Регистрационный номер автомобиля – не просто деталь, а символ, позволяющий его идентифицировать. Иногда это и заставляет некоторых водителей манипулировать им, видоизменяя или скрывая. Причиной установки нестандартных номеров становится также желание выделиться. Но за эту оригинальность могут оштрафовать на немалую сумму или наказать еще строже.
ГОСТ по установке номерного знака
Внешний вид и особенности монтажа номера автомобиля регламентируются ГОСТом Р 50577-93. Знак должен отвечать нескольким требованиям:
- соответствовать типу ТС;
- располагаться на вертикальной поверхности ровно относительно оси симметрии авто или чуть левее нее;
- угол между ним и продольной плоскостью ТС должен быть 90 градусов, отклонения возможны не более чем на 3 градуса;
- того же значения параметра следует придерживаться относительно опорной поверхности, но погрешность допускается в 5 градусов;
- нижняя линия знака должна быть на высоте не менее 300 мм от горизонтальной плоскости (для мотоциклов – 200), а верхняя – 1200 мм (допускается увеличение до 2000 мм);
- все символы номера делают четко различимыми, читаемыми человеком и системой видеофиксации;
- расстояние, с которого он должен быть заметен вечером или ночью, – 20 м, для этого около знака закрепляют осветительные приборы в соответствии с ГОСТом Р 41.4;
- фиксировать номер необходимо болтами или винтами того же цвета, что основное поле, или светлыми;
- для закрепления допустимо использование рамок;
- знак должен быть хорошо виден под углами 15 градусов, если смотреть сверху и снизу, 30 градусов при обзоре справа или слева;
- литеры и цифры номеров обязаны соответствовать определенным, указанным в ГОСТе размерам и особенностям написания;
- фиксирующие элементы знаков следует крепить максимально надежно, чтобы не дать возможности им отвалиться во время движения.
Рекомендуем прочитать о лишении прав за номера. Вы узнаете о мерах наказания за нечитаемый грязный, видоизмененный, поддельный номер машины, как себя вести, если попались с нечитаемыми номерами. А здесь подробнее о штрафе за подсветку.
Неправильная установка госномера
Иногда водители уверены, что регистрационный знак на их машине установлен верно, но на самом деле это не так. Частыми отклонениями от нормы, за которые назначаются наказания, бывают:
- дополнительные отверстия в номерной табличке, проделанные для более надежного крепления или других целей;
- загораживание символом световых приспособлений ТС;
- размер знака, выступающий за границы боковых частей авто;
- загораживание фиксирующими приспособлениями номера символов, в том числе окантовки, надписи «RUS» или флага;
- устройства, которые лишают возможности просматривать составные части знака;
- крепления, отличающиеся по цвету от разрешенных или имеющие светоотражающую поверхность;
- шрифт цифр и литер, не соответствующий стандартному.
Нарушения, касающиеся внешнего вида номера, кроме ГОСТа прописаны в «Техническом регламенте». Документ определяет особенности безопасного пользования ТС и содержит список условий, при которых оно невозможно.
Должен ли быть флаг на номерах автомобиля?
На самом деле нет. Многие думают, что номерные знаки без российского флага незаконны. Именно поэтому многие автовладельцы, увидев, что на их номерных знаках, стоящих на машине, со временем стирается триколор, отправляются в компанию, которая занимается изготовлением дубликатов номерных знаков автомобилей, и тратят деньги на новые номерные знаки. Между тем отсутствие флага на номере – это не нарушение, и вас не могут оштрафовать за использование номерных знаков, не соответствующих ГОСТу. Дело в том, что в наши дни номерные знаки для автомобилей изготавливаются согласно ГОСТу 50577-93
Если вы посмотрите на описание автомобильных государственных номеров, разрешенных для использования на автотранспорте в России, то не найдете в ГОСТе обязательного наличия обозначения российского флага. То есть наличие триколора на автономерах необязательно.
Как видите, номерной знак автомобиля должен иметь определенные строгие размеры (ширина, высота и длина). Также номерные знаки должны содержать разрешенные цифры, буквы и обозначение региона регистрации транспортного средства. Кроме того обязательно наличие на номерном знаке латинской надписи «RUS». Буквы должны быть выпуклые.
Кстати, флаг разрешено использовать дополнительно. Как правило, номера с триколором автовладельцы получают в ГИБДД при регистрации или перерегистрации автомобиля в случае замены номерных знаков на другие.
Так что, как видите, закон разрешает использовать на автомобилях автономера без флага.
