Стоит ли сейчас покупать автомобиль
Содержание:
- 1 Не доехали: почему автомобили в России будут только дорожать
- 2 Машины нарасхват
- 3 Стоит ли сейчас покупать автомобиль
- 4 Вариант 1. Колеса по цене смартфона
- 5 Вариант 2. Иномарка по цене гарнитура
- 6 Вырастут ли цены на машины из-за падения рубля и стоит ли покупать сейчас
- 7 Стоит ли покупать машину в 2020 году
- 8 Стоит ли сейчас покупать машину: советы экспертов
- 9 Стоит ли ждать конец 2020 года: цены и господдержка
- 10 Когда лучше не покупать автомобиль
- 11 Карантин кончился, кризис – нет. Стоит ли покупать новый автомобиль сейчас и какова ситуация на рынке?
- 12 Рынок оживает, но не очень быстро
- 13 Госпрограммы – хорошо, но если без перебора
- 14 Покупать сейчас или отложить на потом?
- 15 Смотреть на вторичный рынок?
Не доехали: почему автомобили в России будут только дорожать
Читайте нас в Google Новости
Российские автолюбители с надеждой смотрят в 2021 год: многие из них планируют покупку автомобиля. А вот эксперты не предвещают авторынку ничего хорошего. Рост цен, дефицит, падение общего спроса — автомобильной отрасти, возможно, придётся столкнуться с несколькими вызовами сразу. Впрочем, не только отрасли в целом, но и рядовым потребителям. NEWS.ru выяснял, стоит ли покупать автомобиль в краткосрочной перспективе или нужно отложить покупку до лучших времён.
В 2021 году более трети россиян намереваются приобрести автомобиль. Такие планы наших сограждан — результат отложенного спроса из-за кризиса. Тогда самой распространённой причиной для отказа от покупки стали растущие цены.
Действительно, рост цен на автомобили заметно превысил общую инфляцию по стране. По данным Росстата, в 2020 году стоимость новых автомобилей российского производства выросла на 9,4%, а иномарок — на 10,3%.
Главным драйвером этого роста стали падение курса рубля и повышение ставок утильсбора. А закрытие салонов и остановка производств минувшей весной привели к дефициту автомобилей во втором полугодии, который, в свою очередь, превратил рынок покупателя в рынок продавца. И если раньше дилерам приходилось конкурировать между собой за клиентов, то с наступлением коронакризиса они начали диктовать свои правила игры покупателям.
Стоит отметить, что 85% продаваемых на российском рынке автомобилей производятся у нас в стране, остальные 15% — это импортируемые машины, ценник на которые в первую очередь реагирует на изменение валютных курсов, напоминает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. Однако цены на автомобили отечественной сборки также подвержены влиянию девальвации, ведь часть комплектующих поставляется из других стран.
До пандемии мы прогнозировали падение авторынка в 2020 году. Однако в марте, после падения цен на нефть и одновременного роста курсов доллара и евро к рублю стало понятно: автомобили будут дорожать. Аналогичная ситуацию наблюдалась в конце 2014 года, когда сначала резко подпрыгнули курсы валют, а вслед за ними потянулись вверх цены на автомобили. Причём росли они плавно: у тех, кто поднял ценник на авто резко и сразу, практически встали продажи.
исполнительный директор аналитического агентства «Автостат»
Большинство компаний увеличивали цены постепенно, в течение года. В марте 2020-го случился новый обвал рубля, затем произошёл локдаун, после которого автопроизводители начали постепенно повышать цены, и делали это с оглядкой друг на друга, чтобы не выбиться из общего тренда. Понимая, что девальвация до добра не доведёт, автолюбители — те, кто был готов поменять старую машину на новую, — старались сделать это как можно быстрее, по «старым рублёвым» ценам.
По словам Сергея Удалова, цены на машины до сих пор не догнали процентную разницу валютных курсов, а это значит, есть потенциал для последующего роста.
В 2021-м производители продолжат поднимать цены, в течение года этот рост может составить 5–10% в зависимости от спроса на те или иные марки и модели. Резерв для повышения цен ещё есть. Вопрос и в том, что будет происходить с курсом рубля и со спросом, — рассуждает эксперт.
То, что повышение цен будет — совершенно очевидно, соглашается председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его словам, российский рубль не сможет укрепиться и продолжит своё снижение по отношению к мировым валютам, с курсом которых коррелируется стоимость автомобилей. Это с одной стороны, с другой — производителям сегодня приходится остро конкурировать между собой, придумывая привлекательные опции для потребителя, а это всё стоит денег.
Думаю, что рост цен будет плавный, просто потому что никакой потребитель не выдержит резкого роста. С другой стороны, нас может ожидать дефицит на рынке. Одновременно с дефицитом может произойти и подорожание. По-моему, всё худшее, что может случиться на авторынке одновременно, произойдёт в 2021 году. Другого прогноза я пока дать не могу.
глава Движения автомобилистов России
По мнению эксперта, производителей ожидает ещё один «сюрприз». Наблюдаемый в конце 2020 года покупательский всплеск был вызван в том числе обесцениванием накоплений граждан. Люди спасали сбережения, вкладывая деньги в недвижимость и автомобили.
