Срок прохождения то после покупки нового автомобиля
Содержание:
- 1 Регулярность проведения техосмотра для новой машины
- 2 Для чего нужен техосмотр
- 3 Нужно ли проходить ТО на новом авто
- 4 Когда необходима техническая карта
- 5 Как получать полис ОСАГО на авто без техосмотра
- 6 Техосмотр для новых такси, автобусов, спецтранспорта
- 7 Все самое важное о техосмотре. Прочти и добавь в закладки
- 8 Подробнее о техосмотре
- 9 Как часто проходить техосмотр
- 10 Документы, необходимые для прохождения техосмотра
- 11 Что обязательно проверят во время техосмотра?
- 12 Неисправности, которые нужно устранить до техосмотра
- 13 Какая периодичность проведения технического осмотра для автомобиля?
- 14 КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ТЕЛЕФОНУ ПРОВОДЯТСЯ НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ – 500 руб.!
- 15 Вопросы по прохождению техосмотра
- 16 Срок прохождения то после покупки нового автомобиля
- 17 Сроки прохождения техосмотра автомобиля
- 18 Сроки прохождения техосмотра
- 19 Сроки прохождения техосмотра для других категорий ТС
- 20 Диагностическая карта
- 21 Периодичность прохождения ТО
- 22 Что такое диагностическая карта?
- 23 Периодичность прохождения техосмотра для разных ТС
- 24 Таблица сроков прохождения ТО
- 25 Мотоциклы и мопеды (Категория А и M)
- 26 Легковые автомобили (категория B)
- 27 Грузовые автомобили (категория C)
- 28 Пассажирские автобусы (категория D)
- 29 Прочие виды транспорта
Регулярность проведения техосмотра для новой машины
Процедура технической диагностики транспортных средств считается обязательной в РФ, и применяется она для всех, без исключения, авто. Но в зависимости от типа ТС и его возраста, периодичность такой экспертизы может существенно колебаться. А вот знать, на сколько проводится техосмотр на новый автомобиль, так же, как и на старую машину, обязан каждый водитель, так как без карты ТО выезжать на дороги общего пользования ему будет строго запрещено.
Для чего нужен техосмотр
Время от времени, любое движимое имущество должно появляться на смотровой площадке ГИБДД или на частном СТО, для прохождения планового обслуживания. Главная цель данного мероприятия заключается в выявлении конструктивных изъянов транспортного средства, которые, в процессе эксплуатации, могут стать причиной возникновения ДТП. Проверяются при техосмотре следующие узлы ТС:
-
Световые приборы (передние и задние фары, повторители поворотов, габариты и отражатели), стеклоочистители;
- Тормозная система (магистрали, диски и колодки);
- Технические жидкости (тосол, смазка сцепления, моторное масло и гидравлическая тормозная смесь);
- Ходовая часть и рулевое управление (колонка, передняя ось и покрышки);
- Дверные замки (их осмотр проводится только в случае оформления диагностической карты для ОСАГО).
Также при каждом ТО операторы сверяют VIN код автомобиля и его государственный номер с данными из ПТС. Нужно ли проходить такой техосмотр для новой машины, узнаем из статьи ниже.
Нужно ли проходить ТО на новом авто
Для многих водителей под понятием новое авто подразумевается транспортное средство, приобретенное из салона, у официальных дилеров. По регламенту ГИБДД этот же термин воспринимается, как движимая собственность текущего года выпуска. То есть, даже если ТС было куплено не с рук, но его возраст превышает три года, то по закону оно уже не считается новым. Поэтому, при получении документов на подобного рода имущество, узнавать о том, когда проходить первый техосмотр желательно заранее, чтоб в дальнейшем не выплачивать штрафы.
Дата первого прохождения
Если транспортное средство было выпущено в текущем 2021 году, то его владельцу можно не беспокоиться о получении диагностической карты, как минимум, три года. Для более старших авто, начиная с 2016 г. в., этот срок сокращается до 2 лет. А вот все остальные ТС, до 2017 г. рождения, обязаны обслуживаться на технической станции ежегодно.
Однако такой график предусмотрен регламентом Госавтоинспекции исключительно для мотоциклов, легковых автомобилей и грузовых машин, весом до 3,5 тонн. Пассажирские автобусы, трамваи, троллейбусы (с вместительностью до 8 человек) и другая тяжелая техника должны получать талон об успешном прохождении ТО раз в год, вне зависимости от своего возраста.
Как идет отсчет трех лет
Для того, чтоб подсчитать, когда нужно проходить первый техосмотр на новой машине, водителю следует уточнить точную дату выпуска его движимой собственности. Ведь по закону отсчет времени для транспортных средств, возрастом до 3 лет, ведется со дня их схождения с конвейера. Для более устаревших моделей период первого планового ТО нужно рассчитывать с момента получения страховки у официального дилера. Перерыв между экспертизами для техники старше 8 лет, обычно не превышает 12 месяцев.
