Нужно ли передавать документы сотруднику ГИБДД
Содержание:
- 1 Как правильно предъявлять документы по новому Приказу №664?
- 2 Как происходит проверка документов по закону?
- 3 Обязан ли водитель давать в руки документы сотруднику ДПС?
- 4 Документы для инспектора ГИБДД
- 5 Железные аргументы. Обязан ли водитель давать документы в руки сотруднику ДПС?
- 6 Что же делать?
- 7 Как защититься?
- 8 Какие документы давать?
- 9 В каких случаях останавливаться?
- 10 Что делать, если все-таки остановили?
- 11 Права водителя при остановке ГИБДД
- 12 Право не выходить из машины, когда остановил инспектор
- 13 Право узнавать причину остановки или ограничений движения
- 14 Право объяснить свои действия или не давать показания
- 15 Право снимать инспектора на камеру
- 16 Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию
- 17 Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии
- 18 Право не подписывать протокол и указывать разногласия
- 19 Право ничего не платить на месте
- 20 Право требовать понятых или видеозапись при досмотре
- 21 Право не отдавать водительские права без решения суда
- 22 Право на медицинское освидетельствование
- 23 Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков
- 24 Как превратить протокол ДПС в мусор
- 25 ..Обязан ли водитель давать в руки документы сотруднику ГАИ?
- 26 Правила комментирования
Как правильно предъявлять документы по новому Приказу №664?
Мы уже знаем, что изменились основания остановки автомобилей, в том числе на стационарных постах и на дороге. Проверка документов, хотя и может быть основанием для остановки автомобиля, но именно для такой проверки нужны свои основания, перечисленные в пункте 106 регламента. Но как теперь нужно правильно предъявлять документы по новому Приказу №664, нужно ли их передавать, вынимать из обложки и какие другие тонкости могут быть в 2021 году, чтобы не попасться на неповиновение законному требованию сотрудника ГИБДД?
Большинство изменений нового регламента продиктовали совершенно новый смысл для многих его пунктов, хотя требования к некоторым другим процедурам остались прежними, а изменились такие процедуры только «косметически».
Как происходит проверка документов по закону?
Итак, обязанность по предъявлению официальных бумаг, дающих разрешение управлять машиной, диктует нам пункт 2.1.1 ПДД, который обязывает нас в статусе водителей возить с собой и по требованию инспектора ДПС (и любого сотрудника полиции) следующие документы:
- водительские права,
- СТС (свидетельство о регистрации),
- полис ОСАГО,
- ряд других в установленных случаях (путевой лист, документы на груз, карточку допуска ТС).
Все эти бумаги необходимо именно передавать для проверки — то есть дать в руки сотруднику ГИБДД. Это прямо предписывают Правила в том же самом пункте.
Сотрудникам же право проверять документы даёт пункты 6 и 6.11 нового Административного регламента:
6. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право:
6.11. Останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа.
Нужно ли снимать обложку с прав и СТС?
Увы, но новый регламент, введённый Приказом 664, предписывает принимать передаваемые документы без обложки. Пункт 53 регламента (его цитата будет немного ниже) гласит, что такие бумаги должны приниматься сотрудником ГИБДД без обложки.
Поэтому придётся её снять, даже если она полностью прозрачная и нисколько не закрывает видимости нужных надписей или изображений.
Запрет передавать документы с «железным аргументом»
Наконец, в новом Административном регламенте закрепили незаконность «железного аргумента» при процедуре проверки документов инспектором. Железный аргумент — это цепочка, которая одним концом прикреплена к предъявляемым водительским документам, а другим концом — к автомобилю так, чтобы инспектор не смог никуда уйти с Вашими бумагами.
И, если ранее запрет был закреплён только решением Верховного суда, которым, хотя и руководствуются большинство рассматривающих подобные дела (обязаны руководствоваться), но обязанности принимать такие решения как установленную норму нет.
Теперь же запрет «железного аргумента» узаконен, и правильно предъявлять документы для проверки ГИБДД по новому Приказу № 664 ни в коем случае в таком устройстве нельзя.
53. Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.
Какие ещё есть тонкости проверки документов?
В какой-то мере смешным покажется тот же пункт 53, но в первом его абзаце. Он предписывает правила обращения инспектором с принятым от водителя, пассажиров или пешехода документами. Так, в 2021 году ему запрещается ставить в них метки в непредусмотренных для этого местах, а также, если такие бумаги были переданы с деньгами, то сотрудник обязан их вернуть и предложить передать без денег.
