На какие машины нужен тахограф в России?
Содержание:
- 1 Кому нужно устанавливать тахограф?
- 2 Кому нужно устанавливать тахограф
- 3 Кому не надо ставить тахограф
- 4 На какие машины нужно ставить тахограф при осуществлении коммерческой деятельности
- 5 Изменения в списке тех, кому необходим тахограф
- 6 Срок истек: с 1 марта все старые большегрузы в стране должны быть оборудованы тахографами
- 7 Санкции
- 8 Отсрочка
- 9 На какие автомобили необходимо устанавливать тахограф
- 10 Законодательная база
- 11 Кому нужен тахограф, а кому нет?
- 12 Установка тахографа на автобус по закону в 2024 году
- 13 Что говорит закон о тахографе для грузовых авто в 2024 году?
- 14 Нужна ли водительская карта?
- 15 Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей в России по тахографу
- 16 Что делать, если непредвиденное событие происходит по правилам часов водителей?
- 17 Заключение
- 18 Новый приказ Минтранса №440 (изменения в приказе №36)
- 19 Но сначала остановимся на вопросе: какие виды транспортных средств подлежат обязательному оснащению тахографами согласно приказу Минтранса №440?
- 20 ИСКЛЮЧЕНИЯ: виды транспортных средств, которые НЕ подлежат обязательному оснащению тахографами
- 21 Требования к тахографам
- 22 Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства
- 23 Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства
- 24 Новые термины
- 25 Новые нумерации законов в области тахографии
- 26 Закон о тахографах
- 27 Сроки и порядок оснащения
- 28 Транспортные средства, не подлежащие оснащению тахографами
Кому нужно устанавливать тахограф?
Чаще и чаще автовладельцы задаются вопросом: кому надо устанавливать тахограф, а кому – нет? Ответ на этот вопрос доступно изложен в законах и законодательных актах нашей страны – приказ №36 Министерства транспорта. Известно, что Европейское соглашение о выполнении режима труда и отдыха шофера рекомендует установку этого оборудования на автомобиль. Все эти меры предпринимаются с одной целью – снизить количество аварий по причине усталости водителя.
Если раньше использовались примитивные приборы для определения скорости поездки и времени в пути, то сегодня автовладельцы могут позволить себе установку аппарата с дополнительными полезными функциями. Это настоящий помощник для современного водителя, контролирующий и фиксирующий скоростной режим, пробег, сколько часов машина движется и сколько стоит на месте.
Кому нужно устанавливать тахограф
Монтаж устройства – непростая задача, в этом деле есть много разногласий и неурядиц. Если периодически наблюдать за обновлением информации в законодательстве по этому вопросу, то все становится предельно ясным.
Перечень машин, на которые нужно установить оборудование в обязательном порядке, доступен любому заинтересованному человеку. Иначе владельцу будут предписаны штрафные санкции, размер которых колеблется от 1000 до 10 000 рублей.
- машины, которые имеют более 8 пассажирских сидений (не считая сидения водителя);
- если общая масса транспортного средства более 3500 килограмм;
- авто используется для осуществления целей военнослужащих и полиции;
- машины для перевозки и обслуживания опасных грузов.
Вот перечень кому нужно ставить тахограф в первую очередь. Если ваш автотранспорт не подходит под эти категории, то установка прибора для вас необязательная процедура.
Кому не надо ставить тахограф
Также этот список можно продолжить следующими видами машин:
- Автомобили городского общественного транспорта: троллейбусы.
- Автотранспорт, использующийся с целью международного сообщения с аппаратами «Европейского образца».
- Машины военнослужащих.
- Личные авто полиции, ФСБ, ФСИН.
- Трактора.
- Машины, которые «на ходу» длительное время, более 30 лет.
- Автотранспорт автошкол.
- ТС, необходимые для проведения дорожных испытаний.
Это далеко не весь перечень транспортных средств, предусмотрен еще один подраздел, организующий машины в группы по различным выполняемым работам:
- Гудронаторы и краны с автоматическим механизмом управления.
- Машины для экстренной медицинской помощи населению.
- Эвакуаторная техника.
- ТС для уничтожения очагов возгорания.
- Транспортные средства для коммунальных служб и транспорт для целей нефтяных и газовых скважин.
- Машины служб инкассации.
- Автомобильные устройства с подъемниками и рабочими платформами.
- Медицинские агрегаты на шасси.
- Автолавки.
- Микроавтобусы для целей обслуживания ритуальных услуг.
- Автодома.
- Машины с функцией бронирования салона.
- Специализированные машины.
- Грузовики категории С, которые необходимы производителям товаров сельскохозяйственного назначения.
- Мобильные лаборатории, мастерские.
- Подвижные машины для съемок репортажей и фильмов на колесах.
