке комнаты.
Пусть вас не вводит в заблуждение то обстоятельство, что в каждой части статьи мы делаем упор на важность выполнения того или иного этапа работ по созданию домашнего кинотеатра. В действительности все этапы важны, и влияние каждого сложно переоценить. Ненадлежащее выполнение требований какой-либо стадии построения ДК может обернуться существенным ухудшением качественных показателей работы системы, главный из которых – эмоциональный эффект.
Как и подбор аппаратуры и подготовка помещения, столь же важной процедурой является правильная расстановка акустических систем и зрительских мест в комнате. Главная задача – соблюдать те условия инсталляции, на которые рассчитаны современное оборудование и колонки. Ведь только в этом случае домашний кинотеатр одарит вас полноценным окружающим звучанием – захватывающим и объёмным.
Несмотря на всё многообразие систем окружающего звука, массовое распространение получили две: 5.1 и 7.1. Первая цифра обозначает количество основных акустических систем, а цифра после точки – количество каналов сабвуфера. На всех современных фонограммах низкочастотный канал один, так как человек не локализует на слух источник звука, воспроизводящий частоты ниже 100 Гц, – разделение НЧ-канала на несколько независимых попросту не имеет смысла. Хотя самих сабвуферов, играющих одну и ту же партию, может быть два и более, в зависимости от объёма/конфигурации помещения и характеристик самих сабвуферов.
Вариант идеального расположения громкоговорителей по схеме 5.1 приведён на рисунке ниже. Все АС находятся на равном удалении от места прослушивания, выстроившись по линии виртуальной окружности, в центре которой слушатели.
Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 5.1
Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 5.1
Аналогично и для 7.1. Только колонок окружающего звучания будет не две, а четыре: так называемые боковые (side surround) и тыловые (rear surround).
Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 7.1
Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 7.1
Идеальная реализация подобных схем на примере реальных инсталляций будет выглядеть следующим образом:
Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 5.1
Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 5.1
Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 7.1
Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 7.1
Однако даже неспециалисту понятно, что в обычной жилой или даже специально отведённой для ДК комнате идеальные условия расстановки АС выполнить непросто. Хотя бы потому, что в домашнем кинотеатре редко бывает один зритель, ещё реже удаётся обеспечить значительное удаление тыловых колонок и зрительских мест. К счастью, вариации допустимы, скомпенсировать же отступления от нормы помогут настройки AV-ресивера или AV-процессора. Таким образом, даже не придерживаясь идеала (в разумных пределах, как описано ниже), можно добиться «правильного» многоканального звучания. Если ресивер оборудован современной системой автоматической калибровки колонок – воспользуйтесь ею, электроника скорректирует параметры самостоятельно при помощи прилагаемого к ресиверу измерительного микрофона. Его следует располагать на месте прослушивания, желательно на уровне головы. В то же время даже самые совершенные алгоритмы не в силах исправить ситуацию, если колонки расставлены со значительными отступлениями от приведённых выше схем. Вот допустимые компромиссы.
- Три АС впереди слушателей (фронтальные и центральная) могут располагаться в одну линию, а не по «окружности». При этом фронтальные колонки должны по возможности образовывать с местом прослушивания равносторонний треугольник.
- Тыловые громкоговорители могут находиться на меньшем удалении от зрителей, чем фронтальные, однако крайне желательно обеспечить расстояние хотя бы 1,5 м от каждого тылового громкоговорителя до ближайшего зрителя. Если зрительские места расположены вплотную к задней стене помещения, тыловые колонки должны быть настенными (подробнее см. далее).
- Сабвуфер не показан на схемах, поскольку его расположение напрямую зависит от помещения. В процессе инсталляции должны производиться расчёты акустики комнаты для заблаговременного выбора размещения НЧ-модуля. Либо выбор места установки сабвуфера производится в процессе инсталляции на слух. В среднестатистическом домашнем кинотеатре применяется один сабвуфер, в более продвинутых системах, а также в комплексах класса THX используются два одинаковых «низкочастотника», которые обычно располагаются под фронтальными колонками (или рядом с ними) либо в районе центрального спикера. В любом случае, должна сохраняться симметрия размещения АС.
