Самые распространённые попытки «развода» автолюбителей с ремонтом по ОСАГО выливаются на этап перед самым ремонтом машины в автосервисе. Как именно это происходит и как избежать таких разводов, а также каковы основные правила ремонта по ОСАГО? Давайте разбираться!
Как работали старые правила?
До появления нового закона у автовладельца было два варианта возмещения:
- Средства перечислялись автовладельцу, после чего он производил ремонт.
- Деньги переводились напрямую СТО, а разницу за выполнение ремонта автовладелец выплачивал со своего кармана.
Как видно, за пострадавшей стороной оставалось право отказаться от ремонта на СТО и взять деньги. Этой лазейкой пользовались разные юристы, помогающие участникам ДТП отсудить положенные средства у страховой компании и таким способом получить дополнительный доход. Наличие денежных выплат приводило к появлению мошенников, которые подставляли свои авто на дорогах с целью получения денег по ОСАГО.
С вступлением в силу нового закона пространства для выбора нет, и автовладельцы вынуждены ремонтировать машину на СТО.
Это интересно: Суд со страховой компанией
Ремонт авто за счет страховой компании
Большинство автовладельцев предпочитает получить деньги в страховой компании и потом самостоятельно выбрать автосервис, в котором они уверены.
В каких случаях не стоит выбирать услуги страховой компании в содействии в ремонте автомобиля?
- В том случае, когда сотрудники автосервиса откровенно вам рассказывают о невозможности выполнения качественного ремонта на сумму, которую выделяет страховая компания, лучше всего выбрать денежную компенсацию. Среди страховщиков распространена практика занижения стоимости ремонта авто, пострадавшего во время ДТП;
- В том случае, когда предложенные страховой компанией сервисные центры не подходят вам в силу их большой удаленности от места вашего проживания или из-за не очень хорошей характеристики данного сервиса, вы имеете полное право отказаться от их услуг;
- Откажитесь от предложения страховой компании в ремонте автомобиля по ОСАГО, если вы не уверены в том, что сможете контролировать процесс восстановления машины.
Правила ремонта по ОСАГО
Правила ремонта достаточно строго оговорены в Федеральном законе «Об ОСАГО». Ниже мы перечислим основные тезисы по пунктам с ссылками на действующее на 2024 год законодательство.
- В течение 5 дней после подачи документов на возмещение Вы обязаны предоставить машину на осмотр страховой, а страховая — осмотреть автомобиль, после чего посчитать стоимость ремонта и обеспечить его выполнения по всем правилам ОСАГО (п. 10 ст. 12).
- Если автомобиль не на ходу, то Вы не обязаны везти его на эвакуаторе для осмотра и ремонта (абзац 3 п. 10 ст. 12). При этом, машине не обязательно должна быть не на ходу из-за ДТП. Вы вполне можете указать, что даже не знаете, что сломалось, не имеет значения, сломалось это во время ДТП или после — просто машина не едет.
- Если у Вас грузовой автомобиль, Вы вправе выбрать выплату вместо ремонта (п. 15 ст. 12). Если легковой, то выбирает страховая компания (п. 15.1 ст. 12).
- При ремонте нельзя использовать б/у запчасти (если Вы не согласились прямо на такое предложение страховой — п. 15.1 ст. 12).
- Минимальная гарантия на ремонт по правилам пункта 15. ФЗ «Об ОСАГО» составляет полгода на основные работы, а на кузовные работы и покраску элементов кузова — год.
- Срок ремонта не должен составлять более 30 дней (п. 15.2 ст. 12).
- Для автомобилей не старше 2-х лет ремонт только у официального дилера (п. 15.2 ст. 12).
- Вред иному имуществу, чем автомобиль, осуществляется только в виде выплаты и никаких ремонтов (п. 16 ст. 12).
- Страховая на своём сайте обязана иметь список всех автосервисов, с которыми у неё заключён договор на ремонт, а при обращении потерпевшего за компенсацией обязана предоставить сервис на выбор (п. 17 ст. 12).
- Все сроки, объём и порядок работ должны быть согласованы с Вами (п. 17 ст. 12).
- Если стоимость работа по калькуляции превышает максимальный порог возмещения в 400 тысяч рублей, то выплата всё равно может не производиться (на выбор страховщика), а Вам придётся доплатить сверх лимита (п. 17 ст. 12).
- За все недочёты по качеству и сроку ремонта ответственность несёт страховая компания, и только ей нужно предъявлять требования и возражения (п. 17 ст. 12).
- Если страховая 2 и более раз нарушит сроки или другие условия ремонта, то Банк России может лишить её возможности отправлять на ремонт и обязать только выплачивать деньгами, на срок 1 год (п. 17.1 ст. 12).
