Введение ограничений на вес и габариты грузовых автомобилей в разных странах
Допустимый вес грузового автомобиля и габаритные размеры регламентируются на основе принятых международных стандартов, а также установленных нормативных требований в каждой отдельной стране. Меры по регулированию направлены на комплексное обеспечение безопасности движения транспортных средств по дорогам общего пользования, сохранности грузов, а также нормативы обеспечения охраны окружающей среды.
В странах Евросоюза регулирование предполагает наличие упрощенной системы актуальных национальных правил, основная задача которых заключается в формировании равных условий, а также существенного облегчения процесса транспортировки между странами-участниками ЕС. Ранее подобные правила применялись для исключения риска несоответствия параметров грузов, передача которых обеспечивается от автомобиля к железнодорожному составу.
Всего на территории ЕС действуют три основные категории классификации транспортных средств с установленным двигателем, а также четыре наименования техники без водителя. К автомобилям с двигателем для перемещения грузов относится техника со следующими характеристиками:
- Первая категория. Предполагает полную массу до 3,5 тонн и включает в себя специальные, а также грузовые автомобили.
- Вторая категория. Масса составляет от 3,5 до 12 тонн, а категория объединила специальные и грузовые автомобили, тягачи.
- Третья категория. Техника с массой более 12 тонн, а также аналогичные со второй категорией транспортные средства.
При классификации транспортных средств без водителя также учитываются возможная для перевозки грузов масса.
- Масса прицепа или полуприцепа до 0,75 тонн;
- Масса техники от 0,75 до 3,5 тонн;
- Масса прицепа или полуприцепа от 3,5 до 10 тонн;
- Масса габаритной техники более 10 тонн.
От максимального веса транспортного средства зависят условия перевозки разных типов грузов, гарантируется обеспечение безопасности грузов.
Предельные размеры грузовой техники в странах Евросоюза
В странах Европейского союза установлены обязательные для соблюдения требования по характеристикам высоты, длины и ширины грузовых автомобилей. Установленные параметры обязательны для соблюдения во всех странах Европы, а значения в некоторых регионах могут незначительно различаться.
Параметр высоты грузового автомобиля для большинства стран составляет 4 метра, а исключением стали Великобритания – 4,2 метра, Ирландия – 4,25 метра, Испания – 4,5 метра. Ширина обыкновенного грузовика находится в диапазоне от 2,5 до 2,6 метров. Аналогичное значение применимо для ширины установленного на шасси автомобиля рефрижератора. Длина грузовика во всем регионе допускается на отметке 12 метров, а исключением стала Норвегия, где разрешено значение 12,4 метра, а также Турция с показателем всего 10 метров. Разрешенная длина прицепа – 12-16 метров.
Суммарная длина седельного автопоезда составляет от 16 до 24 метров, а стандартного автопоезда – 18-24 метра.
Предельный вес грузовой техники в Европе
Для движения по дорогам стран Евросоюза предусмотрены ограничения по весу грузового автомобиля, который рассчитывается с учетом ведущей оси, двойной и тройной тележки. Предельный вес для осей также отдельно регламентирован в каждой из стран ЕС. Дозволенная масса на не ведущую ось составляет от 10 до 13 тонн, а на ведущую в диапазоне 10,5-14,5 тонн. Двойная тележка предусматривает предельный вес для осей в диапазоне от 14 до 21 тонны, а тройная – 21-30 тонн.
Суммарный вес одиночного двухосного грузовика составляет 18-36 тонн, а трехосного – 22-36 тонн. Одни из самых массивных – четырехосные транспортные средства имеют ограничения от 30 до 42 тонн. Одно из самых производительных транспортных средств – шестиосные автопоезда имеют возможный вес на уровне от 28 до 60 тонн.