Читайте также Как продать машину если она в кредите
Если комната небольшая (18-25 кв. м), то предпочтительной является поперечная схема размещения системы: экран в центре длинной стены, по бокам от него фронтальные АС, зрители находятся у противоположной длинной стены, желательно не вплотную к ней.
Выбор расположения сабвуфера в комнате на слух
Данная процедура производится после подключения и настройки всей системы. Ставьте сабвуфер по очереди в разных местах комнаты, включайте запись с хорошим басом и слушайте, находясь в зоне зрительских мест. Когда бас будет наиболее разборчивым и не гудящим – это и есть оптимальная для сабвуфера дислокация. Другой метод называется «от обратного». Сабвуфер размещается там, где будут находиться зрительские места, а инсталлятор начинает перемещаться на четвереньках вдоль стен помещения. Как только обнаружится область, где бас будет звучать наиболее чисто и разборчиво, – туда и можно поставить сабвуфер. Если он в системе один, обратите внимание в первую очередь на область рядом с одной из фронтальных колонок. Сабвуфер должен находиться в 20-30 см от стены, но в углу.
Тип и размещение тыловых АС
Одно из основополагающих правил выбора акустики – однородность. Подразумевается, что все основные колонки многоканальной системы (сабвуфера это не касается) должны принадлежать к одной серии одного производителя. Тем не менее условия инсталляции часто вносят свои коррективы. Бывает, что отсутствует возможность поставить зрительские места (кресла или диван) на расстоянии хотя бы одного метра от задней стены. И если сложилась именно такая ситуация (что нежелательно), единственный способ обеспечить более-менее корректное окружающее звучание – использование настенных АС с корпусами малой глубины. Они должны быть смонтированы на высоте примерно 2 метра от пола и по возможности ориентированы немного в сторону зрителей. Далее производится коррекция настройками ресивера. Также высокое расположение тыловых настенных АС имеет смысл применять при необходимости озвучить зрительские места в несколько рядов. Наглядные примеры того, как реализуется подобная схема, вы можете увидеть в любом современном коммерческом кинотеатре. Если же мест 2-3 и они установлены в один ряд, то для озвучивания тыловых каналов прекрасно подойдут более доступные и обладающие более полновесным звучанием корпусные колонки полочного типа на высоких подставках или на настенных кронштейнах. Они должны располагаться чуть выше голов зрителей, на расстоянии минимум 1,5 м (лучше – дальше) от них.
Выбрать 5.1 или 7.1?
Этот вопрос всё менее актуален, а с приходом Blu-ray и HD DVD «в каждый дом» совсем потеряет актуальность: для новых форматов 7.1 является стандартом де-факто. Однако в некоторых случаях 5.1 бывает предпочтительнее. Например – в небольших комнатах, в которых установленные под углом 110 градусов тыловые колонки будут располагаться дальше от ушей зрителей, чем боковые и тыловые по схеме 7.1. Значит, и окружающее звучание будет более объёмным за счёт лучшего рассеивания звука, несмотря на меньшее количество каналов в системе.
Расположение акустики: подбираем идеальное место
Об общих рекомендациях по расстановке фронтальных акустических систем мы рассказали в предыдущем материале. Теперь предлагаем ознакомиться с рекомендациями по поиску оптимального места для установки конкретной акустики, ответственной за воспроизведение того или иного канала.
Вы полагаете, что правильное расположение акустики в комнате Вами уже достигнуто? Проверьте свою компетентность в этом вопросе!
Правильное расположение акустики: центральный канал
Казалось бы, в вопросе расположения центрального канала никаких секретов быть не может по определению. Ставишь непосредственно напротив слушателя там, где позволяет мебель – вуаля! Расстояние же особого значения не имеет.
Но на самом деле, есть несколько нюансов, которые стоит учитывать каждому аудиофилу, что решил выполнить инсталляцию акустических компонентов собственными силами.