Однако всё это не бесконечно и рано или поздно закончится, если уже не закончилось. И, следовательно, очень тяжёлая будет для рынка ситуация: цены будут расти, снижать их некуда, а благосостояние населения при этом не улучшится. Ситуация, прямо сказать, малоприятная и для продавцов, и для покупателей, и для автопроизводителей, — предупреждает Похмелкин.
По мнению некоторых специалистов, повышенный спрос практически исчерпал себя — недостатка в предложении быть не должно, но автоконцерны могут создать искусственный дефицит, сокращая производство для повышения собственной прибыли. Однако Сергей Удалов не разделяет эту точку зрения.
Искусственный дефицит никто создавать не будет. Однако все научены опытом кризисных 2008 и 2014 годов: перепроизводство никому не выгодно. Но это уже не искусственный дефицит, а иной подход к планированию продаж, — поясняет он.
Массовых скидок на автомобили тоже ждать не стоит. Их не было в конце прошлого года, по всей видимости, не будет и в 2021-м. Исключение составят разве что разовые спецпредложения на отдельные модели, полагает исполнительный директор «Автостата».
А вот на вопрос, стоит ли покупать автомобиль в ближайшей перспективе или подождать до лучших времён, если и не поставил экспертов в тупик, то заставил задуматься.
А будут ли лучшие времена? Пока что всё хуже и хуже. Это как обменивать валюту: менять рубль сейчас, ловить момент или подождать? Тут нужно руководствоваться тем, есть ли деньги на автомобиль или нет, острая ли в нём необходимость или можно подождать, — говорит глава Движения автомобилистов России.
По расчётам «Автостата», в 2021 году объём рынка новых легковых автомобилей может составить от 1,25 млн до 1,52 млн единиц, что будет соответствовать либо падению на 12% (пессимистический сценарий), либо росту на 5% (оптимистический) относительно 2020-го. Впрочем, сами эксперты признают: ситуация слишком неопределённая. Однозначно 2021 год будет непростым для российского авторынка, а вот насколько непростым — покажет только время.
Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен
Машины нарасхват
Максим Анатольевич, что происходит с ценами на автомобили?
Максим Агаджанов: В первую очередь стоит отметить, что цены не растут скачкообразно — производители сами формируют прайс-лист, исходя из спроса, экономической ситуации в стране и наличия машин. Они пытаются восстановить маржинальность бизнеса за счет постепенного повышения стоимости. Мы вряд ли увидим, скажем, 10-процентный скачок по всей модельной гамме марки. По одной модели реальный рост может составить 12%, а по другой — 4%. Зная это, было бы некорректно определять «среднюю температуру по больнице», но рост цен не прекращается. В этом году основными драйверами стали пандемия и скачки курса валют.
Как повлияла пандемия на стоимость машин?
Максим Агаджанов: Заводы «стояли» на протяжении 2-3 месяцев, поэтому автомобилей сейчас не хватает во всем мире. Это не искусственно созданный ажиотаж. Большая часть производства сосредоточена в Китае, где впервые появился очаг вируса. Многие иностранные и отечественные компании либо полностью зависят от китайского рынка, либо получают оттуда часть комплектующих. Остановка производства ударила по рынку, который оказался не готов к этому.
С этим связан дефицит на некоторые модели?
Максим Агаджанов: Потребители быстро оценили ситуацию — март этого года рынок закрыл в плюсе и еще был полон оптимизма. Однако последующие месяцы расставили все по своим местам. Еще недавно мы наблюдали реализацию отложенного спроса — люди покупали, не глядя, даже без скидок. В июле продажи новых автомобилей выросли на 6,8% по сравнению с июлем 2019 года. Спрос был практически на все модели. Отсюда нехватка некоторых из них — в основном тех, которые участвуют в государственных программах. Производителям нечем перекрывать образовавшийся пробел.
Не только пандемия сказалась на росте цен?
Максим Агаджанов: Конечно, мы очень привязаны к курсу. И доллар, и евро активно растут — за последний месяц мы наблюдали серьезный скачок. В целом рынок традиционно опасается введения санкций. Производители не будут работать себе в убыток, поэтому компенсируют этот скачок курсов, корректируя цены. На мой взгляд, в эту стратегию заранее заложены возможные риски. С момента введения санкций против различных секторов российской экономики рост цен продолжается вплоть до сегодняшнего дня.
Это сказывается на производителях, многие из которых получают под 90% комплектующих из-за рубежа. Даже Renault локализовал производство в России только на 60-70%. Остальные комплектующие по-прежнему производят и собирают за границей. Отечественные производители — не исключение. Мы заказываем на китайском рынке около 50-70% всех компонентов. А пандемия привела к закрытию границ.
Фактор, который спас рынок от катастрофы, — перенос повышения тарифов на утилизационный сбор на будущий год, что немного минимизировало рост цен в текущем. У нас нет оснований прогнозировать быстрое восстановление рынка, поэтому остается надеяться, что в 2021 году повышения вновь не произойдет.
Следует ли из этого, что ажиотажный спрос на автомобили оправдан?