Разрешенные осевые нагрузки для транспортных средств в России
Параметры осевой нагрузки автомобиля на территории России отличаются от принятых на территории Евросоюза стандартов. Возможная масса техники двухосного типа составляет 18 тонн, трехосного – 25 тонн, четырехосного – 32 тонны, а пятиосного -35 тонн. Принятые государственные стандарты для прицепных и седельных автопоездов отличаются от стандартной грузовой техники. Для трехосных моделей допускается масса в 28 тонн, четырехосного – 36 тонн, пятиосного – 40 тонн. Транспортные средства с шестью и более функциональными осями предусмотрено ограничение на отметке в 40 тонн.
В настоящее время контроль за установленным весом большегрузной техники и предельной нагрузкой на ось в несколько раз увеличился. Процедура контроля реализуется при помощи автоматизированных платформ на базе специальных пунктов контроля. Несмотря на это, применение данной методики стимулирует увеличение сбора за дорожный «ущерб», а для некоторых типов транспортных перевозок – в десятки раз.
Следует обратить внимание на то, что за перегруз транспортного средства предполагается серьезная материальная ответственность как официального перевозчика, а также заказчика. Это главная причина, по которой подобные вопросы необходимо согласовывать каждой из сторон перевозок во время заключения договора.
Какой штраф предусмотрен за перегрузку по осям в России?
Штраф за перегрузку на ось регламентирован статьей 12.21.1 КоАП РФ. В официальном документе представлены основные четыре статьи, а также установлена ответственность исходя из того, насколько серьезно нарушение с расчетом в тоннах. Одновременно с применением штрафных санкций транспортное средство помещается на штрафстоянку. Дополнительно за стоянку грузовика взимается дополнительная сумма платежей.
Уровень штрафа различается для физических и юридических лиц, а диапазон сумм составляет от 1,5 тыс. до 500 тыс. рублей. Крайний показатель ответственности реализуется в тех ситуациях, когда перегруз превышает наполовину и более установленные стандарты.
Предусмотрена дополнительная ответственность за несоблюдение указанных на дорожных знаках требований, которые регулируют порядок перемещения по дорогам общего пользования грузовой техники. В случае превышения установленных показателей вводятся штрафные санкции на уровне до 5 тыс. рублей.
Ответственность за перегруз автомобиля
Превышение допустимой нагрузки транспортного средства любой категории является серьезным нарушением, влекущим за собою неприятные последствия. Поэтому сотрудники ГИБДД активно борются с подобной проблемой, проводя взвешивание автомобилей на специальных пунктах и сравнивая их массу с показаниями в путевом листе. Какое отклонение считается допустимым согласно ГОСТу, и грозит ли водителям штраф за перегруз, узнаем из статьи ниже.
Что такое перегруз ТС
Каждая машина имеет свое максимальное ограничение по грузоподъемности (на обе оси), которое устанавливается заводом-изготовителем. Данный показатель отмечается в техническом паспорте авто и при загрузке его необходимо обязательно учитывать. Если суммарный вес транспортного средства и перевозимого им багажа превышает упомянутое значение, то это и называется перегрузом, что по регламенту ПДД расценивается, как административное правонарушение.
Наиболее часто подобные эксцессы являются результатом преднамеренной работы грузоотправителя с целью экономии полученных средств. Но не исключается и вариант случайного перевешивания разрешенной массы. Для снижения вероятности перегруза мы рассмотрим памятку водителю о весовом контроле на дороге на 2019 год, куда входят: штрафы за игнорирование ПДД, возможные последствия несоблюдения нормативов и актуальные ГОСТы.
Почему нельзя перегружать автомобиль
Любой перегруз имеет значение. На практике превышение допустимого веса машины способно привести к следующим негативным последствиям:
- Ухудшение управляемости ТС. В особенности опасен вариант неравномерного распределения массы, преимущественно на заднюю ось;
- Снижение эффективности тормозной системы. При сильном перевесе колодки могут не выдержать нагрузки и лопнуть, что практически в 100% случаев заканчивается автокатастрофой;
- Под тяжестью кузов транспортного средства несколько деформируется, что также влияет на его управляемость;
- Повышение износа деталей. В данном варианте подразумеваются не затраты владельца ТС на ремонт, а возрастание риска возникновения поломки машины в движении, что вполне может стать причиной ДТП.