Периодичность прохождения
Как мы уже выяснили, в некоторых случаях техосмотр для страховки нужно проходить, даже если машине всего 3 года или меньше. Но периодичность такой процедуры будет отличаться от обязательного ТО для старых транспортных средств. Рассмотреть установленные сроки обновления технического талона можно в таблице ниже:
Год выпуска ТС | Количество лет до окончания действия юридической силы документа |
---|---|
С 2016 по 2019 | 3 |
2012 | 2 |
До 2012 | 1 |
В соответствии с регламентом Госавтоинспекции, эти ограничения вводятся как для бензиновых типов мотора, так и для дизельных агрегатов, имеющих меньшую степень выносливости.
Важно знать! Но если речь идет о рейсовых автобусах или маршрутках, с вместительностью более 8 человек, то для них может применяться особый вид диагностики, который проводится ежедневно, перед выездом транспорта на рейс. Причем такой техосмотр вводится и на новые машины аналогичного класса, чей возраст не превышает 3 лет.
Срок действия ТО
Исходя из типа самоходной техники,
период действия диагностической карты может колебаться от 12 до 36 месяцев (для категорий А1, А, В1, В, С1 и М предусматривается срок от 1 до 3 лет, а для групп С, D и E интервал между плановой экспертизой не может превышать 12-24 месяца). Узнавать, когда проходить техосмотр на новой машине или на устаревшем авто, необходимо отталкиваясь от первого показателя. Иначе гарантии того, что водитель будет ездить с действующим техническим талоном спустя год с момента покупки движимой собственности, не даст никто.
Когда необходима техническая карта
По закону Российской Федерации, плановое ТО требуется для всех видов транспорта, в том числе и не состоящих на учете ГИБДД. Но по факту проводить его можно при следующих обстоятельствах:
- Машина не числится в базе МРЭО, а владелец хочет ее узаконить с целью дальнейшего использования в личных целях, или для продажи (без карты об успешном прохождении осмотра, сотрудники Госавтоинспекции оставляют за собой право отказать гражданину в данной услуге. Но при необходимости нулевую диагностику авто возможно провести прямо на смотровой площадке ДПС, что займет у операторов порядка 20 минут);
- Самоходная техника состоит на учете, но срок действия ее полиса ОСАГО истек (технический талон для страхования движимой собственности просто необходим, так как он является единственной гарантией того, что ТС находится в удовлетворительном состоянии. А это, в свою очередь, снижает шанс его попадания в ДТП).
Важно знать! Но знать, нужен ли на новый автомобиль техосмотр – недостаточно. Главное также следить и за периодом действия данного документа. Ведь в случае его просрочки, каждая последующая поездка может привести к внушительному штрафу, в размере 5500 рублей. А это втрое больше стоимости плановой диагностики.
Как получать полис ОСАГО на авто без техосмотра
В соответствии с законодательством Российской Федерации, оформляться в базе страховой компании без талона о своевременном прохождении экспертизы разрешено только в двух исключительных случаях:
- Если машине еще не исполнилось
3 года (отсчет ведется по ПТС, с момента схождения транспортного средства с конвейера);
- ОСАГО выдается гражданину на время, не превышающее 20 дней (по истечению отведенного периода эксплуатировать авто будет строго запрещено, а за нарушение этого ограничения водителю может грозить материальное взыскание).
Других обстоятельств, когда на новой машине не надо проходить техосмотр для оформления КАСКО, регламент Госавтоинспекции не предусматривает.
Важно знать! Кроме штрафных санкций за нарушение данного пункта, гражданин также рискует и самостоятельно выплачивать ущерб, при совершении ДТП по его вине. Подобные расходы, как правило, исчисляются в десятках, а то и в сотнях тысяч рублей.
Техосмотр для новых такси, автобусов, спецтранспорта
Для всех рейсовых маршруток, автобусов, трамваев и троллейбусов, с вместительностью более 8 пассажиров, предусмотрен единый период прохождения технического контроля, не превышающий 365 дней. А вот для более компактного пассажирского транспорта, способного перевозить не более 5 человек за раз, плановое ТО должно проводиться по общему регламенту, как и для любого другого ТС категории В.
Но при отсутствии диагностической карты таксист не сможет отделаться лишь одним штрафом, как стандартный водитель. Дополнительно сотрудники ДПС могут конфисковать лицензию, и даже лишить его удостоверения на срок до 3 месяцев. Поэтому игнорировать требования Ростехнадзора, работая в упомянутой сфере, категорически не рекомендуется.
Такие же правила по прохождению своевременной экспертизы касаются и предприятий-владельцев спецтранспорта (скорая помощь, пожарная служба или ДПС). Но для них, как и для таксистов, предусмотрен особый контроль выполнения плановой диагностики. Так как службы быстрого реагирования просто обязаны иметь в своем автопарке исправную технику.
