Оценка машины после ДТП по ОСАГО
Содержание:
- 1 Углубляемся в единую методику расчёта ущерба при ДТП
- 2 Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.
- 3 Расчет ущерба по ОСАГО: калькулятор выплаты РСА
- 4 Что такое единая методика расчета ущерба по ОСАГО
- 5 Как рассчитать размер компенсации
- 6 Как рассчитать сумму ущерба
- 7 Что делать в случае занижения компенсации
- 8 Расчет стоимости ремонта ТС на сайте РСА
- 9 Заключение
- 10 Оценка ущерба автомобиля после ДТП
- 11 В каких случаях необходима оценка ущерба автомобиля
- 12 Как провести независимую экспертизу авто после ДТП?
- 13 Что нужно делать после аварии
- 14 Почему следует воспользоваться оценкой независимой экспертизы
- 15 Последовательность проведения независимой экспертизы
Углубляемся в единую методику расчёта ущерба при ДТП
Министерство транспорта вроде как намерено до 1 сентября издать приказ, в котором будет заложена единая система оценки ущерба при ДТП. Но страховщики со своей методикой явно подсуетятся раньше.
Нынешнее положение дел напрягает всех. Вот случилось ДТП. Потерпевший обращается в страховую за возмещением по полису ОСАГО. Эксперты страховщиков изо всех сил занижают выплату, предлагая лишь 30–50% от реальной суммы ущерба. Разъярённый автовладелец обращается к автоюристу, тот сумму виртуозно завышает, получает цессию (уступку прав) и подаёт в суд. Результат выгоден этому самому юристу, которому достаётся львиная доля выигранных в споре денег, включая моральный ущерб. Владелец машины в лучшем случае получает ровно те средства, что нужны на ремонт, но и этому рад. Страховщики же терпят убытки, а суды завалены описанными выше исками. Пат.
Между тем Минтранс, который давным-давно, лет десять назад, должен был разрулить ситуацию, бездействует. По этой причине ношу решили взвалить на себя продавцы полисов ОСАГО — Российский союз автостраховщиков. Эксперты РСА признаются, что их инициатива — не панацея, а лишь попытка сработать на опережение, пробный шар. «Упрёмся — разберёмся», — говорят они, делая шаги по неизведанной дороге. Но, возможно, плоды их трудов можно будет увидеть уже этим летом: страховщики начнут выплачивать автовладельцам реальный ущерб, побитые машины отремонтируются, судьи облегчённо вздохнут, а ушлые юристы останутся с носом.
В РСА уверены, что выход из положения — это «Единая методика определения размера восстановительных расходов в отношении повреждённого транспортного средства». Проще говоря, это единый для всей России способ расчёта ущерба при автомобильной аварии. Страховщики взяли на себя разработку этой методики, для чего организовали экспертный совет, в который вошли сами, а также Центробанк, Ассоциация по защите прав автострахователей и независимые экспертные организации.
Совет трудится ударно, и собственно методика уже готова. Она состоит из двух частей. Первая часть — правила проведения технической экспертизы, осмотр и фиксация повреждений. Ну, это всё-таки для специалистов. Вторая часть представляет определённый интерес для простых смертных, хотя тоже непростая для изложения и понимания. Речь идёт о наших с вами деньгах, а именно — о ценах на ремонт пострадавшей в ДТП машины. В РСА считают, что расценки можно сделать едиными по всей стране. Смело! Чтобы оценить затею, осмыслите такой факт: в Европе разница в стоимости запчастей у официальных продавцов вряд ли превысит 10%, у нас отклонение дилера от рекомендованной поставщиком цены может составить… ну угадайте… 300–400%!
Для борьбы с этим грабежом в РСА решили создать единый стоимостной справочник, дающий представление о реальной средней цене. В нём будет три раздела: запчасти, нормо-часы и лакокрасочные материалы. Страховщики понимают, что никогда не смогут установить средние цены под конкретный автомобиль, но под марку и модель — да. Планируется, что справочник охватит 50-70 миллионов позиций, 80% брендов и моделей!