С целью сокращения частоты правонарушений по ст. 12.21 КоАП, дорожная полиция ввела для физических лиц немалые штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2019 году. Как будет происходить контроль веса ТС, и какие отклонения от ГОСТа допустимы с точки зрения закона, рассмотрим ниже.
Читайте также Существует ли срок давности по штрафам ГИДББ?
Правила перевозки грузов
Все требования, касательно транспортировки багажа на автомобиле, изложены в п. 23 настоящих правил. В этот свод входят четыре следующих норматива:
- Соблюдение осевой нагрузки (перевозимый вес необходимо распределять на оба моста равномерно, с целью предотвращения потери управляемости авто);
- Надежное крепление объектов внутри кузова или прицепа машины (при движении багаж должен быть зафиксирован таким образом, чтобы при резком торможении, ускорении или повороте он оставался на своем месте);
-
Правильное размещение багажа на платформе (погруженные на борт элементы не могут закрывать или ограничивать обзор водителю, влиять на маневренность ТС, загораживать опознавательные знаки, а также создавать шум;
- Маркировка грузов, имеющих негабаритные размеры (в соответствии с ПДД, подобные элементы при транспортировке должны обозначаться знаком в виде белого квадрата, перечеркнутого по диагонали 6-ью красными полосами).
Важно знать! За нарушение любого из перечисленных пунктов водителя будет ждать наказание в виде материального взыскания. Поэтому перед загрузкой транспортного средства п. 23 ПДД желательно проштудировать в полном объеме.
Нормы по закону
Основанием для наложения штрафа при перегрузе на обе оси в 2019 году по закону РФ является нарушение следующих ГОСТов, установленных ГИБДД:
Количество осей | Максимальный вес для одиночных автомобилей (бортовая Газель, ЗИЛ 130 и т. д.) | Допустимая масса для автопоездов (седельные тягачи с одним или двумя полуприцепами) |
---|---|---|
2 | 18 т. | — |
3 | 25 т. | 28 т. |
4 | 32 т. | 36 т. |
5 | 35 т. | 40 т. |
6 и более | — | 44 т. |
Как провести фиксацию подобного правонарушения, и что еще может применяться в качестве санкций для водителя согласно КоАПу, выясним далее в статье.
Методы выявления нарушения
Выявить перегруз легкового ТС очень просто по визуальным признакам (просевшие пружины, внушительный объем багажа, количество пассажиров в салоне и т. д.). Другое дело доказать его при отсутствии взвешивающего прибора. Но с грузовиками все обстоит намного проще. Ведь их массу можно запросто уточнить на контрольных пунктах, которые обычно располагаются в пригородных зонах и на трассах.
Проезжая сквозь них загруженная машина должна либо остановиться на отведенном участке (более точный метод расчета), или же проследовать через специальную платформу (вариант с погрешностью в 2-4%). И если выданный показатель превысит максимальную грузоподъемность транспортного средства более, чем на 5%, то инспектор уже будет иметь основания для того, чтобы выписать штраф за перегруз грузового автомобиля. Поэтому перед отправлением с точки снабжения водителю желательно проверить вес своего ТС заранее.
Санкции для физических и юридических лиц
Согласно действующему кодексу, нарушитель, следующий с превышением допустимого веса авто, может быть подвергнут всего двум возможным наказаниям: материальное взыскание или лишение прав. Для физических лиц степень ответственности вычисляется по таким критериям:
Размер отклонения от норматива (в %) | Предусмотренные санкции |
---|---|
2-10 | Штраф на сумму от 1 000 до 1 500 руб. |
10-20 | Взыскание в размере от 3 до 4 тыс. рублей |
20-50 | Протокол на сумму от 5 000 до 10 000 руб., или изъятие прав на срок от 2 до 4 месяцев |
Свыше 50 | Штраф в размере 7 000 – 10 000 рублей, или арест ВУ на период от 120 до 180 дней |
А вот для юридических лиц игнорирование п. 23 настоящих правил заканчивается более серьезными взысканиями, которые накладываются не только на документального владельца ТС, но и на должностную особу, выполняющую роль водителя:
Процент превышения допустимой массы | Штрафы для испольных лиц | Санкции для юридических граждан |
---|---|---|
2-10 | От 10 000 до 15 000 | От 100 000 до 150 000 |
10-20 | От 25 000 до 30 000 | От 250 000 до 300 000 |
20-50 | От 35 000 до 40 000 | От 350 000 до 400 000 |
Свыше 50 | От 45 000 до 50 000 | От 450 000 до 500 000 |
Стоит отметить, что при автоматической фиксации правонарушения штраф за перегруз грузового автомобиля в 2019 году будет предусматриваться только для владельца транспортного средства. А вот человек, выполняющий роль перевозчика, ответственности сможет избежать.