Мы узнали, нужна ли диагностическая карта на автомобиль до 3 лет и каких конкретно видов ТС касается это ограничение. В заключение стоит добавить, что игнорирование ТО, в первую очередь, несет негативные последствия для самого владельца движимой собственности, а не для государства или страховых компаний. А потому данную процедуру лучше осуществлять своевременно, чтобы избежать возможной выплаты крупного ущерба.
Все самое важное о техосмотре. Прочти и добавь в закладки
Любой легковой автомобиль, мотоцикл, прицеп или полуприцеп старше 3-х лет должен проходить осмотр технического состояния. Расскажем, как пройти техосмотр автомобиля и не заработать проблем.
Подробнее о техосмотре
Без технического осмотра в машине можно только сидеть, а вот по прямому назначению использовать ее запрещено. Еще бумага о ТО нужна страховой компании для оформления полиса ОСАГО. Частые изменения в законодательстве вносят путаницу в само понятие и технический регламент прохождения ТО. В настоящее время процедура техосмотра осуществляется согласно Приложению №1, относящемуся к Правилам проведения ТО.
Прохождение техосмотра подтверждает официальный документ — диагностическая карта, которая 30 июля 2012 года пришла на смену талонам технического осмотра. Карта содержит подробные сведения и заключение о техническом состоянии авто. Документ с уникальным номером заполняется экспертом центра-оператора технического осмотра. Диагностическая карта печатается двух экземплярах, один из которых хранится в месте прохождения ТО в течение 3 лет, а другой выдается владельцу на руки. Электронный дубликат на случай утери сохраняется в информационной базе данных того же центра.
Как часто проходить техосмотр
Согласно действующему законодательству, технический осмотр автомобиля категории В, мотоцикла, грузовика с максимально допустимой массой до 3,5 тонн, прицепа и полуприцепа проводится с периодичностью 1 раз в 2 года до тех пор, пока транспортному средству не исполнится 7 лет. С этого момента проходить ТО придется ежегодно. Срок действия диагностической карты для грузовых автомобилей категории С, учебных машин и авто со спецсигналами ограничивается 1 годом. Владельцы ТС категории Д (автобусов), такси и грузовиков, перевозящих людей и опасные грузы обязаны проходить техосмотр 1 раз в полгода, вне зависимости от года выпуска. Как уже было сказано выше, от прохождения ТО освобождаются легковые машины категории В, возраст которых меньше 3 лет.
Документы, необходимые для прохождения техосмотра
Правила прохождения техосмотра перечисляют документы, которые должны быть у владельца:
- Удостоверение личности (паспорт);
- Паспорт транспортного средства (ПТС автомобиля);
- Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС);
- Водительское удостоверение.
В случае, если собственник авто на техосмотр приехать не смог, его представителю необходимо предъявить доверенность в простой письменной форме с личной подписью доверителя. Заверять такой документ нотариально не нужно.
Что обязательно проверят во время техосмотра?
Стандартный порядок технического осмотра транспортного средства включает в себя несколько этапов:
- Оценка внешнего состояния автомобиля (проследите, чтобы машина на техосмотре была чистой).
- Проверка работоспособности светотехнических приборов и угла их освещения. Одновременно эксперты тестируют аварийную сигнализацию, звуковой сигнал, работу омывателей и подсветку номерных знаков.
- Дополнительно проверяют давление в шинах, люфт рулевой рейки, состояние подвески.
- Диагностика тормозной системы призвана проверить разность тормозных сил согласно требованиям, отсутствие механических повреждений, коррозии и подтекания тормозной жидкости, а также работоспособность ручного тормоза.
- Проверка двигателя на соответствие нормам уровня шума и выброса вредных веществ как на холостом ходу, так и в режиме высоких оборотов. Эксперт также замеряет уровень моторного масла, антифриза и других технических жидкостей в системах авто.
- Осмотр прочих конструктивных элементов предусматривает проверку зеркала заднего вида, ремней безопасности, подголовников сидений, дверных ручек и замков.
Для успешного прохождения техосмотра нужно иметь знак аварийной остановки нового образца со светоотражающими вставками, и огнетушитель объемом не менее двух литров. Наличие аптечки по действующим требованиям необязательно.
Неисправности, которые нужно устранить до техосмотра
В документе под названием «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» приведен полный список дефектов и повреждений, при наличии которых автомобиль не пройдет технический осмотр, среди них:
- тонированные ветровое и передние стекла, а также фары светопропускание которых не соответствует ГОСТу, что ограничивает обзорность;
- фары с ксеноновыми лампами, установленными не на заводе-изготовителе, а значит не соответствующие отражателям и конструкции светового прибора;
- многочисленные обвесы и детали интерьера, затрудняющие процесс безопасного вождения (например, нештатные подножки или спортивный руль);
- колеса с недостаточной глубиной протектора;
- нечитаемые государственные регистрационные знаки (номера);
- крупные трещины на ветровом стекле и фарах, ограничивающие обзорность и видимость;
- отсутствие фартуков и брызговиков, защищающих автомобиль от грязи и предусмотренных конструкцией кузова;
- некорректная работа тормозной, выхлопной и других основных систем автомобиля.