Места для крепления, в т.ч. заднего номера
Регистрационный знак помещают на плоскую ровную поверхность в определенном месте:
- для грузовиков, легковых автомобилей, ТС, предназначенных для пассажирских перевозок, обязательно наличие заднего и переднего номера;
- для всех остальных нормой является крепление знака только сзади.
Плоскость, к которой присоединяют таблички с идентификационными символами, вертикальная. Обычно номер устанавливают по ее центру, иногда с небольшим смещением влево. Такая особенность разрешенной фиксации обусловлена тем, что он не должен закрывать от обзора другие расположенные рядом элементы авто. И сам знак не может быть виден частично из-за них, только полностью.
Иногда на транспортном средстве отсутствует специально отведенное место для номера. Но знаки все равно необходимо закрепить в соответствии с ГОСТом.
Антивандальные рамки и правила их установки
Номера с машин нередко снимают ради наживы или других целей злоумышленники.
Чтобы этого не произошло, владельцы ставят устройства, способные уберечь от кражи. Антивандальные рамки делают снятие номеров практически невозможным.
Но они же могут привести к тому, что водитель будет оштрафован или лишен прав. Защиту необходимо выбирать и устанавливать так, чтобы знак соответствовал ГОСТу.
Если у автомобилиста нет цели помимо сбережения от воров сделать его элементы плохо различимыми, главная трудность – крепление рамки. По ГОСТу ради этого нельзя сверлить в самой табличке дополнительные отверстия для болтов. То есть разрешено использовать только такую защиту, которая будет прикреплена с помощью потайных фиксирующих элементов или переходных. Для них обычно делают отверстия в бампере автомашины, что ГОСТом никак не оговаривается, а значит, разрешено.
Что касается внешнего вида, главное – чтобы рамка:
- не искажала цифры и буквы номера;
- не наползала на них;
- не уменьшала окантовку (она должна быть 3 мм);
- не сокращала размер флага;
- позволяла идентифицировать код региона.
О том, как правильно установить защитную рамку для номера, смотрите в этом видео:
Относятся ли номерные знаки без флага к какой-то привилегированной серии номеров?
Одно время в нашей стране было модно покупать блатные номерные знаки, которые якобы давали преимущество на дороге. Ведь не секрет, что в России уже давно существуют всевозможные спецсерии для различных государственных служб, в том числе министерств, силовых ведомств и т. п.
Да, конечно, эти серии есть. Но купить такие номерные знаки в настоящий момент невозможно. Все подобные серии давно зарезервированы за определенными ведомствами. Но в 90-е годы такие номерные знаки действительно можно было приобрести, и они реально давали преимущество на дороге. Автомобили с такими номерами сотрудники ДПС просто не останавливали, предпочитая не связываться. Но за последние годы все изменилось. Сотрудники ДПС теперь могут остановить практически любую машину для проверки документов. Также сотрудники ГИБДД теперь знают, что купить спецсерию обычный автовладелец не сможет. Это просто нереально. Если, конечно, речь не идет об автомобиле-двойнике. Но это уже другая история.
Так откуда взялся слух среди многих автолюбителей, которые сегодня считают, что номера без флага выглядят как спецсерия и, соответственно, сотрудники ДПС, скорее всего, не будут обращать внимание на автомобили с такими необычными и нестандартными номерами?
Все дело в том, что, если вы обратите внимание, на дорогах часто встречаются автомобили различных спецслужб, на государственных номерных знаках которых отсутствует триколор. Например, обратите внимание на автономера автомобилей полиции, ДПС. Триколора на них нет. Почему? Смотрите все тот же ГОСТ, в котором указано, что флаг может не наноситься на номерные знаки автотранспорта.
Правда, для отличия автомобилей различных служб ГОСТ предусматривает разный фон номерных знаков. Так, для большинства транспорта номерные знаки должны иметь белый фон. У номерных знаков полицейских автомобилей синий фон. Автономера военных автомобилей, как вы знаете, – на черном фоне. Красный фон номерных знаков имеют автомобили различных посольств. Напомним, что есть еще и номера с желтым фоном, которые выдаются общественному транспорту и автомобилям такси. Но ни белые, ни желтые номерные знаки не дают никаких преимуществ (разве только автотранспорт с желтыми номерами обладает возможностью передвигаться по общественным полосам).
Вот почему изготовители номерных знаков решили придумать миф о том, что номера без флага похожи на синие, черные и красные номерные знаки, также не имеющие российский триколор.
И что самое удивительное, в России уже немало водителей, поверив «в магическую силу» бесфлаговых номерных знаков, принесли компаниям, занимающимся изготовлением автономеров, немаленькие деньги.