Очевидно, что собрать такой колоссальный массив данных вручную, да ещё и с нуля невозможно. Но частично такие справочники, созданные по другой методике, есть и применяются. Например, существует каталог по средней стоимости отечественных автомобилей. И вообще создатели нового справочника всё, что можно взять готовое, охотно берут. Потому что к концу июня их мегабаза, пусть и не в полном объёме, но должна работать — такова позиция Центробанка, который контролирует страховщиков и должен будет дать оценку их работе.
Чтобы собрать данные, РСА разработает техническое задание, проведёт конкурс и на свои деньги наймёт специалистов — речь о некой компании, о сотнях человек. Путей для сбора информации у них много: тут и проведение опросов, полевых исследований, и сложные автоматизированные системы обработки статистических данных. Одним из основных факторов для определения стоимости будет розничная цена. Сборщики соберут данные только у официальных поставщиков и производителей, то есть за китайским неоригиналом на базаре следить никто не станет.
Ценовой справочник будет иметь региональное деление на 12 экономических районов, которые определены Госстандартом в 1998 году. Делить страховые случаи на районы решено исключительно по месту ДТП. Справочник планируется использовать в двух вариантах: массово для экспертов-техников (во встроенных расчётных программах) и для рядовых потребителей в Интернете (можно будет пробить по номеру детали её среднюю цену). Обновлять базу по результатам полномасштабной проверки эксперты РСА намерены раз в полгода. Быстрее пока не получится, но в перспективе ожидается внесение изменений в режиме реального времени.
Весь массив, разделённый на полугодия, отправят храниться в архив на два-три года минимум. Это необходимо в первую очередь судебной экспертизе, ведь расчёт цен и дальше будет производиться на дату ДТП. Сейчас без справочника это происходит непонятно как: страховщик рассчитал, потерпевший подал в суд, года через два происходит судебное заседание, эксперт должен всё посчитать на дату ДТП, а данные ему взять неоткуда. Так что системе судебной экспертизы, которой вскоре грозит реформа (законопроект в Госдуме), тоже очень пригодятся ценовые справочники.
Создатели отдают себе отчёт, что справочники не будут идеальными. Единой методикой установлен предел статистической погрешности в 10%. Страховщики называют эту цифру сложно достижимой, хотя сами недавно подняли планку — было 15%. Если же будет зафиксировано завышение цен, к примеру, на 30%, то страховая компания либо организует, проведёт и оплатит ремонт автомобиля, либо начнётся судебное разбирательство с привлечением к ответственности эксперта-техника (которому сегодня эта кара не грозит).
Судьба единой методики расчёта ущерба при ДТП со всеми справочниками уготована такая. РСА к лету всё в общих чертах разработает, передаст в Центробанк, и если тот одобрит, то инициатива станет законодательной в виде поправок к федеральному закону № 40 об ОСАГО, который и обяжет всех участников процесса использовать методику и справочник. Перечить нововведениям будет себе дороже — придётся проводить собственное исследование и доказывать всем сторонам свою правоту.
Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.
Не все знают, как производятся расчеты страхового возмещения при ДТП по полисам ОСАГО и на чем страховые компании «экономят».
В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние. К таким затратам относятся: ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.
Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются год выпуска, пробег автомобиля, срок использования узла или агрегата.
По сложившейся в течение длительного периода практике, суды преимущественно взыскивали по искам страхователей о возмещении ущерба при ДТП по полисам ОСАГО со страховых компаний суммы на восстановительный ремонт с учетом износа деталей.
На практике, выводы оценочных экспертных заключений по установлению стоимости восстановительного ремонта, содержат две цифры – сумма с учетом износа деталей и полная стоимость, без учета износа.
На сайте РСА (российский союз автостраховщиков) имеются сведения о средней стоимости запасных частей транспортного средства с учетом износа. Согласно каталогам процент износа деталей в зависимости от возраста автомобиля колеблется от 20 до 50 %. В большинстве случаев, при расчете ущерба б/у автомобилей, суды применяют 50% износа.