Вышеперечисленным категориям штрафные санкции при отсутствии данного устройства не выписываются.
Полный список документов, необходимых для оформления карты
Грузовые автомобили
Для машин, которые выполняют функции погрузки, разгрузки и перевозки габаритных вещей, закон достаточно четко регламентирует вопрос установки устройства контроля. Если владелец средства зарегистрирован как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, то перевозка осуществляется исключительно с аппаратом. Предприимчивые бизнесмены пытаются обхитрить закон. Они оформляют авто непосредственно на шофера. Однако это не исключает риска увольнения сотрудника, тогда машина также по документам будет принадлежать ему, и он имеет полное право быть ее владельцем.
Если подытожить вышесказанное, то частному лицу устройство устанавливать совсем не обязательно.
Что касается техники, такой как самосвалы, то тут вопрос установки прибора можно понять двойственно. Казалось бы, представители ГИБДД не вправе оштрафовать автотранспорт, применяемый для целей коммунального хозяйства. Это актуально в том случае, если у транспортного средства есть специализированные дополнительные части в комплектации, например, ковш для уборки снег. Остальные машины коммунальных служб должны иметь цифровой прибор, иначе могут возникнуть неприятности при эксплуатации и с последующими проверками уполномоченными органами.
На какие машины нужно ставить тахограф при осуществлении коммерческой деятельности
Каждый год возникает множество ситуаций, когда водитель покупает личное авто и собирается осуществлять перевозку, доставку каких-либо грузов. В вопросе монтажа устройства контроля и учета государство предъявить ничего не может, однако, если шофер не зарегистрировал свою деятельность, на него уже возлагаются штрафные санкции.
Согласно приказу, запрещается вести какую-либо деятельность без государственной регистрации. Невыполнение этого требования влечет штраф в размере от 500 до 2 000 рублей.
Виды тахографов
Прежде чем отвечать на вопрос «на какие машины нужен тахограф в России», следует определиться с разнообразием этих устройств на рынке подобного оборудования. Многие сервисные центры предлагают свои услуги по продаже и установке данного прибора. Сложность заключается в том, что для большинства автомобилистов стоимость комплекта услуг по приобретению и монтажу очень высока.
Цена колеблется в пределах от 20 000 – 50 000 рублей в зависимости от модели. Плюс придется заплатить мастеру за установку. Не стоит забывать про обслуживание в течение всего срока эксплуатации. Если суммировать все расходы – получится внушительная сумма, которая не все владельцам транспортного средства по карману.
Оформить заказ — на карту для тахографа.
Есть три основных вида устройств:
- ЕСТР – применим для международных перевозок.
- СКЗИ – прибор, в котором информация о владельце защищена при помощи крипто-ключа – чаще всего встречается в России.
- Без СКЗИ – аппарат без дополнительных параметров защиты.
Список тех лиц, кому ставят тахографы, обязан строго соблюдать правила эксплуатации. А именно: не передавать свой идентификационный ключ третьим лицам, при изменении личных данных своевременно заносить их в память оборудования, соблюдать установленные сроки эксплуатации.
Вопрос смены аналогового тахометра на цифровой также волнует многих водителей. На какие машины нужно установить цифровой тахограф, а не аналоговый указано в вышеупомянутом законе:
- Если транспортное средство оснащено более 20 местами для пассажиров.
- Грузовик массой более 15 тонн.
- Машина для междугородных и международных перевозок.
- Аналоговое устройство было встроено на заводе-производителе при изготовлении.
- Монтаж был проведен до 8 ноября 2013 года.
На другие автомобили следует установить цифровую модель, чтобы избежать проблем при проверке соответствующими органами. Встроенный в аппарат чип несет в себе всю информацию как о владельце, так и о поездке в целом. Информация записывается автоматически на протяжении месяца, после она архивируется и доступна для водителя и проверяющих органов в течение года. Возможно осуществить обмен оборудования, если старые комплектующие сломались или были утеряны.
Предварительно следует ознакомиться с инструкцией по эксплуатации и правилами по режиму труда и отдыха. У каждого шофера, чей автомобиль оснащен цифровым устройством, должна быть карточка, которую перед каждым выездом необходимо установить в прибор. Те, кому ставят тахографы в автомобиль, знают о процессе проведения этой процедуры. Новички в этом деле должны быть грамотно проконсультированы сервисным инженером, отвечающим за монтаж.
Сотрудники контрольных служб проверяют не только наличие, но и остальные характеристики, определяющие успешную эксплуатацию устройства. В первую очередь все оборудование должно быть исправно, отражать корректную информацию не только о количестве времени в пути и отдыхе, но и личные персональные данные водителя. Наказуемым является не только отсутствие, но и неисправная работа аппарата.