Штраф за неправильные госномера
Наказание за не соответствующий требованиям закона регистрационный знак налагается по статье 12.2 КоАП. Но она состоит из нескольких разделов. И не всегда водитель верно оценивает степень своей вины за нарушение в этой сфере, поэтому сознательно игнорирует требования к знаку. Наказание за него бывает в виде:
- Штрафа в 500 р. за грязный номер, если это мешает рассмотреть отдельные его элементы или полностью. Часто сотрудники ГИБДД заменяют такую меру предупреждением, что тоже возможно по части 1 данной статьи. Под нее попадают и те, кто установил нестандартные номера, например, с иным шрифтом, слишком узкой или широкой окантовкой, другими нарушениями, если только они не предусмотрены другими разделами 12.2 КоАП.
- Штрафа в 5000 р. или лишения ВУ на 1 — 3 месяца. Наказание налагается за езду на автомобиле, номера которого установлены не на должном месте, видоизменены или имеют приспособления, мешающие идентифицировать ТС.
- Принудительных выплат в 2500 р. (для граждан), 15000 — 20000 р. (для должностных лиц), 400000 — 500000 р. (для юрлиц), если на авто установлен заведомо чужой или фальшивый номер. Наказание назначается, если машина с подложным знаком даже не успела поучаствовать в дорожном движении.
Самая строгая мера избирается для тех, кто выехал на авто с чужим или несуществующим номером. Оно регламентируется разделом 4 статьи 12.2 Кодекса:
Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.
За какие махинации с номерами можно получить штраф
Водители применяют много хитростей, позволяющих скрыть знак или исказить некоторые его элементы. Они не так безобидны, как кажется. И попадают не под 1-й раздел статьи 12.2, а под ее 2-ю часть. Что используют автомобилисты ради сокрытия госномера от видеосистем:
- Инфракрасные световые приспособления. Их ставят в рамку таблички, чтобы излучение смогло обмануть камеру, не дав ей прочитать цифры. Подсветка здесь нужна, но она должна быть белого цвета, устанавливаться для четкого просматривания знака. А инфракрасные фонари современным камерам не мешают его видеть, зато сами хорошо различимы ими. Поэтому штраф здесь неизбежен по части 2 статьи 12.2.
- Складные номера. Смысл изобретения в том, что они имеют вид обычных при небольшой скорости авто. А если она повышается, знак складывается в виде гармошки, и прочитать его невозможно. Но это тоже является нарушением, так как дополнительные приспособления, мешающие распознаванию номера, недопустимы. Минимум, что получит водитель, – 5000 р. штрафа.
- Переворачивающийся знак. Если прикрепить его с помощью пружины к спидометру, при наборе скорости вся табличка меняет положение относительно опоры. Это не даст возможности расположенной высоко камере увидеть цифры. Но для системы, прикрепленной к светофору, прочтение останется доступным, как и обнаружение использованной водителем хитрости.
Рамка-перевертыш на госномер автомобиля
- Магнитные устройства. Приспособления состоят из двух частей. Металлическая пластина крепится поверх номера, закрывая часть символов. А под ним устанавливают магнит, действие которого можно нейтрализовать нажатием кнопки в салоне. Пластина убирается – и номер становится виден, если это необходимо. Но такой маневр может сфотографировать сотрудник ДПС и предъявить часть 2 статьи 12.2.
- Прозрачная или плотная пленка, сетка. Самые простые способы скрыть знак являются наиболее безнадежными. Видеосистема идентифицирует его и при заклеенных символах. А сотрудник ГИБДД оштрафует без оговорок на 5000 р. или отберет права.
- Перевернутые цифры номера. Например, переднюю табличку ставят как надо, а задний знак вверх «ногами». Кажется, что нарушения здесь вовсе нет. Но оно есть и состоит в том, что чтение номера затруднено. Тем не менее видеосистема знаки считывает, обнаруживает их несоответствие спереди и сзади.
- Шторки. Нажатием кнопки регистрационный знак прикрывается наползающей на него пластиной и так же убирается при необходимости. Но вторая часть процесса происходит медленно, сотрудник ДПС сможет ее сфотографировать и обвинить водителя в нарушении.
Рамка-шторка на авто
- Светоотражающее покрытие. Не только запрещенный, но и бесполезный способ спрятаться от видеокамеры. Современным системам контроля такие лаки и краски не помешают распознать все цифры. А штраф водитель с их использованием обязательно получит, если будет остановлен дорожной полицией.