53. С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах. Если документ передается вместе с деньгами, ценными бумагами, какими-либо предметами, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег, ценных бумаг и предметов.
Обязан ли водитель давать в руки документы сотруднику ДПС?
Содержание статьи
- Документы для инспектора ГИБДД
Последние вопросы по теме: «Обязан ли водитель давать в руки документы сотруднику ДПС?»
Документы для инспектора ГИБДД
Какие документы необходимо водителю предъявить инспектору ГИБДД при проверке на дороге( в частности обязательна ли мед. справка?)
В соответствии с п. 2.1.1 ПДД
Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
Как видите, перечень исчерпывающий, ни о какой мед. справке речи нет
Соответственно требование сотрудника законно.
Вы конечно можете сослаться на п. 63 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185, согласно которому «проверка» документов не указана в качестве основания для остановки транспортного средства. Однако, и прямого запрета на остановку и проверку документов там не имеется.
А также стоит обратить внимание на то, что за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Ну давайте рассмотрим одно из оснований, указанных в п. 63 вышеназванного регламента — наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
Каким образом, Вы будите доказывать, что у сотрудника ГИБДД действительно не имелось при остановке данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске? Как на момент остановки определите правдива данная информация или нет?
Пусть эти сведения будут ложными, Вы вправе потом подать жалобу с целью проверки были ли данные сведения, являлись ли они соответствующими действительности. Но именно на момент остановки требования сотрудника ГИБДД предполагаются как законные. Вы не обладаете компетенцией по определению законности данных требований. Поэтому в случае их невыполнения может последовать привлечение к административной ответственности.
Максим, в данном случае можно расценивать как незаконную только остановку. Выполнить требование по передаче документов Вы все равно обязаны. А если сотрудник ГИБДД прямо говорит, что он остановил Вас вне поста для проверки документов, то по возможности запишите это на диктофон мобильного телефона. После этого направьте жалобу руководству. Пусть решают вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Железные аргументы. Обязан ли водитель давать документы в руки сотруднику ДПС?
Вопрос о том, обязан ли водитель давать в руки документы сотруднику ДПС, который остановил его автомобиль, волнует многих. Добросовестному автомобилисту, конечно, опасаться нечего. Если за ним не числится неуплаченных штрафов, да и не нарушил он ничего, то проверка документов — пустая формальность. Другой вопрос, что инспекторы не всегда оказываются добросовестными. Так, иногда имеют место случаи, когда переданный сотруднику ГИБДД документ таинственным образом «исчезает», и водитель вынужден платить штраф, а потом еще и восстанавливать бумаги за свой счет.
Что же делать?
Значит, не давать документы инспектору в руки и только показывать на расстоянии, через окошко? А что, если он напрямую потребует дать их ему? Отказать? Не будет ли это квалифицироваться как отказ выполнять законное требование сотрудника полиции и не повлечет ли за собой дополнительные проблемы? Обязан ли водитель давать документы, выполняя приказ дорожного полицейского?
Читайте также Как записаться в ГИБДД через госуслуги
Итак, представим: вас останавливает инспектор ДПС, представляется по всей форме, и требует от вас предъявить документы. Если обратиться к Правилам дорожного движения, а именно к пункту 2.1.1, регулирующему общие обязанности водителей, то становится очевидным, что тот обязан именно передать, а не предъявить, сотруднику ДПС все необходимые документы.
То есть показать через окошко автомобиля права нельзя, это является нарушением закона. Их необходимо передать инспектору лично в руки. Сотрудник ГИБДД должен определить подлинность предъявленных документов, а это он может сделать и тактильным путем, то есть на ощупь. К тому же в некоторых случаях требуется внимательно рассмотреть цифры, чтобы проверить водителя и управляемый им автомобиль по специальной базе данных.
Однако инспектор ГИБДД не может уносить права в свою машину или на пост для составления протокола или для осуществления проверки. Если следовать букве закона, то сотрудник дорожной полиции может только предложить шоферу покинуть его транспортное средство и проследовать с ним в служебный автомобиль или в служебное помещения, где уже и происходит оформление всех необходимых бумаг. Водитель имеет право не согласиться. А так как заполнение протокола должно происходить в его присутствии, инспектор ДПС должен будет произвести выполнение всех процессуальных действий на месте.