При выборе компании по монтажу особенно важно учесть наличие этой фирмы на сайте ФБУ РОСАВТОТРАНС. Она должна быть в перечне мастерских. Если установку проводят организации, которые не имеют на это законодательных прав, то работы такого типа будут считаться незарегистрированными и повлекут за собой гарантированный штраф.
Изменения в списке тех, кому необходим тахограф
Каждый год автовладельцы становятся жертвами непроверенной и необоснованной информации о том, что установка приборов стала необязательной и система штрафов больше не актуальна. Это не так. Все ТС, не включенные в список как исключения, обязаны иметь данное устройство в комплектации авто. Иначе предусмотрен штраф для водителя. Выплачивать необходимую сумму обяжут организацию работодателя. Поэтому не стоит паниковать, если Ваша деятельность осуществляется без аппарата, об этом должен был подумать Ваш начальник.
Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!
Владельцы предприятий сами знают, кому нужно устанавливать тахограф и с какой целью. О значимых тонкостях в этом вопросе следует позаботиться заранее. Весь транспорт фирмы должен быть оборудован в соответствии с нормами и требованиями действующего законодательства. В первую очередь информация о неправильно эксплуатируемой технике направится в головной офис фирмы. После этого возможно увеличение проверок транспортных средств организации. Любой руководитель постарается обезопасить себя от подобных перспектив.
Теперь вопрос «на какие машины ставят тахографы» для вас уже не будет таким устрашающим. Благодаря данной статье, вы сможете не только разобраться в своей ситуации, но и оказать консультативную помощь другим категориям автомобилистов.
Тахогарфы сегодня – это качественные, достоверные помощники для любого водителя. С помощью устройства можно четко отслеживать количество часов, проведенных за рулем. Не зря европейцы активно пользуются данными таких средств для предотвращения ДТП. В России этот опыт пока не так распространен. Но в связи с увеличением вопросов по данной теме, шоферы ТС задумываются над приобретением прибора, что внушает оптимизм касательно ситуации на Российских дорогах.
Срок истек: с 1 марта все старые большегрузы в стране должны быть оборудованы тахографами
2 марта 2020 г. 13:59
С 1-го марта 2020-го года для одной из категорий граждан, в чьей собственности находятся грузовые автомобили, истек переходный период, который давался на приобретение и установку тахографов. С этого числа грузовики массой свыше 12 тонн с неопределенным экологическим классом, которые зарегистрированы на физических лиц, тоже должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ.
Читайте также Как правильно качать колеса на машине?
Напомним: до 1-го ноября 2019-го года требование о наличии тахографов СКЗИ касалось только транспорта, принадлежащего юридическим лицам и ИП. Физические лица, несмотря на то что на них зарегистрировано более половины всех имеющихся в стране грузовиков от 3,5 тонн (2,15 млн. против 2 млн.), от такой обязанности были освобождены.
Однако с 1-го ноября прошлого года условия на рынке ужесточились: всем физическим лицам, эксплуатирующим грузовые автомобили, также предписали устанавливать тахографы и соблюдать режим труда и отдыха, даже если они перевозят личные грузы для собственных нужд.
Единственное: на оснащение тахографами дали отсрочку в зависимости от массы и экологического класса транспортного средства.
Первыми, для кого она истекла, стали владельцы грузовиков категории N3 (от 12 тонн) с неопределенным экологическим классом. С 1-го марта этого года они должны ездить с тахографами СКЗИ, иначе уже могут получить штрафы.
Заметим, что на практике слова «экологический класс не определен» означают, что в документах на автомобиль его экологический класс, в принципе, не указан. А поскольку в России указывать экологический класс начали после 2010-го года, то, грубо говоря, речь идет о тяжелых грузовиках, зарегистрированных до этого времени.
Как правило, грузовики выходят с завода с установленными тахографами, а грузовики, выпускаемые сейчас в России, — с тахографами СКЗИ. Однако автомобили, произведенные до 2010-го года, устройств СКЗИ на своем «борту» точно не имеют, так как на тахографы СКЗИ в России начали переходить только с 2013-го года.
То есть, по сути, первыми отсрочку утратили именно те владельцы, которым тахографы точно нужно приобретать. При этом стоимость устройств начинается от 30 тыс. рублей.
Санкции
Таким образом, с 1-го марта «физические» собственники грузовых автомобилей неопределенного экологического класса могут получить штраф за отсутствие тахографа, а также за нарушение правил его использования.
Сумма санкций для них устанавливается как для водителя и варьируется от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.
При этом подчеркнем, что тахограф, который должен стоять в грузовиках, — это тахограф с блоком СКЗИ. Другие на территории России использовать нельзя, за исключением контрольных устройств ЕСТР. Последние, однако, разрешены только для перевозчиков, работающих в международном направлении.