Рекомендуем прочитать о штрафе за спецсигналы. Вы узнаете о том, что относят к спецсигналам, штрафе за их самовольную установку и использовании на авто, за непропуск машины со спецсигналами. А здесь подробнее о штрафе за выезд на перекресток.
Правильный регистрационный знак – один из признаков дисциплинированного автомобилиста. Законопослушному водителю незачем манипулировать им. А если он замечен в этом, ему следует ждать более пристального внимания сотрудников ГИБДД, чем остальным.
Номерные знаки. Европа и Россия
Сегодня мы завершаем серию обзоров номерных знаков мира, начатую рассказами про ГРЗ Америки, Азии и Африки.
Единый стандарт — 520 х 120 мм — для европейских номеров был введен в 1957 году и применяется до сих пор в большинстве государств. С образованием Евросоюза с 1998 года постепенно общим у табличек стало левое поле со звездочками на синем фоне и аббревиатурой страны, в которой зарегистрировано транспортное средство. У большинства табличек очень похожи шрифты — они читаемы с большого расстояния и на них технически сложно заменить один символ на другой. Количество букв и цифр, их очередность определяется в каждой стране по-своему, но обычно на номере есть символ, который указывает на территориальную принадлежность автомобиля к конкретной провинции, графству, воеводству, области или краю. В каждом государстве есть свои стандарты табличек для мотоциклов и свои способы выделить автомобили такси, армии, полиции, дипломатов, дилеров, а также свои соображения по поводу продажи «красивых» номеров.
В большинстве стран совпадает и сама процедура регистрации: нужно предоставить документы, подтверждающие личность владельца и его место проживания, юридическое основание перехода права собственности, документы с техническими характеристиками транспортного средства и техосмотром, страховку и подтверждение оплаты пошлин. Современные технологии позволяют регистрировать машины через интернет, но все равно иногда приходится появляться лично, чтобы показать автомобиль или получить номерные таблички. Стоит регистрация везде по-разному: в Германии это копейки — всего €25, а в Италии деньги собирают за каждое действие владельца, и в итоге набегает более €100 за легковой автомобиль. И, кстати, в Европе достаточно стран, где можно официально получить персонифицированные номера.
Россия
Регистрационные номера для транспортных средств появились в нашей стране очень давно, еще до создания автомобилей. Точнее, сначала это были специальные бляхи для извозчиков, потом таблички для их средств передвижения на колесах или полозьях. Таким образом городские власти решали вопрос собираемости пошлины за извоз. Впрочем, мы недалеко ушли от этого и сейчас: в России наших дней без номеров по закону может эксплуатироваться только совершенно новый автомобиль и всего лишь в течение 10 суток.
В XIX веке (в 1893 году) начали выдавать номера велосипедистам. Таблички были несуразными и больше раздражали участников движения. Более того, стоили регистрационные знаки прилично, а к началу сезона получения новых номеров вечно не хватало. Те же проблемы достались впоследствии и владельцам «моторов».
В советское время, особенно до и сразу после войны, стандарты номеров менялись так часто, что автовладельцам было не до их содержания. Тем более что частных машин было очень мало. Уже тогда почти у всех «номенклатур» были «свои» серии, которые и дали начало «блатным» номерам. В 30-е годы у легковых автомобилей, обслуживающих управляющие органы, были номера МА 11-11. После 1946-го помимо сочетаний ЭО или МЩ власти заимели черные номера с белыми символами (остальные таблички были желтыми). В 1959 году ввели новый ГОСТ, вслед за международными стандартами. На советских номерах появились три буквы, из которых получались иногда забавные, а иногда почти неприличные сочетания, но особенные номера продолжали иметь черный фон до 1980 года.
Регистрационные знаки новой российской действительности появились в 1994 году с введением нового ГОСТа. В блатную моду вошли «Анны» ААА и «Ольги» ООО, и стали появляться красивые числовые сочетания на автомобилях людей, которые были близки к власти или имели нужные деньги и связи.
Разговоры о том, чтобы ввести в России систему покупки «красивых» номеров, ведутся давно. Депутат от «Справедливой России» Михаил Сердюк в 2013 году предлагал применять 100-кратный коэффициент к действующему тарифу за получение желаемой комбинации. Проект Федерального закона «О регистрации транспортных средств в РФ» 2010 года содержал пункт о проведении аукционов на отдельные номера, серии или сочетания. Видимо, лобби тех, кто жаждет пополнения бюджета, слабее желания МВД отставить все так, как есть. Поэтому у россиян «блатной» номер в первую очередь служит сигналом для всех окружающих, в том числе сотрудников ГИБДД: «со мной лучше не связываться».