Штрафы за перегруз
Ранее мы ознакомились с мерами за отклонение от нормативов по перевозке багажа для авто категории С и выше. Однако для более легких грузовиков и машин класса В законодательство предусматривает иную степень наказания, связанную не только с процентом превышения ГОСТа, но и с обстоятельствами правонарушения. Их мы рассмотрим ниже.
Газели
Все санкции за несоблюдение п. 23 действующих ПДД для газелистов указаны в ст. 12.21 ч.1 КоАП. Говорится там следующее:
- При обнаружении факта перегруза с водителя взымается от 1,5 до 2 тыс. рублей, а с владельца ТС – от 10 000 до 15 000 руб.;
-
При транспортировке негабаритного багажа без соответствующего разрешения исполнительное лицо получает штраф в размере 2-5 тыс. рублей, а юридическая особа – от 20 000 до 50 000 руб.;
- При несоответствии данных из путевого листа действительным характеристикам груза перевозчик заплатит 5 тыс. рублей, а его хозяин – от 250 000 до 400 000 руб.
Как можно заметить, лишение прав для водителей ГАЗелей не применяется в соответствии с КоАПом. Ну а материального взыскания они смогут избежать только при автоматической фиксации нарушения.
Легковые авто
В отличие от транспортных средств категорий С1 и выше, расчет перегруза легковушки производится сразу по двум критериям: количество пассажиров и вес перевозимого багажа. В первом случае размер штрафа вычисляется так:
- За факт превышения максимально допустимого числа людей в салоне – 1000 рублей;
- Отдельное взыскание за каждого лишнего человека – 500 руб.;
- Штраф за транспортировку детей на коленях – 3000 руб.
Важно знать! При наличии негабаритного груза водителю придется заплатить всего от 500 до 1500 рублей, вне зависимости от его суммарного веса и объема.
Разрешение на превышение нормативов
Какой штраф за перегруз грузового автомобиля полагается в 2019 году, мы уже выяснили, теперь самое время узнать, что делать, если перевести запрещенный объект просто необходимо. В подобных случаях законодательство РФ предусматривает специальное разрешение на транспортировку крупных и тяжелых кладей.
Получить его можно после составления индивидуальной характеристики багажа, куда входят следующие сведения:
-
Тип маршрута (межгород, региональный, или зарубежный);
- Период пребывания в пути (рассчитать его нужно заранее, с учетом возможных остановок);
- Населенные пункты и трассы, через которые ТС будет двигаться к месту разгрузки;
- Технические характеристики транспортного средства;
- Информация о владельце машины и о получателе багажа;
- Данные по распределению веса перевозимого груза по осям.
После изучения перечисленных сведений, уполномоченный орган (Роставтодор) примет решение о выдаче документа, позволяющего транспортировать негабаритный багаж или о его аннуляции. Причем такая же процедура необходима и для перевозки опасных грузов. Ее игнорирование влечет за собой солидные штрафы или же лишение ВУ.
Правила перевозки крупногабаритного груза
Согласно действующим ПДД, получить разрешение на провоз негабарита для полного избавления от ответственности недостаточно. Ведь настоящие правила также заставляют водителя соблюдать и дополнительные требования по транспортировке особого багажа.