Обязательно ли
В 2024 году ожидается, что ремонт машин по ОСАГО будет осуществляться вместо денежной компенсации.
Это должно быть зафиксировано в Законе ОСАГО, что полностью приведет к переменам в порядке страхования, и страховым организациям придется переписать большую часть своих Правил.
Сейчас в феврале месяцев 2024 такой законопроект только прошел первую часть чтения, а весной планируется уже его принятие.
Поэтому вполне вероятно, что имущественное возмещение будет теперь реализовываться только в качестве ремонта, а денежных выплат нельзя будет взять.
Зато останется возмещение в материальном виде для покрытия расходов при лечении раненного потерпевшего в ДТП.
Алгоритм действий и особенности таких новшеств могут заключаться в следующем:
- После подачи заявления на выплату или получение возмещения ущерба страхователю уже выдадут направление на ремонт.
- Станция техобслуживания будет подбираться для клиента только страховой компанией.
- Обязательным ремонтом могут оперировать страховщики только для автомобилей определенного возраста – до 3- или 5-ти лет.
- Принудительный ремонт не будет предполагать также учет страховщиком износа ремонтируемого автомобиля.
- Все автоюристы будут решать вопросы морального вреда, возмещения ущерба здоровью и жизни и 50% суммы при случае, если ремонт будет произведен некачественно.
Рассматриваемый законопроект также предполагает, что могут быть и исключения из обязательного правила, ремонтировать машину.
От этого обязательства могут быть избавлены стороны договора ОСАГО только в следующих случаях:
- Полная гибель авто.
- Превышение стоимости ремонта авто того лимита, который установлен законодательно (к примеру, 400 000 руб.).
- Случаи невозможности организовать страховщиком проведение восстановительных работ.
- Когда страховщик не успевает организовать ремонт машины (например, в течение 30 дней).
- Отказ ремонтироваться в том СТОА, на который выписано направление на ремонт, может быть аргументированным и одобренным РСА (Российским Союзом Автостраховщиков).
- Письменно закрепленное соглашение между страховой организацией и страхователем о том, чтобы вместо ремонта были оплачены деньги по страховому случаю.
В этих случаях будут выдаваться суммы возмещения ущерба в виде денег, а не проведения ремонта.
А если вместо денежных выплат будут каждый раз выдавать направление на ремонт автомобиля, то тогда, видимо, такой способ возмещения материального ущерба будет обязательным.
Предположительно может образоваться еще одна перспектива – принудительный ремонт сразу же отпугнет от рынка страхования ОСАГО тех, кто перекупает долги по данному виду автостраховки.
Процедура направления машины на ремонт непростая, но все же понятная обычным водителям, разобраться в ней несложно.
Если у потерпевшего в ДТП автовладельца поврежденной машины есть желание самому проверить правильность расчетов стоимости ремонта машины, тогда он может воспользоваться для этого специальным калькулятором в интернете.
В этом случае самым проверенным и лучшим вариантом такого калькулятора будет программа, встроенная в сайт РСА (Российского Союза Автостраховщиков).
В том случае же, когда машина уже отремонтирована и поначалу показывала себя в нормальном рабочем состоянии после ремонта, а затем, через несколько дней заглохла или обнаружились иные неполадки, необходимо как можно скорее обращаться опять в страховую компанию с письменной претензией, чтобы все исправили.
Оценка ущерба для ремонта авто по ОСАГО
Как осуществляется прием авто на ремонт, и оценивается причиненный ущерб.
Когда все документы собраны, ваши действия заключаются в следующем:
- приходите в страховую компанию с полным пакетом документов;
- передаете авто на осмотр и оценку повреждений;
- страховая определяет сумму, которая должна покрыть расходы на восстановление автомобиля, и выдает направление на ремонт. Для подготовки и выдачи такого документа потребуется около 20 календарных дней (за исключением выходных и праздничных дней);
- ознакомьтесь с услугами, которые вам будут оказаны в данной мастерской. Учтите, что некоторые работы, скорее всего, будут осуществлены за ваш счет.
Как производится расчет суммы, которая будет выделена на ремонт?
В каждом отдельном случае производятся свои расчеты средств, необходимых для восстановления автомобиля. Хотя существуют нормы, которые были установлены при участии союза автостраховщиков России.
В этих нормах учитываются:
- стоимость одного нормо-часа;
- стоимость отдельных деталей или запчастей (среднерыночная).
Специалист по оценке состояния авто выявляет все повреждения автотранспорта, а также указывает на то, какие работы необходимо произвести для восстановления авто. И только после этого будут сделаны расчеты по расходам на ремонт.
Описанная выше процедура является больше теоретической, чем практической, так как в большинстве случаев страховая компания не учитывает многие обстоятельства и заметно занижает расходы на ремонт.