Иными словами: даже если в автомобиле стоит тахограф, но это не тахограф СКЗИ, владелец получит штраф.
Штраф ему грозит и в том случае, если тахограф СКЗИ в автомобиле стоит, но он, например, не активирован, не работает, используется без карты водителя и пр.
Правила использования тахографов, за нарушение которых водителя могут оштрафовать на 3-5 тыс. рублей, перечислены в Приложении №3 к Приказу Министерства транспорта №36 от 13.02.2013 г.
Кроме того, «физические» собственники грузовых автомобилей должны следовать временным нормам управления автомобилем и отдыха от вождения. Эти нормы прописаны в Правилах дорожного движения, они начали действовать с 4-го января этого года.
Причем т.н. «режим труда и отдыха» должны соблюдать все водители, не работающие по найму, даже если для их грузовиков еще действует отсрочка по установке тахографов. Штраф для физических лиц составляет 1,5-2 тыс. рублей.
Для водителей, работающих по найму, а также для тех, кто зарегистрирован как ИП, режим труда и отдыха действует уже давно. Он прописан не в Правилах дорожного движения, а в Приказе Министерства транспорта №15 от 20.08.2004 г.
Отсрочка
Для остальных физических лиц, владеющих грузовиками, отсрочка на установку тахографов все еще продолжает действовать. Следующее время X наступит 1-го июня 2020-го года.
С 1-го июня этого года ездить с тахографами также должны будут грузовые автомобили массой от 12 тонн, экологический класс которых соответствует Евро-3 или ниже того.
Окончательно отсрочка перестанет действовать 1-го июня 2021-го года. С этого времени все грузовики массой от 3,5 тонн вне зависимости от того, кому они принадлежат — физическому лицу, юридическому или ИП, необходимо будет оборудовать тахографами с блоком СКЗИ.
На какие автомобили необходимо устанавливать тахограф
- Закон
- Кто должен устанавливать
- Установка на автобус
- Установка на грузовик
- Водительская карта
- Режим труда и отдыха
- Непредвиденное событие
- Вывод
Тахограф — прибор, облегчающий контроль за автомобилем. Он подключается ко всем системам автомобиля и записывает его действия, чтобы дать информацию о действиях водителя и о его причастности/непричастности к аварии. Данные можно извлечь, предоставив особенную карту. Разберем, кому же такой прибор нужен и как его установить.
Законодательная база
27.02.2014 был утвержден порядок оснащения коммерческих автомобилей тахографами. Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало приказ Министерства транспорта об условиях оснащения транспортных средств тахографами.
Согласно этому приказу, в настоящее время некоторые автомобили должны использоваться цифровые тахографы с криптографической защитой данных (модуль CIPF), которые записывают информацию о времени работы, отдыха, маршруте и т. д. непрерывно и в нерегулируемом режиме.
Установка тахографов с модулями CIPF осуществлялась в несколько этапов. Начиная с 1 апреля 2014 года тахографы с модулями CIPF должны были устанавливаться на грузовых автомобилях, перевозящих опасные грузы; с 1 июля 2014 года (срок перенесли с апреля на июль) — на автобусах и грузовиках с полной массой более 15 тонн; с 1 сентября 2014 года — на грузовых автомобилях с полной массой более 12 тонн; с 1 апреля 2015 года — на грузовые автомобили с полной массой от 3,5 до 12 тонн.
Однако для тех, кто ранее устанавливал тахографы старого образца, срок обязательного оснащения транспортных средств новыми тахографами был перенесен на 1 января 2018 года.
Сегодня разъяснение закона 2021 года про тахографы можно найти практически в любом информационном источнике. Однако для получения качественной информации без искажений желательно обратиться в сервисные центры, которые занимаются установкой тахографов и их обслуживанием, только специалисты смогут вам предоставить актуальные данные.
Подробности о законах про тахографы ищите здесь.
Кому нужен тахограф, а кому нет?
На какие автомобили устанавливается тахограф? Он устанавливается на машины:
которые используются для пассажирских междугородних перевозок (если пассажирских мест более восьми);
массой более 3500 кг, которые также осуществляют междугородние коммерческие грузоперевозки.
Т.е. по закону владелец авто может не устанавливать на него тахограф, если не занимается коммерческими грузоперевозками.
Существует два разных типа тахографа — цифровой и аналоговый. Для всех коммерческих транспортных средств, впервые зарегистрированных или после 1 мая 2006 года, должен быть установлен цифровой тахограф.
Была выпущена директива РФ по обновлению тахографов, чтобы иметь технологию GPS, позволяющую властям получать удаленный доступ к хранимой информации.
То есть, тахограф нужен именно цифровой.