Читайте также Как проверить участие машины в ДТП
Однако, с 2021 года ситуация изменилась.
В феврале 2021 года Верховный Суд РФ в одном из судебных споров страхователя со страховой компанией установил:
«В отличие от общего правила оплата стоимости восстановительного ремонта зарегистрированного в России легкового автомобиля физлица (или ИП) осуществляется страховщиком без учёта износа комплектующих изделий (пункт 59 постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 г. о применении законодательства об ОСАГО, в котором идёт ссылка на абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Должник должен возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере (статья 393 ГК).
Есть закрытый перечень, когда ремонт заменяется страховой выплатой (полная гибель ТС, смерть потерпевшего, наличие соглашения между сторонами и несколько иных причин — АСН). Судами не установлено обстоятельств, в силу которых страховщик мог заменить без согласия потерпевшего ремонт на выплату».
В данном споре страховщик не организовал восстановительный ремонт, в связи с чем должен возместить стоимость ремонта без учёта износа.
Таким образом, Верховный Суд РФ решил, что страховая компания не может самостоятельно решать вопрос о выплате страхователю страхового возмещения с учетом износа вместо необходимого восстановительного ремонта, поскольку нарушает права страхователя.
Что же делать, если страховая компания при оценке ущерба применяет неправильные критерии и завышает размер амортизации или вовсе отказывает в выплате страхового возмещения?
Если автовладельцу не удается получить полную стоимость страховой выплаты, то следует предпринять следующее:
- провести независимую экспертизу по оценке стоимости восстановительного ремонта ТС с направлением уведомления в СК;
- направить претензию в страховую компанию;
- обратиться с заявлением к финансовому уполномоченному;
- обратиться в суд с исковым заявлением на страховую компанию (на этом этапе рекомендуем обратиться за помощью к профессиональному страховому адвокату);
- получить решение суда и направить исполнительный лист по месту открытия расчетного счета СК.
Все указанные действия необходимо предпринимать в сопровождении специалистов и при строгом соблюдении необходимых правил, иначе рискуете получить отказ в удовлетворении иска.
Расчет ущерба по ОСАГО: калькулятор выплаты РСА
При возникновении ситуации, когда становится необходимым рассчитать сумму компенсации ущерба, нанесенного автомобиля, многие водители не знают, как правильно это сделать. Нужно производить расчет ущерба по ОСАГО, используя специальный калькулятор, который рассчитает сумму выплаты водителю.
Что такое единая методика расчета ущерба по ОСАГО
Единая методика расчета включает в себя большой перечень нюансов, исходя из которых становится возможным узнать наиболее точные данные причиненного ущерба автомобилю, а так же степень причастности водителя к этому происшествию. В этот список входит учет типа вождения водителя, наличия на дорогах каких либо знаков (на предмет несоблюдения их водителем), метеорологические условия, состояние дороги, по которой ехал автомобиль, внешние факторы, такие как другие автомобили, животные, состояние автомобиля на момент происшествия, в отношении которого производится расчет ущерба, изучение сведений ситуации.
Кто может ее использовать
Воспользоваться данной методикой может любой автомобилист, который испытывает необходимость в расчете ущерба.
Как рассчитать размер компенсации
Размер суммы, которую страховая компания выплатит водителю, зависит от множества факторов. К таким относится общий износ транспорта. В зависимости от степени износа (возраста автомобиля), страховая компания может понизить сумму выплаты не более, чем на 50% от положенной суммы, согласно действующим законам.
Кроме общего износа автомобиля,учитывается степень износа отдельных его деталей. Для того чтобы повысить сумму компенсации, необходимо сохранять чеки и квитанции на купленные и установленные детали.
Как рассчитать сумму ущерба
Для расчета суммы полученного автомобилем ущерба, необходимо воспользоваться специальным калькулятором. В его основу заложены такие нюансы как постоянно обновляющаяся база данных цен на запасные части автотранспорта, цена за 1 час работы на станции тех. обслуживания. Однако, полученная цифра не будет на 100% являться правдивой, так как расчет исходит только из поврежденных деталей (видимых повреждений).