Максим Агаджанов: Если рассматривать покупку нового автомобиля, то стоить совершить ее как можно скорее. До конца года цены точно еще «доберут» (по некоторым прогнозам — до 10%), да и многих моделей на рынке осталось критически мало. Сейчас производители обещают новые осенние поставки, но реальность этих обещаний очень зависит от развития пандемии и ограничительных мер, которые могут ввести. Учитывая эти факторы, у меня нет оснований думать, что рост цен выйдет на плато или достигнет стагнации — скорее всего, завтра будет дороже, чем вчера.
То есть надо срочно покупать автомобиль?
Максим Агаджанов: Чего точно не стоит делать — покупать автомобиль в панике. Из-за эмоциональных покупок мы получили избыток спроса и недостаток автомобилей. Срок ожидания востребованных моделей на рынке может составлять несколько месяцев — на них стабильно повышенный спрос. Скачки потребительского спроса выгодны дистрибьюторам, часть из которых отказывается от скидок и зарабатывает «по полной». Неопределенность также подстегивает покупателей — они разбирают даже те модели, которые традиционно считались неликвидными.
Читайте также Как узнать где стоит на учете автомобиль
Стоит ли сейчас покупать автомобиль
Плюсы и минусы разных стратегий покупки первого в жизни автомобиля
Два самых очевидных кандидата на роль первой машины: «мотька» и «жига». Но далеко не единственные
Фото: Артём Краснов
К выбору первой в жизни машины есть два глобальных подхода. Первый — взять что-то очень старенькое и дешевое, чтобы набить шишек в прямом и переносном смысле. Второй — сразу начинать с новой машины. Существует также бесконечное число промежуточных вариантов, и сегодня мы разберемся в их плюсах и минусах. А водители со стажем пусть поделятся опытом в комментариях — с какой машины начинали вы?
Вариант 1. Колеса по цене смартфона
Логика покупки машины за понятна — не так жалко. Если у новой машины мелкая ошибка может повлечь ремонт на те же , то у «Жигулей» бампер ремонтируется сапогом, а на что-то можно закрыть глаза, потому что ни функциональность, ни остаточная стоимость от этого сильно не меняется.
Выбор автомобилей ценой рублей обширен, но доминирует, конечно, продукция АВТОВАЗа. Встречаются также Daewoo Nexia и Matiz, «Волги», уазики. Есть и брендовые иномарки, но чаще в возрасте .
Косвенный плюс дешевой и старой машины: освоив ее, вы справитесь и с любым современным аппаратом. Подобная хтонь учит разбираться в технике, и вы наверняка узнаете, где у машины аккумулятор, какого цвета должен быть тосол и почему он всё время капает.
За эту «семерку» 2007 года просят около рублей. Вазовская классика по современным стандартам архаична, но с нее начинают многие: на фоне иномарок она почти бесплатна в эксплуатации
Дешевый автомобиль почти не теряет в цене, потому что дальше некуда. Если новая машина в первые три года может подешеветь этак на треть (сотни тысяч рублей), то автомобиль ценой через три года вы продадите. допустим, за .
Но есть и минусы. Старые корчи, как правило, доставляют много хлопот и требуют внимания. Пусть ремонт старых «Лад» стоит недорого, они могут доставать частотой поломок: то печка перестала работать, то холостые поплыли. Если у вас есть интерес к технике, можно рассматривать это как школу жизни, но в остальном эти пляски с бубном достают.
Можно поискать и переднеприводные ВАЗы: на фоне классики они пошустрее и проще в управлении
Кроме того, старые машины небезопасны в силу как архаичности конструкции, так и возраста конкретной машины. Подушек безопасности за такую цену чаще всего нет, а если и есть, то не факт, что рабочие. Впрочем, осознание этого учит осторожности на дороге, что само по себе неплохо.
За этот Suzuki Swift просят копейки, но состояние видите сами
Впрочем, мы вас не отговариваем: машина за рублей умеет 90% того, что может машина за миллион, так что по соотношению цены и функциональности старые «Лады», «Нексии» и праворучки впереди планеты всей.
Вариант 2. Иномарка по цене гарнитура
Подняв планку до можно поискать уже иномарку с усилителем руля, кондиционером и даже автоматом. Она будет ощутимо комфортнее «Жигулей» и проще в управлении, а живой вариант отъездит год-другой без особенных вложений: как раз хватит, чтобы научиться.
За 250–300 тысяч рублей есть неплохой выбор иномарок В-класса (городских хетчей) вроде Skoda Fabia или Hyundai Getz. Можно поискать и Ford Focus середины нулевых или Mitsubishi Lancer японской сборки. Есть и широкий выбор машин с правым рулем, включая экзотические варианты: мини-внедорожники, компакт-вэны, микролитражки.
Впрочем, годных иномарок за такие деньги не так много, поэтому выбирать нужно тщательно. Желательно проверить кузов толщиномером и провести диагностику двигателя и ходовой части. Также невредно почитать форумы, чтобы понять, нет ли у конкретной машины рискованных агрегатов. Например, французские автомобили оснащались проблемным четырехступенчатым автоматом (DP0/DP2/DP8 у Renault, AL4/AL8 у Peugeot и Citroen), которые медлительны и часто выходят из строя. Проблем могут добавить и ранние версии фольксвагеновских роботов DSG, стоимость ремонта которых иногда превышает остаточную цену автомобиля. Не меньше проблем было с роботами у Toyota и Opel.