С внесением изменений в работу регистрационных органов ГИБДД стало возможным продавать машину вместе с номерами либо снимать их и до полугода сохранять за собой, пока не появится новый носитель. На рынке появились развалюшки, но с очень привлекательными регистрационными знаками и стоимостью в миллионы. Но те номера, на которых буквы важнее цифр — спецсерии различных правительственных и ведомственных структур — в свободный доступ не попадают. Обычные МРЭО такие таблички не выдают и распоряжаться ими не могут. Если к ним вдруг попадает машина с номерами спецсерии, инспекторы проводят оформление снятия с учета, но номера демонтируют и «возвращают» в соответствующее ведомство.
Продажа красивых номеров превратилась в отдельный и очень прибыльный бизнес. Такие «бизнесмены» обязательно имеют связи в ГИБДД. О получении спецсерий они договариваются индивидуально и обычно у заказчика за поиск «крутого» номера просят залог в несколько десятков тысяч рублей. Регистрационные знаки попроще они ищут самостоятельно. Самый простой вариант — покупка у владельца вновь поставленного на учет автомобиля, если человеку понты ни к чему, а лишние деньги не помешают. Правда, чтобы все было законно, придется пройти процедуру «перевеса»: продать (снять с учета) и потом снова купить (зарегистрировать уже с другими номерами) свой автомобиль. Другой вариант: «вылавливать» номера постановкой на учет сразу нескольких десятков автомобилей, когда приходят новые серии.
Некоторые спецсерии российских номеров
Самые «крутые» серии приписаны к следующим структурам (пример для Московского региона): АМР, ААА, ООО, ООА, СОО — администрация президента или глав субъектов ЕКХ — ФСО ААА, ХКХ — ФСБ ОКО, РРР — прокуратура ОКС — Конституционный суд ОАО, ОАА — силовые ведомства, ФСБ, таможня, ГУИН ООН — Госнаркоконтроль ООМ, ОРР, ОМР — ГУВД ОТТ, ОСА — УГИБДД ОРР, ОРР — РУВД и УВД CCC — ФНС, суды, таможня, спецсвязь, ГТК, ГУИН и ГОХРАН
Отдельно ценятся номера с «говорящим» буквенным сочетанием ВОР, МММ, ННН (наше новое начальство), ССР, ХАМ и старые серии силовых ведомств МОЛ, МОС, МКМ и МКС.
На запрос в поисковых системах «купить красивые номера» выдается несколько страниц с сайтами компаний, предлагающих различные варианты. Цены начинаются с 10 тысяч рублей и доходят до 7 миллионов. Для обозначения красивых комбинаций даже появились специальные названия: «зеркалка» (Х0Х), «ровный номер» (Х00), с «первой десяткой» (00Х), «тройные» (ХХХ). Числам же зачастую приписываются сверхъестественные значения, почерпнутые из нумерологии Пифагора или китайской Книги Перемен.
У официальной продажи автономеров есть и противники, со своими вполне логичными аргументами. Если сейчас красивые комбинации говорят о наличии каких-то связей и непростом статусе хозяина автомобиля, то после введения в свободный оборот они будут означать, что у их владельца есть лишние деньги. Это сигнал и мошенникам, и сотрудникам ГИБДД. А что же касается спецсерий, то они могут быть востребованы еще больше — как знак принадлежности к власти, а значит, ни коррупции не убавится, ни ограничений для таких людей меньше не станет.
Впрочем, власти некоторых регионов совместно с МВД уже несколько лет ведут показательную борьбу с «блатными» номерами на техническом и моральном уровне. Технически до последнего момента скрывается информация о том, в каких отделениях и когда будут выдавать красивые номера, а выбор регистрационного знака производится компьютерной программой в случайном порядке. Урок терпимости провели в Петропавловске-Камчатском, Иркутске и Ростове-на-Дону несколько лет назад, повесив номера 777, 007, 555 на мусоровозы и ассенизаторские машины. В 2011 году в Ростове отказались от серии АРО. Но как бы ни старались власти, а МВД ни рассказывало, что по Правилам дорожного движения приоритета нет ни у каких регистрационных знаков, народ тянется к красоте и готов за нее платить. Впрочем, такая тяга есть и у людей в других странах, только там ее можно удовлетворить официально.