Что делать в случае занижения компенсации
Нередки случаи, когда страховые компании произведя расчет суммы компенсации водителю, занижают ее. В таких случаях нужно обращаться к независимым экспертам (компаниям) для полной экспертизы автомобиля. При этом необходимо сохранить все документы касающиеся ДТП, такие, как квитанция об оплате и прочие. Затем, нужно составить заявление, в котором будет указано и обосновано несогласия с решением страховой компании касательно суммы выплаты по страховому случаю.
В качестве доказательств необходимо ссылаться на результаты полной экспертизы автомобиля независимыми экспертами. Составленное заявление нужно направлять на имя страховой компании, сделать это можно двумя способами, составить заявление письменно (напечатать) и прийти в офис компании, либо отправить скан заявления на официальный электронный адрес компании. После чего остается только ждать решения специалистов.
При обращении необходимо прикрепить все имеющиеся документы по ДТП, расчету и перерасчету суммы страховой компанией, свидетельство о полной экспертизе автомобиля независимыми экспертами, копию либо оригинал заявления, которые были направлены в целях перерасчета суммы выплаты.
Расчет стоимости ремонта ТС на сайте РСА
Для вычисления суммы, необходимой для восстановления автомобиля, замены каких либо его частей, нужно воспользоваться специальным калькулятором, такой присутствует на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА).
Для расчетов используется следующая формула:
- РК = СР + СМ + СД.
- РК — это общий размер компенсации.
- СР — это стоимость ремонта.
- СМ — это стоимость материалов.
- СД — это стоимость деталей, которые подлежат замене.
Величины для формул берутся конкретно для каждой экономической зоны, из справочников.
Посмотреть цены на запчасти можно на официальном сайте РСА по ссылке: prices.autoins.ru/priceAutoParts/repair_parts.html.
Заключение
Для получения более точной информации, которая повлияет на сумму выплаты страховой компанией, необходимо использовать специализированные калькуляторы, в некоторых случаях прибегать к услугам независимых экспертов, для полной оценки состояния автомобиля.
Оценка ущерба автомобиля после ДТП
Ознакомившись с данной статьей, вы узнаете, как правильно произвести оценку ущерба, нанесенного автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия (далее в статье — ДТП). В предлагаемом вашему вниманию материале также изложены основные применяемые на практике способы оценки ущерба автомобилю при ДТП.
Определение размера материального ущерба, причиненного собственнику поврежденного транспортного средства, является приоритетной задачей, решаемой при производстве по делам о ДТП.
В одних случаях решение данной задачи должно осуществляться путем проведения экспертной оценки ущерба, нанесенного автомобилю в результате ДТП, в других – процедура оценки может быть упрощена.
С необходимостью определения размера материального ущерба, причиненного в ДТП от повреждения автомобилей и других видов транспортных средств, участники происшествия сталкиваются в 100 % случаев дорожных аварий.
Оценка ущерба автомобиля является «болевой точкой» в спорах по делам о возмещении ущерба от ДТП.
Для одной стороны – для потерпевших, размер ущерба из-за разбитого автомобиля всегда кажется чрезмерно заниженным.
Для другой стороны — для виновников ДТП, все наоборот: «муха превращена в слона».
Страховым компаниям и вовсе нет никакого дела ни до первых, ни до вторых: ведь у них, по вполне понятным причинам, просто отсутствует желание платить.
Поскольку деньги любят счет, то с ущербом придется разбираться детально.
Если после ознакомления с данной статьей у гостей нашего сайта появятся дополнительные или уточняющие вопросы относительно оценки ущерба, нанесенного автомобилю при ДТП, то мы рекомендуем обращаться в нашу службу правовой поддержки по указанным выше телефонам или через форму обратной связи либо задать вопрос в комментариях к статье.
Читайте также Получает ли виновник ДТП выплаты по ОСАГО
Подробности читайте в статьх:
В каких случаях необходима оценка ущерба автомобиля
Оценка ущерба автомобиля необходима:
При рассмотрении заявления потерпевшего о страховой выплате.