Официальные сервисные центры ГК FAVORIT MOTORS предлагают качественные услуги по устранению любых неисправностей, препятствующих прохождению технического осмотра. Опытные мастера быстро и грамотно проведут диагностику всех систем и выявят причину некорректной работы оборудования. В процессе ремонта мы используем только оригинальные запасные части и инструмент, рекомендованный автопроизводителем. Мы гарантируем высокий уровень клиентского сервиса и доступные цены.
Какая периодичность проведения технического осмотра для автомобиля?
Бытует мнение, что проходить техосмотр следует каждый год. Но это совсем не так. Период проведения технического осмотра зависит от следующих параметров: тип транспортного средства, года выпуска и цели использования.
КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ТЕЛЕФОНУ ПРОВОДЯТСЯ НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ – 500 руб.!
Новое с 1 марта 2021 года
Для авто, у которых заканчивается срок действия диагностической карты в период с 01.02.21 по 30.09.21, автоматически продлевается срок действия ДК.
- Диагностические карты со сроком окончания в феврале, марте, апреле автоматически продлеваются до 30.09.2021.
- Начиная с мая +6 месяцев к фактической дате окончания, т.е. например, диагностическая карта у которой срок действия заканчивается 1 сентября 2021 будет действовать до 1 марта 2022 года.
- Транспортные средства у которых срок действия истёк ранее 1 февраля 2021 и те, которые должны проходить техосмотр впервые в этом году(легковые 2017 года выпуска, грузовые и автобусы) – попадают под новые правила и должны пройти новую процедуру техосмотра с фотофиксацией.
Легковые автомобили:
- До 4-х лет – не проходят
- От 4 до 10 лет – раз в 2 года
- Старше 10 лет – ежегодно
Грузовые автомобили разрешенной максимальной массой до 3,5 т.:
- До 4-х лет – не проходят
- От 4 до 10 лет – раз в 2 года
- Старше 10 лет – ежегодно
Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т.; прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т.:
- До 5 лет – ежегодно
- Старше 5 лет – раз в 6 месяцев
Мотороллеры, мотоциклы, трициклы и квадроциклы:
- До 4-х лет – не проходят
- От 4 до 10 лет – раз в 2 года
- Старше 10 лет – ежегодно
Грузовые автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов; прицепы и полуприцепы к ним:
Такси, автобусы и оборудованные для перевозки людей грузовые ТС с числом пассажирских сидений более 8:
- До 5 лет – ежегодно
- Старше 5 лет – раз в 6 месяцев
Учебный транспорт:
- До 5 лет – ежегодно
- Старше 5 лет – раз в 6 месяцев
Вопросы по прохождению техосмотра
Рассмотрим наиболее частые вопросы по прохождению технического осмотра ТС.
Вопрос 1: “Год выпуска легкового ТС по ПТС 2017 г., но куплена/ввезена машина в 2018 г., надо ли проходить техосмотр в 2021 году?”
Ответ: “Если год выпуска машины по ПТС 2017 год, то автомобилю необходимо пройти технический осмотр в 2021 году. Первые 4 года новому ТС не требуется проходить техосмотр (2017, 2018, 2019 и 2020 года) и отчет начинается от года выпуска по ПТС , т.о. автомобилю необходимо пройти технический осмотр до 01.01.2021 года, т.к. эксплуатировать авто не прошедшее техосмотр нельзя!”.
Вопрос 2: “Легковой автомобиль куплен в декабре 2017 года, когда проходить техосмотр?”
Ответ: “Месяц приобретения ТС не учитывается, отчет идет по календарному году и начинается с 01.01.2017. Таким образом ТС необходимо пройти технический осмотр до 01.01.2021 года”.
Вопрос 3: “Год выпуска автомобиля 2018г., когда мне необходимо пройти техосмотр?”
Ответ: “Первые 4 года легковому автомобилю не нужно проходить технический осмотр (2018, 2019, 2020 и 2021 – еще не закончился). Т.о. автомобилю необходимо будет пройти техосмотр до 01.01.2022”.
Вопрос 4: “На сколько будет выдана диагностическая карта, если год выпуска автомобиля 2011 (2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017)г.?”
Ответ: “Т.к. автомобилю от 4-10 лет, то диагностическая карта будет выдана на 2 года”.
Вопрос 5: “ОСАГО еще действует, а вот техосмотр закончился, надо ли проходить технический осмотр, если ОСАГО подтверждает, что техосмотр у меня есть?”
Ответ: “Проходить техосмотр надо, т.к. согласно Федеральному Закону эксплуатировать транспортное средство, которое не прошло технический осмотр нельзя!”