С другой стороны, большая часть таких агрегатов хорошо известна, так что, погуглив, вы без труда поймете, относится ли конкретный автомобиль к зоне риска. Выбирая дешевую машину, не гонитесь за богатством оснащения: лучше взять вариант поскромнее, но с хорошей репутацией и в приличном состоянии.
Skoda Fabia неказиста на вид, но практична, сравнительно надежна, с хорошей управляемостью. В диапазоне 250–300 тысяч есть приличный выбор
Вырастут ли цены на машины из-за падения рубля и стоит ли покупать сейчас
Как только в России происходят какие-то экономические качели, так сразу все в панике начинают готовиться к росту цен. А тут мало того что рубль обрушился буквально за сутки, так еще и в мире объявлена пандемия коронавируса COVID-19, чего не было со времен чумы, критически важные для глобального рынка производства в Китае приостановлены, а за ним уже следуют итальянские.
В отпуск не съездить, развлечения ограничены, на недвижимость денег не хватает, поэтому люди традиционно думают об автомобилях. А значит — и о росте цен на машины. Срочно бежать покупать машину? Или, наоборот, стоит переждать? А что на вторичном рынке? А когда лучше планировать покупку? Эксперты рассказали Matador.tech, что сейчас происходит в автосалонах новых машин и автомобилей с пробегом и дали свои рекомендации и прогнозы. Смотрите наше интервью, а ниже можно прочитать, о чем идет речь в ролике.
Отвечают директор филиалов «АВИЛОН. Мерседес-Бенц» и эксперт розничной сети автомобилей с пробегом Automama.
О ценах на новые машины: Алексей Стариков – директор филиалов «АВИЛОН. Мерседес-Бенц»
-Повлияет ли падение рубля на авторынок? Будет ли рост цен на автомобили в 2020 году?
-Повышение курса рубля может, конечно, повлиять на цену автомобиля, и это однозначно произойдет. Только в долгосрочной перспективе. Вопрос – когда это случится. Пока в ближайшее время изменений мы не ожидаем. Все импортеры, производители не заинтересованы в резком колебании цен. Спрос, как мы ожидаем, должен немного увеличиться, из-за того что идут эти колебания, но завтра изменения цены не произойдет. Автопроизводители в любом случае займут выжидательную позицию. Посмотрят, как будет вести себя курс рубля. Только после этого примут решение о каких-либо действиях.
-Вырос ли спрос на машины в последние дни?
-Да, за последние дни мы чувствуем, что спрос увеличился и количество контрактов выросло. Клиенты принимают решение быстрее, реализуют запланированное желание, чтобы не попасть на возможное повышение цен.
То есть в ближайшие дни рост цен на автомобили в России продавцы новых машин не ожидают, хотя отмечают, что в автосалонах заметно оживление покупателей. А что говорят те, кто работает со вторичным рынком: каков их прогноз роста цен на автомобили?
О вторичном рынке и импорте – Михаил Ерцев, эксперт розничной сети автомобилей с пробегом Automama
-Подорожают ли поддержанные машины в ближайшем месяце?
-Пока такие выводы делать трудно, потому что ситуация на валютных рынках нам пока неизвестна – что будет с курсом. Пока ни один автопроизводитель не заявил о том, что он планирует в ближайшее время поднимать цены на автомобили. На вторичном рынке мы тенденции к повышению цен не заметили – пока все спокойно. Очередей и повышенного ажиотажа пока тоже нет.
-Какие факторы оказывают влияние на ценники машин?
-В нашей стране традиционно на стоимость автомобилей, как новых, так и б/у, влияет курс рубля по отношению к доллару и евро, поэтому пока я могу с уверенностью говорить о том, что это самый главный фактор, который повлияет на рост цен. Паника по коронавирусу нашей страны пока не достигла, в основном это касается Китая и Западной Европы, где ощутимо снизился объем производства и покупательский спрос, в нашей стране пока все спокойно.
-Будут ли различия по повышению цен в зависимости от региона? Дальний Восток, например?
-На Дальнем Востоке традиционно машины дороже, если говорить о тех марках, машины которых производятся в нашей стране или в целом представлены в нашей стране. Поэтому если говорить о процентном соотношении, то подорожание будет примерно одинаковым. А если говорить о рублевом выражении, то, конечно, на Дальнем Востоке рост цен будет более ощутимым.
-В связи с замедлением производства могут ли подорожать запчасти?
-Ни для кого не секрет, что большинство компонентов, в том числе автомобильных запчастей, сейчас производится в Китае, но эксперты подсчитали, что на данный момент падение производства составило всего 2%, поэтому пока говорить о каком-то дефиците на рынке запчастей не стоит. Опять же, возможный рост цен может быть скорее связан с курсом рубля.
-Скажется ли эпидемия на поставку б/у иномарок в РФ?
-Начиная с 2010 года практически уже не поставляются массово в РФ подержанные автомобили, это чаще всего мелкие частные компании и частные перекупщики привозят машины для последующей продажи, поэтому влияние на объем ввезенных автомобилей с пробегом ни коронавирус, ни даже курс рубля пока не оказал.