При несогласии потерпевшего с размером страховой выплаты определенной страховщиком и предъявлении претензии.
Для обоснования претензионных досудебных требований о возмещении ущерба от ДТП к виновнику происшествия.
Для предъявления иска в суд.
При назначении судебной экспертизы по иску о возмещении ущерба, причиненного транспортному средству в дорожно-транспортном происшествии.
Процедуру оценки ущерба, причиненного транспортному средству в ДТП, в зависимости от ее целевого назначения, условно можно разделить на два вида:
Оценка для целей, вытекающих из правоотношений, урегулированных Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее в статье – Закон «Об ОСАГО»).
Например, расчет страховой выплаты, оспаривание размера страхового возмещения, оценка для претензии к страховщику, назначение судебной оценочной экспертизы.
Оценка ущерба в иных целях по «упрощенному порядку».
Например, для предъявления претензии к виновнику аварии или лицу, ответственному за причиненный вред, при расчете суммы исковых требований и предъявлении иска в суд.
Рассмотрим подробнее каждый из видов оценки ущерба.
Порядок оценки ущерба автомобиля по закону об ОСАГО
Оценка ущерба автомобиля после ДТП, проводимая в рамках правоотношений по договорам обязательного страхования, должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями Закона «Об ОСАГО».
В стандартной ситуации после определения виновного лица потерпевший обращается в страховую компанию с заявлением о страховой выплате. Страховая компания в порядке и на условиях, предусмотренных законом «Об ОСАГО», определяет размер страховой выплаты в части расходов на восстановление поврежденного транспортного средства.
При этом не имеет значения способ оформления происшествия – Европротокол или общий порядок с участием уполномоченных сотрудников ГИБДД.
Статьи в помощь:
У потерпевшего впервые возникает необходимость проведения оценки ущерба автомобиля после ДТП в случае несогласия с размером причитающейся ему страховой выплаты, определенной страховщиком по результатам осмотра поврежденного транспортного средства.
При таких обстоятельствах потерпевший вправе настаивать на организации и проведении независимой технической экспертизы или независимой экспертизы (оценки) в соответствии с пунктом 11 статьи 12 Закона «Об ОСАГО».
Расходы по проведению экспертизы несет в этом случае страховщик.
Если размер страховой выплаты был определен страховой компанией по результатам осмотра и проведения независимой экспертизы (оценки), а потерпевший не согласен с ее размером, то он вправе оспорить заключение экспертизы путем проведения повторной независимой экспертизы (оценки).
Расходы на повторную экспертизу оплачивает потерпевший.
В дальнейшем заключение повторной экспертизы — оценки поврежденного транспортного средства направляется потерпевшим с досудебной претензией в страховую организацию.
Статьи в помощь:
Оценка ущерба автомобиля после ДТП в рамках правоотношений, вытекающих из исполнения обязательств по договорам обязательного страхования, имеет свою специфику, определяемую статьей 12.1 Закона «Об ОСАГО».
Определенный законом порядок проведения независимой технической экспертизы заключается в следующем:
Предметом экспертизы в числе прочего является определение стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, а так же применяемых при его ремонте способов и методов.
Для проведения независимой оценочной экспертизы применяются единые правила, установленные Центральным банком РФ: «Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 №433-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014 №34212).
Для целей проведения независимых экспертиз, в том числе и оценки ущерба автомобиля после ДТП в рамках ОСАГО, разработана и утверждена единая методика, по которой определяется величина расходов на восстановительный ремонт автомототранспортного средства.
Право на проведение независимых экспертиз предоставляется только экспертам-техникам – лицам, имеющим специальную профессиональную подготовку и включенных в единый реестр министерства юстиции России.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12.1 Закона «Об ОСАГО» соблюдение перечисленных требований является обязательным при назначении судебной экспертизы по иску о взыскании страховой выплаты и определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства (речь идет об иске к страховой компании).
Статья в помощь:
Из сказанного выше следует, что выбирая эксперта для проведения оценки ущерба автомобиля необходимо удостовериться, что он имеет соответствующую аккредитацию в реестре Минюста России.