Вопрос 6: “При покупке автомобиля досталась действующая диагностическая карта от прежнего собственника, надо ли проходит техосмотр, если у машины новый собственник?”
Ответ: “Проходить техосмотр не требуется, диагностическая карта делается на автомобиль, а не на собственника.”
Вопрос 7:“Моя машина на гарантии и только что прошла ТО на 30000 км у дилера, но никакой диагностической карты мне не выдали, надо ли проходить технический осмотр?”
Ответ:“ТО на дилере и технический осмотр включают разные процедуры проверки ТС и никак не связаны. Если дилером не была выдана диагностическая карта, то проходить техосмотр надо.”
Срок прохождения то после покупки нового автомобиля
Вопреки ожиданиям автомобилистов, власти намерены ускорить реформу техосмотра
Фото: Олег Каргаполов
Депутат Вячеслав Лысаков считает заявления об отмене техосмотра ложными
Новости о техосмотре противоречат одна другой: так, МВД предложило сделать процедуру добровольной, но вскоре после этого Совет Федерации РФ направил в правительство предложения, существенно ускоряющие реформу. При этом реинкарнация системы техосмотра, несмотря на сообщения ряда СМИ, идет полным ходом, хотя и с некоторыми оговорками. Чтобы вы не запутались окончательно, мы структурировали все новости и попросили экспертов ответить на наиболее частые вопросы, связанные с прохождением техосмотра в 2021 году.
Сенаторы форсируют реформу. Что это значит?
Главное предложение Совета Федерации РФ — ввести с 1 октября 2021 года штраф в 2000 рублей за езду без диагностической карты (то есть без техосмотра). Фиксировать нарушение смогут камеры фотовидеофиксации, а штраф может выписываться ежедневно. То есть неделя езды без карты потянет на 14 тысяч, месяц — на 60 тысяч рублей. Штраф оформляется после фиксации госномера движущегося автомобиля без актуального техосмотра (проверяется по базе ЕАИСТО).
Штраф в любом случае будет введен с 1 марта 2022 года, и сенаторы предлагают лишь перенести его на более ранний срок. Изначально фиксировать наличие техосмотра камерами планировали с марта 2021 года, но накануне большой реформы «камерный проект» поставили на годичную паузу.
Зачем понадобилось ускорять реформу?
Автоэксперт Юрий Панченко считает, что это связано с недавним решением отменить с 22 августа 2021 года привязку ОСАГО к техосмотру. До сих пор купить полис можно было, лишь предъявив диагностическую карту, но к концу лета техосмотр станет необязательным при обращении в страховую. Фактически это лишает автомобилистов последнего стимула посещать пункты техосмотра, потому что отдельного наказания для автомобилистов-частников пока нет.
А разве техосмотр не отменен совсем?
Нет, все эксперты говорят, что техосмотр не только не отменен, но к этому даже нет предпосылок.
— В системе техосмотра ничего не меняется, — объясняет депутат Государственной думы Вячеслав Лысаков. — Кроме разговоров и идей, которые озвучивает ГАИ, в реальности ничего нет: никто не менял федеральное законодательство в этой части. Да, в СМИ прошла волна, что техосмотр отменен, но та идея, которую озвучили в ГИБДД, не имеет под собой никаких нормативно-правовых решений, как нет и правительственного законопроекта, внесенного в Думу.
Упомянутая волна пошла после июньских заявлений главы ГИБДД Михаила Черникова, который предложил сделать техосмотр личных автомобилей добровольным. Позже он дополнил инициативу идеей стимулировать автовладельцев с техосмотром сниженными тарифами ОСАГО и транспортным налогом. Однако законотворческих последствий у этих высказываний пока нет.
Директор федеральной сети станций техосмотра «ТОПСТО» Геннадий Безносов, глубоко погруженный в вопрос, объясняет:
— Многие СМИ исказили информацию, заявляя, что техосмотр якобы отменен, но по факту даже в МВД не говорят об этом. В ведомстве официально заявили, что вопрос не проработан даже после заявлений господина Черникова. На сайте МВД информация об инициативе имеется, значит, они вроде как не против, но мы не видим никакой активности в этом направлении. Скажем, 16 июня был круглый стол, посвященный реформе техосмотра, где ни одно ведомство не высказалось за добровольный характер процедуры: ни МВД, ни Минтранс, ни Минпромторг, ни Минэкономразвития, ни Центробанк с РСА. Когда руководителю технадзора задали вопрос, поддерживает ли он предложение господина Черникова, тот ответил, что выработанной позиции по этому вопросу нет.