-Что делать покупателю? Бежать в автосалон за машиной?
-Пока я бы посоветовал не менять свои планы. Если вы запланировали продавать автомобиль, то не стоит отказываться от этого плана в ожидании какого-то бурного роста цен. А если хотели в ближайшее время купить автомобиль, то лучшего времени, чем сейчас, не найти, потому что пока низкие ставки по кредиту и нет никакого серьезного роста цен.
Таким образом, эксперты согласны между собой, что динамика роста цен на автомобили пока не предвидится. Однако подорожание автомобилей в 2020 году неизбежно, просто это долгосрочная перспектива. Скорее всего, первыми отреагируют повышением ценников те бренда, у которых сборка не локализована в России. Те компании, которые имеют в нашей стране собственные заводы, тоже не останутся в стороне, так как зависят от импортируемых автокомпонентов. А раз новые машины становятся дороже, то будут подниматься цены и на вторичном рынке.
Читайте также Как утилизировать автомобиль без документов и номеров
Пока цены в автосалонах не выросли, но дилеры постепенно отменяют скидки, акций и подарки, так как ажиотаж создают сами покупатели. Опасаясь подорожания, они принимают решение поспешить с запланированной покупкой.
Стоит ли покупать машину в 2020 году
Реалии этого года существенно повлияли на экономику и сильно ударили по автомобильному рынку, поэтому многие люди не знают, разумно ли покупать машину сейчас или лучше выждать какое-то время. В настоящий момент ситуация стабильна, но при этом есть ряд факторов, которые обязательно нужно учесть при принятии решения.
Стоит ли сейчас покупать машину: советы экспертов
Покупка авто в кризис 2020 года была наиболее выгодна весной, когда ценники были на старом уровне, а курс рубля сильно просел. Что касается осени, эксперты расходятся во мнении. Нужно изучить все рекомендации, чтобы принять правильное решение и не потерять деньги в итоге. Читайте также какие старинные монеты можно дорого продать, не все об этом знают.
Из всей информации можно выделить несколько важных моментов:
- Если в данный период машина не нужна для повседневного использования или для работы, лучше повременить с приобретением. Дело в том, что, даже если авто будет стоять большую часть времени, оно все равно дешевеет достаточно сильно. Поэтому есть смысл пока отложить покупку и использовать общественный транспорт или такси. За это время можно отложить еще какую-то сумму, что в дальнейшем позволит приобрести вариант более высокого класса.
- Из-за неустойчивой экономической ситуации и неопределенности событий даже на пару месяцев вперед лучше воздержаться от приобретения автомобиля в кредит. Это может принести больше проблем, чем пользы, так как невозможно прогнозировать курс рубля, а многие специалисты уверены, что он станет еще ниже к концу года. Особенно опасно брать машину в кредит в валюте, так как любые колебания могут существенно увеличить долг, тогда уплата ежемесячных взносов станет проблемой. Если с работой все стабильно и есть уверенность, что даже вторая волна коронавируса никак вас не затронет, можно воспользоваться и кредитом.
- Осень – неблагоприятное время для покупки машины по той причине, что большинство автосалонов не предлагают специальных условий, вариантов со скидкой намного меньше. Чаще всего выгодные предложения появляются в декабре, так как в этот период продажи автомобилей очень сильно снижаются и салоны стараются всеми силами привлечь клиентов. Тем, кто пока раздумывает, есть смысл дождаться предновогоднего периода, чтобы купить понравившуюся модель на более выгодных условиях. Но при этом не стоит забывать, что если вторая волна коронавируса все-таки будет, вряд ли условия продажи улучшатся.
- Плюсом в сложившейся ситуации является то, что автомобильная отрасль реагирует на любые изменения с задержкой. То есть, если национальная валюта снова просядет, есть время для того, чтобы купить машину по старой цене. Обычно стоимость начинает увеличиваться не ранее чем через месяц, поэтому волноваться не стоит. Есть смысл взять паузу и выждать оптимальный момент, будь то предновогодние недели или период, когда валюта резко прибавила в цене. Можно отложить приобретение и на следующий год, так как очень часто отличные условия предлагают в январе.
- Если есть желание купить авто по программе «Семейный автомобиль» или по другим проектам правительства, позволяющим получить льготу, стоит помнить, что срок их действия истекает 31 декабря 2020 года. Некоторые аналитики утверждают, что программу продлят, но информации от представителей власти нет, поэтому лучше не рисковать. В этом случае стоит учесть, что на оформление документов уходит определенное время. Также важно иметь положительную кредитную историю, чтобы банк одобрил приобретение авто.
- Некоторые покупатели надеются, что по прошествии кризисного периода стоимость автомобилей снизится. Но эксперты утверждают, что этого не произойдет, более того, машины могут подорожать еще больше из-за того, что все автопроизводители понесли огромные убытки и будут пытаться хоть как-то компенсировать потери. По этой же причине не стоит рассчитывать на выгодные акции: скорее всего, будут какие-то предложения, но сравниться с теми, которые были в начале года, они вряд ли смогут.