Также проверьте, чтобы заключение, выполненное экспертом- техником было составлено с применением единой методики установленной Центробанком России.
В противном случае, вы безвозвратно потеряете и время и деньги.
Упрощенный порядок оценки ущерба автомобиля после ДТП
Данный вид оценки применяется в целях, не связанных с исполнением требований, вытекающих из правоотношений ОСАГО.
Потерпевший вправе самостоятельно выбрать способ для расчета суммы ущерба, причиненного в связи с повреждением его транспортного средства.
Например, собственник поврежденного автомобиля может обратиться к любому профессиональному оценщику, который при помощи любой из имеющихся в его арсенале методик определит размер причиненного ущерба.
Распространенным способом, используемым для оценки ущерба транспортных средств, является составление сметы ремонтно-восстановительных работ.
Смета может быть составлена как в специализирующейся на ремонте автомототранспортных средств организации, так и самостоятельно потерпевшим.
Оценка–смета представляет собой расчет стоимости ремонтных работ, перечень заменяемых запасных, комплектующих частей и материалов, необходимых для восстановления автомобиля.
Для обоснования сметы используются любые доказательства, обосновывающие стоимость затрат (чеки, выписки, справки из автомагазинов и специализирующихся на торговле запасными частями и ремонте организаций).
Использование упрощенного порядка предполагает выполнение потерпевшим функций организатора (исполнителя) действий, направленных на определение ущерба, и существенно минимизирует финансовые затраты по оценке ущерба автомобилю, нанесенного ДТП.
Подробности читайте в статье:
Комментарии
День Добрый. Было ДТП, я потерпевший. 2 авто, без вреда здоровью, до 50 тыс.
Повреждения: ЛКМ на заднем бампере+ поврежден фаркоп. Есть товарный чек на фаркоп, его стоимость 7800руб. покупал 2 мес. назад. Авто Фольтсваген Поло 2014г.в. пробег 90000км.
Получил справку из ГИБДД и постановление об отказе в возбуждении админ. правонарушения.
Приехал в свою страховую (росгосстрах), отдал документы: Спавку гибдд, постановление, копии паспорта, стс, в/у. Записался на экспертизу на сл. день и взял направление (только сейчас заметил что оно без номера, даты и печатей на фирм. бланке.)
На след. день машину осмотрел оценщик, забрал направление. Записал в бланке повреждения: замена ЛКМ, замена фаркопа. Отметил что возможны скрытые дефекты. На вопрос о работе снять/поставить бампер — он ответил что это сопутствующая работа и ее не нужно отдельно записывать. На предложение взять копию товарного чека, услышал отказ и что ему он не нужен и если что то не устраивает Я могу отказаться от выплаты. На просьбу сфотографироват ь этот бланк тоже получил отказ.
Через 15 мин. меня пригласили и озвучили сумму в 12700руб.
Естественно я отказался. Далее написали как бы правильно выразится заявление об полной выплате, расписался в бланке с перечнем отданных документов и на получение карты росгосстрах банк. В самом конце отдал копию товарного чека и записали его в перечень доков (если б не настоял- то сотрудница промолчала). Далее мне сказали что в течении 20 раб. дней поступит выплата либо на почту отказ. И новые расчеты я смогу получить по заявлению после выплаты.
Теперь не знаю что делать дальше. Либо заказывать сейчас независимую экспертизу, либо дожидаться выплаты и смотреть потом расчеты (знаю что машине 2 года и должны посчитать УТС) Кстати срок действия моего полиса истекает через 16 дней.
Читайте также Извещение о ДТП если не заполнили
Заранее благодарю за ответ и не судите строго по ошибкам.
Как провести независимую экспертизу авто после ДТП?
После любой аварии, важно правильно оценить ущерб, нанесенный автомобилю во время ДТП. Поэтому существует независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО, после чего оплачивается ущерб, причиненный потерпевшему. Важно знать, существующие правила и последовательность экспертиз неподконтрольных органов.