Большинство старых пунктов техосмотра находится сейчас в плачевном состоянии: чтобы соответствовать новым правилам, нужны инвестиции
Фото: Артём Краснов
В настоящий момент предпосылок для перевода техосмотра в разряд добровольных процедур нет. Даже если инициатива главы ГИБДД будет воспринята серьезно, потребуется время на изменение нормативных документов. При этом Вячеслав Лысаков считает идею главы ГИБДД по существу верной:
— Моя частная точка зрения: для частников можно отменить техосмотр, но одновременно предусмотреть пакетную ответственность, от административной до страховой, финансовой и уголовной, если в ДТП с данным транспортным средством кто-то пострадает. Собственник должен покрывать эти потери, потому что автомобиль — источник повышенной опасности, и за машиной нужно следить. Нужно каждые 10 тысяч км или раз в год проверять ее состояние и не ждать, когда шаровая отвалится и машина уйдет в лоб на встречку.
Глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов считает отмену техосмотра необходимой, однако сомневается в ее осуществимости.
— Лично у меня есть опасение, что чиновники правительства замылят отмену техосмотра и после думских выборов спустят эту инициативу на тормозах, — предполагает он. — Мы не раз говорили о том, что техосмотр не имеет никакого отношения к проблемам безопасности дорожного движения. Ведь по статистике доля ДТП из-за технических неисправностей автотранспорта не превышает четырех процентов. Все отлично знают, что система техосмотра никак не способствует предотвращению аварий на дорогах.
Несмотря на изрядное лобби за отмену техосмотра, никаких подвижек в этой области нет, и мы исходим из того, что реформа идет в плановом режиме.
Как проходит реформа техосмотра сейчас?
После десяти лет простоя система техосмотра начала возвращаться к жизни с марта 2021 года, но реформа сразу пошла не по плану. Накануне ее старта премьер-министр Михаил Мишустин ввел ряд послаблений, которые были ошибочно интерпретированы как отмена реформы. Все послабления сводились лишь к тому, что автомобилям, чьи диагностические карты истекают до 1 октября, срок их действия продлевается на полгода.
Летом глава ГИБДД Михаил Черников предложил сделать техосмотр добровольным, а позже ОСАГО отвязали от техосмотра (актуально с 22 августа), что создало впечатление, будто реформа остановлена. На контрасте с этим Совет Федерации предлагает, наоборот, затянуть гайки и, помимо более раннего введения штрафов, внес ряд других предложений: например, водитель должен будет возить с собой диагностическую карту и предъявлять по требованию инспектора (при том, что с 1 марта карта существует в электронном виде). Помимо автоматического штрафа в 2000 рублей, сенаторы предложили еще один, 500-рублевый, на случай, если водителя без диагностической карты остановит сотрудник ГИБДД. Последнее, судя по всему, необходимо для контроля автомобилей в сельской местности, где нет камер.
Автомобили, проходящие техосмотр, фотографируют два раза: на въезде и на выезде. После внесения снимков в базу данных их проверяют специалисты: например, диагностическая карта этой нижегородской «Газели» была аннулирована из-за видимой трещины на лобовом стекле
Фото: база ЕАИСТО
Есть и существенные сдвиги. Так, по данным игроков рынка, существенно осложнилась покупка диагностических карт без фактического прохождения техосмотра. Подобные нарушения еще встречаются, но ведется работа по отлову нарушителей и аннулированию диагностических карт: мы публиковали список наиболее частых поводов для этого.
Как таковых очередей на пунктах техосмотра сейчас нет, более того, у большинства пунктов работает предварительная запись, что исключает живую очередь. Однако операторы жалуются на нестабильную работу базы ЕАИСТО, что порой не позволяет внести данные об автомобиле и вынуждает владельцев обращаться повторно.
Сроки прохождения техосмотра автомобиля
Проверка необходимости наличия ТО для заключения ОСАГО
* Не требуется, потому что проходят ТО чаще 1 раза в год
Напоминаем, что даты прохождения технического осмотра считаются целыми годами. То есть, например, если ТС категории «С» 2020 года выпуска, будет приобретено в январе 2021 года, то для заключения ОСАГО ему сначала надо пройти техосмотр, поскольку с года выпуска прошел 1 год.
Технический осмотр транспортного средства – это проверка аппаратного состояния авто, его соответствие нормам безопасности, при которых оно должно обеспечить безопасное передвижение на дороге. Периодически все автомобили, зарегистрированные на территории страны, должны проходить обязательный осмотр. Это делается с целью увеличения безопасности дорожного движения, а также для предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
В данный момент, в законодательстве оформляется замена текущих сертификатов о прохождении ТО на диагностические карты, которые будут иметь исчерпывающую информацию о техническом состоянии автомобиля.
Периодичность осмотра зависит от веса автомобиля, его габаритов, а также от целей, выполнение которых возлагается на конкретную машину. Разберем эти нюансы подробнее.