Если вы хотите приобрести электромобиль, по государственной программе можно получить скидку в размере 25% от стоимости, что является отличным решением. Купить таким способом авто могут те, у кого есть хотя бы один ребенок до 18 лет, а также лица, приобретающие свою первую машину. Воспользоваться льготой могут и медицинские работники.
Что касается подержанных автомобилей, все еще сложнее. На сегодня можно сделать вывод, что они дорожают вслед за новыми авто, но не так сильно. В этом случае нет смысла ждать конца года, нужно постоянно искать подходящее решение, так как периодически бывают варианты с ценой существенно ниже, чем по рынку. Кто-то продает машину из-за сложной финансовой ситуации, кому-то нужны деньги для других целей. Главное – не торопиться, мониторить сайты и СМИ, выбирать тщательно.
Стоит ли ждать конец 2020 года: цены и господдержка
Основные моменты описаны выше, на их основании можно сделать некоторые выводы, чтобы решить, что делать и есть ли смысл в приобретении машины в ближайшие месяцы. Что касается конца года, нужно помнить следующее:
- При повторной вспышке коронавируса вряд ли будут предновогодние акции и заметное снижение цен. Конечно, автосалоны постараются придумать какие-то улучшенные условия, но выгода не будет такой же весомой, как обычно. Стоит следить за последними новостями, чтобы понимать перспективы и принять решение вовремя.
- Если эпидемиологическая ситуация останется примерно такой же, в декабре можно ожидать хороших предложений. В этом случае есть смысл ждать конца года, так как осенью интересных акций намного меньше.
- Можно изучать предложения автосалонов и, если подвернется хороший вариант, пользоваться им и не выжидать до декабря. Сейчас не стоит надеяться на благоприятное развитие событий, все может повернуться не так, как планируется.
- Тем, кто берет машину по госпрограмме, лучше не откладывать приобретение до последнего момента и оформить бумаги заранее. Для большинства регионов предусмотрена льгота в 10%, а для жителей Дальнего Востока – 25%.
Если острой необходимости в авто нет, лучше выждать определенное время: при ухудшении ситуации всегда можно купить машину, так как цены меняются медленно. В настоящий момент никто не сможет дать точный прогноз, поэтому стоит ориентироваться по ситуации и не торопиться с принятием решения.
Мнение тех, кто считает, что кризис не повлияет на ценник отечественных авто, ошибочно, так как большое количество деталей и материалов для изготовления покупают за рубежом.
Когда лучше не покупать автомобиль
В некоторых случаях приобретение машины может принести больше проблем, чем пользы. Это серьезное решение, которое нельзя принимать впопыхах, а в определенных ситуациях оно вовсе не оправдано:
- Нельзя отдавать последние деньги на машину. Если ситуация ухудшится, можно просто остаться без средств к существованию. Всегда должен быть определенный финансовый запас, чтобы не пришлось одалживать деньги или продавать машину гораздо дешевле, чем она была куплена.
- Кредит – плохое решение, особенно если опять будет введен карантин. Не исключено, что выплаты снова заморозят на какое-то время, но, если из-за кризиса человек лишается работы, он и после не сможет нормально выплачивать взносы.
- Автомобиль – это пассив и рассматривать его как финансовое вложение не стоит. Лучше выбрать более ликвидные варианты, так как новая машина дешевеет быстро и потери будут намного больше, чем при хранении денег в валюте.
В целом можно сделать вывод, что в данный момент торопиться с приобретением машины не стоит, так как осень – самый неблагоприятный период с точки зрения цен. Можно выждать несколько месяцев до нового года, если никаких эксцессов не произойдет, велик шанс сэкономить за счет предновогодних акций. Тем, кто покупает авто по государственной программе, лучше не затягивать принятие решения надолго, так как она действует до конца года.
Карантин кончился, кризис – нет. Стоит ли покупать новый автомобиль сейчас и какова ситуация на рынке?
Автомобиль уже давно не роскошь, но постоянный рост цен, увы, приучает к обратному. Сейчас даже обычная Lada Granta в салоне начинается от полумиллиона рублей, поднимаются в цене и другие модели. Мы разобрались, почему так происходит, как можно сэкономить за счет государства и стоит ли вообще сейчас решаться на такую дорогую покупку, как новый автомобиль.
Рынок оживает, но не очень быстро
Российская автомобильная отрасль до коронавирусного кризиса показывала неплохие результаты – уже более 90% всех продаваемых в России автомобилей производились внутри страны, крупнейшие мировые производители смогли локализовать производство (пусть и с разной глубиной), а государство поддерживало не только производителей, но и банки, которые наращивали выдачу автокредитов.
С пандемией коронавируса в эту сферу, как и во многие другие, пришел кризис. По отрасли он ударил сразу с нескольких сторон:
- остановились поставки комплектующих – сначала из Китая, потом из стран Европы (откуда некоторые производители получали машинокомплекты);
- из-за девальвации рубля часть комплектующих стала стоить дороже – подорожали и сами автомобили;
- остановились сами заводы – они не попали в число предприятий, которым было разрешено работать в нерабочие дни в апреле-мае;
- остановился спрос – из-за локдауна в масштабах всей страны десятки миллионов россиян потеряли часть доходов – в том числе и те, кто планировал покупку авто.