Именно в таких случаях автовладельцы не могут произвести ремонт за выделенные средства. Их оказывается недостаточно для завершения ремонтных работ.
Отправив машину в рекомендованный сервисный центр, автовладельцы стараются контролировать ситуацию с ремонтом, и часто узнают, что им придется внести немаленькую сумму для завершения ремонта авто.
Поэтому, прежде чем вы передадите машину в данный сервис, поинтересуйтесь, где ее смогут восстановить за меньшие средства.
Если такая мастерская будет найдена, требуйте в страховой компании выплатить деньги и самостоятельно займитесь ремонтом. Если страховщики не идут вам навстречу, отправляйтесь в суд и решайте свою проблему таким путем.
Это интересно: Как сфотографировать место ДТП?
Что делать, если страховая затягивает ремонт по ОСАГО
Возможна и просрочка ремонта по ОСАГО. Главное в этом случае помнить, что срок составляет 30 дней. Если уже наблюдается нарушение сроков ремонта, вопрос решается в претензионном порядке, потому важно незамедлительно направлять жалобу в письменном виде.
Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?
Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.
Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.
Расчет стоимости ремонта по ОСАГО
Можно примерно рассчитать стоимость ремонта автомобиля заранее. Здесь существенное значение будет иметь цена на запчасти. Учитывайте, что каталог стоимости запчастей по РСА отражает актуальные сведения, поэтому с ним всегда удобно свериться.
Что делать, если на руках имеется полис, оформленный до 28 апреля?
В этом случае можно пользоваться старым договором и при ДТП выбирать один из доступных вариантов — выплата денег или оплата ремонта. Как только срок действия полиса выйдет, важно внимательно подойти к выбору страховщика. Обратите внимание на список сервисов, с которыми работает страховая компания. Этот перечень можно найти на официальном сайте страховщика. Здесь же должна быть другая информация — адреса СТО, сроки выполнения ремонтов, а также марки обслуживаемых машин.
Перед заключением договора обратитесь в доверенную СТО и узнайте, с какими страховыми компаниями она работает. После выбирайте подходящий вариант из перечня.
В случае самостоятельной замены деталей соберите чеки на запчасти, ведь они могут потребоваться для экспертизы или судебного разбирательства. Если произойдет ДТП, проследите за правильностью оформления бумаг. Это позволит сохранить возможность прямого покрытия убытков в страховой компании.
Когда страховщики или СТО могут требовать доплату
Важно обратить внимание: ремонт машины по страховке имеет определённый лимит. Он составляет 400 тысяч. При превышении этого порога и только в этом случае страховщик вправе потребовать соответствующую доплату с владельца транспортного средства.
Как быть, если вы собираетесь купить авто?
Если вы только планируете купить машину и хотите сохранить гарантию, сделайте запрос у дилера авторизованных СТО. Выберите ту компанию, которая работает с интересующим сервисным центром. В случае если страховщик виновной стороны не имеет договора с этой СТО, требуйте направления именно сюда или денежной компенсации.
Если вы покупаете подержаное авто, просите у продавца бумаги на запчасти, которые недавно им покупались. В случае приобретения дорогой машины подумайте, сможете ли вы самостоятельно доплатить разницу при ремонте авто по ОСАГО. Получить выплату, после чего сделать ремонт у друга в гараже уже не выйдет.
Могут ли при ремонте использоваться неоригинальные запчасти
Еще один важный момент: при ремонте автомобиля в рамках ОСАГО могут использоваться исключительно оригинальные запчасти. Применение деталей, которые уже были в употреблении, восстанавливались, категорически запрещено.
К сожалению, судебная практика доказывает, что в реальности ремонт далеко не всегда производится по правилам.
Как правильно принять машину после ремонта
Широко распространена сейчас судебная практика по некачественному ремонту автомобиля — количество разбирательств существенно возрастает с каждым днем.
Самое важное в таком случае: ни в коем случае не подписывать акт приёмки автомобиля после произведённого ремонта, если ещё нет уверенности в его качестве.
Будьте крайне внимательны: авто нужно осмотреть и протестировать.
Видео: Ремонт по ОСАГО говорите? Ну, ну…Смотрим!
Что делать, если страховая отказывает в ремонте
Если страховая отказывается ремонтировать автомобиль по ОСАГО, можно решить данный вопрос в претензионном порядке. Иногда дело доходит даже до судебного разбирательства. Сначала можно попробовать составить официальную претензию. Если это уже не помогает найти общий язык со страховой, остаётся обращение в суд с иском.
Можно ли поменять лобовое стекло по ОСАГО
Каждый водитель должен знать, что согласно законодательству РФ в рамках полиса ОСАГО замена лобового стекла выполняется только при ДТП. Если стекло было повреждено из-за механического воздействия, например, при попадании камня или гальки, это уже не будет являться страховым случаем.