Австрия
Автомобильные номера Австрии отличаются тем, что на них есть герб провинций, которых в стране насчитывается сейчас 127, и каждой из них присвоен буквенный код. Таблички содержат от трех до шести символов: букв или цифр. С 2003 года распределением номеров занимаются подразделения страховых компаний, и с этого времени в обычных районах номера содержат три цифры и две буквы, а в столицах провинций — четыре цифры и две буквы. Любой желающий может за €245 приобрести персональный номер, если такая комбинация еще не занята. Помимо обязательных атрибутов Евросоюза на нем будет буквенный код и герб австрийской провинции, а также от одной до пяти букв и одна цифра. Сочетания могут практически любыми, кроме определенных запретов. Австрийские власти не так давно начали запрещать любые комбинации, связанные с нацизмом, а их немало: SS, 88, Nazi, HH (Heil Hitler), HJ (HitlerJugend), HY (Hitler Youth), 1919, 74 и другие. К ним также могут добавиться символы праворадикальной идеологии исламистов. Персональные регистрационные знаки действуют 15 лет, и после истечения этого срока ранее выданные номера с признанными запрещенными сочетаниями будут изъяты.
Бельгия
Официально персональные номера ввели 31 марта 2014 года, и с этого дня на номере можно написать почти все что угодно в пределах 8 символов, заплатив за это €2000. Ту же сумму нужно будет отдать за сохранение номеров с 4 или 5 символами — серий, которые вышли из обращения. По поводу содержания персональных номеров в бельгийском обществе идет очень серьезная дискуссия, поскольку в последнее время стали появляться таблички с названиями политических партий, нацистскими аббревиатурами и подобными провокационными надписями. Часть граждан хотят создать запретный список по аналогии с австрийским, другие же считают, что за такие деньги содержание номера может быть любым.
Великобритания
Номера для автомобилей стали выдавать в Великобритании с 1 января 1904 года, и они должны присутствовать на всех транспортных средствах на дорогах общего пользования, за исключением автомобиля царствующего монарха, используемого по служебным делам. Система пережила реформы в 1932-м, 1960-м, 1983-м и 2001 годах, каждый раз увеличивая количество возможных комбинаций, после того как исчерпывались предыдущие. Но все выданные когда-либо номера действительны и по сегодняшний день. Например, в Ирландии сохранилась самая первая и простая система с цифрами от 1 до 9999 и буквами I или Z, которые были выделены острову в качестве кода еще в 1904 году. В других провинциях и графствах в разное время менялись буквенные коды и их положение относительно цифр. Общим оставался запрет на использование сочетаний ARS, BUM, GOD, JEW, SEX, SOD и некоторых других.
Для дальних территорий Великобритании вроде острова Мэн, Фолклендских островов, Бермуд, Гибралтара и других предусмотрены свои собственные регистрационные знаки.
В Англии за выдачу автономеров с 1974 года отвечает Агентство по лицензированию водителей и транспортных средств (The Driver and Vehicle Licensing Agency), которое является правительственным органом Департамента транспорта. Ранее таблички выдавали местные власти, они же решали, когда вводить новую серию после завершения комбинаций предыдущей. В начале 80-х годов в DVLA обратили внимание на то, каким спросом пользуются на вторичном рынке номера с минимальным количеством цифр или с повторяющимся символами, и стали оставлять такие таблички за собой, чтобы позже продавать на аукционах. С 1989 года Агентство заработало на номерах более 2,3 миллиарда фунтов стерлингов, а сейчас выбирать можно из 45 миллионов табличек. По сути, при любой регистрации автомобиля нужно покупать номер на аукционе, где самые простые сочетания стоят £250 (≈ 18 300 руб.), из которых £80 (≈ 5800 руб.) составляют сбор за оказание услуги и внесение в базу данных. Но в DVLA продают только вновь выпускаемые регистрационные знаки. Если же захочется тот, что уже находится в обороте, нужно обращаться в Institute of Registration Agents & Dealers (MIRAD) или Cherished Numbers Dealers Association (CNDA).
Большинство британцев хотят видеть на своих автомобилях номера с инициалами, именами и важными датами, годами выпуска и названиями моделей автомобилей, причем за меньшее количество символов придется выложить больше денег. Есть и фанаты гонок, для которых номер F1 — мечта, за которую в 2008 году на аукционе отдали £ 440 000 (≈ 32,2 млн руб.). Более доступный вариант серии RAC3R вышел в обращение в 1976 году, когда в Формуле 1 победил Джеймс Хант. Британский рекорд по цене был установлен в 2014 году: за номер 25 O дилер классических автомобилей Джон Коллинз отдал £518 480 (≈ 37 млн руб.). Если бы этот номер продавался сейчас, то за него можно было бы выручить более £700 000! Поэтому многие владельцы покупают персональные номера не только чтобы потешить свое самолюбие, но и в качестве долгосрочных инвестиций.