Установка тахографа на автобус по закону в 2024 году
Согласно последней версии регламента о безопасности транспортных средств, ставить тахограф нужно на авто категории M2 и M3, которые используются для перевозки пассажиров. Аналогично, тахограф в автобусе нужен для осуществления коммерческих перевозок вне города, а также школьных и дежурных вахтовых автобусов.
Если вас интересует вопрос, нужен ли тахограф на автобус перевозящих сотрудников компании, тогда тут тоже требуется обратиться к законодательству. Когда транспортное средство используется для перевозки менее чем 8 пассажиров, тогда установка прибора не требуется. А если вам необходим большой автобус, то придется потратиться на тахограф.
Что говорит закон о тахографе для грузовых авто в 2024 году?
В грузовике тахограф нужен для сохранения здоровья и жизни участников дорожного движения и для уменьшения числа дорожно-транспортных происшествий путем регистрации и записи скоростного режима, средней скорости и периодов работы водителей. При помощи тахографа становится возможным пресекать как нарушения скоростного режима водителями транспортного средства, так и чрезмерную утомляемость членов экипажа, нормируя их время работы и отдыха.
Среди основных категорий транспортных средств можно отметить обязательную установку тахографов на грузовые автомобили:
1 Массой от 3,5 до 12 тонн, задействованные в коммерческих перевозках.
2 Международный грузовой транспорт.
3 Автобусы на 8 и более мест.
Нужно ли устанавливать тахографы на такие транспортные средства как самосвал или маршрутку? Давайте разберемся в этом вопросе подробнее.
Установка тахографа на самосвал при его использовании в личных целях не требуется. Если транспортное средство куплено для коммерческой деятельности – установка обязательна. А если вас интересует комплектация кранов, то на основании приказов Минтранса № 36 и 273 все автомобили, оснащенные краном-манипулятором, должны быть укомплектованы тахографами.
На какие автомобили не надо устанавливать тахографы:
1 Пригородные, городские автобусы, городские маршрутки.
3 Грузовые ГАЗели массой менее 3,5 тонны.
Некоторых интересует вопрос, а нужен ли тахограф на «Валдай». Давайте разберемся. Среднетоннажный грузовик «Валдай» имеет полную массу более 6 тонн, а паспортная грузоподъемность составляет более 2 тонн. Согласно законодательству тахограф необходимо устанавливать на транспортное средство массой свыше 3,5 тонн, значит для «Валдая» также требует установка тахографа.
Нужен ли тахограф на личный грузовик 5 тонн? В этом случае в законопроекте акцент делается на характер деятельности владельца ТС. Когда собственник авто является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателей, установка обязательна. Если нет, то нет. При проверке отсутствие бортового самописца может вызвать подозрения у сотрудников ГИБДД. Для защиты себя вам необходимо иметь при себе документы подтверждающие, что вы не используете свой грузовик с целью осуществления коммерческой деятельности.
Читайте также Нужно ли менять водительское удостоверение после замужества
Нужна ли водительская карта?
Согласно закону, для транспортного средства, оснащенного цифровым тахографом и управляемого в соответствии с правилами РФ, у водителя должна быть карточка водителя. Если водителю, которому выдана карточка водителя, предлагается предъявить свою карточку во время дорожного осмотра, и он не может этого сделать, даже если он просто водит автомобиль, оснащенный аналоговыми тахографами, он совершает нарушение.
Вы можете иметь только одну карту водителя, и вы никогда не должны использовать чужую карту!
Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей в России по тахографу
1 Можно проводить за рулём не более 9 часов в день. Допустимо продление максимум до 10 часов не более двух раз за одну неделю.
2 Лимит вождения в неделю — 56 часов.
3 Но общий лимит на две недели — не больше 90 часов.
4 Если время отдыха не наступило, а водитель за рулём более 4 часов, можно сделать перерыв на 45 минут.
5 Данная пауза может быть заменена перерывом продолжительностью не меньше 15 минут, за которым следует пауза продолжительностью не меньше получаса. Во время пауз нельзя выполнять другую работу.
6 Пункты 4 и 5, не должны рассматриваться как ежедневный период отдыха.
7 Дневная длительность общей работы, в том числе управления транспортным средством не должна быть дольше 13 часов. Общая работа может быть продлена до 15 часов в сутки. Водитель может иметь не больше 3 рабочих дней, которые он продлил до 15 часов общей работы между любыми двумя недельными периодами отдыха.
8 Максимальная длительность безпрерывной второстепенной работы и управления автомобилем не должна превышать шести часов, после чего водитель должен сделать паузу не менее чем на 45 минут, если не наступит время отдыха.
9 Нужно соблюдать регламент и не отклоняться от него.