Что нужно делать после аварии

Если невозможно уладить дело мирным путем и нанесенный ущерб превышает 100 000 рублей, следует вызвать сотрудников Госинспекции.
Оформляя справку о происшествии, а затем и в протоколе необходимо обозначить виновника происшествия:
- после определения виновника в происшествии, его страхователь оплатит нанесенный ущерб транспортному средству.
- сотрудник страховой компании делает оценку повреждений, описывает их характер и количество.
- в случае оформления европротокола, оба участника аварии оформляют извещение о происшествии, описывают в подробностях как все произошло, рисуют схему движения обоих машин.
- собирают показания у имеющихся очевидцев дтп.
Когда на месте невозможно установить степень повреждений транспортных средств, следует воспользоваться услугами станции техобслуживания страхователя. Хотя, наиболее правильным будет воспользоваться услугами независимой экспертизы. Российский Союз Автомобилистов предлагает делать оценку у независимого эксперта, не представляющего ни одного из страхователей. Пострадавший в аварии, получает компенсацию со страхователя виновника, а виновный восстанавливает свою машину за свои собственные средства.
ВАЖНО . Главными задачами независимой экспертизы является восстановление событий, изучение всех мельчайших подробностей для определения настоящего виновника аварии. Работу независимой экспертизы, регламентирует положение Центробанка Российской Федерации № 433 – П. Во время экспертизы, устанавливается техническое состояние машины, указываются и описываются повреждения и уточняет данные (начальную скорость движения авто, маршрут проезда и место нахождение машины после окончания аварии).
Когда завершается осмотр, эксперт пишет отчет, отражающий сумму понесенного ущерба, уточнить, кто является виновным, и кто потерпевшим в аварии. Может установить рыночную стоимость транспортного средства на момент аварии.
Почему следует воспользоваться оценкой независимой экспертизы
Страхователи, для проведения оценки нанесенного ущерба пользуются услугами компаний, сотрудничающих с ними на постоянной основе. Часто после осмотра, сумма нанесенного вреда уменьшается и сумма возмещения, соответственно, также снижается. Тогда возникает много дополнительных вопросов. Поэтому следует обратиться в неподконтрольную экспертную организацию.
Таким экспертам нет необходимости подавать неверные сведения, и занижать или завышать суммы возмещения. Чаще такой экспертизой пользуются потерпевшие, чтобы справедливо оценить ущерб и отремонтировать свою машину за счет страхователя.
ВНИМАНИЕ . Экспертизу следует проводить в надлежащие сроки, и ни в коем случае, не начинать ремонт. Имея на руках отчет технического заключения страхователя, и начав ремонтировать машину, потерпевший не сможет доказать свою правоту в случае, когда страховые выплаты значительно уменьшены.
Когда сумма окончательно определена, можно начинать ремонтировать автомобиль.
Для подачи заявления в независимую экспертизу, следует приготовить такие документы:
- технического паспорта на машину,
- справку о дорожно-транспортом происшествии и протокола инспектора ГИБДД (копии, заверенные в установленном порядке),
- если в договоре страхования имеется пункт об экспертном обслуживании, следует оформить направление на экспертный осмотр,
- другие документы, если таковые имеются, по происшествию.
Последовательность проведения независимой экспертизы
Проведение независимой экспертной оценки регламентировано законодательством страны, в котором четко оговорена последовательность действий.
- Выбрать независимую организацию.
- Заключить договор о проведении экспертизы.
- Оплатить проведение независимой экспертизы.
- Согласовать день и время проведения технического исследования автомобиля.
- Оформить уведомление на осмотр виновному в аварии, или заинтересованным лицам.
- Обязательно присутствовать при проведении осмотра.
- Оформление акта по соответствующей форме, фиксируются на фотографиях или видео обнаруженные места повреждений.
- Расчет суммы возмещения повреждений, учитывая рыночную стоимость запасных частей для восстановления машины.
- Получить отчет с выводами, для фиксации передачи оформляется акт приемки от заказчика и передачи от исполнителя.