Необходимо понимать, что АС центрального канала призвана связать звучание фронтальной акустики воедино. Кроме того, на нее возлагается функция четкого воспроизведения диалогов. Именно поэтому нахождение источника этого аудиосигнала и источника изображения должно быть максимально близким – в противном случае, возникновение психологических диссонансов при просмотре фильмов гарантировано. Но всегда ли это возможно?
Прежде всего, определимся с дистанцией до фронтальной стены. Так как за низкие частоты отвечают другие колонки, особых эффектов при смещении центральной АС относительно фронтальной стены Вы не почувствуете. Если он все-таки имеет АЧХ полного диапазона, стоит установить его на том же расстоянии, что и другие фронтальные колонки. Как правило, это не составляет труда.
А вот выбор высоты установки центрального «спикера» системы уже имеет несколько большее значение. Слишком высоко либо слишком низко установив эту АС, Вы собственноручно снизите качество звучания из-за отражений звука от потолка и пола соответственно. В таком случае, необходимо увеличить дистанцию между источником звука и поверхностью отражения. Если это невозможно, придется потратиться на дополнительную акустическую обработку этих плоскостей.
Правильное расположение акустики тыла
Прежде, чем ответить на вопрос места размещения тыловых АС, стоит разобраться с вопросом их разновидности.
Если площадь помещения под домашний кинотеатр или аудиосистему значительна, лучше предпочесть дипольные тыловые колонки. Они отличаются большей равномерностью звукового поля. Это преимущество достигается за счет одновременного воспроизведения звука в двух направлениях.
Тыловые колонки прямого излучения будут предпочтительны для небольших комнат с двумя-четырьмя зрителями. Их сильная сторона – более фокусированная звуковая сцена в задней части помещения.
Выбрав подходящий тип колонок, можно приступать к их размещению в качестве тыловой акустики.
Дипольные колонки (например, Definitive Technology SR9040) размещаются несколько проще. Если все кресла домашнего кинотеатра выставлены в один ряд, их центр располагается непосредственно напротив. Если рядов – два или более, центр диполя выбирается между рядами, приблизительно на 2/3 расстояния между ними. Такие АС размещаются в потолочном либо настенном исполнении. Последнее предпочтительнее, при этом выбирается высота на уровне ушей зрителя либо несколько выше.
Тыловая акустика прямого излучения формирует более качественные звуковые эффекты. Но при этом она требует определенного расстояния между источником звука и зрителем. В противном случае, чрезмерно громкое звучание такой АС будет вносить диссонанс в общее восприятие звуковой сцены фильма. Поэтому если размеры помещения позволяют, такая акустика размещается под потолком подальше от зрителя.
Правильное расположение сабвуфера
Расстановка акустики в комнате заканчивается определением оптимального места под размещение сабвуфера. Это объясняется значительным влиянием на звучание низкочастотного громкоговорителя различных факторов – расположения мебели, спецификой материала отражающих плоскостей, места установки саба и других.
Каких рекомендаций следует придерживаться в процессе выбора места правильного расположения сабвуфера? Ключевые из них перечислены далее:
- Оптимально выбирать для устройства домашнего кинотеатра комнаты прямоугольной формы. В квадратном помещении сабвуфер звучит максимально некачественно;
- Самое неудачное место для установки низкочастотной акустической колонки – центр комнаты. С приближением саба к стене повышает уровень басов при работе аудиосистемы;
- Размещение саба в углу позволит получить хорошее звучание низких частот, но при этом эффект резонанса будет также наиболее ярко выраженным;
- Нежелательно использовать сабвуфер в комнате с бетонными стенами без дополнительной звукоизоляции или облицовочных материалов. Эффект «бубнения» в таком случае будет гарантирован. Для его ликвидации стоит применять гипсокартонные листы, ДСП или иные предварительно задемпфированные ограждающие конструкции.
Как Вы сами наверняка уже убедились, поиск оптимальной расстановки акустики в комнате – весьма сложный и кропотливый процесс. Но его результат способен превзойти все самые смелые ожидания владельца. Именно поэтому стоит воспользоваться услугами профессиональных инсталляторов компании Hi-Fi Design и решить эту задачу наилучшим из возможных способов.