Сроки прохождения техосмотра
Для начала необходимо рассмотреть периодичность, с которой проводиться процедура техосмотра для отдельных транспортных средств. Это зависит от массы и назначения автомобиля, однако, в первые три года с момента выпуска не нужно проходить ТО для следующих категорий автомобилей:
- Легковые автомобили;
- Грузовые автомобили с максимально допустимой массой до 3500 килограмм;
- Прицепы и полуприцепы;
- Мототранспорт.
Еще раз напомним, что данные категории освобождаются от проведения техосмотра в первые 3 года с момента их выпуска. Сюда же относятся все легковые автомобили, независимо от их массы.
Также стоит отметить, что последние поправки в законе разрешили прицепам и полуприцепам вообще не проходить технически осмотр, если их максимальная разрешенная масса составляет до 3,5 тонн, а владельцем является физическое лицо.
Еще одной особенностью нововведений является уточнения срока, с которого отсчитываются первые три года эксплуатации автомобиля. Он начинается с момента фактического выпуска автомобиля с конвейера. Таим образом, ввезенные из зарубежных стран машины больше не имеет привилегий в периодичности прохождения ТО.
После прохождения четырех лет, все вышеперечисленные категории транспортных средств, возрастом от 4 до 10 лет, обязаны каждые два года проходить обязательный технически осмотр.
Как мы видим, расчет периодичности прохождения то начинается с момента выпуска автомобиля. Сроки прохождения то для новых автомобилей выглядят таким образом:
- В первые три года машина освобождается от прохождения обязательного ТО.
- Далее, если, к примеру, машина была выпущена в 2017 году, то первый то она должна пройти в 2021 году, затем в 2023 и 2025 годах.
После достижения автомобилем семилетнего возраста она должна проходить техосмотр каждый год.
Сроки прохождения техосмотра для других категорий ТС
Ежегодно, процедуру прохождения обязательного технического осмотра должны проходить такие автомобили:
- Грузовые ТС, с максимально разрешенной массой более 3500 килограмм.
- Транспортные средства, которые используются в автошколах для обучения людей вождению. Автомобили со специальными сигналами.
Для машин, которые используются для транспортировки людей, выдвинуты более жесткие требования к периодичности прохождения обязательного технического осмотра. Это сделано с целью увеличения безопасности, а также для предотвращения возникновения аварийных ситуаций. Итак, транспортные средства, которые обязаны проходить процедуру то каждые полгода:
- Легковые такси и автобусы.
- ТС и прицепы, которые предназначенные для транспортировки грузов, относящихся к категории опасных.
- Грузовые авто, используемые для транспортировки людей. При этом они должны быть оснащены не менее 8 местами для сидения, не считая водительского.
Диагностическая карта
В соответствии с последними поправками, владелец автомобиля должен предоставить свое ТС для прохождения техосмотра в период действия карты. Важным моментом, что дата проведения последнего то должна входить в период действия карты, а не после его завершения.
Также стоит отметить, что проходить то можно у дилера (юридическое лицо, которое имеет все необходимые регистрационные документы для проведения техосмотра, а также осуществляет его своими силами), или у оператора технического осмотра. Ним является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которое аккредитовано в установленном законом порядке.
Периодичность прохождения ТО
Любой транспорт, будь то наземный, воздушный или водный, должен проходить своевременный технический осмотр уже в силу того, что он всегда представляет собой объект повышенной опасности. И любые серьезные неполадки в нем могут привести к повреждению чужого имущества, не говоря уже про вред здоровью или жизни других людей — участников дорожного или иного движения.
Проводить ТО в 2018 году могут только специальные авторизованные СТО (операторы и дилеры), имеющие государственную аккредитацию. Отсутствие действующей диагностической карты может грозить водителю многими неприятностями, от административных штрафов (для некоторых категорий ТС) до невозможности получить страховку ОСАГО и проблем при попадании в ДТП.
Что такое диагностическая карта?
Диагностическая карта составляется в двух экземплярах, один из которых выдается водителю на руки, а другой остается в сервисном центре на протяжении 3 лет. Дополнительно информация дублируется на компьютере, чтобы затем храниться в единой информационной базе техосмотров ЕАИСТО. Там же карте присваивается уникальный номер, по которому ее в любое время можно найти в этой базе.
Удобство постоянного нахождения данных техосмотра в электронной базе состоит еще и в том, что при потере бумажного варианта диагностической карты ее дубликат можно получить очень быстро, достаточно обратиться к своему техническому оператору, который и проводил ТО транспортного средства.
Диагностическую карту нет необходимости постоянно возить с собой. Инспекторы ГИБДД не вправе ее требовать от водителя. Но имеются и свои исключения. Водители легковых такси, грузовиков с количеством пассажирских мест не более 8, автобусов и автомобилей, перевозящих опасные грузы, должны проходить ТО каждые 6 месяцев и всегда возить с собой диагностическую карту. В противном случае их ждет административный штраф в размере от 500 до 800 рублей.