Однако нужно помнить, что в трех случаях водитель все же обязан покинуть транспортное средство:
- если он имеет признаки алкогольного или наркотического опьянения;
- если автомобиль или прицеп неисправен;
- если необходим досмотр автомобиля и лично водителя в рамках проводимой специальной операции.
Также читайте другую статью о том, как не попасться на развод в автосервисе.
Как защититься?
Итак, вопроса о том, обязан ли водитель давать в руки документы инспектору ДПС, больше не стоит. Согласно ПДД и общепринятой практике, обязан. Конечно, можно оспорить этот пункт Правил, как и любой другой, в суде. Однако проще предпринять превентивные меры, чтобы обезопасить себя от мошенничества со стороны дорожных инспекторов.
В целом схема выглядит так.
- Согласно закону «О полиции», инспектор при остановке транспорта обязан представиться и объяснить цель своего обращения. Если он этого не сделал, то водитель вправе больше не продолжать разговор.
- При требовании предъявить права, полис и т.д. автомобилист может потребовать у инспектора показать его служебное удостоверение, которое водитель не имеет права брать в руки, однако может свободно переписать все необходимые данные или надиктовать их на записывающее устройство.
- При разговоре с инспектором можно включить диктофон или видеорегистратор, чтобы зафиксировать весь процесс, причем стража правопорядка об этом предупреждать не обязательно.
- Если осуществляется запись, то при передаче документов нужно четко вслух выговаривать их наименования. Также нужно указать, что они не имели видимых повреждений.
- После возврата необходимо зафиксировать, в каком количестве и в каком состоянии бумаги вернулись.
Хорошо, если при передаче документов присутствует пассажир. Вопреки распространенному мнению, он отлично подходит для роли свидетеля, так как он не является заинтересованной стороной. Его показания обязательно будут учтены, если дело дойдет до судебного разбирательства, даже если он не знает, обязан ли водитель давать документы в руки инспектору.
Как собрать документы на перевозку грузов, узнайте в другой статье.
Кроме того, все документы можно скрепить при помощи специального антикоррупционного зажима. Это устройство крепко фиксирует их в единой связке, и без вскрытия замка невозможно извлечь или добавить что-либо. Согласно закону, такие зажимы не запрещены, напротив, их разработка в свое время была инициирована руководством федеральной ГИБДД. Требования инспектора по открытию зажима и передачи ему бумаг по отдельности незаконны. Он вполне может посмотреть их и так, в Регламенте этот вопрос никак не регулируется.
Какие документы давать?
Вопрос, обязан ли водитель давать документы в руки инспектору по КоАП, выяснен, но немаловажно знать, какие именно документы водитель должен передать инспектору. К их числу относятся:
- водительское удостоверение (при его отсутствии — временное разрешение);
- регистрационные документы на автомобиль и прицеп (если он используется);
- действующий страховой полис ОСАГО;
- путевые листы, накладные на груз и т.д. — при осуществлении профессиональных действий.
Требования других документов, например, паспорта или медицинской справки, незаконны. Также в 2016 году не нужно предъявлять талон техосмотра или доверенность. В последнем случае необходимо, чтобы данные лица, управляющего транспортным средством в данный момент, были вписаны в полис ОСАГО.
В каких случаях останавливаться?
Не все водители знают, что в соответствии с нововведениями в законодательство инспектора ГИБДД не могут останавливать просто так, «для проверки документов». Согласно изменениям в 185-м приказе МВД по РФ (он же «Административный регламент»), сотрудники инспекции могут останавливать любое транспортное средство для проверки документов исключительно на стационарных постах ДПС и контрольно-пропускных пунктах. Просто так, на улице, только для того, чтобы проверить наличие прав и страховки, сотрудники дорожной полиции больше не имеют права этого делать.
Однако существуют три исключения из правил:
- если сотрудники ГИБДД проводят оперативные мероприятия;
- если водитель нарушил ПДД;
- если водитель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
В случае, если дорожной полицией проводятся особые мероприятия, инспектор ДПС обязательно должен уведомить об этом водителя. Тот имеет право позвонить в территориальный орган дорожной инспекции или дежурную часть полиции и удостовериться, что действительно такие мероприятия проводятся. Если факт не подтвердиться, то остановка считается незаконной, и водитель не обязан ничего предъявлять сотруднику полиции.