К ним относятся:
- Нанесение опознавательных знаков на заднюю часть автомобиля (или прицепа);
- Установка проблесковых маячков оранжевого цвета;
- Соблюдение скоростного режима (60 км/час в городской черте, и 15 км/час по мосту).
Внимание! Грузовому ТС строго запрещается отклоняться от указанного в разрешении маршрута. В особых случаях Роставтодор и вовсе может выделить ему сопровождение.
Мы узнали, кто отвечает за перегруз машины по осям (перевозчик или грузоотправитель), и что грозит виновной стороне за невыполнение требований п. 23 настоящих правил. В заключение стоит добавить, что проверять массу подготовленного ТС лучше заранее, на специальных пунктах. Ведь помимо материального взыскания подобное нарушение влечет за собой высокий риск ДТП. А это уже совсем иная степень ответственности.
О допустимых осевых нагрузках транспортных средств
Северо-Осетинская таможня сообщает, что на таможенном посту МАПП Верхний Ларс проведена государственная метрологическая экспертиза весогабаритных комплексов ВГКА Рубеж-М (свидетельства государственной экспертизы №03.011180.19 и №03.011181.19 от 13.09.2019), которые полноценно начали функционировать и использоваться при проведении транспортного контроля в соответствии с действующим законодательством.
В целях недопущения нарушения законодательства в области транспорта акцентируем внимание перевозчиков на соблюдение норм весогабаритных параметров транспортных средств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Ответственность за нарушение допустимых осевых нагрузок транспортных средств предусмотрена действующим законодательством РФ и КоАП РФ как в отношении водителя, так и в отношении перевозчика.
В соответствии со статьей 12.21.1 КоАП РФ «Нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства», штрафные санкции за данное административное правонарушение составляют от 100 до 400 тысяч рублей.
к Правилам перевозок грузов
Допустимые осевые нагрузки транспортных средств
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2017 № 1529 с изменениями от 16.03.2018)
Расположение осей транспортного средства
Расстояние между сближенными осями (метров)
Допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства в зависимости от нормативной (расчетной) нагрузки на ось (тонн) и числа колес на оси, (тонн)
для автомобильных дорог, рассчитанных на нагрузку 6 тонн на ось
для автомобильных дорог, рассчитанных на нагрузку 10 тонн на ось
для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 11,5 тонны на ось
Одиночная ось (масса, приходящаяся на ось)
Двухосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 2 сближенных осей )
до 1 (включительно)
свыше 1 до 1,3 (включительно)
свыше 1,3 до 1,8 (включительно)
свыше 1,8 до 2,5 (включительно)
Трехосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 3 сближенных осей )
до 1 (включительно)
свыше 1 до 1,3 (включительно)
свыше 1,3 до 1,8 (включительно)
свыше 1,8 до 2,5 (включительно)
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси не более 4 колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе из 4 осей и более )
до 1 (включительно)
свыше 1 до 1,3 (включительно)
свыше 1,3 до 1,8 (включительно)
свыше 1,8 до 2,5 (включительно)
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси по 8 и более колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе осей)
до 1 (включительно)
свыше 1 до 1,3 (включительно)
свыше 1,3 до 1,8 (включительно)
свыше 1,8 до 2,5 (включительно)
* В случае установления владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков и размещения на его официальном сайте информации о допустимой для автомобильной дороги осевой нагрузке транспортного средства.
** Для транспортных средств, имеющих оси и группы осей с односкатными колесами, оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской.
*** Группа сближенных осей — это сгруппированные оси, конструктивно объединенные и (или) не объединенные в тележку, с расстоянием до ближайшей оси до 2,5 метра (включительно).
**** Масса, приходящаяся на ось, или сумма масс осей, входящих в группу осей.
1. В скобках приведены значения для осей с двухскатными колесами, без скобок — для осей с односкатными колесами.
2. Двухосные и трехосные группы, имеющие в своем составе оси с односкатными и двухскатными колесами, следует рассматривать как группы осей, имеющие в своем составе оси с односкатными колесами.
3. Допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для двухосных и трехосных групп, если фактическая нагрузка на группу осей не превышает допустимую нагрузку на группу осей с односкатными или двухскатными колесами и фактическая нагрузка на наиболее нагруженную ось в двухосных и трехосных группах не превышает допустимую осевую нагрузку одиночной оси с односкатными или двускатными колесами соответственно.
4. При наличии в группах осей различных значений межосевых расстояний каждому расстоянию между осями присваивается значение, полученное методом арифметического усреднения (суммы всех межосевых расстояний в группе делятся на количество межосевых расстояний в группе). Межосевое расстояние, полученное методом арифметического усреднения, присваивается двухосевым и трехосным группам для определения допустимой нагрузки.
Максимальная масса автомобиля с прицепом
Максимальная масса автомобиля с прицепом ограничена на законодательном уровне. Прежде чем рассмотреть нормы, предусмотренные в действующих законах, следует остановиться на том, каким именно бывает вес транспортного средства.
Под термином «снаряженная масса» подразумевается вес незагруженного авто с полным баком топлива и водителем внутри. При этом учитывается вес среднестатистического водителя, которая составляет 75 килограммов.
Под термином «максимальная нагрузка» принято подразумевать максимально допустимый вес груза, который в состоянии перевозить автомобиль. Эти данные указываются в регистрационных документах. Для вычисления полной массы, к максимальной нагрузке необходимо прибавить снаряженную массу. Под термином «вес брутто» подразумевается фактический вес транспортного средства в текущий момент времени.
Максимально допустимый вес легкового автомобиля
Важно помнить, что легковой автомобиль может буксировать легкие прицепы. Для буксировки легких прицепов необходимо обладать правами категории «B». Прицеп считается легким, если он соответствует одному из следующих требований:
- Его полный вес составляет не более 750 килограммов.
- Общий вес транспортного средства вместе с прицепом не превышает 3,5 тонн.
При этом вы можете управлять транспортным средством, вес которого составляет 3,5 тонны с прицепом массой 600 килограммов. Это связано с тем, что согласно нормам действующего законодательства, прицеп все равно будет считаться легким, несмотря на то, что его общая масса с транспортным средством будет превышать 3,5 тонны.
Важно обратить внимание на техническую документацию вашего автомобиля, так как в ней обычно указывается предельный вес буксируемого прицепа. Допустим, ваше транспортное средство весит 1,8 тонн и вы собираетесь буксировать прицеп общим весом 1,4 тонн. Если в технической документации к вашему авто указана максимальная масса прицепа 1,35 тонны, то вы не сможете буксировать упомянутый выше прицеп, несмотря на то, что общий вес авто и прицепа не превышает 3,5 тонн.
Оптимальное давление на фаркоп
Если вы планируете использовать прицеп для транспортировки каких-либо грузов, то вам следует распределить его таким образом, чтобы предельное давление на фаркоп составляло 50-80 килограммов. При несоблюдении этой нормы у вас могут появиться существенные проблемы со сцеплением передних колес, а ваши фары будут ослеплять встречный транспорт.
Если давление на фаркоп будет меньше нормы, то у вашего авто возникнут существенные проблемы с задними колесами.
Согласно нормам действующего законодательства, если вес пустого прицепа превышает 400 килограммов, то он в обязательном порядке должен комплектоваться стояночным тормозом. Если полный вес прицепа превышает 750 килограммов, то он должен комплектоваться рабочими тормозами.
Для обеспечения необходимого уровня безопасности в пути, необходимо соблюдать следующие нормы:
- Груз должен быть надежно зафиксирован при помощи веревки или специальных ремней.
- Крепления, при помощи которых фиксируется груз, должны быть в состоянии выдержать его полную массу.
- Распределение нагрузки должно быть равномерным. Не следует допускать того, чтобы основная нагрузка приходилась на одну из осей или одну из сторон прицепа. Так как в противном случае существенно возрастает вероятность возникновения раскачивания и опрокидывания прицепа.