Германия
Немецкие персональные номера являются чем-то особенным только для их владельцев, поскольку представляют собой совершенно обычные таблички, собрать из них желаемую комбинацию может лишь человек с очень богатой фантазией. Сочетания из повторяющихся символов пользуются спросом у эмигрантов, вот только такие редко бывают свободны. За возможность выбора номера берут всего €10–20. Для подбора за один раз дается 10 попыток.
Дания
В королевстве одна из самых простых систем регистрации автомобилей — номерные знаки содержат только цифры в порядке возрастания и выдаются автодилерами, техническими инспекциями и официальными регистрационными центрами SKAT. При регистрации требуется минимальный набор документов: подтверждение личности владельца и юридического права на автомобиль, а также страховка. Обычные номера стоят 1180 крон (≈ 9800 руб.), а любое желаемое и свободное сочетание символов — 9180 крон (≈ 76 400 руб.), плюс придется заплатить 200 крон за визит в SKAT (≈ 1660 руб.). Траты вроде бы приличные, но по сравнению с налогом на регистрацию новых автомобилей частными лицами — сущие копейки. С 1 января 2020 года при постановке машины на учет датчане должны заплатить 105% стоимости автомобиля, если она составляет менее 106 600 крон (≈ 886 800 руб.), и 150% с части, превышающей эту сумму. Поэтому в Дании такое множество легковых автомобилей с желтыми коммерческими номерами, а также оформленных на юрлиц, и просто старых, видавших виды экземпляров. Налог не берется только с машин, работающих на водородном топливе, а электромобили пока имеют скидку 10 000 крон и 60% от суммы основного налога. В 2020 году она составит 35%, в 2024-м — 10%, и с 2020 года применяться не будет.
Латвия
В стране существуют два уровня персональных регистрационных знаков. Первый позволяет подобрать желаемую комбинацию из стандартных номеров, находящихся в обращении или подготовленных к выпуску. В этом случае табличка будет содержать две буквы и цифры от одной до четырех. Такая услуга по бронированию и получению номера из другого регистрационного подразделения CSDD стоит €14,08. Но гораздо более популярны таблички с любым набором от двух до восьми символов. Ограничения распространяются на использование более трех одинаковых букв или только двух цифр. Стоит такое самовыражение совсем недорого — всего €150.
Польша
Персональные регистрационные номера в Польше — стандартные по содержанию и имеют достаточно серьезные ограничения по формату. Желаемые символы должны быть размещены следующим образом: первая буква — обозначение воеводства, далее идет любая цифра, затем разрыв и 3–5 символов, причем цифры могут быть только в конце и не больше двух. За подобную пластину нужно будет заплатить 1000 злотых (≈ 14 000 руб.), если только ее содержание не будет признано оскорбительным и если автомобиль регистрируется владельцем первый раз. Обычные знаки стоят 80 злотых (≈ 1100 руб.), а при постановке на учет нужно также оплатить 85 злотых (≈ 1200 руб.) за комплект наклеек и ПТС. Регистрационные знаки привязаны к автомобилю, при продаже транспортного средства его номер остается за ним.
Финляндия
Специальные регистрационные знаки для легковых автомобилей могут иметь две-три буквы и номер длиной до трех цифр, и при полном комплекте символов не будут сильно отличаться от стандартного финского формата — ААА-111. Для того, чтобы получить персональный номер, нужно обратиться с заявлением в подразделение Агентства транспортной безопасности Trafi, подождать три месяца и при положительном решении заплатить €850 за оформление и изготовление табличек.
Хорватия
Действующий формат хорватских автономеров достался стране от Югославии, только красную звезду поменяли на пятивековой герб в виде щита. Вступление в Евросоюз сделало обязательным присутствие синего поля с аббревиатурой страны HR, которые стали появляться на табличках с июня 2020 года. Примерно в этот же период исчезли комбинации из трех цифр и одной буквы, поскольку они все были исчерпаны. Оставшиеся варианты из четырех цифр и одной или двух букв дополняются специальными сериями для полиции, армии, дипломатов, иностранцев и спецтехники.
В Хорватии можно устанавливать персональные номера: помимо обязательных атрибутов (кода региона и герба) на них может быть от четырех до семи символов, так что получить табличку с единственной цифрой не получится. Но этой возможностью хорваты пользуются редко из-за высокой цены на услугу: проверка желаемой комбинации на доступность стоит 378 хорватских кун (≈ 3120 руб.), а сами номера — 6720 (≈ 55 500 руб.), и при этом они действительны только 5 лет.