Если же полицейский утверждает, что автомобилист нарушил ПДД, он должен предъявить доказательства, например, показания свидетелей. Только в этом случае он может потребовать посмотреть документы.
Если же водитель находится в нетрезвом состоянии, то сотрудник дорожной полиции вправе вообще не допустить его к управлению транспортом.
Что делать, если все-таки остановили?
Если же инспектор, остановив водителя в произвольном месте, все же настаивает на предъявлении документов, то тот может повиноваться, однако при составлении протокола имеет право указать на незаконность действий полицейского. Опытные водители подсказывают, это гораздо лучший выход, чем пытаться оспорить действия инспектора, указывая на их незаконность. Рассердившийся представитель дорожной инспекции может обвинить такого водителя в неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции. А эскалации конфликта при таком раскладе лучше избежать.
Обязан ли водитель открывать багажник? Читайте тут.
Таким образом, отвечая на вопрос, обязан ли водитель давать в руки документы сотруднику ДПС в 2016 году, нужно помнить:
- документы нужно передавать в руки, при этом можно фиксировать на записывающие устройства весь диалог с инспектором;
- проверка бумаг осуществляется только на постах и КПП, в исключительных случаях – на улицах города при проведении экстренных мероприятий;
- сотрудник ГИБДД имеет право требовать только те документы, которые установлены Административным регламентом.
- водитель при разговоре с инспектором может не выходить из машины, если только он не пьян, автомобиль не имеет видимых повреждений и не проводятся спецмероприятия;
- водитель имеет право не выполнять незаконные требования сотрудника полиции, а при вынуждении к их выполнению должен зафиксировать это в протоколе.
Права водителя при остановке ГИБДД
Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.
Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах
Право не выходить из машины, когда остановил инспектор
Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.
Читайте также Как попасть в ГИБДД
Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.
Право узнавать причину остановки или ограничений движения
Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.
Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.
По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.
Право объяснить свои действия или не давать показания
Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил. Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя. В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.
Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.
Право снимать инспектора на камеру
Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили. На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского. А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.
Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.
Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах
Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию
Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.
Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.
Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии
Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы. В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол. Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.
В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.
Право не подписывать протокол и указывать разногласия
Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.
Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет. Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине. Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.
Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.
Право ничего не платить на месте
Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.
Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.
Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.
Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.
Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах
Право требовать понятых или видеозапись при досмотре
Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.
При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно. Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.
Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.
Право не отдавать водительские права без решения суда
Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.
На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.
Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.
Право на медицинское освидетельствование
Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.
Читайте также Госуслуги личный кабинет ГИБДД
Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол. Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы. Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.
Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков
Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.
Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.
Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.
Как превратить протокол ДПС в мусор
Зачастую водители, при нарушении ПДД, подписывают все документы, которые им даёт сотрудник ДПС и тем самым совершают ключевую ошибку. Дело в том, что сами дорожные полицейские не всегда знают действующее законодательство и сплошь и рядом допускают процессуальные ошибки, которые можно использовать в свою пользу и развалить выдвинутые против вас обвинения.
В этой статье я познакомлю вас с определённым набором фраз, которые надо вписывать в протокол, составленный инспектором в отношении вас, в случае, если вы намерены отстоять в дальнейшем свою точку зрения. Понятно, что не всё здесь чисто и мы, откровенно говоря, используем незнание инспектором законов или попросту его невнимательность в свою пользу. На основании этих нехитрых словосочетаний, вы можете в суде опровергнуть, практически, любые выдвинутые против вас обвинения, вплоть до лишения прав. Ну а делать это или нет, выбирать вам.
Сразу хочу оговориться, что данные рекомендации написаны для применения в случае встречи на дороге с хамоватыми и недобросовестными сотрудниками ДПС, которые, порой, вешают на водителя несовершённое им правонарушение, короче говоря, в случае откровенных подстав. В остальном надо, всё-таки, уметь отвечать за свои поступки.
Как в театре всё начинается с вешалки, так и в случае защиты всё начинается с видеозаписи. Поэтому даже, казалось бы, при безобидном правонарушении включайте видеокамеру и записывайте все действия сотрудников полиции. Иногда, одно это обстоятельство удерживает их от соблазна развести водителя на деньги.