Конечно, отрасль пыталась как-то наладить работу – например, в качестве эксперимента рассматривали онлайн-покупку авто с доставкой домой, но дальше эксперимента дело не пошло.
Читайте также Что считается переоборудованием автомобиля в России
Как результат – по состоянию на август 2020 года продажи были на 16,9% меньше аналогичного периода прошлого года. Это оказалось не так плохо, как прогнозировали в Ассоциации европейского бизнеса (минус 23,9%), однако все равно кризис отразился на компаниях. При этом всплеск продаж был зафиксирован в июле – когда в регионах России ослабили режим самоизоляции и покупатели реализовали свой отложенный спрос. А в августе продажи были уже на 0,5% меньше августа прошлого года.
Что касается марок и моделей, то в рейтинге традиционно лидирует продукция АвтоВАЗа, который за август продал 28 621 автомобилей (из которых 10 550 – это Lada Granta). На втором месте Kia с 19 818 проданными автомобилями, затем идет Hyundai с проданными 17 462 машинами. При этом по числу проданных автомобилей зарубежные марки показали рост, тогда как АвтоВАЗ продал меньше машин, чем в прошлом году.
Наличие проблем признают в Минпромторге. Как рассказал министр Денис Мантуров, по итогам года ведомство ждет падения рынка на 25-30%, но все равно российский рынок по итогам августа показал второй результат в Европе после Германии. Кроме того, спад в легковом сегменте Минпромторг надеется наверстать полной загрузкой мощностей по коммерческому транспорту.
Госпрограммы – хорошо, но если без перебора
Один из ключевых драйверов рынка новых автомобилей – государственные программы льготного автокредитования. По сути, государство решает сразу несколько проблем – помогает автопроизводителям, населению, банкам и даже страховым компаниям (полис Каско при покупке авто в кредит – практически везде обязательное условие).
Всего программ 2:
- «Первый автомобиль» – право на льготу имеет любой покупатель-заемщик, кто до этого момента не владел автомобилем;
- «Семейный автомобиль» – купить машину со скидкой может заемщик, у которого есть несовершеннолетние дети (хотя бы один ребенок).
Недавно добавилась и программа для медработников.
Если заемщик подходит под эти параметры, он может купить автомобиль в кредит и получить на него скидку в размере 10% от стоимости (кроме регионов Дальнего Востока, где скидка составит уже 25%).
Правда, есть и дополнительные условия:
- это обычный автокредит , поэтому покупатель авто должен проходить по всем требованиям банка к заемщикам (доходы, стаж работы на последнем месте, и т.д.). Правда, автокредит предполагает, что приобретаемый автомобиль идет в залог к банку, поэтому получить одобрение не так уж сложно;
- стоимость автомобиля – не более 1,5 миллионов рублей , причем он должен быть новым. Новый автомобиль – это если ему меньше 1 года, и он еще ни разу не регистрировался за владельцем;
- автомобиль должен быть собран в России , причем не просто собран – есть определенные требования к производителям по условным баллам локализации (то есть, машину должны не просто собирать в России, а, например, штамповать, сваривать и окрашивать кузов или производить двигатель внутри страны). Также обязательное условие – наличие специнвестконтракта с производителем;
- по программе работает не каждый банк , это нужно уточнять на месте.
Большинство крупных автодилеров указывают цены на авто с пометкой «от…», это означает, что скидка в 10% по госпрограмме будет уже включена в стоимость. Эту сумму не выдают на руки покупателю, ее получит автодилер от банка, который, в свою очередь, получит компенсацию от государства.
Учитывая ограничения по стоимости в 1,5 миллиона рублей, под программы попадают достаточно много моделей, и не только бюджетных. Например, меньше 1,5 миллионов рублей стоит Hyundai Creta, Renault Kaptur, или Kia Optima – при том, что они попадают под критерии госпрограмм. А если стоимость авто с дополнительным оборудованием окажется выше 1,5 миллионов рублей, то некоторые автодилеры даже готовы «разделить» кредит, чтобы он прошел по программе.
Однако на практике уже есть серьезные перегибы. В одном из tg-каналов рассказали, что ряд дилеров АвтоВАЗа практически прямым текстом отказывают клиентам продавать авто не в кредит – чтобы выбрать нужный объем по госпрограммам. Другой пример недобросовестного поведения – автомобили, которые попадают в программу, растут в цене, а клиентам навязывают страхование жизни. В итоге цены на тот же Kia Seltos выросли буквально до верхней границы по госпрограмме.
В итоге клиент получает скидку от государства, которой по факту не видит – она «растворяется» в повышении цен на авто, обязательной и «навязанной» страховке.
Покупать сейчас или отложить на потом?
Из-за пандемии коронавируса российские автопроизводители на какое-то время оставались без комплектующих, а потом были вынуждены закупать их по более высоким ценам. Причина – очередная волна девальвации рубля, которая продолжается и сейчас. Если до кризиса доллар стоил около 60 рублей, летом он падал до 68, то сейчас курс достигает 79 рублей и вплотную подбирается к психологической отметке в 80.