Максимальный вес грузового автомобиля с прицепом
Максимальная разрешенная масса грузового автомобиля с прицепом также регламентируется на законодательном уровне. Согласно действующим законам грузовой автомобиль может буксировать различные типы прицепов. Категория транспортного средства, а также особенности его конструкции оказывает непосредственное влияние на его предельно допустимый вес вместе с прицепом.
Общий вес двухосных автомобилей с прицепом не должна превышать 18 тонн. Для трехосных автомобилей с прицепом предельный вес составляет 24 тонны. Если трехосное транспортное средство комплектуется ведущей осью с двумя парами колес, то его максимально разрешенная масса с прицепом составляет 25 тонн.
Предельно допустимый вес для транспортного средства, которое комплектуется двумя ведущими осями, снабженными двумя парами колес, составляет 32 тонны.
Как перевозить негабаритные грузы – основные требования
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных изделий по дорогам общего пользования сопровождается повышенной опасностью. Помимо того, что движение ТС по автодороге с таким грузом требует повышенного внимания от других участников движения, в пути следования может возникнуть ряд потенциально опасных ситуаций:
- заезд на встречную полосу движения;
- снижение обзора для водителей попутно идущих транспортных средств;
- смещение изделия;
- разрыв тормозной магистрали;
- и другие.
Поэтому грузоперевозки такого рода жестко регулируются законодательными актами РФ и тщательно контролируются сотрудниками ГИБДД.
Негабаритные грузы зоны и степени негабаритности
Изделие, подлежащее транспортировке на автомобильном транспорте, считается негабаритным, в соответствии с действующими нормативными актами, в случае если:
- расстояние от крайней точки предмета спереди или сзади ТС до габаритных огней составляет более 1 м;
- расстояние от крайней точки изделия до габаритных огней сбоку превышает 40 см;
- высота – более 4 м.
При этом нагрузка на ось не должна превышать установленную заводом изготовителем данного ТС. Допустимая длина негабаритного груза – не более 2-х метров за пределами транспортного средства.
К негабаритным грузам относятся все изделия, чьи параметры превышают требования ГОСТ:
- длина – 20 м;
- ширина – 2.55;
- высота – 4.
В эту категорию может попадать промышленное оборудование, сельхозтехника, машины и оборудование для строительства, и другие изделия.
Негабаритный предмет запрещено перевозить, если он попадает в категорию негабаритных, но при этом может быть поделен на части без потери свойств. В данном случае производится его частичный демонтаж для транспортировки по общепринятым правилам на грузовом автомобиле.
Получение разрешения
Если размеры негабаритного груза для перевозки автотранспортом превышают 20 м по длине, 2.55 м по ширине и 4 м по высоте, для осуществления грузоперевозки необходимо получить разрешение . Также его получение необходимо, если масса предмета составляет более 38 тонн.
Оформлением разрешения занимается только одна организация – «Росавтодор». Процедура его оформления включает следующие этапы:
- Подачу пакета документов. В него входит – заявление по установленной форме, а также ряд приложений к нему, технический паспорт и чертежи предмета, описание маршрута, документы на транспортное средство, паспорт и водительское удостоверение перевозчика, а также ряд других бумаг по требованию.
- Анализ бумаг и согласование маршрута. На этом этапе «Росавтодор» привлекает дирекции, отвечающие за определенные участки дорог по маршруту следования, а также другие организации, отвечающие за искусственные сооружения. Главная цель этого этапа – удостовериться в том, что грузоперевозка не представляет опасности для участников дорожного движения и дорожных конструкций.
- Получение разрешения. Бумага выдается только после получения подписи в ГИБДД.
Срок оформления спецразрешения, в зависимости от сложности маршрута, особенностей изделия и других факторов, может составлять от 10 дней до нескольких месяцев.
Организация сопровождения
Правильная перевозка негабаритного груза подразумевает наличие сопровождения. Оно необходимо только в случае, если ширина негабаритного груза составляет более 3.5 м, длина – 24 м. В зависимости от условий транспортировки, особенностей маршрута и габаритов ТС с грузом, может быть назначено одно из 2-х видов сопровождения:
- Машина прикрытия. Может сопровождать ТС с грузом только в случае, если его ширина находится в пределах 3.5-4 м, а длина – 24-30 м.