Украина
Историю автомобильных номеров Украины можно назвать очень богатой. Только в постсоветский период регистрационные знаки менялись четыре раза, и сейчас применяется уже пятая модификация: AA 1111 AA, где первые буквы привязывают серию номеров к месту регистрации, а остальные буквы и цифры выдаются в порядке возрастания, за исключением зарезервированных серий. Их выделили для правительственных структур, от президента (АА 0001 ** — АА 1000 **) до личных автомобилей представителей МВД (ММ 00** **, ТТ 00 ** **). Получить такие номера простому смертному невозможно, так же, как в середине 2000-х — таблички с кодом несуществующего региона 28. Поэтому их имеют непростые люди, о статусе которых автономер и заявляет. Например, корреспондент «Сегодня.ua» написал о том, что начальник ГАИ МВД выделил 50 номеров спецсерии для руководителей центральных масс-медиа в Киеве. Причем «крутые» номера могут прикрывать все что угодно, например, украденную машину сына депутата Рады.
У нас тоже сейчас джипов ездит… «Айдар», «Донбасс», «АТО», «ДУК». Короче, гайцы зашуганы: тут не понятно, где завтра будешь, поэтому «не замечают». Самооборона местная пыталась что-то им предъявить — приехали «парни спортивного вида», объяснили, куда самообороне лучше не совать свой нос, и на этом успокоилось все. Здравствуйте, 90-е…
Цитата с форума https://police-ua.com
Но есть и вполне легальный способ выделить свою машину. С 1 января 2007 года появилась возможность заказать индивидуальный номер практически любого содержания, кроме дискриминирующего и похожего на обычный государственный. На табличках может быть от трех до восьми символов: буквы украинского, русского, латинского алфавита, цифры, пробелы и даже изображения. Если же хочется номер с повторяющимися цифрами или буквами, то нужно проверить в реестре, свободно ли требуемое сочетание. Хотя «красивые» номера продаются вполне легально, сотрудники ГАИ и тут могут «придержать» востребованную комбинацию и разрешить ее использование нужным людям или за отдельные деньги.
Власти Украины с этим пытаются бороться, и буквально в феврале 2017 года главный сервисный центр МВД предложил продавать востребованные комбинации по цене от 7500 до 20 000 гривен (≈ 15 770–42 000 руб.). Самыми дорогими будут номера от 0001 до 0005, от 0007 до 0009, 5555 и 7777, а дешевле всего оценили номерные знаки 0006 и 6666.
Персональные номера, так же, как и обычные государственные, изготавливают частные компании, получившие на это лицензию. В 2012 году среди них прошел тендер, и в итоге таблички подорожали в 3,5 раза — с 80 до 270 гривен (≈ 568 руб.), а сама постановка на учет теперь обойдется в 947,51 гривны (≈ 1992 руб.) для легкового автомобиля иностранного производства. Стоимость именных номеров зависит от количества символов (чем их больше, тем дороже изготовление) и амбиций изготовителя. За три буквы могут попросить и 1800 гривен, и 6000 (≈ 3800–12 600 руб.), стоимость рисунка начинается от 1200 гривен (≈ 2500 руб.). Проверка комбинаций оплачивается отдельно, как и внесение изменений в техпаспорт транспортного средства.
Армения
В этой стране нет персонифицированных номерных знаков, но зато можно официально доплачивать за желаемую комбинацию, если она свободна в регионе регистрации. И армяне этим активно пользуются: красота номера стала национальным видом спорта, а на дорогах множество автомобилей, чья цена в разы ниже стоимости таблички. В республике действуют два основных формата — 11 АА 111 для частных лиц и 111 АА 11 — для юридических. Изначально на табличках использовались только буквы армянского алфавита, схожие с латиницей, но с 2008 года символы стали пополняться латинскими буквами, не имеющими армянских аналогов. При этом в первые годы за новые буквы нужно было доплачивать, покупая автономера на специальных аукционах.
С 2012 года аукционы отменили, и полиция стала просто торговать номерами, принимая оплату на свой внебюджетный счет. С 11 сентября 2015 года на сайте полиции Армении работает сервис «Поиск свободных номеров», с помощью которого автовладельцы могут выбрать свободный регистрационный знак для своей машины. И если на номер есть хоть какой-то спрос, то цена начинает подниматься. Минимальная доплата за желаемую комбинацию составляет 14 000 драм (≈ 1600 руб.), а за «голд», так называют в Армении самые красивые номера, нужно заплатить 5 миллионов драм (≈ 583 000 руб.).