Следующий важный момент. Если инспектор выписывает вам сразу постановление, надо настаивать на том, что вы не согласны с обвинениями и просите его составить протокол ( ч.2 ст. 28.6 КоАП и п.142 Административного регламента). Это совсем две разные вещи, о которых я расскажу в своих ближайших статьях. Следите за публикациями!
В этом случае полицейский обязан составить его. Если же дело касается лишения прав, то здесь, обычно, сразу начинают с протокола. Т.е наша задача получить протокол и все объяснения писать только в этом, а ни в каком другом, документе!
Не сообщайте гаишнику номер телефона. На его вопрос отвечайте, что в настоящее время им не пользуетесь (если конечно не снимаете на него общение с инспектором!). Не подписывайтесь так же, что согласны на СМС-уведомления. Напротив этой графы надо чётко написать: «Не согласен». Это очень важно. Потому, что в этом случае, все уведомления будут приходить по почте и всякое нарушение, при их доставке, сыграет в вашу пользу.
В протоколе есть графа, где написано, что права и обязанности ст. 51 Конституции РФ и ст, 25.1 КоАП вам разъяснены. Надо зачеркнуть слово «разъяснены» написать: » не разъяснены» и расписаться. Как правило, никто и никогда их не разъясняет. А это уже считается грубым нарушением прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В графе «объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности» пишем:
1. Правонарушение не совершал. Почему, думаю объяснять не надо.
2. Прошу предоставить возможность воспользоваться помощью защитника. Рассмотреть дело по месту жительства. Ознакомить меня с материалами дела. В большинстве случаев, эти требования полицейские игнорируют и в суде они становятся вескими аргументами в пользу обвиняемого.
3. Права и обязанности ст. 51 Конституции РФ и ст, 25.1 КоАП инспектор ДПС не разъяснил, поэтому заявляю ему отвод.
Если при оформлении правонарушения присутствовали свидетели или понятые, то в объяснениях нужно написать что права и обязанности не были разъяснены и им.
4. Прилагаю ходатайство на (количество) листах. Ну это чистая уловка, рассчитанная на то, что инспектор не заметит данной записи. В суде можно будет заявить, что протокол, в данном случае, является неполным и налицо нарушение прав обвиняемого. Если же внимательный полицейский увидит, вашу запись, придётся взять листок и написать ходатайство.
Всё. Это программа минимум, но уже способная повлиять на дальнейший ход вашего дела. Занимает всё это мероприятие буквально минуты и если вы твёрдо не намерены платить штраф, то стоит сделать так, как описано выше. Конечно, это не является, во всех случаях, 100% гарантией признания водителя невиновным, но, как я уже сказал, в большинстве случаев, помогает уйти от наказания. И помните, только настойчивость и упорство способны спасти от навязанных, недобросовестными полицейскими, несовершённых правонарушений.
..Обязан ли водитель давать в руки документы сотруднику ГАИ?
Это не так. Как пояснила «АиФ» старший инспектор по АиП ОГАИ Октябрьского РУВД г. Минска Виктория ЦАРУК, согласно п. 12 ПДД Республики Беларусь водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ:
- водительское удостоверение;
- свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) механического транспортного средства, прицепа (прицепов);
- документ о прохождении государственного технического осмотра (за исключением транспортного средства, ранее не зарегистрированного в Республике Беларусь и доставляемого потребителю или к месту государственной регистрации своим ходом);
- документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (договор внутреннего страхования, либо договор комплексного внутреннего страхования, либо договор пограничного страхования, либо договор страхования «Зеленая карта», действительный на территории Республики Беларусь).
Также вам может быть интересно
-
Обязан ли водитель отдавать свои права сотруднику ГАИ?
-
Пьяный в Минске врезался в эвакуатор на глазах сотрудников ГАИ
-
За какие нарушения ПДД можно сразу лишиться прав?
-
Водителю на заметку. Поправки в КоАП вступили в силу
-
Кто должен сдавать теорию и практику для восстановления прав на вождения?
Топ 5 читаемых
- Олимпиада-2020 в Токио. Результаты выступления белорусов 25 июля
- Олимпиада-2020 в Токио. Результаты выступления белорусов 26 июля
- За кого болеть белорусам 26 июля на Олимпиаде в Токио-2020?
- Убирать ли скошенную траву с лужайки?
- Почти 100 тыс. семей получат единовременную матпомощь к школе
Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Обязательно поделитесь с друзьями!