10 За сутки нужно отдыхать не меньше 11 часов. Можно отдыхать прямо в авто, если есть специально оборудованное место для отдыха.
Кто имеет право проверять тахограф на грузовом автомобиле на рейсе? Согласно закону, то вариант только один – инспектор ГИБДД ( он же сотрудник ДПС), что утверждено приказом номер 5 Министерства Транспорта России.
Что делать, если непредвиденное событие происходит по правилам часов водителей?
Чтобы водитель мог добраться до безопасного места остановки и обеспечить безопасность других людей, транспортного средства или груза, может быть допустимо отступление от правил РФ, если это не ставит под угрозу безопасность дорожного движения.
В решении Европейского Суда 1995 года говорится, что отклонение от правил применяется только в тех случаях, когда невозможно соблюдать правила, касающиеся часов водителей. В случае, если это происходит, водители должны отметить причины, по которым они отклонились от правил, либо на обороте своих листов с записями тахографа, если они используют аналоговый тахограф, либо на распечатке или временном листе при использовании цифрового тахографа один раз они достигли подходящего места остановки.
Заключение
Надеемся, что статья помогла разобраться с тахографами и требованиями к их установке. Важные моменты:
тахограф нужно устанавливать на грузовые автотранспортные средства, которые используются в коммерческих целях;
какое-то время водитель должен отдыхать. В перерывах нельзя выполнять другую работу;
чтобы установить тахограф, нужно скачать дополнительное ПО «Tachomaster»;
наилучший способ установить аппарат — обратиться к специалистами;
даже если авто буксирует грузы, тахограф всё равно рекомендуется установить.
Законодательство четко определяет что и как нужно подключать, когда проводить остановку, а когда можно перемещаться на авто. Чтобы быть в курсе всех нововведений, нужно проверять правки к законам хотя бы раз в месяц.
Новый приказ Минтранса №440 (изменения в приказе №36)
Новый 2021 год богат на изменения в области тахографии. Так, наиболее важным является Приказ Минтранса от 28 октября 2020 года №440, который стал действовать вместо приказа №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года. Также ряд законов поменяли нумерацию. Но обо всем подробнее.
Итак, рассмотрим последние изменения, которые были внесены в приказ Минтранса №440.
Но сначала остановимся на вопросе: какие виды транспортных средств подлежат обязательному оснащению тахографами согласно приказу Минтранса №440?
ИСКЛЮЧЕНИЯ: виды транспортных средств, которые НЕ подлежат обязательному оснащению тахографами
Обращаем внимание, что в новой редакции приказа добавляется перечень транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами. В список вошли:
- специально оборудованные для перевозки живых животных;
- транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
- специально оборудованные машины для перевозки пчёл;
- передвижные библиотеки;
- передвижные автосцены;
- транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и груза в пределах границы территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
При этом в новой версии формулировка приказа №36«Исключения для оснащения. » изменилась на «Не подлежит обязательному оснащению. ».
Требования к тахографам
Требования к тахографам, которые устанавливаются на транспортные средства, разрабатываются для обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управления которыми входит в их трудовые обязанности.
В приказе Минтранса №440 вводятся следующие изменения, касающиеся карт тахографа:
- В карте водителя теперь в обязательном порядке указывается адрес места жительства (места пребывания) водителя.
- Карта контролера “обеспечивает аутентификацию и идентификацию контрольных органов с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения контрольного органа.
- Карта мастерской “обеспечивает аутентификацию и идентификацию мастерской с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения мастерской.
- Карта предприятия “обеспечивает аутентификацию и идентификацию владельцев транспортных средств с использованием шифровальных (криптографических) средств”, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей”, обязательно должен быть указан адрес места жительства (места пребывания) владельца транспортного средства.
Согласно новым изменениям срок действия квалифицированных ключей электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа теперь составляет не менее 3 лет (ранее срок действия ключей должен был не превышать 3 лет).
Изменения коснулись и срока действия карт. В новом варианте приказа срок действия квалифицированного сертификата карты начинается с дата начала действия квалифицированного сертификата карты до 24 часов 00 минут 00 секунд даты окончания действия квалифицированного сертификата карты.
В карте также произошла замена следующих терминов:
- организация, выдавшая карту, теперь на картах указывается как организация-изготовить карты
- термин «код выдавшей карту организации» заменяется на идентификатор организации-изготовителя.
- периодическая инспекция заменена на термин «настройка».
Что касается самих тахографов, то теперь в распечатке обязательно должен быть указан QR-код, содержащий следующие данные: текущее время и дату, координаты местоположения транспортного средства, заводской номер блока СКЗИ тахографа, серийный номер тахографа. Однако требования, касающиеся наличия в распечатке QR-кода и серийного номера тахографа, применимы для тахографов, которые будут изготовлены после января 2022 года.
Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства
Изменения коснулись и правил настройки тахографа, которая теперь проводится раз в 3 года или после замены блока СКЗИ тахографа, нарушения пломбировки тахографа, ремонт тахографа или его модернизация, изменения идентификационного или государственного регистрационного номера транспортного средства, изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства.
Кстати, в случае замены блока СКЗИ тахографа внеочередной проверки не требуется, если:
- замена произведена согласно требованиям технической документации организации-изготовителя модели тахографа и модели блока СКЗИ.
- сведения о результате проверки блока СКЗИ тахографа внесены во ФГИС АРШИН.
- проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.
Если у блока СКЗИ тахографа вышел срок эксплуатации, то мастерские должны:
- демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;
- передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.
В новой редакции приказа прописаны и правила вывода из эксплуатации тахографа или блока СКЗИ тахографа. В этом случае мастерские обязаны:
- выгрузить из тахографа данные на внешние носители и передать их владельцу транспортного средства;
- демонтировать из тахографа блок СКЗИ и передать его на хранение владельцу транспортного средства;
- направить информацию в ФБУ «Росавтотранс» для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ из эксплуатации в соответствующих перечнях.
Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства
Здесь также внесены изменения. Так, согласно приказу №440 вводятся дополнительные полномочия для ФБУ «Росавтотранс»:
- Информация о моделях тахографов, блоков СКЗИ, карт тахографов, мастерских должна быть размещена на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» с указанием статусов записей («действующая» или «архивная») и даты их изменения.
- В случае передачи, утилизации или активации организациями-изготовителями тахографа, блока СКАЗИ тахографа, карты тахографа, информация об этом должна предоставляться владельцу транспортного средства на основании заявления.
Обращаем внимание, что в новой редакции приказа добавляется перечень транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами. В список вошли:
- специально оборудованные для перевозки живых животных;
- транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
- специально оборудованные машины для перевозки пчёл;
- передвижные библиотеки;
- передвижные автосцены;
- транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и груза в пределах границы территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
Читайте также Можно ли переоформить машину на несовершеннолетнего
При этом в новой версии формулировка приказа №36«Исключения для оснащения. » изменилась на «Не подлежит обязательному оснащению. ».
Новые термины
Согласно приказу №440 вводятся следующие термины, которые отсутствовали в приказе №36:
Контрольные органы — Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или федеральная служба по надзору в сфере транспорта, в том числе из территориальные органы.
Мастерская — сервисный центр.
Владельцы транспортных средств — юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, а также физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, максимально разрешенная масса которых превышает 3,5 тонны, и автобусы.
Новые нумерации законов в области тахографии
до конца 2020г. | с января 2021г. |
ПМ РФ от 13.02.2013 №36 “ Об утверждении требований…” | ПМ РФ от 28.10.2020 №440 “ Об утверждении требований…” |
ПМ РФ от 21.08.2013 №273 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…” | ПМ РФ от 26.10.2020 №438 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…” |
ПМ РФ от 20.08.2004 №15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….” | ПМ РФ от 16.10.2020 №424 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….” |
ПМ РФ от 30.03.2019 №382 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…” | ПМ РФ от 03.12.2019 №1998 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…” |
Таким образом, новая версия приказа №36 структурирует и делает более прозрачным требования к тахографам, правила использования и обслуживания тахографов; усиливается контроль за тахографами со стороны ФБУ «Росавтотранс». Большая часть законов действует до 2027 года. Поэтому в данной реальности нам жить еще 5 лет.
Закон о тахографах
Изменение правил технического осмотра!
С 1 марта 2021 года в России меняются правила технического осмотра согласно Постановлению Правительства РФ от 15.09.2020 N 1434. С этой даты будут аннулироваться диагностические карты транспортных средств, при оформлении которых не был проведен технический осмотр. Кроме того, с 1 марта 2021 года МВД вводит в эксплуатацию единую автоматизированную систему технического осмотра автомобилей с обязательным фотографированием транспортного средства до и после ТО.
Требования в части оснащения транспортных средств отдельных категорий тахографами остались неизменны: “Тахограф должен иметь настройку, проведенную не позднее 3 лет до дня представления транспортного средства на очередной технический осмотр, выводить на печать информацию о регистрационных данных транспортного средства (идентификационный номер, государственный регистрационный номер (при их наличии), номере активизированного в составе этого тахографа программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства, текущей дате и времени. Сведения о результатах поверки тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.”
Вышел новый Приказ Минтранса!
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства” вышел на смену утрачивающему силу приказу Минтранса России № 36 от 13 февраля 2013 года.
Вниманию компаний, осуществляющих перевозки пассажиров и других лиц автобусами!