Конечно, даже при условии 90%-ной локализации производства, девальвация все равно привела к росту цен – ведь и производимые в России узлы включают большое количество импортных комплектующих.
Поднимать цены пришлось всем, включая АвтоВАЗ – гигант из Тольятти готовится с 1 октября снова повысить цены на свой модельный ряд на 2-3% (примерно на 15 тысяч рублей на каждый автомобиль). Но проблема в том, что это повышение станет пятым в течение года – и даже без учета повышения в октябре автомобили Lada подорожали за год в среднем на 38 595 рублей (а с учетом октябрьского роста это будет более 50 тысяч рублей). Та же Granta FL, которая считалась самым дешевым отечественным автомобилем, сейчас стоит от 470 900 рублей без учета акций – то есть, на новый автомобиль нужно собирать как минимум полмиллиона.
Другие марки, соответственно, также подорожали – особенно те авто, которые импортируются в страну, а не производятся в России (на них девальвация отражается полностью).
Но на рынке новых автомобилей есть новая проблема – дефицит ряда моделей. Как рассказала нам Анна Уткина из пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр», дефицит на рынке есть практически по всем моделям:
Нехватка товарных запасов – актуальная на сегодняшний день проблема. По многим брендам доступность крайне низкая, по некоторым – ситуация катастрофическая. Автомобильные заводы возобновили свою деятельность и сейчас работают в первую очередь на наполнение складов. Автомобили локализованного производства появятся на складах уже во второй половине сентября, в октябре-ноябре ситуация более-менее стабилизируется, но по импортным брендам дефицит сохранится дольше. Рост курсов мировых валют по отношению к рублю также негативно скажется на импорте и изобилия импортируемых авто на российском рынке до конца года не предвидится. Покупательский спрос есть, но он ограничен товарными запасами.
Сейчас, когда на рынке есть дефицит фактически по всем брендам и моделям, программы поддержки автопроизводителей завершены и скидок от дилеров практически нет. Все стараются продавать автомобили с максимальной выгодой.
Клиентам можно посоветовать автомобили тогда, когда в авто есть реальная потребность, не привязываясь к сезонности или экономической ситуации в стране. Надо понимать, что дешеветь автомобили не будут. Цены будут расти и зачастую выгоднее купить автомобиль сейчас в кредит, и совершить эту покупку по текущим ценам, чем пытаться накопить в условиях, когда автомобили дорожают, а реальные доходы населения сокращаются. Если автомобиль нужен сейчас, лучше выбрать из наличия, потому что автомобили из новых поставок придут по индексированным и более высоким ценам.
Анна Уткина, руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр».
Соответственно, в условиях дефицита товара автодилерам остается только завышать цены на имеющиеся экземпляры (к тому же нужно покрыть убытки за период временного простоя), или ориентироваться на вторичный сегмент и вплотную заниматься Trade-in.
С другой стороны, как говорит эксперт, дешеветь автомобили тоже не будут – поэтому в некоторых случаях есть смысл покупать машину именно сейчас, когда на ценах еще не успела отразиться новая волна девальвации. Главное здесь – учитывать соотношение цены и комплектации, ведь чтобы заработать больше, дилеры могут заранее устанавливать дополнительное оборудование и отказываться продавать машины без него.
Смотреть на вторичный рынок?
Вторичный рынок обычно повторяет те же тенденции, что и первичных (пусть и с некоторой задержкой). Как показывает статистика, в июле-августе в России был зафиксирован всплеск сделок купли-продажи автомобилей на вторичном рынке. Это вполне логично – доходы населения упали, кто-то потерял работу, кто-то вообще остался без денег. В этой ситуации продажа неиспользуемого автомобиля может стать спасением. Для покупателя это тоже интересно – в период кризиса на новый автомобиль собрать намного сложнее.
Однако с точки зрения покупателя вторичный рынок тоже не идеальный выбор:
- льготный автокредит недоступен, а обычный будет дороже (так как подержанный автомобиль дешевле нового);
- риск попасть на недобросовестного продавца;
- неизвестное точное техническое состояние автомобиля;
- из-за нового роста числа заболевших коронавирусом есть риск, что застраховать и переоформить авто будет сложно (так как пункты ТО, страховые компании и отделения ГИБДД могут снова закрыть для посетителей).
Что касается плюсов вторичного рынка, они достаточно очевидны, и главный плюс – более низкая цена (хотя все зависит от возраста автомобиля). Еще на вторичном рынке бывает проще подобрать подходящую модель и комплектацию (а у дилера остается выбирать из того, что есть в наличии или оформлять заказ и ждать несколько месяцев).
Тем не менее, для многих автомобиль в период кризиса стал настоящим спасением – это и способ подработки (курьер, такси), и способ выехать за город на период самоизоляции. И в такой ситуации совершенно не важно, новый автомобиль у семьи или подержанный. Поэтому в кризис лучшая рекомендация – делать покупку исключительно по своим возможностям, и не забывать о некоторых обязательных расходах.
Например, при покупке нового авто нужно отложить некоторую сумму на минимальный набор дополнительного оборудования, ОСАГО и ТО-0. Покупая подержанное авто, нужно потратиться на полную диагностику и замену расходников в самых важных узлах.