Периодичность прохождения техосмотра для разных ТС
Срок действия диагностической карты всегда указывается в самом документе, периодичность прохождения ТО разнится не только для различных типов транспортных средств, но отличается и в пределах одной группы (например, легковой автомобиль может проходить техосмотр и каждый год, и каждые 2 года). Что влияет на частоту техосмотра?
- Возраст автомобиля (имеется в виду количество лет, прошедших с момента его выпуска с завода);
- Категория транспортного средства;
- Назначение (перевозка людей или опасных грузов, специальный транспорт).
Таблица сроков прохождения ТО
Для удобства восприятия информации приведем таблицу сроков проведения ТО для разных транспортных средств. Крестом в ней отмечены сроки, в которые необходимо отправлять ТС в сервисные или дилерские центры. А ниже таблицы мы дадим более подробные пояснения по ней.
Мотоциклы и мопеды (Категория А и M)
Для новых автомобилей и прочих транспортных средств из категории А и B, если им еще не исполнилось 3 года (с момента выпуска, а не приобретения текущим владельцем), прохождение техосмотра не требуется. Если говорить про категорию А, то к ней относятся следующие ТС:
- мотоциклы и мотоколяски;
- четырехколесный транспорт с максимальной массой не более 400 кг;
- любые маломощные мотоциклы, чей объем двигателя не превышает 125 куб. см. и чья мощность находится в пределах 11 кВт (категория A1).
Мототранспорт из категории А проходит новый техосмотр (первый) только через 3 года после выпуска (как и новый автомобиль). При возрасте от 3 до 7 лет — каждые 2 года, при возрасте от 7 лет — каждые 12 месяцев. Это же относится и к транспорту с категорией M, среди которых мопеды и квадроциклы с объемом двигателя до 50 куб. см.
Легковые автомобили (категория B)
Автомобили и иные транспортные средства, относящиеся к этой категории, также не проходят ТО первые 3 года после выпуска (как и мотоциклы). При возрасте от 3 до 7 лет — каждые 2 года, от 7 лет и более — каждый год. Напомним, какие именно автомобили относятся к категории B:
- легковые авто с массой менее 3,5 тонны и количеством пассажирских мест не более 8 (за исключением водительского кресла);
- легковые авто с массой менее 3,5 тонны и количеством пассажирских мест не более 8 с прицепом весом до 750 кг;
- легковые авто с массой менее 3,5 тонны и количеством пассажирских мест не более 8 с прицепом весом свыше 750 кг;
- квадроциклы, трициклы и прочий транспорт, приписываемый к категории B.
Грузовые автомобили (категория C)
Под категорию C подпадает следующий транспорт:
- грузовые авто с массой свыше 3,5 тонны;
- грузовые авто с прицепом весом до 750 кг (подкатегория CE);
- грузовые авто с массой от 3,5 до 7 тонн (подкатегория C1);
- грузовые авто с массой от 3,5 до 7 тонн, оборудованные прицепом с весом не более 750 кг (подкатегория C1E).
Все автомобили из этой категории обязаны проходить технический осмотр каждые 24 месяца.
Пассажирские автобусы (категория D)
В эту группу транспортных средств входят все автобусы с количеством пассажирских мест более 8 (помимо водительского кресла), в том числе с прицепами массой менее или более 750 кг — подкатегории DE, D1, D1E. Любой транспорт, который перевозит пассажиров, обязательно проходит ТО каждые полгода (6 месяцев).
Прочие виды транспорта
Городские трамваи (категория Tm) и троллейбусы (категория Tb) обязаны проходить технический осмотр каждые 6 месяцев, если они занимаются перевозкой пассажиров. Если они заняты на перевозке грузов — то периодичность составляет 1 год (каждые 12 месяцев).
Периодичность ТО для прочих категорий транспорта:
- самоходная строительная техника — каждые 12 месяцев;
- тракторы — каждые 12 месяцев;
- транспорт, занятый на сезонных работах — перед началом работ (но не позднее 15 дней после их начала);
- прицепы, полуприцепы физических лиц — ТО проходить не нужно;
- прицепы, полуприцепы юридических лиц — периодичность такая же, как и для мотоциклов и легковых авто (первые 3 года проходить не нужно, от 3 до 7 лет — каждые 2 года, более 7 лет — каждые 12 месяцев);
- водный транспорт — один раз каждые 5 лет (исключения — шлюпки, водный транспорт с массой менее 200 кг и мотором мощностью до 8 кВт, спортивные парусные суда длиной не более 9 метров).
Существуют и отдельные категории наземного транспорта, для которых установлены свои сроки техосмотров. Так, каждые 6 месяцев ТО проходят легковые и грузовые такси (с количеством пассажирских мест не более 8), а также специальный транспорт, цель которого — перевозка опасных грузов. Должен проходить техосмотр ежегодно (каждые 12 месяцев) и транспорт специального назначения, оборудованный особыми световыми и звуковыми сигналами, а также транспорт, на котором обучают будущих водителей.