- Автомобиль ГИБДД. Сопровождение сотрудниками ГАИ необходимо при длине более 30 м, ширине более 4 м.
Машина сопровождения обязана соблюдать требования ПДД, установленные для таких случаев. Помимо этого машина прикрытия должна быть оснащена определенными знаками – проблесковые маяки желтого или оранжевого цвета, оранжево-желтые полоски на кузове и значки «большая длина», «большая ширина». Также автомобиль оснащается специальным прибором для измерения высоты конструкций.
Организация сопровождения необходима, чтобы обеспечить безопасность на дороге при транспортировке крупногабаритных изделий.
Правила перевозки
Законодательством РФ утвержден список нормативных актов, которые устанавливают требования, допуски и правила, как перевозить негабаритный груз на грузовом автомобиле. К ним относятся ПДД, инструкция по перевозке крупногабаритных предметов, правила грузоперевозок по ПП РФ №272, устав автомобильного транспорта и Постановление Правительства РФ №1090. Данные нормативные акты устанавливают требования в 3-х основных направлениях:
- Конструкция и технические характеристики автотранспорта.
- Обозначение ТС на дороге.
- Правила во время движения по маршруту.
Параметры и оснащение транспортного средства
Грузовой автомобиль в первую очередь должен подходить по габаритам и грузоподъемности для транспортировки изделия. Кабина ТС оснащается дополнительными зеркалами заднего вида. Прицеп, в целях безопасности, должен быть оборудован автоматической системой торможения, а также стояночным тормозом. В автомобиле должен присутствовать противооткатный механизм.
Обозначение ТС на дороге
Вне зависимости от габаритов транспортируемого предмета, если имеется прицеп, грузовик оснащается знаком «Автопоезд». На крыше размещаются 3 лампочки в виде треугольника, которые включаются в ночное время суток, а также при плохой видимости. Также могут устанавливаться два дополнительных знака, в следующих случаях:
- Длина ТС с изделием более 20 м. В этом случае используется табличка «Длинномерное транспортное средство». Она выполняется в виде одного или 2-х желтых прямоугольников общим размером 120х20. По периметру таблички имеется красная каемка.
- Предмет выступает за габариты ТС более чем на 1 м сзади или на 40 см сбоку. В этом случае устанавливается знак «Крупногабаритный груз». Он выполняется в виде квадрата со сторонами 40 см, зеброй из красных и желтых полос и покрывается светоотражающим составом.
Правила движения
Перед началом движения водитель обязан убедиться в надежности креплений груза. Также необходимо убедиться, что предмет не препятствует обзору, не закрывает знаки и приборы освещения, и не будет мешать другим участникам движения. При транспортировке необходимо:
- соблюдать скоростной режим – не более 60 км/ч по дороге, не более 15 км/ч по мосту;
- двигаться исключительно по проезжей части, не выезжая на обочину;
- останавливаться только в отведенных для этого местах;
- прекратить движение при смещении груза, ослаблении крепежа, снижении видимости до 100 метров или возникновении неблагоприятных погодных условий, создающих помехи при езде.
Ответственность и штрафы
При нарушении правил и требований перевозки негабаритных грузов, закон предусматривает административную ответственность для следующих категорий лиц:
- физическое лицо (водитель) – штраф в размере от 1000 до 5000 руб., а также лишение водительских прав на срок от 2-х до 6-ти месяцев;
- должностное лицо – 5000-20000 руб.;
- юридическое лицо – 150000 до 500000 руб.
Размер штрафа зависит от вида и степени нарушения.
Как организовать грузоперевозку
В данной статье в деталях рассказано, как перевозятся негабаритные грузы. Однако на практике приходится сталкиваться с множеством нюансов, которые могут значительно увеличивать срок и финансовые затраты на организацию процесса. Чтобы свести риски к минимуму, вы можете воспользоваться бесплатной консультацией логиста компании «Партнер» с 12-летним опытом в сфере. Для этого просто позвоните по телефону, указанному на сайте.