- Для проведения самой экспертизы и выдачи отчета и других надлежащих нормативных актов дается три дня, день отправления уведомления и день проведения самой экспертизы не считается.
Освидетельствование пострадавшего автомобиля производится в присутствии лица, спровоцировавшего аварию и сотрудника страхователя. Для своевременного оповещения страхователя, следует отправить оповещение, телеграфом с обратным уведомлением за пять рабочих дней, до проводимого осмотра.
ВНИМАНИЕ . В случае непоявления страхователя на исследовании, при наличии почтовых чеков и уведомлений, возможно и без такового. Техническая экспертиза проводится в светлое время дня, или при дневном освещении.
Отчет должен содержать такие параграфы:
- цель проводимой технической экспертизы.
- фамилия и инициалы потерпевшего в аварии.
- сумма, подлежащая возмещению для ремонта автомобиля.
- сведения, полученные в ходе осмотра и список законодательных документов, которыми руководствуется эксперт.
- день, месяц и год аварии.
- сведения о страховых полисах участников происшествия и компаниях страхователях.
- компенсация, подлежащая возмещению по расчетам проведенной экспертизы.
- подписи технического эксперта, проводившего осмотр, и лица, руководящего организацией, утвержденные печатями.
Копия экспертного заключения сохраняется три года, после окончания проведения экспертных работ. Готовый акт забирает представитель страхователя. Сведения отражаются в графе «Отчет об определении рыночной стоимости ущерба от аварии». Каждую страницу нумеруют, сшивают и скрепляют печатями и подписями техника, производившего осмотр. Заказчику выдается свой экземпляр, с актом приема-передачи. Страхователь должен выплатить компенсационную сумму, на восстановление автомобиля. В случае отказа страховой компании оплатить необходимую сумму, де следует передавать в судебные органы. Тогда будет необходимо проведение еще одной экспертизы.
Стоимость – цена проведения независимой неподконтрольной экспертной оценки машины, участника аварии в 2021 году зависит от того:
- как сильно поврежден автомобиль,
- насколько сложные проводятся работы,
- виды экспертиз,
- насколько срочно необходимо провести работу (сумма за срочность, обычно 10-15 % от всей предоставленной работы).
Когда у машины есть незначительные повреждения (до пяти деталей), стоит такое заключение по Москве 3500 рублей. Если машина имеет объемные повреждения (более 20 деталей), цена варьирует от 7000 рублей.
ВАЖНО . Оплачивать все экспертизы должен потерпевший, но, если дело передается в судебные органы, и выносится решение в пользу потерпевшего, все суммы по проведению экспертных работ будут взыскиваться с виновного, для чего следует сохранять расходные ордера и кассовые чеки от организации, проводившей оценочную стоимость.
Когда у лица, пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии, страховой полис ОСАГО Ингосстрах, после обращения к страхователю, для проведения независимой экспертизы, страхователь Ингосстрах финансирует проведение технического осмотра и направляет к своим партнерам. Поэтому следует найти ближайший офис Ингосстраха и узнать, где проводится обследование, можно ли оформить выезд к поврежденному автомобилю, нужно ли платить, сколько, какие документы иметь при себе. После получения результатов исследований, в срок 5ти рабочих дней необходимо подать заявление на возмещение ущерба, или заявление на проведение восстановительного ремонта на СТО.
ВАЖНО . Часто компенсационные выплаты бывают значительно уменьшены, иногда сумма снижения доходит до 40% от необходимой суммы на восстановление. Тогда следует организовывать неподконтрольную экспертизу, не являющуюся партнером Ингосстраха. Процедура оформления досудебной претензии, соблюдается потерпевшим четко в оговоренных правилах, составляется заявление к страхователю, с требованием возмещения нанесенного ущерба, к которому прикладываются все необходимые документы из перечня.
Если, не работает досудебная претензия, следует начинать судебное разбирательство, оформляя исковое заявление в районный суд. Тогда, после решения судебных органов о выплате нанесенного автомобилю ущерба, страховщик обязан оплатить все издержки, которые понес застрахованный в ходе досудебного и судебного разбирательства.