С 1 января 2021 года вступают в силу новые требования к лицензированию перевозок пассажиров и других лиц автобусами. На каждый автобус помимо тахографа должна быть установлена аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Причем данные требования относятся как к компаниям, осуществляющим коммерческие перевозки, так и фирмам, которые используют автобусы для личных нужд.
Подробная информация о нововведениях содержится в Постановлении Правительства №1616 от 07 октября 2020
Вниманию перевозчиков!
С 1 ноября 2019 г. повысились штрафы для ИП и Юридических лиц на основании
ч. 2 ст. 11.23 КоАП.
✓ на водителя– от 3 000 – 5 000 рублей
✓ на должностное лицо от 7 000 -10 000 рублей
✓ на индивидуального предпринимателя от 15 000 -25 000 рублей
✓ на юридическое лицо от 20 000 – 50 000 рублей
Штраф выписывается в случаях:
– управления ТС без тахографа с блоком СКЗИ
– нарушения режима труда и отдыха водителем
– отсутствия Карты водителя
Какие документы запрашивает транспортная инспекция в случае проверки Перевозчика:
✓ распечатки данных с тахографа.
Вниманию Физических лиц, имеющих в собственности грузовые ТС свыше 3,5 т и автобусы!
В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ № 339 от 15 октября 2019 года
Изменились сроки оснащения тахографами!
Внимание Перевозчикам, обслуживающим регулярные городские перевозки изменились сроки оснащения!
С 1 июля 2020 года транспортные средства категорий М2 и МЗ, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки должны быть оснащены тахографами. (Постановление Правительства РФ от 30 марта 2019 г. № 382 ). В их числе – троллейбусы, автобусы и трамваи.
Полезно знать
Внимание Физическим лицам, имеющим в собственности грузовые ТС свыше 3,5 т и автобусы!
В cвязи с вступлением в силу поправок в ФЗ № 96 « О безопасности дорожного движения», а именно в Пункт 3 Статьи 20 с ноября 2019 года, в рамках требований, предъявляемых при эксплуатации ТС к физическим лицам, закон обяжет всех, кто управляет грузовиками свыше 3,5 т и автобусами, вне зависимости от формы собственности:
- Обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.
- Соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации.
- Соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
К вниманию Перевозчиков, обслуживающим регулярные городские перевозки!
С 1 июля 2020 года транспортные средства категорий М2 и МЗ, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки должны быть оснащены тахографами. (Постановление Правительства РФ от 30 марта 2019 г. № 382 ). В их числе – троллейбусы, автобусы и трамваи.
В связи с вступлением в силу 16 декабря 2015 г. Приказа Минтранса РФ № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Минтранса РФ от 21 августа 2013 года № 273», срок законности аналоговых тахографов сократился на полтора года — с 1 января 2018 года до 1 июля 2016 года..
До 1 июля 2016 года необходимо успеть переоснастить аналоговые тахографы и установить цифровые тахографы, соответствующие требованиям Приказа Минтранса № 36, и сделать карту водителя.
Сроки и порядок оснащения
Согласно требованиям Приказа Минтранса №273 от 21.08.2013 предусмотрен следующий график оснащения транспортных средств тахографами:
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ, ПЕРЕВОЗЯЩИЕ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2014
АВТОБУСЫ И ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ МАССОЙ БОЛЕЕ 15 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 июля 2014
ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ РАЗРЕШЕННОЙ МАССОЙ ОТ 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 сентября 2014
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ С МАССОЙ ОТ 3,5 ДО 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2015
ВСЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ N2, N3, М2 и М3
оснащенные организациями-изготовителями ТС тахографами до 1 апреля 2014 года, и транспортные средства , оборудованные тахографами силами сервисных мастерских, в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств до вступления в силу Приказа Минтранса №273 (до 28.02.2014г.).
до 1 января 2018
Транспортные средства, не подлежащие оснащению тахографами
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы» с 28.02.2014 исключены следующие виды транспортных средств:
ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ
Пассажирские и грузовые троллейбусы
СПЕЦТЕХНИКА
Автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторыв, автокраны и транспортные средства, оснащенных кранами-манипуляторами, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортныые средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, самоходные сельскохозяйственные машины, передвижные лаборатории и мастерские, передвижные репортажных телевизионных студий;
Транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами, должны оснащаться тахографами согласно Приказу Минтранса № 16 от 28.01.2016 г.
ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
— транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
— транспорт Технадзора и силовых государственных органов РФ;
— транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
— транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
СТАРЫЙ ТРАНСПОРТ
транспортные средства, включенные в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств»*;
АВТОБУСЫ
автобусы, находящиеся в эксплуатации, с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».».
Обязательно поделитесь с друзьями!